Виды трудового стажа в российском законодательстве

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,83 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды трудового стажа в российском законодательстве

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие страхового стажа юридическое значение

1.1 Страховой стаж

1.2 Специальный трудовой стаж

Глава 2. Порядок подтверждения страхового стажа

2.1 Порядок подтверждения трудового стажа до 2002 г.

2.2 Порядок подтверждения трудового стажа после 2002 г.

Глава 3. Порядок исчисления трудового стажа

3.1 Календарное исчисление

3.2 Льготное исчисление

Заключение

Список использованной литературы

Введение


На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Российская Федерация - правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.

Понятие "страховой стаж" является новым для отечественного пенсионного обеспечения. До принятия Закона о трудовых пенсиях юридическое значение придавалось трудовому стажу, т.е. суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности. К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это может быть любая работа - постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.

Под иной деятельностью понимают выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Из определений, использованных в законодательстве, видно, что имеет место трансформация понятий: труд как таковой, как квалифицирующий признак или критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование, постепенно заменяется другим - уплатой страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенным в общую систему пенсионного страхования застрахованных лиц.

Поэтому целью данной работы является рассмотрение видов стажа в российском законодательстве.

Трудовой стаж, во всех его видах, играет большую роль в социальном обеспечении, так как он является основным фактором при определении права на пенсию по старости вообще, на досрочную пенсию и т.д.

Актуальность данной темы очевидна, так как трудовой стаж - это одна из тех составляющих, которые необходимы для получения социального обеспечения и социальной помощи самым уязвимым категориям граждан.

В настоящей период, который является переходным? Параллельно друг друг другу идут две категории стажа: трудовой и страховой. И так как для нас это все еще новая категория, в данной работе мне бы хотелось подробнее раскрыть ее. Кроме того в связи с двойственным положением в определении количественной характеристике стажа, хотелось бы еще раз напомнить о тех возможных вариантах подтверждения стажа, описанных в современном Российском законодательстве.

В настоящее время для доказательства стажа и начисления пенсии действуют специальные правила, которые мы рассмотрим в данной работе.

Задачи курсового исследования:

дать понятие трудового стажа, раскрыть его содержание и значение;

рассмотреть основные виды трудового стажа;

описать порядок исчисления, суммирования и подтверждения различных видов трудового стажа.

Объектом курсового исследования является правовое регулирование трудового стажа, а предметом исследования механизм его исчисления и подтверждения.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие страхового стажа юридическое значение

1.1 Страховой стаж


В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической "формы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы Правительством РФ 7 августа 1995 г. была одобрена Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Основной целью пенсионной реформы является создание механизма, обеспечивающего соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица и зависящего от продолжительности страхования и величины страховых взносов в Пенсионный фонд РФ путем введения персонифицированного учета уплаты страховых взносов.

Первым шагом по реализации Концепции было принятие 1 апреля 1996 г. Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения".

Этим Законом введен в пенсионное законодательство новый термин - "страховой стаж". Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с Инструкцией о порядке введения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г., каждый работодатель ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, на каждое зарегистрированное в системе государственного пенсионного страхования застрахованное лицо, работавшее у него, предоставляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документ, содержащий индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах застрахованного лица. Указанные сведения заносятся в индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица.

При обращении лица за назначением пенсии продолжительность страхового стажа будет определяться на основании сведений индивидуального лицевого счета. Информация ИЛС относится к категории конфиденциально по законодательству РФ.

При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, будут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета (учеба, воинская служба по призыву и др.).

В страховой стаж включаются (засчитываются):

а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);

б) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

в) иные периоды:

период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке;

период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Понятие "страховой стаж" упоминается также в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. В указанном Законе под страховым стажем понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Возможно, в перспективе юридическое значение будет придаваться страховому стажу и при определении права на другие виды социального страхования (например, на пособие по безработице или по временной нетрудоспособности), а не только на трудовые пенсии.

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем. С учетом общего трудового стажа устанавливаются пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. В некоторых случаях общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных основаниях.

1.2 Специальный трудовой стаж


Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила оформление через институт трудового стажа. Помимо указанной деятельности в трудовой стаж включаются также периоды, когда гражданин не мог работать по объективным причинам, признанным государством уважительными.

