Миндалевидное тело

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    274,73 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Миндалевидное тело

Введение

Миндалевидное тело - это небольшое округлое скопление серого вещества миндалевидной формы внутри каждого полушария мозга. Большая часть его волокон соединена с органами обоняния, ряд нервных волокон подходит и к гипоталамусу. Функции миндалевидного тела, очевидно, имеют отношение к настроению человека, его чувствам и, возможно, к памяти о недавних событиях.

У миндалевидного тела очень хорошие «связи». Когда зонд, скальпель или болезнь повреждают его или когда его стимулируют в эксперименте, наблюдаются серьезные эмоциональные сдвиги.

Миндалевидное тело связано с остальными частями нервной системы и расположено очень удачно, поэтому оно действует как центр регуляции эмоций. Оно принимает все сигналы, поступающие из моторной коры, первичной сенсорной коры, из части ассоциативной коры и из теменной и затылочной долей вашего мозга.

Таким образом, миндалевидное тело - это один из главных чувствующих центров мозга, он связан со всеми участками мозга.

Целью работы является изучение миндалевидного тела, а также его значение.


1. Понятие и строение миндалевидного тела

Миндалевидное тело, миндалина - это анатомическая структура конечного мозга, имеющая форму миндалины, относящаяся к базальным ядрам полушарий головного мозга, принадлежит к подкорковой части лимбической системы.

Рисунок 1 - Образования головного мозга, относящиеся к лимбической системе: 1 - обонятельная луковица; 2 - обонятельный путь; 3 - обонятельный треугольник; 4 - поясная извилина; 5 - серые включения; 6 - свод; 7 - перешейк поясной извилины; 8 - концевая полоска; 9 - гиппокампальная извилина; 11 - гиппокамп; 12 - сосцевидное тело; 13 - миндалевидное тело; 14 - крючок

В мозге две миндалины - по одной в каждом полушарии. Расположены они в белом веществе внутри височной доли головного мозга, кпереди от верхушки нижнего рога бокового желудочка, примерно на 1,5-2,0 см кзади от височного полюса, граничит с гиппокампом.

В его состав входят три группы ядер: базолатеральная, связанная с корой большого мозга; кортикомедиальная, связанная со структурами обонятельной системы, и центральная, связанная с гипоталамусом и ядрами ствола мозга, контролирующими вегетативные функции организма.

Рисунок 2 - Расположение миндалевидного тела у человека

Миндалевидное тело является важной частью лимбической системы мозга. Его разрушение приводит к агрессивному поведению или апатичному, вялому состоянию. Благодаря своим связям с гипоталамусом миндалевидное тело влияет на эндокринную систему, а также на репродуктивное поведение.

2. Значение миндалевидного тела для человека

миндалевидный оборонительный тело мозг

Нейроны миндалины разнообразны по форме, функциям и нейрохимическим процессам в них.

Функции миндалины связаны с обеспечением оборонительного поведения, вегетативными, двигательными, эмоциональными реакциями, мотивацией условнорефлекторного поведения. Функции миндалины, очевидно, имеют прямое отношение к настроению человека, его чувствам, инстинктам, а возможно, и к памяти о недавних событиях.

Электрическая активность миндалин характеризуется разноамплитудными и разночастотными колебаниями. Фоновые ритмы могут коррелировать с ритмом дыхания, сердечных сокращений.

Нейроны имеют хорошо выраженную спонтанную активность, которая может быть усилена или заторможена сенсорными раздражениями. Многие нейроны полимодальны и полисенсорны и активируются синхронно с тета-ритмом.

Раздражение ядер миндалевидного тела создает выраженный парасимпатический эффект на деятельность сердечнососудистой, дыхательной систем, приводит к понижению (редко к повышению) кровяного давления, урежению сердечного ритма, нарушению про ведения возбуждения по проводящей системе сердца, возникновению аритмий и экстрасистолий. При этом сосудистый тонус может не изменяться. Урежение ритма сокращений сердца при воздействии на миндалины отличается длительным скрытым периодом и имеет длительное последействие.

Раздражение ядер миндалины вызывает угнетение дыхания, иногда кашлевую реакцию.

При искусственной активации миндалины появляются реакции принюхивания, облизывания, жевания, глотания, саливации, изменения перистальтики тонкой кишки, причем эффекты наступают с большим латентным периодом (до 30-45 с после раздражения). Стимуляция миндалин на фоне активных сокращений желудка или кишечника тормозит эти сокращения. Разнообразные эффекты раздражения миндалин обусловлены их связью с гипоталамусом, который регулирует работу внутренних органов.

