Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,00 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рыночная экономика и государственная система социальной защиты






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Микроэкономика»

Тема:

«Рыночная экономика и государственная система социальной защиты»

Введение

Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.

Экономическая деятельность человека в конечном счете имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменения условий жизни отдельного человека не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других людей. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

В XX веке в промышленно развитых странах всё более распространяются концепции, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика «социального рыночного хозяйства», означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.

Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений ее деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.

Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхование является одной из форм общей системы социальной защиты, характеризуется своей спецификой. Оно должно иметь форму взаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, а именно: застрахованного, предприятия и государства. Социальное страхование - это система полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования.

Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.

1. Рыночная экономика: сущность, функции, механизм, элементы

1.1 Сущность и развитие рыночной экономики

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877 гг.): «Рынок - это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установления цен.

Английский экономист У. Джевонс (1835-1882 гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что «рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара».

Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового, рыночные отношения включают:

-отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

-кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.

Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов; предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности - рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства. В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

  1. Реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях.
  2. Демократизация производства при сохранении регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе».
  3. Создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок.

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Рассмотрим понятие субъекта рыночной экономики. К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели.

Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями - с другой.

Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой - порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность - не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие субъекты (участники экономического процесса).

К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Такого рода решения принимают и осуществляют потребители. Они либо покупают товары, либо отказываются от покупки. Самостоятельные решения принимают предприятия-производители товаров и услуг. Они планируют, что производить, в каких размерах, по каким ценам и на каких условиях продавать.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, тем, какими именно факторами производства он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничены.

Вместе с тем различное отношение к факторам производства не только разделяет, но и известным образом связывает людей, создает взаимную заинтересованность в соединении разнородных факторов, совместном участии в организации, постоянном возобновлении различных сфер и видов хозяйственной деятельности.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко - некоммерческие организации.

К объектам рынка относятся товары и деньги.

Товар - продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Например, рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты.

И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен), но и продан другим людям, то есть передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен - это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного отношения, где связи производителей между собой осуществлялись через обмен одних товаров на другие. На ранних этапах обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег. Такой обмен («бартер») сопряжен с немалыми трудностями. Стихийный процесс обмена заставил общество сделать кардинальный шаг в эволюции обменных операций. В результате очень длительного и сложного развития обмена на роль всеобщего эквивалента выделился один товар. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром - в силу их естественных свойств, таких, как качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость и портативность. С этого времени весь товарный мир разделился на две части: на «товарную чернь» и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, - деньги.

Таким образом, деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

Таким образом, сущность денег заключается в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

Сущность же денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.

1.2 Функции и механизм рыночной экономики

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:

Первая и одна из главных функций рынка - ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях.

Стимулирование предпринимательства, экономия применяемых ресурсов, объём производства и ассортиментная структура выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и услуг - всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен - процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.

Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги - наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики.

Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает людям направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса.

Также к важнейшим функциям относятся:

-Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в результате производство начинает сокращаться;

-Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

1.3 Элементы рыночной экономики. Принципы функционирования

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший элемент рыночной экономики - цены. Они - предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое - цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе - цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционнымии издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом.

Пятый элемент рыночного механизма - конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.

Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.

2. Формирования рыночной экономики в России

2.1 Особенности формирования рыночной экономики в России

В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре - в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт - Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики. На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.

2.2 Условия формирования рыночной экономики в России в период реформ

♦ Наследие социализма до сих пор проявляется в высокой степени ВПК народного хозяйства, непомерно высоком удельном весе производства капитальных товаров, большой армии, внешних долгах. Все это существует за счет недостаточного уровня жизни населения, здоровья людей, социальной необеспеченности, слабого развития образования, науки, культуры и т.д.

Одновременно названные причины снижают эффективность национального хозяйства, ибо военные расходы означают уродливость, неэффективность отраслевой структуры. Но отраслевая перестройка экономики, сокращение численности армии не могут быть осуществлены лишь принятием нового закона или постановлением Правительства России, как бы хороши они ни были. Требуются огромные финансовые и материальные средства и продолжительное время.

♦ Социалистическая система хозяйства характеризовалась крайне низкой мотивацией трудовой деятельности, ибо реальная система распределения созданного продукта была близка к уравнительной. В настоящее время она продолжает сохраняться на многих предприятиях страны, что тормозит развитие производства, порождает иждивенчество за счет государства.

♦ В результате распада СССР, стремления к автаркии ряда регионов России и бывших союзных республик СССР произошло нарушение многих хозяйственных связей между предприятиями. Это, в свою очередь, привело к спаду производства, переросшему в кризис недопроизводства, к превращению нашей экономики в дефицитную по многим видам продукции. Процесс был усилен тем обстоятельством, что многие предприятия и отрасли в бывшем СССР были монополистами: число видов промышленной продукции, которые выпускались лишь одним предприятием, измерялось десятками тысяч. Понятно, что преодолеть этот монополизм за короткие сроки не возможно, тем более, что многие предприятия - монополисты находятся за пределами России. Постановления государственных органов о восстановлении старых хозяйственных связей бесполезны, ибо существовавшие ранее хозяйственные связи в ряде случаев были далеко неэффективны, и восстанавливать их экономически невыгодно, да и практически не возможно.

