Современные методы государственного управления: проблема эффективности использования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,83 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные методы государственного управления: проблема эффективности использования

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Современные методы государственного управления: проблема эффективности использования»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

.1 Понятие, виды государственного управления

.2 Проблемы использования методов государственного управления

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Модернизация методов управления

2.2Актуальность административной реформы в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В зависимости от того, каковы целевые установки и на каких принципах государство их реализует, выстраивается система функций, выбираются формы, методы и средства, через которые осуществляется государственное управление. Они могут видоизменяться или приобретать специфические очертания своей содержательной сущности в зависимости от того, на каком конкретно-историческом этапе своего развития находится государство и какой политический режим определяет характер государственной власти.

Государство представляет собой целостный субъект управления, и его управленческая деятельность, реализуемая через отдельные функции, охватывает всю иерархию государственных органов, их звеньев и подсистем. Общественные функции государства как социального института воплощаются через реализацию его управленческих функций, которые оно выполняет как властный институт политической системы. В свою очередь функции государственного управления реализуются через управленческие функции государственных органов. Многообразие организационно-правовых форм государственного управления обусловлено широким диапазоном функций, выполняемых государством и его органами, их сложностью и пространственно-временной протяженностью. Сама форма государства с ее специфическими особенностями, преломляющимися через формы правления, государственного устройства и через политический режим, во многом, если не в главном, сказывается на характере и содержании организационно-правовых форм государственного управления. Выбор форм государственного управления зависит от типа общественных отношений, организации производственно-хозяйственной деятельности, политической системы, правящего режима, характера компетенции управляющего органа.

Россия на протяжении многих веков она остается страной несостоявшихся реформ, в чем организационный фактор сыграл далеко не последнюю роль, а определение целей, выбор средств их достижения традиционно сопровождался серьезными политическими и организационными просчетами по причинам как объективного, так и субъективного характера. Россия по своему геополитическому положению находится на стыке двух цивилизаций: западной и восточной. Находясь на стыке этих цивилизаций и впитав их ценности, Россия не стала их механическим соединением, а пошла по пути формирования своей уникальной цивилизации, которая еще находится в стадии развития. Однако цепь тяжелейших потрясений, пережитых в XX столетии нашей страной, весьма неблагоприятно сказалась на ее судьбе. Все это наложило определенный отпечаток на национальное самосознание, на способность сконцентрироваться на проведении реформ, создать организационные предпосылки их необратимости.

Ход современных российских реформ выявил не только их концептуальную уязвимость, но и серьезные недостатки с точки зрения правовых и организационных форм управления их ходом. Жизнь показала, что властные структуры постоянно находятся в состоянии цугцванга, т.е. в случае провала одного варианта не имеют в запасе лучшего, а все возможные одинаково малоприемлемы. Ведь при наличии запасных вариантов решения проблем всегда можно быстро провести необходимую корректировку, сохраняя положительные наработки. «Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Они обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления. Ведь любое действие власти ведет за собой последствия, число которых так велико, что не дает возможности отследить большинство из них. А потому - заставляет предвидеть, рассчитывать « общий баланс» последствий любых решений уже на этапе их подготовки».Поэтому в настоящее время является особенно важным рассмотрение методов государственного управления, которые позволили бы наиболее эффективным путем осуществить реформы в нашей стране, особенно те, которые связаны с трансформацией социально-экономических отношений.

В связи этим тема работы является особенно своевременной и актуальной. Цель курсовой работы - раскрыть и проанализировать существующие методы государственного управления.

Задачами курсовой работы являются:

• Исследование понятия и классификации методов государственного управления;

• Исследование проблем использования методов государственного управления;

• Изучение проблем административной реформы в России;

• Выявление путей совершенствования методов государственного управления.

Объектом исследования являются методы государственного управления.

Предмет исследования - методы государственного управления в Новгородской области.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.

ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и классификация государственного управления

Государственное управление является производным от формы государственного устройства и политической системы и в то же время имеет самостоятельное значение. С одной стороны, с помощью системы управления власть реализует свои распорядительно- разрешительные функции, направленные на исполнение законов, других нормативных актов, политических решений. Властные отношения здесь базируются на распоряжении и подчинении вплоть до принудительного исполнения, т.е. без учета интересов управляемых объектов.

С другой стороны, управление служит особым видом творческой деятельности, имеет целью развитие, инновации, включает в свой арсенал силу убеждения, разума и гуманизма.

Управление реализуется во взаимодействии субъекта и объекта управления. От субъекта (управляющего) поступает командная информация (что, как, в каком объеме делать), а от объекта (управляемого) - информация обратной связи (после исполнения команды). Схематически процесс управления показан на рисунке:

Субъект управления


Командная информация Информация о выполнении

Объект управления


Интенсивность команд и обратной связи зависит от вида и характера субъекта и объекта управления. Например, в управлении армией сильным является канал команды, а обратная связь почти отсутствует. В регулировании рыночной экономики наоборот. При не конкретных и путаных командах обратная связь или искажается, или совсем не обнаруживается.

Командная информация подается в целях достижения определенных поставленных целей, решения задач. Получение результата, естественно, зависит от прежде всего от качества, способа подачи информации и, что в сущности и составляет основу методов управления, их многообразия, классификации по критериям и признакам. Сложность и многогранность процессов управления обусловливают существование множества методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.

Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального, в том числе и государственного управления. Вместе с тем, в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов управления.

Вопрос о классификации этих методов в литературе решается неоднозначно.

Выделяются административные, экономические, социально-психологические, а также комплексные методы управления. Указываются общие методы управления, относящиеся ко всей системе управления, и локальные, свойственные отдельным ее частям. Существуют и иные виды классификации. См. Приложение 1

Основополагающим в управлении является определение роли, места человека или объекта управления. По этому критерию различаются демократический и авторитарный стили управления.

Демократическое управление основывается на том предположении, что для человека естественным состоянием является деятельность. Работа и что он способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности. Поэтому внешний контроль не рассматривается как решающее средство достижения целей. Такой стиль управления предполагает делегирование полномочий, предоставление большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечение к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера.

Применительно к государству демократическое управление реализуется в политических правах человека, наличия свободы слова, партий, избирательных блоков и т.д. В каждой стране демократия является продуктом собственной истории, культуры, традиций поколений и возможна при любом государственном устройстве.

На качестве Российской демократии отражается ее переходное состояние: условия новые, а структурная и функциональная организация, менталитет во многом прежние; законы приняты с учетом западного права, но действуют с большими отступлениями; проводятся выборы органов власти, а повседневный контроль общества за властью недостаточен.

Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие при ограничении прерогатив объектов управления. При авторитарном управлении ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне. Складывается режим личной власти в разнообразных формах - от мягких, сочетающихся с элементами демократии, до диктатуры; элита демонстрирует преданность лидеру, все готовы выполнять его указания. В России роль личности в управлении велика. Человек, находящийся у власти, обладает огромным авторитетом, обеспечивающим получение всевозможных инвестиций; представители различных слоев общества демонстрируют ему свою лояльность. Поэтому смена власти всегда воспринимается настороженно, боязливо.

