Стабильность социальной системы и концепции её устойчивого развития

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,43 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стабильность социальной системы и концепции её устойчивого развития

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии






Курсовая работа по дисциплине "Социология"

Стабильность социальной системы и концепции её устойчивого развития












Тула 2009

Содержание

Ведение

. Социальные изменения и социальная стабильность

.1 Понятие социальной стабильности

.2 Факторы социальной стабильности

. Концепции устойчивого развития

.1 Социально-политические компоненты концепции устойчивости

.2 Учение В.И. Вернадского и глобальное моделирование

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Стабильное общество - это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен процесс и механизм социальных изменений. Стабильное общество - это демократическое общество.


1. Социальные изменения и социальная стабильность

1.1 Понятие социальной стабильности

Проблема стабильности для нас имеет не только научное, академическое значение. Стабилизация экономической, политической, социальной жизни современного российского общества - это то, чего ждут и на что надеются россияне уже несколько лет. В такой ситуации возникают даже представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению материального положения людей, их благосостояния и тем самым подрывают основу стабильности всего общества.

В каком же соотношении находятся социальная стабильность и социальные изменения с научной социологической точки зрения? Можно ли считать, что они исключают друг друга, как это кажется на первый взгляд? В действительности же социальная стабильность не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность является, как правило, признаком не стабильности, а застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности. В бывшем СССР, например, в течение длительного периода особенно в 60-70-е годы правительство старалось держать стабильными, неподвижными розничные цены на многие товары и услуги. Однако в итоге это привело к тому, что цены стали абсолютно не соответствовать затратам труда и сырых материалов на производство этих товаров и затратам труда на оказание услуг. В свою очередь такая ситуация привела к тому, что производить товары и оказывать услуги стало невыгодно. В результате начало падать производство, затормозился научно-технический прогресс, стали расширяться области застоя, росла социальная напряженность. Можно привести и другие примеры того, как неизменяемость каких-либо структур, институтов, процессов вовсе не означает их стабильности, а содержит в себе элемент напряженности, конфликта, в конечном итоге - элемент нестабильности.

В научном социологическом смысле социальная стабильность - это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.

Стабильное общество - это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен процесс и механизм социальных изменений, сохраняющий его стабильность, исключающий такую политическую борьбу, которая ведет расшатыванию самих устоев общества. Важно учитывать еще одно обстоятельство. Стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Однако исторический опыт многих стран показывает, что в конце концов такие системы "взрываются", становятся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей нестабильности. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова - это демократическое общество.

Таким образом, в обществе стабильность достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Можно сказать, что социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности, более того, известная неустойчивость, подвижность (как отсутствие закостенелости) просто обеспечивают стабильность. Согласно некоторым современным представлениям, получающим все большее распространение среди ученых разных научных профилей, неустойчивость является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Такие представления, вероятно, можно отнести и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершённость в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в любой точке социального бытия и непредсказуемость этих изменений, непредсказуемость их конкретной направленности, времени и места возникновения.

1.2 Факторы социальной стабильности

Стабильность общества обеспечивается целой совокупностью факторов и механизмов, относящихся к различным сферам его жизнедеятельности - экономической, социальной, политической, правовой, нравственной, духовной. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля. Сам социальный контроль - это совокупность методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей, чтобы поддерживать необходимый порядок. Существует множество форм контроля, большинство которых мы даже не замечаем. Каждое общество имеет отличающуюся систему контроля, по крайней мере делает акцент на различных видах контроля. Простейший вид - взаимный контроль, когда один член группы дает отпор другому за его плохое поведение. Такой контроль - непосредственный и взаимный - осуществляется при отсутствии посредников (милиции, полиции, суда и т.д.). Специфической формой социального контроля выступают и традиции и обычаи. Например, обычаи - это определенные, обязательные групповые процедуры, которые складываются постепенно без участия какой-либо конституированной власти. Однако нередко обычаи обладают такой силой воздействия на людей, какой не обладает и конституированная власть.

Некоторые другие виды контроля связаны с системой санкций, которые варьируются от индивидуального неодобрения и осуждения до официального наказания в форме штрафов, заключения под стражу. Большинство обществ основывается на разветвленной системе контроля, в которой физическая сила является лишь последним средством. Существующие виды контроля тесно между собой взаимосвязаны, и если один ослабляется, другой сразу же заменит его.

