Цели и задачи изучения трудового права

  • Вид работы:
    Книга / Учебник
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,15 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Цели и задачи изучения трудового права













Цели и задачи изучения трудового права

Содержание

Введение

Лекция 1. Понятие трудового права

Лекция 2. Социальное партнерство в сфере труда

Лекция 3. Правовое регулирование рынка труда, занятости и трудоустройства

Лекция 4. Трудовой договор

Лекция 5. Правовое регулирование меры труда: рабочее время, нормы труда и время отдыха. Понятие "мера труда"

Лекция 6. Правовое регулирование оплаты труда

Лекция 7. Трудовая дисциплина

Лекция 8. Материальная ответственность сторон трудового договора

Лекция 9. Трудовые споры

Введение

Цели изучения трудового права:

·формирование правовых знаний по основным вопросам, возникающим в сфере труда и социального обеспечения;

·развитие навыков работы с нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в трудовой и социальной сфере, информационно-правовыми системами;

·повышение уровня общей правовой культуры.

Задачи изучения трудового права:

·ознакомить с основными институтами, понятиями трудового и социального права;

·проанализировать нормы действующего законодательства в сфере труда, занятости, социального обеспечения;

·научить работать с нормативно-правовыми актами, решать практические задачи, составлять правовые документы.

До начала изучения дисциплины студент должен:

.понимать, что такое право, почему оно необходимо, понимать взаимосвязь государства и права, права и других социальных норм;

2.знать основные юридические понятия и категории, уметь правильно их характеризовать;

.уметь излагать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

.иметь навыки решения правовых задач (конкретных ситуаций);

5.уметь работать на компьютере.

В результате изучения дисциплины студент должен:

1.знать:

oосновные понятия и институты трудового и социального права;

oосновные нормативно-правовые акты в сфере труда и социального обеспечения;

oотличия трудового договора от сходных с ним гражданско-правовых договоров (подряда, возмездного оказания услуг и пр.);

oпорядок заключения и прекращения трудового договора, оформления и ведения трудовых книжек;

oмеханизм привлечения работников и работодателей к материальной и дисциплинарной ответственности;

oпроцедуру урегулирования трудовых споров;

oосновные формы социального обеспечения;

2.уметь:

oобъяснять содержание основных понятий трудового права, прав и обязанностей сторон трудового договора;

oиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

oсоставлять правовые документы, применяемые в трудовых и социальных правоотношениях: трудовой договор, приказ, должностная инструкция, заявление, исковое заявление;

oпользоваться правовыми информационными системами;

3.иметь навыки:

oпоиска и использования правовой информации;

oанализа и толкования нормативно-правовых актов в сфере труда и социального обеспечения;

oвыбора соответствующих закону форм поведения, способов реализации прав, защиты нарушенных трудовых прав, разрешения споров.

Лекции по трудовому праву рассчитаны на групповое изучение в аудитории и самостоятельную работу в библиотеке и дома.

трудовое право договор норма

Лекция 1. Понятие трудового права

·Предмет, метод, система трудового права.

·Принципы трудового права: понятие, классификация.

·Источники трудового права: понятие, виды.

·Субъекты трудового права: работодатель, работник, профессиональные союзы, органы государственного контроля.

·Правоотношения в сфере труда: понятие и система.

Приступая к изучению трудового права, необходимо определить его предмет и метод. Предметом трудового права является комплекс общественных отношений по труду, состоящий из двух групп: собственно трудовых отношений, т.е. общественных отношений, которые складываются в процессе организации и применения наемного труда; отношений, непосредственно связанных с трудовыми, которые могут предшествовать, сопутствовать и вытекать из собственно трудовых отношений (ст.1 ТК РФ).

Изучая метод трудового права как совокупность способов воздействия на субъектов трудовых отношений, необходимо уяснить его особенности: сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования трудовых отношений сочетание централизованного и локального регулирования трудовых отношений, широкое участие профессиональных союзов в правовом регулировании трудовых отношений, своеобразие способов защиты трудовых прав наемных работников.

Основная роль трудового права - урегулирование его нормами поведения людей на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период, охраняло труд работников, способствовало улучшению условий их труда и быта.