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной.

Координационное управление реализуется в форме федерации. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Наряду с этим образуются единые федеральные органы государственной власти; устанавливается общее гражданство, денежная единица и т.д. Россия согласно Конституции, является федеративным государством.

Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждения к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления. Оно характерно для унитарного государства, которое в своем составе не имеет федеративных единиц, а подразделяется на административно - территориальные единицы ( области, районы и др.). В унитарном государстве органы власти всех уровней действуют по единым нормативам, аппарат управления отвечает нуждам общественной системы, разделение властей практически отсутствует.

По критериям использования форм собственности и владения имуществом различают федеральное, муниципальное и частное управление. Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра, естественные монополии, акции приватизированных предприятий и др. Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

По воздействию на управляемый объект выделяется отраслевое и территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее широко используется в управлении через министерства, которые призваны осуществлять единую техническую политику в отрасли, обеспечивать необходимые внутриотраслевые пропорции.

Отраслевое управление предполагает обоснование цели( производство конкретных видов продукции), применение управленческих функций ( планирование, организация, контроль), построение организационной структуры звеньев управления( предприятие, объединение, министерство), разработку народно- хозяйственных, межотраслевых, отраслевых балансов. Отраслевое управление позволяет конкретнее видеть перспективу развития.

Территориальное управление осуществляется тремя источниками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской федерации, местным самоуправлением. Территориальное управление обеспечивает рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексного развития регионов. Выравнивание уровней их экономического и социального развития и решение других задач государственной региональной политики. Оно предполагает разграничение прав и ответственности между федеральными и региональными, законодательными и исполнительными органами власти.

Основным рычагом территориального управления теперь является разработка и реализация региональной политики государства.

По способу учета интересов объектов управления различают административное и экономическое управление. Управление использует и «пряник» и «кнут», поощрение и наказание; управлять - значит правильно стимулировать.

Административное управление непосредственно воздействует на интересы «управляемых» с помощью разрешения, запрета, принуждения применяя независимо от из мнения. Оно является необходимым компонентом любого управления, хотя его масштабы могут быть разными. В структуре исполнительных органов с несколькими уровнями управления оно имеет самодовлеющее значение и реализуется через назначение, освобождение от работы, поощрение. Наказание должностных лиц. В государственном регулировании экономики администрирование осуществляется в лицензировании деятельности, квотировании экспорта, импорта и др.

Классификация административных методов управления.

1.      По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые (выраженные в правовой форме) и административно-организационные <#"525419.files/image001.gif"> направлены на создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего успешному решению стоящих задач, установлению взаимопонимания между субъектом управления и объектом управления. К социологическим методам управления относятся:

·        методы управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров, распределение кадров, повышение престижа профессий и др.);

·              методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др.);

·              методы управления индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных условий труда для работников, формирование оптимальной системы управления, наличие элементов творчества в труде, воспитание у работников чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей и др.).

К психологическим методам управления относятся:

·        методы комплектования малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников, методы гуманизации труда;

·              методы психологического побуждения, формирование мотивов труда, оказание доверия;

·              методы профессионального отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности и др.

Стратегическое управление определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам. Объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления. Стратегическое управление имеет глубокое обоснование и увязывается с общим политическим курсом государства или с доктриной того или иного его направления, реализует выбранный курс. Различаются стратегии: общеэкономические- роста, стабилизации, преодоления кризиса (выживания), структурных перестроек; отраслевые - использования материально - сырьевых запасов, развития наукоемких производств, освоения космоса и др.; функциональные- подавления инфляции, привлечения инвестиций и др.

Основой стратегического управления являются стратегический план, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей. Стратегия должна быть максимально ясной и убедительной. Она выбирается, поэтому из нескольких возможных вариантов и формируется по видам деятельности, обеспечивающим преимущества по сравнению с другими направлениями. Для реализации стратегических установок используются действующие и создаются дополнительные структуры управления, которые призваны превращать стратегические замыслы в текущие производственно - хозяйственные планы, подлежащие практической реализации. В процессе стратегического управления проводится ситуационный анализ для выявления проблем и возможностей, потенциала и скрытых резервов, оцениваются реальное положение, правильность выбранного направления на промежуточных этапах, краткосрочные и долгосрочные последствия уже принятых решений. Обосновывается выбор стратегического ядра для следующего этапа реализации стратегического плана. Стратегическое управление позволяет надежнее координировать усилия различных органов государственной власти, ответственнее подходить к учету возможностей, положительных и отрицательных факторов, угроз и рисков, выбору альтернатив, распределению ресурсов.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. На основе надежной информации сравниваются показатели стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. Если они отрицательные, то принимаются меры по исправлению положения. Данные меры могут включить пересмотр каких-то целей, если они отрицательные, то принимаются меры по исправлению положения. Данные меры могут включать пересмотр каких-то целей, если выявилось действие ранее неучтенных и неконтролируемых факторов. Важно постоянно следить за результатами, правильно выбирать момент для корректировки действий, стимулировать гибкость, масштабность мышления, инициативность всех участвующих в тактическом управлении.

Антикризисное управление вводится в период кризиса- прогнозируемой или неожиданной ситуации, угрожающей нормальной жизнедеятельности при ограниченности времени для принятия решений. Целями антикризисного управления являются предупреждение кризиса, вывод из кризиса. Минимизация потерь от кризиса. Введения антикризисного управления предполагает использование жесткой и четкой системы администрирования, дивизиональной организационной структуры с небольшим центральным аппаратом, выведение непрофильных активов. На предприятиях оно включает управление через арбитражных управляющих, а также управляющих предприятиями- должниками по договору подряда. Антикризисное управление является принудительным и внешним, так как осуществляется органами, входящими в иную систему.

Доверительное управление осуществляется на основании договора, сторонами которого выступают учредитель управления ( собственник имущества) и доверительный управляющий (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). Проводится конкурс на право заключения договора доверительного управления. Победителем признается участник, предложивший наиболее обоснованное решение и имеющий наилучшие профессиональные возможности для его реализации.

Доверительный управляющий управляет по поручению и в интересах собственника; за счет доходов от использования имущества он возмещает расходы по доверительному управлению и получает вознаграждение.

Договор доверительного управления акциями, находящимися в государственной собственности. С победителем в конкурсе заключает Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России). Основными задачами доверительного управления акциями являются повышение курсовой стоимости и ликвидности акций, предотвращение возникновения задолжности у предприятия перед бюджетом, по выплатам заработной платы и иным обязательным платежам.


Методы государственных решений, составляющие их элементы, имеют свою специфику, связанную с использованием в качестве средства управляющего воздействия властных полномочий. В арсенале средств - разнообразные виды политического капитала (орудий власти), которыми располагает тот или иной государственный орган управления: материального, человеческого, информационного и др. Результаты применения методов государственного управления воплощаются в реализации функций государства, в осуществлении конкретных задач по созданию нужных обществу продукции, благ и инициированию необходимых процессов.

