Социально-психологические взаимодействия в патогенезе шизофрении

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,59 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-психологические взаимодействия в патогенезе шизофрении














Курсовая работа

Социально-психологические взаимодействия в патогенезе шизофрении

Глава I. Практическая часть

.1 Актуальность

В ряде областей психиатрии и патологии терапевтического профиля в настоящее время широко анализируется социально-психологический механизм патогенеза и, связанные с ними, социально-психологические факторы риска. Вполне обоснован интерес к преморбиду, к факторам, увеличивающим риск данного заболевания. Наметившееся отставание в решении проблемы шизофрении и по настоящее время приходится объяснять сложностью патогенетических механизмов.

Активно разрабатываются как биологическое, так и социально-психологическое направление патогенеза; предпринимаются попытки систематизации соответствующих факторов риска.

Фактически постоянным является интерес к генетической предрасположенности. Ее роль в последние годы определяется в пределах 60%. Накопленный опыт уже в настоящее время позволяет сделать широкие обобщения как психиатрического, так и общебиологического плана. Однако сугубо теоретический подход увеличивает риск «раствориться» психиатрии в теоретических науках биологической и философской направленности. К тому же, исследования, опирающиеся на четкую клиническую диагностику, показывают определенную связь генетических факторов преимущественно с психопродуктивными расстройствами; убедительных доводов зависимости между наследственной отягощенностью и личностными изменениями выявить не удается.

Все больше сторонников приобретают компромиссные мнения: при шизофрении значимо только минимальная мозговая дисфункция и только для развития психопродуктивных расстройств; наиболее типичная психотическое проявление органической церебральной дифицитарности - вербальный галлюциноз не зависит от нозологической принадлежности психоза. Попытки связать церебральную дифицитарность с негативными расстройствами оказались безуспешными. Доказано, что отмечаемая при шизофрении и психоорганических заболеваниях сходство мнестических отклонений и «скорости интеллектуальных функций» является чисто внешне, оно не связано со структурной неполноценностью мозга.

В связи с этим следует разделять расстройства на позитивные и негативные, с признанием продуктивных нарушений показателем компенсации, негативных - показателем декомпенсации.

В последние годы констатируется частое сочетание психических и соматических заболеваний, предполагается наличие общих для них патогенетических механизмов. Однако в перечень таких «микстов» шизофрения не входит. Заслуживает внимания факт редкого сочетания шизофрении с тяжелой соматической патологией. Даже у больных с шизофренией пожилого возраста соматические и неврологические болезни обычно протекают с рудиментарной симптоматикой. Нетипично сочетание злокачественно протекающей шизофрении с алкоголизмом, хронические невротические расстройства в последующем в шизофрению не трансформируются, но у таких больных увеличен риск развития хронически протекающих терапевтических болезней.

Отмечаемая определенная «отстраненность» шизофрении от многих психических и терапевтических болезней указывает на обоснованность целенаправленного анализа результатов клинико-патогенетических исследований в других областях психологии, психиатрии и патологии внутренних органов.

Доказано, что наличие в преморбиде хронических невротических расстройств увеличивает вероятность злокачественного прогрессирования алкоголизма, табакокурения, а также ряда болезней внутренних органов. В таких исследованиях выявлена малая значимость при хронически протекающих неврозах ситуационных воздействий текущего периода, признаны более важными психотравмирующие ситуации и дефекты воспитания периода детства.

Для объяснения патогенетических механизмов таких «микстовых» форм патологии используется социально-психологическая теория «фрустрации-агрессии»: хронические невротические расстройства, указывают на факт пребывания личности в состоянии фрустрации; отклонения же поведения, алкоголизация, развитие многих болезней внутренних органов расцениваются показателем выхода из фрустрации через механизмы косвенной гетеро- и аутоагрессии.

.2 Гипотеза

Сопоставление (с использованием математической объективации) параметров, отражающих условия воспитания в детстве с подобными замерами, характеризующими ситуацию после достижения совершеннолетия позволили сформулировать положение: увеличена вероятность нахождения личности в состоянии хронической фрустрации в случаях несовпадения социальной и социально-психологической «ниши», в которой личность постоянно находится после достижения совершеннолетия, той, которая была ей заложена условиями воспитания в детстве.

Клинический опыт подсказывает, что при большинстве хронически протекающих болезней происходит преимущественно заострение преморбидных особенностей личности. Качественные ее изменения имеют место только при шизофрении. В рамках эволюционного подхода сформулирована гипотеза: готовность к развитию шизофрении, прежде всего личностных отклонений, обуславливается эволюционно и является своеобразным вариантом адаптации к меняющимся в поколениях социальным и психологическим условиям.

1.3 Цели и задачи

Существует предположение, что родственники больных шизофренией в течении минимум трех поколений находились в постоянно меняющихся социальных и социально-психологических «нишах», что, в свою очередь, могло вызвать повышенную (вернее, достигшую рамок болезни) лабильность кардинальных составляющих личности. Проверка этой гипотезы и явилась целью нашего исследования.

