Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,91 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального учреждения

Тихоокеанский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин


Курсовая работа

По дисциплине:

Организация административно-правовой охраны общественного порядка в особых условиях

Тема:

Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ



Работу выполнила:

студентка ЗФУО, гр.Юу-81

Зубакина Екатерина Ильинична

Проверил: Бутаева Е.М.




Хабаровск 2011

План:

Введение

.Понятие и содержание чрезвычайного положения

. Цели, источники правового регулирования, основания и порядок ввода чрезвычайного положения на территории РФ

.1 Цели чрезвычайного положения

.2 Основания введения чрезвычайного положения

.3 Порядок ввода чрезвычайного положения

. Система чрезвычайных мер

. Гарантии прав и ответственности граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

. Органы управляющие территорией, на которой введено чрезвычайное положение

.1 Президент РФ

.2 Комендант, временный специальный орган управления территорией. Федеральный орган управления территорией

Заключение

Список используемых источников

Введение

Произошедшие за последние годы крупные перемены в жизни нашего общества способствовали проявлению некоторых негативных социальных процессов. В условиях экономического кризиса, ломки без эффективной замены сложившихся структур власти и управления, снижения уровня благосостояния значительных масс населения осложнилась криминогенная обстановка во многих регионах страны, что инициировало усиление напряженности общественных отношений, нашедших свое крайнее выражение в форме острых кровопролитных социальных конфликтов. Социальные конфликты, являясь исключительно криминогенно опасными, способны при отсутствии эффективных мер по их своевременному урегулированию существенно дестабилизировать обстановку не только в отдельных регионах, но и в стране в целом. Как свидетельствует практика, принимаемые меры не всегда отвечают остроте ситуации и приводят к заметному ее улучшению. Это свидетельствует о том, что государственные институты недооценивают уровень социальной напряженности и конфликтности в обществе и не разработали эффективных мер по их предотвращению и пресечению.

По существу, единственно действенной формой пресечения острых социальных конфликтов стал институт чрезвычайного положения.

Становление института чрезвычайного положения предполагает создание надежной системы гарантий и средств обеспечения прав и законных интересов граждан, правопорядка и законности в стране.

Основным направлением развития Российский Федерации сегодня является формирование и укрепление управленческих структур, системы органов государственной власти, повышение их роли в руководстве страной. Очевидно, что для этого необходимо в полной мере учитывать исторический опыт. Это обуславливает особую значимость исследования процесса развития и реформирования правовой базы деятельности органов государственной власти, обеспечивающих безопасность и общественный порядок в самые сложные и ответственные периоды истории страны.

Ни одно государство мира не застраховано от чрезвычайных ситуаций той или иной природы, которые сопровождаются дестабилизацией общественной жизни и требуют в создавшихся экстремальных условиях изменения форм и методов государственного управления, принятия чрезвычайных нормативно-правовых актов и ограничения гражданских свобод. В связи с этим представляет безусловный научный интерес изучение организации и функционирования различных государственных структур, их взаимодействия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Объект изучения данной работы - совокупность отношений, складывающихся в условиях возникновения обстоятельств, которые служат основанием для введения чрезвычайного положения.

Предмет исследования регулирование режимов чрезвычайного положения в Российской Федерации.

В процессе исследования предполагается решить следующие задачи:

. Проанализировать основания, порядок и система введения чрезвычайного положения в РФ;

. Рассмотреть гарантии прав и свобод граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.

. Подвести итоги исследования.

Целью работы является изучения и раскрытия условий и событий, которые могут являться основанием для введения режима чрезвычайного положения, а также обобщения деятельности административных органов, направленной на обеспечения режима чрезвычайного положения.

1. Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ

.1 Понятие и содержание чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение - это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовой основой института ЧП являются нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ, нормы, содержащиеся в законах «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О безопасности», «О милиции», «О связи» и других законах.