Фиксируется общность некоторых существенных признаков различных методов государственного управления и современного менеджмента (науки и практики управления в производственных организациях). Они так же, как и технологии менеджмента, нацелены на оптимизацию управленческого процесса, на наиболее полное выявление и использование потенциальных возможностей управляющей системы. Эффективность методов в конечном итоге измеряется обеспечением стабильного состояния общества и устойчивостью тенденции его позитивных изменений. Конкретные показатели эффективности в основном сходны с критериями технологий социального менеджмента. Это: достаточная простота метода (механизм его действия не должен быть излишне усложнен); гибкость; способность изменяться под влиянием перемен среды и эволюционирования управляющей системы; экономичность - в смысле реализации принципа экономии, энтропии и рационального использования ресурсов; возможность понимания участниками управленческого процесса назначения метода, его направленности; доходчивость технологии применения.

Очевидно, что только определенные изменения в основных сферах общественной жизни могут служить базовыми основаниями для преобразования тех или иных методов государственного управления. В качестве основных факторов трансформации методов государственного управления можно выделить четыре группы причин: экономические, политические, социальные и государственно-теоретические.

Методы управления, как и прочие технологии, обусловлены закономерностями объекта и главным образом теми потребностями и интересами управляемых, на реализацию которых нацелены усилия управляющего субъекта. Они результативны, если технология субъекта (приемы, процедуры) будут соответствовать уровню разнообразия объекта; если субъект будет стремиться не к искусственному ограничению существующего естественного разнообразия объекта (богатства проявления его поведения, его потребностей, интересов и целей), а к “балансу разнообразий” своего объекта. Метод тем эффективней, чем в большей? мере его применение обеспечивает согласованность целенаправленной, регулирующей деятельности субъекта с механизмом самоорганизации общественной системы.

Изложенные теоретические соображения по проблеме позволяют сделать вывод о том, что методы государственного управления и связанные с ними организационные формы достаточно чувствительны к изменениям управляемого объекта и окружающей среды. Они ранее других элементов системы, скажем, функций или взаимосвязей между управляющими субъектами, реагируют на новые цели и стратегии. Вот почему подход к проблеме методов будет корректным при условии, если он исключает представление о некоем постоянном комплексе методов и технологии их реализации, якобы присущих действию системы в любых ситуациях и на любых этапах модернизации общества.

Существенно важно отметить еще одну черту методов государственного управления - их взаимосвязь, равно как и функций. Ни один метод не приводит к желаемым результатам вне взаимодействия с другими.

Рассмотрим первую группу методов - общих для всей системы органов управления:

Административно - правовые методы опираются на иерархическую структуру управляющего государственного субъекта. Административно-государственное управление базируется на административно-правовых методах.

Административно-правовые методы характерны для бюрократической модели управленческой организации. Ее отличают: жесткая централизация власти (в форме единоначалия); формализация правил поведения членов организации и стандартизация задач; неприкосновенность организационной иерархии (каждая нижестоящая ступень находится под прямым контролем вышестоящей; каждый член организации имеет узкий строго установленный круг прав, обязанностей и компетенции и т.д.). Такая модель эффективна при стабильной среде и невысоком уровне используемых технологий. Она неизбежно столкнется с трудностями по мере нарастания неопределенности управленческой ситуации и усложнения задач, решаемых организацией.

Организационные методы основаны на правовых нормах и специфической власти организации как системы. Это - управление при помощи создания организаций или совершенствования существующих для решения определенных задач. Всякий организационный процесс представляет собою форму конкретного управленческого процесса. Функции управления реализуются тем продуктивнее, чем адекватнее целям управления его организации. Согласование функций, оптимизация их осуществления, предупреждение или преодоление дисфункций, гармонизация структур, активизация участников управляющей системы - все это в значительной мере обеспечивается качественной организацией. Ведь организация есть такая система взаимосвязей между участниками, в которой поведение каждого определяется ее правилами (“организационный императив”). Изменение организации (развитие или деградация) влечет за собой изменение связей и отношений между составляющими ее участниками.

Организационные мероприятия проводятся путем прямого и косвенного воздействия на управляющих и на управляемых. Используются правовые нормы и средства общественного воздействия, принуждение и убеждение, авторитет руководителя и влияние общественного мнения. Организационные мероприятия в сочетании с административными средствами воздействия (приказ, распоряжение и пр.) образуют административно-организационные методы. Даже применительно к управлению процессами функционирования они обладают целым рядом недостатков, четыре из которых выделяются как наиболее существенные.

Первый - низкая целенаправленность управления, если цели оказываются расплывчатыми, нет ясных ориентиров. В связи с этим отсутствие нормативной базы, учитывающей специфику территорий.

Второй недостаток состоит в том, что по своему устройству действующие механизмы управления способны обеспечивать лишь запаздывающую реакцию, включаясь, когда ситуация обостряется настолько, что не принимать решение нельзя, т. е. они реализуют реактивный тип управления. (В отличие от этого существует управление, которое называют прогностическим или опережающим). Запаздывание в принятии решений сегодня наиболее заметно при управлении обеспечивающими процессами, прежде всего программно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения.

Третий недостаток - низкая эффективность контроля за исполнением решений. Контроль осуществляется по традиционной схеме, и в его сферу попадают в основном лишь наиболее важные решения.

Четвертый недостаток - неотлаженность процедур горизонтальной координации связей между подразделениями.

Политические методы управления (руководства) - это способы прямого или косвенного (в большинстве своем) воздействия на поведение и деятельность управляемых при помощи политических средств. В первую очередь речь идет о государственной политике, разрабатываемой и проводимой правящей властью. Политические методы - составная часть демократических технологий управления. Они слагаются из всего комплекса демократических форм, норм и процедур политических действий и отношений, сложившихся в практике демократических государств. На высшем уровне организации власти ведущее место занимают технологии парламентаризма - нормативно закрепленные формы, способы, средства и процедуры коллективного обсуждения и принятия законодательных актов.

Стержневой технологией демократии являются публичное обсуждение проектов решений (резолюций, законов и пр.), а также различные виды выборов как формы выражения воли большинства. Политические методы не исчерпываются общественными формами воздействия и демократическими процедурами. За этими технологиями стоят инструменты государственной власти и права, единая воля общества. Действие их может проявляться и в прямом принуждении (преследование, репрессии и пр.). Специфика же политических методов - во влиянии на поведение людей, на выбор ими форм участия (или неучастия) в политическом процессе, на отношение к системе господствующих ценностей, на формирование желаемой для государства социально-политической обстановки, на отношение граждан к власти и т.д.

Недостатки этого метода:

. Секретность решений, затрагивающих интересы народа, лоббирование проектов финансовых олигархов.

.использование открытости информации в корыстных политических целях. Открыта та информация, которая выгодна властям и свидетельствует об успехах государственного руководства или оправдывает провалы, т.е «почти полная монополия правящего режима на экономические и информационные ресурсы». Превращение выборов в инструмент политического манипулирования.

Экономические методы обычно рассматривают в соотношении с административно-правовыми, когда речь идет о проблемах государственного регулирования экономики.. Основное отличие этих методов от административно-правовых, политических и прочих заключается в воздействии материальными, главным образом финансовыми средствами на интересы «управляемых». Экономический фактор не есть орудие прямого насилия; он вынуждает «управляемых» поступать в соответствии с материальными потребностями, со стремлением обладать средствами для их удовлетворения или накапливать таковые.

