Англия как страна путешественников ХХ века

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,88 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Англия как страна путешественников ХХ века

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный университет физической культуры

кафедра туризма и социально-культурного сервиса





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

История туризма и социально-культурного сервиса

АНГЛИЯ КАК СТРАНА ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ ВЕКА



Выполнила: студентка

группы 300

Марчукова З.С.





Челябинск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

.1 Англия - родина туризма, зарождение видов туризма

.2 Современное состояние туризма в Англии

ГЛАВА 2. ВИДЫ ТУРИЗМА В ХХ ВЕКЕ

.1 Международный туризм

.3 Развитие туристских отношений Англии и России

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Туризм относительно новое понятие, если брать в сравнение, допустим, балы. Но туризм помимо развлечения, является очень важной экономической структурой. ВВП таких стран, как Англия и, в общем, западная Европа, Азия (Таиланд, Индия, Китай и т.д.), Америки составляет от 1% до 15% , что является очень важной экономической поддержкой государства.

Актуальность работы состоит в том, что туризм сейчас стремительно развивается, и, несмотря на уже огромное разнообразие созданных туров, разрабатываются еще и совершенствуются уже созданные. Англия же считается по праву родиной туризма, и по настоящий день занимает первые места по уровню его развития.

Цель работы - показать историю развития туризма в Англии и распространению его по всему миру.

Задачи:

- рассказать что такое туризм;

подробно разобрать историю туризма;

структурировать виды туризма;

отдельно показать отношения Англии и России в сфере туризма.

Объект - туризм.

Предмет - туризм Англии.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

.1 Англия - родина туризма, разнообразие видов туризма

Великобритания имеет самое непосредственное отношение к истории туризма, поскольку именно в этой стране в начале XVIII века возник сам термин «туризм». Правда, тогда это был только прообраз современного туризма, который складывался на протяжении всего XIX века.

В Великобритании возникло и понятие «турист». Произошло это в начале XIX века, когда на страницах своей книги англичанин Педж констатировал: «путешественника в наши дни называют туристом». А началось все с того, что в Соединенном Королевстве в начале XVIII века появилась мода на путешествия молодых людей по Европе. С тех пор остальные европейцы стали именовать англичан нацией путешественников.

В Великобритании впервые появились и некоторые виды туризма. Например, круизы начались с того, что англичане в 1835 году организовали регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Ирландии. Англичане же первыми использовали локомотив для перевозки пассажиров из Стоктона в Дарлингтон на расстояние 10 миль.

Туризм в его современном понимании сложился в стране Туманного Альбиона несколько позже. Первое путешествие, ставшее прообразом будущих «package-tours» в 1841 году организовал предприимчивый английский краснодеревщик Томас Кук для активистов Общества трезвости. Маршрут пролегал из Лейстера в Лафборо. В него были включены такие элементы, как 20-ти мильная поездка по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Стоила поездка один шиллинг, участвовало в ней 570 человек. [5.С. 35]

Через десять лет, в 1851 году, Т. Кук открыл бюро путешествий «Т. Кук и сын» и организовал поездку для 165 тысяч человек в Лондон на Первую Международную промышленную выставку, затем в 1855 году - поездку во Францию и другие страны Европы, а в 1866 году - первые группы английских туристов посетили США. Бюро Кука предлагало туристам полный комплекс услуг: для них бронировались гостиницы, действовали скидки, разрабатывались маршруты, в том числе паломнические - в Палестину, а также в Крым и на Кавказ.

Широкому развитию туризма в Великобритании способствовал ряд обстоятельств. Там раньше, чем в других странах, произошел промышленный переворот, ставший началом модернизации, которая легла в основу современной мировой цивилизации. Более высокий экономический уровень развития, по сравнению с другими странами, способствовал повышению уровня жизни населения, быстрой урбанизации. Имело значение и хорошее развитие для того времени железнодорожного, морского транспорта, а также близость к континентальной Европе, удобная связь с ней через пролив Ла-Манш. Именно в Великобритании появилась первая железная дорога, построенная в 1825 году между Ливерпулем и Манчестером, и первый паровоз «Нью Касл» (1804 год), а английский флот славился в XIX веке как сильнейший в Европе и мире.

Способствовали развитию туризма и особенности самого характера жителей Туманного Альбиона. Предприимчивые англичане использовали поездки за пределы своей родины с целью поиска и изучения новых рынков, установления деловых контактов. Как говорил лорд Шафтсбери, «мы должны быть путешественниками, как и наши соседи, и наша страна, помимо своих других приобретений, будет обогащена новыми видами торговли».

