Особенности использования технологии развития творческих способностей личности во внеурочной деятельности
Особенности использования технологии развития творческих способностей личности во внеурочной деятельности
Содержание
Введение
. Психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей
.1 Понятие творчества
.2 Творческая личность: понятие, типы и классификация
.3 Саморазвитие и самовоспитание, как фактор развития творческих способностей
.4 Структура творческой деятельности
. Особенности применения методов развития творческих способностей учащихся на практике во внеурочной деятельности
.1 Описание
.2 Результат
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Тема данной курсовой работы - особенности использования технологии развития творческих способностей личности, во внеурочной деятельности выбрана не случайно.
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод - неполноценности). [1, C 15]
Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом её самораскрытия. [1, С 147]
Указывая на влияние социальной среды, ученые не абстрагируются и от биологической природы человека, которая также влияет на процесс развития личности. Это влияние осуществляют заложенная в человеке природная способность к развитию, определенные задатки, предрасположенность к той или иной деятельности.
И еще одним существенным фактором развития личности выступает воспитание. Без специально организованного и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки. Для их превращения в способности необходимы соответствующим образом организованное обучение. В отличие от обучения и воспитания влияние среды носит больше стихийный и неорганизованный характер и само по себе влияние среды не может обеспечить решение задач, связанных с формированием личности и ее подготовкой к жизни, а особенно профессиональной деятельности. Как одним из внутренних факторов воспитания, выступает самовоспитание.
Предмет исследования: особенности использования технологий развития творческих способностей личности во внеурочной деятельности.
Объект исследования: творческие способности личности, во внеурочной деятельности.
Цель исследования: разработка педагогической системы развития творческих способностей, во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
·охарактеризовать понятие «творчества» и «творческой личности», с точки зрения педагогики;
·проанализировать самовоспитание личности, как фактор развития творческих способностей;
·рассмотреть типы и классификацию творческой личности;
·описать структуру творческой деятельности;
·проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей, на основе этого разработать систему внеурочных занятий, развивающих компоненты творческих способностей личности;
·определить методику диагностики эффективности развития творческих способностей учащихся в процессе реализации на практике, по разработанной системе внеурочных занятий.
воспитание творчество способность внеурочный
1. Психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей
.1 Понятие творчества
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.
Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества.
Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).[5, С 29]
Творчество издавна делят на научное и художественное.
Построение общей теории творчества, то есть переход от эмпирических к более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена привел к тому, что все настойчивые стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественному творчеству.
В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству. [16, С 145]
Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).
Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах:
·продукт творчества - это то, что создано;
·процесс творчества - как создано;
·процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового, в разных планах и масштабах.
При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
Творчество имеет признаки:
·технические;
·экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности);
·социальные (обеспечение условий труда);
·психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
1.2 Творческая личность: понятие, типы и классификация
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился человек», - т. е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие «человек» включает в себя более узкое и специфическое понятие - «личность».
О личности мы судим по следующим признакам:
. определенные сформированные социальные качества (ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений);
. личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности
С начальных классов активно осуществляется работа по формированию творческой личности.
Развитие творческой личности на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомление учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к искусству.
Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.
Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д.
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - «Человека творческого».
Но только за счет одного качества нельзя стать творческой личностью. Оно должно сочетаться с целым рядом других важных качеств. Среди них особо выделяются:
·находчивость;
·самокритичность и критичность;
·смелость и мужество, энергичность;
·упорство;
·настойчивость в доведении дела до конца;
·целенаправленность (без этого не мыслимы творческие достижения).
Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей.
Особенностью творческой личности является готовность к риску. Творческих личностей не волнует соображение престижа и мнение окружающих, они не разделяют общепринятых точек зрения.
К развитию творчества у личности, несомненно, способствует также и чувство юмора, остроумие, способность прождать или переживать комическое. Склонность к игре - еще одна особенность одаренного человека. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется.
У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные детские черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.
Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Другие важные качества творческой личности - это глубокая любовь к делу, подвижность ума, способность синтезировать и анализировать идеи, смелость и независимость суждений, умение сомневаться и сравнивать.
Конечно, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве. Но нужны еще знания, умения, мастерство, безукоризненный профессионализм.
Продуктивность творческой работы прямо пропорциональна объему полученной и переработанной информации.
Таким образом, в системе этапов творчества можно перечислить следующие наиболее важные качества:
1.Этап - чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, информационный голод («жажда познания»).
2.Этап - интуиция, творческое воображение, вдохновение.
.Этап - самокритичность, упорство в доведении дела до конца и др.