Необходимо определить круг социально-психологических параметров в семьях испытуемых, которые в последующем подвергнуть анализу в двух экспериментальных и контрольной группах.

1.4 Предмет и объект


1.5 Организация, материалы

Для проверки этой гипотезы был адаптирован опросник, который применялся для изучения социально-психологических механизмов и факторов риска при многих формах психической и терапевтической патологии.

Для целенаправленного анализа патогенетических механизмов и систематизации факторов риска требуется репрезентативная выборка испытуемых. Поэтому требуется новый диагностический подход, основу которого может составить четкое разделение на случаи с преобладанием явно негативных и позитивных расстройств, с использованием доступных однозначной трактовке симптомокомплексов.

Отбирались больные в возрасте не старше 45 лет. Все испытуемые были инвалидами 2 или 3 группы. Рабочими диагнозами здесь обычно были простая или параноидная формы шизофрении. Особенности преморбида, течения болезни на начальных этапах условно игнорировались. Главным требованием было: фактическое преобладание позитивных или негативных расстройств в течение последнего года наблюдения.

Преобладание негативных нарушений определялось по расстройствам мышления. Обязательным было наличие выраженного резонерства и минимум двух из перечисленных проявлений, относимых обычно к речевой разорванности: 1) соскальзывание (из двух предложений составляется новое); 2) задержка (начало фразы, отвлечение, продолжение фразы); 3) смешение (из двух понятий образуется одно новое); 4) подмена (одно представление заменяется другим); 5) атактическое замыкание (сочетание несовместимых понятий); 6) смещение речевых понятий по времени через несколько вопросов; 7) сочетание противоположностей.

Преобладание позитивных расстройств определялось по наличию преимущественно расстройств восприятия. В качестве обязательного признака было наличие галлюцинаций, минимум вербальных псевдообманов. Это сочеталось с минимум одним (идеаторным, сенсорным или моторным) вариантом автоматизмов. У больных имел место катестезический по генезу бред. Расстройства мышления здесь ограничивались только резонерством.

В исследование включены 327 испытуемых (однако в замерах, отражавших показатели жизни прадедов, сведения по всем пунктам удалось получить только у 219). У 108 человек (69 для прадедов) в течение последнего года, предшествовавшего обследованию, преобладали негативные расстройства; у 106 (73 для прадедов) преобладали психопродуктивные отклонения; в качестве контроля обследованы 113 (77 для прадедов) фактически здоровых (соматически и психически) человек. Использован опросник, состоящий из 185 вопросов, ответы на которые заполнялись по методике жестко стандартизированного интервью. Количественные показатели обработаны математически.

Глава II. Аналитическая часть

Интерес к психологическим и им подобным факторам, способствующим развитию шизофрении, проявляли не только психоаналитически ориентированные исследователи. Так, М. Е. Вартанян, определявший удельный вес наследственности в пределах 90-92%, находил значимой (около 8-10%) роль ситуационных (психологических) воздействий. Целенаправленные изучения психологических (в том числе и психотравмирующих) ситуаций и в настоящее время считается значимым. Закономерен интерес к таким факторам и в свете последних данных, так как роль наследственной отягощенности определяется в большинстве работ преимущественно в пределах 60%.

Результаты биологического направления исследований существенно конкретизировались со времени начала применения современных сложных параклинических методик. При использовании компьютерной томографии у больных шизофренией отмечена аномалия развития лимбической системы, патология киппокампа, расширение желудочков мозга, снижение плотности паренхимы. Это стимулировало целенаправленный поиск биологических факторов риска. Появились публикации о повышенной вероятности возникновения шизофрении у родившихся зимой, в случаях перенесения матерями гриппа во II-III триместре беременности, при осложнениях в родах.

Такие исследования, на первый взгляд, подтверждали мнение о том, что шизофрения - это деструктивный процесс, приводящий к органическим изменениям в головном мозге, которые начинаются с нарушения функции базальных ганглиев.

В то же время, высказываются сомнения в достоверности данных о перенесенных матерью больного 30 и более лет назад транзиторных простудных заболеваний, в адекватной оценке факта патологии беременности и родов. Опять же, при учете клинических особенностей шизофрении такие вредности удается, больше формально, связать только с психопродуктивными расстройствами. В исследованиях обобщающего плана утверждается, что подобные исследования без дифференциации шизофрении по синдромам продуктивными быть не могут.

Минимальную мозговую дисфункцию находят у практически здоровых людей, у больных с неврозами. Поэтому все больше сторонников приобретают компромиссные мнения: при шизофрении значимо только минимальная мозговая дисфункция и только для развития психопродуктивных расстройств; наиболее типичное психотическое проявление органической церебральной дифицитарности - вербальный галлюциноз не зависит от нозологической принадлежности психоза.

Попытки связать церебральную дифицитарность с негативными расстройствами так же оказались безуспешными, равно как и предпринимавшиеся поиски значимости генетической предрасположенности для развития изменения личности. Отмечаемое при шизофрении и психоорганических заболеваниях сходство мнестических отклонений и «скорости интеллектуальных функций» является чисто внешним, не имеет «локальной привязки», при их изучении более адекватными будут нейропсихологические и нейрофизиологические методики.

