Метрология в управлении качеством
План
Введение
. Государственный метрологический надзор
. Калибрование средств измерения
. Сертификация средств измерения
Заключение
Литература
Введение
Перед Украиной стоит задача перестройки и усовершенствования государственной экономики с учетом современного состояния взаимоотношений в политике, торговли достижений передовых стран, международных организаций по стандартизации, соответствия и аккредитации.
На государственном уровне в Украине разработаны и принятые новые концепции развития экономики государства и отдельных ее отраслей (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и тому подобное). Соответственно этому перестраиваются метрология, стандартизация, сертификация продукции та аккредитация органов и испытательных, измерительных, калибровочных лабораторий.
1. Государственный метрологический надзор
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой с целью проверки выполнения требований Закона Украины "О метрологии и метрологической деятельности" и других нормативно-правовых актов Украины и нормативных документов пометрологии. Объектами государственного метрологического контроля и наблюдения является:
средства измерительной техники (ЗВТ);
методики выполнения измерений;
количество фасуемого товара в упаковках;
Государственный метрологический надзор этих объектов распространяется на измерения, результаты которых используются во время:
работ по обеспечению здравоохранения;
обеспечения защиты жизни и здоровья граждан;
контроля качества и безопасности продуктов питания;
контроля состояния окружающей природной среды;
контроля безопасности условий труда;
геодезических и гидрометеорологических работ;
торгово-коммерческих операций и расчетов между покупателем (потребителем) и продавцом (поставщиком, производителем, исполнителем), в том числе в сферах бытовых и коммунальных услуг, услуг электро - и почтовой связи;
налоговых, банковских и таможенных операций;
учета энергетических и материальных ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа, воды, нефтепродуктов и тому подобное), за исключением внутреннего учета, который ведется предприятиями, организациями и гражданами - субъектами предпринимательской деятельности;
работ, которые выполняются по поручению органов прокуратуры и правосудия; обязательной сертификации продукции;
регистрации национальных и международных спортивных рекордов.К государственному метрологическому контролю принадлежат:
государственная метрологическая аттестация средств измерительной техники;
метрологическая проверка средств измерительной техники;
аккредитация на право проведения государственных испытаний, метрологической проверки и калибрования средств измерительной техники, проведения измерений и аттестации методик выполнения измерений.
К государственному метрологическому надзору относятся:
государственный метрологический надзор за обеспечением единства измерений;
государственный метрологический надзор за количеством фасуемого товара в упаковках. В центральных и местных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления и в органах управления объединений предприятий проводится проверка выполнения требований Закона Украины "О метрологии и метрологической деятельности", других нормативно-правовых актов Украины и нормативных документов по метрологии.
На предприятиях, в организациях и у граждан - субъектов предпринимательской деятельности, кроме того, проводится проверка:
состояния и применения средств измерительной техники;
применения аттестованных методик выполнения измерений и правильности выполнения измерений;
выполнение условий проведения государственных испытаний, метрологических проверок, калибрования, ввоза, выпуска на производстве, ремонта и продажи и выдачи напрокат средств измерительной техники, проведения измерений и аттестации методик выполнения измерений. [1, с.200]
Государственному метрологическому наблюдению за количеством фасуемого товара в упаковках подлежат готовые упаковки любого вида во время фасовки и продажи товара в случае, когда содержание этих упаковок не может быть изменено без их раскрытия или деформации, а количество товара выражено через массу, объем или другую физическую величину.
На упаковке должны быть отмечены номинальное количество товара в единицах массы, объема или другой физической величины, а также предельно допустимые отклонения от номинального количества или сделана ссылка на нормативный документ, по которому это установлено. [2, с.99]
2. Калибрование средств измерения
В сферах деятельности, где государственный метрологический надзор и контроль не являются обязательными, для обеспечения метрологической исправности СИ применяется калибровка. Калибровка (калибровочные работы) - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.
Для проведения калибровочных работ создана Украинская система калибровки (УСК) - совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору и действующих на основе установленных требований к организации и проведению калибровочных работ. Деятельность УСК регулируется правилами ПР 50.2.016-94 и ПР 50.2.017-95.
Основные направления деятельности УСК:
регистрация органов, осуществляющих аккредитацию юридических лиц на право проведения калибровочных работ;
аккредитация МС юридических лиц на право проведения калибровочных работ:
калибровка СИ;
установление основных принципов и правил УСК, организационное, методическое и информационное обеспечение его деятельности;
инспекционный контроль за соблюдением аккредитованных МС требований к проведению калибровочных работ.