В соответствии с требованиями ч. 1 статьи 56 Конституции РФ 30 мая 2001 г. был принят ФКЗ "О чрезвычайном положении" (далее Закон). В Законе подробно рассматриваются: цели, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; меры и ограничения, применяемые в этих условиях; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; гарантии прав граждан; ответственность должностных лиц в условиях чрезвычайного положения и др.

Чрезвычайное положение означает временно вводимый в соответствии с Конституцией и названным ФКЗ на всей территории России или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Закон о ЧП реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются чрезвычайные ситуации (ЧС):

социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия;

криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ. Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая ЧС, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Нормативными актами различных государств и правовой доктриной в целом понятию «чрезвычайное положение» дается неоднозначное толкование. Различия проявляются, прежде всего, в том, что законодательством разных стран в данный термин вкладываются неодинаковые смысловые понятия применительно к конкретным ситуациям. Например, законодательство Индии подразумевает под понятием «чрезвычайное положение» режим, вводимый как в случае внутренних волнений, беспорядков, вооруженных мятежей, так и в случае войны или внешней агрессии. Законодательство России, Канады и других стран проводит четкую грань между терминами «чрезвычайное положение» и «военное положение»: первым охватываются меры, применяемые в силу причин внутреннего характера; вторым - меры для отражения угроз.

Чрезвычайное положение можно понимать в широком и в узком смысле. В широком смысле подразумеваются все режимы, предусмотренные законодательством данного государства, носящие исключительный характер. В узком смысле под данной категорией понимается только исключительный режим, введенный из-за внутренних факторов, в том числе в связи с внутренними вооруженными конфликтами.

Легальное определение чрезвычайного положения как особого правового режима содержится в ст. 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»: Чрезвычайное положение - вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Особые правовые режимы Российской Федерации устанавливаются посредством введения в действие норм чрезвычайного законодательства.

Правовой режим чрезвычайного положения, являясь важным элементом государственно-правовой системы Российской Федерации, обязательный компонент системы обеспечения национальной безопасности государства. Он, будучи средством и гарантом нейтрализации и дальнейшей эскалации чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного и иного характера, являясь инструментом насилия, в то же время защищает политические, экономические и социальные права и свободы граждан в период введения необходимых запретов и временных ограничений.

Под чрезвычайным положением понимаются законодательно установленные нормы, которые регулируют деятельность органов государственной власти в чрезвычайном, но в урегулированном законом порядке. Соответственно, институт чрезвычайного положения представляет собой систему согласованных правовых норм определяющих: обстоятельства введения режима чрезвычайного положения; государственный орган (или органы) уполномоченный вводить чрезвычайное положение; порядок введения чрезвычайного положения; временные и пространственные границы действия; особый режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, и возложение на них дополнительных обязанностей.

Содержание чрезвычайного положения весьма противоречиво. С одной стороны, поскольку возникновение чрезвычайных ситуаций невозможно предусмотреть в деталях и они требуют немедленных и решительных действий, не оставляя времени для тщательного юридического анализа, подчиненного строгой юридической процедуре, то часто приходится предоставлять исполнительной власти весьма широкие и недостаточно определенные полномочия. С другой стороны, такое недостаточно четко определенное расширение полномочий исполнительной власти крайне опасно, поскольку у нее естественно возникает искушение немедленно, быстро положить конец чрезвычайной ситуации силовыми, а не правовыми методами. Содержание особых правовых режимов определяется федеральным законодательством и включает в себя комплекс экономических, политических, административных (им принадлежит ведущая роль в процессе реализации устанавливаемых государством властных предписаний), военных, правовых, идеологических и иных мер, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, угрожающих личности, обществу и государству.

Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации.

чрезвычайный положение режим гарантия

2. Цели, источники правового регулирования, основания и порядок ввода чрезвычайного положения на территории РФ

.1 Цели чрезвычайного положения

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. «Несомненно, что устранение обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, является первичной целью, поскольку без их устранения невозможно решить вопрос достижения конечной цели - обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации».

