Обеспечения безопасности туризма

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,09 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обеспечения безопасности туризма

Содержание

Введение

1. Теоретические основы обеспечения безопасности туризма

1.1 Понятие безопасности

1.2 Понятие, классификация и методы снижения факторов рисков

1.3 Виды опасностей в туризме

2. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма

2.1 Система права в области обеспечения безопасности туризма

2.2 Государственное регулирование безопасности туризма

3. Обеспечение безопасности

3.1 Обеспечение безопасности в различных секторах туризма

3.2 Страхование туристов

Заключение

Список использованных источников

Введение

Проблема безопасности занимает в современном мире одну из самых серьезных позиций, являясь глобальной проблемой современности. Безопасность можно рассматривать в разных сферах жизнедеятельности человека, но, как бы то ни было, в любой сфере, где человек вступает в контакт с природой, техникой и (или) другим человеком и группой людей, возникают определенные риски.

Туризм, учитывая специфику данной социально-экономической деятельности, непрерывно связан с опасностью, возникновением рисков, и это касается не только экстремального туризма. Даже безобидные экскурсии по достопримечательностям города могут привести к неблагоприятным последствиям, если не знать элементарных правил поведения в экстремальной ситуации.

Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, от мер, принимаемых фирмами - турагентами и туроператорами, а также от действий самого туриста. Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем.

Актуальность курсовой работы подтверждается тем фактом, что в последнее десятилетие туризм превратился в заметную составляющую экономики России, следовательно, чем более весомую роль начинает играть отрасль в экономике государства, тем большее количество людей вовлекается в ее функционирование и тем более усиленное внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности в этой отрасли. Туризм выступает важным фактором, стимулирующим рост занятости населения, производство товаров и услуг, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионах. Туризм оказывает огромное влияние на сохранение и развитие природного, исторического и культурного потенциала страны, гармонизацию отношений.

безопасность туризм страхование российский

В курсовой работе рассматриваются теоретические основы безопасности, дается общее определение безопасности, частное определение, характерное для отрасли туризма, а также понятие безопасности туризма, которое дается законодательством Российской Федерации. Указанные вопросы теории безопасности раскрываются в первой главе.

Вторая глава посвящена правовому регулированию обеспечения безопасности туризма, в частности, система права в данной области и государственному регулированию туризма.

В третьей главе описываются способы защиты туристов в различных туристских секторах, а также основы страхования туристов.

При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся в туристическом секторе.

1. Теоретические основы обеспечения безопасности туризма

1.1 Понятие безопасности

Федеральный закон О безопасности определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность - состояние защищенности от возможного нанесения ущерба, способность к сдерживанию или парированию опасных воздействий, а также к быстрой компенсации нанесенного ущерба.

На основе анализа статей закона О безопасности можно прийти к выводу, что безопасность туризма наряду с государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической безопасностью, охраной здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка может являться одним из видов безопасности. Учитывая комплексность туристской сферы, безопасность туризма включает в себя элементы практически всех иных видов безопасности.

Каждый турист при организации своего будущего путешествия кроме наличия достопримечательностей, исторических мест, памятников архитектуры и отличного климата задумывается и об уровне сервиса и степени своей безопасности в предполагаемой стране.

Безопасность туризма - понятие комплексное и многогранное. Выделяют следующие подходы к определению безопасности:

безопасность туризма как отрасли экономики;

безопасность туристов как субъектов, пользующихся туристическими услугами;

безопасность дистинации от туристов, которые могут нанести ей вред.

Безопасность туристов может включать безопасность транспортную, подразумевающую перемещение туриста с места жительства до планируемого места отдыха, безопасность непосредственно территории, на которой турист предполагает находиться, а также безопасность деятельности, которой турист собирается заниматься.

В ст.14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2008 N 309-ФЗ) под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий [1].

В узком смысле безопасность туризма включает в себя личную безопасность туристов, а также сохранность их имущества. В широком значении безопасность туризма - это защищенность жизненно важных интересов участников туристского процесса (самодеятельных туристов, потребителей услуг туристской индустрии, предпринимателей туристской индустрии, работников туристской индустрии, социальных общностей (население туристских территорий (районов) и т.д.)) от внутренних и внешних угроз безопасности, а также защищенность окружающей среды от негативных факторов, обусловленных развитием туризма.

Опасности, подстерегающие туристов, по своей природе случайны, т.е. подчиняются законам теории вероятности (вспышки опасных инфекционных заболеваний; ураганы, кражи и т.д.); потенциальны, т.е. носят скрытый характер, они неопределенны во времени и в пространстве (извержение вулканов; наводнения, землетрясения и т.д.); перманентны, т.е. существуют постоянно, действуют непрерывно (высокая влажность; загазованность атмосферы города и т.д.); тотальны, т.е. они всеобщи, от них не скрыться, они проявляются везде и всегда. Поэтому каждому туристу угрожает опасность. Если опасность реализуется, то она причиняет вред здоровью, который проявляется в травмах, болезнях, нервных потрясениях, инвалидных и летальных исходах.

Необходимо подчеркнуть, что абсолютной безопасности в туризме не бывает; всегда существует некоторый остаточный риск. Следовательно, безопасность - это такой уровень опасности, с которым на данном этапе экономического и туристского развития можно смириться. Безопасность путешествия - это допустимый риск.

Известно, что в основе травматизма и возникновении чрезвычайных ситуаций в туризме часто лежат организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки; недостаточное воспитание; невнимательность и забывчивость; слабая установка инструктора на соблюдение безопасности; допуск к экстремальным видам туризма лиц с повышенным риском травматизма; пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях (истерическом, паническом, страха, испуга и т д.) [2].

Человек живет в условиях постоянно изменяющихся и количественно увеличивающихся опасностей. Так как деятельность человека потенциально опасна, то безопасность будет заключаться в определении опасностей, угрожающих каждому туристу, и разработке соответствующих способов защиты от них в любых условиях путешествия.

1.2 Понятие, классификация и методы снижения факторов рисков

Наиболее общее определение риска, это - вероятность нежелательного события.

