Исследование востребованности культуры в Губкинском муниципальном районе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,76 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование востребованности культуры в Губкинском муниципальном районе

Содержание

Задание 1. Составить социокультурный паспорт региона (по месту проживания) по следующей схеме

Задание 2. Разработать программу и инструментарий социологического исследования

Задание 3. Провести социологический опрос согласно разработанной программе исследования и дать прямое распределение ответов респондентов на каждый вопрос

Литература

Задание 1. Составить социокультурный паспорт региона (по месту проживания) по следующей схеме

Статистические показателиКоличественное выражение статистических показателейРайонНаселенный пунктНаименование района Губкинский муниципальный районГородское поселение «Город Губкин»Общая численность населения 121,6 тыс.чел.87,6 тыс.чел.Общая численность учреждений социально-культурной сферы. Из них: 51372Детские школы искусств 52Детские музыкальные школы 32Детские художественные школы 11Профессиональные учебные заведения кyльтуры и искусства 11Городские Дворцы культуры22Районные дома культуры 1-Сельские дома культуры 52-Дома мастера и ремесел 3-Центры народной культуры 11Библиотеки3614Кинотеатры 11Киноустановки243Государственные музеи 31Общественные музеи 10-Парки культуры и отдыха 22Самодеятельные коллективы36335Отделения творческих союзов и обществ 66Другие структуры (указать какие) -Муниципальный театр для детей и юношества 1 1Общая численность кадрового состава учреждений социально-культурной сферы. Из них: 1028315Мужчины 314110Женщины714205С высшим образованием19598Со средним специальным образованием833217До 30 лет1025530-40 лет1542040-50 лет63322050-60 лет13518Свыше 60 лет42

Задание 2. Разработать программу и инструментарий социологического исследования

Программа исследования востребованности культуры и пути ее оптимизации в Губкинском муниципальном районе

Единая культурная политика, проводимая на Губкинской территории по созданию культурной среды становится общим делом и дает положительные результаты. В городе и районе сохранено единое культурное пространство, проведена оптимизация сети учреждений культуры, обогатилась ее типология. Уже в концу 2002 г. она приведена в соответствие с действующими нормативами и включала: два Дворца культуры, детский муниципальный театр, муниципальный штатный духовой оркестр, 52 клубных учреждения, 36 государственных и муниципальных библиотек, 1 кинотеатр и 24 киноустановки, 5 музыкальных, художественных школ и школ искусств, 3 муниципальных музея, более 10 - общественных музеев, 6 - творческих Союзов и общественных организаций культуры. Общее число творческих работников в них - 300 человек. 20 творческих работников удостоены почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», семь человек награждены медалями и орденами. Все это - главный творческий потенциал, позволивший неузнаваемо обогатить культурную жизнь на Губкинской территории, сделать особо востребованными населением услуги, как профессиональных коллективов, так и культурно-досуговых учреждений.

В последнее десятилетие завершено формирование отраслевой многоуровневой системы подготовки кадров. Преподавателей средней квалификации для детских музыкальных школ и школ искусств, музыкантов и руководителей профессиональных коллективов готовят Белгородское и Губкинское музыкальные училища.

Потребность прекрасного, высокого, стремление к творчеству - естественное состояние человека, в этом проявляется его желание выразить свое эмоциональное настроение. За последние годы на Губкинской территории созданы необходимые условия для развития самодеятельного творчества населения. Тысячи губкинцев занимаются в коллективах художественной самодеятельности в клубах и домах культуры. 20 коллективов удостоены звания «народный».

И, тем не менее, в Губкинском муниципальном районе, как и на всех территориях, существуют: проблемы алкоголизма и токсикомании подростков; низкий уровень вовлеченности их в клубные любительские объединения; откровенно слабые программы дискотек и концертов художественной самодеятельности; слабая наполняемость залов при художественных постановках местных театров; низкий уровень читаемости молодежи в библиотеках; невостребованность музейных экспозиций.

Исходя из этих проблем, определяется цель нашего исследования: выявить причины недостаточно эффективной деятельности учреждений культуры и определить пути оптимизации востребованности культуры.

Объект исследования - культура в Губкинском муниципальном районе. Предмет исследования - современное состояние востребованности культуры и отношения респондентов к культурной политике района.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи:

)изучались особенности культурной среды Губкинской территории;

)определялись пути развития учреждений культуры г. Губкина в динамике за 5 лет;

)выявлялись проблемы в развитии учреждений культуры.