Накопленный клинический опыт позволяет согласиться с мнением, что для решения проблем шизофрении требуются новые диагностические подходы, с четким разделение расстройств на позитивные и негативные, с признанием продуктивных нарушений показателем компенсации, негативных - показателем декомпенсации. Изучение синдромокинеза при шизофрении показывает, что с нарастанием тяжести негативных расстройств психопродуктивные отклонения, что отражает тенденцию к стабилизации дефекта. Конкретизация закономерностей синдромотаксиса позволяет формулировать достаточно четкие прогностические критерии. Выявленные в таких исследованиях зависимости являются базисом для разработки реабилитационных программ. Есть основания считать, что результаты изучения клиники шизофрении позволяют наметить направление по исследованию социально-психологических механизмов патогенеза и, связанных с ними, факторов риска.

Для объяснения патогенетических механизмов сложных форм патологии нередко используется социально-психологическая теория «фрустрация - агрессия»: хронические невротические расстройства и другие эмоциональные отклонения указывают на факт пребывания личности в состоянии фрустрации, отклонения поведения, алкоголизация, многие терапевтические болезни - разные варианты выхода из фрустрации через механизм косвенной аутоагрессии. При таком подходе принципиально важной становится конкретизация факторов, способствующих пребыванию личности в состоянии фрустрации.

.2 Интерпретация результатов

социальный психологический шизофрения личностный

Наиболее четко различия социально-психологических взаимодействий и их значение в патогенезе просматриваются при сравнении испытуемых с негативными расстройствами (I группа) и фактически здоровых лиц (III группа).

Имеет свои различия широко обсуждаемая в литературе значимость национальной принадлежности. В семьях прадедов и по линии матери, и по линии отца достоверных различий по этому показателю не выявлено. Но в семьях дедов по обеим линиям различия были на уровне статистической значимости. Анализ соответствующих замеров показал, что достоверно чаще по линии матери у испытуемых с преобладанием негативных расстройств по национальности не русским был дед; по линии отца у больных достоверно чаще, бабки по национальности были русскими. Подобные тенденции прослеживались и в семьях родителей. Это позволяет предположить определенную роль межнациональных браков, заключаемых в нескольких поколениях. Компенсаторные возможности семьи в значительной мере определяются семейными традициями. В межнациональных семьях такие возможности не столь четкие. Поэтому обсуждаемый параметр допустимо отнести к факторам риска.

Аналогичные значимые различия были и при сравнении анализируемых показателей у родителей испытуемых. В целом, есть основания при обобщенном анализе различий на I место у больных с негативными расстройствами поставить разность социального происхождения супругов во всех трех поколениях.

Подобные различия обнаружены и при анализе образовательного статуса. Значимых расхождений в семьях прадедов по линии матери не выявлено. Но у мужчин в семьях прадедов по линии отца обследованных I группы реже имелись случаи начального образования, чаще неполного среднего, среднего или среднего специального, а также высшего. У прабабок по линии отца по всем этим показателям значительных различий не выявлено.

Если у дедов по линии матери начальное образование было в I группе реже, то у бабок оно констатировано чаще. Число случаев неполного среднего, среднего и среднего специального образования у дедов и бабок по линии матери в этой группе больше. В семьях дедов по линии отца (в I группе) только у мужчин было начальное образование, реже - все виды средних. У женщин здесь чаще было только высшее образование. Аналогичные тенденции прослеживаются и в семьях родителей сравниваемых групп.

Эти показатели должны в значительной мере соотноситься с измерениями, отражающими служебный статус. При анализе таких данных на уровне семей прадедов по линии матери значимых различий в сравниваемых группах не найдено. При рассмотрении же аналогичных показателей в семьях прадедов по линии отца только прадеды испытуемых I группы чаще занимали руководящие должности. В семьях дедов по линии матери только деды испытуемых с преобладанием негативных расстройств чаще были руководителями; по линии отца деды такие должности занимали реже. У родителей испытуемых I группы только отцы чаще были руководителями разного уровня. В целом, у больных шизофренией с преобладанием ко времени обследования негативных расстройств в трех поколениях просматривается несоответствие социального статуса супруга и супруги.

Можно сказать, что несоответствие образовательного ценза и социального статуса супругов является риском распада семей. Поэтому логичным становится рассмотрение замеров, отражающих в поколениях стабильность семей. И прадеды, и прабабки по линии матери в I группе реже были в браке один раз и чаще - повторно. В семьях прадедов по линии отца эти особенности характерны только для мужчин. Сходные отличия в I группе имеют место в семьях дедов по обеим линиям. При этом в семьях дедов по линии матери у испытуемых I группы супруг был в браке чаще повторно. В семьях дедов по линии отца также мужчины были в браке чаще повторно. Такие же различия выявлены и в семьях родителей I и III групп.

