Преподавание истории России в средней школе до октября 1917 года

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,00 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Преподавание истории России в средней школе до октября 1917 года











Рреферат

Преподавание истории России в средней школе до октября 1917 года

Содержание:

Введение

. Становление и развитие школ в России

. Педагогическая наука в XIX веке

. Педагогика конца XIX - начала XX веков и преподавание истории в России

Заключение

Список литературы

Введение

век стал настоящим потрясением в мировой истории, периодом глобальных мировых изменений и войн, а также кардинальных изменений в отдельных странах. Ярким примером таких изменений стала Россия. Не секрет, что революционные события 1917 года наложили огромный отпечаток на всю историю страны, повернув ее развитие по совершенно иному пути. Разумеется, эти преобразования коснулись всех сторон жизни общества, в том числе и образования.

Преподавание истории в школе во все времена было ключевым пунктом воспитания и образования подрастающего поколения, поскольку именно на основе историческим знаний, в первую очередь, формируется мировоззрение, политические и общественные взгляды человека, а также, во многом - и определенные черты личности.

Не удивительно, что именно программа преподавания истории в школах всегда была, в большой степени проводником определенных мировоззренческих установок и взглядов на государство. Вместе с тем, ориентация преподавания истории менялась под воздействием самых различных факторов и политических условий.

Целью данной работы является обзор основных направлений и установок преподавания истории России в школах, начиная с Киевской Руси и вплоть до 1917 года. В предлагаемой работе выявляются основные направления педагогической мысли указанного исторического периода, а также приоритеты преподавания истории в школах в это время.

1. Становление и развитие школ в России

Говоря о развитие системы школьного образования и педагогики в России, следует отметить активную разработку идей воспитания в российской педагогике. В России с самых давних времен открывались школы, так, например, сохранились сведения об открытии школ для 300 детей в Новгороде в 1030 году.

Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а вслед за ней и книжное просвещение. Конечно, первоначально оно было весьма слабым, но все же оказывало большое влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь в доступном для всех, славянском переводе. Язык этих книг был вполне понятен русским, и «книжное учение» поэтому было не слишком затруднено.

Практически сразу после крещения на Руси возникают школы, а с учителями священниками и появляются книжники - любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги.

Просветительскую деятельность церкви была также весьма многообразна. Практические примеры христианской жизни подавали как мирские, так и церковные люди. В монастырях образовывались целые библиотеки, процветала грамотность, почти все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Вместе с тем, преподавание истории в таких школах фактически сводилось к преподаванию истории церкви, изучению житий святых, деяний князей и выдающихся личностей.

Одним из ярких педагогов на Руси был Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью, под его наблюдением воспитывался Петр I. Он считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Таким образом, вплоть до конца XVIII века обучение в средних школах было подчинено церковным и светским властям. Преподавание истории, как в советских, так и в церковных школах было ориентировано, в большей степени на привитие послушания властям и нравственных идеалов религиозного мировоззрения.

Вместе с тем, после петровских преобразований преподавание истории не только в школах, но и других учебных заведениях стало более светским, началось более углубленное изучение политической истории России и других стран. В целом, несмотря на тенденции к «обмирщению» образования, все же религиозное мировоззрение играло в нем далеко не последнюю роль, и история преподавалась исходя из идеологических концепций государства (что особенно явно прослеживается при сопоставлении развития теории Москва-третий Рим и школьного преподавания истории).

Здесь стоит отметить, что, несмотря на то, что к началу XIX века крупнейшие политические деятели осознавали растущую необходимость в просвещенных, или, по крайней мере, образованных людях, в то же время они боялись широкого просвещения народа. В силу этого все образовательные учреждения и программы (в том числе и по истории) находились под строгим правительственным контролем. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

методика история школа мировоззрение

2. Педагогическая наука в XIX веке

С XVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения. Идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Он показал, что знать человека во всех отношениях - это значит изучить его физические и психические особенности.

Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869 гг.) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов.

Таким образом, особое значение Ушинский придавал преподаванию истории, поскольку главной целью воспитания, по его мнению, является формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал за независимость ее от науки и школы, выступал против руководящей роль духовенства в школе. По его мнению, религия должна идти рука об руку со светской педагогикой, но, ни в коем случае не преобладать над ней.

Проблемы нравственного воспитания представлены у К.Д. Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга - «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Таким образом, центральное место в преподавании в рамках программы средних школ он, наряду с «родным словом» придавал истории.

Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. Таким образом, К.Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.

В 1864 году был утвержден новый Устав средних школ. Согласно ему ученики были обязаны вносить плату за обучение, но от платы освобождались дети малоимущих родителей (количество освобожденных не могло превышать 10% от общего числа учащихся). По Уставу предусматривалась также выдача единовременных пособий, стипендий особо отличившимся ученикам. Помимо прочего, Устав объявлял также о создании гимназий классического и современного образования с 7-ми летним курсом обучения. Кроме того, были узаконены три типа средней школы: классическая гимназия с латинским языком, классическая гимназия с двумя древними языками и реальная гимназия без древних языков.