Институт чрезвычайного положения представляет собой систему согласованных правовых норм, определяющих:

·основания для введения режима чрезвычайного положения;

·государственный орган, уполномоченный вводить чрезвычайное положение;

·порядок введения чрезвычайного положения;

·временные и пространственные границы действия чрезвычайного положения;

·особый правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, допускающий ограничения прав и свобод граждан, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей;

·в федеративных государствах - временные изменения в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; иные изменения в системе общественных отношений.

2.2 Основания введения чрезвычайного положения

К первой группе относятся следующие обстоятельства: попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти; вооруженный мятеж; массовые беспорядки; террористические акты; блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей; подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты.

Ко второй группе обстоятельств, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ .

Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дается понятие чрезвычайной ситуации как обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что чрезвычайное положение будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения чрезвычайного положения закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая чрезвычайная ситуация, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения чрезвычайной ситуации достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку - ставится вопрос о введении чрезвычайного положения.

Необходимо отличать понятие чрезвычайного положения от понятия чрезвычайной ситуации. И эти отличия состоят в следующем. Чрезвычайная ситуация складывается в результате объективных причин - аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, и ее наличие или отсутствие не зависит от принятия правового решения органом государственной власти или местного самоуправления о наличии чрезвычайной ситуации. В связи с чем при вынесении решения органом власти об установлении факта существования чрезвычайной ситуации и принятии мер по обеспечению безопасности населения (например, эвакуации) наиболее правильной представляется формулировка не как «введение режима чрезвычайной ситуации», а как «установление факта наличия чрезвычайной ситуации» того или иного вида и принятие в связи с этим соответствующих мер по спасению людей и имущества.

2.3 Порядок ввода чрезвычайного положения

В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

При этом если сообщение о введении чрезвычайного положения Государственной Думе имеет скорее информационное значение, то такое сообщение Совету Федерации влечет за собой существенные правовые последствия, так как согласно п. "в" ст. 102 Конституции к ведению именно Совета Федерации относится утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения. Отказ Совета Федерации утвердить указ главы государства о введении чрезвычайного положения означает, что такой указ приходит в противоречие с Конституцией Российской Федерации, следовательно, реализация предусмотренных в нем мер чрезвычайного характера далее недопустима.

Институт утверждения указа Президента о введении чрезвычайного положения ставит главу государства в определенную зависимость от Совета Федерации.

Согласно ст.7 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" после обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно более короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного.

Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Отказывая в утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения, Совет Федерации берет на себя политическую ответственность за обеспечение безопасности граждан и защиту конституционного строя, гарантированию которых служит введение чрезвычайного положения. Однако Конституция не определяет ни субъектов этой ответственности, ни ее форм.

Законодатель установил, что при введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

В связи с тем, что чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации еще не вводилось, практики особенностей деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в этот период нет.

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

·обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения и обоснование необходимости его введения;

·перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан;

·государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление чрезвычайных мер и их компетенция;

·границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение, время вступления указа в силу, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

Названные положения являются обязательными в содержании указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения - о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения чрезвычайного положения, о поручениях Правительству и федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к исполнению указа.

Указ должен быть незамедлительно обнародован по каналам радио и телевидения, а также официально опубликован.

Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении чрезвычайного положения Президент издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер.

С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения.

При получении данного указа, председатель Совет Федерации незамедлительно направляет его текст Комитету Совета Федерации по безопасности и обороне и Комитету по делам Федерации и региональной политике. Ими подготавливаются заключения об утверждении указа Президента о введении режима чрезвычайного положения.

Рассмотрение вопроса об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на заседании Совета Федерации начинается с доклада Президента Российской Федерации, либо по его поручению полномочного представителя Президента в Совете Федерации, после чего оглашаются заключения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета по делам Федерации и региональной политике. Утверждение указа принимается/отклоняется большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (часть 3 ст. 102 конституции) и оформляется постановлением Совета Федерации. Данное постановление незамедлительно направляется Президенту Российской Федерации и в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.