Украинская система калибровки имеет свой знак, наносимый на калиброванное СИ. Его форма и размеры приведены в правилах ПР 50.2.017-95.
Центральный орган и научно-методический центр УСК назначает Госстандарт. Центральный орган УСК выполняет следующие функции:
устанавливает основные принципы и правила УСК;
принимает решения о регистрации аккредитирующих органов в соответствии с правилами ПР УСК 001-95;
осуществляет контроль за их деятельностью;
рассматривает апелляции по результатам аккредитации;
взаимодействует с калибровочными службами других стран и международными калибровочными союзами.
Основные задачи научно-методического центра:
разработка нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность в стране;
ведение реестра УСК;
подготовка и представление на утверждение в центральный орган УСК материалов по регистрации аккредитирующих органов, участие в их проверках;
организация и координация разработки, экспертизы и аттестации методик калибровки СИ;
создание и ведение базы данных по нормативным документам и калибровочной деятельности в Украине;
осуществление консультативной деятельности по вопросам УСК;
проведение мероприятий по повышению квалификации кадров в области калибровочных работ.
Из числа руководителей МС государственных органов управления, аккредитирующих органов, представителей ГМС и ГНМЦ центральный орган формирует совет УСК, который:
разрабатывает предложения по основным принципам работы УСК;
рассматривает проекты законодательных и нормативных актов в области калибровки и готовит предложения по их изменению;
определяет основные направления проведения исследований в области калибровки;
рассматривает экономические и финансовые аспекты в работе УСК.
Главными задачами аккредитирующего органа УСК являются:
проведение аккредитации МС в соответствии с правилами ПР 50.2.018-95;
Основой УСК являются аккредитованные МС юридических лиц. Их главной функцией является калибровка СИ в области аккредитации и в соответствии с действующими нормативными документами. Требования к подразделениям, проводящим калибровочные работы, изложены в рекомендациях УСК 001-95.
Организация, выполняющая калибровочные работы, должна иметь:
поверенные и идентифицированные средства калибровки - эталоны, установки и другие СИ, применяемые при калибровке в соответствии с установленными правилами. Они призваны обеспечить передачу размера единиц от государственных эталонов калибруемым СИ;
актуализированные документы, регламентирующие организацию и проведение калибровочных работ. К ним относятся документ на область аккредитации, документация на средства измерений и калибровки, нормативные документы ГСИ на калибровку, процедуры калибровки и использования ее данных;
профессионально подготовленный и квалифицированный персонал;
помещения, удовлетворяющие нормативным требованиям.
Результаты калибровки удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на СИ, или Свидетельством о калибровке, а также записью в эксплуатационные документы.
Требования к калибровочным лабораториям приведены в ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2000. [3, с.257]
3. Сертификация средств измерения
Система предназначена для проведения добровольной сертификации средств измерений в соответствии с законами "Об обеспечении единства измерений" и "О техническом регулировании".
Система сертификации - это система, располагающая собственными правилами процедуры проведения сертификации соответствия. Сертификатом соответствия называют документ, который выдается после проведения сертификации. В нем указывается, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Основные положения и порядок проведения работ в рамках системы сертификации средств измерения, не подлежащих применению в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, определяют МИ 2277-93.
Основными целями системы сертификации СИ являются обеспечение единства измерений, содействие экспорту и повышение конкурентоспособности СИ. В соответствии с этими целями система выполняет следующие функции:
проверку и подтверждение соответствия СИ установленным в нормативных документах метрологическим нормам и требованиям;
проверку обеспеченности сертифицируемых СИ методами и средствами калибровки для передачи размеров от утвержденных эталонов;
проверку соответствия СИ дополнительным требованиям, указанным организациями или гражданами, обратившимися в орган по сертификации.
Система является открытой для вступления и участия в ней юридических лиц и предусматривает свободный доступ к информации о ее деятельности. Сертификацию СИ проводят аккредитованные органы по результатам испытаний, проведенных независимыми испытательными лабораториями (центрами), как самостоятельными, так и входящими в состав органов по сертификации. Аккредитацию испытательных лабораторий (центров) проводят в соответствии с правилами по метрологии ПР 50.2.010-94. При аккредитации выдается аттестат с приложением к нему, устанавливающим область аккредитации.