Спад производства привел к существенному сокращению распределенного продукта (в натуральном выражении) и, следовательно, к падению жизненного уровня большой части населения. Вследствие инфляции, роста и цен и увеличения денежной заработной платы на рынке потребительских товаров установилось равновесие между спросом и предложением. Но высокие равновесные цены камуфлируют реальный дефицит товаров и услуг. Поэтому наша экономика является дефицитной, несмотря на наличие товаров на рынке.

♦ В ходе экономической реформы старая система управления национальным хозяйством оказалось разрушенной, новой же в целостном виде пока не создано. Управляемость экономикой, таким образом, была утрачена, в результате усугубилась ситуация с выпуском продукции, крайне затруднена отраслевая перестройка национального хозяйства. Из-за потери управляемости снижается эффективность функционирующих отраслей.

Восстановление управления экономикой во многом осложняется стремлением отдельных национально - территориальных образований к созданию таможенных преград на границах национальных образований в пределах России, запретов на ввоз и вывоз продукции и т.п.

♦ Экономической науке известно такое явление, как «шок предложения». Суть его в следующем. Эффективность и мобильность рыночной экономики основываются, в частности, на том, что при свободном предпринимательстве, конкурентном взаимодействии спроса и предложения удовлетворение спроса адекватным предложением ведет к повышению цен на дефицитные услуги и товары. В конкурентной экономике это приводит к расширению производство соответствующих товаров и услуг. Если же конкурентная среда отсутствует, то предприятиям - монополистам выгоднее поднимать цены на товары и услуги, а не расширять их производство. Как известно, именно такая ситуация сложилась в нашей экономике. Существуют и другие факторы, препятствующие расширению производства и предложения, в частности отсутствие резервных мощностей, новых технологий, свободных денежных средств, хозяйственного механизма передачи нововведений между предприятиями и отраслями. С установлением советской власти В России была введена крайне жесткая система секретности (под флагом защиты от шпионажа и особой значимости военного производства), фактически исключающая механизм широкой реализации достижений прогресса науки и техники. До сих пор такого механизма нет, а это сдерживает расширение производства, экспорт конкурентоспособной продукции и на этой основе расширение налогооблагаемой базы, пополнение оборотных средств фирм и предприятий.

♦ Отсутствует хозяйственно и законодательно отработанная система внешнеэкономических связей. С одной стороны, предприятия, получив значительную свободу экспорта и импорта, не инвестируют полученную экспортную выручку в российскую экономику, а с другой - валютные источники государства в основном используются в качестве «пожарного» средства для покрытия дефицита в продовольствии и медикаментах. Кроме того, постоянно изменяется внешнеэкономическое законодательство, явно не соответствует реальному положению дел валютный курс.

♦ И наконец, экономический феномен, с которым прежде всего связывается в повседневной жизни ухудшение жизненного уровня населения, - это инфляция. Одновременно инфляция спроса и инфляция предложения. Поэтому разработка и реализация антиинфляционных мер - важнейшая экономическая и политическая задача. Представляется, что в этой области Центральным банком был допущен ряд ошибок, среди которых наиболее существенна - безвозмездное кредитование предприятий в 1993 г. в целях пополнения недостачи их оборотных средств, возникшей в результате взаимных неплатежей. Осуществленная под флагом спасения предприятий, сохранения их трудовых коллективов, эта мера имела, как минимум, два отрицательных последствия. Во-первых, привела к новому витку инфляции, ибо продукции не прибавилось, но в результате увеличения заработной платы на этих предприятиях увеличился спрос на рынке потребительских товаров и услуг, вызвавший рост цен. Во-вторых, это мера подогрела иждивенческие настроения у руководителей и трудовых коллективов, в определенной мере задержала конверсию военных предприятий, которые получили львиную долю безвозмездных кредитов.

Приходится согласиться с мнением ряда экономистов, что данная мера обусловлена не экономическими, а в основном политическими обстоятельствами. С экономической точки зрения выгоднее было выплачивать пособие по безработице, чем затрачивать ресурсы и выпускать заведомо ненужную продукцию. Но увеличение безработицы ведет к обострению социальной напряженности, что в современных архисложных условиях недопустимо.

3. Государственная система социальной защиты

рыночный экономика реформа защита

3.1 Сущность и основные направления социальной политики

Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Типы социальной политики государства. Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа - институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы:

. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

. Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства - это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развитая человеческого потенциала).

. Общество всегда стоит перед выбором - рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).

. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу (степени вмешательства государства в социальную сферу) претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.

Социальная роль государства. Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности государства были 60-70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21%-в США; 24%-в Англии; 30%-во Франции; 31,5%-в Германии; более трети-в Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся в другую сторону.

Во всех развитых странах в эти годы происходил пересмотр масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины пересмотра, как правило, одинаковые - это необходимость увеличения гибкости предоставления выплат, усиления их способности соответствовать потребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствия государства в экономике, усиления контроля над государственными расходами.

Циклическая смена приоритетов в социальной политике развитых государств привела к перераспределению средств между отдельными статьями социальных расходов, но, как правило, не затронула серьезных социальных достижений предшествующего развития, доля расходов на социальные нужды в ВВП также не претерпела существенных изменений. В большинстве стран финансовый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен благодаря некоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилению налоговой дисциплины и другим мерам.

В середине 90-х годов вновь можно говорить об обратном движении маятника, общественный выбор в большинстве стран диктует необходимость нового пересмотра социальной роли государства в сторону ее усиления.

Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста, и если она не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политике фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономического отставания групп стран и даже континентов).

Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т.д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью (обычно используется показатель обеспеченность в расчете на 100 семей). Немаловажное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, какова доля в структуре потребления продуктов питания наиболее биологически ценных продуктов).

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. В этой связи выделяют «минимальный уровень потребления» и «рациональный уровень потребления». Под первым понимают такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая «черта бедности». При этом не следует путать «минимальный уровень потребления» с «физическим уровнем потребления», ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за «чертой бедности», является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране.

«Рациональный уровень потребления» отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика, приближенная к такому потребителю.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т.п. Здесь требуются интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественную определённость.

Необходимо также отметить, что оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать «черту бедности». То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт «внедрения» европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

3.2 Государственная система социальной защиты в России

Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком и жилищные пособия. Пособий по бедности в явной форме не существует; вместо этого имеются многочисленные категории пособий и льгот, выражающихся как в денежной, так и в натуральной форме, однако они почти не предусматривают адресную помощь малоимущим. Кроме того, имеются неофициальные источники поддержки - от приусадебных участков, на которых выращиваются продукты питания, до помощи семьям со стороны друзей и родственников.

Официальная система социальной защиты поглощает около 12 процентов ВВП и обеспечивает до 30 процентов семейного дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий по болезни и по уходу за ребенком, а также пособия по безработице финансируется из внебюджетных фондов, а также налогов с заработной платы, в настоящее время составляющих 34 процента от общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются универсальным пособием, которое финансируется за счет поступлений в местные бюджеты, наряду с федеральными трансфертами. Такие трансферты поступают в виде безусловных грантов общего назначения, охватывающих целый ряд государственных обязательств, среди которых пособия семьям являются приоритетной (но не обязательной) статьей. Жилищные пособия, а также пособия и льготы специального назначения финансируются полностью из местных источников.

Существующая система оказалась неспособной в полной мере справиться с требованиями переходного периода и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения:

Недостаточный размер пособий: пособия по безработице в среднем составляют лишь около 15 процентов от прожиточного минимума; пособия семьям - в среднем 12 процентов от прожиточного минимума для детей; до недавнего времени минимальный размер пенсии соответствовал 45 процентам прожиточного минимума для престарелых, однако в результате проведенных недавно корректировок (последние приходятся на февраль месяц) этот минимум был увеличен до примерно 50 процентов прожиточного минимума для престарелых. К концу 2000 года планируемая дальнейшая корректировка индексации увеличит минимальный размер пенсий до примерно 60 процентов прожиточного минимума для престарелых. Средний размер пенсии составит 95 процентов прожиточного минимума для престарелых.

Система страдает низкой адресностью, в связи с чем имеющаяся помощь часто не достигает получателей, находящихся за чертой бедности - около 20 процентов малоимущих домашних хозяйств вообще не получают пособий, в то время как почти четыре из пяти семей, не относящихся к категории малоимущих, получают государственные пособия; малоимущими являются приблизительно 40 процентов населения, однако право на различные пособия и льготы 68 процентов; а основную часть жилищных субсидий, основанных на проверке доходов, продолжают получать те, кто бедным не является.

Система не позволяет эффективно удовлетворять нужды занятого малоимущего населения: в то время как пенсионеры, безработные и многодетные семьи имеют возможность пользоваться помощью, хотя и недостаточной, в рамках программ, разработанных специально с учетом их потребностей, отсутствие адресных пособий по бедности оставляет многих среди занятого малоимущего населения за пределами системы социальной защиты.

Неадекватность ресурсов: для того чтобы поднять доходы всех бедных домашних хозяйств до прожиточного минимума, дополнительно потребуется, по оценкам, около 4-5 процентов ВВП; едва ли дополнительные трансферты такого порядка для целей социальной защиты окажутся приемлемыми.