По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации, причем с соблюдением требований, установленных для введения чрезвычайного положения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом о чрезвычайном положении не имеет разницы, вводится ли чрезвычайное положение на всей территории нашей страны или же ограничивается отдельными местностями: механизм его введения един независимо от того, какую территорию оно охватывает.

Исходя из ст. 38 Закона о чрезвычайном положении в случае введения чрезвычайного положения в отдельных местностях РФ федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел Российской Федерации. - Прим. авт.), в течение суток с момента принятия Советом Федерации постановления об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для его введения.

В соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного Пакта о гражданских и политических правах, в случае объявления чрезвычайного положения Президент России в трехдневный срок принимает меры к оповещению Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанному Международному Пакту, об объеме этих отступлений и причинах такого решения.

3. Система чрезвычайных мер

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер - совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего: это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности, и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения. При этом ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 56 Конституции Российской Федерации и требованиям международно-правовых актов. Этот перечень весьма обширный и включает, в частности право на жизнь, охрану государством достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания.

Особенно необходимо отметить сохранение гарантии судебной защиты прав и свобод, права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено, гарантии на получение квалифицированной юридической помощи, сохранение действия презумпции невиновности, о которой говорится в ст. 49 Конституции.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

. Совместные для режимов социального и природно-техногенного характера - особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

. Социально-политические и контр криминогенные - комендантский час; предварительная цензура; приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; «сплошная» проверка документов в местах скопления граждан; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет;

. Природно-техногенные - временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в ЧС продукции; отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных организаций при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ.

Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации (ст. 17 Закона).

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, и определяются его полномочия.

Комендант территории ЧП:

издает обязательные к исполнению на соответствующей территории акты по вопросам обеспечения режима ЧП;

Особенно необходимо отметить сохранение гарантии судебной защиты прав и свобод, права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено, гарантии на получение квалифицированной юридической помощи, сохранение действия презумпции невиновности, о которой говорится в ст. 49 Конституции.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

. Совместные для режимов социального и природно-техногенного характера - особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

. Социально-политические и контр криминогенные - комендантский час; предварительная цензура; приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; «сплошная» проверка документов в местах скопления граждан; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет;

. Природно-техногенные - временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в ЧС продукции; отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных организаций при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ.

Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации (ст. 17 Закона).

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, и определяются его полномочия.

Комендант территории ЧП:

издает обязательные к исполнению на соответствующей территории акты по вопросам обеспечения режима ЧП;

устанавливает срок действия комендантского часа, определяет места содержания нарушителей требований режима;

назначает комендантов участков и руководит их деятельностью;

определяет порядок деятельности контрольно-пропускных пунктов;

организует применение таких мер, как выдворение нарушителей общественного порядка за пределы территории, изъятие оружия, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных веществ и определяет места его хранения, досмотр транспортных средств, личный досмотр, проверка документов;

привлекает к административной ответственности за нарушение требований режима ЧП.

При введении чрезвычайного положения на всей территории России все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом РФ. На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

В Законе "О чрезвычайном положении" приводятся нормативные положения, призванные обеспечить право на обращение в суд в условиях чрезвычайного положения и обязанность суда соблюдать установленные процессуальные правила.

Законом установлено, что правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с гл. 7 Конституции. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Деятельность органов прокуратуры РФ на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

В Законе содержится ряд норм, которые определяют полномочия, порядок и пределы действий различных органов и должностных лиц, что также имеет важное значение в обеспечении прав свобод граждан, недопущении их необоснованного ограничения.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) полномочий органов государственной власти и управления, установленных Конституцией, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

Указывается, что эти меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и оказывается необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ. Установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащих внутренних войск и Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим ФКЗ гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Гарантии прав и ответственности граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

Введение чрезвычайного положения не может служить основанием для применения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном Пакте о гражданских и политических правах.

