Статистический исследование экономической деятельности предприятий

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    89,87 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистический исследование экономической деятельности предприятий

Задание №1. Используя данные о числе рабочих и размерах выручки на каждом предприятии (таблица 1.1), построить группировку предприятий с равными интервалами.

Таблица 1.1

Данные для анализа деятельности предприятий отрасли за 2002 год

№ п/п

Число рабочих, чел.

Выручка, млн. руб.


460

120


210

59


350

91


410

107


420

118


130

31


190

49


130

34


260

68


480

134


250

60


310

81


340

88


400

104


110

29


370

104


380

106


210

55


180

43


370

89


Каждую группу и совокупность в целом охарактеризовать: количеством предприятий, численностью рабочих всего и в среднем на 1 предприятие, размером выручки всего и в среднем на 1 предприятие. Результаты проанализировать.

Решение:

Факторным признаком является показатель численности рабочих, т.к. численность рабочих влияет на размер выручки.

Число групп совокупности определяется по формуле Стэрджесса:


где  - количество предприятий, .

Размер интервала определяется по формуле:


где  - максимальное число рабочих, ;

 - минимальное число рабочих, .

Группировка предприятий по численности рабочих представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Группировка предприятий по численности рабочих

Группы предприятий по численности рабочих

Число предприятий

Число рабочих, чел.

Выручка, млн. руб.



всего

в среднем на 1 предприятие

всего

в среднем на 1 предприятие

110

172

3

370

123

94

31,3

172

234

4

790

198

206

51,5

234

296

2

510

255

128

64,0

296

358

3

1000

333

260

86,7

358

420

6

2350

392

628

104,7

420

482

2

940

470

254

127,0

Итого

20

5960

298

1570

78,5


Размер численности рабочих на предприятиях колеблется от 110 до 480 чел. Совокупность разбита на 6 групп с шагом 62 чел.

В первую группу входят предприятия с численностью рабочих 110-172 чел. Сюда входит 3 предприятия. Общая численность рабочих здесь составляет 370 чел или по 123 чел в расчете на 1 предприятие. Общий размер выручки здесь составляет 94 млн. руб. или по 31,3 млн. руб. в расчете на 1 предприятие - это меньше, чем в других группах.

Во вторую группу входят предприятия с численностью рабочих 172-234 чел. Сюда входит 4 предприятия. Общая численность рабочих здесь составляет 790 чел или по 198 чел в расчете на 1 предприятие. Общий размер выручки здесь составляет 206 млн. руб. или по 51,5 млн. руб. в расчете на 1 предприятие.

В третью группу входят предприятия с численностью рабочих 234-296 чел. Сюда входит 2 предприятие - одна из самых малочисленных групп. Общая численность рабочих здесь составляет 510 чел или по 255 чел в расчете на 1 предприятие Общий размер выручки здесь составляет 128 млн. руб. или по 64,0 млн. руб. в расчете на 1 предприятие.

В четвертую группу входят предприятия с численностью рабочих 296-358 чел. Сюда входит 3 предприятия. Общая численность рабочих здесь составляет 1000 чел или по 333 чел в расчете на 1 предприятие. Общий размер выручки здесь составляет 260 млн. руб. или по 86,7 млн. руб. в расчете на 1 предприятие.

В пятую группу входят предприятия с численностью рабочих 358-420 чел. Сюда входит 6 предприятие - самая многочисленная группа. Общая численность рабочих здесь составляет 2350 чел или по 392 чел в расчете на 1 предприятие. Общий размер выручки здесь составляет 628 млн. руб. или по 104,7 млн. руб. в расчете на 1 предприятие.

В шестую группу входят предприятия с численностью рабочих 420-482 чел. Сюда входит 2 предприятие - одна из самых малочисленных групп. Общая численность рабочих здесь составляет 940 чел или по 470 чел в расчете на 1 предприятие. Общий размер выручки здесь составляет 254 млн. руб. или по 127,0 млн. руб. в расчете на 1 предприятие - это больше, чем в других группах.

Группировка показывает, что между численностью рабочих и размером выручки наблюдается прямая зависимость: чем выше численность рабочих, тем выше размер выручки. Так, минимальный объем выручки (31,3 млн. руб.) наблюдается в группе предприятий с численностью рабочих 110-172 чел, максимальный (127,0 млн. руб.) - в группе предприятий с численностью рабочих 420-482 чел.

Задание №2. На основе данных о числе участков на каждом предприятии (таблица 2.1) создать дискретный ряд. Построить полигон и кумуляту.