Среди факторов социальной стабильности многие исследователи и политические деятели называют факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них - наличие в обществе достаточно обширного так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, средних размеров частной собственностью. Наличие такого класса обусловливает наличие и укрепление центристских политических сил, которые способны привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения. И на оборот, недостаточное влияние, аморфность центристских группировок может служить общим фоном, на котором инициативу захватывают экстремистские круги, что в свою очередь ведет к политической и социальной напряженности, обостряет борьбу политических сил и тем самым усиливает риск нестабильности.

Тревожным фактором потенциальной нестабильности общества исследователи считают наличие значительной прослойки люмпенов.

Это прослойка, особенно в условиях ее количественного роста, слияния с криминальными элементами, может выполнить самую дестабилизирующую, разрушительную роль. При этом направление ее разрушительных действий практически невозможно предвидеть. Поэтому уберечь общество от люмпенизации, от активных действий экстремистских политических сил - одно из важнейших направлений сохранения его спокойствия и стабильности.

Социальная стабильность в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти.

Одним из защитных механизмов стабильности может явиться развитие многопартийности. Конечно, при отсутствии необходимого законодательства, регулирующего взаимоотношения между партиями и властными структурами (парламент, исполнительная власть), при отсутствии или недостатке общей культуры, а особенно культуры межпартийной политической борьбы, многопартийность может служить и фактором дестабилизации общественной жизни. Но в принципе многопартийность - это один из защитных механизмов стабильности общества. Она защищает общество прежде всего от наступления авторитаризма и диктатуры. При этом ареной и средоточием борьбы различных политических партий, организованных политических групп служит парламент.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни как консенсус в отношении основополагающих ценностей со стороны основных политических партий, общественных движений, представителей всех ветвей власти. Такой консенсус, с одной стороны, выступает как отражение более широких и масштабных ориентаций социальных групп и слоев, а с другой стороны, в свою очередь благоприятствует, способствует укреплению этих ориентаций. Поэтому чем более в обществе доминируют такие ориентации, тем стабильнее, устойчивее само общество в целом, тем более прочны в нем демократические устои. Потребность в консенсусе определяется наиболее остро в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.

Однако ни в теории, ни на практике никоим образом нельзя отождествлять, смешивать демократический консенсус с тоталитарным единомыслием. Последнее не терпит инакомыслия, допускает "мыслие" лишь одного главного действующего лица, верховного правителя (император, диктатор, президент или генсек). Разнообразие и многообразие мнений здесь не допускается. Демократический же консенсус предполагает обязательное наличие плюрализма мнений и представлений у различных общественных движений, политических партий, ветвей власти, социальных групп и слоев. Здесь богатство мнений служит методом, способом отыскания наиболее правильных, эффективных, оптимальных решений, а не источником примитивных раздоров и пропагандистской полемики.

2. Концепции устойчивого развития

.1 Социально-политические компоненты концепции устойчивости

Социальной сущностью сложившейся кризисной, даже, скорее, угрожающей, ситуации является глобальный, грозящий взрывом диспаритет во владении и распоряжении доступными и созданными современной цивилизацией колоссальными материальными и духовными ресурсами. Экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство в глобальном масштабе имеет много измерений: между промышленно развитыми и развивающимися странами, иначе говоря, между Севером и Югом, Западом и Востоком, белой, черной и желтой расами; между классами, социальными группами и слоями в каждом из обществ (государств), входящих в мировое сообщество; между общинами, исповедующими различные религии; между социокультурными системами.

В последнее десятилетие среди развивающихся стран происходит заметная дифференциация. Некоторые из них, прежде всего "тигры" Юго-Восточной Азии, сумели обеспечить высокие темпы роста производства и потребления (например, Южная Корея в 1996 году официально "переведена" в разряд развитых стран), а также находящиеся в особом положении некоторые страны-экспортеры нефти Персидского Залива, существенно вырвавшиеся вперед по доходам на душу населения. Одновременно большая группа стран (особенно Черной Африки), обеднела даже в абсолютном выражении; так появился термин "четвертый" мир. Наиболее важным для понимания социальной сущности сложившейся ситуации, а тем самым и концепции устойчивого развития, является возрастание разрыва в доходах на душу населения.

