Религия Древней Индии

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,11 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Религия Древней Индии

Оглавление

Оглавление.

Введение. Ранние политеистические верования. Буддизм - сущность и принципы.. Индуизм - содержание и назначение

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты.

Актуальность темы. Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран.

Древнеиндийская культура неизменно вызывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения у каждого, кто с ней так или иначе соприкасается. Ее волшебство и загадочность в том, что каким-то чудесным образом она оказывается понятной и близкой всем исследователям, поэтам и художникам, а также людям, которые иногда случайно приобщаются к ней.

Проблема единства и многообразия индийской культуры привлекает к себе внимание целого ряда исследователей, как индийских, так и западных, ей посвящены многие теоретические дискуссии. Множество региональных, религиозных, социальных, кастовых, этнических различий создают картину разрозненности и фрагментарности, а интуитивно ощущаемый принцип единства с трудом поддается логическому обоснованию и определению.

Важная особенность индийских религий - их интровертивность, то есть явственная обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремлении и возможности личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя.

Интровертивность религиозной культуры оказало огромное влияние на психологию и социальное поведение индийцев, склонных интересоваться туманными абстракциями и погружаться в глубокий самоанализ и в то же время слабо затронутых, в отличие, например, от китайцев, проблемами социальной этики и политики.

Целью исследования является рассмотрение религии Древней Индии.

Задачами исследования являются:

изучение ранних политеистических верований;

анализ содержания и принципов буддизма;

характеристика буддийских направлений в современном мире;

характеристика индуизма (традиций, обрядов)

I. Ранние политеистические верования

Основы религиозных систем Индии были результатом синтеза примитивных верований протоиндийцев - как аборигенных народов, так и иных. По одной из наиболее распространенных версий в середине II тыс. до н. э. в Индию с севера вторглись и постепенно расселились в восточном и южном направлениях племена ариев, говоривших на индоевропейских языках. Будучи преимущественно скотоводами, они длительное время сохраняли обряды, свойственные кочевникам.

О религиозных верованиях периода разложения первобытно-общинного строя и складывания в Индии государственности дают представление Веды (буквенное знание) - памятники древнеиндийской литературы конца II- начала I тыс. до н. э. Эти произведения, написанные на санскрите, содержат не только и не столько сведения о войнах, борьбе за власть, о тяжелом созидательном труде, но они, по мнению ариев, наполнены божественным откровением.

Значимость «священного знания» Вед, остающихся и поныне основными священными книгами индуизма, столь велика, что они представляют собой целый пласт культуры Древней Индии - ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами Веды включали и басни, и сказки, порою с элементами сатиры.

Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии - Брахманы. Целесообразность этих дополнений вызывалась усложнением религиозного культа, потребностью в пояснении ряда текстовых неясностей, наконец, необходимостью адаптации к меняющимся общественным отношениям. Позднее ведическую литературу дополнили и религиозно-философские комментарии- Упанишады и Араньяки, посвященные различным вопросам ведической теологии. В частности, в Упанишады вошли своеобразные наставления, написанные философами и составившие основу всего духовного развития страны. Араньяки, в свою очередь, стали связующим звеном между Брахманами и Упанишадами, соединив ритуальную и философскую стороны религии.

Таким образом, ведическую литературу составили веды (самхиты) и толкования к ним (брахманы, упанишады, араньяки). На Ведах также основана литература «священного предания», включавшая сутры (краткие руководства по вопросам жертвенного ритуала, правила домашней жизни, основы законодательного и обычного права) и служившая задачам религиозного обучения. Знанию Вед, их изучению придавалось исключительно важное значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.

Исследователям Вед и ведической литературы не удалось составить всеобъемлющую и полную картину ведических божеств, разобраться в их системе и взаимосвязи. Ведические боги порою сочетают в себе признаки и свойства божеств, повторяющиеся или дублирующиеся. Нет среди них упорядоченности и иерархии (соподчинения). Значительное большинство из них связано с природой. Другие олицетворяют определенные качества души. Ведическая мифология называет 33 земных, атмосферных и небесных высших бога. В ряде древних книг их - 333 или даже 3339. При этом верховным богом является тот, к кому в данный момент направлено обращение.

Наиболее популярен в Ведах бог Индра, в имени которого олицетворяются сила, плодородие, мужское начало. Это творец солнца, неба, зари, он дружелюбен к ариям, вдохновляет поэтов и певцов. Сопровождают его божества дождя и ветра.

Бог Варуна - судья и хранитель закона - царит над миром, богами и людьми, посылая возмездие за грехи в виде болезней и бедствий. Агни - бог огня, похищенный с неба одним из жрецов. Сома - бог дождя и божественного напитка и др.

Веды довольно туманно повествуют о сотворении мира. То ли он создан из некоей неразличимой пустоты, то ли его первоосновой стал тысячеглазый, тысяченогий и тысячеголовый первочеловек Пуруша, расчлененный богами. За порогом смерти, по мнению ариев, - царство бога мертвых Ямы. В загробном мире человек встречается с тенями своих предков, получает новое тело, наделенное здоровьем и красотой.

Среди обрядов древних индоариев, вероятно, еще не возводивших храмов, главный ритуал был представлен жертвоприношением в своеобразной форме веселого пира, устроенного для богов и сопровождавшегося их усиленным кормлением в надежде получения благодарности в виде избавления от болезни, удачи в делах, своевременного прихода дождя и пр.

Во второй половине I тыс. до н. э. была завершена редакция Брахман - комментариев к Ведам для жрецов, а также Упанишад (религиозных-философских трактатов) и в их составе араньяк (лесных книг). В этих произведениях получил свое оформление брахманизм.

В начале I тыс. до н. э. оседлость для индоариев стала повседневным образом жизни. Сложились многочисленные княжества, часто враждовавшие между собой. С постепенным усложнением культа ведической религии усилились роль и авторитет жрецов-брахманов. Изменились состав и характер пантеона богов. И хотя установки ведической религии, ее боги и традиции не претерпели резких перемен, многочисленные религиозные учения раннего рабовладельческого общества в Индии в первые века до н. э. составили религиозное течение - брахманизм, освещавший племенную раздробленность и исключительность.