Основная гипотеза исследования: процесс формирования культурной среды в городе Губкине будет эффективным, если:

-в системе происходит развитие творческого потенциала персонала;

-уделяется должное внимание самодеятельному творчеству населения;

используются конкурсы, фестивали, творческие отчеты для совершенствования мастерства самодеятельных и профессиональных коллективов.

Методы исследования: анализ документов учреждений культуры, контент-анализ материалов средств массовой коммуникации, интервьюирование населения, специализированный опрос специалистов культурной сферы, наблюдения.

Рабочий план исследования

№ п/пОсновные этапы исследованияСрокиКоличество единиц Стоимость работ1.Формирование рабочей группы Оплата труда специалиста1-7/03.061 1500-002.Разработка программы исследования Оплата труда 2 специалистов1-15/03.061 6000-003.Разработка инструментария исследования Оплата труда 2 специалистов15-20/03.067 3000-004.Расчет выборки исследования Оплата труда специалиста21.03.0618 300-005.Проведение пилотажных исследований Оплата труда 4 специалистов21-28/03.065 3600-006.Размножение инструментов исследования Набор и распечатка на компьютере Оплата бумаги, краски, ксерокса28.03.06 20 210 240-00 300-007.Инструктаж участников полевого исследования. Оплата труда интруктора29.03.061 300-008.Организация полевого исследования Оплата труда 4 специалистов1-30/04.061 26400-009.Контроль качества заполненных документов Оплата труда руководителя3-4/05.061 600-0010.Подготовка инструментов к обработке Оплата труда 4 специалистов5-10/05.061 6000-0011.Обработка инструментов Оплата труда 4 специалистов10-25/05.061 6000-0012.Анализ результатов исследования Оплата труда 4 специалистов26.05-10.061 6000-0013.Подготовка отчета Оплата труда руководителя10.06-15.061 1500-0014.Оформление архива исследования Оплата труда руководителя16.06-20.061 1500-00ИТОГО:63240-00

Практическая значимость исследования состоит в анализе динамики и опытной проверке значения разнообразных форм и методов культурно-просветительной работы для формирования культурной среды города Губкина.

Задание 3. Провести социологический опрос согласно разработанной программе исследования и дать прямое распределение ответов респондентов на каждый вопрос

Исследование проводилось в течение 3-х месяцев - с марта по июнь 2006 года. В начале исследования, прежде всего, была организована рабочая группа, в которую вошли: два анкетера, два интервьюера, эксперт и руководитель исследования.

Согласно программе исследования были отобраны 2 фокус-группы из девушек 15-18 лет в количестве 10 человек и женщин 30 лет, имеющих детей 9-10 лет также в количестве 10 человек. Данное количество определяется оптимальным, т.к. дает возможность наиболее полно раскрыться участникам фокус-группы. Каждая имеет возможность высказать свою точку зрения и получается достаточно большой круг мнений и суждений. Выбор пал именно на эти группы, как самые активные в творческом плане. Именно девушки этого возраста чаще всего участвуют в художественной самодеятельности, занимаются прикладным творчеством, читают в библиотеках. Именно женщины этого возраста чаще всего занимаются развитием своих детей.

После дискуссии по предложенной теме в обеих группах отдельно, были определены вопросы для интервью. Затем была сделана выборка для проведения интервью. Вся генеральная совокупность исследуемого района была разделена на четыре большие группы: дети, молодежь, средний возраст и пенсионеры. Эти группы были разделены на подгруппы: младшие школьники, средний школьный возраст, старшеклассники, студенты, работающая молодежь, работающие пенсионеры, не работающие пенсионеры.

Отталкиваясь от предельной ошибки выборки 5% с помощью предложенной таблицы, определяем объем выборки. Размер выборки составляет 0,5 % от генеральной совокупности (121,6 тыс. чел.) или 608 человек, в т.ч. 21% -дети (128 человек - 64 младший возраст и 64 средний возраст); 20% - юношество (120 человек - 40 человек старшеклассники, 20 человек студенты, 60 человек работающая молодежь); 26% - 158 человек - трудоспособный возраст (67- сфера обслуживания, 91 - производственная сфера); 134- пенсионеры (34 - работающие, 100- не работающие).

В исследовании участвовали по каждой группе 44 % мужчин и 56% женщин, что отражает общий процент по генеральной совокупности, хотя по группам исследования проценты в небольшой степени, но отличаются, имея динамику с возрастом уменьшения процента мужчин и увеличения женской части населения. Результаты интервью оказались следующие:

Вопросы для интервью

. Знаете ли Вы, что учреждения культуры Губкинского муниципального района пятый год занимают первое место в Белгородской области по итогам годовой отчетности?