Важнейший стимул - прибыль; власть богатства, денег. Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

При умелом использовании экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

Социальные методы, как и экономические, используются управляющим субъектом в целях мотивации активности управляемых путем изменения социальной среды обитания и удовлетворения жизненных потребностей и интересов. Сущность социальных методов заключается в воздействии на факторы, мотивирующие движущие силы социальной активности людей, на факторы, блокирующие их влияние, на факторы, вызывающие удовлетворенность человека условиями своей жизни и результатами конкретной деятельности, и те, что обусловливают неудовлетворенность, стимулируют социальную пассивность или даже отчужденность от общественных дел.

Информационные методы - совокупность информационных технологий воздействия на объект управления. Средство воздействия - различные виды информации: служебной, научной, пропагандистской и пр. Основное орудие информационных технологий - современная индустрия массовой информации. Информация как элемент управленческого воздействия пронизывает все способы управления, и поэтому рассматриваемые методы реализуются в составе всех других методов. Самостоятельно действующими они являются в политике и специализированных отраслях духовной жизни: в науке, идеологии, телерадиовещании, печати и др.

Информационные технологии нацелены как на косвенное, так и на прямое влияние на управляемых. Они формируют соответствующие алгоритмы действий, ориентации и установки, убеждения и культурные (или контркультурные) образцы, способствуют интеграционным или дезинтеграционным процессам. Информационная деятельность превратилась в специализированную функцию системы, и составляет неотъемлемый элемент любого вида управленческой деятельности и отношений - коммуникативные взаимосвязи. Огромная роль СМИ в жизни государства и общества побудила органы власти к созданию законодательной базы их функционирования.

Социально-психологические методы важны потому, что результаты работы управляющей системы во многом (а иногда в решающей степени) зависят от такого фактора, как социально-психологическая атмосфера, общественные настроения. Внешние условия жизнедеятельности человека регулируются административно-правовыми, экономическими и другими методами. Социально-психологическое же состояние людей не поддается непосредственному воздействия этих факторов. Социально-психологические методы - это комплекс приемов и средств целенаправленного формирования умонастроений, общественных чувств, психологических состояний, общественного спокойствия или напряженности, массового оптимизма или пессимизма, общественной активности или нигилизма, социальных ожиданий, предпочтений, ориентаций и т.д. В системе государственного управления нет специальных институтов, которые бы занимались исключительно вопросами формирования социально-психологической атмосферы в обществе. Эта работа ведется в первую очередь средствами массовой информации, идеологическим организациями, учреждениями литературы и искусства, а также церковью. Государство не может навязывать принудительно тот или иной социально-психологический проект. Ориентиром для деятельности данных организаций служит государственная политика, ее сущность и направленность. Социально-психологические технологии используются в манипуляционных методах

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Модернизация методов государственного управления

Зависимость методов, да и организационных форм государственного управления от состояния управляемого объекта, от изменения среды порождает проблему адаптации управляющей системы. Государственным органам приходится постоянно иметь в виду, что объективные социально-политические и экономические условия, потребности и интересы общества и его частей изменяются быстрее, чем конкретные организационные формы и методы управления. Будучи в большинстве своем закрепленными в правовом порядке, формы и методы деятельности государственных институтов неизбежно приобретают черты консервативности, косности. Они остаются одними и теми же на протяжении ряда лет, обретая, кроме прочего, еще и силу привычки, инертность традиции, тогда как содержание экономической, социально-политической и других деятельностей непрерывно изменяется, становится иной и окружающая среда. В результате всякая организационная форма и методы управления могут со временем превратиться из инструментов рационального регулирования, поддержания состояния стабильности общества и его возможного развития в фактор дестабилизации и разрушения.

Усложнение социально-экономических и политических отношений в период проведения в стране кардинальных реформ повышает необходимость использования всей совокупности ресурсов, обеспечивающих модернизацию политика- управленческой деятельности.

Что же можно считать критериями эффективной модернизации политико-управленческой деятельности? Во-первых, углубление и расширение обратной связи с электоратом органов власти и аппарата управления, прежде всего предоставление гражданам реальной возможности принимать участие в обсуждении через средства массовой информации законопроектов, разрабатываемых верховной властью, а также вносить свои замечания и предложения по этому поводу в специальные отделы государственного аппарата и местного самоуправления; во-вторых, создание не только равных возможностей, но и равных условий всем желающим для получения образования, приобретения профессии, обеспечивающих социальный престиж и благосостояние на уровне среднего класса; в-третьих, пропуск всего управленческого аппарата через тренинг с наглядным показом работы по-новому и формированием у каждого внутренней психологической установки на длительное и бескомпромиссное преодоление стереотипов прежнего труда; в-четвертых, формирование принципа ответственности власти, который включает: а) комплекс политико-юридических норм, требований, установок, определяющих ответственность субъектов власти за качество политики, за принимаемые решения, действия и поведение; б) государственные и общественно-гражданские институты, обеспечивающие контроль и способность добиться от власти выполнения установленных для нее требований; в) систему развития духовно-нравственных мотивов, стимулов, побудителей к добросовестному выполнению долга у субъектов власти; г) способность общества предупреждать и устранять безответственность, произвол и беззаконие из действий и поведения власти; д) сама ответственная деятельность субъектов власти, обеспечивающая наибольшие результаты на благо общества и граждан.

Государству необходим комплекс инновационных механизмов и инструментов, дающих возможность на основе управления знаниями и информацией адекватно реагировать на требования социальных законов, на вызовы информационной эпохи.

Государственная власть по своей природе является властью политической. Решения и действия, предпринимаемые, в силу указанной особенности государственной власти, также политические по своему характеру. Следовательно, в случае наличия определенных изменений политической системы данного государства произойдет и преобразование тех методов, которые использует власть для управления страной.

Реформационные процессы конца прошлого столетия разрушили прежнюю модель государственно-административного управления, и государственное управление приобрело ярко выраженный политический характер.

Регионализация в Российской Федерации во многом обусловлена переходом от преобладания вертикального типа отношений внутри экономического и политического пространства к укреплению горизонтального типа отношений (регионы в качестве партнеров федерального центра), автономизацией региональных сфер общественной жизни. На первый план выдвигаются суверенизация регионов, образование региональных сообществ с присущими им особенностями социальных и политических структур, экономическими и политическими стратегиями. В результате развития реального политического пространства регион становится не только объектом, но и субъектом региональной политики со своими особыми интересами. В полной мере учесть эти интересы, а главное, обеспечить возможности их реализации в рамках административного управления невозможно в принципе. Необходимо искать, оценивать и реализовывать те формы управления, которые были бы адекватны интересам народа в современных условиях, воспринимались и развивались им.