Согласно новой космогонической теории творец вселенной Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила его мысли разделяет яйцо на две части - небо и землю. В процессе последующего созидания формируются стихии (вода, огонь, земля, воздух, эфир), боги, звезды, время, рельеф и т. д. Создаются люди, мужское и женское начало, противоположности (жар - холод, свет - тьма и пр.), животный и растительный мир.

Переход к брахманизму еще не выявил единой иерархии богов. В каждой местности почиталось свое высшее божество. Бог Шива, в культе которого соединились различные по своему характеру религиозные верования, считался воплощением разрушительных сил природы и символом плодородия. Бог Вишну выступал в качестве бога - хранителя всего существующего. Значительная роль отводилась анимистическим представлениям и культу предков.

Освещая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений - лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа. Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара (санскр. блуждание, переход, перевоплощение души или личности) - теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы - кармы (санскр. деяние, поступок).

Карма, хотя и предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и т. д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию. В свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями: воплощение пьяницы в моль, убийцы - в хищное животное, вора - в крысу и т. п.

В процессе завершения разложения первобытного строя и складывания первых рабовладельческих государств постепенно определилось деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиеся между собой общественным положением, правами и обязанностями, - Варны (санскр. качество, цвет). Захватив монополию на прежде выборные общественные должности, родоплеменная знать составила две привилегированные варны-брахманов (жрецов) и кшатриев (военная знать, цари, князья). Представители этих варн занимали высшие посты в аппарате управления и войске. Наиболее многочисленную третью варну - вайшиев - составляли свободные общинники, занимавшиеся сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Низшая варна - шудр - состояла из «чужаков», потомков покоренных племён, которые хотя и были свободными, но не обладали правом на общинную собственность и были призваны служить представителям трех первых варн.

Процесс формирования варн оказался довольно длительным. В период Риг-Веды их еще не было, но с окончанием складывания рабовладельческих государств деление всех свободных на четыре варны объявляется результатом божественного промысла, извечно существовавшего, и освещается религией.

Согласно легенде, брахманы-жрецы, призванные говорить от имени бога, своим происхождением обязаны устам бога Брахмы, наиболее почитаемого в это время. Варна кшатриев создана из рук бога, варнавайшиев - из бедер, из ног Брахмы возникли шудры. Каждой варне соответствовал цветовой символ:для брахманов - белый, кшатриев - красный, вайшиев - желтый и шудр - черный. Это деление общества на варны закреплялось законодательно «Законом Ману» (по имени полулегендарного правителя Индии V в. до н. э.), определившим права и обязанности представителей разных варн.

II. Буддизм - сущность и принципы

Культовая система буддизма, одна из наиболее распространенных в мире религий, подобно джайнизму, возникла как альтернатива индуистскому учению о бесконечно долгом пути спасения.

Сегодня в отличие от прошлого века уже не осталось почти никаких сомнений в том, что «исторический» Будда, основатель буддизма, в самом деле жил на земле. Факты его жизни тесно переплелись с легендами, и вместо детальной биографии предлагается идеализированный образ, соответствовать которому должен стремиться каждый буддист.

Тем не менее, некоторые факты из жизни Будды можно установить с достаточной степенью достоверности. Сиддхарта Гаутама, известный позднее под именем Будды, родился примерно в 560 г. до н.э. в деревне Лумбини. Его отец, Шуддходанна. был раджой небольшой провинции. Как и у всех основоположников великих религий, его появление на свет связано с множеством самых невероятных подробностей. В соответствии с концепцией перерождения некоторые из них касаются даже его предыдущих существований.

В юном возрасте он женился, и у него родился сын. В возрасте двадцати девяти лет внутреннее побуждение заставило его променять жизнь в неописуемой роскоши на существование святого странника.

Принять такое решение его побудила давняя тяга к возвышенному. Более того, такой путь соответствовал внутреннему религиозному духу Упанишад, и к тому же образ жизни странника считался в то время достаточно почетным для честных искателей духовной истины и реальности.

Гаутама брал уроки у религиозных учителей, но большую часть из первых шести или семи лет отшельничества он провел, занимаясь религиозными упражнениями, которые придумал сам. Поворотной точкой, предшествовавшей просветлению, явилось для него осознание духовной и моральной бесполезности крайней степени аскезы и переключение на более спокойные религиозные упражнения и медитацию. Таков был специфический контекст просветления, религиозный опыт, изменивший всю его последующую жизнь.

Вскоре после просветления Будда стал учителем, и к нему потянулись ученики, желавшие вести жизнь странников и миссионеров. Помимо послушников, его учение было обращено к простым людям, не собиравшимся вести монашеский образ жизни.

Буддийское мировоззрение не сконцентрировано на поклонении одному существу, человеку или божеству. Будда - не бог, не богом посланный посредник; он не может стать спасителем или искупителем грехов других людей.

Гаутама Будда и сам не признавал существование единого вечного Бога. Он верил, что во Вселенной обитают различные божества и демоны, но смотрел на них как на временных существ, которые, подобно людям, рождаются и умирают. И потому считал бесполезным надеяться на их помощь и обращаться к ним с молитвой. Гаутама отвергал путь спасения индуизма - путь посвящения. Признавая закон кармы, Будда в то же время был убежден, что человек, принадлежащий к любой касте, может достичь совершенства в течение одной земной жизни и избежать возмездия за злые дела, совершенные во время прошлых воплощений. Только тем, кто не ищет просветления, учил Будда, суждено узнать последствия своей кармы.

Хотя Будда верил в теорию перевоплощения, у него был свой, особый взгляд на душу. В индуизме душа нерушима и переходит, не нарушая своей целостности из одного воплощения в другое, неся в себе свою карму. Согласно же учению Будды, душа состоит из своего рода психологических компонентов. Каждое новое воплощение не оставляет их состав неизменным, но соотношение между настоящим и прошлым воплощениями сохраняется. Это соотношение и определяет характер кармы. Как печать оставляет свою форму, если придавить ею воск, так и каждое воплощение передает что-то свое следующему.

Гораздо большее значение, чем персона Будды, имеет суть учения (дхарма). Согласно буддийскому пониманию это что-то вневременное, что не зависит от истории или событий.

Характерной чертой буддийского учения является определение жизни как страдания. Страдание связывается не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой цепью перерождений. Причиной страдания Будда называет страстное желание жизни, богатства, наслаждений или лучшей судьбы в новом существовании. Путь освобождения от страданий ему представляется в виде полного контроля над своим духом и поведением, а конечной целью при этом является нирвана, после которой человек разрывает цепь и уже не рождается вновь.