Миндалина играет ключевую роль в формировании эмоций. У людей и у животных эта подкорковая мозговая структура участвует в формировании как отрицательных (страх), так и положительных эмоций (удовольствие).

Миндалевидное тело играет важную роль в формировании памяти, связанной с эмоциональными событиями. Нарушения в работе миндалевидных тел вызывают у людей различные формы патологического страха и других эмоциональных расстройств.

Миндалевидное тело богато глюкокортикоидными рецепторами и поэтому тоже особенно чувствительно к стрессу. Сверхстимуляция миндалевидного тела в условиях депрессии и хронического стресса ассоциируется с повышением тревоги и агрессии. Предполагается, что такие состояния, как беспокойство, аутизм, депрессия, посттравматический шок и фобии, связаны с ненормальным функционированием миндалины.

Миндалевидные тела имеют ещё одну особенность. Они связаны со зрительными анализаторами, в основном через кору, в районе задней черепной ямки и влияют на процессы обработки информации в зрительных и арсенальных структурах. Существует несколько механизмов такого воздействия.

Один из них - своеобразное «окрашивание» приходящей зрительной информации за счёт собственных высокоэнергетических структур. Во-первых, на информацию, идущую по зрительной радиации к коре, накладывается определённый эмоциональный фон. Если в этот момент миндалевидные тела перегружены отрицательной информацией, то самая весёлая история не развеселит человека, так как эмоциональный фон не подготовлен к её анализу.

Во-вторых, сложившийся эмоциональный фон, также связанный с миндалевидными телами, оказывает влияние на организм в целом. Так информация, возвращаемая данными структурами и перерабатываемая далее в программах, заставляет переключаться человека, например, с созерцания природы на чтение книги, создавая определённое настроение. Ведь если нет настроения - не станешь любоваться даже самым прекрасным пейзажем.

Повреждение миндалины у животных снижает адекватную под готовку автономной нервной системы к организации и реализации поведенческих реакций, приводит к гиперсексуальности, исчезновению страха, успокоению, неспособности к ярости и агрессии. Животные становятся доверчивыми. Например, обезьяны с поврежденной миндалиной спокойно подходят к гадюке, вызывавшей ранее у них ужас, бегство. Видимо, в случае повреждения миндалины исчезают некоторые врожденные безусловные рефлексы, реализующие память об опасности.

Страх - одна из сильнейших эмоций не только у человека, но и у других животных, прежде всего - млекопитающих. Ученым удалось доказать, что за работу врожденных и развитие приобретенных форм страха отвечает белок статмин. А наибольшая концентрация этого белка наблюдается в так называемом миндалевидном теле - области мозга, связанной с ощущениями страха и тревоги. У подопытных мышей ген, ответственный за выработку статмина, был заблокирован. Такие мыши игнорировали опасность - причем даже в тех ситуациях, когда другие мыши чувствуют ее инстинктивно. Например, они бесстрашно гуляли по открытым участкам лабиринтов, хотя обычно их сородичи стараются держаться в более безопасных, на их взгляд, тесных закутках, где они скрыты от посторонних глаз. Если обычные мыши при повторении звука, который накануне сопровождался ударом тока, в ужасе замирали, то мыши без «гена страха» реагировали на него как на обычный звук. На физиологическом уровне недостаток статмина приводил к ослаблению долговременных синаптических связей между нейронами (считается, что такие связи обеспечивают запоминание). Наибольшее ослабление было отмечено на отрезках нервных сетей, идущих к миндалевидному телу. При этом подопытные мыши не теряли способность учиться: они, например, не хуже обычных мышей запоминали однажды найденный путь через лабиринт.


Список литературы

1.  Козлов В.И. Анатомия нервной системы: Учебное пособие для студентов / В.И. Козлов, Т.А. Цехмистренко. - М.: Мир: ООО «Издательство ACT», 2004. - 206 с.

2.      Тишевской И.А. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / И.А. Тишевской. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 131 с.

3.      Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие / Н.И. Федюкович. - Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - 416 с.

.        Физиология человека. В 2-х томах. Т.1 / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - М.: Медицина, 1997 - 448 с.

Похожие работы на - Миндалевидное тело

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!