Конечно, все эти качества действуют на всех этапах творческого процесса, но не преобладанием в одном из трех. В зависимости от вида творчества (научное, художественное) одни из них могут выступать ярче, чем другие. Соединяясь с неповторимыми чертами конкретного человека, а так же с особенностями творческих поисков, перечисленные качества образуют нередко удивительный сплав творческой индивидуальности.
Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые, так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.
Типы творческой личности.
Особенности людей с точки зрения творчества во многом зависят от соотношения в их мышлении и деятельности активного и пассивного, конкретного и абстрактного начал. Их сочетание дает четыре типа творческих личностей.
Аккомодатор - сочетает действия и чувства. Он эмоционален, импульсивен, инициативен, склонен к риску, пробам и ошибкам. Основываясь на опыте и эксперименте, быстро отбрасывает ошибочные идеи, ставит цели, ищет новые модели, планирует и реализует их на практике, привлекая к себе других.
Конвергатор - сочетает действия и мышление. Хорошо применяет идеи на практике на основе их анализа и оценки для решения конкретных проблем; умеет предвидеть их последствия, определить приоритетные шаги.
Дивегатор - сочетает созерцательность и чувственность, имеет широкие культурные интересы. Это эмоциональный наблюдатель, умеющий собирать информацию, выявлять проблемы, видеть ситуацию с разных сторон; хорошее воображение позволяет ему быть генератором идей, вырабатывать альтернативы, творить.
Ассимилятор - сочетает созерцание и абстрактное мышление. Он осторожен, наблюдает, перепроверяет, анализирует и критически осмысливает факты, разрабатывает теории для их объяснения; ориентирован на логику, стройные теории; имеет широкие научные интересы.
Классификация творческой личности
В соответствии с преобладающим типом мышления личности классифицируются следующим образом:
. Синтезатор. Осуществляет интегративный подход, ища общее в различных явлениях и стремясь к синтезу, к новому. Это теоретик, сконцентрированный на главном, основных принципах, но при этом учитывающий другие концепции. Он лучше других действует в сложных ситуациях, поощряет творчество, но излишне настойчив, конфликтен, часто безответственен.
. Идеалист. Он проявляет интерес к человеческим ценностям и стремится к идеальным решениям, ценит как теорию, так и практику, сконцентрирован на процессе, взаимоотношениях, хорошо ориентируется в неопределенных ситуациях, четко формулирует цели, имеет широкий спектр взглядов, объективен. Но он затягивает решения при большом числе альтернатив, игнорирует неприятные факты, детали.
. Прагматик. По природе эклектик, «всеяден», учитывает мнение других и умеет на него влиять, сконцентрирован на результате и использует все, что помогает его немедленно получить, оставаясь безразличным к перспективе. Хорошо адаптируется и ориентируется в сложных динамичных ситуациях, ищет компромиссы, экспериментирует.
. Аналитик. Осуществляет формально-логический дедуктивный подход, ища лучший вариант, отдает предпочтение теории, моделям и формулам, научным решениям, а не опыту. Сконцентрирован на деталях, искусен в планировании, хорошо ориентируется в структурированных, поддающихся просчету ситуациях, ищет определенности, негибок, сверхосторожен, мыслит полярными категориями.
. Реалист. Осуществляет эмпирический, индуктивный подход, полагается на факты и мнения экспертов, стремится к решениям, Удовлетворяющим текущие потребности и дающим конкретные результаты.
. Корректировщик. Предпочитает опыт теории, искусен в управлении определенной ситуацией с ясной целью, эмоционален, упрощает проблемы, находясь в плену у фактов, давит на окружающих ради достижения желаемого.
1.3 Саморазвитие и самовоспитание, как фактор развития творческих способностей
Рассматривая саморазвитие и самовоспитание, как фактор развития творческих способностей личности, следует отметить, что все известные личности в области науки, политики, шоу - бизнеса, придерживаются мнения, что своему успеху они обязаны упорством и стремлением к результату лучшему, чем у соперника или конкурента. Скольких творчески одаренных людей вы знаете? А сколько вы знаете людей, которые в силу своей лени, или дурных привычек губят свои творческие способности? Людей, которые свои низменные потребности ставят выше творческих, которые не видят и не хотят видеть, что своим образом жизни, или ленью они губят в себе гения поэта, художника, писателя, физика, доктора, танцора. Подумав над всем этим, невооруженным взглядом видно, какую огромную роль в развитии творческих способностей играет самовоспитание.
Рассматривая проблему влияния самовоспитания в развитии творческих способностей личности, необходимо коснутся самого процесса воспитания, вопроса о задатках и способностях личности, и естественно того, что может помочь учащемуся «самовоспитать» себя в гармоничную творческую личность.
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь - ты мужчина», «Не пачкайся - ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.[8,С 47]
Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.