Определив предмет и метод трудового права, необходимо перейти к изучению системы трудового права.

Система трудового права представляет собой научно обоснованную классификацию его норм, предполагающую деление единого предметного целого (отрасли) на отдельные относительно самостоятельные структурные образования (институты), а также на иные более дробные по составу устойчивые общности норм (подинституты).

Структурное деление норм трудового права как отрасли подразумевает также наличие Общей и Особенной частей, которые между собой соотносятся как общее и конкретное. Общая часть трудового права содержит принципы и задачи трудового права, права и обязанности работников и работодателей, нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, составляющие предмет трудового права. Особенная часть содержит нормы, регулирующие занятость и трудоустройство, трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработную плату, дисциплину труда и др.

Трудовые отношения регулируются в основном трудовым правом. Однако есть отношения, связанные с трудом, но регулируемые другими смежными отраслями права, например, гражданским и административным. Разграничение отраслей права можно проводить по предмету, подчинению работника правилам внутреннего распорядка и другим критериям.

Принципы трудового права представляют собой закрепленные в законодательстве о труде руководящие начала, которые выражают сущность норм трудового права и основные направления государственной политики в сфере регулирования трудовых отношений. Студентам следует обратить внимание на то, что основные принципы трудового права связаны с общеправовыми и межотраслевыми принципами.

Источники трудового права различаются по юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы. Студенты должны уяснить, что иерархия источников трудового права отражена в ст.5 ТК РФ.

При характеристике каждого вида источников трудового права необходимо выделять их особенность, исходя из специфики регулирования социально-трудовых отношений. Изучая действие законов и иных нормативных актов, следует учитывать, что они имеют свои временные и пространственные пределы, а также, как правило, распространяются на круг лиц (субъектов права).

Все источники в зависимости от действия нормативных актов по кругу лиц можно разделить на два взаимосвязанных и взаимообусловленных вида: общие и специальные, отражающие начала единства и дифференциации правового регулирования. Опираясь на теоретические положения о единстве и дифференциации правового регулирования социально-трудовых отношений, необходимо усвоить принцип деления норм законодательства о труде на общие и специальные, раскрыть значимость такого деления, привести примеры общих и специальных норм.

Изучение вопроса о субъектах трудовых отношений следует начать с понятия субъектов, их видов, а также правового статуса каждого из субъектов. Под субъектами трудового права понимаются участники правоотношений, возникающих в сфере организации и применения наемного труда, обладающие субъективными правами и обязанностями в соответствии с действующим трудовым законодательством.

Субъекты трудового права по закону наделяются таким свойством, как правовой статус. Обычно, выделяют следующие элементы правового статуса субъектов трудового права: трудовая правосубъектность (состоящая из трудовых правоспособности и дееспособности), субъективные права и обязанности (основные, статусные), гарантии реализации прав и обязанностей, ответственность за нарушение законодательства о труде. При дальнейшем рассмотрении субъектов трудового права необходимо определять их правовой статус, раскрывая каждый из перечисленных элементов.

При характеристике работника как субъекта трудового права следует уяснить и разграничить понятия фактической трудоспособности и трудовой правосубъектности.

Рассматривая работодателя как субъекта трудового права, студент должен различать виды работодателя: организация (коммерческая, некоммерческая), физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, физическое лицо, не занимающееся предпринимательской деятельностью.

К представителям работников необходимо относить: профессиональные союзы и их объединения, иных представителей, избираемых работниками. К представителям работодателя относятся: руководитель организации или уполномоченные им лица, объединения работодателей, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Изучая права таких субъектов, как работник, работодатель, представители работников студент должен хорошо проанализировать соответствующие нормативные акты, в которых определяется их юридическое положение.

В соответствии со ст.1 ТК РФ различают следующие виды правоотношений в сфере труда: по обеспечению занятости и трудоустройству граждан, по организации труда и управлению трудом, социально-партнерские, по профессиональной подготовке, переподготовке кадров на производстве, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда, разрешению трудовых споров и др.