По этому же уставу предусматривалось сосуществование министерских, земских и частных начальных школ, он также позволял создание общественных инициативных комитетов по учреждению начальных школ. Еще с конца 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах.

При этом, начальные школы объявлялись открытыми для всех социальных групп. В школах предусматривалось укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу «полезного знания».

Реформы 1860 годов позволили отрывать новые частные учебные заведения, учреждать женские гимназии, отменить телесные наказания в школ. Новый устав начальных школ, принятый в 1871 году, предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. При этом поощрялось создание церковно-приходских школ находящихся в ведомстве священного синода.

Вместе с тем, в 70-80-е годы XIX века развивалась и народная русская школа, что было связано с появлением т.н. земских школ. Говоря о преподавании истории в этот период, стоит сказать, что к 1870-м годам значительно усилилось увлечение отечественных педагогов немецкими образцами. Долгое время немецкие образцы по методике преподавания и учебников были, фактически основой русского образования. Вместе с тем, большинство методических идей, заложенных в руководствах и учебных книгах (в том числе по истории) были некритично заимствованы из немецкой педагогике, подражали произведениям немецкой учебной литературы. При таком подходе к составлению и отбору учебной литературы для средних школ практически не учитывалось даже то, что немецкие методические пособия составлялись для детей с 5-летнего возраста, в то время как русские дети начинали учебу в школе с 8 лет и старше.

. Педагогика конца XIX - начала XX веков и преподавание истории в России

Во второй половине XIX века заметно обостряется интерес к истории педагогики, в связи с чем появляется целый ряд исследований по данной тематике. Подобный интерес был вызван, в первую очередь тем, что для полноценного и эффективного процесса воспитания и обучения детей в школах, сами педагоги должны были знать историю педагогики, воплощая и синтезируя в своей практической каждодневной работе лучшие достижения предшественников.

На рубеже XIX-XX веков, а особенно в ходе революции 1905 года значительно обострился интерес к истории в школах, что объясняется подъемом революционных настроений в России. Эти настроения в полной мере захватили как самих учителей, так и учащихся. Повсеместно возникали организации и собрания учителей, вырабатывавших проекты реформ образования. При этом особенно остро стояли вопросы о введении всеобщего начального и среднего образования в России.

Вместе с тем нельзя также забывать о значительном ужесточении политических порядков в стране в 1905-1917 годах. В полной мере это ужесточение коснулось и школьного образования. Речь здесь идет, в первую очередь, о попытках еще более жесткого контроля со стороны государства и правительства за школьным образованием (особенно в области преподавания истории, поскольку именно на ней, как правило, держится любая идеология - как государственная, так и революционная).

Заключение

Итак, подробным образом рассмотрев развитие педагогической мысли и основных направлений преподавания истории в школах Росси вплоть до 1917 года, можно сделать ряд немаловажных выводов. Прежде всего, стоит отметить, что развитие русской педагогической мысли и методики преподавания, и, в первую очередь, методики преподавания истории долгое время были подчинены государственным интересам.

Изначально данное подчинение выражалось в давлении церковных установок на методику преподавания и содержание самого курса учебной дисциплины «история» в школах. В более поздний период религиозное засилье сменилось жестким государственным контролем.

Вместе с тем, с изменением политической обстановки в стране и мире, менялось отношение к истории вообще, и ее преподаванию в школе в частности. Так, по мере проникновения либеральных, а затем и революционных идей в общество, преподавание истории в школе преследовало уже иные интересы - не поддержание правопорядка и послушания, поддержания и внушения монархических идей, как это было ранее и оставалось в «государственных» школах. Теперь преподавание истории в школах стало своеобразным проводником новых идей.

Литературные источники:

1. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. /#"justify">. Стариков Н.В. История России с древнейших времен до XX века. М.; ПРИОР, 2001. С. 200.

. Стариков Н.В. История России с древнейших времен до XX века. М.; ПРИОР, 2001. С. 250.

. Орлов А.С. и др. Основы курса истории России. М., 1997. С.289-290.

. Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии»./Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX века. М.; Педагогика, 1990. С. 64-65.

. Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии»./Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX века. М.; Педагогика, 1990. С. 65-67.

. Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии»./Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX века. М.; Педагогика, 1990. С. 66-68.

. Орлов А.С. и др. Основы курса истории России. М., 1997. С.358-359.

. Лебедев П.А. Школа и педагогическая мысль в России (1861-1917 гг.). / Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX века. М.; Педагогика, 1990. С. 16-18.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!