С развитием туризма в XIX веке необыкновенной популярностью стали пользоваться путеводители. Их выпуск в начале XIX века наладил английский издатель Дж. Мари. Остальные европейцы переняли это и стали выпускать путеводители по английскому образцу.

Вторая половина XIX века - период становления и складывания туризма в его современном понимании. К этому времени Великобритания уже обладала достаточно широкой туристской индустрией. Имелись гостиницы и меблированные комнаты. В 1854 году в Англии был издан первый справочник по гостиницам, включивший в себя около 8 тысяч наименований. Гостиницы делились на 6 классов. Н. Майский в своем путеводителе за границей описывал каждый класс; гостиницы первого класса были самыми дорогими и малочисленными. Другие являлись более доступными для большинства путешествовавших. [5 С. 47]

Таким образом, многочисленные исторические факты свидетельствуют о том, что значительная роль Великобритании в зарождении и складывании современной туристской индустрии несомненна.

Туризм в Великобритании продолжал развиваться и в XX веке. После двух мировых войн, особенно в конце 50-х годов, его объемы быстро росли. Это было обусловлено в первую очередь качественными изменениями в транспорте: выросли сеть автомобильных дорог и количество легковых автомобилей у населения, быстро развивался и становился доступным по цене воздушный транспорт. Немаловажную роль сыграло введение в стране ежегодного двухнедельного, а для части населения трехнедельного оплачиваемого отпуска.

Значительно увеличивались темпы въездного туризма. В начале 60-х годов прошлого века в Великобританию ежегодно приезжали около двух миллионов иностранных туристов. В 90-х годах их стало в десять раз больше - порядка 20 миллионов человек в год.

Неудивительно, что Соединенное Королевство и сегодня занимает лидирующие позиции на мировом туристском рынке. Согласно статистике ВТО, Великобритании принадлежит 5 место в мировом рейтинге приема зарубежных туристов, и этот показатель остается стабильным на протяжении последнего десятилетия. Объем въездного туризма в страну составляет 4,1 % мирового туристского рынка. Устойчивы и доходы в туротрасли, составляющие более 21 миллиарда долларов ежегодно. [5С. 52]

Развитию познавательного туризма способствует то, что в стране Туманного Альбиона сосредоточено множество замечательных памятников истории и архитектуры, относящихся к разным эпохам (Древнему миру, Средневековью, Новому и Новейшему времени). Многочисленные музеи - художественные, исторические, литературные, связанные с жизнью великих писателей, учёных, государственных и военных деятелей, также привлекают внимание туристов.

В течение последних лет география познавательных туров по Великобритании претерпела некоторые изменения, а именно увеличился спрос на поездки по регионам страны (программы, включающие посещение Шотландии, Уэльса, Ирландии, Южной Англии).

Наиболее востребованными на туристском рынке остаются программы посещения Лондона. Их особенность на сегодняшний день - размещение в отелях низких категорий (2 звезды), что позволяет снизить общую стоимость тура. При размещении в отелях 4-5 звезд цена возрастает примерно в два раза (до 1200 долларов).

В рамках познавательного туризма активно развивается и такой вид туризма как романтический. Любители легенд и преданий могут найти их в огромном количестве в стране Туманного Альбиона. Например, с данной тематикой связаны программы посещения юго-западной части Англии, древней земли кельтов - Корнуолла. Считается, что именно здесь в замке Тантагиль родился легендарный король Артур. Туристам показывают развалины замка и рассказывают увлекательные истории. Здесь же, на полуострове расположен город Бристоль, от причала которого, согласно Стивенсону, отплыла шхуна «Эспаньола» с героями «Острова сокровищ». [6 С. 14]

Многие замки и аббатства в Великобритании сохранились до настоящего времени, и туристы имеют возможность осмотреть их внутреннее убранство. Особенно интересны замки Шотландии: замок Тристан с его удивительной коллекцией игрушек, замок Эдзел с роскошными садами, замок Фиви, известный своими безупречными пропорциями и т. д.

Образовательные туры особая группа программ поездок в Великобританию. Их популярность среди туристов не вызывает удивления, поскольку в Соединенном Королевстве расположены такие островки классического обучения, как Оксфорд и Кембридж. Если посмотреть на историю туризма в Англии, началось все именно с образовательных поездок английских «недорослей» в Европу. Образование в Англии всегда занимало важное место в иерархии ценностей, поэтому к нему подходят со всей строгостью и серьезностью. Особое внимание уделяется, конечно, изучению классического английского языка, успевшего завоевать прочные позиции в мире и стать международным языком общения.