Два основных элемента государственной системы социальной защиты в России - Государственный пенсионный фонд и Федеральная службы занятости, через которые проходят ресурсы, эквивалентные 7 процентам ВВП, - нуждаются в радикальных мерах для повышения эффективности, улучшения финансового управления и усиления информационной открытости. Еще один канал помощи - жилищные пособия, на которые приходится еще 3,7 процента ВВП, - требует коренного пересмотра, для того чтобы снизить финансовые затраты и обеспечить более строгую адресность.

Несмотря на увеличение размеров и более регулярную выплату пенсий в последнее время, система государственного пенсионного обеспечения начнет испытывать хронический и растущий дефицит уже не в столь отдаленном будущем, в связи с чем предстоит решить сложные вопросы структурного характера, такие как увеличение пенсионного возраста и сокращение числа особых льгот.

Среднесрочная стратегия социальной защиты в России должна поддерживать реформы и экономический рост: стратегия должна предусматривать защиту от риска потери доходов (предотвращение и смягчение бедности), а также способствовать эффективному функционированию рынков труда и таким образом содействовать процессу реструктуризации предприятий. Поскольку возможности увеличения объема средств для целей социальной защиты ограничены, задача заключается в определении оптимального способа использования существующих ресурсов путем рационализации / закрытия программ, адресного предоставления пособий наиболее нуждающимся группам населения, а также использования полученной таким образом экономии для увеличения размера пособий до более реального уровня.

Пособия по бедности. Первостепенной задачей является обеспечение адекватных пособий по бедности наиболее уязвимым слоям населения, в особенности занятому малоимущему населению. В настоящее время в России отсутствует последовательная система социальной помощи. Вместо этого есть большое количество пособий и льгот специального назначения. Но ни одна из этих программ не получает адекватного финансирования, причем большинство носит универсальный характер, то есть предоставляется на основании определенных условий, не связано с взносами и не предусматривает проверку доходов получателей. Многие из этих пособий и льгот относятся к ведению федерального уровня управления, но остаются необеспеченными, или лишь частично обеспеченными соответствующими резервами. Например, в г. Твери около 50 процентов населения имеет право на получение пособий в рамках различных необеспеченных резервами программ, находящихся в ведении Федерального правительства. Обеспечение адресности пособий и льгот и их консолидация должны рассматриваться как ключевые элементы стратегии снижения уровня бедности. Представляется, что адресность приведет к большему ощутимому росту эффективности расходования средств на социальные нужды, чем любые другие бюджетные меры. Правительство уже приступило к осуществлению ряда инициатив в этом направлении. Признав принцип адресной помощи малоимущим как важнейшее условие социальной политики, правительство разрабатывает в настоящее время соответствующие подходы к решению этой задачи. Уже принят и закреплен в законодательном порядке принцип адресности пособий семьям. Также рассматривается возможность постепенной рационализации социальных пособий и льгот, то есть их консолидация и / или упразднение. В этой связи изучается программа жилищных пособий, на долю которых приходится приблизительно 3,7 процента ВВП (около 35 процентов расходов муниципальных бюджетов) и адресность которых часто не соблюдается (то есть пособия ошибочно предоставляются домашним хозяйствам, не входящим в категорию малоимущих). Значительное улучшение адресности может быть достигнуто путем включения в методы отбора соответствующих критериев определения бедности.

Пособия по безработице. Целью страхования по безработице должно быть возвращение рабочей силы на рынок труда (смена занятости), не сопряженное, однако, с высокими налоговыми ставками для участников и не создающее отрицательных стимулов трудовой деятельности. В существующей в России системе пособий по безработице ни одно из этих условий не соблюдается. Налоговая ставка находится на скромном уровне 1,5 процента, а небольшой размер пособий не способствует смене занятости и не создает отрицательных стимулов, но в то же время и не защищает работников от нищеты вследствие потери работы. Более того, существующая система смешивает принцип страхования с принципом снижения уровня бедности. Распространяя пособия и на тех работников, которые никогда не платили страховых взносов или не платили их в последнее время, данная система уподобляется программе социальной помощи. Наконец, существующая система отличается неэффективным перераспределением средств фонда занятости между регионами, имеющими профицит и дефицит бюджета, что нередко приводит к невыплате пособий.

Вопрос о централизации Фонда занятости рассматривался несколько раз в целях улучшения контроля за использованием ресурсов, особенно применительно к действующим программам, и более сбалансированного распределения пособий. Данный вопрос более не представляется актуальным, поскольку в настоящее время эти задачи решаются с помощью инициатив по реформе, находящихся в процессе реализации.

В более общем плане, любые соображения об изменении базовой структуры поддержки доходов безработных должны, разумеется, определяться пониманием правительством текущих и формирующихся тенденций на рынке труда и изменений в социальной сфере, а также соответствовать стратегии, направленной на восстановление рыночных трудовых доходов безработных, а не просто определенную компенсацию потерь в их доходах.