Фактор риска можно определить как свойственную веществу или какой-либо деятельности (процессу) потенциальную способность причинять вред (вызвать нежелательное событие). Фактор риска - функция неблагоприятных свойств объекта (деятельности, процесса) и условий их проявления. Каждое вещество и деятельность являются потенциальными факторами риска. Одни вещества и виды деятельности способны вызывать сразу ряд неблагоприятных событий различного рода, в то время как многие другие могут вызывать единичные или немногочисленные виды неблагоприятных событий. Понятие фактор риска" обозначает причину потенциального неблагоприятного события.

Если фактор риска таит в себе лишь потенциальную угрозу негативного события, то понятие риск" обозначает расчетную вероятность реализации этого события c теми или иными масштабами его последствий.

Риск туристской деятельности, в узком смысле, можно определить как вероятность несчастного случая (аварии) или заболевания участников туристских мероприятий вследствие воздействия на них факторов риска [3].

Выделяют различные классификации рисков в туризме:

. На основании периода возникновения потенциальной опасности:

предварительные (ошибочные действия и решения туристов на стадии предпоходной подготовки);

непосредственные (факторы риска, воздействующие на маршруте похода).

К характерным ошибкам предпоходной подготовки и организации похода можно отнести ошибки в разработке маршрута и плана похода в целом, в материальном обеспечении похода (питание, снаряжение, финансирование), выборе туристического состава.

Очевидно, что указанные ошибочные действия являются потенциальной угрозой безопасности туристов, которая может с определенной вероятностью реализоваться в виде аварии в период осуществления похода.

Следует так же отметить, что к предварительным факторам риска относятся не только ошибки участников и руководителя самой туристской группы, но и ошибочные действия представителей выпускающих поход организаций.

По отношению к субъекту туристской деятельности факторы риска подразделяются на непосредственные (действующие на маршруте похода), в отличие от предварительных факторов, в различной степени зависят и определяются субъектом туристской деятельности.

На основании роли личности (субъекта) в возникновении потенциальной опасности, все причины несчастных случаев в туризме можно разделить на две категории:

объективные;

субъективные.

Под объективными факторами риска следует понимать функции не зависящих от воли человека неблагоприятных особенностей маршрута (дистанции) и природных условий осуществления похода (соревнований).

Объективные факторы риска на маршруте туристских походов подразделяются на следующие группы:

неблагоприятные для человека характеристики маршрута похода, в том числе характеристики естественных препятствий на маршруте;

неблагоприятные для человека климатические и погодные условия похода, в том числе опасные природные явления;

неблагоприятные для человека характеристики туристских походных технологий;

неблагоприятные для человека воздействия со стороны растений и животных на маршруте похода.

Субъективные факторы можно истолковать, как любого рода ошибочные действия, прямо зависящие от самого субъекта (туриста). Тогда под субъективными факторами риска в туристских мероприятиях следует понимать функции неверных управляющих решений и действий туристов на маршруте или дистанциях соревнований.

Все непосредственные субъективные факторы риска в активном туризме мы можем подразделить, согласно их сущности, на следующие группы.

Технические и тактические ошибки туристов.

Несоблюдение туристами правил техники безопасности.

Неблагоприятное эмоциональное и физическое состояние туристов.

К первой группе выделенных субъективных факторов риска следует отнести все ошибки в технике и тактике передвижения по естественным препятствиям, организации страховки, ориентировании на местности, организации туристского бивака. Примерами тактических нарушений и ошибок в походе являются: несоблюдение заявленных контрольных сроков похода, самовольное изменение нитки маршрута, несвоевременное преодоление объективно опасных препятствий, выбор неподходящих приемов и средств страховки и т.д.

Ко второй группе непосредственных субъективных факторов риска следует отнести все действия и решения туристов, которые квалифицируются, как несоблюдение установленных правил техники безопасности.

К третьей выделенной выше группе субъективных факторов риска отнесем различного рода неадекватные нервно-психические и физические состояния туристов. В данном случае одинаково опасны как отрицательные (стресс, усталость, апатия), так и положительные (чрезмерное воодушевление, состояние аффекта) эмоциональные состояния. В такие периоды человек утрачивает необходимый самоконтроль, необъективно оценивает свои силы и окружающую обстановку.

Стандартом определено, что при проектировании тура и туристских услуг следует внимательно изучить всевозможные факторы риска и его источники, исследовать возможность и вероятность проявления данного источника на опасном для человека уровне, подверженность человека воздействию источников опасности и, в конечном итоге, предусмотреть комплекс мер по защите здоровья и жизни туриста и его имущества.

В стандарте предусмотрена следующая классификация факторов риска:

травмоопасность;

воздействие окружающей среды;

пожароопасность;

биологические воздействия;

психофизиологические нагрузки;

опасность излучений;

химические воздействия;

повышенная запыленность и загазованность;

прочие факторы;

специфические факторы риска.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, лавин), неблагоприятных эргономических характеристик используемого. Предлагаются следующие способы снижения возможности наступления травмоопасной ситуации:

использование защитных устройств и ограждений при эксплуатации подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории, например, канатных дорог;

использование средств индивидуальной защиты (страховочного туристического снаряжения);

соблюдение эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;

соблюдение требований к жилым и общественным зданиям и к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и пр.);

соблюдение правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования;

информирование туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Туристы должны быть информированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

Воздействие окружающей среды обусловлено температурой окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления. Показатели микроклимата в помещениях обслуживания туристов, а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям. В целях предупреждения вредных воздействий данного фактора риска организаторы туристических путешествий должны выбирать благоприятное время года и суток для проведения мероприятий, рационально проектировать трассы туристического маршрута, учитывать погодные особенности района, информировать туристов об условиях маршрута и прогнозируемых погодных явлениях.

Для обеспечения пожаробезопасности необходимо руководствоваться ГОСТом 12.1.004. Эксплуатацию объектов обслуживания необходимо осуществлять в строгом соответствии с требованиями утвержденных нормативных документов (Правил пожарной безопасности).