Студентам следует обратить внимание на особенности трудовых отношений. Во-первых, субъектами трудовых правоотношений являются работник и работодатель; во-вторых, каждый из субъектов выступает по отношению к другому и как обязанное, и как управомоченное лицо; в-третьих, эти отношения носят длящийся характер, ибо права и обязанности субъектов реализуются не разовыми действиями, а систематически, путем совершения тех действий, которые необходимы для выполнения трудовой функции.

Особое внимание необходимо уделить содержанию трудового правоотношения. Работник и работодатель связаны субъективными правами и обязанностями, сочетание которых и раскрывает его юридическое содержание.

Завершая изучение данного вопроса, необходимо выяснить, какие юридические факты являются основаниями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

Лекция 2. Социальное партнерство в сфере труда

·Понятие и принципы социального партнерства.

·Формы социального партнерства.

·Коллективные переговоры.

·Коллективные договоры и соглашения как акты социального партнерства.

Изучение данной темы следует начать с уяснения понятия "социальное партнерство". Суть партнерства заключается в предотвращении и разрешении конфликтов в социальных и трудовых отношениях, достижении компромисса путем взаимных уступок сторон. Опираясь на нормы законодательства о труде, следует выделить основные принципы, стороны, систему и формы социального партнерства.

В основе партнерства лежит принцип бипартизма и трипартизма. В зависимости от этого выделяют двустороннее (работник и работодатель в лице уполномоченных представителей) и трехстороннее сотрудничество (к названным субъектам присоединяется государство).

После изучения общих положений о социальном партнерстве студентам необходимо обстоятельно исследовать одну из его форм - коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров и соглашений. При этом следует учесть, что, несмотря на общие принципы их заключения, коллективные договоры и соглашения являются разными правовыми документами.

Коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей. Студенты должны различать понятия стороны и субъекты коллективного договора, применяя ранее изученные положения о субъектах трудового права. Необходимо заострить внимание на случаях запрета выступать в качестве представителей ряда субъектов.

Значение коллективного договора проявляется в том, что он позволяет учитывать особенности и характер труда, его условия в рамках конкретной организации.

Коллективный договор может заключаться не только в организации, но и в филиале, представительстве, с индивидуальным предпринимателем.

Путем дальнейшего анализа норм Трудового кодекса РФ необходимо сформулировать этапы заключения коллективного договора и выделить их особенности.

Студенты должны изучить положения, охватывающие содержание и структуру коллективного договора, которые в рекомендательной форме закреплены в ст.41 ТК РФ. Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия, призванные регулировать социально-трудовые отношения в организации.

С правовой точки зрения положения, включенные в трудовой договор, принято подразделять на: нормативные (содержащие локальные нормы, регулирующие социально-трудовые отношения в организации), обязательственные (содержащие конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и исполнителей), информационные (информирующие работников организации об основных нормах трудового права).

При определении порядка осуществления контроля за выполнением коллективного договора необходимо провести анализ норм Трудового кодекса РФ. Отдельно следует поднять вопрос об ответственности сторон коллективного договора и соглашения. Для этого студенты должны изучить нормы Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.

После изучения коллективного договора следует перейти к вопросам, связанным с соглашениями.

Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, который заключается между полномочными представителями работников и работодателей в пределах их компетенции на различных уровнях - федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном. Студентам необходимо рассмотреть соглашение по тем же критериям, что и коллективный договор, параллельно выделяя его особенности.

Лекция 3. Правовое регулирование рынка труда, занятости и трудоустройства

·Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства. Государственная политика в сфере занятости.

·Правовой статус безработного.

·Социальная поддержка безработных.

·Правовая организация трудоустройства.

Изучение темы следует начать с определения рынка труда и субъектов отношений на рынке труда. Далее необходимо определить функции государства на рынке труда, назвать гарантии реализации права граждан на труд.

Студентам следует проанализировать закон "О занятости населения в Российской Федерации", дающий определение занятости населения, назвать граждан, относящихся к числу занятых.

Наряду с понятием "занятые граждане" важное значение имеет определение понятия "безработный" и установление его правового статуса. Следует иметь в виду, что не все незанятые граждане могут быть признаны безработными.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости в определенной последовательности, важно знать эту последовательность и ее содержание.