Таблица 2.1

Данные для анализа деятельности предприятий отрасли за 2002 год

№ п/п

Число участков

Объем производства, тыс. шт.

1

14

920

2

15

420

3

15

700

4

11

820

5

11

840

6

15

260

7

13

380

8

11

260

9

14

520

10

15

960

11

11

500

12

14

620

13

13

680

14

14

800

15

11

220

16

12

740

17

11

760

18

11

420

19

13

360

20

15

740


На основе данных об объемах производства (таблица 2.1) создать интервальный ряд. Построить гистограмму и кумуляту.

Для каждого ряда вычислить медиану и моду распределения. Указать моду и медиану на графиках.

Решение: Построим дискретный ряд по числу участков (таблица 2.2):

Таблица 2.2

Дискретный ряд предприятий по числу участков

Количество участков на предприятии

Число предприятий

Накопленные частоты

xi

fi

fiн

11

7

7

12

1

8

13

3

11

14

4

15

15

5

20

Итого

20



Определим моду для данного ряда. Максимальное значение частоты - . Данной частоте соответствует значения признака . Следовательно, мода для данного дискретного ряда . Наиболее часто встречаются предприятия с числом участков .

Определим медиану. Накопленная частота  впервые превысила значение половины суммы всех частот . Этой накопленной частоте соответствует значение признака . Следовательно, медиана для данного дискретного ряда . Половина предприятий имеют 13 и менее участков бригад, другая половина предприятий имеют 13 и более участков.

Построим для данного ряда полигон и кумуляту и отметим моду и медиану на графиках (рис.1,2).



Построим интервальный ряд по объему производства (таблица 2.3):

Таблица 2.3

Непрерывный ряд предприятий по объему производства

Номер группы

Группы предприятий по объему производства

Число предприятий

Накопленные частоты

N

xi

xi+1

fi

fiн

1

220

368

4

4

2

368

516

4

8

3

516

664

2

10

4

664

812

6

16

5

812

960

4

20

Итого

20



Определим моду для интервального ряда:

,

где  - нижняя граница модального интервала, ;

 - величина модального интервала, ;

 - частота модального интервала, ;

 - частота домодального интервала, ;

 - частота послемодального интервала, .

Чаще всего встречаются предприятия с объемом производства 762,7 тыс. шт.

Определим медиану для интервального ряда:

,

где  - нижняя граница медианного интервала, ;

 - величина медианного интервала,

 - сумма частот, ;

 - сумма накопленных частот до медианного интервала,.

 - частота медианного интервала, .

На половине всех предприятий объем производства составляет менее 664 тыс. шт., на половине - более 664 тыс. шт.

Построим для данного ряда гистограмму и кумуляту и отметим моду и медиану на графиках (рис.3,4).



Задание №3. На основе таблицы 3 составить таблицу данных о деятельности филиалов предприятия и вычислить, обосновав выбор формулы средней: среднее количество рабочих по филиалам предприятия; среднюю выработку одного рабочего по филиалам; средний объем производства по филиалам предприятия; среднюю себестоимость одной тонны продукции по предприятию; средний процент выполнения плана производства.

Таблица 3

Результаты деятельности филиалов предприятия за 2002 год

№ филиала

Число рабочих, чел.

Средняя выработка 1 рабочего, ед.

Себестоимость 1 ед. продукции, руб.

Общие затраты на производство, тыс. руб.

Процент выполнения плана производства


xk

pk

qk

xkpkqk

i

1

100

1060

125

13250,0

112

4

170

1030

113

19786,3

112

5

110

1190

107

14006,3

98


Решение:

Среднее количество рабочих по филиалам предприятия. В данном случае известны и числитель и знаменатель логической формулы, поэтому применяется формула средней арифметической простой:


Средняя выработка одного рабочего по филиалам. В данном случае известен знаменатель логической формулы и неизвестен числитель, поэтому применяется формула средней арифметической взвешенной:


Средний объем производства по филиалам предприятия. В данном случае известен знаменатель логической формулы и неизвестен числитель, поэтому применяется формула средней арифметической взвешенной:


Средняя себестоимость одной тонны продукции по предприятию. В данном случае известен знаменатель логической формулы и неизвестен числитель, поэтому применяется формула средней арифметической взвешенной:


Средний процент выполнения плана производства. В данном случае известен числитель логической формулы и неизвестен знаменатель, поэтому применяется формула средней гармонической:


Задание №4. Из партии деталей был произведен 10% механический бесповторный отбор 100 деталей с целью определения средней длины. На основе полученных результатов (таблица 4) с вероятностью 0,954 вычислить предельную ошибку выборки по показателю средней длины детали и определить пределы показателя средней длины по всей партии. С вероятностью 0,997 определить долю деталей в партии, длина которых превышает 42 мм.