Воздействие биологических факторов риска (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, а также ядовитые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции) на туристов предупреждается:

соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания;

применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов;

использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в т. ч. для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и пр.);

проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала;

упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).

Психофизиологические факторы риска: физические и нервно-психические перегрузки. Как правило, туристическое путешествие предполагает достаточно насыщенную программу, что не соответствует обычному ритму жизни человека. На фоне ускорения этих процессов человек может физически и психологически перегружаться, потому для исключения или снижения воздействия психофизиологических факторов предлагается:

рационально строить программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршруту, предусматривающих условия для нормальной жизнедеятельности человека;

учитывать психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;

соблюдать эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.

Далее рассмотрим риск получения излечения. Опасными излучениями являются: повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения. Чтобы обезопасить туристов необходимо проинформировать их о воздействии излучения на человека, использовать средства индивидуальной защиты. Кроме того, допускается прокладывать туристические маршруты только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния.

Химические факторы риска: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие. Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо:

осуществлять регулярный контроль за содержанием вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах;

осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной, с точки действия химических факторов риска, среде;

применять препараты для дезинфекции и дезинсекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами.

ГОСТ 12.1.005 определяет требования к допустимому уровню вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха.

К прочим факторам риска относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках. Необходимо предусматривать:

предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требованиями к содержанию информационного листка к туристской путевке, технологической карты путешествия, технологической карты экскурсии - об основных характеристиках этих услуг, условиях обслуживания);

проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вида туристского маршрута.

Специфические факторы риска в туризме обусловлены:

возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов);

техническим состоянием используемых объектов материально - технической базы;

сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т.п.);

уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов и др.);

подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т.п.);

информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов).

1.3 Виды опасностей в туризме

Проблемы опасности и выявления возможных опасностей - одна из основных проблем в туризме, решение которой возможно только в результате целенаправленной работы по анализу несчастных случаев с туристами. Современный туризм - явление многогранное, связывающее воедино множество процессов в туристском обслуживании. Сбой в одной системе обслуживания (например, питания), следствием чего становится несчастный случай с туристами (отравление пищей), приведет к сбою в работе всего туристского комплекса (падение туристского спроса, штрафные санкции, снижение доходов от туризма).

Все виды опасностей в туризме можно классифицировать по природе явления и роли туристов (других людей) в возникновении опасной ситуации. Выделяют опасности субъективные (вызванные неверными действиями человека, людей) и объективные (обусловленные природой гор).

К объективным опасностям относятся: сейсмическая опасность; опасность схода снежных лавин и селевых потоков; опасность камнепада; опасность падения насекомых и диких животных; опасные метеорологические явления.

Субъективные опасности подразумевают ошибки в организации и проведении путешествия: переоценка возможностей туристов; недооценка трудностей маршрута; плохое и несоответствующее маршруту снаряжение; пренебрежение страховкой; потери ориентировки; эпидемиологическая опасность; опасность возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций; враждебность со стороны местных жителей; криминогенная обстановка и терроризм.

Кроме того, существуют наборы типичных несчастных случаев, обусловленных характерными для разных видов туризма опасностями (таблица 1).

Типичные для различных видов экологического и приключенческого туризма опасности и несчастные случаи

По данным специалистов большую часть (около 87%) составляют легкие травмы, не приводящие к потере трудоспособности. Средние, ведущие к временной (до 2 месяцев) утрате трудоспособности, встречаются в одном из десяти несчастных случаев. Тяжелые (полная утрата трудоспособности) и очень тяжелые (летальный исход) случаи - всего около 3%, т.е. на один случай с летальным исходом приходится 20-30 травм средней тяжести и до 100-200 небольших травм.

Таблица 1 - Типичные для различных видов туризма опасности и несчастные случаи

Вид туризмаХарактер опасностейТипы несчастных случаев и травмПешийХарактер пересеченного рельефа, неправильный подбор обуви, одеждыПотертости, растяжения связокВодныйНамокание одежды, снаряжения, опрокидывание плавсредства, падение в воду, нападение акул, ошибки в использовании снаряжения для дайвингаПростудные заболевания, утопление, переохлаждение, ранения, нарушения обменных процессов в организмеГорныйОпасности горного рельефа (камнепады, сход лавин, паводок), солнечная радиация, резкое изменение метеоусловийПереломы, ушибы, обморожения, заболевания глаз, ранения острыми предметами (ледорубом, кошками и т.д.) Велосипедный, маунтбайкПадения, неправильный подбор обуви, одежды, отсутствие снаряженияУшибы, переломы, сотрясения мозга, попадания инородных предметов в глазахЗимнийХарактер снежного рельефа, обледенение нависающих предметов (ветки деревьев, провода и т.д.), обрывы снежных карнизов, мостов через ледниковые трещины, лавиныУшибы, переломы, смерть от удушья в лавине, обморожения, ожоги пламенем горелки, горячей пищейНаучныйНападение диких животных, инфекцииРанения, ушибы, сотрясения мозга, ослабление защитных функций организма, иммунитета, инфекционные заболевания

Как правило, значительная часть несчастных случаев географически привязана к районам давнего туристского освоения с высокой посещаемостью, а не с большим набором опасностей.

Например, анализ данных о несчастных случаях в туристских регионах России позволил выявить, что в Горно-Кавказском туристском макрорайоне наиболее часто несчастные случаи происходят на причерноморских склонах Западного Кавказа, а не в горах труднодоступного Центрального Кавказа.

Меньше всего несчастных случаев зарегистрировано на Кольском полуострове и Дальнем Востоке, которым традиционно приписывают повышенную опасность. Такая ситуация обусловлена не только прямой связью между высокой посещаемостью районов и количеством несчастных случаев, но и на первый взгляд парадоксальной, прямой связью между транспортной доступностью района и количеством несчастных случаев. Это обусловлено опять-таки психологией и поведением туристов. Как следствие развития туристской инфраструктуры формируется ложное чувство защищенности и безопасности у отдыхающих. Они становятся беспечными, доверчивыми, склонными к спонтанным и рискованным поступкам. В то же время, находясь в труднодоступных районах и зная, что помощь может прийти не скоро, туристы всегда настороже, тщательно обдумывают каждый шаг. Кроме того, подготовка к путешествиям ведется более тщательно и длительно.