Пенсионные пособия. Нет никакого сомнения в том, что в России необходимо пересмотреть действующую государственную систему пенсионного обеспечения. Сложившаяся демографическая ситуация, установленный возраст выхода на пенсию и вероятный путь развития экономики страны указывают на то, что уже в скором будущем система войдет в период хронического и растущего дефицита. Возможностей для увеличения размеров взносов в пенсионный фонд немного, а повышение их собираемости, хотя и является важной задачек, как таковое не позволяет преодолеть фундаментальные диспропорции системы. Для этого потребуется решение важных структурных вопросов, таких как возраст выхода на пенсию и особые льготы. В противном случае решить проблему низких пенсионных пособий в России не представляется возможным.

Прогнозы указывают на то, что без внесения изменений в существующую политику баланс доходов и расходов Пенсионного фонда будет постепенно ухудшаться. Разумеется, можно было бы значительно улучшить положение дел путем повышения возраста выхода на пенсию и отмены особых льгот. Повышение стандартного возраста выхода на пенсию женщин с 55 до 60 лет или введение стимулов в распределительную пенсионную систему, с тем чтобы поощрить женщин работать дольше, а также отмена субсидий, присутствующих в неявной форме в положениях о досрочном выходе на пенсию, существенно облегчили бы среднесрочную перспективу Пенсионного фонда, обеспечив превышение доходов над расходами примерно до 2025 года. Это могло бы выразиться в среднем снижении налога на фонд заработной платы в размере свыше трех процентов.

Реформа должна добиться, по крайней мере, следующего: создать условия для переноса части дохода трудоспособных лет на престарелый возраст при помощи сбережений или другими способами; перераспределить дополнительный доход в пользу престарелых, входивших в категорию малоимущих на протяжении всей жизни; обеспечить страхование против множества факторов риска, которым в особенности подвержены престарелые. Желательно также, чтобы имеющаяся государственная система пенсионного обеспечения поддерживала экономику в целом, то есть была устойчивой и не ложилась чрезмерным бременем на бюджет. В настоящее время эти условия не соблюдаются. В то же время можно ожидать, что инициатива Пенсионного фонда, предусматривающая введение системы индивидуальных счетов работников в целях ведения точного учета взносов, укрепит, в представлении работников, связь между взносами и пособиями и повысит стимулы к соблюдению требований о внесении платежей из фонда заработной платы на цели пенсионного обеспечения.

В области пенсионного обеспечения весьма заслуживает одобрения подход, предусматривающий общественную солидарность, присущую действующей в России государственной системе выплаты пенсий из текущих доходов (распределительной системе), и создание специальных фондов, способствующих экономическому росту. В среднесрочном плане это предполагает реформу распределительной системы путем увеличения возраста выхода на пенсию и ограничения льгот, обеспечения разумного минимального размера пенсии и укрепления взаимосвязи между взносами и пособиями. Кроме того, это предполагает введение в умеренном масштабе обязательной накопительной системы. Однако в краткосрочном плане, учитывая сложную экономическую ситуацию, заслуживает рассмотрения вопрос о введении единообразной пенсии как возможного временного решения проблем с распределительной системой. Хотя это означает разрыв связи между пособиями и взносами, в целом такой порядок отражает существующую структуру общей системы, а также прагматический подход к существующим ограничениям. В средне- и долгосрочной перспективе необходимо будет провести структурные реформы распределительной системы, с тем чтобы построить заново систему дифференцированных пенсий на адекватном уровне. Необходимо снизить коэффициент зависимости в данной системе (то есть отношение вкладчиков к получателям), повысить собираемость взносов, пересмотреть индексацию заработной платы и укрепить управление системой пенсионного обеспечения. Учитывая ситуацию на финансовых рынках, создание специальных фондов представляется преждевременным. Эффективные государственные программы, финансируемые из частных источников, потребуют наличия действенных органов нормативно-правового регулирования и финансовых рынков, предлагающих разнообразные долговые и финансовые инструменты.

Фонд социального страхования. Хотя Фонд социального страхования и выполняет ряд важных функций, в частности, обеспечивает выплаты по больничным листам и пособий матерям, следует обратить внимание на роль этого фонда. В настоящее время он прямо и косвенно поглощает 5,4 процента фонда заработной платы и постоянно имеет активное сальдо. Это служит источником такой структуры расходов предприятий и работников, которая, как представляется, практически не связана с основными функциям фонда, заключающимися в обеспечении краткосрочных пособий и, возможно, регулировании профессионального риска. В настоящее время проводится анализ деятельности фонда для финансового руководства, а также анализ его ключевых функций. Это может послужить хорошей основой для пересмотра роли этого фонда, включая разработку соответствующего законодательства для него, а также потенциального сокращения его доли в налоге на фонд заработной платы.