Будда не стремился объяснять все и говорил своим ученикам, что дал им лишь горсть истин, что кроме этого существует бесчисленное множество других истин. На вопросы о природе мира, его происхождении и законах он отвечал «благородным молчанием». Свое молчание Будда объяснял тем, что такие вопросы не связаны непосредственно с практическими вопросами человеческой жизни.

Для того чтобы объяснить смысл своего учения, Будда использовал в проповедях притчи, примеры из живой природы, сравнения и метафоры, вопросы и ответы на них, различные суждения. Однако все это не было где-то записано. После смерти Будды его ученики смогли собрать только часть его проповедей и высказываний.

Священные для буддистов книги можно разделить на два типа: те, которые по традиции содержат учения самого Будды, и те, которые были составлены впоследствии святыми и праведниками. Две основные буддийские конфессии, тхеравада и махаяна, имеют свои собственные священные писания.

Тхеравада означает «учение древних», и тхеравадины гордятся тем, что придерживаются первоначального варианта учения Гаутамы в том виде, как оно изложено в ранних буддийских текстах. Группа получила непочтительное, по их мнению, прозвище "хинаяна", что значит «малая колесница», взятое из канонического текста их соперников, где мир сравнивается с горящим домом. Для спасения жильцов приезжает повозка, запряженная всего одним животным, в которой есть место только для истинно верующих, но не для остального человечества. Тхеравада особое значение придает индивидуальным усилиям к спасению и признает божественную помощь в этом вопросе. Она отрицает любые ритуалы и изображения; не приветствуются даже статуи Будды; в самом деле, какой смысл молиться Будде, если его поглотила нирвана. Это суровое духовное учение действительно соответствует взглядам самого Будды и его ранних последователей, которые считали, что стать Буддой почти невозможно, даже достижение статуса святого человека (архата) требует неимоверных усилий. Не стоит говорить, что подобная суровость не может удовлетворить потребности широкого круга верующих. Поэтому даже в тех странах, где течение обладает значительным влиянием, оно неизбежно должно было адаптироваться к требованиям простого человека, допустить поклонение духам и демонам и разрешить присутствие в храмах статуй богов и других сверхъестественных существ.

Дальнейшее развитие течения махасангхиков привело к рождению движения махаяны (большой колесницы), которое сформировалось к началу первого века до н.э. В этой концепции нашлось место для спасения не только горстки избранных, отличающихся высшим моральным совершенством, но и для всего человечества. Кроме того, буддизм махаяны отличается человечностью, великодушием и снисходительностью к простым верующим. Наряду с признанием основных канонических книг школы тхеравада махаяна использует многочисленные дополнительные сочинения, иногда более популярные, чем старые тексты, так как они развивают и модернизируют первоначальное учение Будды.

В то время как буддизм тхеравады предполагает, что спасение доступно лишь монахам (бхикшу) - и по этой причине в странах тхеравады буддисты стремятся хотя бы часть жизни провести в монастыре - то «большая колесница» допускает спасение всех.

Особенностью махаяны является доктрина бодхисаттвы - человека, предназначенного к просветлению и достижению статуса Будды. Бодхисаттва откладывает переход в нирвану для того, чтобы спасти как можно больше людей на Земле. Он дает торжественный обет помогать каждому, даже в будущих реинкарнациях. Таким образом, он вбирает в себя других - что несложно, если не верить в собственную реальность. От очевидного различия между собой и другими можно избавиться в процессе медитации. Жертвенная любовь бодхисаттвыдостигает таких высот, что он может полностью отказать себе в предназначенной нирване для того, чтобы бесконечно продолжать творить добро для других.

Тхеравада не считает Сиддхарту Гаутаму единственным Буддой; как, впрочем, не считал и он сам. Ранние тексты упоминают о шести его предшественниках и еще одном, Майтрейе, который должен будет прийти. В поздние списки тхеравады включены двадцать восемь Будд, хотя самым важным из них считается Гаутама.

В этом вопросе махаяна придерживается совершенно иной точки зрения. Есть столько Будд, сколько песчинок в пустыне. Важно отметить, что всех их объединяет абсолютное существо. Дхармакая. И если считать его реальным, то Дхармакая может быть отождествлен с Адибуддой, изначальным Буддой, просветленным вечностью. Адибуддой были выделены из себя и посланы в мир пять «медитирующих Будд», или Дхьянибудд.

Незадолго до смерти Будда сформулировал принципы своего учения: «четыре благородные истины», теория причинности, непостоянства элементов, «срединный путь», «восьмеричный путь». Равенство людей по рождению было одной из «первооснов» учения.

Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама, называется средним путем, т. е. чтобы достичь состояния нирваны, человек, с одной стороны, не должен истязать себя строгим аскетизмом, как это предписывалось религиозной системой джайнизма, а с другой - в отличие от индуизма и так же, как это проповедовал джайнизм, в состоянии делать это в пределах одной человеческой жизни, освободившись от цепи перевоплощений. Однако средний путь буддизма по-своему нелегок. Чтобы достичь освобождения, человек не должен наслаждаться роскошью, как это было в жизни самого Гаутамы, до того как он оставил семью. Лучше всего держаться среднего уровня жизни. Просветления можно достичь через принятие учения Будды и практическое следование его советам.

«Четыре благородные истины». Истины считаются ядром раннего буддизма. Они заключаются в следующем:

) жизнь - это страдания; Первая великая истина провозглашает, что жизнь полна страданий и боли, которые проявляются в рождении, в перенесении всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти. Отсутствие того, чем мы хотели бы обладать, и присутствие того, от чего мы хотели бы избавиться, тоже является источником боли.

) причина страданий - сама жизнь, состоящая у людей из бесконечных желаний, страстных стремлений к удовольствиям, наслаждениям;

) можно избавиться от страданий, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем;

) для подавления желаний и избавления от страданийчеловек должен следовать по пути, указанному Буддой. Это и есть восьмеричный путь. Видно, что предлагавшееся учение - это не умозрительная схема, а конкретное наставление, имевшее цельюнепосредственную пользу.