Турфирме необходимо ознакомить под роспись" туристов с правилами поведения не только на маршруте, но и в стране, районе, городе, гостинице пребывания. Высокой степени безопасности туризма можно достичь только при всесторонней профилактической работе всех задействованных лиц: от национальных туристских администраций до туроператоров и гидов.

2. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма

2.1 Система права в области обеспечения безопасности туризма

Законодательство в области обеспечения безопасности туризма является составной частью законодательства о туристской деятельности, а также законодательства в области обеспечения безопасности.

В соответствии со ст.2 Закона о туристской деятельности и ст.6 Закона о безопасности правовое регулирование отношений в области безопасности туризма относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации в области обеспечения безопасности туризма можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле оно состоит из пяти правовых актов (источников) законодательства о туристской деятельности федерального уровня:

Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму";

Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 83 "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов";

Кроме того, к законодательству о безопасности туризма в узком смысле относятся также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие исключительно вопросы безопасности туризма.

В широком смысле - законодательство в области обеспечения безопасности туризма включает в себя значительный массив нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности общего характера, в которых содержатся отдельные правовые нормы и в области безопасности туризма.

Источники законодательства в области безопасности туризма можно группировать по различным критериям: по юридической силе (иерархии), по кругу актов, по предмету ведения, по территории, по предмету регулирования, по объектам безопасности и др [5].

По юридической силе выделяются:

Конституция Российской Федерации;

Федеральные конституционные законы ("О Правительстве Российской Федерации", "О чрезвычайном положении");

Федеральные законы (Закон о туристской деятельности, Закон о безопасности);

акты Президента Российской Федерации;

акты Правительства Российской Федерации;

акты палат Федерального Собрания Российской Федерации;

акты федеральных органов исполнительной власти.

По кругу актов выделяются законодательные и иные (подзаконные) правовые акты.

По предмету ведения правовые акты относятся к федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации.

По территории действия правовые акты могут быть национальные (Закон "О защите прав потребителей") и международные (Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).

По объектам безопасности правовые акты подразделяются на акты, регламентирующие общественные отношения в сфере безопасности личности (Закон О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации), акты в области обеспечения безопасности общества (Закон Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации), акты в области безопасности государства (Закон О борьбе с терроризмом), а также комплексные (универсальные) правовые акты (Закон о безопасности, Концепция национальной безопасности).

По предмету регулирования выделяются специальные правовые акты в области обеспечения безопасности туризма, а также все иные правовые акты в области безопасности, в которых содержатся отдельные нормы о безопасности туризма.

Согласно Закону о туристской деятельности государственное регулирование туристской деятельности наряду с прочим осуществляется путем защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности, установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма (ст.4).

Закон о туристской деятельности определяет понятие безопасность туризма, устанавливает права и обязанности туристов, туроператоров, турагентов, органов государственной власти, средств массовой информации в области обеспечения безопасности туризма (ст.14), определяет силы и средства обеспечения безопасности туризма - специализированные службы по обеспечению безопасности туристов (ст.15), устанавливает способы обеспечения безопасности туризма - страхование при осуществлении туристской деятельности (ст.17).

Согласно указанному закону основными обязанностями участников туристского процесса в области обеспечения безопасности относятся:

) обязанности органов государственной власти как субъектов обеспечения безопасности:

специализированных служб по обеспечению безопасности туризма - оказывать необходимую помощь туристам, терпящим бедствие в пределах территории РФ;

Российской Федерации - в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций принимать меры по защите интересов российских туристов за пределами РФ, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания; содействовать свободе передвижения туристов, обеспечивать их свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; содействовать в получении правовой и иных видов неотложной помощи, беспрепятственного доступа к средствам связи;

) обязанности средств массовой информации (СМИ):

обязанность государственных СМИ незамедлительно и безвозмездно предоставлять федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов;

) обязанности туроператоров (турагентов):

создавать необходимые условия для обеспечения личной безопасности туристов, их потребительских прав и сохранности имущества, беспрепятственного получения неотложной медицинской помощи;

возмещать убытки и компенсировать моральный вред в случае невыполнения условий договора с туристом;

предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов;

предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и нахождения там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;

незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах;

предоставлять туристам гарантии оплаты медицинской помощи, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления таких гарантий (страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий);

) обязанности туристов:

проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями в случае совершения путешествия в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;

соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и нахождения там, а также в странах транзитного проезда;

соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

В Постановлении Правительства России о Федеральном агентстве по туризму к числу его полномочий в области безопасности туризма отнесено информирование в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания (п.5.3.2) [6].

Постановлением Правительства РФ О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов рекомендовалось органам исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определить состав сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используемых при оказании необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации [7].

Понимая значение надлежащей безопасности для развития туризма, органы исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти осуществляют различные меры, направленные на обеспечение безопасности туризма на своей территории.

Значительное внимание вопросам безопасности туризма уделено в документах Всемирной туристской организации, в том числе в Кодексе туриста, принятом в 1985 г. вместе с Хартией туризма на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, Гаагской декларации по туризму (1989), Глобальном этическом кодексе туризма (1999) и других документах.

Следует заметить, что акты Всемирной туристской организации с точки зрения их общеобязательности относятся к нормативным правовым актам весьма условно [8]. Это, скорее, рекомендации авторитетной международной организации, являющейся специализированным учреждением ООН, исполнение которых является доброй волей государств - ее членов. Тем не менее игнорирование данных рекомендаций цивилизованными государствами также не принято, как и несоблюдение принципов и норм международного права, которые являются составной частью правовой системы нашей страны.

Гаагская декларация по туризму определяет, что безопасность и защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма.