В целом, полученные данные стыкуются с высказанным ранее предложением о повышенном риске распада семей при образовательном и социальном несоответствии. Но при изучении негативных расстройств в рамках шизофрении более важным становиться отклонение от общего стандарта, типичного для каждого поколения. Среди фактически здоровых лиц число первичных и повторных браков в поколениях примерно равное. В поколениях больных I группы повторно в брак вступал один из супругов (чаще мужчины).

Лица из неполных семей не редко становятся пациентами наркологических клиник; у них чаще имеет место задержка развития мотивационной сферы. Данные настоящего исследования показывают, что неполные семьи, к тому же с высокой вероятностью повторного заключения брака только одним из супругов в нескольких поколениях являются фактором риска развития выраженных негативных расстройств в рамках шизофрении.

Рассмотренные выше положения следует соотнести с данными, отражающими количество детей в семьях. Здесь у обследуемых выявлены существенные отличия показателей от таковых у здоровых лиц. В семьях прадедов по обеим линиям чаще был один ребенок, реже - двое детей. В семьях же дедов по линии матери чаще было более двух детей. В семьях дедов по линии отца чаще был один ребенок и реже типичное для группы контроля наличие двоих детей. В семьях родителей в I группе чаще было более чем двое детей. Есть основания отметить у испытуемых I группы наличие в 3-х поколениях отходящего от стандарта количества детей и, следовательно, наличие в 3-х поколениях нестандартных (при сравнении с общей массой населения) внутрисемейных ситуаций. Это также можно отнести к факторам риска развития негативных расстройств у больных шизофренией.

Кроме того, обоснованность такого мнения подтверждает анализ миграционных процессов в поколениях. У испытуемых I группы и прадед и прабабка по линии матери в течении жизни в отличие от III группы реже жили в пределах одной республики. Но в семьях прадедов по линии отца в пределах одной республики жили только мужчины. В семьях же дедов по линии матери только женщины реже вели оседлый образ жизни, в то время как в семьях дедов по линии отца чаще мужчины не переезжали. Отцы испытуемых I группы реже постоянно проживали в пределах одной республики. Отмеченные выше тенденции по несовпадению анализируемых замеров в общем характерны так же для области.

В семьях прадедов по линии матери испытуемых I группы только прадеды реже родились в селе. В семьях же прадедов по линии отца у них же различия не достигали уровня значимости. В семьях дедов по линии матери мужчины чаще рождались в селе, а бабки - реже. В семьях дедов по линии отца в селе чаще рождались только бабки. К тому же, только отцы чаще рождались в селе. В целом, наиболее повторяемые ситуации в поколениях больных с негативными шизофренными расстройствами - несовпадение места рождения (село-город) одного из супругов. При анализе миграции в целом, у больных с наличием выраженных негативных расстройств в трех поколениях прослеживаются переезды из села в город и наоборот и только одного из супругов.

Подобных анализ социально-психологических факторов риска в последние годы проводится достаточно интенсивно, но учет анализируемых параметров проводится преимущественно на двух поколениях (пациенты и их родители). В таких исследованиях отмечена значимость несовпадения замеров, отражающих условия воспитания в первые годы жизни, с аналогичными показателями, характеризующими социально-психологические условия, в которых личность постоянно находится после достижения совершеннолетия. Но эти выводы получены при изучении ситуаций, не имеющих прямого отношения к шизофрении.

Настоящие данные позволяют говорить об отходе от стандарта условий жизни в нескольких поколениях. Это четко прослеживается при изучении больных с преобладанием в клинической картине негативных расстройств.

При сравнении учитывавших замеров у пациентов с психопродуктивной симптоматикой (II группа) и у практически здоровых лиц (III группа) значимые несовпадения имели место преимущественно во II поколении. В I и III поколениях различия обычно были незначительными. Это не позволяет отметить связь психопродуктивных расстройств с анализируемыми социально-психологическими показателями.

Наиболее четко различия социально-психологических взаимодействий и их значение в патогенезе просматриваются при сравнении испытуемых с негативными расстройствами (I группа) и фактически здоровых лиц (III группа).

Данное исследование позволяет подтвердить положение о том, что в случаях несовпадения социально-психологической ниши, в которой личность постоянно находится после достижения совершеннолетия, той, которая была ей заложена условиями воспитания в детстве, увеличена вероятность нахождения личности в состоянии хронической фрустрации.

Родственники больных шизофренией в течение минимум трех поколений находились в постоянно меняющихся социально-психологических условиях, что вызывает повышенную лабильность кардинальных составляющих личности. Клинически это проявляется негативной симптоматикой.

Таким образом, готовность к развитию личностных отклонений при шизофрении обуславливается эволюционно и является своеобразным вариантом адаптации к меняющимся в поколениях социально-психологическим условиям.

Заключение

Полученные данные позволяют считать значимыми социально-психологические факторы риска в развитии только негативных расстройств, основу которых составляет приобретенная в поколениях патологическая «гибкость» кардинальных качеств личности. Вероятность появления такой «гибкости» увеличивается в случаях проживания пробандов нескольких поколений в постоянно меняющихся, отходящих от стандартных, привычных, социальных и социально-психологических «нишах».