Хотя стратегия социальной защиты направлена, прежде всего, на обеспечение помощи нуждающимся, перестройка системы вызвана также необходимостью поддержки экономических реформ, в частности, реструктуризации предприятий. Одним из важнейших элементов успешного перехода к рынку является реструктуризация предприятий, предполагающая высвобождение непродуктивных в прошлом ресурсов для их использования в более продуктивных областях экономики, причем важным аспектом этого процесса является ликвидация и создание рабочих мест. В странах, успешно проводящих реформы, это уже произошло. В России же эти перемены пока осуществляются только в ограниченных масштабах, что объясняется сохранением большинства так называемых нежестких бюджетных ограничений в секторе предприятий и нежеланием применять закон о несостоятельности для перестройки или ликвидации предприятий. К основным причинам следует отнести:

♦ Доминирующую роль руководителей предприятий среди акционеров;

♦ Жесткие положения трудового законодательства, препятствующие увольнению работников, а также большие непосредственные издержки сокращения штатов (большие выходные пособия и выплаты задолженности по заработной плате);

♦ Система социальных льгот, предоставляемых предприятием, что повышает стоимость замещения заработной платы и льгот для работников;

Отсутствие адекватной системы социальной защиты, ограждающей уволенных работников от нищеты и облегчающей поиск новых рабочих мест: низкий уровень пособий по безработице практически исключает их как средство поддержки в промежуточный период, справочная и консультационная служба центров занятости слабо развита. В связи с этим правительство неохотно идет на меры, ведущие к сокращению работников государственных структур и предприятий, а сами работники без энтузиазма относятся к рискованной перспективе поиска новых возможностей.

В этих условиях программа социальной защиты, способствующая перестройке и росту экономики, должна быть направлена на решение следующих задач:

Совершенствование программ пособий по безработице / выходных пособий. В то время как возможности для увеличения пособий по безработице - даже фиксированных - ограничены, новая программа пособий может сочетаться с программами выходных пособий, финансируемыми из бюджета, и предусматривать выплату работникам единовременных пособий в случае реорганизации или закрытия предприятия. Разработка простого в административном отношении пакета мер адекватной компенсации может оказаться полезной для ускорения реальной реструктуризации предприятий. Вместе с тем совершенно очевидно, что объем компенсационных выплат, сопряженных с крупной программой реструктуризации и приватизации предприятия, превышает возможности региональных бюджетов. Следовательно, есть все основания для федерального правительства вмешаться и предложить привлекательный пакет мер региональным руководителям, поддерживающим реформы. Помимо этих подходов, которые должны иметь широкое применение в масштабах страны, могут потребоваться специальные меры вмешательства в тех ситуациях, когда преобразования направлены на преодоление серьезных структурных диспропорций, например, в экономически отсталых районах, в случае градообразующих предприятий, в ходе перестройки районов Севера и т.п.

Хотя активные программы рынка труда (профессиональное обучение, содействие в поиске работы) часто считаются важным фактором, облегчающим смену работы, к ним следует относиться с осторожностью, поскольку результаты мирового опыта таких программ в лучшем случае неоднозначны. При разработке активных программ занятости в России (включая содействие в поиске работы и организацию обучения) следует учитывать результаты анализа рынка труда на региональном и местном уровнях, которые отражают изменение условий спроса и предложения. Кроме того, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов (в большинстве регионов финансовые ресурсы не позволяют обеспечить дополнительную поддержку сверх выплаты пособий), правительству придется определить оптимальное соотношение расходов на выплату пособий, развитие институтов рынка труда и активные программы. Таким образом, следует внимательно изучить действующие программы и предусмотреть внутренние механизмы оценки в новых программах и при внесении изменений в существующие.

Малые предприятия служат важными источниками занятости в странах с развитой экономикой, и именно развитию малого предпринимательства должно уделяться особое внимание в стратегии рынка труда, направленной на развитие предпринимательства, увеличение занятости и использование ресурсов на более продуктивные виды деятельности. В настоящее время основной объем такой деятельности, возможно, осуществляется в негосударственном секторе. Хотя это и необязательно является нежелательным явлением на ранних этапах переходного периода, доля негосударственного сектора в России особенно велика и продолжает расти. На этом фоне отчетливо проявляются проблемы предпринимательства в организованном секторе экономики, включая громоздкость нормативно-правового регулирования, высокие налоги и отсутствие доступа к капиталу и консультационным услугам для предпринимательства.