Теория причинности. Будда учил, что все в мире, как и в жизни, взаимосвязано, все имеет свою причину. Каждая вещь возникает под воздействием другой вещи и сама предопределяет появление третьей. Нет поступков или деяний в жизни, которые не имели бы последствий. Если человек хочет избежать дурных последствий, он не должен совершать поступки, которые вызывают такие последствия.

Непостоянство элементов. В мире нет ничего устойчивого и постоянного, все в нем изменяется и подчинено принципу причинности. Это означает, что ничто в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий, но ничто в мире не является причиной этих страданий. Человек сам выступает их причиной, а мир - только проекция его внутреннее состояния, его страстей и опутанного ложными мыслями ума.

Подвергнув осуждению брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, преобладание внешних форм религиозной жизни, а джайнизм - за жесткую аскезу, Будда высказался за средний путь.

правильных взглядов, или постижение четырех благородных истин;

правильного стремления (решимости), или желания достичь истинного состояния нирваны;

правильной речи, или воздержания от лжи, клеветы, грубости и пустословия;

правильного поведения (дело), или не нанесения вреда не только человеку, но и всему живому;

правильного образа жизни, или привычки жить честным трудом, добывать пропитание честным способом;

правильного усилия, или самоконтроля, недопущения эгоистических помыслов, собственнических стремлений;

правильных помыслов, или их чистоты, понимания преходящего характера всего в мире, свободы от своекорыстия;

правильного созерцания (сосредоточения), или полной отрешённости, избавления от желаний.

Исполнение последнего требования есть переход в состояние, которое Будда назвал нирваной. Это слово происходит от глагола «Нирва», что значит задувать, тушить, погашать. Нирвана - иное измерение бытия, где нет рождения и смерти, где сущность непосредственно совпадает с формами ее проявления.

Часто полагают, что нирвана есть какое-то подобие смерти, некое состояние, полностью противоположное жизни. Это не так. Она является угасанием ложных желаний и страстей, а не простым уничтожением. В действительности нирвана - высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей. Будда, достигнув нирваны, проповедовал свое учение еще много лет. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал какти:вности и к тому, чтобы направить свою активность на собственную жизнь, на свои мысли и чувства, на свои поступки и желания. Не борьба с другими за место под солнцем, а борьба с другим, с чуждым в самом себе -вот путь к истине. Человек должен как бы умереть для мира, чтобы достичь нирваны, которая является его истинным существованием. Все, считал Будда, что не способствует достижению нирваны, не должно быть объектом наших забот, наших мыслей, не должно быть объектом сосредоточения.

После смерти Гаутамы возникла необходимость упорядочить его учение и собрать его в связной форме. Поэтому через несколько месяцев в Раджагрихе был собран Совет, решения которого были пересмотрены через сто лет на втором Буддийском Совете в Весели. Решающим собранием, однако, явился Третий Синод, собранный в Паталипутте в 253 г. до н.э., примерно через двести лет после смерти Гаутамы, под покровительством императора Асоки. В течение девяти месяцев тысяча монахов занималась проверкой, обработкой и окончательной классификацией ушедших в прошлое традиций. На этой стадии материал находился все еще в устной форме; лишь в первом веке до н.э. на острове Цейлон были записаны первые буддийские тексты.

Основное собрание рукописей, канон, называется палийским каноном, по названию языка, на котором он написан. Он включает основную часть учения консервативных буддистов тхеравадинов; другие течения располагают дополнительными манускриптами.

Популярное название палийского канона, Трипитака, или «тройная корзина», указывает на то, что он состоит из трех частей, которые первоначально были записаны на пальмовых листьях и хранились в корзинах.

Первая часть называется Виная-питака, «корзина устава». Вместе с материалами о жизни Будды и возникновении монашеской общины она содержит правила поведения для монахов.

Вторая часть называется Сутта-питака. Суттана языке пали соответствует санскритскому сутра, что означает «направление», или «книга поучений». В ней рассматривается учение Будды и монахов, а также содержатся 547 легенд и истории о предыдущих перерождениях Будды.

Последняя ее часть, Абхидамма-питака(«корзина чистого знания»), состоит из семи книг, возможно, составленных в третьем-первом веках до н.э., написанных в сухом академическом стиле, предназначенных для специалистов, а не для широкой публики.

В дополнение к палийскому канону существует много других важных буддийских манускриптов на языках пали, санскрите, китайском и других азиатских языках.

Из наиболее выдающихся следует назвать «Вопросы царя Милинды» (Милиндапаньха), написанный в первом веке н.э.; сборник догматов «Путь к Очищению» (Висуддхимагта), составленный Буддахагхоссой в пятом веке; и «Краткое изложение значения чистого знания» (Абхидхамматтха-сангаха), которое написал Аннуруддха в одиннадцатом веке.

Буддисты махаяны кроме канонических текстов тхеравадов признают еще множество дополнительных текстов. Среди них можно перечислить «Описание рая Сукхавати» (Сукхавативьюха); «Лотос Закона Справедливости» (Садхармапун-дарика), используемая японской сектой Тэндай; «Откровения учения в Ланке» (Ланкаватара); и, конечно, интереснейший «Путеводитель к Совершенной мудрости» (Праджнапарамита-сутра), исчерпывающее руководство о том, как стать Буддой.

Одни из этих книг написаны с практическим уклоном, другие имеют философскую направленность. Целые философские школы собирались для обсуждения различных учебников или сутр, а затем писали собственные руководства (шастры), чтобы дать еще одно тщательное обоснование буддизма или представить новое его толкование.

На одном из ранних этапов своей истории буддизм разделился на два основных направления: тхераваду, строгое, канонизированное учение древних, и махаяну, либеральное, открытое для нововведений течение.

Проходили века, и по мере распространения религии по свету, возникло много других разновидностей буддизма:

Ваджраяна. Первой среди них стала ваджраяна. Слово ваджра первоначально означало удар молнии бога Индры; позднее оно стало употребляться в значении особой субстанции, которой свойственны яркость, прозрачность и неразрушимость алмаза. Поэтому ваджраяна обычно переводится как «алмазная колесница».

Это странное, тайное течение зародилось в Индии в середине первого века н.э., а оттуда распространилось на Непал, Тибет, Китай и Японию. В силу его секретности оно почти не изучено. Его можно охарактеризовать как разновидность махаяны, окутанную оккультным, мистическим и магическим туманом. В основе ее прослеживаются корни древнейшей индийской философии тантризма, оказавшего влияние как на буддизм, так и на индуизм.