Таблица 4

Длина и количество деталей

Длина, мм

Количество деталей, шт.

40-42

35

42-44

30

44-46

25

46-48

10

Итого

100


Решение:

Введем обозначения:

 - генеральная средняя, ;

 - генеральная доля, ;

 - выборочная средняя, ;

 - середина интервала, ;

 - начальное значение интервала;

 - конечное значение интервала;

 - частоты;

 - выборочная доля, ;

 - число единиц в выборочной совокупности, обладающих определенным признаком, ;

 - предельная ошибка для средней, ;

 - средняя ошибка для средней, ;

 - средняя ошибка для доли, ;

 - дисперсия количественного признака в выборочной совокупности, ;

 - дисперсия альтернативного признака в выборочной совокупности, ;

 - объем выборочной совокупности, ;

 - коэффициент доверия,.

Для расчета выборочной средней и дисперсии составим вспомогательную таблицу 4.2:

Таблица 4.2

Вспомогательная таблица для расчета выборочной средней и дисперсии








40

42

41,0

35

1435

-2,2

4,84

169,40

42

44

43,0

30

1290

-0,2

0,04

1, 20

44

46

45,0

25

1125

1,8

3,24

81,00

46

48

47,0

10

470

3,8

14,44

144,40

Итого

43,2

100

4320



396,00


Доверительный интервал для средней:


Средняя длина деталей в целом по всей партии - от 42,8 до 43,6 мм.

Доверительный интервал для выборочной доли:


Доля деталей, длина которых превышает 42 мм составляет от 50,7% до 79,3%.

Задание №5. Используя данные таблицы 5.1, изучить взаимосвязь между суммой затрат на производство и рентабельностью на каждом предприятии.

Таблица 5.1

затраты на производство и рентабельность предприятий

№ п/п

Затраты на производство, млн. руб.

Рентабельность, %

1

92

30,4

2

46

28,3

3

70

30,0

4

82

30,5

5

84

40,5

6

26

19,2

7

42

16,7

8

29

17,2

9

52

30,8

10

106

26,4

11

50

20,0

12

68

19,1

13

68

29,4

14

80

30,0

15

24

20,8

16

81

28,4

17

84

26,2

18

46

19,6

19

36

19,4

20

81

9,9


Для этого:

1)   Построить точечную диаграмму. Определить вид связи.

2)   Рассчитать коэффициент корреляции и интерпретировать его значение.

3)   Составить уравнение регрессии и построить его на точечной диаграмме.

Решение:

Построим точечную диаграмму для рассматриваемой взаимосвязи (рис.5):


Характер корреляционного поля определяет связь между двумя признаками как слабую, прямую.

Для определения коэффициента корреляции и параметров уравнения линейной регрессии составим вспомогательную таблицу 5.2:

Таблица 5.2

Вспомогательная таблица для расчета коэффициента корреляции и параметров уравнения линейной регрессии

№ п/п

x

y

x2

y2

xy

1

92

30,4

8464

924,16

2796,8

2

46

28,3

2116

800,89

1301,8

3

70

30

4900

900

2100

4

82

30,5

6724

930,25

2501

5

84

40,5

7056

1640,25

3402

6

26

19,2

676

368,64

499,2

7

42

16,7

1764

278,89

701,4

8

29

17,2

841

295,84

498,8

9

52

30,8

2704

948,64

1601,6

10

106

26,4

11236

696,96

2798,4

11

50

20

2500

400

1000

12

68

19,1

4624

364,81

1298,8

13

68

29,4

4624

864,36

1999,2

14

80

30

6400

900

2400

15

24

20,8

576

432,64

499,2

16

81

28,4

6561

806,56

2300,4

17

84

26,2

7056

686,44

2200,8

18

46

19,6

2116

384,16

901,6

19

36

19,4

1296

376,36

698,4

20

81

9,9

6561

98,01

801,9

Итого

1247

492,8

88795

13097,86

32301,3


Коэффициент корреляции равен:


Коэффициент корреляции подтверждает слабую, прямую связь. Это означает, что с ростом объема затрат на производство будет происходить рост рентабельности.

