Ал-Афгани
Ал-Афгани
Ал-Афгани,
Джамал Ад-Дин (1839–1907), мусульманский религиозно-политический деятель.
Родился
ал-Афгани в 1839 в Восточном Афганистане.
Его детство и
юность прошли в Афганистане, традиционное религиозное образование он получил в
Кабуле.
Был на службе у
афганских эмиров, принимая участие в их борьбе за власть. В 1869 вынужден был
эмигрировать. После кратковременного пребывания в Индии, а затем в Стамбуле с
1871 жил в Каире.
Проповедник
либерально-реформаторских и антиколониалистских взглядов, ал-Афгани вызывал
недовольство консервативного духовенства и европейских консулов и по их
настоянию был выслан из Египта. Переезжая из одной страны в другую, в 1883–1886
жил в Париже, где вместе с Мухаммадом Абдо создал тайное общество «ал-Урва
ал-вукса» («Наикрепчайшая связь», т.е. ислам) и выпускал газету под тем же
названием, которая оказала влияние на пробуждения сознания мусульманской
интеллигенции.
В 1892 по
приглашению турецкого султана вновь поселился в Стамбуле. Умер ал-Афгани в
Стамбуле в 1907. В 1944 останки ал-Афгани были перевезены в Кабул.
Идеи ал-Афгани
можно вкратце сформулировать следующим образом 1) освобождение мусульманских
стран от власти европейских колониалистов и объединение мусульман для
достижения этой цели; 2) установление в мусульманских странах конституционного
образа правления, ограничение власти монархов через парламентаризм. Согласно
ал-Афгани, эти идеи должны опираться на первоначальное учение Корана,
подвергшееся в течение веков искажению.
В том виде, в
котором ислам существовал в последние столетия, он стал тормозом развития
общества, науки, культуры. Поэтому необходимы преобразования внутри ислама:
«Никакая реформа в мусульманских странах не может быть осуществлена, пока религиозные
лидеры не попытаются реформировать свой собственный ум, пока не поймут пользы
науки и культуры». Откликаясь на прочитанную в 1883 в Сорбонне лекцию Э.Ренана
Ислам и наука, ал-Афгани возражал против сужения Ренаном проблемы, ограничения
ее одним только исламом.
Ал-Афгани
допускал, что ислам виновен в отсталости мусульманских народов. «Куда бы он ни
проникал, он стремился задушить науку, в чем ему помогал деспотизм». Но ислам
вряд ли отличается в этом от других религий. Причиной упадка мусульманского
общества явилось скорее невежество, связанное с порчей религии, а не истинный
ислам. Именно неразвитая или испорченная религия всегда была тяжелым и
унижающим человечество, но неизбежным при его освобождении от варварства
бременем. Борьба между научным знанием и религией (в том числе исламом)
сохранится и в дальнейшем, и «именно наука как универсальное знание способна
исправить религию и вывести человечество из болота обскурантизма и метаний на
путь процветания и благосостояния».
Во время своего
пребывания в Египте задачу освобождения от английского вмешательства ал-Афгани
возлагал на правление египетского правителя, хедива, и выступал с идеей
панарабизма. В 1878 ал-Афгани стал основателем «Национальной ложи», в которой
обсуждались планы буржуазных реформ, выдвигалась идея конституционного
правления. В Александрии им было создано «Общество младоегиптян»,
провозглашался лозунг «Египет для египтян». Позднее, высланный из Египта,
ал-Афгани стал пропагандистом идей панисламизма: «У мусульман нет иной национальности,
кроме их общности по вере». Только объединившись вокруг сильной Османской
империи, мусульмане смогут добиться своего освобождения. Ал-Афгани даже
допускал, а иногда и настаивал на том, что «свобода берется, а не дается», что
«независимость не получить с помощью одних только слов», и поэтому народ должен
быть готов к вооруженному сопротивлению. Однако прежде всего ал-Афгани
обращался к «просвещенным классам», т.е. к чиновникам, интеллигентам,
религиозным деятелям. Идеи Афгани получили развитие в различных мусульманских
оппозиционных движениях уже в 20 в.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/