Несомненно то, что ваджраяна сильно отличается и от тхеравады, и от махаяны.

Ваджраяна стремится проникнуть за внешние проявления вещей и найти проход в пустоту, где человек может слиться с абсолютом. Для достижения цели используются довольно специфические средства:

Мантра, магическая фраза, повторяемая без перерыва.

Мудра, или символический жест, так же важна, как мантра. Ваджраяна располагает набором особых движений, главным образом рук, выражающих стремление личности слиться с божеством.

Мандала, в значении «круг медитации»,- это круглая или многосторонняя диаграмма, представляющая конкретныеотношения космического и духовного характера.

Как во всех религиях подобного направления, в ваджраяне необходимо руководствоваться наставлениями гуру и быть готовым полностью посвятить себя делу веры.

Ламаизм - это ведущая школа буддистов Тибета, практикуемая тибетскими монахами как в своей стране, так и в соседних землях. Первоначально ламой считался духовный учитель высокого ранга, но позднее так стали называть любого монаха.

Возникновение ламаизма датируется седьмым веком н.э. После одиннадцатого века ламаизм пришел в упадок, главным образом по причине несоблюдения правила целибата и развившейся в связи с этим семейственностью высших кругов. В четырнадцатом веке Цзонхава реформировал учение, а основателями новых правящих династий стали два его любимых ученика. Один из них считался реинкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары, а другой, Будды Амитабхи. От них пошла система двойственного правления; с одной стороны, далай-лама, «лама великий, как Океан», который осуществляет фактическое управление, с другой, «панчен-лама, алмаз учености», духовный глава движения. После смерти верховного ламы по всей стране рассылаются гонцы в поисках ребенка, ставшего реинкарнацией ушедшего ламы. Такая практика «трансформации тела» получила название хубилган.

Аннексия Тибета Китайской Народной Республикой (1956) и бегство далай-ламы XIV в Индию (1959) радикальным образом изменили положение ламаизма в Тибете. На сегодняшний день, однако, появились определенные признаки возрождения религии. Более того, нынешний далай-лама, получивший в 1989 г. Нобелевскую премию мира, проявил себя превосходным дипломатом, представляющим свою родину во всем мире.

Дзэн-буддизм, особенно популярный в Японии, зародился в Китае под названием чань, что по-китайски означает «медитация». Впервые буддизм пришел в Китай в первом веке н.э., но столкнулся с довольно сильной оппозицией, в частности, в лице конфуцианства. В 526 г. в Китай пришел Бодхидхарма, двадцативосьмилетний лидер индийской секты медитаторов, который основал первую школу чань. Движение чань росло и становилось все более независимым от родительской школы махаяны. Наиболее значительным событием с той поры стал перенос в двенадцатом веке учения Бодхидхармы в Японию.

Центральное место в китайском и японском дзэн занимает подчиненная строгим правилам практика медитации. Особенно сильно ценилась она у воинов-самураев, стремившихся к развитию самодисциплины. Принципиальным средством достижения просветления (сатори) служит медитация в позе лотоса (сидя со скрещенными ногами, причем каждая ступня лежит на противоположном бедре).

Кроме медитации сидя (дзадзэн) большое значение имеют головоломки (коаны). Эти вопросы, не имеющие ответа, служат цели радикального изменения способа мышления изучающих дзэн и помогают им достичь сатори.

Посредством коанов разум ставится на грань абсурда. Бесполезно искать на них рациональные ответы, для их решения необходимо предельное ментальное напряжение. Практика дзадзэн и коанов должна проводиться под руководством дзэн-мастера, который контролирует и дисциплинирует ученика.

Дзэн-буддизм накладывает заметный отпечаток на общество, где он практикуется. Особенно это выражается в привлечении выдающихся личностей, которые могут пытаться применить его философию в политической сфере. Физические выражения духа дзэн можно наблюдать в таких занятиях, как чайная церемония, дзюдо, икебана (составление букетов), ландшафтная архитектура, рисование, каллиграфия, стрельба из лука и фехтование.

Японские секты, основанные на смешении идей буддизма и традиционного синтоизма, многочисленны и разнообразны. С 621 г., когда Шотоктайши принес в Японию буддизм, история зафиксировала огромное разнообразие способов религиозного поклонения, основная масса которых уходит корнями в традиционную японскую культуру.

Секта Тэндай была основана в 805 г. и построена по китайской модели. Ее цель в поощрении каждого вступить на путь Будды.

Секта Шингоноснована в 806 г., для нее характерна склонность к мистицизму и медитации («шингон» - японский перевод санскритского «мантра»)

Секты Амиды сравнительно далеки от традиционного буддизма. В двенадцатом веке монах Генку из Хонэна основал секту Джодо, утверждавшую, что только через Будду Амида (японский эквивалент Амитабха) человек может получить искупление и вступить на «чистую землю». Спасения нельзя достичь собственными усилиями, а только вымолить уАмиды. Под влиянием Генку ШинранШонин основал секту Шин, которая еще категоричнее выражает мнение о бесполезностичеловеческих усилий достичь спасения. Он устранил различия между монахами и мирянами, отверг целибат, взяв себе жену, и внес большой вклад в борьбу за права женщин.

Сока гаккай(«общество создания ценностей») - это секта мирян, возникшая на рубеже этого века, после провозглашения в 1899 г. в Японии свободы вероисповедания. Подобно движению нитирэн, от которого она откололась, не признает других религий и первостепенное значение придает долгу и морали. Особое внимание придается построению «общества удовлетворенных потребностей». Сока гаккайнасчитывает к настоящему времени более двадцати миллионов членов.

Странно, но буддизм не смог удержаться на своей родине, в Индии. Начиная с седьмого века н.э., он неуклонно приходил в упадок под натиском индуизма, который больше соответствовал религиозным нуждам простого народа. С одиннадцатого века он уже не играл никакой заметной роли на индийском субконтиненте. Однако в последнее время стараниями д-ра Амбедкара к буддизму начало обращаться значительное количество представителей низших каст и отверженных. Их число оценивается приблизительно в пять миллионов. В других регионах, где сначала находил точку опоры буддизм, позднее он был вытеснен исламом. Раскопки и памятники культуры в Центральной Азии, особенно в Восточном Туркестане, свидетельствуют о расцвете буддизма, которому в девятом веке внезапно пришел конец. На островах Индонезии буддизм усиливал свое влияние начиная с восьмого века, но в шестнадцатом веке эта территория стала полностью исламской.