) Да - 224 чел. (98 -мужчин, 126 -женщин)

) нет - 384 чел.(264 - мужчин и 120 -женщин)

. Если «да», то какие учреждения культуры или творческие коллективы помогли добиться такого результата?

Методом наблюдения выявлены наиболее значимые в культурной жизни территории учреждения культуры, а в ходе интервью проверено насколько они, действительно, известны в городе своим творческим потенциалом.

паспорт культура социологический опрос респондент

Мужчины

А) Учреждения культурыДетиЮношествоСредний возрастПенсионерыИТОГО:Младшие школьникиСредний шк. возрастУч-ся ср.шк.СтудентыРаб. молод.Работники сферы обслуживанияРаботники роизв. сферыРаботающиеНе работающиеГубкинское музыкальное училище 535891245960Музыкальная школа №1424781064347Музыкальная школа №266275321133Школа искусств94126432132Центральная городская библиотека1085986781071Центральная районная библиотека42543764742Губкинский краеведческий музей77452357848Муниципальный театр для детей и молодежи115643234644Дворец культуры горняков3222675478598Дворец культуры «Строитель»2313465836472Досуговый центр при городском управлении образования157479546966Муниципальный духовой оркестр42323142627Досуговый центр «Спутник»134433673447Районный Дом культуры106342565445Центр славянской культуры812324346446

Женщины

А) Учреждения культурыДетиЮношествоСредний возрастПенсионерыИТОГО:Младшие школьникиСредний шк. возрастУч-ся ср.шк.СтудентыРаб. молод.Работники сферы обслуживанияРаботники роизв. сферыРаботающиеНе работающиеГубкинское музыкальное училище 45632435436Музыкальная школа №134724524334Музыкальная школа №221453332427Школа искусств22212354324Центральная городская библиотека13643468944Центральная районная библиотека11423645632Губкинский краеведческий музей12332234727Муниципальный театр для детей и молодежи24325673234Дворец культуры горняков24356345739Дворец культуры «Строитель»14324614131663Досуговый центр при городском управлении образования23145732128Муниципальный духовой оркестр12143244536Досуговый центр «Спутник»12432563429Районный Дом культуры13245342529Центр славянской культуры21468395442

Таким образом, лучшими учреждениями культуры признаны: Дворец культуры горняков, Дворец культуры «Строитель», Центральная городская библиотека, Центр славянской культуры, Губкинское музыкальное училище.

В результате контент-анализа публикаций местных периодических изданий, сделана выборка наиболее часто встречающихся упоминаний творческих самодеятельных коллективов и сделана проверка их популярности методом интервьюирования.

Мужчины

Б) Творческие коллективы и коллективы художественной самодеятельностиДетиЮношествоСредний возрастПенсионерыИТОГО:Младшие школьникиСредний шк. возрастУч-ся ср.шк.СтудентыРаб. молод.Работники сферы обслуживанияРаботники произв. сферыРаботающиеНеработающиеАнсамбль баянистов музучилища23563443343Ансамбль скрипачей «Концертино»34654234141366Творческий союз «Вдохновение»11243323221Литературная гостиная 11114233319Самодеятельный театр «Катарсис»11113322418Самодеятельный театр «Гротеск»11111532621«Серебряные голоса Белгородчины»13242222220Камерный хор «Рождество»11111323417Фольклорный ансамбль «Воскресение»222141312331483Ансамбль бального танца «Импульс»2234544551415144Ансамбль народного танца «Задоринка»11111312213Вокальный ансамбль «Первая любовь»12232112418Детский фольклорный ансамбль «Ладушки»11111223214Народный хор ветеранов Великой Отечественной войны «Живая память»---21546624Хор «Русская песня»----2354317

Женщины

Б) Творческие коллективы и коллективы художественной самодеятельностиДетиЮношествоСредний возрастПенсионерыИТОГО:Младшие школьникиСредний шк. возрастУч-ся ср.шк.СтудентыРаб. молод.Работники сферы обслуживанияРаботники произв. сферыРаботающиеНеработающиеАнсамбль баянистов музучилища-1235322119Ансамбль скрипачей «Концертино»222134133444105Творческий союз «Вдохновение»1---2342113Литературная гостиная ----2232411Самодеятельный театр «Катарсис»11--2122411Самодеятельный театр «Гротеск»--113253419«Серебряные голоса Белгородчины»1122331212111486Камерный хор «Рождество»---22434419Фольклорный ансамбль «Воскресение»112421233344102Ансамбль бального танца «Импульс»22312332241513105Ансамбль народного танца «Задоринка»---34563223Вокальный ансамбль «Первая любовь»---23243415Детский фольклорный ансамбль «Ладушки»---22322415Народный хор ветеранов Великой Отечественной войны «Живая память»-----324615Хор «Русская песня»------64717

Таким образом, в ходе опроса выяснилось, что лидирует по популярности ансамбль бального танца «Импульс», фольклорный ансамбль «Воскресение», «Серебряные голоса Белгородчины», Ансамбль скрипачей «Концертино».