Сама концепция устойчивого развития возникла как ответ не только на вопрос о росте экономического и социального неравенств регионов, стран, народов (и внутри них), но и на вопрос об отношении общества к природе. В ней органически связаны социальный и экологический аспекты.

Стремительное развитие техники и технологии в XIX, и особенно в XX веке происходило в основном в странах Западной и Северной Европы, затем в США, а с середины XX века - в Японии. Возрастание технического могущества неотделимо от использования природных ресурсов всей планеты: литосферы (минеральное сырье), почвы, гидросферы, атмосферы и ионосферы; живой природы - растительного и животного мира (биосферы); наконец, утилизации промышленных, бытовых и военно-технических отходов, которые загрязняют окружающую среду.

Высокий уровень национального дохода в развитых странах, включая высокий уровень заработной платы лиц наемного труда, идет рука об руку с растущими объемами и структурой потребления материальных ресурсов, эксплуатацией и уничтожением природы в промышленных и ресурсодобывающих регионах. Расточительный образ жизни богатой части человечества разрушает окружающую среду. В то же время беднейшая часть человечества не в состоянии удовлетворить свои, подчас самые элементарные, первичные потребности в питании и чистой воде, здравоохранении, образовании.

В этих странах, особенно в Черной Африке и Южной Азии, возрастающее давление на окружающую среду приобретает специфический характер. В нем сочетается техногенный фактор (добыча минерального сырья, вырубка тропических лесов с целью экспорта древесины и т.д.) с неконтролируемым ростом населения ("демографический взрыв"), что приводит к истощению ряда важнейших природных ресурсов (почва, вода), острой нехватке продуктов питания и необходимости их импорта, распространению эпидемий, голоду, высокой детской смертности и т.д.

Природа на Земле неделима, и оба вида "давления" на окружающую среду сплетаются воедино: уничтожение лесов в бассейне Амазонки снижает уровень кислорода в атмосфере, в то время, как отравление воздуха промышленными и транспортными выбросами в США (40% мирового объема) приводит к росту содержания углекислого газа, химически вредных примесей в атмосфере, истощению озонового слоя. Такого рода взаимосвязь можно проследить по всем видам взаимодействия системы "общество - природа", две части которой все в большей степени становятся взаимозависимыми, а дисфункции в одной из них вызывают сбои в другой, что в принципе рано или поздно может привести к глобальной катастрофе. Это означает, что связь между обществом, его деятельностью по использованию природных ресурсов планеты, и природой на Земле, иначе говоря, диада "общество - природа", не может рассматриваться (как это было ранее) только с натуралистической точки зрения, вне внутренней структуры человеческого общества, взятого в целом, как совокупность стран и народов, и как структура социальных и социально-политических связей внутри них. Диада все более превращается в триаду. Изменение взаимоотношения общества и природы требует изменения взаимоотношений внутри глобального, рассматриваемого, как единое целое, человеческого общества. Поэтому мы полагаем, что социальная сущность рассматриваемой концепции состоит в том, что преодоление исторически сложившегося и продолжающего возрастать социального неравенства в глобальном масштабе является необходимой предпосылкой для изменения характера взаимоотношений между обществом и природой, для перехода человечества устойчивому развитию, как особому типу развития мировой цивилизации, которое должно обеспечить сохранение условий обитания человеческого общества на Земле и дальнейшего их улучшения.

Для наших целей важно выяснить сущность и формы проявления социально-политической компоненты рассматриваемой концепции. На глобальном уровне она конкретизируется в проблеме коренного изменения существующего "мирового порядка". Инициатива его изменения исходит, естественно, от "страдающей" стороны. Глобальное социальное неравенство не может не сказываться на внутренней социально-политической устойчивости политических режимов стран, не входящих в "золотой миллиард". Резко возросшее в последние годы социальное давление заставляет правительства этих стран ставить на межгосударственном уровне вопросы об изменении мирового порядка в целях придания ему большей справедливости и устойчивости, а в перспективе - обеспечения устойчивого развития в глобальном масштабе.