Учитывая, что на практике и в теории при определении понятия "безработный", а также в процессе подыскания гражданам работы возникают трудности с квалификацией ее в качестве подходящей или неподходящей, студентам особо внимательно рекомендуется изучить ст.4 Федерального закона "О занятости населения", которая подробно регламентирует обе эти разновидности работ.

Правовое положение безработного предусматривает не только права, обязанности и ответственность, но и гарантии материальной и социальной поддержки безработного, в том числе пособие по безработице. Следует знать, в каком размере назначается пособие по безработице, условия и сроки его выплаты.

Государство и работодатели содействуют обеспечению занятости населения, которое осуществляется в различных формах.

Государственная политика в области занятости направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в реализации права на добровольный труд и свободный выбор. Особое внимание уделяется проведению специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, предупреждению массовой и длительной безработицы. Студенты должны знать основные направления государственной политики в области занятости, органы, осуществляющие данную государственную политику и их полномочия.

Содействие занятости работодатели обеспечивают реализацией положений коллективных договоров, соглашений, оказанием помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке работающих, соблюдением установленной квоты для трудоустройства социально не защищенных граждан и др.

Лекция 4. Трудовой договор

·Понятие, стороны, содержание трудового договора.

·Общий порядок заключения трудового договора.

·Изменение трудового договора.

·Прекращение трудового договора.

·Защита персональных данных работника.

Изучение данной темы следует начать с выявления значений трудового договора: соглашение о труде; основание возникновения трудовых отношений; институт трудового права. Более подробно рассмотреть трудовой договор в первом значении.

Анализируя определение трудового договора, данное в Трудовом кодексе РФ, студент должен выделить признаки трудового договора, которые послужат критериями отграничения трудового договора от гражданско-правовых договоров: субъектный состав, подчинение работодателю, личный характер выполнения работы, заработная плата, обеспечение условий труда.

Одним из важных вопросов, на который студент должен обратить внимание, является содержание трудового договора. Под содержанием трудового договора понимается совокупность его условий. Выделяются следующие виды условий: обязательные и факультативные. При освещении содержания трудового договора необходимо подробно остановиться на испытательном сроке, который устанавливается с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе.

В соответствии со ст.57 ТК РФ трудовые договоры делятся на бессрочные, т.е. заключенные на неопределенный срок, и срочные, т.е. заключенные на определенный срок. Студенту следует знать основания заключения срочных договоров.

Требует серьезного изучения вопрос о юридических гарантиях при приеме на работу, установленных трудовым законодательством (Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом "О занятости населения").

Процедура заключения трудового договора - это прием гражданина на работу в качестве работника. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на: возраст, с которого возможно заключение трудового договора; документы, необходимые для предъявления при приеме на работу, форму трудового договора (в том числе на фактический допуск к работе); роль приказа при заключении трудового договора; трудовую книжку как основной документ трудовой деятельности работника.

Изменение трудового договора подразумевает изменение его условий. Выделяют три вида изменений трудового договора: перевод, перемещение, изменение существенных условий трудового договора.

Изучая вопрос о переводе, важно усвоить само понятие "перевод", его отличие от перемещения. Студент должен знать классификацию видов переводов на другую работу, основания и условия перевода по каждому из его видов.

После рассмотрения постоянных переводов, студентам необходимо определить, какими отличительными признаками обладают временные переводы. Анализируя временные переводы, студенты должны установить, какие гарантии установлены законодателем при временных переводах.

Изучая изменение существенных условий трудового договора, студенты должны раскрыть понятие "организационные и технологические условия труда". Отличительными особенностями этого вида изменений трудового договора является порядок изменения существенных условий трудового договора (уведомление, предложение вакантных должностей, введение режима неполного рабочего времени).

Прекращение трудового договора означает разрыв трудовой связи, окончание трудовых отношений работника и работодателя.

Говоря об основаниях прекращения трудового договора и их классификации, следует помнить различные критерии деления:

·по видам юридических фактов;

·по волеизъявлению;

·по сфере действия;

·по способу установления.