В отличие от экскурсионных программ, такие туры часто имеют четко выраженную сезонность, которая привязана к периоду школьных каникул и праздничных дат. Среди центров образовательного туризма популярны языковые школы городов, расположенных в 50-100 км. от Лондона, особенно на юго-восточном побережье.

1.2 Современное состояние туризма в Англии

Великобритания - родина современного туризма, как формы проведения культурного досуга.

Еще в 1840 г. проповедник Кук из английского городка Мельбурн основал первую в мире туристскую фирму. Через год фирма организовала для пятисот членов Общества трезвенников поездку по пригородам Лондона, а в 1844-1846 гг. - экскурсии по разным частям Англии и Шотландии.

В конце XIX в. туристические путешествия по своей стране и за рубежом приобрели в Великобритании массовый характер и вышли за пределы Европы. В 1860-70-е годы проводились туристские поездки в США, а в 1878 г. на Всемирную выставку в Париж из Великобритании прибыло 75 тыс. человек. [5. C 26]

То, что международный туризм широко развился в Англии раньше, чем в других странах, объясняется рядом причин, среди которых более высокий в то время экономический уровень по сравнению с другими странами и, соответственно, выше уровень жизни населения; быстрая урбанизация; введение всеобщего начального и развитие среднего и высшего образования; передовое трудовое законодательство, установившее для всех наемных работников ежегодный оплачиваемый отпуск и ограничившее рабочее время. Имело значение и хорошее развитие для того времени железнодорожного и морского транспорта, а также близость к континентальной Европе, удобная связь с ней через пролив Ла-Манш.

До Второй мировой войны внутренний туризм в Англии значительно превышал международный по количеству участвующих в нем людей. В начале 30-х годов XIX в. треть всех жителей страны проводили свой отпуск вне постоянного места жительства в пределах Великобритании, а в зарубежные страны ежегодно выезжало менее одного миллиона человек.

В Англии сложились благоприятные условия для развития туризма: в стране нет районов, отстоящих от моря более чем на 120 км, то есть одного полутора часов езды, множество городов расположено непосредственно на побережье. [9 С. 28]

В Англии разнообразны ландшафты, и в каждой из частей страны есть горные или холмистые районы. Огромное количество рек и озер. У населения в частной собственности насчитывается свыше 400 тыс. морских и более 100 тыс. речных прогулочных судов.

Англия занимает одно из первых мест в мире по густоте сети автомобильных дорог - 1580 км на 1000 км2 территории (для сравнения, в европейской части России - 400 км на 1000 км2) и уступает лишь Германии по густоте сети железных дорог - 70 км на 1000 км2 территории. Парк легковых автомобилей в стране превышает 30 млн (400 на 1000 жителей и около 1,3 в среднем на семью).

Англия - высокоурбанизированная страна: в городах живет 87% населения, в том числе половина в крупных (в Лондоне - около 8 млн. жителей).

По данным социологических исследований, три четверти экономически активного населения Великобритании проводит свой отпуск вне постоянного места жительства, причем большая часть - в пределах страны (около 25 млн). Основной поток туристов отправляется из наиболее урбанизированных центральных районов к морскому побережью Юго-Восточной Англии, в районы курортов Брайтона, Уэртинга, Сифорда, Маргита и др. Около 15% туристов следуют в горные районы Шотландии и Уэльса, 8% отдыхают на берегах рек и озер в разных частях страны.

Свыше 10% территории Англии занимают национальные парки и так называемые ландшафтные территории, они есть во всех частях страны. Самые крупные по размерам национальные парки расположены в Шотландии (Нортумберленд, Нордворкмурс, Ворюдир Далес), Уэльсе (Эксмур, Дартмур) и Северной Англии (Дервент). [9 С. 30]

Национальные парки и ландшафтные территории ежегодно посещают свыше 15 млн. человек, особенно в выходные и праздничные дни.

Значительное место во время отпуска и в выходные дни у жителей Великобритании занимает спорт. Особенно развит парусный: в стране свыше 30 тыс. яхтсменов и 2 млн. членов ассоциации парусного спорта. Распространены также верховая езда, рыбная ловля и охота. Посещают британцы многочисленные достопримечательные места, которыми так богата страна: памятники древнеримской эпохи, средневековые замки, музеи.

Большинство туристов совершают путешествия по стране на личных автомобилях, а 1/4 - на автобусах дальнего следования или по железным дорогам. Останавливаются туристы в небольших старинных гостиницах (в отличие от современных гостиниц, которые называют hotel, за ними сохранилось старое название inn), в приморских пансионатах, на молодежных туристских базах, у родственников и знакомых; около 15% снимают комнаты с пансионом у фермеров.