Организационно система сертификации СИ состоит из центрального органа, координационного совета, апелляционного комитета, научно-методического центра, органов по сертификации, испытательных лабораторий. Центральный орган системы:
организует, координирует и осуществляет методическое руководство работами по сертификации;
устанавливает основные принципы и правила сертификации;
осуществляет аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий;
выполняет функции органа по сертификации при его отсутствии;
организует инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации;
взаимодействует с международными и зарубежными организациями по вопросам сертификации;
осуществляет признание документов об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) других стран, зарубежных сертификатов и знаков соответствия, а также результатов испытаний средств измерений;
ведет реестр системы - книги и (или) электронного журнала, содержащего сведения об объектах, участках работ и документах в области сертификации. Научно-методический центр системы осуществляет:
разработку основных принципов, правил и структуры системы;
организацию работ, связанных с аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
формирование банка данных и информационное обеспечение системы, касающиеся сертифицированных средств измерений, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и нормативных документов.
Координационный совет разрабатывает рекомендации по вопросам совершенствования системы. Апелляционный комитет рассматривает случаи несогласия с результатами сертификации СИ, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), испытаний или инспекционного контроля.
Орган по сертификации должен располагать необходимыми средствами и документированными процедурами, позволяющими производить сертификацию, включая: квалифицированный персонал, актуализированный фонд нормативных документов на СИ и методы испытаний, административную структуру, юридические и экономические возможности (условия) для управления сертификацией, в том числе для организации испытаний, испытательную базу, аккредитованную в качестве испытательной лаборатории (центра).
Основные функции органа по сертификации, установленные в Положении об органе по сертификации:
формирование и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации СИ;
проведение и/или организация испытаний СИ;
рассмотрение заявок на сертификацию, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации;
определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории (центра), организация испытаний на основе взаимодействия с ней;
оформление на основе лицензионного соглашения с центральным органом системы сертификата соответствия, регистрация в реестре системы и выдача его заявителю;
организация инспекционного контроля стабильности характеристик СИ;
отмена и приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия;
организация повышения квалификации и аттестации персонала испытательных лабораторий (центров).
Порядок проведения сертификации в общем случае включает:
представление в центральный орган заинтересованной организацией заявки на проведение сертификации;
рассмотрение заявки и направление решения по ней;
проведение испытаний по утвержденной программе, включающей объем и сроки проведения испытаний, методы и средства испытаний СИ, объем и состав технической документации, представляемой на испытания, количество и порядок отбора образцов, представляемых на испытания;
анализ полученных результатов, оформленных в виде датированного и зарегистрированного отчета, включающего наименование и адрес испытательной лаборатории, проводившей испытания, ссылку на документ, на соответствие которому проводились испытания, идентифицирующие данные испытанных образцов, наименование и адрес изготовителя, время и место проведения испытаний, заключение о соответствии образцов требованиям нормативных документов;
принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
регистрацию материалов испытаний и выдачу сертификата соответствия;
информацию о результатах сертификации.
Орган по сертификации рассматривает результаты испытаний СИ, оформляет сертификат соответствия и направляет его копию, подписанную руководителем органа, вместе с одним экземпляром отчета об испытаниях с приложениями в научно-методический центр системы на регистрацию. Научно-методический центр оформляет дело по сертификации, регистрирует сертификат и сообщает его номер по реестру системы органу по сертификации.
После получения регистрационного номера орган по сертификации выдает организации сертификат соответствия. При получении сертификата соответствия заявитель обеспечивает маркировку образцов, тары, упаковки и документации Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертификатов. Документы и материалы, подтверждающие сертификацию СИ, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сертификат. [4, с.356]
Заключение
метрологический надзор калибровка сертификация
Важнейшей задачей метрологии является обеспечение единства измерений, которая решается при соблюдении двух условий: выражение результатов измерений в узаконенных единицах и установлении допускаемых погрешностей результатов измерений и границ, за которые они не должны выходить при заданной вероятности.
В Украине приняты Законы по метрологии и метрологической деятельности, стандартизации, подтверждены соответствия и аккредитации органов по оценке соответствия.
Указом Президента Украины от 1.10.2000 г. за № 888 Государственный комитет стандартизации, метрология и сертификации Украины преобразован в Государственный комитет Украины по вопросам технической регуляции и потребительской политики (ГКТРПП), который является Центральным органом исполнительной власти со специальным статусом.
Основным заданием ГКТРПП является обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации, осуществления управления в этой сфере, а также межотраслевой координации и функциональной регуляции вопросов защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации.
Литература
1. Законодавство України про стандартизацію, метрологію і сертифікацію. К.: Юрінком Інтер, 2003. - 448 с.
. Бичківський Р.В. та ін. Метрологія, стандартизація, управління якістю і сертифікація. Л.: Львівська політехніка, 2004. - 560 с.
. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация. М.: Логос, 2004. - 560 с.
. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 411 с.
. Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. Р н/Д: Феникс, 2002. - 192 с.