Приложение


Группы испытуемыхIIIIII1. Прадед по линии матери по национальности русский46 66,67%58 79.45%59 76,62%2. Прабабка по линии матери по национальности русская50 72,46%59 80,82%61 79,22%3. Прадед по линии матери выходец из семьи крестьян46 66,67%57 78,08%62 80,52%4. Прабабка по линии матери выходец из семьи крестьян63 91,30%56 76,71 %65 84,42%5. Прадед по линии матери выходец из семьи рабочих21 30,43%9 12,33%12 15,58%6. Прабабка по линии матери выходец из семьи рабочих013 17,81%9 11.69%7. Прадед по линии матери выходец из семьи интеллигенции2 2,90%7 9,59%3 3,90%8. Прабабка по линии матери выходец из семьи интеллигенции6 8,70%4 5,48%3 3,90%9. Прадед по линии матери неграмотный6 8.70%4 5,48%6 7,79%10. Прабабка по линии матери неграмотная4 5,80%5 6,85%5 6,49%11. У прадеда по линии матери начальное образование49 71.01%59 80,82%62 80,52%12. У прабабки по линии матери начальное образование56 81,16%58 79.45%65 84.42%13. У прадеда по линии матери неполное среднее, среднее, среднее специальное образование13 18,84%9 12.33%7 9.09%14. У прабабки по линии матери неполное среднее, среднее, среднее специальное образование4 5.80%8 10,96%6 7,79%15. У прадеда по линии матери высшее образование1 1,45%121,37%2,60%16. У прабабки по линии матери высшее образование5217,25%2.74%1,30%17. Прадед по линии матери родился в селе 43556262,32%75.34%80,52% 18. Прабабка по линии матери родилась в селе 61546288,41%73.97%80,52% 19. Прадед по линии матери всю жизнь прожил в селе26 37,68%50 68,49%55 71,43%20. Прабабка по линии матери всю жизнь прожила в селе38536055,07%72,60%77,92%21. Прадед по линии матери в течение жизни переехал на постоянное место жительства из села в город194827,54%5,48%10,39%22. Прабабка по линии матери в течение жизни переехала на постоянное место жительства из села в город4475,80%5.48%9,09%23. Прадед по линии матери в течение жизни переехал на постоянное место жительства из города в село2502,90%6.85%24. Прабабка по линии матери в течение жизни переехала на постоянное место жительства из города в село12 17,39%5 6,85%2 2,60%25. Прадед по линии матери всю жизнь прожил в пределах одной республики47 68,12%60 82,19%70 90,91 %26. Прабабка по линии матери всю жизнь прожила в пределах одной республики51 73,91%63 86,30%70 90,91%27. Прадед по линии матери всю жизнь прожил в пределах одной области29 42,03%54 73,97%52 67,53%28. Прабабка по линии матери всю жизнь прожила в пределах одной области36 52,17%53 72,60%61 79,22%29. Прадед по линии матери был руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.)22 31,88%14 19,18%1620,78%30. Прабабка по линии матери была руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.)10 . 14.49%9 12,33%1.2 15.58%31. Прадед по линии матеря был женат один раз50 72,4б%65 | 89,04%71 92,21%32. Прабабка по линии матери была замужем один раз50 72,46%66 90,41%74 96.10%33. Прадед по линии матери был женат повторно19 27,54%3 10,96%6 - 7,79%34. Прабабка по линии матери была замужем повторно15 21.74%7 9,59%3 3,90%35. В семье прадеда и прабабки по линии матери был один ребенок25 36,23%30 4l,10%7 9,09%36. В семье прадеда и прабабки по линии матери было двое детей26 37,б8%13 17.81%39 50,65%37. В семье прадеда и прабабки по линии матери было более чем двое детей18 26,09%30 41,1%31 40,26%38. Прадед по линии отца по национальности русский48 69,57%53 72.60%61 79.22%39. Прабабка по линии отца по национальности русская56 81,16%55 75,34%56 72,73%40. Прадед по линии отца выходец из семьи крестьян54 78,26%61 80,82%61 79,22%41. Прабабка по линии отца выходец из семьи крестьян46 66,б7%61 83,56%62 80,52%42. Прадед по линии отца выходец из семьи рабочих13 18,84%8 10.96%12 15,58%43. Прабабка по линии отца выходец из семьи рабочих15 21.74%8 10,96%11 14,29%44. Прадед по линии отца выходец из семьи интеллигенции2 2,90%6 8.22%4 5,19%45. Прабабка по линии отца выходец из семьи интеллигенции8 11,59%4 5,48%4 5,19%46. Прадед по линии отца неграмотный6 8,70%8 10,96%6 7,79%47. Прабабка по линии отца неграмотная8 11.59%7 9,59% ^8 10,39%48. У прадеда по линии отца начальное образование40 57,97%60 82,19%61 79,22%49. У прабабки по линии отца начальное образование50586372,4б%79,45%81,82%50. У прадеда по линии отца неполное среднее, среднее, среднее специальное образование14 20,29%4 5,48%6 7,79%51. У прабабки по линии отца неполное среднее, среднее, среднее специальное образование8 11,59%5 6,85%4 5,19%52. У прадеда по линии отца высшее образование9 13,04%1 1,37%4 5,19%53. У прабабки по линии отца332высшее образование4,35%4,11%2,60%54. Прадед по линии отца родился506161родился в селе72.46%83,56%79,22%55. Прабабка по линии отца родилась в селе58 84.06%58 79,45%63 81,82%56. Прадед по линии отца всю жизнь прожил в селе30 43.48%52 71,23%62 80,52%57 Прабабка по линии отца всю жизнь прожила в селе50 72,46%50 68,49%57 74,03%58. Прадед по линии отца в течение жизни переехал на постоянное место жительства из села в город19 27,54%9 12,33%5 6,49%59. Прабабка по линии отца в течение жизни переехала на постоянное место жительства из села в город3 4,35%5 6,85%8 10,39%60. Прадед по линии отца в течение жизни переехал на постоянное место жительства из города в село14 20,29%6 8,22%3 3,90%61. Прабабка по линии отца в течение жизни переехала на постоянное место жительства из города в село7 10.14%8 10,96%5 6,49%62 Прадед по линии отца всю жизнь прожил в пределах одной республики33 47,83%61 83,56%61 79,22%63. Прабабка по линии отца всю жизнь прожила в пределах одной республики48 69,57%56 76,71 %63 81,82%64. Прадед по линии отца всю жизнь прожил в пределах одной области35 50,72%58 79,45%55 71,43%65. Прабабка по линии отца всю жизнь прожила в пределах одной области32 46,3851 69,86%62 80,52.