Новгородская область не располагает мощными природными сырьевыми ресурсами (нефть, газ, руда и т.п.), главным образом за счет которых в стране и в регионах продолжаются решаться многие проблемы, есть основания полагать, что человеческий ресурс на сегодняшний день остается, чуть ли не единственным региональным резервом, а научно-методическая разработка и реализация его потенциала, становится стратегической и политической проблемой дня. В данной связи создание организационной структуры, осуществляющей поиск и работу по оптимизации потенциала управленческой, предпринимательской деятельности в Новгородской области становится в большей степени объективно необходимым, чем для регионов с более мощной сырьевой базой.

В основе стратегического развития Новгородской области была заложена инвестиционная политика. Эта модель может служить наглядным примером использования методов политического управления на региональном уровне, так как явилась результатом достигнутого на основе диалога, консультаций и переговоров между органами власти различного уровня, субъектами хозяйственной деятельности, иными политическими и экономическими акторами консенсуса о совместных действиях в этой сфере, закреплённого затем в областных законах, постановлениях.

Практика деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Новгородской области может быть охарактеризована как модель власти, использующая «открытую» стратегию политического управления, составляющими которой являются постоянный диалог с региональными, местными и федеральными политическими акторами и экономическими агентами, самостоятельность различных уровней и ветвей власти в реализации консолидированной, совместно выработанной стратегии комплексного социально-экономического развития территории. Представляется, что такой подход может рассматриваться как основная альтернатива несовершенству политической системы и правового регулирования в стране. В то же время, такое состояние сферы управления не может считаться устойчивым по причине преобладающего значения личностного фактор. Особенность режима политического управления в Новгородской области в том, что он тяготеет к модели власти, которая реализуется многими лицами, действующими одновременно и распределяющими между собой полномочия и ответственность.

Анализ режима политического управления в Новгородской области доказывает, что сформировавшаяся в ней модель власти является наиболее адекватной для ресурсно-дефицитных регионов, подобных Новгородской области, так как создает условия для самостоятельного инициативного поиска и привлечения дополнительных ресурсов субъектами управленческой, политической и экономической деятельности.

Для обеспечения эффективности государственной власти исследование выявило следующие задачи, решение которых требует применения механизмов политического управления.

Первая задача - это определение конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции через разграничение федеральными законами предметов ведения между федеральным центром и региональным уровнем управления

Вторая задача - оптимизация системы и структуры территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

Третья задача - дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений.

Четвертая задача - формирование соответствующей целям демократического развития российского общества партийной системы, предусматривающей обязательное наличие региональных и местных организаций общефедеральных партий, которые могли бы реально влиять на формирование региональных политических элит и выработку региональной политики, как в экономической, так и в иных сферах жизнедеятельности региональных сообществ, учитывая при этом необходимость формирования единого российского политико-правового и экономического пространства. В этом контексте дискуссионной остается проблема региональных партий, создание которых, с одной стороны, соответствует тенденциям децентрализации и регионализации, с другой стороны, может служить идеологическим обеспечением сепаратизма и вести, таким образом, к дезинтеграции Российского государства, особенно в границах национально-территориальных образований .

Отличительной особенностью Новгородской экономической политики является последовательная (с 1992г.) направленность на привлечение в регион иностранных и отечественных инвестиций, для чего использовались следующие механизмы.

. Налоговые льготы для иностранных инвесторов (Закон "О предоставлении льгот предприятиям с иностранными инвестициями"): предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью освобождаются до полной окупаемости вложенных средств (но не более предусмотренного проектной документацией расчетного срока окупаемости) от уплаты в областной бюджет всех налогов, по которым право устанавливать льготы принадлежит региональным властям, а также от платежей в территориальные внебюджетные фонды.

. Налоговые льготы в рамках зон наибольшего экономического благоприятствования: четыре таких зоны действуют с 1 января 1997 года в наиболее депрессивных районах, граничащих с другими областями. Коммерческие организации, являющиеся резидентами таких зон и осуществляющие на их территории свою деятельность пользуются дополнительными налоговыми льготами.

. Система гарантий областной администрации, которая включает гарантийный фонд, предусмотренный законом о бюджете области, и обеспечивает невысокий уровень инвестиционного риска.

. Частичное освобождение от налогов затрат на маркетинг.

. Налоговая амнистия: в соответствии с законом "О налоговой амнистии" предприятия, имеющие задолженность перед областными и местными бюджетами за 1991-1994 гг., при поступлении первого платежного поручения под инвестиционный проект освобождаются от уплаты всех задолженностей, пени и штрафов.

. Льготы по налогу на прибыль в рамках проектов, реализуемых на территории Новгородской области: если кредиты по таким проектам составляют у банка 20% и более (с 1998г.), то он полностью освобождается от уплаты налога на прибыль в областной бюджет.

. Развитая система бесплатного информационного обеспечения потенциальных инвесторов, оказание помощи в решении проблем со стороны администрации.

. Развитие инфраструктуры обслуживания бизнеса: она представлена более чем 50 объектами, которые получают льготы по уплате налогов на прибыль и имущество в областной бюджет.

Благодаря вышеперечисленным принятым мерам, Новгородская область, по экспертным оценкам, вошла в шестерку наиболее привлекательных для иностранных инвестиций регионов России. Совершенно очевидно, что для несовершенной российской экономики крайне важно, куда именно идут иностранные деньги - в ценные бумаги или в реальное производство. Только в последнем случае они имеют смысл, так как позволяют создавать новые рабочие места, модернизировать старые и организовывать новые производства, изменять структуру экспорта.

Прямым результатом создания благоприятного инвестиционного климата стал значительный рост привлеченных иностранных инвестиций, объем которых за 12 лет достиг $1372,1 млн., в том числе более 50% - прямые инвестиции.

Основными проблемами малого предпринимательства в области ( как и в целом по России) являются: несовершенство действующей налоговой и законодательной баз и системы лицензирования видов деятельности; высокая стоимость сертификационно-стандартизационных услуг; сложность получения госзаказа; усложненный контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью и др.

Для улучшения условий деятельности малого предпринимательства области, принят закон “О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Новгородской области”. С 1998 года внесены изменения по налогообложению деятельности субъектов малого предпринимательства по принципу введения налога на вмененный доход.

К тактическим мерам по управлению в экономической сфере области можно отнести создание проектов. Так с 1999 года экономический комитет Новгородской области инициирует проект "Малый бизнес - муниципальный прорыв", который, по расчётам специалистов, способен комплексно и надежно обеспечить не только прорывное развитие малого и среднего бизнеса, но и одновременно, быстрое и финансово недорогое бюджетное оздоровление и социально-экономическое развитие муниципальных образований.

Суть проекта в управляемом создании органичных комбинаций быстро окупаемых малых и средних субъектов хозяйствования, с наименьшим риском организуемых в нужном месте, нужном количестве и в нужных параметрах.

Такой подход позволяет организовать рыночно обоснованный территориальный хозяйственный комплекс, который совокупностью результатов экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов обеспечивает не только возмещение привлекаемых финансовых ресурсов и процентов по ним, но выравнивание и последующий профицит доходов и расходов бюджета муниципального образования.

