Консультационные услуги.
С точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги могут быть разовыми или предоставляемыми на постоянной основе (выставки и указатели новых поступлений, ИРИ).
С точки зрения основания для предоставления услуги могут являться ответом на конкретные читательские запросы и инициативными, подготавливаемыми персоналом в ходе реализации библиотечно-просветительской функции.
С точки зрения ресурсов, использованных для оказания услуг, различают обслуживание на базе только собственного фонда и СБА и услуги с привлечением совокупных информационных ресурсов общества. Последние занимают все большее место, неизмеримо расширяя возможности библиотеки. Но именно эти услуги чаще всего библиотеки вынуждены оказывать на платной основе.
2. Причины введения платных услуг, виды платных услуг, выполнение переплетных работ, использование ксерокса
Как писалось выше, в последние годы в практике библиотек всех стран начали использоваться платные услуги. Их введение является сложной проблемой и требует учета специфики деятельности каждой конкретной библиотеки. Платными становятся главным образом те услуги, которые требуют значительных материальных затрат, связанных с использованием копировально-множительной техники, компьютерных сетей связи, обращения к коммерческим базам данных и т.д. Кроме того, библиотекам всегда недоставало бюджетных средств, особенно эта проблема остро встала в перестроечную эпоху. Но и сегодня ассигнования не покрывают реальные расходы библиотеки. Поэтому библиотека вынуждена привлекать внебюджетные средства, чтобы выжить в условиях рынка, должна найти дополнительные средства к существованию, т.е. источники финансирования.
Сегодня, когда библиотечно-библиографические и информационные услуги слились воедино и встали на службу читателю-потребителю информации, у библиотеки появилась масса возможностей заработать деньги.
В настоящее время наиболее распространенной платной услугой, предоставляемой крупными библиотеками, имеющими копировально-множительную технику, является изготовление для читателей и организаций ксеро- и микрокопий с произведений печати и документов из фондов библиотек. На базе библиотек могут быть организованы платные кружки по изучению иностранных языков, динамическому чтению, переплетные и другие услуги. Библиотеки, имеющие свои переплетные и реставрационные мастерские, могут выполнять платные работы для других организаций, библиотек и отдельных граждан. Платной услугой, предоставляемой библиотеками, являются переводы литературы с иностранных языков на русский, казахский и другие языки. Библиотеки могут издавать и продавать рекламные материалы (путеводители, буклеты, открытки и т.п.) о фондах и деятельности библиотеки. Может быть организована за плату доставка читателям на дом или к месту работы литературы, а также прием прочитанной литературы на дому и доставка в библиотеку.
Наиболее востребованной услугой, на сегодняшний день, является информационное обслуживание, т.е. подготовка информации для научных, учебных, исследовательских и др. работ, она включает в себя подбор литературы по теме, сканирование материалов, обзор литературы по теме др.
С открытием в библиотеках медиатек и наличия правовых баз данных появились еще несколько видов платных услуг: доступ в Интернет, копирование документа на дискету, сканирование и др.
Библиотеки могут заключать договоры на информационное обслуживание с государственными, муниципальными, общественными организациями, совместными и другими предприятиями, с отдельными гражданами.
Могут быть и другие платные услуги, расширяющие возможности библиотечного сервиса.
Необходимость и правомерность платных услуг обуславливается тем, что изготовленные материалы поступают в собственность читателя, т.е. приобретаются им. Кроме того, для выполнения этих услуг библиотеки привлекают дополнительных работников, труд которых они оплачивают (руководители кружков, переводчики и т.п.).
Все библиотечные услуги, как бесплатные, так и платные, направлены, в конечном счете, на повышение качества обслуживания читателей.
В Приложении перечислены услуги, предоставляемые Национальной библиотекой Республики Казахстан.
3. Проведение тематических вечеров, лекториев
Тематические вечера и лектории входят в группу позитивно-иллюстративных способов работы, которые знакомят пользователей библиотеки с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью авторов. При их проведении учитывают рекомендации физиологов и психологов о чередовании видов познавательной деятельности как возможности повышения эффективности этих мероприятий. Это достигается раскрытием одной и той же темы различными средствами (музыка, художественное слово, изобразительное искусство, аудио-видеоматериалы), широко используются возможности радио, телевидения, кино. Давно доказано, что для привлечения внимания к обыденным явлениям надо показать в них новые, неожиданные стороны, подстрекая любопытство, переключая активную любознательность читателя. А отсюда один шаг до самостоятельной работы.