Уравнение регрессии имеет вид: .

Для расчета параметров уравнения  необходимо решить нормальную систему уравнений:


Таким образом,


Уравнение линейной регрессии показывает, что изменение неучтенных факторов на единицу их собственного измерения приведет к изменению размера рентабельности в 15,747 раза; с ростом же суммой затрат на производство на 1 млн. руб. рентабельность будет расти в 0,143 раза.

Задание №6. На основе таблицы 6.1 оценить связь между полом респондента и возможностью повысить квалификацию; между стажем респондента и его образованием.

Таблица 6.1

Результаты социологического опроса 10 рабочих предприятия

№ респондента

Пол респондента

Возможность повышения квалификации

Стаж респондента

Образование респондента

1

Ж

-

2

Сред.

2

М

+

10

Высш.

3

М

+

7

Сред.

4

Ж

-

25

Сред.

5

Ж

-

20

Сред.

6

Ж

+

15

Высш.

7

М

-

32

Сред.

8

Ж

+

6

Сред.

9

Ж

+

9

Высш.

10

М

+

6

Сред.


Решение:

Для определения связи между двумя качественными признаками применяются коэффициент ассоциации и коэффициент контингенции:


Для вычисления этих коэффициентов строится таблица сопряженности:


Когда необходимо определить связь между несколькими качественными признаками применяются коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова:

статистический экономический полигон кумулята


где  - частота в клетках;

 - итоговые частоты по строкам и столбцам;

 - число строк и столбцов в таблице сопряженности (исключая итоговые).

Для вычисления этих коэффициентов строится таблица сопряженности:

Для определения связи между удовлетворенностью заработной платой и возможностью повысить квалификацию построим таблицу 6.2:

Таблица 6.2

Таблица сопряженности для определения связи между полом респондента и возможностью повысить квалификацию


Возможность повышения квалификации

Итого


да

нет


Пол респондента

3

1

4


Ж

3

3

6

Итого

6

4

10


Определим коэффициенты ассоциации и контингенции:


Т.к. , то это значит, что между полом респондента и возможностью повысить квалификацию не существует взаимосвязь.

Определим коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова:


Т.к. , то связь между полом респондента и возможностью повысить квалификацию отсутствует.

Для определения связи между стажем респондента и его образованием построим таблицу 6.3

Таблица 6.3

Таблица сопряженности для определения связи между стажем респондента и его образованием

№ респондента

Стаж респондента

Образование респондента

Rx

Ry

d = Rx - Ry

d2

1

2

Сред.

1

1

0

0

2

10

Высш.

5

2

3

9

3

7

Сред.

3

1

2

4

4

25

Сред.

8

1

7

49

5

20

Сред.

7

1

6

36

6

15

Высш.

6

2

4

16

7

32

Сред.

9

1

8

64

8

6

Сред.

2

1

1

1

9

9

Высш.

4

2

2

4

10

6

Сред.

2

1

1

1


184


Определим коэффициент корреляции рангов:


Коэффициент корреляции рангов: . Следовательно, связь между стажем респондента и его образованием отсутствует.

Задание №7. Используя данные таблицы 7.1 о динамике объема продаж товара М, рассчитать абсолютные, относительные и средние показатели динамики, представив расчеты в таблице. Проанализировать вычисленные показатели.

Таблица 7.1

Динамика объемов продаж товаров за 2000-2002 г. г. (тыс. руб.)

Год

Квартал

Товар B

2000

1

44


2

45


3

56


4

55

2001

1

50


2

52


3

68


4

63

2002

1

60


2

62


3

64


4

61


Построить тренд (прямая). На основе тренда спрогнозировать объем продаж по кварталам на 2003 год без учета и с учетом сезонности.

Отразить фактические и выровненные значения ряда динамики, а также прогнозные значения на графике.

Решение:

Для расчета основных показателей динамики объема продаж предварительно определим среднегодовые объемы продаж:


Основные показатели динамики объема продаж товара М представлены в таблице 7.2:

Таблица 7.2

Основные показатели динамики объема продаж товара B

Годы

Среднегодовой объем, тыс. руб.