Все большее распространение получают различные виды автоприцепов (автокары, автодома и др.). По некоторым оценкам, их имеют теперь, по крайней мере, половина всех туристов, совершающих поездки на автомобилях.

Из других стран Западной Европы больше всего британские туристы посещают Германию, Нидерланды, Бельгию и Данию. Кроме познавательного, в этих странах большое значение имеет деловой, конгрессный и спортивный туризм.

В южные альпийские районы Германии и Швейцарии британские туристы выезжают в зимнее время на горнолыжные курорты. В последние годы увеличивается выезд британцев в США, Канаду, Австралию, а из европейских стран - в Португалию и Грецию, где летний отдых обходится дешевле, чем в Испании, Франции и Италии.

Факторами, благоприятными для такой географии британского выездного туризма, являются близость стран Западной Европы и удобная связь с ними.

В 1994 г. был открыт для регулярного железнодорожного движения тоннель между Дувром и Кале длиной 50 км (в том числе 37 километров под водой), прорытый на глубине 40 м тремя параллельными стволами. Поезда, вмещающие 800 пассажиров, имеют специальные платформы для перевозки автомашин. Тоннель позволяет проехать из Лондона в Париж за три часа (в том числе полчаса под землей), но пока проезд по нему обходится значительно дороже, чем на паромах.

На личных автомобилях британские туристы едут в Германию, Францию, Бельгию, Швейцарию, реже - на средиземноморское побережье. Для поездки в южную и юго-западную Европу, как и за ее пределы, большинство британцев использует воздушный транспорт.

До Второй мировой войны и в первые десятилетия после нее выездной туризм в Великобритании был по количеству туристов больше въездного. Начиная с середины 60-х годов, положение изменилось. Темпы роста въездного туризма были значительно выше, чем у выездного. Теперь численность иностранных туристов, приезжающих в Великобританию, заметно выше численности британских туристов, выезжающих в зарубежные страны.

В начале 60-х годов в Великобританию ежегодно приезжали около двух миллионов иностранных туристов. В 90-х годах их стало в десять раз больше - порядка 20 млн. человек в год. [9 C 33]

Средняя продолжительность пребывания британцев в зарубежных странах 11-12 дней, а иностранных туристов в Великобритании - 15-16 дней. Учитывая, что стоимость проживания в британских гостиницах выше, чем в гостиницах такого же класса в других странах, цены на продукты и тарифы на услуги выше, расходы иностранных туристов превышают расходы британских туристов за рубежом. Следовательно, туристский баланс Великобритании положительный: туризм дает 4-5% ВВП и является важнейшим каналом получения иностранной валюты.

В туристской индустрии Великобритании заняты полтора миллиона человек, то есть более 6% всего экономически активного населения страны.

Приезжают туристы и на часто происходящие в Великобритании спортивные матчи, особенно футбольные.

Выходцы из Великобритании и их потомки живут во многих странах мира, прежде всего в США и бывших британских колониях. У некоторых из них есть родственники и знакомые на исторической родине, у других - могилы предков. Многие просто желают посетить свою прародину. Таких среди общего числа приезжающих немало.

Преобладающее количество иностранных туристов приезжает в Великобританию из ближних европейских стран: Ирландии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Германии, скандинавских стран, а также из США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканской республики. В последние годы доля внеевропейских стран, особенно США, во въездном туризме выросла. Новым является и приезд в страну ежегодно значительного числа японских туристов. Из России приезжает очень мало туристов - порядка 20 тыс. В своем большинстве - это люди, имеющие частные приглашения.

Значительную роль во въездном туризме имеет транзит. Отправляющиеся в страны Западной Европы туристы из США и Канады прибывают в британские аэропорты, главным образом в Хитроу, и, пробыв один-два дня в Лондоне, следуют в нужную страну.

В Лондон, как правило, заходят и суда круизных маршрутов, проходящих по Северному и Балтийскому морям, вокруг Европы и по Атлантическому океану.

Большинство иностранных туристов, прибывающих из стран Европы, используют те же транспортные пути, что и выезжающие из страны британские туристы, но меньше едут на личных автомобилях.

Из внеевропейских стран туристы прилетают на самолетах в аэропорты Хитроу и Стэнстад. Между Лондоном и аэропортами США и Канады имеются постоянные авиарейсы, которыми ежегодно перевозится до 20 млн. пассажиров.

Главный туристский центр Великобритании - ее столица Лондон. Его посещают все отечественные и иностранные туристы. Значительная часть туристских фирм ограничивает туристские поездки по Великобритании только Лондоном и его окрестностями.