Тематические вечера обозначают, прежде всего, вечера, посвященные жизни и творчеству одного лица - общественного деятеля, писателя, деятеля искусств, ученого, а также одному или нескольким литературным произведениям.
Вечера могут посвящаться проблемам, поднятым в общественно-политической, научной и научно-популярной литературе, в том числе краеведческой.
Цикл вечеров о жизни и деятельности одного человека называется «чтением». Вечера, посвященные проблемам науки и техники, называются «лекториями». Возможны также вечера, темами которых являются проблемы общественно-политической жизни общества.
Наиболее распространены вечера художественной литературы. Они имеют большое образовательное и воспитательное значение, прививают любовь к литературе, способствуют развитию художественного вкуса и вызывают интерес к серьезному чтению, к глубокому изучению литературы.
Тематика литературных вечеров очень разнообразна. Они могут быть посвящены творчеству одного писателя и одному произведению; художественным произведениям, объединенных одной темой: «Молодым - о Великой Отечественной войне»; произведениям одного жанра (например, вечер юмора и сатиры).
Часто литературные вечера организуются в связи с юбилейными датами жизни и творчества известных писателей, например «Абаю - 100 лет».
Особое место занимают литературно-музыкальные вечера, посвященные творчеству композиторов и выдающихся артистов. Для их проведения библиотеки привлекают представителей творческой интеллигенции художественной самодеятельности.
Вечера общественно-политической литературы связаны и актуальными проблемами политической и общественной жизни общества, а также историческим датам.
Краеведческие вечера посвящаются книгам о природных условиях и истории края, его культуре и экономике, о деятельности знатных людей края, области, города, села.
Вечера естественнонаучной, технической и сельскохозяйственной литературы («лектории») имеют целью познакомить читателей с новейшими достижениями в различных областях науки и техники, с передовыми технологиями в промышленности и сельском хозяйстве. Программа вечеров включает лекции, обзоры литературы, демонстрацию опытов, научно-популярных или художественных кинофильмов, организуется книжная выставка. Для проведения подобных вечеров библиотеки привлекают инженеров, агрономов, врачей, преподавателей средней и высшей школы и других специалистов.
Также библиотеками проводятся вечера художественного чтения, на которых чтец один читает слушателям определенное произведение в лицах.
Широко распространены вечера встреч с авторами книг: специалистами промышленности, сельского хозяйства, деятелями литературы и искусства; вечера занимательной науки, посвященные рекламе преимущественно естественнонаучной литературы и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
библиотечный услуга библиографический обслуживание
Библиотека должна создать максимум условий для эффективной работы своих читателей. Задача библиотекаря - оказать помощь читателю. Для этого надо уметь видеть, что скрывается за его запросом, что он думает получить и что ему на самом деле надо, то есть выяснить истинные информационные потребности читателя, скрывающиеся за словесной тканью запроса. Последнее означает, что предмет запроса не всегда становится предметом услуги, ибо пользователь подчас не понимает, что ему на самом деле нужно. Задача библиотекаря выяснить это.
Если библиотекарь трудился, но потребность не была удовлетворена, то услуга не была оказана. Здесь проблема оказания услуг выходит на проблему эффективности библиотечно-библиографической деятельности.
В свою очередь, эффективность работы библиотеки во многом зависит от ее материально-технической базы. Поэтому сегодня маркетинговая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе любой библиотеки. Маркетинговая деятельность библиотеки - это не отдельная акция, а непрерывный процесс, при успешном течении которого выигрывает и пользователь и библиотека. Выгода библиотеки заключается в том, что ее работа оценивается должным образом, растет престиж, улучшается материально-техническое обеспечение, а для пользователей это - более качественное обслуживание, расширение разнообразных услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Справочник библиотекаря / под ред.А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной.- 2-е изд., испр. и доп.- СПб: Профессия, 2002.- 439 с.
2.Ванеев А.Н. Библиотечное дело: Теория. Методика. Практика / А.Н. Ванеев.- СПб.: Профессия, 2004.- 368 с.- (Сер. Библиотека).
.Работа с читателями: учебник / под ред. В.Ф. Сахарова.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Книга, 1981.- 295 с.
.Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: учебно-методич. пособие.- Вып. № 7.- М.: Либерия, 2004.- 168 с.- (Сер. Библиотекарь и время).