Наиболее распространенным случаем прекращения трудового договора является увольнение по инициативе одной из сторон.

При рассмотрении прекращения трудового договора по инициативе работника следует установить, в чем проявляется принцип свободы труда, закрепленный в Конституции РФ, а также условие, при котором возможно прекращение правоотношений. Указывая на случаи уменьшения двухнедельного срока предупреждения, студенты должны провести отличие данного основания прекращения трудового договора от расторжения трудового договора по соглашению сторон. Далее следует охарактеризовать случай, когда работник может не воспользоваться своим правом на расторжение трудового договора. Определив обязанность работодателя выдать работнику все документы, связанные с работой, студенты должны определить вид ответственности за невыполнение данного условия.

Российское законодательство допускает расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, установленным федеральными законами или трудовым договором.

Лекция 5. Правовое регулирование меры труда: рабочее время, нормы труда и время отдыха. Понятие "мера труда"

·Понятие, продолжительность и виды рабочего времени.

·Режим рабочего времени.

·Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Сверхурочная работа.

·Нормирование труда.

·Учет рабочего времени.

·Понятие и виды времени отдыха.

При изучении данной темы студентам, прежде всего, следует обратить внимание на четкое и правильное определение понятия "рабочее время". Рабочее время употребляется в трех значениях:

1.мера труда, выраженная в единицах времени (рабочий день, рабочая смена, рабочая неделя);

2.фактически проработанное время;

Ориентируясь на данные значения, студенты должны проанализировать определение рабочего времени, данное в Трудовом кодексе РФ.

При изучении нормирования рабочего времени необходимо провести соотношение таких понятий, как "нормальное", "сокращенное", "неполное" рабочее время, а затем изучить виды рабочего времени, раскрывая их особенности:

·нормальное рабочее время;

·сокращенное рабочее время;

·неполное рабочее время.

Режим рабочего времени - это порядок распределения рабочего времени в течение суток, месяца или других календарных периодов. Наиболее распространены следующие режимы:

1.пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

2.шестидневная с одним выходным днем;

3.с ненормированным рабочим днем;

.гибкое рабочее время;

.сменная работа;

6.с разделением рабочего дня на части.

Студенты должны последовательно охарактеризовать каждый из видов. Понятие "режим" тесно связано с понятием "учет рабочего времени". В связи с этим следует провести соотношение двух этих понятий, а затем выделить виды учета рабочего времени: поденный, недельный, суммированный.

При дальнейшем рассмотрении темы следует коснуться проблем работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. К данным работам законодателем отнесены только сверхурочные работы и работа с ненормированным рабочим днем. Характеризовать сверхурочные работы нужно посредством продолжительности и режима рабочего времени. Студентам необходимо раскрыть условия, при которых работа признается сверхурочной.

Прежде необходимо выяснить, что такое время отдыха. Затем следует выделить виды времени отдыха. К видам времени отдыха законодатель отнес:

·перерывы в течение рабочего дня;

·ежедневный (междусменный) отдых;

·выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

·нерабочие праздничные дни;

·отпуска.

Задача студентов последовательно раскрыть каждый из видов времени отдыха по следующим критериям: понятие, цель, особенности.

Отпуск - это свободные от работы дни, предоставляемые работнику подряд, с сохранением за ним места работы (должности). К видам отпусков относят ежегодный оплачиваемый отпуск: основной и дополнительный отпуск; отпуск без сохранения заработной платы. При анализе любого вида отпуска рекомендуется обращать внимание на следующие характеристики:

·целевое назначение отпуска;

·категории работников, которым предоставляется отпуск;

·основания предоставления отпуска;

·порядок предоставления отпуска;

·наличие или отсутствие материального обеспечения работника во время отпуска (заработная плата, пособие и т.п.).

Студенты должны обратить внимание на то, что по письменной просьбе работника Трудовым кодексом РФ разрешено заменять денежной компенсацией часть отпуска, превышающую 28 календарных дней. Но данное правило распространяется не на всех работников. Запрещается заменять часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, несовершеннолетним, беременным, работникам, занятым на тяжелых работах и с вредными условиями труда.