%66. Прадед по линии отца был руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.)32 46,38%13 17.81%21 27.27%67. Прабабка по линии отца была руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.)8 11,59%10 13,70%15 . 19,48%68. Прадед по линии отца был женат один раз49 71,01%63 86,30%70 90,91%69. Прабабка по линии отца была58 84,06%64 87,67%71 92,21%замужем один раз70. Прадед по линии отца был женат повторно20 28,99%10 13.70%7 9.09%71. Прабабка по линии отца была1196 7,79%замужем повторно15.94%12,33%72. В семье прадеда и прабабки по линии отца был один ребенок26 37,68%10 13,70%8 10,39%73. В семье прадеда и прабабки по линии отца было двое детей14 20,29%25 34,25%35 45,45%74. В семье прадеда и прабабки по линии отца было более чем двое детей29 42,03%38 52,05%31 40,26%75. Дед по линии матери по национальности русский67 62,04%87 82,08%92 81,42%76. Бабка по линии матери по национальности русская87 80,56%57 53,77%89 78,76%77 Дед по линии матери выходец из семьи крестьян39 36,11%76 71,70%41 36,28%78. Бабка по линии матери выходец из семьи крестьян75 69,44%77 72,64%47 41,59%79. Дед по линии матери выходец из семьи рабочих49 19.81%21 53,98%61 45,37%80. Бабка по линии матери выходец из семьи рабочих24 22,22%20 18,87%55 48,67%81. Дед по линии матери выходец из семьи интеллигенции20 18,52%9 8,49%11 9,73%82. Бабка по линии матери выходец из семьи интеллигенции9 8,33%9 8,49%11 9,73%83. Дед по линии матери неграмотный1 0,93%0 -1 0,88%84. Бабка до линии матери неграмотная0 -2 1,89%1 0,88%85. У деда по линии матери начальное образование13 12,04%31 29,25%52 46,02%86. У бабки по линии матери начальное образование41 37,96°/о12 11,32%59 52.21%87. У деда по линии матери неполное среднее, среднее, среднее, специальное образование77 71,30%64 60,38%50 44,25%88. У бабки по линии матери не полное среднее, среднее, среднее специальное образование.57 52,78%83 78.30%41 З6,08%89. У деда по линии матери высшее171110образование15,74%f3,5010,38%±2,968,85%+2,6790. У бабки по линия матера высшее образование10 9,26%9 8,49%12 10,62%91. Дед по линии матери родился в селе60 55,56%13 12,26%47 41,59%92. Бабка по линии матери родилась в селе12 11.11%41 38,68%43 38,05%93. Дед по линии матери всю жизнь прожил в селе21 19,44%34 32,08%24 21,24%94. Бабка по линии матеря всю жизнь прожила в селе29 26,85%32 30,19%33 29,20%95. Дед по линии матери в течение жизни переехал на постоянное место жительства из села в город23 21,30%51 48,П%26 23.01%96. Бабка по линии матери в течение жизни переехала на постоянное место жительства из села в город39 36,11%15 14,15%21 18,58%97. Дед по линии матери в течение жизни переехал на постоянное место жительства из города в село12 11,11%15 14,15%10 8,85%98. Бабка по линии матери в течение жизни переехала на постоянное место жительства из города в село24 22,22%5 4.72%8 7,08%99. Дед по линии матери всю жизнь прожил в пределах одной республики85 78,70%52 49,06%95 84,07%100. Бабка по линии матери всю жизнь прожила в пределах одной республики58 53,70%87 82,08%103 91,15%101. Дед по линии матери всю жизнь прожил в пределах одной области31 28,70%34 32,08%89 78.76%102. Бабка по линии матери всю жизнь прожила в пределах одной области37 34,26%52 49.06%86 76,11%103. Дед по линии матеря был руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.)39 З6,11%15 14.15%20 17,70%104. Бабка по линии матери была руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.)19 17,59%36 33,96%25 22,12%105. Дед по линии матери был женат один раз.78 72,22%76 71,70%97 85,84%106. Бабка по линии матери была замужем один раз91 84,26%79 74,53%101 89,38%107. Дед по линии матери был женат повторно30 27.78%30 28,30%16 14.16%108. Бабка по линии матери была замужем повторно17 15,74%27 25,47%12 10.62%109. В семье деда и бабки по линии матери был один ребенок25 23,15%31 29,25%18 15,93%110. В семье деда и бабки по линии матери было двое детей17 15,74%20 18.87%52 46,02%111. В семье деда и бабки по линии матери было более чем двое детей66 61,11%55 51,89%43 38,05%112. Дед по линии отца по национальности русский77 71,30%73 68,87%84 74,34%113. Бабка по линии отца по национальности русская102 94,44%79 74,53%89 78,76%114. Дед по линии отца выходец из семьи крестьян58 53,70%43 40,57%44 38,94%115. Бабка по линии отца выходец из семьи крестьян31 28,70%40 37,74%46 40,71%116. Дед по линии отца выходец из семьи рабочих23 21,30%45 42,45%55 48,67%117. Бабка во линии отца выходец из семьи рабочих67 62,04%52 49,06%47 41,59%118. Дед по линии отца выходец из семьи интеллигенции27 25,00%18 16,98%14 12,39%119. Бабка по линии отца выходец из семьи интеллигенции10 