Государство как основной институт власти

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,45 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство как основной институт власти












Контрольная работа

Государство как основной институт власти

1. Сущность и основные типы государства

государство происхождение правовой власть

Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй - древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.

Формой социальной организации в тот период (после первобытного строя) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства, но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства.

Первобытнообщинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.

Стала другой общественная организация - первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствуется. Роды объединились в племена, а последние - в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть, уже существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с государством.

Власть - древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации. В своем первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты.

С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной литературе именуется неолитической революцией, приведшей к появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного общества.

Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объёма избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.

Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи.

Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства и проникновение в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.

На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами.

Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют своё значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части - собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.

С марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт - государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более явно осуществляет его господство.

Если общественное производство в результате тысячелетней революции пришло к частной собственности, то для всех других областей организации общества характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в производстве. Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится государство.

Для марксистского понимания происхождения государства недостаточно сказать, что оно возникает в результате появления частной собственности и раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого положения сделать выводы о том, что государство не устраняет борьбы классов. Государство есть «продукт» и «проявление» непримиримости классов.

Сложившийся экономический базис, основанный на частной собственности на средства производства, развивается под охраной и защитой государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные классы; государство не примиряет, а только, умеряет, столкновение, классов, для, того, чтобы, они не уничтожили друг друга в бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен.

Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход того или иного народа от догосударственного к государственно-организованному обществу, специально определяются признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно- Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения.

В качестве признака государства рассматривается не территория как таковая, а присущее государству деление граждан по территориальному признаку, их организация по месту жительства.

второе отличие заключается в наличии общественной власти, интересы которой не совпадают с интересами населения. Государственная власть - это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной.

Публичная власть воплощается в аппарате власти (государственный аппарат). Первоначально государственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат принуждения.

Аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытнообщинного строя:

  • во-первых, наличием особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд;
  • во-вторых, наличием особого аппарата принуждения для подчинения чужой воли насилию (полиция, армия);
  • в-третьих, наличием самостоятельного фонда материальных средств для поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к введению налогов и займов;
  • в-четвертых, важнейшим качеством государства - суверенитетом, который означает независимость и самостоятельность в определении и проведении политики как внутри, так и вовне государства;
  • в-пятых, возможностью государства заниматься правотворчеством, в результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко всему обществу или его части;
  • В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос предполагает выявление главного и определяющего в процессе, как возникновения, так и дальнейшего развития, функционирования государства, а также познание закономерностей развития государственно-организованного общества. Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.
  • Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств.
  • Социалистическое государство на этапе диктатуры пролетариата осуществляет ее уже в интересах гигантского большинства населения, тем самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже полугосударство. Со сломом государственного аппарата, рассчитанного на осуществление преимущественно функций подавления, на первое место выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические положения в социалистических государствах так и остались только в теории, на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией; государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке.
  • Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в социалистических, так и в западных буржуазных государствах.
  • Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что любое государство призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества.
  • Государственный механизм превратился из орудия преимущественно подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.
  • В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной.
  • Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание - гражданским обществом.
  • Кроме того, что государство есть публичная власть, отделенная от населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая самыми различными системами властеотношений и институтов. И. Кант писал, что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К. Маркс исходил из того, что государство следует рассматривать как определенную ассоциацию, в которой члены её объединяются в единое целое публично-властными структурами и отношениями.
  • 1.1 Теории происхождения и сущности государства
  • Кроме марксистской теории происхождения государства существуют и иные теории, в которых связь государства с процессами классообразования не учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных идеологических представлений и интересов.
  • Теологическая теория довольно многоаспектна.
  • У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.
  • Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость.
  • Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель.
  • Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство - это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.
  • Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу её своему старшему сыну - патриарху, а затем уже своим потомкам - королям.
  • Договорная теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др.). Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма - государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов.
  • Теория насилия (Л. Гумплович). Сторонником той теории был Каутский.
  • Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, - «вот родители и повивальная бабка государства», - заявил Л. Гумплович.
  • 1.2 Основные вопросы типологии государств
  • Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются, во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых, осуществляемая государством цель.
  • Попытки типизации государств предпринимали также: Г. Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.
  • Под типомгосударства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
  • До последнего времени вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиций формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.
  • Известная триада К. Маркса делит мировую историю на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную (коммунистическую), получившие название общественных. Основными критериями такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-третьих, наличие или отсутствие товарного производства. Следовательно, государственно-организованное общество - элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу деления истории социального развития положена идея естественноисторического процесса смены одной общественно-экономической формации другой.
  • Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
  • В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, её ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в её рамках.
  • 1.3 Общая характеристика отдельных типов государств
  • 1. Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III-V веков нашей эры. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий строй.
  • Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д.
  • В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт, создаваемый посредством внеэкономического принуждения. Рабовладельческое хозяйство строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.
  • Самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.
  • Основной экономический закон рабовладельческого общества состоял в производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях полной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.
  • Рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями - крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.
  • Классовая сущность государства проявлялась в его функциях, которые показывают, для чего рабовладельцы организовались в государство. Функции рабовладельческого государства:
  • подчинение сопротивления рабов;
  • охрана рабовладельческой собственности на орудия и средства производства;
  • идеологическое воздействие и создание культурных ценностей;
  • обороны страны и мирного контакта с другими народами;
  • захвата чужих территорий;
  • по управлению завоеванными территориями.