Законодательная база. Правовая система, регулирующая экономические отношения в России, имеет весьма ограниченные возможности обеспечения соблюдения законов. Реформа трудового законодательства как таковая не дает решения неотложных проблем. Однако подготовка реформы трудового законодательства очень важна, поскольку она закладывает основу и создает условия для становления рыночной экономики и эффективных механизмов обеспечения рыночных отношений. В новом трудовом законодательстве должны быть особо предусмотрены такие меры содействия реструктуризации предприятий путем создания новых рабочих мест, как снижение издержек, связанных с наймом и увольнением работников. В целях улучшения условий найма важно сократить чрезмерные пособия, связанные с занятостью, а также отменить существующие ограничения на наем с фиксированным сроком. В законе не следует определять условия найма с фиксированным сроком или предписывать продолжительность и максимальное число последовательных трудовых договоров. Для упрощения процедуры сокращения штатов и увольнения работников, а, следовательно, для стимулирования найма новых сотрудников, в трудовом законодательстве должны быть предусмотрены более гибкие условия увольнения, в том числе использование текущих вакансий для найма работника, выполняющего работу, необходимость в которой отпала, а также отмена действующего требования о согласовании увольнений с профсоюзами.

3.3 Социальная защита населения и её механизм

Понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

Широкое применение международным сообществом категории «социальная защита» во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.

У нас термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

При этом зачастую используют производный термин от «социальной защиты», а именно - «социальная защищенность». Их различие состоит в соотнесении действия и состояния:

♦ для «социальной защиты» ключевым служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер по самозащите;

♦ для «социальной защищенности» смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.)

Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории: политэкономический, методологический и инструменталистский.

Так, по мнению Б. Ракитского, «социальная защищенность в широком смысле представляет собой такой общественный порядок, в рамках которого объекты могут отстаивать свои интересы».

К важнейшим характеристикам термина «социальная защита» относят: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход опирается на позиции МОТ (Международной Организации Труда), рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи.

Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий.

Обобщив трактовки категории «социальная защита», можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой)

В Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения в области социальной защиты граждан.

В частности, в ст. 7 сказано: «В Российской федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Таким образом, конституционное, трудовое и социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты.

Подобной точки зрения придерживается и Ю. Хабермас, который считает, что: «развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю».

Анализ базовых положений международных документов, отечественной законодательной базы в рассматриваемой области позволяет выделить важнейшие принципы социальной защиты работников:

социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения;

обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;

социальная справедливость в области трудовых отношений - равное вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве;

всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества;

минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, климат безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации;

- государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты.

Карл Маркс из представления о капитализме как о строе господства угнетателей, выжимающих последние соки из пролетариев. Он утверждал, что в условиях капитализма пролетариат обречен на абсолютное обнищание. Это была одна из крупнейших ошибок марксизма. Автор коммунистической доктрины не учел то обстоятельство, что капиталист заинтересован в своих работниках, так как от их благосостояния зависит и его собственное. По мере развития и совершенствования капитализм в странах с рыночной экономикой обрел человеческое лицо и забота о трудящихся стала его характерной чертой. Значительно возросла и социальная функция государства в странах с рыночной экономикой.

Для современной рыночной экономики характерны средства социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвидимых последствий. Значительное количество социальных амортизаторов непосредственно вмонтировано в блоки и элементы системы управления. Отдельные меры по обеспечению социальной защищенности принимаются системой государственного регулирования или хозяйствующими субъектами по мере возникновения тяжелых ситуаций. Системы обеспечения социальной защиты в условиях рыночной экономики ориентированы, прежде всего, на борьбу с бедностью и безработицей.

Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в большинстве случаев они представлены двумя основными категориями.

Прежде всего это постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Так, уменьшение зарплаты обычно ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты труда. Налоги ограничены сверху максимально допустимыми ставками налогообложения.

Наряду с ограничителями принимается разветвленная сеть социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления бесплатных товаров и услуг по сниженным ценам или даже бесплатно. Широко практикуются различные формы благотворительности и поддержки бедных.

Однако социальная защищенность в рыночной экономике поддерживается в рамках экономических возможностей государства на таком уровне, который не допускает социального иждивенчества и тем более - социального паразитирования.

3.4 Социальная защита населения г. Мурманска на 2007-2008 г.

Уже два года прошло с тех пор, как согласно закону РФ полномочия в сфере социальной защиты населения с муниципалитетов сняли и передали в ведение областных органов власти. В принципе городским властям можно было облегченно вздохнуть: одной проблемой стало меньше. Но «достучаться до небес» со своей бедой удастся не каждому мурманчанину. И поэтому: городские власти и в дальнейшем продолжат оказывать помощь нуждающимся мурманчанинам.

Мы живём на Севере, который формирует особое, бережное отношение к людям. Вот почему в традициях Мурманска помогать тем, кто остро нуждается в поддержке. Только в минувшем году, когда с муниципалитета уже были сняты полномочия по социальной защите граждан, администрация Мурманска изыскала дополнительные деньги и смогла подставить плечо 78 тысячам мурманчан, нуждающихся в самой разной помощи. В этом году поддержку от городских властей получили свыше 85 тысяч человек.