Осмысление совокупности фактов, объективной информации и субъективных оценок создавшегося положения приводит нас к следующим принципиальным выводам относительно характера переживаемого периода, обусловившего появление концепции устойчивого развития, ее социальной сущности, а также возможности воплощения основных идей этой концепции на практике через изменение мирового порядка политическими методами.

Во-первых, процессы деградации, вырождения и самоистребления жизни на планете в целом, в т.ч. в России, начинают принимать критические размеры. Основная причина такого положения заключается в том, что мотивация экономической деятельности через максимализацию прибыли, неэквивалентный обмен ресурсов, труда и услуг, хищническую эксплуатацию природы и большинства населения продолжает доминировать и навязываться миру меньшинством индустриально развитых стран, их правящими кругами.

Во-вторых, социально-несбалансированная индустриально-рыночная модель развития исчерпала свои возможности и начала воспроизводить в расширенном масштабе экологические, экономические, социальные, политические, военно-технические и другие препятствия и угрозы на пути устойчивого развития мировой цивилизации.

В-третьих, концепция устойчивого развития допускает различные трактовки и нуждается в дальнейшем совершенствовании, в особенности по вопросу о путях ее воплощения в жизнь. Различие экономических интересов приводит к различному истолкованию сущности концепции устойчивого развития, а также представлений о социально-политических механизмах перехода к нему в глобальном и региональном масштабах, о практических шагах, которые должны быть приняты правительствами отдельных государств.

Жизнь не стоит на месте. Концепция нуждается в непрерывном развитии по двум основным причинам. Во-первых, вследствие реальных изменений мирового порядка (важнейшее из них - распад СССР и кризис в постсоветских государствах), изменений в системе общественных отношений внутри государств. Во-вторых, вследствие продолжающейся революции в физике, биологии, медицине, создании новых технологий, а также накоплении новых знаний во всех областях обществознания: экономике, социологии, демографии, этнографии и т.д. Перспектива требует рассмотрения ретроспективы. Для освещения этой стороны дела необходимо коснуться некоторых вопросов истории создания концепции устойчивого развития в ее связи с общим прогрессом науки XX века.

2.2 Учение В.И. Вернадского и глобальное моделирование

Важнейшими этапами становления концепции устойчивого развития в XX веке является, на наш взгляд, учение В.И. Вернадского о ноосфере (20-е -30-е гг.) и доклады Римского клуба (70-е - 80-е гг.). Если в первом было дано естественнонаучное обоснование экологической компоненте концепции устойчивого развития, то в упомянутых докладах на основе применения современных математических методов и компьютерной техники была выдвинута серия прогнозов об экологических последствиях неконтролируемого экономического роста и техногенного воздействия на природу.

И хотя в концепции устойчивого развития, как она прозвучала в документах на форуме в Рио-де-Жанейро, идея перехода от капитализма к социализму не упоминается, мысль Энгельса об изменении общественного строя нашла воплощение в идее изменения глобального мирового порядка. На наш взгляд, концепция устойчивого развития в целом, и, в частности, ее социальная сущность, имеет своей философской основой (не всегда осознаваемой ее сторонниками) философию диалектического материализма.

Заслуга В.И. Вернадского заключается в том, что он, по существу, вводит в анализ связей системы "человек - природа" новое критериальное измерение "человечество как единое целое", и переводит социальный анализ в глобальную плоскость. В центре системы ноосферного мировоззрения, которая призвана обеспечить социально эффективное освоение мира, находится уже не просто человек с абстрактной гуманистической системой ценностей, которая, как беспристрастно показывают социальные факты на протяжении тысячелетий, сплошь и рядом используется для его унижения и закабаления, а человечество с конкретной системой насущных материально-практических потребностей и интересов выживания настоящего и будущих поколений.

Понятие "биосферы", как совокупности живого вещества на поверхности планеты, было введено еще Ж. Ламарком в конце XVIII века. Но понятие "ноосферы", в котором человечество рассматривается не только как часть земной биомассы, но и как решающий фактор ее изменения, и более того, Земли в целом, посредством сознательного, разумного изменения окружающей природы и, тем самым, условий своего существования, могло появиться только в XX веке, когда техногенные эффекты воздействия человека на природу возросли в сотни раз и качественно изменились.

Раскрывая содержание этого понятия, В.И. Вернадский подчеркивал, что "ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности".