Взаимодействие педагога с учащимся, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
Самовоспитание, самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Позиции технологий развития и саморазвития личности. В технологиях развивающего обучения. В технологии самовоспитания личности учащегося.
Учащийся является субъектом, а не объектом обучения. Субъектность деятельности учащегося проявляется не только при решении учебной задачи, а охватывает выполнение крупных учебных целей, разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальних жизненных целей
Обучение идет впереди развития, в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя развитие.
Ведущая роль обучения в развитии выступает как осознанное с позиций усвоенного в обучении опыта опережающее управление личностью своим развитием (построение и реализация программ самосовершенствования).
Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются, "раскручиваются" внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности.
Деятельность учащегося организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности.
По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.
Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.
Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.
1.4 Структура творческой деятельности
Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:
. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.
. Синтез итогов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей рационального управления ходом конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.
В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем:
·процесс творческой деятельности;
·продукт творческой деятельности, личность творца;
·среда и условия, в которых протекает творчество.
В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить основные составляющие, как формирование замысла и его реализация.
Личность творца характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.
Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д.
Составления многих схем позволяют заключить, что творческий акт и обычное решение проблем имеют одинаковую психологическую структуру, которая выражается в виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач.
Процесс творческой деятельности можно разбить:
1.на этап нахождения принципа решения;
2.на этап применения решения.
Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям «применение решения».
Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:
. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).
. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.
. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов - то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок).
. Проверка и доработка замысла, его воплощение.
Можно выделить также и основные звенья творческого процесса:
·звено столкновения с новым;
·звено творческой неопределенности;
·звено скрытой работы;
·звено эврика;
·звено развития решения;
·звено критики;
·звено подтверждения и воплощения.
Представленные выше этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.
Творчеству должны быть присущи адекватность, то есть решение должно быть действительно решением, новизна и оригинальность, доработанность.
Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата.
Творческая деятельность разделяется на следующие уровни:
·массовое творчество-творчество миллионов (в масштабах страны);
·коллективное творчество (группы, бригады, коллективы);
·индивидуальное творчество.[10,С 48]
Творчество - несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом состоянии: «...в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является - непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».
У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение - это награда за каторжный труд.[15, С70]
Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко - взгляд людей на мир.
2. Особенности применения методов развития творческих способностей учащихся на практике, во внеурочной деятельности
.1 Описание
Для того, чтобы развить творческие способности у учащегося, в нашем учебном заведении (ПЛ №12) предусмотрена различная внеурочная деятельность, содержание которой группируется по следующим направлениям деятельности:
·общественная;
·художественно-эстетическая;
·краеведческо - экологическая;
·техническая;
·учебно-исследовательская и научная;
·трудовая (технологическая).
Ставится цель - обнаружить способности и задатки, и, уже исходя, из них формировать свою неповторимую творческую личность, дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.
В средних и старших ступенях развития самостоятельности и творчества учащихся продолжается в различных структурах. Формы деятельности учащихся разнообразны: клубы, кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы, конференции и т.д.
Выбирая любую форму деятельности, учащиеся остаются все время в среде, которая представляет для них опыт творчества, преодоления, достижения, самоутверждения и развития творческих способностей, которые были заложены с рождения, либо приобретены в начальном образовании.
При этом внеурочная творческая деятельность учащихся выступает примерно в одинаковом соотношении с изучением основ наук, которая гармонично сочетается с удобным расписанием.
На практике учащиеся не редко имеют сразу несколько видов непрофессиональных творческих занятий, которые с достаточной степенью условности можно объединить в следующие основные группы:
1)непрофессиональная творческая деятельность в сфере труда, науки, техники, искусства (вязание, роспись, шитьё, вышивание и др.);
2)исполнительская деятельность в сфере техники, искусства (моделирование, художественное исполнительство);
)деятельность, вызванная любовью к природе (разведение растений, животных, рыб, туризм, походы и т.д.);
)деятельность в сфере спорта (гимнастика, легкая атлетика, теннис т.п.)
Благодаря внеурочной деятельности учащиеся расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности.
Педагоги нашего учебного заведения применяют некоторые компоненты педагогических способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные.
Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить внеурочную деятельность применительно к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности, и умело воздействовать на каждую личность студента.
Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.
Для привлечения учащегося к той или иной внеурочной деятельности мы (педагоги) применяем следующие репродуктивные методы:
1.Метод стимулирования.
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основным.
2.Метод соревнования.
Соревнование - это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам спортивного соперничества. Главная задача - не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.
3.Метод поощрения
Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.
Подробно рассмотрим одно из направлений внеурочной деятельности, которое развивает творческие способности личности - это танцевальные занятия.