9,26%14 13.21%20 17,70%120. Дед по линии отца неграмотный9 8,33%6 5,66%5 4,42%121. Бабка по линии отца неграмотная7 6,48%8 7,55%7 6,19%122. У деда по линии отца начальное образование38 35,19%23 21,70%20 17,70%123. У бабки по линии отца начальное образование24 22,22%20 18,87%24 21,24%124. У деда по линии отца неполное среднее, среднее, среднее специальное образование42 38,89%60 56,60%73 64,60%125. У бабки по линии отца неполное среднее, среднее, среднее специальное образование52 48,15%63 59.43%71 62.83%126. У деда по линии отца высшее образование19 17,59%17 1б,04%15 13,27%127. У бабки по линии отца высшее образование25 23,15%15 14,15%11 9,73%128. Дед по линии отца родился в селе38 35,19%31 29,25%38 33,63%129. Бабка по линии отца родилась в селе53 49,07%28 26,42%35 30,97%130. Дед по линии отца всю жизнь прожил в селе15 13,89%31 29,25%21 18,58%131. Бабка по линии отца всю жизнь прожила в селе13 12.04%25 23,58%24 21,24%132. Дед по линии отца в течение жизни переехал на постоянное место жительства из села в город15 13,89%30 28,30%27 23.89%133. Бабка по линии отца в течение жизни переехала на постоянное место жительства из села в город50 46,30%33 31,13%25 22,12%134. Дед по линии отца в течение жизни переехал на постоянное место жительства из города в село10 9,26%4 3,77%0 -135. Бабка по линии отца в течение жизни переехала на постоянное место жительства из города в село9 8,33%6 5,66%2 1,77%136. Дед по линии отца всю жизнь прожил в пределах одной республики53 49,07100 94,34%95 84,07%137. Бабка по линии отца всю жизнь прожила в пределах одной республики79 ,» 73.15%91 85,85%89 78,76%138. Дед по линии отца всю жизнь прожил в пределах одной области31 28,70%87 | 82,08%71 62,83%139. Бабка по линии отца всю жизнь прожила в пределах одной области49 45.37%85 80,19%73 64,60%140 Дед по линии отца был руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.)6 5,56%19 17,92%20 17,70%141. Бабка по линии отца была руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.)21 l9,44%8 7,55%10 8,85%142. Дед по линии отца был женат один раз69 63,89%87 82,08%99 87,61%143. Бабка по линии отца была замужем один раз89 82,41%93 87,74%95 84,07%144. Дед по линии отца был женат повторно39 36,11%19 17,92%14 12,39%145. Бабка по линии отца была замужем повторно19 17,59%13 12.26%18 15,93%146. В семье деда и бабки по линии отца был один ребенок37 34.26%23 21,70%16 14,16%147. В семье деда и бабки по линии отца было двое детей23 21,30%60 56,60%54 47.79%148. В семье деда и бабки по линии отца было более чем двое детей48 44,44%23 21,70%43 38,05%149. Отец по национальности русский99 91,67%85 80,19%95 84,07%150. Мать по национальности русская75 69,44%90 84,91%89 78.76%151. Отец выходец из семьи крестьян73 67,59%45 42,45%36 31,86%152. Мать выходец из семьи крестьян26 24,07%33 31,13%33 29,20%153. Отец выходец из семья рабочих21 19,44%41 38,68%61 53.98%154. Мать выходец из семье рабочих73 67,59%55 51,89%71 62,83%155. Отец выходец из семьи интеллигенции14 12,96%20 18,87%16 14,16%156. Мять выходец из семьи интеллигенции9 8,33%18 16,98%9 7,96%157. Отец неграмотныйО00158. Мать неграмотнаяо.о'о159. У отца начальное образование33 30,56%17 16,04%21 18,58%160. У матери начальное образование19 17.59%25 23,58%25 22,12%161. У отца неполное среднее, среднее, среднее специальное образование43 39,81%72 67,92%76 67,26%162. У матери неполное среднее, среднее, среднее специальное образование65 60,19%71 66,98%70 61,95%163. У отца высшее образование32 29,63%17 16,04%16 14,16%164. У матери высшее образование24 22,22%10 9,43%18 15,93%165. Отец родился в селе45 41,67%22 20,75%16 14,16%166. Мать родилась в селе23 21,30%20 I8,87%20 17,70%167. Отец всю жизнь прожил в селе17 15,74%12 11.32%10 8,85%168. Мать всю жизнь прожила в селе10 9,26%14 13,21%14 12,39%169. Отец в течение жизни переехал, на постоянное место жительства из села в город9 8,33%15 14,15%10 8.85%170. Maть в течение жизни переехала на постоянное место жительства из села в город12 11,11%13 12,26%9 7,96%171. Отец в течение жизни переехал на постоянное место жительства из города в село17 15,74%2 1,89%0 -172. Мать в течение жизни переехала на постоянное место жительства из города в село4 3,70%0 -1 0,88%173. Отец всю жизнь прожил в пределах одной республики67 62,04%86 81,13%86 76,11%174. Мать всю жизнь прожила в пределах одной республики73 67,59%84 79,25%89 78,76%175. Отец всю жизнь прожил в пределах одной области43 39,81%78 73,58%66 58,41%176. Мать всю жизнь прожила в пределах одной области40 37,04%75 70,75%70 61,95%177. Отец был руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.)44 40,74%22 20,75%43 38,05%178. Мать была руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.15 13,89%20 18,87%31 27,43%179. Отец был женат один раз58 53,70%87 82,08%89 78,76%180. Мать была замужем один раз89 82,41%83 78,30%93 82,30%181. Отец был женат повторно50 46,30%19 I7,92%24 21,24%182. Мать была замужем повторно19 17,59%23 21,70%20 17,70%183. В семье родителей был один ребёнок30 27,78%31 29,25%41 36,28%184. В семье родителей было двое детей10 9,26%55 51,89%59 52,21%185. В семье родителей было более чем двое детей68 62,96%20 18,87%13 11,50%