Вместе с тем согласно прогнозу социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года, подготовленному Минэкономразвития России в ближайшие годы Новгородская область осталась регионом со средним уровнем развития «в основном из-за замедления темпов роста основных фондов, увеличения уровня зарегистрированной безработицы, а также усиления конкуренции продукции области с импортными товарами». Кроме того, может обостриться и кадровая проблема: Новгородская область входит в пятерку регионов с самым большим уровнем естественной убыли населения.

Проведенные исследования показывают, что качество государственного управления влияет на приток иностранных инвестиций в страну, а прозрачность государственных органов и эффективные механизмы внешней подотчетности тесно связаны с показателями экономического роста. Наконец существует взаимосвязь между качеством государственных услуг и уровнем бедности. Таким образом, повышение эффективности государственного управления является одним из условий благосостояния населения.

В настоящее время в России реализуется и разрабатывается целый ряд реформ, направленных на совершенствование качества государственного управления как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Как уже отмечалось, среди многочисленных проблем государственного регионального управления является проблема «кадров», т.е. неподготовленность значительной части нынешних чиновников к эффективной работе в новых условиях. Для успешной реализации проектов нужны люди с «завтрашним», а не «сегодняшним» мышлением; иначе проект устареет быстрее, чем будет реализован. Для успешной реализации проектного подхода должна существовать прослойка людей, которые «живут завтра». Поэтому цели реализации экономических реформ во многом зависят от качества поиска, оценки, отбора, выдвижения и продвижения управленческих кадров. В итоге центральной проблемой становятся управленческие кадры, от степени способности, компетентности и профессионализма которых зависит эффективность преодоления кризисной ситуации.

2.2 Актуальность административной реформы

государственный управление административный власть

Очередной управленческий кризис 2006 года - 2007 года, обусловленный социокультурными трансформациями в сфере управления, протекающий в условиях развала фундаментальной и прикладной науки; системы общего и профессионального образования; спада социальной и культурной активности и консолидации населения; в условиях падения общей культуры населения и разъединения по принципу: "свой- чужой" ослабил организационный ресурса Правительства РФ в связи с неудачной реформой управления в 2004 году. Для преодоления кризисной ситуации 2006-2007 годах понадобилась смена курса профессиональной подготовки кадров.

Учитывая, что в Новгородской области человеческий ресурс на сегодняшний день остается, чуть ли не единственным региональным резервом, а научно-методическая разработка и реализация его потенциала, становится стратегической и политической проблемой дня. В данной связи создание организационной структуры, осуществляющей поиск и работу по оптимизации потенциала управленческой, предпринимательской деятельности в Новгородской области становится в большей степени объективно необходимым, чем для регионов с более мощной сырьевой базой.

В области с начала проведения реформ разрабытывается технология, воплощающая в себе весь конструктивный опыт форм и методов управления. Работа получила название "Управление проектом". Управление проектами - это управление изменениями, наука и искусство успешного воплощения проектов от зарождения идеи до завершения.

научно-методического и учебного комплекса, ведущего системную подготовку и переподготовку кадров управления на информационной базе Новгородской области;

комплексного планирования социально-политического развития региона;

экспертизы социально-экономического потенциала, развития (или вариантов развития) региона и хозяйствующих на территории субъектов.

информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления

Концепция проекта исходит из необходимости:

сохранения и упрочения целостности Российского государства, поддержания социальной, экономической и политической стабильности в Новгородской области в условиях децентрализации государственного управления;

поиска рационального баланса взаимных прав и обязанностей между уровнями и типами социального управления (исполнительная, представительная, судебная) в условиях перераспределения компетенции между Федерацией и Новгородской областью. Между областью и районами и городами;

создания условий развития организационной и правовой основы органов регионального и муниципального управления;

рационализации структур и механизмов регионального и муниципального управления;

более полного учета региональной и межрайонной специфики, создания проектов дифференцированных пакетов нормативных документов для заинтересованных субъектов на территории;

разработки новых специализированных программ, направленных на повышение эффективности регионального и муниципального управления;

разработки механизмов межрайонной интеграции, стимулирующих образование единого социально-экономического территориального образования - Новгородская область, органично вписывающегося в территориально пространственную политику Российской Федерации.

создания на базе активизированных проектом направлений деятельности и кадрового потенциала Центра развития управления, органично вписывающегося в структуру политического режима региона и способного выполнять следующие основные функции:

научно-методического и учебного комплекса.

комплексного планирования социального развития региона

экспертизы социально-экономического развития (или вариантов развития) региона и хозяйствующих на территории субъектов.

Результаты реализации проекта:

аналитические отчеты по каждой программе проекта,

пакет проектов нормативных документов, регламентирующих деятельность структур региональной исполнительной власти и муниципальных органов управления,

экспертиза проектов федеральных органов власти с точки зрения интересов региона,

рекомендации по повышению эффективности структур регионального и муниципального управления,

научно-методические материалы для использования в процессе подготовки и переподготовки кадров управления в регионе государственных и муниципальных служащих.

Административная реформа выводит на первый план эффективность работы аппаратных звеньев и технологии управления социальным процессом. В этом направлении в области работает проект Тасис: «Региональное экономическое развитие и антикризисные стратегии». Проект предлагает новые модели мотивации работников, раскрывает на примере Новгородской области содержание действующих нормативных актов, связанных с правовым статусом (права и обязанности муниципальных служащих, ограничения и гарантии, предусмотренные на муниципальной службе), а также с прохождением муниципальной службы, дает практические рекомендации муниципальным чиновникам по защите своих прав, выполнению обязанностей, квалификационному росту.

Проект предназначен для оказания консультативно-технического содействия руководителям российских регионов. Общей целью содействия является укрепление регионального самоуправления и совершенствование управления государственными делами между тремя уровнями власти. Для ее достижения поставлен ряд задач, среди которых:

содействие в реализации принципа верховенства закона в деятельности федеральной и региональной администраций, в улучшении качества законодательства, включая разработку согласованных принципов должного руководства, создание (прежде всего в пилотных регионах) необходимых элементов консолидированной системы правовой поддержки экономических преобразований;

введение прозрачности и открытого диалога в экономические отношения между федеральной и региональными администрациями, содействие достижению рационального распределения и использования имеющихся финансовых ресурсов на региональном и местном уровнях;

распространение успешного европейского опыта для поддержки и совершенствования экономической политики на региональном и муниципальном уровнях, в том числе путем тренинга, разработки рекомендаций к проектам законодательных и иных нормативных актов, поддерживающим процесс перехода в от антикризисного управления к управлению устойчивым развитием территории.

В период с 2006 по 2010 г. В стране должен произойти переход на новую систему организации государственной и муниципальной власти, главной чертой которой станет более строгое разделение полномочий и ответственности между властными уровнями. Муниципальное управление становиться неотъемлемым звеном системы государственного управления, служащим инструментом организации местного самоуправления, которое в свою очередь, призвано обеспечивать своим существованием условия для более эффективного функционирования органов государственной власти.