В Декларации обращается внимание государств на необходимость принятия следующих мер в области безопасности туризма:

а) меры по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний должны сопровождаться мерами по обеспечению безопасности и защиты туристов и туристских объектов и достоинства туристов;

б) необходимо сформировать эффективную политику, направленную на обеспечение безопасности и защиту туристов и туристских объектов, а также уважение достоинства туристов;

в) точно определить туристские товары, объекты и оборудование, которые из-за того, что они используются туристами, требуют особого внимания;

г) подготовка соответствующей документации и информации, обеспечение доступа к ней в случае угрозы туристским объектам и/или туристским достопримечательностям;

д) выполнение в соответствии с процедурами, специфичными для систем законодательства в каждой отдельной стране, юридических положений в области защиты туристов, включая, в частности, правоспособность туристов добиваться эффективной судебной защиты в национальных судах в случае действий, наносящих вред им лично или их имуществу, и особенно при таких наиболее опасных актах, как терроризм;

е) осуществление сотрудничества государств в рамках ВТО при подготовке программы рекомендуемых мер, регулирующих вопросы безопасности и защиты туристов;

ж) все страны - поставщики туристов должны принять более эффективные меры, направленные на равномерное распределение отпусков трудящихся и школьных каникул в течение года, для того чтобы снять остроту негативных последствий ярко выраженного сезонного характера туристского спроса (нехватка мест, задержки в аэропортах, пограничных пунктах и т.д.), а также связанного с этим отрицательного воздействия на занятость в области туризма, упрощение туристских формальностей и безопасность (здоровье, эксплуатация);

з) к террористам необходимо относиться как к любым другим уголовным элементам, и их нужно преследовать и наказывать без применения по отношению к ним срока давности; в этом случае ни одна страна не станет для террористов безопасным убежищем.

Безопасность туристов и их благополучие, а также поддержание высокого уровня качества обслуживания в местах туристского назначения нельзя рассматривать в отрыве от других общественных или национальных интересов, в частности принимающей страны, и окружающей среды в целом. При разработке и проведении в жизнь норм безопасности для сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы [9].

Гаагская декларация по международному туризму постановила, что в каждом государстве должен быть назначен специализированный центральный орган, которому поручались бы вопросы продвижения и проведения в жизнь, в качестве составной части национальной политики в области безопасности и защиты туристов, соответствующих превентивных мер для обеспечения защиты и безопасности туристов, особенно в районах туристских достопримечательностей и в случае эпидемий и угрозы проведения террористических актов, а также серьезных и многочисленных преступлений против туристов и их имущества.

Для упрощения и ускорения внесудебного разрешения споров, возникающих между туристами и физическими или юридическими лицами, должен быть создан соответствующий орган, как, например, служба защиты потребителей или посредник по жалобам, которые имели бы общие или специальные полномочия и в которые туристам разрешалось бы обращаться с целью разрешения их споров; эти просьбы должны быстро рассматриваться, а заинтересованным туристам следует сообщать о результатах.

В случае серьезных посягательств на туриста, особенно когда он или она пострадали в результате террористических актов, принимающее государство должно быстро предоставить в распоряжение государства, откуда прибыл турист (если это возможно, через дипломатические или консульские представительства), всю необходимую информацию о состоянии здоровья пострадавшего и обстоятельствах, в которых произошел вышеупомянутый акт.

Глобальный этический кодекс туризма (1999), принятый Всемирной туристской организацией, провозглашает, что государственные власти должны обеспечивать защиту туристов и посетителей и их имущества; они должны уделять особое внимание безопасности иностранных туристов, учитывая их особую потенциальную уязвимость; они содействуют принятию конкретных мер по информации, профилактике, защите, страхованию и помощи, отвечающих их потребностям. Необходимо строго осуждать и подавлять в соответствии со своим соответствующим национальным законодательством покушения, нападения, ограбления и угрозы, касающиеся туристов.

Со своей стороны туристы и посетители должны еще до выезда стараться ознакомиться с характеристиками стран, которые они намерены посетить; они должны осознавать риски для здоровья и безопасности, которые неизбежно связаны с выездами за пределы своей обычной среды, и вести себя таким образом, чтобы свести эти риски к минимуму. Во время путешествий туристы и посетители не должны допускать никаких преступных деяний или действий, которые могут рассматриваться как преступные по законам посещаемой страны, а также поведения, которое может представляться вызывающим или даже оскорбительным для местного населения и которое может нанести ущерб местной среде; туристы и посетители не должны участвовать в обороте наркотиков, оружия, древностей, охраняемых видов фауны и флоры, а также предметов и веществ, которые опасны или запрещены национальным законодательством [10].

Обеспечение целостной и высококачественной безопасности требует широкого сотрудничества между различными подразделениями правительства и индустрии, на национальном уровне и между соответствующими международными учреждениями.

2.2 Государственное регулирование безопасности туризма

Опасности угрожают не только человеку, но и обществу и государству в целом, так как каждый отдельный человек является жителем данного города и области, а также гражданином данной страны. Поэтому профилактика опасностей и обеспечение безопасности в туризме - приоритетная задача государства. Так как туризм, связанный с временными выездами (путешествиями) с постоянного места жительства и реализацией своих познавательных, профессионально-деловых, оздоровительно-спортивных и других целей с помощью разнообразных технических средств, относят к опасным путешествиям, то государство должно регулировать туристскую деятельность.

Туристская политика государства проявляется в разработке и реализации организационных мер по развитию туристской индустрии и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), учитывающих сочетание безопасных условий оказания услуг и осуществления задач тура. Она сводится к совокупности форм, методов и направлений обеспечения качественного функционирования сферы туризма с целью сохранения и развития хозяйственного комплекса. Механизм реализации туристской политики включает:

  • выработку концепций развития туризма;
  • составление целевых программ отдельных территорий и стран;
  • разработку мер по достижению поставленных целей.

Государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России. Регулирование упрощенного въезда и выезда на территорию посещаемых стран определено принятыми Указами Президентов многих стран мира. Менеджмент туризма ориентируется на нормативно-правые акты в области туризма, издаваемые государственными органами и субъектами Федерации [11].