Лондон - гигантский транспортный узел. От его 16 вокзалов расходятся железные дороги во все части страны. Еще больше отходящих от Лондона автомобильных дорог. От Лондона начинаются автомобильные и железные дороги к паромам и тоннелю (через Дувр) в континентальную Европу.

Вблизи Лондона находятся аэропорты, а в устье Темзы - порт Тилбери, куда приходят круизные суда.

Туристские ресурсы Лондона велики и многообразны, из европейских городов с ним можно сравнить только Париж и Санкт - Петербург. Его главный ресурс - сам город: широкая Темза с пересекающими ее мостами, с которых открывается вид на набережные, застроенные старинными домами, дворцами и соборами; центральные районы Лондона с огромными площадями, важнейшие из них - Трафальгарская и Пиккадилли, широкие улицы с современными торговыми и служебными зданиями (Оксфорд-стрит, Пиккадилли, Стрэнд и Риджент-стрит); район Сити, где находятся главные британские банки (их 200) и Фондовая биржа, где узкие улицы с высокими зданиями, в которых размещаются различные конторы, где находится собор Св. Павла и десятки других церквей XVII в.; грозные средневековые стены Тауэра; многочисленные парки - большие (Гайд-парк, Сент-Джеймсский, Грин-парк) и маленькие церковные; обширные зеленые массивы на окраинах (Эплингский лес, Хемстедская поляна, откуда открывается городская панорама, Гринвичский парк и др.). [13 С. 12]

Автобусная экскурсия, с которой обычно начинается знакомство с городом, позволяет увидеть все важнейшие площади и улицы, сооружения и здания Лондона - объекты дальнейшего отдельного посещения туристами. Это Вестминстерское аббатство - главная церковь страны, где с XI в. происходят национальные торжества, включая коронацию монархов и траурные церемонии; где находятся гробницы и памятники великим людям - Ньютону, Диккенсу, Дарвину и др.

Это крепость Тауэр, построенная в XI в. вождем норманнов Вильгельмом Завоевателем, служившая в разное время тюрьмой и королевским дворцом (в ней можно увидеть коллекции старинного оружия).

Это Букингемский дворец, где живет королевская семья; здесь собираются толпы туристов смотреть на смену караула.

Это собор Святого Павла, созданный в XVII в. из мрамора и гранита, под его сводами находятся могилы адмирала Нельсона и фельдмаршала Веллингтона.

Это парламент Великобритании и прилегающие к нему известные башни - Виктория и часовая «Большой Бен»; в здании сохранился зал XI в. сгоревшего в 1852 г. Вестминстерского дворца.

Туристы всегда посещают Трафальгарскую площадь, в центре которой стоит черная колонна с фигурой Нельсона и четырьмя львами у подножия; часовню Св. Георгия, построенную в XIV в., где похоронены английские короли; площадь Пиккадилли, своеобразный развлекательный центр города, где располагаются театры, мюзик-холл; различные учреждения искусств; Гайд-парк, где собираются лондонцы слушать ораторов, выступающих с политическими речами; деловой район Сити; Хейгетское кладбище.

В Лондоне много музеев. Наиболее известны Британский музей, в экспозиции которого замечательные памятники материальной культуры разных эпох, среди них подлинные скульптуры Акрополя; Национальная галерея с картинами великих художников; Тейт галерея, где собраны картины известных английских мастеров; первый в мире музей восковых фигур мадам Тюссо; музей Шерлока Холмса.

Туристские поездки в Лондон обычно включают и экскурсии в близлежащие к городу районы - Оксфорд и Кембридж, где находятся старейшие британские университеты; в королевскую резиденцию Виндзор с крепостью, самым большим в мире замком и часовней XIV в.; на родину Шекспира - Стратфорд на Эйвоне, где работает шекспировский театр; в поместье Уинстона Черчилля - Блейхейм, где он жил и похоронен; национальные парки. [14 С. 2-11]

Наряду с познавательным, в Лондоне предоставлены большие возможности и для других видов туризма: конгрессового (в городе находится научный центр Великобритании - Королевское Общество, университет, Гринвичская обсерватория - одна из крупнейших в мире, различные высшие учебные заведения и научные учреждения); спортивного (большое количество стадионов и других спортивных площадок); делового (Лондон - крупнейший в Великобритании промышленный, торговый и финансовый центр). [15 С. 31]

Другой частью Великобритании, привлекающей иностранных и отечественных туристов, является Шотландия, прежде всего город Эдинбург с его средневековым замком Марии Стюарт, музеем искусств, старинными зданиями, Королевским ботаническим садом.