Трудовой стаж - это продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потере кормильца от общего заболевания, на многие виды пособий и некоторые социальные льготы.

Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.

В специальный трудовой стаж для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (ст.12 Закона) включаются:

время инвалидности I и П групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

время содержания под стражей в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела.

трудовой стаж российское страховой

В соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в стаж работы по специальности.

Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. предусматривается, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж работы по специальности.

Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере. С учетом специального трудового стажа назначаются пенсии за выслугу лет. Пенсионное обеспечение за выслугу лет предусматривается Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. (для работников здравоохранения, педагогических работников, работников летно-подъемного состава гражданской авиации и др.). Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, их семей" от 12 февраля 1993 г. (для военнослужащих, работников МВД, работников прокуратуры, налоговой полиции и др.).

Выслуга лет является особым видом специального трудового стажа. Виды деятельности, включаемые при исчислении выслуги лет, определяются непосредственно в законе (ст.18 Закона от 12 февраля 1993 г.), а также специальными нормативными актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет: например, постановлением Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. № 941, постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет,: назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" от 12 августа 1994 г. № 942, постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" от 20 февраля 1995 г. № 155 и др.

Глава 2. Порядок подтверждения страхового стажа


2.1 Порядок подтверждения трудового стажа до 2002 г.


Любой юридический факт в юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение его также нужно доказывать.

Закон предусматривает два основных способа подтверждения трудового стажа. Первый, основной способ, - подтверждение трудового стажа документами. В таком порядке доказываются все виды трудового стажа - общий, специальный, страховой и непрерывный. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также иные периоды, которые в него включаются согласно установленных законодательных актов.

Второй способ вспомогательный, состоит из подтверждения стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться лишь стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), к тому же лишь при определенных условиях и лишь для назначения государственной пенсии. Ни страховой, ни непрерывный трудовой стаж свидетельскими показаниями доказывать нельзя.

Рассмотрим первый способ подтверждения трудового стажа - с помощью документов.

Правила его подтверждения подразделяются по времени на два основных этапа. Первый этап - трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Второй этап - трудовой стаж приобретенный после такой регистрации, он начался с 1 января 1997 года. Первый этап в свою очередь слагается из двух периодов - до введения трудовых книжек и после их введения.

Трудовые книжки для тех кто трудился в качестве рабочих и служащих, то есть для работающих по найму, введены с начала 1939 года, а для колхозников - в 1967 году.

За периоды до введения трудовых книжек трудовой стаж подтверждается различными документами - послужными списками (они велись до 1917 года на некоторых государственных служащих и специалистов, например, на земских врачей, в первые годы советской власти продолжали делать записи о работе их владельцев), трудовыми списками (они велись с 1927-1929 годы на служащих государственных, общественных предприятий и учреждений) и другими документами выдаваемыми с места работы (справками, удостоверениями и т.п.). Записи о работе, службе в таких документах заверялись подписью руководителя организации и ее печатью. В настоящее время таки документы встречаются крайне редко, учитывая, что они выдавались многие годы назад.

Ныне основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка.

Доказательства, принимаемые для определения стажа, до регистрации в качестве застрахованного лица.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан - владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между пастухом и коллективом граждан - владельцев скота (с отметкой о его исполнении) и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.

Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемым территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а за периоды после 1 января 2001 г. - документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению N 1.

Периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств или в качестве частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации, выплатившей указанному лицу вознаграждение за созданное им произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей.

Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности подтверждается документом работодателя либо территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о периоде выплаты указанного пособия.

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет.

В качестве указанных документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения.

Кроме того, обращающийся за установлением трудовой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о том, кому из родителей следует засчитывать в страховой стаж период ухода за ребенком.

Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждается документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, реабилитации выданными в установленном порядке.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо перечисленных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя, о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения указанного письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Факт и продолжительность нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы.

В качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, а также другие документы.