. Если на первый вопрос прозвучал ответ «Нет», то поясните свой ответ:

В ходе пилотажного исследования получены часто повторяющиеся ответы на вопросы отношения к художественному самодеятельному творчеству, которые помогли составить опросник для интервьюирования.

Мужчины

ДетиЮношествоСредний возрастПенсионерыИТОГО:Младшие школьникиСредний шк. возрастУч-ся ср.шк.СтудентыРаб. молод.Работники сферы обслуживанияРаботники произв. сферыРаботающиеНеработающиеЯ не участвую в художественной самодеятельности112348195146475767405Я не посещаю концерты или другие массовые мероприятия133235425238296449354Я не знаю местных творческих коллективов121823342231223020212Я знаю местные творческие коллективы, но считаю их исполнение далеким от исполнения столичных профессиональных коллективов--334545529По моему мнению местные творческие коллективы близки по исполнительскому мастерству к профессиональным коллективам----3465523Местные творческие коллективы по исполнительскому мастерству ничем не уступают профессионалам----5545423Я хотел бы записаться в танцевальный коллектив, но не имею средств на приобретение концертных костюмов 334532---20Я обязательно запишусь в танцевальный коллектив345612---21Я хотел бы заниматься танцами для собственного развития, но участвовать в концертной деятельности не хочу.---5623--16Я не люблю петь, у меня есть более полезные интересы-----234817Я хотел бы записаться в один из вокальных ансамблей2345234--23Я посещаю клуб по интересам11133----9Я принимаю активное участие в работе клуба по интересам2134---1-11Я хотел бы принять участие в работе клуба по интересам, но не знаю о существовании таковых--1---2148Я занимаюсь прикладным творчеством в кружке при клубном учреждении12456221225Я занимаюсь прикладным творчеством самостоятельно--356354935Я хотел бы заниматься прикладным творчеством, но не знаю, куда можно обратиться---23253318Я не имею способностей и желания заниматься прикладным творчеством-----2-226

Женщины

ДетиЮношествоСредний возрастПенсионерыИТОГО:Младшие школьникиСредний шк. возрастУч-ся ср.шк.СтудентыРаб. молод.Работники сферы обслуживанияРаботники произв. сферыРаботающиеНеработающиеЯ не участвую в художественной самодеятельности121415307754868957434Я не посещаю концерты или другие массовые мероприятия212425322632324312247Я не знаю местных творческих коллективов34532346834Я знаю местные творческие коллективы, но считаю их исполнение далеким от исполнения столичных профессиональных коллективов--379656440По моему мнению местные творческие коллективы близки по исполнительскому мастерству к профессиональным коллективам--12136578960Местные творческие коллективы по исполнительскому мастерству ничем не уступают профессионалам--12589671050Я хотел бы записаться в танцевальный коллектив, но не имею средств на приобретение концертных костюмов 56892----30Я обязательно запишусь в танцевальный коллектив102434------68Я хотел бы заниматься танцами для собственного развития, но участвовать в концертной деятельности не хочу.--45431213---113Я не люблю петь, у меня есть более полезные интересы----6895634Я хотел бы записаться в один из вокальных ансамблей7152364----55Я посещаю клуб по интересам3561-----15Я принимаю активное участие в работе клуба по интересам4536-----18Я хотел бы принять участие в работе клуба по интересам, но не знаю о существовании таковых-------253661Я занимаюсь прикладным творчеством в кружке при клубном учреждении161715------48Я занимаюсь прикладным творчеством самостоятельно-------181937Я хотел бы заниматься прикладным творчеством, но не знаю, куда можно обратиться131516------44Я не имею способностей и желания заниматься прикладным творчеством----4896936

Таким образом, опрос респондентов выявил определенный интерес населения к художественному самодеятельному творчеству, но некоторые респонденты обращают внимание на то, что учреждения культуры работают, в основном, на успех. Почти все коллективы художественной самодеятельности должны участвовать в концертной деятельности. В то время как население хотело бы заниматься художественным творчеством только для организации полезного досуга. Некоторых также отталкивает необходимость приобретать дорогостоящие концертные костюмы. Особенно это касается детей. В основном респонденты знают, куда обратиться для участия в кружках художественной самодеятельности. Но отдельные респонденты очень далеки от сферы культурного досуга. Сравнивая количественные характеристики желания посещать культурные мероприятия и участвовать в действе, приходим к выводу, что основная часть населения все-таки пассивна в самовыражении и творчестве.