В горных районах Шотландии получил развитие спортивный туризм: охота, рыбная ловля в многочисленных озерах, конный и горнолыжный спорт. Много туристов, в основном отечественных, приезжают отдыхать в шотландские национальные парки.

В отличие от Лондона и Шотландии, куда иностранные туристы приезжают как группами, организуемыми туристскими фирмами, так и индивидуально, в других районах Великобритании преобладает индивидуальный туризм, главным образом внутренний и в значительно меньших масштабах - иностранный. Причина не столько в более ограниченных туристских ресурсах (интересные для туристов объекты есть во всех частях страны), сколько в дороговизне туристских услуг и транспорта в Великобритании по сравнению с другими европейскими странами. Так, недельная туристская поездка в Великобританию обходится иностранным туристам на 30-35% дороже, чем, например, во Францию, не говоря уже об Испании или Германии.

история туризм англия россия

ГЛАВА 2 ВИДЫ ТУРИЗМА В ХХ ВЕКЕ

.1 Международный туризм

В 50-70гг. XIX века англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Для этого периода характерно появление в Европейских странах гостиниц с названиями Англетер, Британик, Лондон, Виндзор и т.д., а в лексиконе появляются английские слова экспресс лайнер, комфорт, бой и т.д. Большую роль в развитие туризма в Европе во второй половине XIX века сыграло увеличение протяженности железных дорог. В 1888г. на европейском континенте побывало уже около 500тыс. туристов из Англии.

С 1838г было начато регулярное пароходное сообщение между Нью-Йорком и Лондоном. Тогда колесно-винтовой пароход Грейт вестерн совершил свой первый рейс и доставил из Америки в Европу 68 пассажиров. Число пассажиров постоянно увеличивалось, и если в 1840г оно составляло около 8тыс. человек, то уже в 1860г равнялось 26тыс.

С 1867г начинаются морские туристские путешествия. В 1882г состоялось первое кругосветное путешествие Томаса Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество Т. Кука внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания.

Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т. Кука в Англии возникают туристические организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и т.д. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других стран европейского континента. [3 С. 33]

Начало XX века связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Число автомобилей с каждым годом увеличивалось. Так в 1904г в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914г их число достигло 132315. Количество автобусов также возросло, они постоянно совершенствовались.

Морской транспорт так же совершенствовался. Увеличивались водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907г на воду были спущены трансатлантические лайнеры Сириус, Луизитания Мавритания водоизмещением по 30тыс.т. и скоростью 26 узлов в час; в 1912г - Титаник - 52тыс. т; в 1941г - Император и Фатерланд - 50тыс. т, которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы Куин Мери, водоизмещение которой равнялось 80тыс. т, а скорость составляла 30 узлов в час.

Столь быстрое развитие судоходства сопровождалось увеличением числа американских туристов. Динамику этого процесса можно увидеть из следующих данных: в конце XIX века из США ежегодно выезжали примерно 80тыс. человек, в 1906г. - около 200тыс., а в 1914 - 280тыс.

Первая мировая война 1914-1918гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристических связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил свою деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться и авиация. [2 С. 203]

Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии международного туризма. Прежде всего, это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. Приток американцев в западноевропейские страны в это время значительно увеличивается и превосходит число английских туристов.

Довольно быстро объем международного туризма и путешествий достиг предвоенного уровня, а спустя три-четыре года превзошел его в большинстве государств. В 1913г. число американцев, выезжавших за рубеж, насчитывало 286604 человека, в 1923г - 308471, а в1930г. их число достигает 477260человек.

В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлечены в сферу туризма.

В 1925г в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли активное участие представители 14 европейских стран. Серьезным фактором, повлиявшим на развитие туризма в 20-30-е годы, явилось бурное развитие новых видов транспорта - автомобильного и авиационного. [2 С. 204]

С 1926 по 1938г число личных автомобилей в Англии возросло с 638тыс. почти до 2милд, а число автобусов - с 40 до 53тыс. В конце 30-х годов ежегодно около 10 тыс. английских туристов совершали по европейскому континенту автобусные путешествия.

В 1924г в Англии из четырех небольших авиационных компаний образуется Импириэл эйрвейз, которая спустя два года перевезла 16тыс. пассажиров, в 1932 г. - 48,2 тыс., в 1935г. - 200тыс, в 1938г. - 222тыс.

В целом к концу 30-х годов различные авиакомпании Европы и Америки обслуживали общей протяженностью примерно 350тыс. миль, а количество пассажиров достигало почти 23мил. человек.