Даже при введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться.

Юридическими гарантиями соблюдения основ правового статуса личности в условиях чрезвычайного и военного положения могут являться существующие в РФ меры защиты прав и свобод граждан, предусмотренные ст. ст. 45 - 46 Конституции РФ, включая возможность обращения в суд и в органы прокуратуры.

Исходя из конституционных принципов судебной деятельности, правосудие на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, осуществляется только судом. На этой территории действуют все суды, установленные Конституцией РФ. Причем судопроизводство во всех судах должно осуществляться в соответствии с Конституцией и иными законодательными актами РФ. Исключительно важно, что применение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается (ст. 35 Закона "О чрезвычайном положении", ст. 16 Закона "О военном положении").

В случае же невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение, по решению Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Что касается деятельности прокуратуры РФ на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, то она также должна осуществляться в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ с учетом положений федерального законодательства о чрезвычайном или военном положении (ст. 36 Закона "О чрезвычайном положении", ст. 16 Закона "О военном положении"). Законом "О чрезвычайном положении" особо оговорено, что при введении чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов РФ Генеральным прокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Федеральный конституционный закон предусмотрел не только пределы применения мер и временных ограничений, но и гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций.

Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 29). Однако действующее законодательство о труде не содержит положений об оплате труда мобилизованных лиц.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основаниями для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ (ч. 2 ст. 29).

Ограничение прав и свобод граждан зависит от содержания, способов реализации прав и свобод и характера корреспондирующих им обязанностей. Во-первых, это права и свободы, реализуемые при активном содействии государственных органов: право на труд, некоторые права на пользование достижениями культуры (ст.46) и т.д. Здесь механизм ограничения состоит в том, что обязанность государственных органов в обычных условиях обеспечивать осуществление прав и свобод при чрезвычайных ситуациях "трансформируется в их право прекратить начавшуюся по волеизъявлению граждан реализацию путем нанесения запретов, отказом создавать условия для нее.

Во-вторых, права и свободы, реализуемые гражданами собственными действиями: свобода научного, технического и художественного творчества (ст.47), свобода слова, печати, собраний (ст.50), право на объединение в общественные организации (ст.51), право на личную неприкосновенность (ст.54) и т.д. Чрезвычайное законодательство предоставляет государственным органам полномочия прямого вмешательства в начавшийся процесс их осуществления либо непосредственно предстоящий: установить общий запрет на совершение активных действий, а если право осуществляется вопреки запрету, то вмешаться в процесс реализации и прекратить его.

В-третьих, это права и свободы, закрепленные в других отраслях права, но приобретаемые гражданами во взаимодействии с административной властью. В условиях чрезвычайного положения аппарат управления вводит на осуществляемые права административно-правовые ограничения, например особый режим въезда и выезда граждан, временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия.

Чрезвычайные ситуации, особенно проявление социальных конфликтов в массовых, насильственных столкновениях больших групп людей практически всегда сопровождается перемещением людей из региона, где возникли столкновения, в безопасные районы страны. Однако отсутствие эффективного правового регулирования этого процесса приводит к возникновению серьезных социально-экономических и национально-культурных проблем, является источником новых социальных потрясений. Вопросы, связанные с массовым перемещением населения, стоят в одном ряду с задачами ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Перемещение лиц может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. на основе актов государственных органов в период действия ЧП о временном выселении граждан из районов, опасных для проживания. В последнем случае чрезвычайное законодательство обязывает государственные органы обеспечить этих граждан стационарными или временными жилыми помещениями. Однако изменение правового положения вынужденных переселенцев настолько велико, что без признания государством их особого статуса они не могут продолжать нормальную жизнедеятельность.