В мае 2008 года была Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Стратегия была рассмотрена на заседании Правительства РФ и доработана с учетом состоявшегося на заседании обсуждения и предложений, поступивших от заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также некоторых отраслевых объединений [12].

С 2002 по 2005 гг. в России реализовывалась Концепция развития туризма, одобренная распоряжением правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №954-р, которая выполнила основные поставленные задачи.

Стратегия является логическим продолжением Концепции развития туризма, учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии.

Согласно стратегии важное место в деятельности федеральных органов исполнительной власти уделяется вопросам безопасности туризма. В январе 2008 года вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания. В Стратегии определены актуальные вопросы правового регулирования регионального туризма в субъектах РФ, среди которых значатся в том числе и вопросы защиты прав и законных интересов туристов в субъекте РФ, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма.

Кроме того Стратегия признает актуальным принятие комплекса мер, направленных на повышение культуры безопасности туризма и предполагающих формирование у туристов и экскурсантов сознательного отношения к обеспечению личной безопасности, а также к охране окружающей среды, культурно-историческому и природному наследию. Отмечается необходимость реализация действующих норм законодательства в части создания в местах активного отдыха и туризма условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а также для страхования рисков, связанных с прохождением туристами и экскурсантами маршрутов повышенной опасности.

Стоит заметить, что, несмотря на рекомендации Стратегии, органы власти Приморского края до сих пор не разработали и не приняли ни краевую стратегию развития туризма, ни каких-либо иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности туризма на территории края.

Что касается самой Стратегии развития туризма в Российской Федерации, то, как отмечают эксперты, она не дает ответов на многие вопросы организации внутреннего и выездного туризма и нуждается в тщательной доработке.

  • обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и других прав при совершении путешествий;
  • охрана окружающей природной среды;
  • создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • развитие туристской индустрии (средств размещения, транспорта, объектов общественного питания, развлекательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения), обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создании новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации;
  • развитие международных конкактов;
  • сохранение объектов туристского показа;
  • рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями регулирования являются: поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Основные пути регулирования:

  • создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
  • содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках (выполнение торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом обязательств рекламно-информационных офисов, организация пресс-туров по регионам Российской Федерации для иностранных журналистов, съемка телевизионных и документальных фильмов и т.д.);
  • защита прав и интересов туристов (ликвидировать дискриминационные тарифы на услуги для иностанцев), обеспечение их безопасности;
  • установление правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
  • создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию (ремонт и реставрация памятников истории, строительство гостиниц, разработка инвестиционных проектов и т.д.);
  • налоговое и таможенное регулирование;
  • предоставление льготных кредитов; установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
  • содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;
  • развитие научных исследований в сфере туристской индустрии;
  • содействие участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах.

3. Обеспечение безопасности

3.1 Обеспечение безопасности в различных секторах туризма

Статья 14 Федерального закона № 132-ФЗ определяет безопасность туризма не только как безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, но и ненанесение ущерба материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать о чрезвычайных происшествиях с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации. Информировать нужно Федеральное агентство по туризму, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма.

Туроператоры и турагенты при заключении договора о реализации туристского продукта обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий. В частности, турист должен быть проинформирован о правилах въезда в страну и выезда из страны, опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия; национальных и религиозных особенностях страны или места временного пребывания и иных особенностях путешествия.

Законом предусматривается право туриста и туроператора (турагента) требовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. Но при условии возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а также опасности причинения вреда их имуществу. При этом наличие указанных обстоятельств должно подтверждаться соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

Особо следует обратить внимание на то, что в вышеназванном случае при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта, туристу и (или) иному заказчику возвращается вся стоимость туристского продукта, а после начала путешествия - только ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Обязанностью туроператоров, турагентов и организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, является пользование услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов [13].

Федеральное агентство по туризму обязано информировать участников туристского рынка (туроператоров, турагентов, туристов) об угрозе безопасности туристов в стране или месте временного пребывания в государственных средствах массовой информации.

Также как и ранее туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Прием, размещение (ночлег) и питание в индустрии гостеприимства - гостиницах, курортах, пансионах и др. - обязательно входят в услуги, предоставляемые туристу, даже если он путешествует без группы [14]. В гостиницах санаторно-курортного профиля отдыхающие также получают комплекс медицинских услуг. Необходимо выбирать хорошо зарекомендовавшие себя гостиницы, которые способны решать вопросы безопасности своих клиентов на высоком уровне.

Безопасность проживания в туристских гостиницах, базах, кемпингах обеспечивается соблюдением [15]:

  • требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов обслуживания туристов;
  • требований безопасности технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, установленных нормативными документами;
  • техническим оснащением, соответствующим действующим нормативам;
  • мерами, гарантирующими личную безопасность туристов и сохранность их имущества.

Система питания включает различные рестораны, кафе, бары и другие пункты приема пищи как национальной, так и европейской кухни. В путешествиях не следует увлекаться экзотическими блюдами и морепродуктами, в рационе должны преобладать известные туристу продукты, включая овощи, зелень и фрукты, которые проверены им путем длительного применения в месте постоянного проживания. Европейская (континентальная) кухня и диетическое питание должны доминировать на столе путешественника. Не пить воду из любого источника, какую бы жажду турист не испытывал; полезной для здоровья является вода минеральная или чистая из бутылок, купленных в магазине [16].

Кухни и другие производственные помещения, используемые для приготовления пищи, должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения, выданные Госсанэпидемнадзором Российской Федерации, в которых удостоверяется, что производство, применение или использование и реализация пищевых продуктов, а также требования, установленные в проектной и технологической документации, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Такое же заключение выдается и на всю пищевую продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации. Кухонные помещения должны проходить регулярный санитарно-эпидемиологический контроль, а в случае обнаружения пищевых отравлений и желудочных расстройств контроль должен быть ежедневный.