Деятельностный подход у В.И. Вернадского выливается в формулу: "Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли". Основной геологической силой, которая создает ноосферу, является рост научного знания. Именно с ним связан "социально-политический идейный переворот", который "ярко выявился в XX столетии в основной своей части благодаря научной работе, благодаря научному определению и выяснению социальных задач человечества и форм его организации".

Возникновение Римского клуба и появление его сенсационных докладов было предопределено созданием новой глобальной угрозы - ядерного оружия. Тревога научного сообщества по поводу появившейся впервые в истории реальной возможности самоуничтожения человечества нашла выражение в известном манифесте А. Эйнштейна, Б. Рассела и девяти других видных ученых, который был опубликован в 1955 году.

Методы системной динамики Дж. Форрестера, математические теории иерархических многоуровневых систем, кибернетические модели и концепция органического роста М. Месаровича и Э. Пестеля, методы и теории упрощения, равновесия и конвергенции, использованные в докладе Д. Медоуза, принципы планетарной взаимозависимости, гуманистического социализма и нового мирового порядка, представленные в докладе Я. Тинбергена, подготовили почву, подвели< ученых и политиков к безусловному признанию в наше время необходимости рассмотрения социального аспекта в концепции и моделях устойчивого развития. Но правомерна критика тех исследователей, которые отмечают, что "само по себе признание социального аспекта системы "общество-природа" совершенно недостаточно. Надо идти далее и полностью учитывать диалектическую взаимосвязь отношений общества к природе. Иначе говоря, необходимо ясное понимание и всесторонний учет взаимосвязи как возникновения, так и разрешения глобальных проблем первого типа (отношения общества к природе) с разрешением глобальных проблем второго типа (преобразование общественных отношений)".

Социально-политическая сущность докладов Римского клуба проявилась в том, что, с одной стороны, они накопили информационную базу и выстроили фактологию таким образом, что признание социальных диспаритетов, как причины, ведущей к нестабильности мира, стало общепризнанным, но, с другой стороны, легли в основу стратегии богатых стран по отношению к бедным с целью закрепления системы военно-политического господства, экономического. и духовного неравенств.

Исследования, инициированные Римским клубом, подготовили почву для организации обсуждения проблем глобального развития на межгосударственной основе в рамках ООН. Серьезная обеспокоенность состоянием окружающей человека природной среды и перспективами развития цивилизации в условиях продолжающегося неконтролируемого роста населения в третьем мире прозвучала на Стокгольмской конференции ООН 1972 года, которая создала специальную структуру - Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) - для дальнейшей проработки обозначившихся проблем. За два прошедших десятилетия ЮНЕП и другие подразделения и институты ООН, а также Международный союз научных союзов (ИКСУ) провели большую работу в этом направлении.

Однако с течением времени становилось все более очевидным, что в рамках используемой модели индустриального развития защита природной среды носит характер борьбы со следствиями, а не с причинами, их порождающими. Все отчетливее мировое сообщество осознавало необходимость кардинального пересмотра самой парадигмы социального развития человечества.

В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, опубликовав доклад "Наше общее будущее", ставший известным как доклад Г.Х. Брундтланд, возглавлявшей работу Комиссии. Именно с этого момента в средствах массовой информации начал употребляться термин sustainable development, под которым стали понимать такую модель развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без уменьшения такой возможности для будущих поколений (в русском переводе - "устойчивое развитие").

Конференция ООН по окружающей среде и развитию прошла в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. На ее открытии Председатель Конференции Президент Федеративной Республики Бразилия Фернандо Коллор де Мелло, обращаясь с приветствием к участникам Конференции, представителям 180 стран мира, определил цель ее проведения: "Мы собрались, чтобы обеспечить прогресс в решении общей задачи, основанной на двух фундаментальных положениях - развитие и окружающая среда. Мы принимаем историческую необходимость и нравственную обязанность сформировать новую модель (развития), в которой благополучие всех и сохранение окружающей среды были бы обязательно синонимами...". Мы не можем обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире".