Лекция 6. Правовое регулирование оплаты труда

·Понятие и общая характеристика заработной платы.

·Минимальная заработная плата.

·Тарифная система оплаты труда.

·Системы и формы заработной платы.

·Средний заработок и его исчисление.

·Охрана заработной платы.

Изучив вопросы темы, студенты должны знать, что такое заработная плата, научиться отличать заработную плату от других выплат и доплат, которые предусмотрены трудовым законодательством.

В Трудовом кодексе РФ предпринята попытка разграничить понятия "оплата труда" и "заработная плата", ранее рассматриваемые как тождественные. Студентам следует проанализировать нормы Трудового кодекса РФ, выявив позицию законодателя по этому вопросу.

Понятие "заработная плата" необходимо рассматривать в экономическом и правовом аспектах. Выделяя в заработной плате постоянную (собственно вознаграждение за труд) и переменную (выплаты компенсационного и стимулирующего характера) части, необходимо последовательно раскрыть каждую из них.

Принципиально важным и действенным методом государственного регулирования заработной платы является законодательное установление ее минимального размера. Студенты должны различать такие понятия, как "минимальный размер оплаты труда" и "прожиточный минимум". Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.

Система оплаты труда - это способ исчисления размеров вознаграждения за труд в соответствии с его затратами либо результатом. Выделяют две основные системы оплаты труда: тарифную и бестарифную. Рассматривая вопрос по бестарифной системе, студентам необходимо провести соотношение таких понятий, как "тарифная ставка", "тарифный разряд", "тарифный коэффициент", "тарифно-квалификационный справочник", "тарифная сетка".

С учетом специфики хозяйственной деятельности работодатель вправе выбрать одну из существующих форм тарифной системы оплаты труда: повременную или сдельную (прямая сдельная, прогрессивная, косвенная, коллективная, аккордная). Наряду с тарифной системой оплаты труда, выделяют бестарифную систему. Студентам следует привести примеры бестарифных систем и на этих примерах раскрыть сущность данных систем.

В ряде случаев трудовое законодательство предусматривает исчисление средней заработной платы. Основные правила ее исчисления предусмотрены ст.139 ТК РФ, а специальные - в подзаконных нормативно-правовых актах.

В завершение темы следует изучить вопрос об охране заработной платы, порядке ее выплаты.

Лекция 7. Трудовая дисциплина

·Понятие и общая характеристика дисциплины труда.

·Обеспечение трудовой дисциплины.

·Поощрение за добросовестный труд.

·Дисциплинарная ответственность работников: понятие, виды дисциплинарных взысканий, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

·Ответственность работодателя.

Изучение данной темы следует начать с уяснения понятия "трудовая дисциплина" как двусторонней категории, включающей в себя обязанности сторон.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. На основе норм Трудового кодекса РФ студенты должны осветить порядок разработки правил внутреннего распорядка, принятия, внесения изменений.

Последовательное изучение вопросов данной темы позволит студенту перейти к рассмотрению мер поощрения за труд и порядка их применения. Меры поощрения классифицируются по способу воздействия на работников (моральные и материальные); оформлению и закреплению в правовых актах (правовые и неправовые); сфере действия (общие и специальные); применяющим органам. В Трудовом кодексе РФ установлен примерный перечень мер поощрения, который может дополняться правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, уставами и положениями о дисциплине.

Предусматривая меры поощрения за труд, законодатель предусмотрел и меры дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные нормами трудового права, за виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.

В основе дисциплинарной ответственности всегда лежит конкретный дисциплинарный проступок. Студентам необходимо выделить и проанализировать элементы данного вида правонарушения. Кроме того, следует знать меры взыскания за нарушение трудовой дисциплины, порядок их применения и снятия.

Необходимо обратить внимание на то, что дисциплинарные взыскания в трудовую книжку не заносятся. Исключение составляет увольнение за нарушение трудовой дисциплины, так как причина увольнения записывается в трудовую книжку в точном соответствии с формулировкой кодекса.

Лекция 8. Материальная ответственность сторон трудового договора

·Понятие, виды материальной ответственности.

·Материальная ответственность работника.