У испытуемых всех трех выделенных групп просматриваются типичные для сибирского региона тенденции. Имеет место в поколениях повышение образовательного ценза, служебного статуса. Отражается урбанизация населения, многонациональный его состав. Имеет место типичная для Сибири большая прослойка мигрантов. Растет в поколениях количество разводов, уменьшается число многодетных семей.

В то же время, имеют место и существенные различия. Наиболее четко в трех поколениях они просматриваются при сравнении испытуемых первой (преобладание шизофренных негативных расстройств) и третьей (фактически здоровые лица) групп.

Список литературы

  1. Айрапетян М.Г., Вейн А.Я. Неврозы в эксперименте и клинике. Москва. 1982.
  2. Вартанян М.Е. Шизофрения. Клиника и патогенез. Общепатологические исследования. Москва. 1969.
  3. Вид В.Д. Психоаналитическая психотерапия при шизофрении. Санкт-Петербург. 1993.
  4. Генетические и эволюционные проблемы психиатрии. Новосибирск. 1985.
  5. Ислямова Г.А. Социально-психологический анализ факторов риска в ментальной медицине. Вопросы ментальной медицины и экологии. 1996. N1.
  6. Коробицина Т.В. Характеристика социально-психологических факторов риска возникновения и прогрессирования психосоматических заболеваний. Новосибирск. 1994.
  7. Макаров В.В. Возможности этологического подхода в прикладных медицинских исследованиях. Красноярск. 1994.
  8. Семке В.Я. с соавт. Факторы риска и патогенетические механизмы при хронических неспецифических болезнях. Томск. 1998.
  9. Сумароков А.А. Некоторые патогенетические механизмы и факторы риска при шизофрении. Новосибирск. 1997.

Похожие работы на - Социально-психологические взаимодействия в патогенезе шизофрении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!