Буддизм тхеравада, древнейшее течение религии, занимает сегодня ведущие позиции - являясь кое-где даже «государственной религией» - в Шри-Ланке (бывший Цейлон) и странах Индокитая: Мианмаре (бывшая Бирма), Таиланде, Кампучии и Лаосе. В других регионах Дальнего Востока распространена менее радикальная школа буддизма, махаяна, или ее разновидности. Это касается Китая, Тибета, Кореи, Японии, Вьетнама, Монголии, Ладака, Непала, Бутана и Сиккима.

Чрезвычайно трудно оценить число последователей буддизма во всем мире. Религиозные условия в Китае, Тибете и Монголии, а также в Японии неясны либо запутанны. Одна из причин состоит в том, что с незапамятных времен буддизм вступал в разнообразные альянсы с другими религиями. Не всегда легко определить, где кончается буддизм и начинается синтоизм или даосизм. Общепринятая цифра составляет около 200 миллионов, исключая Китай (религиозные меньшинства других континентов вообще не идут в счет).

Существуют предположения, что «неизвестное количество» в Китае превышает названную цифру по крайней мере в два раза. Таким образом, общее число приверженцев буддизма в мире может достигать 600 миллионов человек.

III. Индуизм - содержание и назначение

Не став господствующей религией в Индии, буддизм получил наибольшее распространение там, где рабовладельческие отношения были наиболее развитыми, - в долине Ганга, на северо-западе страны. Буддийское духовенство, приспосабливая культ и вероучение к племенным и общинным верованиям, оформляет в 1-11 вв. н. э. новую форму буддизма.

Теперь Будда из учителя (гуру), указавшего путь к спасению и первым вошедшего в нирвану, окончательно превращается в божество. Культ могущественного Будды требует огромных храмов. Создается учение об аде и рае. Формируется культ святых, достигших ступени Будды, но временно не вошедших в нирвану. Все большая роль отводится обрядовой стороне культа с элементами магии. В этих целях значительно шире, чем раньше, используются произведения изобразительного искусства.

Роскошно и пышно оформляются процессии и церемонии. Жертвоприношения приносятся в вице цветов, воскуривания благовоний, кормления божеств и пр.

Однако расцвет буддизма завершился кушанским периодом. Буддизм, будучи приемлемым для различных слоев общества и разных народов своей симпатией ко всему живущему и поисками нравственной основы жизни, почитаемый многомиллионными жителями планеты, получив мощную поддержку царствующих правителей, сформировав широко разветвленную сеть монастырей, все же уже при Гуптах эволюционно, без политических потрясений и религиозных войн, начал уступать место индуизму. Само слово «индуизм» происходит от санскритского Синдху - название реки Инд, которое древние персы произносили как «Хинду».

Причина этого видится в социальной основе индобуддийской духовной традиции. Варновый строй способствовал формированию профессиональных каст, которых в современной Индии насчитывается более 2,5 тысяч (кузнецы и каменщики, маляры и шоферы, гончары и плотники и пр.). Кастовый строй усилил отчужденность между социальными группами, практикуя запрет на межкастовые отношения: заключение браков вне своей касты, принятие пищи вместе с представителями других каст и т.п. Теперь сельскохозяйственное производство, связанное якобы с насилием (убой животных) и стоящее на низкой ступени социальной лестницы, стало считаться малодостойным занятием, что оттолкнуло от буддизма огромный массив индийской сельской общины.

Уже при Гуптах, в IV-V вв., когда даже сами цари не придерживались буддизма, местные религии, впитавшие в себя многочисленные элементы брахманизма и буддизма, в Новых условиях (в частности, становления кастового строя, буддизмом не признаваемого и пр.) составили комплекс религиозных верований, который обычно называют индуизмом. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах).

Особо почитается индусами триада богов:

Брахма (бог- творец, созидатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка, способный к воплощению в земные смертные существа) и Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель). Цементируя религию культом Брахмы- Вишну- Шивы, создавая своеобразный синтез абстрактного представления об абсолютном духе и местных богах крестьянских общин, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям, наделить их конкретными качествами и способностями участвовать в земных событиях.

Так, Вишну, способный к перевоплощению, - активный помощник людям, сообщает им истину, оберегает от опасности и зла. Весьма противоречив Шива - суровое и довольно жесткое существо, бог-разрушитель. Три глаза, черепа вокруг шеи, змеи вдоль тела дополняют его необычный облик. Выступая порою покровителем любовных утех и разгульной жизни, он в то же время оказываетпокровительство искусству и учености. Скульпторы в изображение Шивы привносили олицетворение творческого начала вселенной, физически совершенного человека, полного жизненных сил и энергии.

За всю свою долгую историю индуизм вобрал в себя, истолковывая на свой лад, множество различных традиций и культов других народов. Индуисты поклоняются разным божествам, но существуют основополагающие догматы, которые принимаются большинством верующих.

В индуистском представлении человеческая жизнь - это взаимодействие между телом и душою - атманом. Тело принадлежит вечно изменчивому и несовершенному физическому миру, в то время как атман является частицей высшей духовной реальности Брахмана - совершенной, неизменной и абсолютной истины.

Сансара.

С санскрита сансара переводится как «скитание» и означает бесконечное скитание, переселение человеческой души из одного тела в другое, из одной жизни в другую - с самого рождения и до смерти. Так каждую весну на дереве распускаются почки, хотя зимой дерево казалось умершим. Для индуистов как окружающий эмпирический мир, так и человеческая природа подвержены одинаковой цикличности.

Карма

Причина того, почему все живое постоянно перерождается, заложена в Карме - Законе причины и следствия. Индуисты верят, что Карма, то есть сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, накопленная в течение предыдущих жизней, переносится в реальное время и таким образом предопределяет характер последующего и существования души. Каждый индуист пытается ослабить влияние Кармы на последующее перерождение, придерживаясь в своем поведении законов милосердия и самоограничения. Как учит «Бхагавадгита», это единственный способ переродиться с лучшей Кармой. Плохая Карма приводит к тому, что атман человека в последующей жизни опускается на более низкий уровень.