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %



базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

2000

50,0







2001

58,2

8,2

8,2

116,5

116,5

16,5

16,5

2002

61,8

11,8

3,5

123,5

106,0

23,5

6,0

В среднем

56,7


5,9


111,1


11,1


Здесь:

среднегодовой объем, тыс. руб. -

в среднем:

абсолютный прирост, тыс. руб. -

базисный:

цепной:

в среднем:

темп роста, % -

базисный:

цепной:

в среднем:

темп прироста, % -

базисный:

цепной:

в среднем:

В 2001 году по сравнению с предыдущим объем продаж вырос на 8,2 тыс. руб. (на 16,5%). В 2002 году по сравнению с предыдущим объем продаж вырос на 3,5 тыс. руб. (на 6,0%).

В целом за рассматриваемый период объем продаж вырос на 11,8 тыс. руб. (на 23,5%). В среднем рост объем продаж составил по 5,9 тыс. руб. (по 11,1%) в год.

Линия тренда объема продаж имеет вид: .

Для построения уравнения прямой необходимо решить нормальную систему уравнений:


Составим вспомогательную таблицу 7.3:

Таблица 7.3

Расчет выровненных значений объемов продаж товаров за 2000-2002 г. г.

Год

квартал





2000

1

44

-5

25

-220

47,436


2

45

-4

16

-180

49,114


3

56

-3

9

-168

50,793


4

55

-2

4

-110

52,471

2001

1

50

-1

1

-50

54,149


2

52

0

0

0

55,828


3

68

1

1

68

57,506


4

63

2

4

126

59,184

2002

1

60

3

9

180

60,862


2

62

4

16

248

62,541


3

64

5

25

320

64,219


4

61

6

36

366

65,897

Итого


680

6

146

580



Таким образом,


Определяем выровненные значения  (таблица 7.3).

Определим прогноз объема продаж на кварталы 2003 года (таблица 7.4).:

Таблица 7.4. Прогноз объема продаж

Год

квартал


2003

1

7

67,576


2

8

69,254


3

9

70,932


4

10

72,611


Поскольку данный ряд характеризуется сезонными колебаниями, то прогноз необходимо произвести с учетом сезонности (таблица 7.5):

Таблица 7.5. Прогноз объема продаж с учетом сезонности

Год

квартал






2000

1

44

-5

47,436

0,928

0,946

44,855


2

45

-4

49,114

0,916

0,946

46,479


3

56

-3

50,793

1,103

1,094

55,560


4

55

-2

52,471

1,048

1,013

53,142

2001

1

50

-1

54,149

0,923

0,946

51, 203


2

52

0

55,828

0,931

52,832


3

68

1

57,506

1,182

1,094

62,904


4

63

2

59,184

1,064

1,013

59,941

2002

1

60

3

60,862

0,986

0,946

57,551


2

62

4

62,541

0,991

0,946

59,185


3

64

5

64,219

0,997

1,094

70,247


4

61

6

65,897

0,926

1,013

66,740

2003

1


7

67,576


0,946

63,899


2


8

69,254


0,946

65,538


3


9

70,932


1,094

77,591


4


10

72,611


1,013

73,539


Здесь:


Эмпирические и выровненные уровни объемов продаж представлены на рис.6

Прогноз с учетом сезонных колебаний дает более реальную картину динамики объемов продаж на 2003 год. Также, как и в предыдущие годы, в 3 и 4 квартале будет происходить рост объема продаж и снижение объема во 1 и 2 квартале.


Задание №8. На основе данных таблицы 8.1 определить изменение средней цены товара Z (в относительном и абсолютном выражении) по совокупности предприятий торговли в целом, а также за счет изменения цены товара на каждом предприятии и за счет изменения объемов продаж на каждом предприятии.

Таблица 8.1

Цена, объем продаж

Фирма

Цена товара (руб.)

Объем продаж, ед.


январь

февраль

январь

февраль

1

100

100

120

125

2

110

105

60

70

3

95

105

80

90


Решение:

Расчет для анализа изменения цен представлен в таблице 8.2:

Таблица 8.2

Анализ изменения цен

Фирма







1

100

100

120

125

12000

12500

12500

2

110

105

60

70

6600

7700

7350

3

95

105

80

90

7600

8550

9450

Итого



260

285

26200

28750

29300


Индекс цен переменного состава:


Индекс цен постоянного состава:


Индекс цен структурных сдвигов:


За анализируемый период цены выросли на 2,0%, с 100,77 до 102,81 руб., т.е. на 2,04 руб. Изменение цен произошло за счет изменения индивидуальных цен на 1,9%, с 100,88 до 102,81 руб., т.е. на 1,93 руб. и за счет структурных сдвигов на 0,1%, с 100,77 до 100,88 руб., т.е. на 0,11 руб.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!