Общий статус вынужденного переселенца гарантирует его обладателю следующие права:

·бесплатное временное проживание в специально отведенных местах временного размещения вынужденных переселенцев;

·проживание у родственников или у других граждан с их согласия вне зависимости от размеров жилой площади, а также постановку на квартирный учет в общем порядке;

·получение единовременного пособия;

·обеспечение продуктами и товарами на равных основаниях с гражданами, проживающими в данной местности;

·содействие в трудоустройстве в местах временного и нового постоянного проживания;

·получение необходимой юридической, медицинской и социальной помощи;

·получение информации о местонахождении родственников и состоянии оставленного имущества.

Пенсионеры и нетрудоспособные инвалиды имеют право на получение вне очереди мест в специальных учреждениях социального обеспечения. В случае отсутствия необходимых документов для получения пенсии она выплачивается в минимальном размере с последующим перерасчетом.

Студенты имеют право перевода в учебное заведение по новому месту временного или постоянного жительства в соответствии с избранной специальностью.

Вынужденные переселенцы имеют право на возмещение затрат и выплату компенсации за полученный материальный ущерб. Им возмещается:

·стоимость проезда, провоза и хранения имущества от места бывшего постоянного жительства до места временного размещения; стоимость проезда, провоза и хранения имущества от места временного размещения до нового места постоянного жительства; затраты на приобретение жилого помещения (покупку, постройку дома, квартиры).

В состав компенсаций за утраченное имущество входят: вынужденно оставленные жилые доме, квартиры и другие строения, принадлежащие гражданам на праве собственности (дачи, садовые домики, гаражи), домашнее имущество, плодово-ягодные насаждения, транспортные средства, сельскохозяйственные животные.

Вопросы вынужденных переселенцев являются частью комплексной проблемы вынужденной миграции. Для их решения созданы специальные органы государственного управления, обеспечивающие осуществление программ в этой сфере.

Порядок и условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, находящихся на вооружении органов внутренних дел, применяются в соответствии с законами Российской Федерации и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения. Неправомерное применение указанных средств принуждения сотрудниками органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и военнослужащими, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, установленных Законом о чрезвычайном положении, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству.

Вместе с тем Законом о чрезвычайном положении установлена ответственность граждан и должностных лиц за нарушение административно-правового режима чрезвычайного положения.

Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, - до установления их личности, но не более чем на трое суток; задержанные лица и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру. Нарушение установленного режима, за исключением правил комендантского часа, влечет административное взыскание в виде штрафа в размере от 0,5 до 5 минимальных месячных размеров оплаты труда, если эти нарушения не содержат в себе состава преступления и не влекут за собой уголовной ответственности. Неоднократное нарушение режима чрезвычайного положения, действия, провоцирующие нарушение правопорядка и разжигающие национальную рознь, а также нарушающие общественный порядок, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их законных прав и обязанностей, а равно неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органа внутренних дел или федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка, влекут за собой наложение штрафа в размере до 7 минимальных месячных размеров оплаты труда или административный арест на срок до тридцати суток, если эти действия не влекут уголовной ответственности. Те же действия, совершенные должностными лицами, влекут за собой наложение штрафа в размере до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда или административный арест на срок до тридцати суток. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьей в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях в срок до трех суток. Лица, совершившие административные правонарушения, могут быть задержаны вплоть до рассмотрения дела судьей.

Отмена чрезвычайного положения влечет за собой прекращение производства по делам о нарушениях чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту.

5. Органы, управляющие территорией, на которой введено чрезвычайное положение

.1 Президент РФ

Президент РФ занимает особое положение при устранении обстоятельств введения чрезвычайного положения:

. Указом президента оно объявляется, и действует как минимум 72 часа. Также указом президента оно продлевается или досрочно прекращается.

. Президент может приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента Российской Федерации о введении на данной территории чрезвычайного положения.

. На основании указа Президента для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска. Это вытекает из конституционного положения, что президент является верховным Главнокомандующим.

. Указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Деятельность комендатуры регулируется положением, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Также комендант может обращаться к Президенту Российской Федерации с предложениями о необходимости применения мер и временных ограничений.

.Президент может создавать Временный специальный орган управления территорией или федеральный орган управления территорией.