Выше уже говорилось, что наряду с документальными доказательствами подтверждениями трудового стажа, он может устанавливаться также по свидетельским показаниям. В таком порядке может подтверждаться стаж, имеющийся до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Факты могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. Невозможность восстановления документов подтверждается соответствующими справками организации либо архивного орган о несохранности данных о личном составе работающих в соответствующий период.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

В таком же порядке подтверждается свидетельскими показаниями время проживания граждан из числа народностей, насильственно выселенных из мест постоянного проживания в 20-50 годы, а также время работы в колхозе до 1965 года; в этих случаях причина несохранности архивных документов юридического значения не имеет.

Особый порядок установления стажа работы предусмотрен для случаев массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций. В этих случаях стаж устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав этих комиссий включаются представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и других заинтересованных организаций.

Установление факта работы, профессии (должности) и периода работы в данной организации осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справки профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и другие), а в случае их отсутствия - на основании показаний двух или более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе с ним в одной организации или одной системе.

Если работник до поступления в данную организацию уже работал, комиссия принимает меры к получению документов подтверждающих этот факт. По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа каждого работника. Администрация организации на основании акта выдает работнику дубликат трудовой книжки. При этом в графе 4 указываются дата и номер акта комиссии, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате. Периоды трудовой деятельности, установленные комиссией, включаются в общий и специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, а также для установления надбавок к должностному окладу за выслугу лет как время работы, подтвержденное документами.

Рассмотренный выше порядок, как уже говорилось, относится к случаям, когда документы организации утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, и не исключает возможности установления трудового стажа по свидетельским показаниям в обычном порядке, если невозможно получить документы о трудовой деятельности, имевшей место до поступления на работу в организацию, утратившую документы в связи с чрезвычайными ситуациями.

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии. Есть еще одно правило при определении продолжительности стажа работы по показаниям свидетелей: если свидетели указывают период работы заявителя различной продолжительности, то установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Стаж работы, установленный по свидетельским показаниям, учитывается как при определении права на пению, так и при исчислении ее размера в зависимости от продолжительности трудовой деятельности. В связи с этим стажем пенсия может назначаться не только на общих основаниях, но и в связи с особыми условиями труда либо за выслугу лет. Однако при наличии документов об общем трудовом стаже, в которых отсутствуют данные о характере работы, дающих право на льготную пенсию или пенсию за выслугу лет, по свидетельским показаниям характер такой работы устанавливаться не может

При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:

период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

На основании заявления гражданина период его работы по свидетельским показаниям может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на трудовую пенсию.

Периоды работы, условием включения которых в страховой стаж является подтверждение уплаты обязательных платежей, и периоды работы, свидетельскими показаниями не подтверждаются.

2.2 Порядок подтверждения трудового стажа после 2002 г.


Подтверждение трудового стажа является насущной проблемой многих, если не сказать, большинства россиян. В жизни случается множество таких ситуаций, когда подтвердить трудовой стаж бывает очень затруднительно. Например, трудовая книжка утеряна. Или в записях, содержащихся в ней, допущены неточности. Такое обстоятельство влечет за собой неприятности, например, назначение пенсии меньшей, чем та, на какую граждане правомерно рассчитывали. Что же делать в таком случае?

Порядок подтверждения трудового стажа в настоящее время регулируется, прежде всего, ст.13 Федерального закона "О трудовых пенсиях", а также Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливающим правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).

Наряду с законодательными актами применяются следующие положения и правила:

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555;

О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий действует Постановление СМ СССР от 24 августа 1990 г. N 848.

В соответствии с положениями Закона "О трудовых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п.1. ст.13 Закона).

Центральным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Однако зачастую трудовой книжки у работника нет. Приведем пример из практики: шахтер отработал два года по трудовому договору. Отдел социальной защиты при обращении шахтера за оформлением льготной пенсии (по Списку N 1 [1]  <#"526303.files/image001.gif">

Гражданам, имеющим не менее половины специального трудового стажа на работах с тяжелыми условиями труда, дающих право на пенсию по старости по Списку № 2 (мужчины - не менее 6 лет и 3 мес., женщины - не менее 5 лет), пенсия по старости назначается мужчинам с уменьшением общего пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 мес. такой работы, а женщинам за каждые 2 года такой работы. Общий трудовой стаж при этом должен составлять соответственно 25 и 20 лет. Уменьшение возраста пропорционально имеющемуся специальному трудовому стажу можно представить в виде следующей таблицы:


Следует иметь в виду, что время выполнявшихся до 1 января 1992 г. подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дававших до 1 января 1992 г. право на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, засчитывается в специальный трудовой стаж наравне с работами, указанными соответственно в пп. “а” и “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях. Это положение регулируется ст.1331 данного Закона.