·Материальная ответственность работодателя.

Трудовое законодательство предусматривает, кроме дисциплинарной, материальную ответственность сторон трудового договора. Материальная ответственность по трудовому праву - обязанность возмещения виновной стороной трудового договора нанесенного ущерба другой стороне.

Материальная ответственность сторон трудового договора в равной степени обеспечивает защиту прав как работодателя, так и работника, что вытекает из содержания их основных прав и обязанностей. Исходя из этого, студентам следует иметь в виду, что в качестве субъектов - причинителей вреда выступают юридические и физические лица. В зависимости от этого выделяют два вида материальной ответственности: материальная ответственность работодателя перед работником и материальная ответственность работника перед работодателем.

Рассматривая первый вид материальной ответственности, студенты должны различить и анализировать случаи материальной ответственности работодателя: незаконное лишение возможности трудиться; задержка заработной платы; ущерб, причиненный имуществу работника. В перечисленных случаях работодатель несет ответственность в полном размере. Студенты должны изучить все нормативные акты, относящиеся к возмещению материального ущерба, причиненного работодателем работнику, а также судебную практику по этому вопросу.

При изучении вопроса о материальной ответственности работника студентам следует раскрыть пределы материальной ответственности (ограниченная и полная). Вопрос о полной материальной ответственности требует особого внимания. Выделяют два вида полной материальной ответственности: индивидуальная и коллективная (бригадная). Путем анализа трудового законодательства студенты должны выделить характерные признаки данных видов материальной ответственности.

Заключительным этапом процедуры привлечения работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу работодателя, является стадия определения размера этого ущерба и стадия взыскания ущерба.

В зависимости от процедуры возмещения ущерба можно выделить три способа его взыскания: добровольный, по приказу работодателя, судебный. Студентам необходимо знать эти способы взыскания ущерба. При этом не следует путать предел ответственности работника с ограничением размера ежемесячных удержаний из заработной платы.

В соответствии со ст.138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50%. При удержании по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50% заработной платы. Это ограничение не применяется при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, а также возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца. В этих случаях размер удержаний не может превышать 70%.

Лекция 9. Трудовые споры

·Индивидуальные трудовые споры.

·Коллективные трудовые споры.

Изучение данной темы следует начать с Конституции РФ, где закреплено право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Студенту необходимо дать юридический анализ ст.37 Конституции РФ, а также указать юридические гарантии реализации ст.46 Конституции РФ о праве всех граждан на судебную защиту их прав и свобод.

По субъектному составу споры делятся на две разновидности: индивидуальные и коллективные.

Предметом разбирательства индивидуальных споров и в комиссии по трудовым спорам, и в суде является требование о восстановлении нарушенного права или об устранении препятствий к его реализации. В индивидуальных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работник, с другой - работодатель.

Предмет коллективного трудового спора - это неурегулированные разногласия по поводу установления или изменения условий труда и его оплаты, а также разногласия, которые возникают при заключении или изменении коллективного договора. В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, группа работников, работники организации, с другой - работодатель одной или нескольких организаций.

Одним из важных вопросов в данной теме является вопрос о подведомственности. Следует хорошо знать, какими нормативными актами определяется подведомственность органов по рассмотрению трудовых споров. Студент должен обратить внимание, что согласно действующему законодательству органами по разрешению трудовых споров являются: индивидуальных споров - комиссия по трудовым спорам и суд; коллективных трудовых споров - примирительные комиссии и трудовые арбитражи.

Разбирая каждый из видов трудового спора, студентам следует знать порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и определять его особенности.

Одним из способов разрешения коллективного трудового спора служит забастовка, которая представляет собой временный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей. Следует рассмотреть соотношение понятий "забастовка" и "индивидуальный отказ работника от исполнения трудовых обязанностей". Студентам на основе законодательства необходимо установить виды, признаки забастовки, условия, при которых работники могут приступить к забастовке, порядок проведения забастовки.

В дальнейшем студенты должны определить, в каких случаях право забастовки может быть ограничено, а также - в каких случаях забастовка может быть признана незаконной.

Похожие работы на - Цели и задачи изучения трудового права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!