Последний вводится при неспособности первого справится с ситуацией. Президент также назначает их Руководителей.

5.2 Комендант, временный специальный орган управления территорией. Федеральный орган управления территорией

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, имеет право:

а) издавать в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами и военными формированиями привлекаемыми для обеспечения режима чрезвычайного положения;

б) устанавливать время и срок действия комендантского часа;

в) определять особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

г) устанавливать особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции;

д) определять порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники, указанных в пункте «д» статьи 12 настоящего закона;

е) выдворять в установленном порядке за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения;

ж) обращаться к Президенту РФ с предложениями о необходимости применения на территории, на которой введено чрезвычайное положение, мер и временных ограничений, предусмотренных настоящим законом;

з) оповещать через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

и) устанавливать особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы.

Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, вправе принимать участие во всех заседаниях органов государственной власти и заседаниях органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным настоящим законом и иными нормативными правовыми актами РФ к его компетенции.

Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляет руководство комендатурой указанной территории. Деятельность комендатуры регулируется положением, утверждаемым указом Президента РФ.

Образование комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения.

Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

При введении чрезвычайного положения на всей территории РФ все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом РФ.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого указом Президента РФ.

Руководитель временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом РФ. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и по должности является его первым заместителем.

В случае, если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия.

Руководитель федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом РФ. Положение о федеральном органе управления территорией, на которой "введено чрезвычайное положение, утверждается указом Президента РФ.

Организации, должностные лица и граждане, находящиеся :а территории, на которой введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку органам особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и выполнять приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.



Заключение

Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. ЧП позволяет государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер. С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее. В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории. Первые - поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые - поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности.

Режим чрезвычайного положения, как и иные механизмы конституционной ответственности и федерального вмешательства, надлежит расценивать не как инструменты, посредством которых происходит нарушение прав и свобод человека и гражданина, их ограничение, а как неотъемлемую часть правового арсенала, призванного обеспечить неукоснительное осуществление государственных интересов, гарантировать соблюдение прав граждан страны.

Таким образом, действия органов власти вводятся в законодательно определенные рамки, снижается вероятность применения исключительных мер вне и вопреки правовым регуляторам.

Режим чрезвычайного положения выступает как обязательный элемент охраны интересов государства, прав и свобод граждан от неправомерных действий политических сил, преследующих антигосударственные цели.

Нормативные акты и литература:

1.Koнcтитyция PФ. - M., 1993.// Официальная редакция.

2.Фeдepaльный кoнcтитyциoнный зaкoн «O чpeзвычaйнoм пoлoжeнии» oт 30 мaя 2001 г. // CЗ PФ. - 2001. - N° 23.-Cт.2277.

.Фeдepaльный зaкoн «O пoлитичecкиx пapтияx» oт 11 июля 2001 г. // CЗ PФ. - 2001. - N° 29. - Cт. 2950.

.Фeдepaльный зaкoн «Oб oбщecтвeнныx oбъeдинeнияx» oт 19 мaя 1995 г. // CЗ PФ. - 1995. - № 21. - 1930.

.Бaглaй M.B. Koнcтитyциoннoe пpaвo Poccийcкoй Фeдepaции. - M., 2001.

.Koзлoвa E.И., Kyтaфин O.E. Koнcтитyциoннoe пpaвo Poccии. - M., 2002. 3. Безопасность личности (граждан России) и социально-политическая ситуация в стране // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 2. М., 1998.

.Коротков А.П., Соковых Ю.Ю. Правовые средства управлениями кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регулирования // Государство и право. 1997. N 10.

.Лозбинев В.В. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации (теория, законодательство, практика). М., 2001.

.Пчелинцев С.В. О пределах возможных ограничений прав и свобод граждан в условиях действия особых правовых режимов // Современное право, 2003, 10.

.Гражданское право: Учеб. Часть первая / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 1997.

.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

.Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1995.

Похожие работы на - Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!