Однако этот же период характеризуется рядом факторов, которые довольно негативно отразились на международном туризме, и во многом задержали его дальнейшее развитие. Это, прежде всего мировой экономический кризис 1929-1933гг. К 1932г число иностранных туристов, побывавших в Англии, сократилось до уровня начала 20-х годов.

Другой важной причиной, которая замедлила темпы роста иностранного туризма в 30-е годы, явилось обострением политической обстановки в Европе в связи с приходом к власти в Германии нацистской партии Гитлера и подготовкой Германии к войне. [2 С. 207]

В связи с этим фактором надо сказать о довольно специфической особенности иностранного туризма как массовой формы общения людей. При обострении международной обстановки иностранный туризм привлекает внимание различных спецслужб и разведывательных органов в качестве канала для сбора информации, а также для проведения политической и подрывной работы.

Так, во время гражданской войны в Испании в VII Управлении министерства пропаганды нацистской Германии был создан специальный отдел туризма. Его главной задачей являлась отправка в Испанию немецких солдат под видом туристов. Начиная с 1936г. тысячи таких немецких путешественников стали приезжать во все соседние с Германией страны. Большинство государств, получая доходы от туристической индустрии, довольно радушно их принимало. Можно с уверенностью сказать, что вся эта деятельность являлась составной частью агрессии гитлеровской Германии в Европе.

Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. Радость победы над фашизмом была омрачена горем потерь, кроме того, многие города Европы лежали в руинах. Необходимо было восстанавливать разрушенные гостиницы, базы, дороги, электростанции, вокзалы и т.д. В первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров.

Следует отметить такой важный фактор как резкое обострение внешнеполитической обстановки в Европе и мире во второй половине 40-х годов. Это вызвано стремлением СССР к расширению сферы влияния в Европе и Азии и привело к конфронтации со странами Запада, расколу Европы, холодной войне, безудержной гонке вооружений. Для миллионов людей внешний мир стал казаться источником угрозы и опасности.

Только спустя несколько лет после окончания второй мировой войны международный туризм в Европе начал возрождаться. Довоенный уровень был достигнут в конце 40-х годов. В этот период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде. Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе (основную часть туристов составляли американцы). В 1948 г. были разрешены поездки зарубежных туристов в Японию. К 1950г число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный уровень и достигло 25млн человек. [2 С. 210]

В 1947г. был создан Международный союз официальных туристических организаций, инициаторами которого были туристические организации наиболее развитых стран. Необходимость развития через международные туристические связи отношений между государствами в политических, экономических, социальных и культурных аспектах, ещё в 20-х годах нашего столетия выдвинула на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристскими и транспортными организациями различных стран. Так, в 1925г был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927г - Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).

К этому времени международный туризм, постоянно развиваясь и совершенствуясь, уже сумел практически перейти от индивидуальных форм к организованным. Это потребовало формирования более совершенной организационной структуры по руководству мировым туризмом. В результате в 1947г. все три организации были реформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Это была международная специализированная организация. Её действительными членами являлись как правительственные организации, так и неправительственные, но признанные их правительствами в качестве официальных национальных туристских организаций 116 государств. 50-е годы ознаменовались подъемом международного туризма. Начинает строиться большое количество гостиниц. Особенностью развития туризма характеризуется превращением массового конвейерного туризма в массовый дифференцированный туризм. Впервые предлагаются пекидж-туры. Развивается гостиничная индустрия. В 1950 году около 20% населения стран Западной Европы могли путешествовать по стране и только 1% выезжали за рубеж. Международный туризм был роскошью, потому что для того чтобы приехать из Англии в Америку нужно было затратить около 1000$. Согласно статистике в 50-е годы путешествовали 25млн. человек. К 1960г. число туристов, выезжающих за границу, достигло 71млн. человек, т.е. выросло почти в три раза. В 50-е годы жизнь человека - это дом, работа и свободное время, которое хотелось бы рационально использовать. Дом и работа становятся для него антимиром. Туризм становиться для человека возможностью отдохнуть, вернуться к природе. Но в конце 60-х происходит переориентация, человек использовал своё свободное время для того, чтобы приобретать недвижимость. [2 С. 226]

Развитию туризма в 50-е 60-е годы способствует несколько факторов такие как:

Изменение политической международной обстановки;

Страны Западной Европы находятся в процессе экономического подъема, следовательно растет благосостояние народа;

Увеличивается свободное время у человека.