Мокша

Мокша - это конечное освобождение от сансары и высшая религиозная цель каждого индуиста. Индуистская духовность в огромной мере связана с перенесением человеческой души «на другой берег», другими словами, учит, как прекратить цикл перерождений. Для этого индуистам нужно нейтрализовать Карму, отрешившись от всего чувственного. Это подобно очищению золота от примесей руды: необходимо приложить много усилий, чтобы в конечном итоге получить чистое золото. В конце этого процесса атман вновь сливается с Божественным началом - Брахманом.

Индуисты часто используют образ реки, впадающей в конце своего пути в море и поглощаемой им. Подобное может произойти с атманом только в том случае, если душа абсолютно чиста и на нее не воздействует ничего из того, что происходит на земле. Тогда душа может возвратиться туда, откуда она взяла свое начало, и стать частью Брахмана.

В индуизме развилось храмовое богослужение. Важнейшей частью праздничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе которых несли изображение божества. Кровавые жертвоприношения понемногу заменяются ритуалом "почитания" божества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильников и возлиянием воды. Эти действия часто сопровождались танцами, музыкой, пением эпических поэм. Помимо жрецов, при храмах жили танцовщицы и музыканты и разного рода обслуживающий персонал. Содержание храмов обеспечивалось не только доброхотными даяниями жителей данной местности и паломников, но и доходами с принадлежавших храмам земель.

Священные книги индуизма писались в течение долгого времени; в них собраны разнообразные по форме и стилю литературные памятники: от сложных философских текстов до эпических легенд и повествований.

Священные тексты индуизма делятся на две большие группы: шрути и смрити.

Шрути («то, что услышано») считаются текстами Божественного Откровения. В них содержатся древние гимны Вед, которые были написаны на санскрите, языке Древней Индии, в конце второго тысячелетия до нашей эры. Ригведа, самая ранняя священная книга, состоит из тысячи двадцати восьми стихов, которые воспевают жизнь кочевых племен ариев: их военные подвиги, то, как они радовались по утрам восходящему солнцу, а тихими вечерами размышляли в одиночестве.

Смирти («то, что запомнилось») - священные книги, написанные людьми. В них собраны истории, рассказанные учеными сказателями. «Рамаяна» - эпическая поэма, состоящая из сорока восьми тысяч стихов, повествует об истории жизни Рамы и Ситы и является сборником духовных наставлений и советов для индуистов.

«Махабхарата» содержит сто тысяч стихов. Это самая большая из всех когда-либо написанных эпических поэм, существует даже поговорка: чего нет в «Махабхарате» - того нет и в самой Индии. Она описывает борьбу за трон между двумя правящими династиями - Пандавами и Кауравами, состоящими в двоюродном родстве. В семье Пандава было пять братьев, которые славились набожностью, а в семье Каурава - сто злонамеренных братьев. Историческое сражение между ними произошло в Куру Кметре (историческая область Пенджаб). Победу одержали братья Пандавы, что знаменовало победу добра над злом. «Махабхарата» учит, что праведность - источник духовного развития народа, тогда как греховность ведет его к скорой гибели.

В индуизме существуют три уникальных ритуала богопоклонения, которыми верующие выражают Богу свое почитание, - повторение священного слога, пение мантр и использование мандал.

Священный слог, «АУМ» или «ОМ», впервые встречается в сборнике священных книг Упанишады, и состоит из трех звуков: «а», «у» и «м», которые сливаются воедино в протяжном гудении. Индуисты верят, что произнесение этого тройного звука олицетворяет собой:

· первые три Веды;

· три мира - землю, воздух и небеса;

· трех основных богов - Брахму, Вишну и Шиву.

Для многих индуистов, однако, священный слог символизирует нечто большее. В их представлении его вибрация охватывает всю Вселенную и образует единство с Богом. Этот слог понимается как великая констатация существования Бога и сопровождается словами «О, существует вечный разум вне постоянно меняющегося мира».

Индуисты часто хранят у себя в доме визуальные «изображения» священного слога, их можно увидеть даже на таких бытовых вещах, как пресс-папье. Произнесением священного слога завершаются религиозные ритуалы и любая важная работа; его ставят также в начале и в конце всех индийских книг.

Мантры играют существенную роль во всей системе богослужений в индуизме, равно как и в буддизме. Мантра - это стих, слог или ряд слогов, которые, как полагают, имеют Божественное происхождение. Это магическое заклинание повторяют несколько раз подряд, чтобы возвысить сознание верующих и привести их к осознанию Бога. Считается, что мантра может избавить сознание от рутинных мирских дел, которые обычно занимают мысли, и перенести человека в совершенно иную духовную сферу. Индуисты часто напевают мантры по дороге на работу.

Индуизм определяет четыре основных духовных пути или способа личного спасения. Они различаются по степени сложности, и то, какой путь будет избран, зависит от самого человека.

Четыре пути личного спасения в индуизме - это те способы, благодаря которым человек может достичь окончательного освобождения от кажущегося бесконечным цикла рождений, жизни и смерти.

Путь Бхакти

Бхакти - искренняя и безграничная преданность одному из богов. Очень важное место в бхакти занимает семейное святилище или алтарь, которые есть в каждом индуистском доме, поскольку именно здесь индуист совершает обряд пуджа как проявление личной преданности и любви к Богу. Пение гимнов, пересказ мифов и легенд о богах, театрализованные представления эпизодов из эпоса, танцы и участие в религиозных праздниках - все это элементы традиции бхакти.

Путь Кармы

Согласно «Бхагавадгите», нравственный закон бытия заключается в том, что никакой грех не остается без наказания, никакая благодетель без награды - так гласит закон Кармы. Закон Кармы - это непрерывная связь причины и следствия, поскольку поведение человека в одной жизни определяет его статус в последующих перевоплощениях. Индуисты верят, что все поступки и деяния человека влияют на его Карму, а следовательно, каждый должен стремиться совершать только такие деяния, которые создают положительную Карму.

Путь Джняны

Джняна - самый трудный и утонченный путь к спасению. Он требует не только неукоснительного следования наставлениям духовного гуру, но и понимания всех священных текстов, что практически невозможно. Только немногие смогли освободиться от всех земных привязанностей через созерцание истинных ценностей бытия, изложенных в священных писаниях.