Дальнейшее углубление представлений о природе и приоритетах устойчивого развития произошло на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, которая состоялась в Копенгагене 6-12 марта 1995 года. На встрече была принята программа действий, которая рекомендовала правительствам стран-членов ООН меры по созданию в рамках устойчивого экономического роста и устойчивого развития на национальном и международном уровне условий, благоприятных для социального развития, искоренения нищеты, расширения продуктивной занятости и снижения уровня безработицы и содействия социальной интеграции. В документе подчеркивается, что конечной целью социального развития являются повышение и улучшение качества жизни всех людей. Это предполагает создание демократических институтов, уважение всех прав человека и основных свобод, обеспечение более широких и равных экономических возможностей, верховенство закона, развитие уважения культурного многообразия и прав людей, принадлежащих к меньшинствам, и активное участие гражданского общества. Все члены общества должны иметь возможность быть в состоянии осуществлять право и обязанность активно участвовать в делах общины, в которой они живут. Приведем их в полном объеме, так как, по сути, в них заложены те согласованные и возможные на настоящий момент пути конструктивного сотрудничества, социально-политические принципы, цели и средства, которые и составляют исследуемый нами аспект устойчивого развития:

  • широкое участие гражданского общества в разработке и осуществлении решений, определяющих функционирование и благосостояние нашего общества;
  • широкомасштабные модели устойчивого экономического роста и устойчивого развития и интеграция демографического аспекта в экономические стратегии и стратегии развития, которые ускорят темпы устойчивого развития и искоренения нищеты и будут способствовать достижению демографических целей и повышению качества жизни населения;
  • справедливое и недискриминационное распределение выгод, обусловливаемых ростом, среди социальных групп и стран и расширение доступа к продуктивным ресурсам для живущих в нищете людей;
  • взаимодействие рыночных сил, способствующих эффективности и социальному развитию;
  • государственная политика, направленная на преодоление ведущих к социальному антагонизму факторов и уважение плюрализма и многообразия;
  • благоприятная и стабильная политическая и правовая структура, способствующая взаимному укреплению связи между демократией, развитием и всеми правами человека и основными свободами;
  • политические и социальные процессы, характеризующиеся недопущением изоляции и соблюдением принципа плюрализма и многообразия, включая религиозное и культурное многообразие;
  • укрепление роли семьи в соответствии с принципами, целями и обязательствами, провозглашенными в Декларации Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и на Международной конференции по народонаселению и развитию, а также роли общины и гражданского общества;
  • расширение доступа к знаниям, технологии, образованию, медицинскому обслуживанию и информации;
  • укрепление солидарности, партнерства и сотрудничества на всех уровнях;
  • государственная политика, создающая людям возможности для здоровой и продуктивной жизни;
  • охрана и сохранение окружающей природной среды в контексте сориентированного на людей устойчивого развития.

Заключение

социальный политический ноосфера цивилизация

Очевидно, что приведенные выше положения концепции устойчивого развития носят пока достаточно общий характер и фиксируют сложившийся на данный момент баланс интересов, установившийся между бедными и богатыми странами, как результат взаимного использования рычагов давления и соотношения сил. Они требуют своего развития и конкретизации для регионов, в частности, для России эти программы действий должны быть разработаны с учетом социальных особенностей и социально-политического положения и состояния каждого из регионов. Собрать необходимую информацию, на основании которой и может быть принята система адекватных мер, призвана система социально-политического мониторинга, как инструмента управления стратегией устойчивого развития страны.

Понятие концепции устойчивого развития, как нам представляется, становится признанной мировым научным сообществом универсальной базовой категорией, вокруг которой динамично создается система естественнонаучных и гуманитарных знаний о происходящих на планете и в регионах социальных, экономических, политических, экологических и других процессах, связанных с поддержанием и развитием жизни. Научный анализ взаимодействия природы и человечества как на глобальном, так и на региональном уровнях потребует введения в научный оборот и практику социологических исследований критериев и методов измерения социальной и социально-политической стабильности и устойчивости. Но этот аспект концепции устойчивого развития заслуживает отдельного внимательного рассмотрения.

Список использованной литературы

. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М., 2008.

. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и 3. современность. - М., 1999.

. Левашов В.К. О социальной сущности концепции устойчивого развития. //Социс - 2007. №4.

. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития. //Социс - 1998. №4.

. Маркович Д.Ж. Общая социология. - М., 1998.

. Осипов Г.В., Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. Социология. - М., 2005.

Похожие работы на - Стабильность социальной системы и концепции её устойчивого развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!