Гражданам, выполнявшим работы, предусмотренные в раннее действовавшем Списке № 2, чьи профессии или должности перенесены в действующий Список № 1, пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (с учетом периода работы до 1 января 1992 г.) должна назначаться по Списку № 1.

Если граждане по ранее действовавшему законодательству были заняты на работах, предусмотренных Списком № 1, а после 1 января 1992 г. эти работы были включены в Список № 2, то в этом случае период до 1992 г. должен засчитываться по Списку № 1, а период после 1 января 1992 г. - по Списку № 2.

В соответствии со ст.1331 Закона о государственных пенсиях пенсии в связи с особыми условиями труда могут назначаться по пп. “а” и “б” ст.12 указанного Закона не только гражданам, выработавшим на 1 января 1992 г. специальный стаж по Спискам № 1 и 2, но и с уменьшением возраста гражданам, которые имеют его не менее половины. Следует иметь в виду, что не могут назначаться пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с уменьшением возраста при неполном специальном стаже гражданам, занятым на работах, предусмотренных пп. “в”-“о” ст.12 Закона о государственных пенсиях.

Однако, если работники, чьи профессии и должности включены в пп. “д”-“и” ст.12 Закона о государственных пенсиях, до 1 января 1992 г. были предусмотрены в Списке № 2, не выработали специального трудового стажа, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку № 2, утв. постановлением Совмина СССР от 22.08.56 № 1173, но имеют его не менее половины требуемого, то вопрос об их праве на пенсию по старости раньше установленного возраста может быть рассмотрен в соответствии с ч.2 п. “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях.татьей 13 Закона о государственных пенсиях при рассмотрении вопросов льготного пенсионного обеспечения предусмотрено суммирование работ с различными особыми условиями труда. В основу этого суммирования положен принцип присоединения большей льготы к меньшей или суммирование равных льгот. Так, к работе, указанной в п. “а” ст.12 Закона о государственных пенсиях, нельзя присоединять никакую работу, предусмотренную в данной статье. В то же время к работе, указанной в п. “г” ст.12 Закона о государственных пенсиях, присоединяется работа, указанная во всех пунктах этой статьи.

И. имеет 3 года специального трудового стажа травильщицей по Списку № 1 (п. “а” ст.12 Закона о государственных пенсиях) и 17 лет работы текстильщицей. В соответствии со ст.13 Закона о государственных пенсиях ей может быть назначена пенсия по старости в связи с особыми условиями труда только по п. “г” ст.12 Закона о государственных пенсиях как текстильщице с 50 лет, а не по п. “а”, т.е. с 45 лет.

Мужчина в возрасте 55 лет, имеющий общий трудовой стаж 32 года, обратился за назначением пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Работал он составителем поездов (п. “д” ст.12 Закона о государственных пенсиях) - 4 года, докером-механизатором комплексной бригады (п. “з”) - 10 лет и трелевщиком (п. “ж”) - 8 лет. Пенсия по старости ему может быть назначена по п. “з” как докеру-механизатору, поскольку суммарная продолжительность специального стажа с учетом пп. “д” и “ж” у него составит 22 года, что достаточно для назначения такой пенсии. Назначить ему пенсию как составителю поездов или трелевщику нельзя, так как к пп. “ж” и “д” работа докера-механизатора не присоединяется, а суммированная работа составителем поездов и трелевщиком составляет менее требуемых 12 лет и 6 мес.

Следует иметь в виду, что в тех случаях, когда в результате присоединения к работе, указанной в п. “б” ст.12 Закона о государственных пенсиях, других работ, указанных в этой статье, у работника не хватает специального трудового стажа (ч.1 п. “б” ст.12), но он составляет не менее половины требуемого, то, применяя п. “б” ст.12 Закона, мужчине может быть назначена пенсия по старости по Списку № 2 с уменьшением общего пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 мес. суммированной работы, а женщине - на 1 год за каждые 2 года.