Путь Йоги

Йога - это духовное воспитание человека посредством физических и умственных упражнений, которое практиковалось в Индии на протяжении тысяч лет. Йога стремится научить человека контролировать свое тело и разум. Древние священные книги определяют ряд требований для людей, которые желают использовать йогу как средство освобождения от мирских уз. Они должны следовать таким добродетелям, как ненасилие, правдивость, целомудрие и великодушие, а также обучаться самоконтролю. Они должны овладеть определенными позами йоги, самой важной из которых является поза лотоса - искусство сидеть, скрестив ноги так, чтобы ступни лежали на бедрах. Дыхательные упражнения способствуют концентрации внимания, равно как и медитативное сосредоточение на статуе божества. Йогическая практика может также включать пение мантр, чтобы вознести разум над всем мирским и усилить осознание своего единства с высшим Духом, Брахманом.

Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость, ибо каждому человеку надлежит следовать тому порядку жизни, который принят в его местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют ему обычаи его религии. Однако эта свобода распространяется лишь на отношения между представителями разных общественных групп, внутри же группы, напротив, господствует жесткая дисциплина, определяемая необходимостью исполнять свой общинный или кастовый долг. Пестрота и противоречивость идей индуизма настолько значительна, что некоторые исследователи отказывались считать его единой религией. Однако вопросы вероучения не имели такого большого значения, как соблюдение обрядовых правил и социальных норм. Общие принципы индуизма в области общественных отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим социальным кругом - запрещены совместное принятие пищи и браки между членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Убиение животных, в особенности коров, считалось страшным грехом. Распространялись обычаи заключения браков в детском возрасте (преимущественно для невесты - порой жених не вел невесту вокруг алтаря, а нес ее, так как она еще не умела ходить). Осуждались браки вдов (даже если девочка овдовела, фактически и не став женой), наиболее благочестивым поступком считалось самосожжение вдовы на погребальном костре мужа.

Семьи и отдельные лица, особенно из высших каст, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались самому страшному наказанию - изгнанию из касты. Так как безопасность человека и место его в обществе зависели от принадлежности к той или иной социальной группе, исключенные из касты либо должны были вымолить и заслужить прощение, либо пасть на самое дно социальной иерархии. Освященная религией индуизма кастовая система обеспечивала устойчивость общества, его способность противостоять любому чуждому влиянию, но она же, в конечном счете, придавала ему чрезвычайно консервативный характер.

В мире насчитывается свыше восьмисот миллионов индуистов, а многочисленные индуистские общины находятся в ста шестидесяти странах. Каждый шестой житель Земли - индуист.

Духовной родиной индуизма всегда была Индия, где живут восемьдесят пять процентов всех индуистов, а это около шестисот пятидесяти миллионов. В девятнадцатом и двадцатом веках в Индии имели место несколько реформаторских движений, которые выступали против кастовой системы и Других форм дискриминации в стране. Самым выдающимся реформатором был Махатма Ганди, который возглавил движение, объявив духовный «крестовый» поход против «неприкасаемости», в защиту самой низкой касты, принадлежность к которой обрекла миллионы индусов на нищету.

Сегодня крупные индуистские общины находятся в западной Индии и Африке, в Шри-Ланке, Гайане, на островах Фиджи и Бали. Около восьмисот тысяч индуистов живет в США.

Здесь построено много храмов, среди них храм Шива-Вишну в Ливерморе, штат Калифорния, где попытались создать условия для всех существующих в стране направлений индуизма. Группа жрецов стремится удовлетворить духовные потребности местных индуистов.

Небольшие индуистские общины есть в Европе, самая многочисленная из них, после Великобритании, - в Нидерландах, где насчитывается сто шестьдесят тысяч приверженцев индуизма.

индия религиозный буддизм индуизм

Заключение

Индия - страна с таинственной и непонятной для большинства европейцев культурой. Эта культура всегда была неразрывно связана с религией. Индийские религии - это совокупность вероучений, сложившихся в рамках индийской культурной традиции - ведическая религия, индуизм, буддизм.

Почти все люди, живущие в Индии, глубоко религиозны. Религия для индийцев - это образ жизни, каждодневный, особый её уклад.

Основной религиозно-этической системой Индии принято считать индуизм. По числу последователей индуизм занимает ведущее место в Азии. Эта религия, не имеющая какого-то одного основателя и одного основополагающего текста (их много: веды, упанишады, пураны и многие другие), зародилась давно и получила распространение как по всей Индии, так и во многих странах Юго-Восточной Азии, а в настоящее время, благодаря выходцам из Индии, расселившимся повсюду, - и по всему миру.

Одна из древнейших религий мира, буддизм, зародилась также в Индии ещё в пятом веке до нашей эры. Буддисты верят, что просветления, то есть освобождения от страданий в нескончаемом круговороте перерождений, может достичь каждое живое существо и особенно человек, так как, согласно буддизму, все изначально обладают природой Будды. В отличие от индусов, буддисты не признают каст. Каждый человек, искренне принявший это учение, может стать его последователем.

Список использованной литературы

1.Гуревич П.С. Культурология - М., Кнорус, 2010.

.Дуглас Хардинг Религии мира - М., Проспект, 2009.

.Елисеев Г.А. Все религии мира. Энциклопедический справочник - Вече, 2007.

.Костина А.В. Культурология - М., Кнорус, 2008.

.Кузнецова Т.Ф. Культурология. История мировой культуры - М., Академия, 2003.

.Ким Кнот Индуизм - М., Издательство «Весь мир», 2002.

.Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры - М., Юнити, 2000.

.Майкл Эдвардс Древняя Индия: быт, религия, культура - М., Центрополиграф, 2007.

.Майкл Кин Религии Мира - Харьков, Клуб современного досуга, 2006.

.Полищук В.И. Культурология - М., Гардарики, 2000.

.Пол Томас Индия: эпос, легенды, мифы - Санкт-Петербург, Евразия, 2000.

.Радугин А.А. Хрестоматия по культурологии - М., Издательство Центр, 2000.

.Религии Мира - Белфакс, 2008.

.Сурженко Л.А. Религии Мира. Буддизм - М., Кнорус, 2005.

.Солонин Ю.Н. Культурология - М., Юрайт-Издат, 2009.

.Тралег Кьябгон Сущность буддизма - Нижний Новгород, Деком, 2007.

.Штомпель О.М. Культурология для бакалавров и специалистов - Питер, 2010.

Похожие работы на - Религия Древней Индии

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!