2. Феодальное государство является исторически вторым типом государства, который отображает качественный скачек в поступательном развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила рабовладение в крепостничество.

Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.

Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному - удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господином.

В истории Западной Европы феодализм занял более чем тысячелетнюю эпоху (V-XVII века). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты нашли свое отражение в сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонистические противоречия между феодалами и угнетенными массами, борьба между различными группировками среди феодалов - вот чем характерно это общество.

Эволюция социально-экономических и политических институтов приводила и к изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя существует раннефеодальное государство (конец V - середина XI века). Феодализм еще только консолидируется и упрочняется как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государства сначала организуются в большие, но весьма слабые по степени интеграции монархии. Для второго этапа - периода полного развития феодального строя, фазы его расцвета (середина XI - конец XV века) типичны централизованные сословно-представительные монархии. Для третьего этапа - периода позднего средневековья (конец XV-XVII век), полосы заката, упадка феодализма и зарождения капиталистического способа производства характерны абсолютные монархии.

. Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей частной собственности, растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе.

В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование современного западного общества и его государства закономерно, что при достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении эволюционным путем появляется новая социальная система, существующая с оставшимися социалистическими государствами. За капитализмом и его государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а национализированный сектор экономики, её регулирование и программирование, государственная система социального страхования есть свидетельство конвергенции двух социально противоположных систем.

. Социалистическое государство представляет собой четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества.

В теоретическом плане «социалистическое государство» означает некую абстракцию (а в политическом отношении идеал), содержащую набор признаков, принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. В первую очередь необходимо наличие материальных (экономических) предпосылок, связанных с обобществлением собственности, концентрацией её в руках меньшинства во все увеличивающихся размерах, что приводит к углублению классовых противоречий, которые решаются в ходе социалистической революции.

Государство по-новому диктаторское и по-новому демократическое выступает политической организацией большинства населения во главе с рабочим классом.

Если все предыдущие государства были основаны на частной собственности, то экономической основой социалистического государства является общественная собственность в различных её формах, что дает возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить все причины, её порождающие.

Модель социализма 30-50-х годов базировалась на полном огосударствлении основных средств производства, вмешательстве государства во все сферы общественной жизни; административно-командной организации труда и других видов общественной деятельности; примате общественного интереса перед личным и свертывании на этой основе ряда прав и свобод граждан; первенстве партийного интереса и интереса государственной безопасности над всякими другими; идеологическом давлении государства на граждан. В практическом воплощении данной модели сопутствовали тоталитаризм и вождизм, произвол и террор, конформизм, догматизм и идеологический вакуум.


2. Правовое государство: идеал и принципы функционирования

Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

1.производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;

2.режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

.высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

.юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

.важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

2.1 Принципы и признаки правового государства

В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.

Признаки правового государства является:

1.Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.

2.Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их).

.Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти).

.Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).

.Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике).

.Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

.Стабильность законности и правопорядка в обществе.

.Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.

.Выработка высокой политико-правовой грамотности.

. Разграничение партийных и государственных функций.

. Установление парламентской системы управления государством.

. Торжество политико-правового плюрализма.

. Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в

том числе:

а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества.

б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.

в. Преодоление декоративности и декларированности юридических норм.

г. Выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Формально-юридические признаки права, как: системность и упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

Наряду с основными признаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.

В целях более глубокого изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд критериев классификации принципов права и соответственно разделения их на различные группы.

Общие принципы правового государства - это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм.

Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли права, преимущественно смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).

Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.

2.2 Три ветви власти

Принцип разделения властей - это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из нас осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать от возможных злоупотреблений.

Вместе с тем если ни одна из 3-х ветвей (отраслей) государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражён постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения. Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту, представительному выборному органу. Слово «парламент» произошло от французского «говорить» (parler). Парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были призваны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из 2-х палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Её главная задача - проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом, решения.

Судебная власть. Суд - это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а кто нет. В России судебная власть состоит из 3-х ветвей - конституционных судов (Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик с составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировые судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный суд РФ; арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации).

Список используемой литературы

1.Основы права. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-н/Д: «Феникс», 2002. - 288 с.

2.Конституция Российской Федерации. 12.12.1993 г.

.Правоведение: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Отв. ред. Власов В.И., Улезько С.И. - Ростов - на Дону: «Феникс», 2001 г.

.Основы российского права: Учебное пособие/ Под ред. Е.Н. Гордиенко. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2005 г.

.Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. - М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2004 г.

.Власова Г.Б., Власов В.И. Теория государства и права. Ростов н/Д. Изд. «Сигма». - 2005 г.

.Правоведение. Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. С.Н. Бабурина. - М.: Изд. «НОРМА», 2004 г.

.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М.: «ИНФРА-НОРМА». 2003 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!