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов должны соблюдаться установленные в нормативных документах требования по хранению, транспортированию и приготовлению пищевых продуктов в соответствии с Санитарными нормами и правилами для предприятий общественного питания.

Перевозка туристских групп, а также индивидуальные поездки туристов являются одними из опасных моментов любого путешествия. Аварии с транспортными средствами (автомобилем, автобусом, пассажирским поездом, самолетом), потеря ориентации и отставание от группы, кража личных вещей и денег, ухудшение состояния здоровья и нервные стрессы - вот неполный перечень опасностей, подстерегающих при этом туристов.

Транспортные перевозки туристов во время экскурсий, походов и путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т.д.). Кроме того осуществление перевозок в этих отраслях подразумевает получение лицензии предприятием, осуществляющим соответствующую деятельность [17].

3.2 Страхование туристов

Законодательством страны, где совершается путешествие, как правило, устанавливаются требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи туристам. Поэтому туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания или от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов является основной формой предоставления таких гарантий. Этот вид страхования наиболее востребован и потому рентабелен.

Страховыми полисами, на территории их действия, предусматривается оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно при путешествии [18]. К страховым случаям, по общим правилам страхования от несчастных случаев, относятся смерть и постоянная утрата трудоспособности, наступившие в результате несчастного случая, т.е. внезапного события, происшедшего помимо воли туриста: взрыв, ожог, обморожение, утопление, действие электрического тока, удар молнии, солнечный удар, нападение злоумышленников или животных, падение какого-либо предмета на/или самого туриста, внезапное удушение и отравление вредными продуктами или веществами, а также происшедшие при движении средств транспорта или при их авариях, при пользовании машинами, механизмами, орудиями производства и всякого рода инструментами и т.д.

Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествий, включая туры с повышенным риском, например, конный, водный или лыжный.

Страховые компании предлагают все виды страхования путешествий от простых до сложных, а также услуги по следующим видам страхования [19]:

  • добровольное медицинское и медицинских расходов за границей;
  • вынужденного отказа от поездки (по уважительным причинам); отказа в выдачи визы или пропуска;
  • порчи и пропажи багажа и грузов;
  • от несчастных случаев; кражи денег, дорожных чеков и кредитных карт;
  • домашнего имущества, загородных строений и квартир; имущества предприятий и организаций на время поездки;
  • средств наземного транспорта;
  • гражданской ответственности за причинение вреда.

Знание перечня страховых услуг и порядка страхования, а также правил признания чрезвычайных обстоятельств, приключившихся с туристом в путешествии, страховым случаем и возмещения понесенных расходов, заставит туристов не нарушать установленных правил перемещения и проживания, быть бдительными и осторожными, что является залогом сохранения своего здоровья и имущества.

Страховыми случаями являются следующие события (при условии, если они имели место в период действия договора страхования) [20]:

  • обращение туриста в медицинское учреждение, страховую фирму или компанию по оказанию экстренной помощи при внезапном заболевании, обострении хронического заболевания, травме и других несчастных случаях, требующих оказания экстренных медицинских услуг;
  • репатриация останков (оплата услуг по подготовке тела и покупку необходимого для международной перевозки гроба; оплата транспортировки до ближайшего аэропорта. Страховая фирма не несет ответственности за сохранность личных вещей туриста и расходов на погребение);
  • внутрибольничное наблюдение (наблюдение за состоянием здоровья туриста, госпитализированного за пределами его постоянного места жительства, и информирование его семьи о состоянии здоровья);
  • проживание до выздоровления (предоставление жилья для дальнейшего выздоровления после выхода из больницы);
  • визит третьего лица в экстренных случаях (оплата авиационных, железнодорожных или автобусных билетов в оба конца родственнику, при наличии документов, подтверждающих родство, если состояние здоровья туриста, по мнению лечащего врача, является критическим или он находится в больнице более 10 дней и при нем нет никого из членов семьи);
  • досрочное возвращение (оплата авиационного, железнодорожного или автобусного билета туристу к постоянному месту проживания в случае внезапной или непредвиденной, подтвержденной документально, смерти ближайшего родственника-матери, отца, законного супруга или супруги, детей, родных сестры или брата - при наличии документов, подтверждающих родство и свидетельства о смерти);
  • представление юридической помощи (оплата услуг адвоката и помощи в возбуждении дела, если страховой случай произошел по вине третьего лица, что подтверждено документально);
  • возвращение несовершеннолетних детей (организация досрочного возвращения к месту жительства и, при необходимости, сопровождение детей туриста в возрасте до 15 лет, оставленных без присмотра, квалифицированным персоналом);
  • передача экстренных сообщений (в случае госпитализации туриста, обеспечение возможности передачи срочных сообщений и документов, используя сеть своих представительств по всему миру);
  • возвращение и переадресация багажа (скорейший розыск и доставка багажа туриста в случае утери или переадресации багажа по вине транспортной компании во время перемещения любым общественным видом транспорта);
  • помощь в возвращении документов (оказание помощи в оформлении утерянных документов, заменяющих утерянные паспорт и/или билеты, и в организации их доставки);
  • предоставление переводчика (оплата предоставления переводчика, если турист находится в тяжелом состоянии в результате несчастного случая или внезапного заболевания);
  • придорожный ремонт и буксировка;
  • репатриация транспортного средства (оплата эвакуации транспортного средства на родину);
  • возмещение расходов на медицинские, экстренные и комплексные услуги, оплата которых была произведена туристом в стране поездки.