Наряду с фактической работой в специальный трудовой стаж включаются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, а также периоды нахождения на инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессиональным заболеванием.

Следует иметь в виду, что не все отпуска, которые наряду с ежегодными предоставляются работникам, являются дополнительными. При возникновении подобных вопросов следует руководствоваться ст.68 КЗоТ РФ, в которой говорится, что ежегодные дополнительные отпуска предоставляются:

работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;

работникам, занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации;

работникам с ненормированным рабочим днем;

работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах;

в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Как видно, эти отпуска предоставляются работникам за работу, выполняемую ими в определенных условиях и в определенном режиме, поэтому они в отличие от других отпусков, предоставляемых в соответствии с законодательством (например, отпуск без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком и др.), являются составной частью ежегодных оплачиваемых отпусков (ст.66 КЗоТ РФ) и включаются в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда.

Учитывая изложенное, все другие отпуска, предоставляемые в установленном порядке (без сохранения заработной платы, в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за выполнение государственных и общественных обязанностей и т.д.), в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включаются.

Время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. При этом не имеет значения продолжительность работы, на которой была получена инвалидность, а также время наступления инвалидности I и II групп и перерывы в ней.

Гражданин получил трудовое увечье в результате несчастного случая, который произошел во время работы сталеваром (эта работа дает право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку № 1) в сталеплавильном цехе металлургического завода. Пострадавший в течение 3 месяцев был нетрудоспособен, затем в результате улучшения состояния здоровья продолжил работу на металлургическом заводе, но по профессии, не дающей право на пенсионные льготы. Через 3 года сказались последствия несчастного случая, и пострадавшему установили инвалидность II группы вследствие трудового увечья, связанного с производством. Впоследствии, по истечении 1 года ему на год была установлена инвалидность III группы, затем был перерыв в инвалидности. После годового перерыва ему вновь была установлена II группа инвалидности на 2 года. При этом причина инвалидности не изменялась.

В данном случае к работе сталеваром будет приравнено время нахождения на инвалидности II группы в течение трех лет независимо от того, что у гражданина был перерыв в инвалидности.

При рассмотрении вопроса о возможности включения времени нахождения на инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда по ст.12 Закона о государственных пенсиях, следует учитывать два момента.

Вместе с тем ст.3 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" раскрывает термин “несчастный случай на производстве”, под которым понимается событие, в результате которого работник (застрахованный) получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных этим законом случаях как на территории организации, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией (страхователем), и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. Однако инвалидность I и II групп устанавливается тем гражданам, которые в результате несчастного случая на производстве полностью утратили способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях.

Иначе говоря, инвалидность I и II групп трудящегося считается наступившей вследствие увечья, связанного с производством, если несчастный случай, вызвавший полную утрату профессиональной трудоспособности в обычных условиях, произошел при обстоятельствах, указанных в пп. “а”-“г” с уточнением п. “б” ст.39 Закона о государственных пенсиях, т.е. при следовании на работу или с работы на транспорте, предоставленном организацией (страхователем).

Во-вторых, время нахождения на инвалидности I и II групп может приравниваться только к той работе, на которой получено указанное увечье или профессиональное заболевание. Это означает, что период инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда по ст.12 Закона о государственных пенсиях, если инвалидность наступила вследствие увечья, полученного непосредственно на работе, дающей право на указанную пенсию. Если увечье или профессиональное заболевание получены на работе, не дающей права на пенсию в связи с особыми условиями труда по ст.12 Закона о государственных пенсиях, то время инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья в специальный трудовой стаж, дающий право на указанную пенсию, не включается.

Заключение


Возникновение такого понятия, как страховой стаж, напрямую связано с реформой пенсионного обеспечения в России. Впервые упоминание о нем встречается в тексте Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения" от 01.04.96 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.02 № 198-ФЗ).

Из смысла действующих нормативных актов выводим следующее определение. Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Одним из условий назначения трудовой пенсии по старости (наряду с достижением установленного возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) является наличие страхового стажа продолжительностью не менее пяти лет (п.2 ст.7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

При полном отсутствии страхового стажа как такового устанавливаются так называемые государственные пенсии.

Теперь о том, какие временные периоды трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности работника засчитываются в страховой стаж.