Опыт Мурманска по поддержке незащищённых категорий населения признан один из лучших в России. В период острого роста цен на продукты питания мурманский опыт в качестве показательного попал даже на страницы серьёзных федеральных изданий. Недаром наши программы «Дешёвый хлеб», «Дешёвые овощи», «Дешёвая рыба», «Дешёвое молоко» решили подхватить и другие города Мурманской области, где стали реализовывать такие же социальные программы. Это значит, что наш опыт приносит пользу людям! Ведь только за четыре последних года благодаря этим программам мурманчане сэкономили на продуктах более 163 миллионов рублей. В этом году талоны на «дешёвую» рыбу получили почти 47 тысяч мурманчан. Мурманску удалось сохранить сеть муниципальных ветеранских магазинов, где продаётся не только недорогой хлеб, но с недавних пор и охлаждённая рыба по социальной цене.

Никогда не забывал город и про своих ветеранов. Особые ремонты для особых людей. Именно так обозначили задачу, когда приняли решение привести в порядок

все квартиры наших уважаемых ветеранов. С 2004 года за счёт городского бюджета отремонтировано 402 ветеранские квартиры. Больше всего поражает, что люди, которым все мы обязаны жизнью, боятся получить что-то лишнее. Даже был один из случаев отремонтированной квартиры бывшего танкиста. Ванну, сместили и унитаз впору было в музей сантехнических раритетов отправлять. А хозяин квартиры, когда всё это старьё начали менять, сомневался сильно: вправе ли он претендовать на новую сантехнику и всё предлагал ремонтникам старую облупившую ванну не заменить, а просто покрасить. На таких вот бессребрениках и выстояла Россия!

Решение о предоставлении бесплатной юридической помощи пенсионерам и малоимущим городские власти приняли, когда участились случаи мошенничества с квартирами пожилых мурманчан. Сегодня этим видом помощи воспользовались около 1788 горожан г. Мурманска. И помощь юристов понадобилась людям не только для решения квартирных вопросов. В адвокатских конторах цена самой минимальной юридической консультации составляет 300-500 рублей, подготовка искового заявления - больше тысячи рублей. Для многих жителей Мурманска это существенные деньги, так что бесплатная юридическая консультация стала хорошей подмогой.

Я всегда считала, что помощь в первую очередь должна дойти до самых незащищённых. Власти Мурманска уже который год помогают семьям, где воспитываются дети - инвалиды. Например, организуют для этих семей отдых в санаториях на берегу Чёрного моря. Никакими деньгами нельзя оценить тот заряд бодрости и здоровья, который получают дети после такого отдыха.

Существенной поддержкой стала и материальная помощь, которую городская власть оказывает тысячам мурманчан, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Талоны на бесплатное питание, бани, услуги парикмахерских, изготовление очков по льготной цене для мурманских пенсионеров, помощь в приобретении жилья для молодых семей - вот далеко не полный перечень той поддержки, которую город предоставляет мурманчанам.

Однако виды социальной помощи в Мурманске с каждым годом увеличиваются. Чтобы мурманчане, не обивая пороги различных инстанций, смогли быстро получить компетентные ответы на самые разнообразные вопросы по социальной помощи, выпущенный справочник «Мурманск: всё о социальной защите». Этот сборник уже снискал в народе славу путеводителя в сфере социальных услуг. Получить его можно бесплатно в отделах по социальной поддержке населения.

Считается, что Мурманск - это особый город. Город, который всегда помогал нуждающимся и подставлял им своё плечо. Думаю, что мурманчане и в будущем будут чувствовать себя защищёнными.

Заключение

Центральная проблема любой современной экономики - это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если арендатор или чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс. Нет и не будет цельной, работающей программы, когда в одних кабинетах пишут экономическую, в других - политическую, в третьих - международную часть, когда все это механически «склеивают» и выдают за единую государственную платформу. Это - не подход. Нужно определиться с действительно неотложными задачами. Их не так много, если подойти с умом.

Приоритет любого государства - защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального. Государство обязано обеспечить надежность права собственности и оградить предпринимателя от произвольного, неправового вмешательства в его деятельность.

Невозможно всех обеспечить социальной защитой. Лишь немногие отдельные слои и группы населения, наиболее в ней нуждающиеся могут рассчитывать на ее поддержку. Но тем не менее, долг каждого государства - заботится о своем населении. Именно этим и занимается социальная защита населения.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, безработица, необеспеченность в старости и др. Эти явления не были ясно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Можно предположить, что основной чертой нового века станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс.

Список литературы

1.Экономическая теория/ А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. - СПб: 1999 г.

2.Газета «Вечерка на дом» №18 (37) декабрь - 2008 г.

3.Экономическая теория: учеб. для студентов вузов/ В.Д. Камаева. - 13-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007 г.

5.#"justify">.#"justify">.Экономика: Учебник / А.И. Архипов, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаков. Москва: 1998 г.

.В.А. Роик. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. 2/2007 г.

.Н.С. Ветрова Система социального страхования и государственной помощи // Н.С. Ветрова, Социальные программы в странах Запада. - М., 1999 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!