Властвовать и эффективно управлять - далеко не одно и то же. Государство может иметь все необходимые атрибуты, однако создаваемые им управленческие структуры могут действовать вхолостую. Многие экономические и политические задачи остаются нерешенными из-за несовершенства системы управления.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию неэффективность государственной власти признана главной причиной длительного и глубокого системного кризиса, а произвол чиновников, разгул криминала названы в числе основных препятствий экономическому росту. Поэтому основная задача - повышение эффективности государственного управления путем модернизации государства, определена новая генеральная линия - линия на ограничение государства (понимаемое как ограничение власти бюрократии).Современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии.

В связи с намеченным курсом преобразований в структуре управления Российской Федерации, была создана областная программа "Проведение административной реформы в Новгородской области в 2006-2008 годах" план мероприятий по проведению административной реформы и положение о комиссии по проведению мероприятий административной реформы в области в 2006-2008 годах.

Целями программы по проведению административной реформы в Новгородской области в 2006-2008 годах являются:

.Повышение качества реализации функций, закрепленных за органами исполнительной власти области;

.Повышение качества государственных услуг;

3.Повышение эффективности <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=4vrJyJta6Pf2DBlL-lTUPHvGFYgWr5EgI8SFVywWQaL4qwYOgNqpogFIzPiT-Ro3ZDn2SfOsVastH0dei6fmZslUxhuFAl6lPGvimovJc-xSbH*cFnRVmhplnxDcsp*rhAJFhuHInnXqiHCX7MZXMX*Frj4n8s5yyU3h1fkUAQRIygULvumsu**t7-0*yhGUXWyEhelbEoAHOc0wI5khg1Imyg*TN4Fse-tKEW2*vDx92mySPMB4V--0YuLB8i9rKzWmy8QUgPC7-9HhUkxGvo8e6NhLZAcyuRSPObx3SKH3aNsM-UOx-Hd5j*yep-L85EnCslrVxAspTZdrZhKU0apjzEEsZopkjbpUu2CW32jU5Lttubpvt-hlAD4ZcZdPVmtTl*0Ry1tzXTvpfMntoS1o6P8oVaF54sGcKvZOximjT1-FiaI7H3Cqjre5wLIe4yZMv9tOmPHMvQiZewsO66nOWrrl9*jQwdSMl734D8soYLwFDYTBkA> деятельности органов исполнительной власти области, реализующих функции регулирования предпринимательской деятельности <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=4vrJyNVmq05PtaDyR*1thcJ-rDGvFiiZmn087pWv*BuMPqkxbyke6MOG0Ll24XQQQx7RbtSLcoxhBIqgV1VrFbontWj2cS3WTnrf-ZOHfjP-M2AqtJ84szNMtjn1m7aCrStsr8jht1zDoVm*xe9*GHfOk89HDmkxd1EdMiI-SJnVV5iWI3QxJnIwcmCjV4wJwPEZGHTGjx2apFCtvgS8Hs*7V5IOqhzx5mbXjPAjIaHgR-EPoV3lymJp-39cb7L2tqg7VlmJHW0mYkx8z9HbIxKDdUXW*ZqvJIkSpCHq1TxiEvd4iqWL*4tQgWuH*wwxL890GVYKSKfSQh0eQFme8ilLOVTQtHb4JrbRDlh3D3LaQ8dMgeonJJIciVG04f5m*df17SsESZT0gqK6QilorC7EE9ATArO6lyt*z6-yNVlqbBTxv-4lNLOIfsfRX**s3JdrrebWEZCtw2FXlqdW2u4X7lPCi*eH*32igEkqjB73wC7BGuylEq6ewRfDwBXNIr-a5MOrTZWskaltF*sxoYmnwROGMxdb15ISBdKvW4M4G0bwLJQc89lZxo2kH76TubWS14vul-0Axa9cOK17Eg9*y1q4yM0oSi25WQYUCzMiN290XhvsKMuDX*buZyJz>;

.Ограничение вмешательства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного регулирования; сокращение административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=4vrJyBVx3iMi2M2fKoAA6K8SwVzCe0X09xBRg-jClXacHBOuOqo1YItM*CoLcGPNnsMMswlWr1EjDJn9VckudEtSUJR2qrbKPkDnbjJu9GdY22m07oFzQ1QdHoSBVmZRfvi-fBsyZI8QcoptFjyty4V-VMTdCDSI7ZGCDP4qmpHdX5CeK3w5Lno4emirX4QByPkREHzOhxWSrFiltgy0FsezX5oGohT57m7fhPgrKanoT-kHqVXtwmph93dUZ7r*vqAzXlGBFWUuakR0x9nTKxqLfU3e8ZKnLIEarCni3TRBRnZrLygkmF4hAEFCkGCThgX4TGRIlvp5k8PvPUaacoEViN*IudgX8SP7QZfBZKgqJa7yXQyO07mz2pjgynecSLGB2INtt1JShlIofAPiFLjzJmfpUmLVQzFdTQ19iPAgCfGCV4f2b4OlxsM2w9Nhvk*ObLpdP20KXvkrJiXg-laa22sitYPOzRbqgBdLJrkZPoy-wxoGJvG701KelGMdtM3DS4U6qw5qB*wVdSOiAw>.

Основным результатом проведения мероприятий административной реформы в 2007 году является проведение анализа структуры и штатов органов исполнительной власти области, в том числе выявление избыточных и дублирующих функций и полномочий. Итогом работы является разработанная структура исполнительных органов государственной власти Новгородской области.

Оптимизация структуры органов исполнительной власти Новгородской области позволила сократить количество органов исполнительной власти области и структурных подразделений Администрации Новгородской области с 38 до 28 единиц. Количество заместителей Главы Администрации области сократилось с 11 до 7 штатных единиц. Общее сокращение штатных должностей составило 180,5 единиц.

В Новгородской области создана многоуровневая система правового регулирования деятельности исполнительной власти, позволяющая планировать и оценивать эффективность её работы.

Другим важным результатом является принятие решения об определении приоритетного направления работы Администрации Новгородской области - создание многофункциональных центров.

Основной проблемой реализации мероприятий административной реформы является проблема методического обеспечения реализации мероприятий административной реформы в области, так как отсутствуют научно - консультационные центры, способные оказывать методическую поддержку мероприятиям административной реформы, в первую очередь, в подготовке административных регламентов оказания государственных услуг и исполнения государственных функций.

Решение этой проблемы в 2008 году предусматривает участие в конкурсных отборах проектов по проведению административной реформы и привлечению консультантов на договорной основе.

Реформирование государственной службы РФ объективно потребовало обеспечить органы власти надежными, инициативными, профессионально грамотными специалистами, способными эффективно выполнять возложенные на них функции.

Необходимым условием решения поставленной задачи является нормативно-правовое регулирование деятельности государственной службы и функционирования ее персонала, определение порядка регулирования процессов подбора, перемещения, оценки кадров...

Думается, что стратегической целью реформы является создание эффективной государственной службы и профессионального чиновничества, организация и деятельность которого регламентируется законодательными актами традиционного для этой сферы правового содержания.

Концепция реформирования государственной службы РФ определяет следующие этапы реформы:

1.  Конституирование института федеральной государственной службы.

2.  Установление статуса федерально-государственного служащего.

3.  Систематизация и спецификация процесса прохождения федерально-государственной службы.