Это, прежде всего время фактической работы и (или) иной деятельности, в течение которого страхователем уплачивались за работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Далее - иная общественно-полезная деятельность (при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды фактической работы и иной деятельности, в течение которых страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации), а именно:

а) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

б) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

в) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

г) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

д) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

е) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Исчисление трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии, производится в календарном порядке. А в случае совпадения по времени нескольких периодов трудовой или иной деятельности учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии.

Стаж работы, установленный по свидетельским показаниям, учитывается как при определении права на пенсию, так и при исчислении ее размера в зависимости от продолжительности трудовой деятельности. Однако при наличии документов об общем трудовом стаже характер работы, дающих право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, по свидетельским показаниям не устанавливается. Продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, в случаях, когда не имеется подтверждающих документов и нет возможности получить их в связи с полной ликвидацией предприятия и отсутствием данных архива (по обстоятельствам, не связанным с чрезвычайными ситуациями), не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии (в настоящее время для мужчин 12,5 лет, для женщин - 10 лет).

В тех случаях, когда периоды работы принимаются в зачет трудового стажа на основании показаний свидетелей, один из которых подтверждает работу заявителя за больший период, чем другой, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями. Органы социального обеспечения могут вызвать свидетелей для дачи личных показаний или ограничиться рассмотрением письменных показаний при условии, что они заверены нотариально.

Согласно ст.11 КЗоТ РФ за работниками, в рабочее время являющимися по вызовам в комиссии по назначению пенсий в качестве свидетелей для дачи показаний о трудовом стаже, сохраняется средний заработок.

Список использованной литературы


Нормативно-правовые акты:

1.      Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч.1), ст.3, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст.1752.

2.      Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005) // СЗ РФ от 07.08.2000, № 32, ст.3340, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст.3129.

.        Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 14.02.2005, с изм. от 27.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст.4920, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст.3097.

.        Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 28.12.2004, с изм. от 24.05.2005) // СЗ РФ от 17.12.2001, № 51, ст.4832, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст.3096.

.        Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, № 29, ст.3686, СЗ РФ от 08.03.2004, № 10, ст.836.

.        Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 17.12.2001, № 51, ст.4831, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст.3607.

.        Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 01.04.1996, № 14, ст.1401, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст.1755.

.        Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" от 24.07.2002 № 555 (ред. от 08.08.2003) // СЗ РФ от 05.08.2002, № 31, ст.3110, СЗ РФ от 18.08.2003, № 33, ст.3269.

.        Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР" (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190) // Социальная защита. - 1997. - № 7.

.        Постановление СМ СССР "Об утверждении правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию" от 13 апреля 1973 г. № 252 // СП СССР, 1973, № 10, ст.51.

Учебно-методическая литература:

11.    Азарова Е.Г. Право на трудовую пенсию по старости // Трудовое право. - 2004. - № 6.

12.    Братчикова Н.В. Новый порядок назначения трудовых пенсий // Адвокат. - 2002. - № 10 - 11.

.        Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова. КН. Гусов. М: Проспект: Велби. 2007.640 с.

14.    Bepxoвцев, A. B. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве: учеб. пособие. М.: ПНФРА-М 2001.152 с.

.        Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие / В.П. Галаганов. СВ. Харитонова. М: Академия. 2006.416 с.

.        Голенко, Е.Н. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Е.Н. Голенко.В.П. Ковалев. М.: Юриспруденция. 2005.224 с.

.        Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральным законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". - М.: ООО "ТК Велби", 2003.

.        Комментарий к Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании" / Под ред.Е.Н. Сидоренко. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

.        Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К⁰", 2008. - 464с.

.        Толмачев.А.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие для подготовки к экзаменам. М: ПРИОР. 2007.204 с.

.        Удалова, А.В. Право социального обеспечения: курс лекций. М.: Омега-Л. 2006.186 с.

.        Филиппова, MB. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юристь. 2006.444 с.

.        Е.Е. Мачульская, К.В. Добромыслов Право социального обеспечения. Учебное пособие. Практикум.2-е изд. переработанное и дополненное - М.: Книжный мир, 2009. - 416 с.

Похожие работы на - Виды трудового стажа в российском законодательстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!