С целью развития музыкальности у учащихся на своих занятиях, мы разработали следующие методики:
1.«Повторяй-ка»
Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошами. Он используется для того, чтобы выявить и развить музыкальный слух.
2.«Музыкальная ритмика»
Для того, чтобы научить учащихся понимать ритмические движения, которые они танцуют. Танцевальные движения в сочетании с простыми «напевами» музыкального сопровождения, будь это в живую на музыкальном инструменте, либо на СД - проигрывателе, очень хорошо помогают студенту почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что учащиеся прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым, способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе.
3.«Фантазия»
Что вы представляете, когда слушаете эту музыку? Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер? И в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.
4.«Радуга»
Правильный подбор музыкального произведения. Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев. Разнообразие движений и высокая динамичность. Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию. Побуждение учащихся к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру "Покажи и повтори". Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца. Одобрение и поддержка педагогом учащихся, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.
Основные принципы методик сводятся к тому, что, используя музыкальные навыки учащихся и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с учащимися простые танцы прямо на открытых уроках.
На занятиях мы используем наглядный материал диски с обучающими танцевальными программами, звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы) и различный инвентарь: станок, скакалки, обручи, коврики.
На занятиях мы используем упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.
Чтобы изучить основы хореографии, усвоить все элементы программы, мы обычно гибко чередуем упражнения разной степени трудности, варьируем построение уроков и работу с учениками индивидуально.
Каждое танцевальное занятие заканчивается поклоном и ритмичными хлопками (аплодисментами) друг другу.
2.2 Результат
Мы, как педагоги упорно идем к своей цели, настойчиво добиваемся, усвоения навыков танцевального, вокального искусства, стараемся показать и раскрыть красоту живописи, научить студентов любить песни танцы, будь-то народные, эстрадные или классические.
На занятиях по хореографии мы, как, педагоги стараемся пробудить пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческих способностей учащихся.
За время работы в ПЛ №12, нами была создана танцевальная группа «Эксклюзив». Наш танцевальный коллектив существует уже на протяжении восьми лет. За время существования коллектив участвовал во многих танцевальных, как городских, так и краевых смотрах - конкурсах. Завоевал множество дипломов, грамот, благодарственных писем и кубков. См. Приложение.
Мы считаем, что это не плохой результат для коллектива, в котором учащиеся занимаются не более трёх лет (т.к. обучаются всего три года), а некоторые из них никогда не занимались хореографией, поэтому вывод напрашивается сам собой: «Чем раньше отдавать детей в искусство, тем лучше!»
И, наконец, подводя итоги проделанной работы по теме: Особенности использования технологии развития творческих способностей личности, во внеурочной деятельности, хочется отметить тот, неоспоримый факт, что задатки творческой личности есть у каждого человека. Нужно эти задатки обнаружить и исходя, из них формировать свою неповторимую творческую личность.
Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме, мы считаем, одним и важных факторов развития творческих способностей выступает воспитание и самовоспитание. Самовоспитание помогает учащемуся справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и свому творчеству критично, что в большей степени обуславливает уровень профессионализма в той или иной творческой деятельности, т.е. критично относясь к своей деятельности человек, видит, где ему стоит «поднажать», а где и «попустить», или выбрать другой путь для своей творческой деятельности.
Рассмотрев подробно один из видов внеурочной деятельности - танцевальные занятия, мы пришли к выводу, что они способствуют более быстрому развитию творческих способностей у учащихся: чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.
Педагог придумывает совместно со студентами способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний.
Несмотря на большое количество кружков танцев в системе дополнительного образования, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс развития творческих способностей.
Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных способностях.
Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика - это святой долг и обязанность каждого педагога. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческого личности.
Таким образом, мы считаем, что с первых лет жизни просто необходимо начинать воспитание с развития творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга.
Сам процесс внеурочных занятий будь-то танцы, песни, живопись или т.п. приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.
Литература
1.А.Адлер., Р. Ассаджиоли О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 1971
.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992.
.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999.
.Г. Крайг Психология развития. - СПб.: Издательство "Питер", 2000.
.Батищев Г.С. ,,Мышление и творчество М.- Педагогика, 1976
.Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая школа, 1978
.Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994.
.Обухова Л.Ф. Возростная психология. М.: Педагогическое общество России. - 1999.
.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995
.Н.Н. Лукин Научно-техническое творчество и социальный прогресс-Изд-во «Красноярск» 1994
.Петровский А.В. Психология развивающейся личности.,1987
.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000.
.Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство разви-тия творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. - М., 1969.
.Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. - Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во "Барс". 1997.
.Репин И.Е.. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992
.Виноградов А.Г, 1990.