Период с 1961 по 1970г. сопровождался дальнейшим подъемом туристского бизнеса, о чем наглядно свидетельствует увеличение количества иностранных туристов, число которых в 1971г. достигло 168,4 млн. человек. К концу 70-х началу 80-х годов человек стремится просто наслаждаться жизнью. В эти годы туризм становиться потребностью человека. Раньше туризм был потребностью в отдыхе, а сейчас туризм становиться удовлетворение индивидуальных и интеллектуальных потребностей человека. [2 С. 227]

2.2 Развитие туристских отношений Англии и России

Развитие, отношения Великобритании и России в сфере туризма: свидетельством тому явился визит министра по вопросам туризма и спорта Великобритании Ричарда Каборна в Москву 31 января 2005 года. На российском туристском рынке только в Москве программы посещения Великобритании организуют, как минимум, три десятка операторских компаний, среди которых «Тур-бюро Москва», «Интурист», «Инна тур», «Туртранс вояж», «Пак-групп», BSI и проч., а реализуют не менее 600 агентств по России. Статистика показывает, что в 2003 году Великобританию посетили 140 тысяч россиян, а в 2004 г. прирост этого числа составил 14-16%, т. е. количество россиян, путешествующих в страну Туманного Альбиона, постоянно растет.

По своим целям въездной туризм разнообразен. Наиболее популярными турами в Соединенное Королевство среди российских туристов являются: путешествия с деловыми целями (43% от общего числа поездок согласно данным на 2004 год), экскурсионные туры (26%) и образовательные программы (12%). [1.С. 16-17]

Публикации в российской прессе свидетельствуют о том, что Великобритания - это первое направление для россиян, которые едут заграницу учиться или работать. Этому способствует то, что на сегодняшний день Великобритания продолжает оставаться одной из самых экономически развитых стран мира, в ней находятся крупнейшие мировые финансовые и торговые центры (Лондон, Ливерпуль, Глазго), известнейшие научные центры (Лондон, Оксфорд, Кембридж, Эдинбург). Поэтому так велико значение делового туризма.

Отличительная черта российского туризма в Великобританию - устойчивый спрос на событийный туризм. Начало этому положили тематические программы посещения Ливерпуля в рамках ежегодного фестиваля «Биттлз». В настоящее время туроператоры разрабатывают поездки на специализированные выставки, концерты известных исполнителей, гонки Формулы-1, Уимблдонский теннисный турнир, футбольные матчи. Привлекают туристов и фестивали, например, Эдинбургский фестиваль - единственный в мире по размаху и разнообразию представленных на нем видов искусств (танцы, музыка, театр, цирк и проч.) или проводимый в конце лета и длящийся три дня Ноттинг-хиллский фестиваль в Лондоне. Яркое действо напоминает классический карнавал в Рио-де-Жанейро, но в европейском варианте.

В Россию из Великобритании в середине 90-х годов ежегодно приезжали около 14 тыс. человек, причем большая часть из них - с деловыми целями. Невелик и выезд британских туристов в страны, входящие в СНГ, и в Восточную Европу. [11.С. 50]



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, и исторические факты, и современные данные свидетельствуют о значительных перспективах для дальнейшего устойчивого развития интереса туристов к Великобритании, ее культурному наследию и современным достижениям в области науки, промышленности, бизнеса. Вполне вероятно, что будут изменяться и усовершенствоваться формы организации туризма в Соединенном Королевстве, поток туристов в Великобританию не иссякнет. Причем, в основе его останутся доминирующими деловой, образовательный и познавательный виды туризма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. М.; СПб., 2000. С. 16-17.

2. Цит. по: Соколова М.В. История туризма. М., 2002. С. 203.

3. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М., 2001.С. 33.

. Цит. по: Усыскин Г. Указ. соч. С. 17.

. Цит. по: Меч С. Англия. М., 1914. С. 35.

. Пуцыкович Ф.Ф. Англичане. СПб, 1882. С. 14.

. Соллогуб В.А. Сочинения: В 2-х т. СПб., 1885. Т. 2. С. 197.

. Майский Н. Путеводитель за границей. СПб., 1867. С. 381.

. Великобритания: по-прежнему метрополия в туризме // Турбизнес. 2000. № 1. С. 28.

. Прахина Н. Россия - приоритетный рынок для Великобритании // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2005. № 2. С. 50.

. Берлин Е. Россияне «кучкуются» в лучших университетах Великобритании. // Известия. 2004. 25 сентября; Новое время. 2003. № 17. С. 34;

. Давыдов Б. Лондоноград // Московские новости. 2005. № С. 12.

. Великобритания. Каталог ТО MITS. С. 12.

. Образовательные туры. Каталог ТО Кинисси. С. 2-11.

. Шугаев М. Британское образование по-прежнему в цене // Турбизнес. 2000. № 6. С. 31.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!