4.  Формирование единой системы государственной службы.

В Концепции социально-экономического развития области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов («Концепция 2008-2010») предусмотрено:

завершение создания нормативной правовой базы по вопросам прохождения государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом

повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих в количестве 750 человек;

профессиональная переподготовка государственных гражданских и муниципальных служащих в количестве 150 человек;

проведение конкурсов при замещении должностей государственной гражданской службы, формирование на конкурсной основе кадрового резерва;

совершенствование практики представления граждан области к государственным наградам;

внедрение современных информационных технологий по созданию комплексной автоматизированной системы кадрового учета, в том числе программы «Реестр государственных гражданских служащих Новгородской области».

Последовательно будет внедряться в практику оказание государственными и муниципальными органами власти широкого спектра услуг населению с использованием современных информационных технологий. Продолжится совершенствование структуры, содержания и эффективности эксплуатации Интернет-портала Администрации области. Развитие информационных технологий, направленное на создание в области единого информационного общества, будет осуществляться как в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия», так и на базе программ местной или локальной информатизации. Намечено проведение комплексных социологических исследований по проблемам развития гражданского общества, информационной открытости органов власти.

Программа "Электронная Россия" связана, прежде всего, с эффективностью проведения административной реформы

Ее актуальность состоит в том, что она ускоряет проведение административной реформы, решает вопросы открытого государственного управления и создания информационных ресурсов в рамках "электронного правительства", становится понятным, что такое государственные услуги и так далее. Это очень важные вопросы, которые в принципе впрямую ложатся в программу социально-экономического развития области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Они обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления. Ведь любое действие власти ведет за собой последствия, число которых так велико, что не дает возможности отследить большинство из них. А потому - заставляет предвидеть, рассчитывать « общий баланс» последствий любых решений уже на этапе их подготовки». Государственное управление на основе беспристрастной законодательно выверенной системы и современных технологий является для России желаемой целью. Это весьма сложный и протяженный во времени процесс. Он имеет много различных аспектов. Один из них - развитие теории государственного управления, способной не только дать научно обоснованную методологию изучения этого важнейшего вида социальной деятельности, но и определить верные ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы государственного аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов. Для России с ее многообразным историческим опытом и своеобразной восприимчивостью к мировым новациям, огромными масштабами ресурсного потенциала и устойчивости, возможностями социального динамизма вполне реальна долгосрочная перспектива научного и эффективного управления. Именно она выходит в ряд первостепенных условий и факторов преодоления эпохи кризиса и спада, перехода к подъему и развитию.

В России нельзя строить систему управления умозрительно, в соответствии с представлениями об идеальной демократии, полагаясь на стихийное пробуждение инициативы предпринимательства. Перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования.

Российское общество ожидает от государственной службы эффективного и ответственного управления, направленного на удовлетворение потребностей каждого гражданина в отдельности. Эффективная государственная служба должна обеспечивать руководству государства профессиональную подготовку и выполнение политических решений. Достижение названных целей во многом зависит от существующего состояния государственного аппарата, его компетентности и готовности к решению текущих и стратегических задач, а наличие механизма для оценки уровня зрелости системы государственного управления и диагностики деятельности органов государственной власти является необходимым условием для эффективной организации государства.

Умеренная децентрализация. Улучшение использования информационной составляющей государственного управления Улучшение качества государственных услуг и механизма их распределения. Необходимость включения масс в активную жизнедеятельность. Реформирование государственной службы и развитие человеческих ресурсов - вот механизмы повышения эффективности государственного управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянов В.Б. Функции и организационная структура государственного управления. - М., Норма, 2004.

. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. -М, Владос, 2004.

. Виханский ОС. Стратегическое управление. - М., 1995.

. Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту // Политические исследования. - 2002.- №1.

. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления 3-е издание. «ООО Питер Пресс», 2007г.

. Кущ Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 т. / Пер. с англ. - М., Инфра-М, 2001.

. Чадаев А.Путин. Его идеология. Издательство «Европа».2006г.

. Комаров Е. Социальная политика как инструмент менеджмента // Управление персоналом. - 1997. - №6.

. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления // М. 2006.

. Методы и формы государственного управления // М., Норма, 2001.

. Функционирование государственного аппарата управления//М.,Юристъ, 2003.

. Алексеев В.А. Материалы по Новгородской области в доклад ГКРП России по вопросам преодоления административных барьеров при развитии предпринимательства.

.Скибарь М.Д. Экономическая политика регионального развития Новгородской области// Журнал «Дипломатический вестник» июль 2000г.

15. httpwww.odn2.ru/doclad/o_strategii_gos_upr.html <http://www.odn2.ru/doclad/o_strategii_gos_upr.html>

. <http://www.kgs.niac.ru/>

. http:// www. novgorodinform.ru/

. Козбаненко В. Формы и методы государственного управления//© АНО Центр информационных исследований <mailto:webmaster@mail.cir.ru>, 2001-2003(<http://www.ptpu.ru/>)

19. Костюков А.В. Политическое управление в региональном контексте// Журнал «Управленческое консультирование» 2002,№1

20. Ильина Н. Методические подходы к проведению аттестации государственных служащих// Журнал «Управленческое консультирование» 2002,№2

.Маслов Д. Обзор методов оценки эффективности государственного управления // РИА «Стандарты и качество»

22.. Copyright © 2003-2005 «Трактат.Ru» mailbox@traktat.ru <mailto:mailbox@traktat.ru>

23. Данилин П. : Новые горизонты русской политики// Copyright © 2006 - 2008 "Новые Хроники".

. «Оптимизация структур и механизмов регионального и муниципального управления»// mht ©2003-2008 Сайт Центра "Диалог" <mailto:dialog@dialogvn.ru>

. <http://www.odn2.ru/doclad/o_strategii_gos_upr.html>

. <http://polbu.ru/gavrilov_reconomy/ch47_i.html>

27. last modified 07-02-2007 This Project is funded by the EUROPEAN UNI ОN. 

28. Copyright © Администрация Псковской области, 2005-2008// www.pskov.ru <http://www.pskov.ru>

. Аналитический отдел журнал «Финансовый директор». ООО «Бизнес Медиа Коммуникации» 2002-2008//fd@fd.ru <mailto:fd@fd.ru>©

. Концепция социально-экономического развития области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов («Концепция 2008-2010») http://region.adm.nov.ru/

31. Владимир Путин распределяет одеяла//mht Copyright ©"Новые Хроники". 2006 - 2008

. Громский А.: Конец феодальной раздробленности и анатомия вертикали// Copyright © "Новые Хроники". 2006 - 2008

. Россия и Коррупция: ...кто кого? // Российская газета. 1998. 13 февр.

34.Игнатов В. Повышение эффективности государственной власти и управления - жизненно важная проблема сохранения российской государственности. В сб. “Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России”. С. 12-13.

.Зеркин Д. Основы политологии. С. 427.

.И.Атаманчук Г. Критерии социальной эффективности управления. / В сб.: “Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России”. Ростов на Дону, 1998.

Похожие работы на - Современные методы государственного управления: проблема эффективности использования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!