Основанием для отказа страховой фирмы произвести туристу выплату страхового обеспечения или уменьшить его размер является:

  • совершение туристом умышленных действий, направленных на наступление страхового случая;
  • совершение туристом умышленного преступления (действия, бездействия), находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем;
  • сообщение туристом заведомо ложных либо неполных сведений об объекте страхования;
  • нарушение туристом обязательств, предусмотренных в договоре страхования, в том числе не предоставление при наступлении страхового случая подлинника договора страхования и документа, удостоверяющего личность;
  • получение туристом возмещения ущерба от лица, виновного в причинении этого ущерба;
  • нахождение туриста в момент наступления страхового случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • передача туристом управления транспортным средством лицу, находившемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также лицу, не имеющему прав на вождение транспортного средства, в том числе соответствующей категории;
  • управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления данным транспортным средством;
  • управление транспортным средством, имеющим неисправность, с которой запрещена его эксплуатация;
  • решение об отказе в выплате страхового возмещения принимается страховой фирмой и сообщается туристу в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа, который может быть обжалован туристом в суде или арбитражном суде в пределах сроков исковой давности.

При наступлении страхового случая страховая фирма обязана произвести страховую выплату туристу или его законным наследникам в соответствии с условиями договора страхования, независимо от причитающихся ему сумм по государственному социальному страхованию; социальному обеспечению; договорам страхования, заключенным с другими страховыми компаниями, а также сумм по возмещению причиненного ему вреда в соответствии с гражданским законодательством со стороны третьих лиц.

Заключение

Отправляясь в путешествие, турист сталкивается с целым рядом проблем, которые при стечении обстоятельств могут привести к неблагоприятным последствиям для его здоровья и имущества, сделать туристскую поездку невозможной или отрицательно повлиять на туристское впечатление.

Опасности подстерегают туриста везде, впрочем, как и любого другого человека. Однако опасности и риски в туризме имеют свои специфические особенности и способы их предупреждения. Абсолютной безопасности в туризме не бывает; всегда существует некоторый остаточный риск. Следовательно, безопасность - это такой уровень опасности, с которым на данном этапе экономического и туристского развития можно смириться. Безопасность путешествия - это допустимый риск.

Проблема безопасности туризма в России существует и стоит очень остро. Для ее решения необходима реализация целого комплекса мер, в первую очередь на законодательном уровне. Требуется модернизация мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности как местных жителей, так и приезжих туристов. Необходима детальная разработка и реализация программы по продвижению России на мировой туристский рынок, которая будет включать создание определенного имиджа страны и его продвижение на международных туристских выставках, форумах, конференциях. Кроме того должна быть проведена ревизия законодательства в сфере обеспечения безопасности туризма, необходимо отойти от размытого выражения положений нормативно-правовых актов и дать четкие конкретные формулировки по основным вопросам обеспечения безопасности.

Законодательство в области обеспечения безопасности туризма является составной частью законодательства о туристской деятельности, а также законодательства в области обеспечения безопасности. В систему права в области обеспечения безопасности туризма входят акты Российской Федерации, акты субъектов Российской Федерации, акты муниципальных органов власти, а также международные нормативно-правовые акты.

Регулированием туристской деятельности занимаются международные организации и органы власти Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальные органы власти. Обеспечение целостной и высококачественной безопасности требует широкого сотрудничества между различными подразделениями Правительства и индустрии, на национальном уровне и между соответствующими международными учреждениями. При разработке и проведении в жизнь норм безопасности для сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы.

Как уже говорилось, турист может столкнуться с опасностью везде: в гостинице, в кафе, при осмотре достопримечательностей, во время передвижений по маршруту путешествия. В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах. Руководитель туристского предприятия несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях. Требования к безопасности обслуживания для конкретных видов туристских услуг устанавливаются нормативной документацией на соответствующие виды услуг: государственными стандартами, правилами, уставами, кодексами и другими.

Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристкой услуги и мерами по его предотвращению.

Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и в процессе обслуживания.

Однако, несмотря на наличие законов, уставов предприятий, осуществляющих туристические услуги, изначально безопасность туриста зависит только от него. Турист должен всегда помнить основные правила поведения в незнакомой местности, не нарушать элементарные меры предосторожности, что будет способствовать снижению вероятности наступления несчастного случая или других неприятных ситуаций.

Список использованных источников

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 №309-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС Гарант.

. Биржаков М.Б. Безопасность в туризме / М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. - Спб.: Герда, 2008. - 208 с.

. Писаревский Е.Л. Основы безопасности туризма / Е.Л. Писаревский. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 320 с.

. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. ГОСТ Р 50644-94: Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 г. №32 [Электронный ресурс] / СПС Гарант.

. Писаревский Е.Л. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. - 2006. - № 3. - С.7-16.

. Об утверждении положения о Федеральном агентстве по туризму: постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. №901 (в ред. от 29.05.2008 №411) [Электронный ресурс] / СПС Консультант плюс.

. О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов: постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. №83 [Электронный ресурс] / СПС Гарант.

. Миссия Всемирной туристской организации в новом тысячелетии // Туризм: право и экономика. - 2006. - № 1. - С.40-48.

. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - СПб.: Невский Фонд: Герда, 2005. - 448 с.

. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах / И.И. Бутко и др. - М.: Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 320 с.

. Кусков А.С. Основы туризма: учебник для студ. вузов. / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. - М.: КНОРУС, 2008. - 400 с.

. Об утверждении стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года: указ Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 г. №51 [Электронный ресурс] / СПС Гарант.

. Каурова А.Д. Организация сферы туризма / А.Д. Каурова. - СПб.: Герда, 2006. - 320 с.

. Федцов В.Г. Культура гостинично-туристского сервиса / В.Г. Федцов. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 503 с.

. Иванов И.В. Концепция обеспечения безопасности современной гостиницы / И.В. Иванов // Туризм: право и экономика. - 2006. - № 1. - С.10-18.

. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме / М.М. Маринин. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 140с.

. Крутик А.Б. Туризм как отрасль экономики России / А.Б. Крутик. - СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2008. - 412 с.

. Гвозденко А.А. Страхование / А.А. Гвозденко. - М.: Велби: Проспект, 2006. - 464 с.

. Богданова С. Страховые риски должны быть четко прописаны / С. Богданова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2006. - № 11. - С.40-41.

. Линовицкий Е.А. Развитие страховых отношений в сфере туризма / Е.А. Линовицкий // Туризм: право и экономика. - 2007. - № 3. - С.18-20.

Похожие работы на - Обеспечения безопасности туризма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!