Посты в Русской Православной Церкви

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,72 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Посты в Русской Православной Церкви

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»









РЕФЕРАТ

На тему

Посты в Русской Православной Церкви

Выполнила

Вахитова Анастасия

студентка группы 201




Москва 2011г.

Православное учение о спасении отводит посту большую роль, поскольку пост и молитва - основные средства борьбы с нечистой силой. Отказываясь от поста, человек лишает себя силы защиты от дьявола, становится его послушным орудием.

В таком случае человеческая воля полностью подчиняется воле злой силы и человек не может отличить, когда действует по своей воле, а когда по воле дьявола.

Пост - это добровольное аскетическое делание во славу Божию, которое включает в себя:

воздержание от сытной и вкусной пищи (собственно, славянское слово постуказывает на состояние пустого, тощего желудка), развлечений, увеселений;

особенно тщательную проверку души и исправление ее;

понуждение себя на добрые дела, молитву, чтение и размышление о духовных вещах.

Как известно, человек состоит из души и тела. Нельзя отдавать преимущество одной из этих составляющих, подавляя потребности другой. Хотя на практике мы чаще всего работаем для тела, игнорируя потребности души. В жизни большинства людей материальное доминирует над духовным.

Время поста - это и время активного доброделания. Во время поста человек ведет борьбу со своим греховным «я» и стремится к нравственному возрастанию. Он борется с ленью, расслабленностью, праздностью, привязанностью к развлечениям и расслабляющей, утучняющей пище. И с нечуткостью к людям. Не пожалеть денег - и накормить голодного, не пожалеть времени - и посетить больного, одинокого, оставленного, заключенного в тюрьме. Оказать конкретную помощь нуждающимся…

Задача поста - возобновить гармонию между потребностями телесными и духовными. Поскольку мы игнорировали потребности души, то во время поста должны частично игнорировать желания тела. Во время поста душа человека возрождается, а человек чувствует себя духовным существом и пролагает себе путь в царство небесное.Результат поста - ощутимый духовный рост.

Посты в дохристианские времена

Посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. В то время чаще всего постились, воздерживаясь не от пищи какого-то рода (как сегодня), а вообще ничего не вкушали и не пили; воздерживались также от супружеских отношений. Такой пост длился один день, от рассвета и до захода солнца, или же в течение суток - 24-х часов.

Когда по дороге в Дамаск апостол Павел пережил потрясающую встречу со Христом, он также предпринял такой пост: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».

Ветхий Завет говорит и о семидневных постах, о постах в течение трех недель и даже о сорокадневном посте.

Сорокадневный пост предпринимался в исключительных случаях - как особый подвиг. Человек ничего не вкушал, но пить ему разрешалось. Вот как говорит Библия о пребывании Моисея на горе Синай, где он получил Заповеди Божии: «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх. 34, 28).

В 3-й книге Царств (19, 8) рассказывается о сорокадневном посте пророка Илии, после того как его накормил Ангел Господень.

Для чего соблюдался пост в ветхозаветные времена?<#"justify">Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):

·Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.

·Усекновение главы Иоанна Предтечи- 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.

·Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

Многодневные посты:

. Великий Пост или Святая Четыредесятница.

Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыре-десятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспо-минание последних дней земной жизни, страда-ний, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.

Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу.

После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после «Недели мытаря и фарисея» («неделя» по-церковнославянски означает «воскресенье»).,В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло.

Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в «Неделю мясопустную» - воскресенье перед масленицей. В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы прощеное воскресенье. Этот день еще называют «Неделей сыропустной».

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - сухоядение (хлеб, вода, фрукты, вареные овощи, компот), вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи). Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам- Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

Петров или Апостольский пocт

Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла. Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (су хоядение): хлеб, вода, фрукты, варение овощи, компот. В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится великий святой в понедельник, среду.или пятницу - горячая пища с маслом.

В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пят» ница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого с полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятни-цу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

Успенский пост (с 14 по 28 августа)

Установлен в честь успения Пресвятой Богоро-дицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась.

Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам И пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Рождественский (Филиппов) пост

С 28 ноября по 6 января. Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря), т. е. рыба позволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) выпадает на среду или пятницу, то раз-решается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в суб-боту и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой ве-черней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господ-ня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

Общие правила поста

. Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому вышеизложенные правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

. Пост - аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.

. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.

. Больным нужно посоветоваться с врачом. Беременным женщинам необходимо очень осторожно относиться к совершению поста. Послабление в посте дается малолетним детям и путешествующим.

. Разговляются (начинают принимать скоромную пищу) после длительных постов в день праздника, после Божественной литургии. Разговляться после многодневных постов нужно постепенно,

. Существует пять степеней строгости, поста:

·вкушение рыбы;

·горячая пища с маслом (растительным);

·горячая пища без масла;

·сухоядение;

·полное воздержание от пищи.

В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В пра-вославных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.

. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием в супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

пост церковь

Список литературы

Белов А. Правда о православных "святых". М., 1968.

Белов А. Когда звонят колокола. М., 1977.

Гордиенко Н. Православные святые: кто они? Л., 1979.

Емелях Л. Загадки христианского культа. Л., 1985.

Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.-Л., 1931.

Похожие работы на - Посты в Русской Православной Церкви

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!