Для изучения мнения профессионалов была разработана анкета специализированного опроса. Ее заполнили 50 специалистов, из них: 15 мужчин и 35 женщин, 5 - в возрасте до 30 лет, 8 - от 30 до 40 лет, 30 - от 40 до 50 лет , 7 - от 50 лет и старше.

Анкета для специализированного опроса специалистов учреждений культуры Губкинского муниципального района

Уважаемый коллега! Целью нашего исследования является попытка выяснить роль отдельных учреждений культуры в создании культурной среды Губкинского муниципального района и выработать критерии оценки социальной значимости и профессиональной компетентности отдельных учреждений культуры. Нам очень важно узнать Ваше мнение по этому вопросу, как представителя профессии культработника, знающего проблему изнутри. Исследование носит анонимный характер, поэтому просим отвечать на вопросы предельно откровенно. Для нас важно любое мнение, в том числе и негативное. Мы постарались предельно упростить Вашу задачу. Поэтому для ответа на вопрос достаточно поставить какой-либо знак напротив выбранного варианта ответа. При этом мы будем очень благодарны, если Вы пожелаете дать свой вариант ответа, который мы не учли в вопроснике.

Для анализа анкеты просим указать: Ваш пол ________, возраст _____, образование ____________, стаж работы в культуре ____________.

.Что, по Вашему мнению, является залогом успеха в трудовом соперничестве учреждений культуры?

а) Система в работе

б) Профессионализм специалистов

в) Талант исполнителей

г) Достаточное финансирование

д) Хорошая материально-техническая база

е) Удачное стечение обстоятельств

Ваш вариант ответа__________________________________________

а) Создает учреждению имидж

б) Повышает профессиональное и исполнительское мастерство

в) Помогает проверить свои возможности

г) Стимулирует поиск инновационных решений

д) Вызывает ненужные финансовые затраты

е) Отнимает время для работы с населением

Ваш вариант ответа______________________________________

. По Вашему мнению, зачем люди приходят в учреждение культуры?

а) Полезно и приятно провести свободное время

б) Получить заряд энергии и освободиться от житейских проблем

в) Самореализоваться, участвуя в кружковой работе или художественной самодеятельности

г) Найти интересное общение или знакомство

д) Им больше некуда пойти

е) Удовлетворить свои амбиции в творческом плане

Ваш вариант ответа_________________________________________

. Для успешной работы учреждения культуры важно, прежде всего:

а) Профессионализм его руководителя

б) Личностные качества руководителя

в) Коммуникативные способности руководителя

г) Хорошая материально-техническая база

д) Удобный график работы

е) Хороший имидж в общественных кругах

Ваш вариант ответа___________________________________________

. Чтобы привлечь население в кружки художественной самодеятельности, специалист должен:

а) Обладать исполнительским талантом

б) Обладать организаторским талантом

в) Быть профессионалом в своем деле

г) Иметь профессиональное чутье

д) Иметь престижное профессиональное образование

е) Знать конъюнктуру востребованности культурных услуг у населения

Ваш вариант ответа_________________________________________

. Насколько активно население Губкинского муниципального района в приобретении культурных услуг?

а) Люди с удовольствием посещают культурные мероприятия

б) Посещают наши мероприятия одни и те же лица

в) Чаще всего приходят родители, чтобы посмотреть на своих детей

г) Часто работаем на полупустой зал

д) Люди предпочитают быть пассивными зрителями

е) Люди предпочитают сами участвовать в действии

Ваш вариант ответа________________________________________

. Какие учебные заведения нашего региона дают знания и профессиональную подготовку, достаточную для успеха в профессии?

а) Белгородский государственный университет

б) Белгородский государственный институт культуры

в) Губкинское музыкальное училище

г) Белгородское музыкальное училище

д) Орловский институт культуры

е) Тамбовский институт культуры

Ваш вариант ответа_________________________________________

Благодарим за участие в исследовании. Успехов Вам в работе и признания!

Обработка анкет производилась методом количественных сравнений и качественных обобщений. В анкете были вопросы-ловушки, которые только подтвердили качество отработанного материала и искренность ответов респондентов. В результате выяснилось: 45% из заполнивших анкету считают, что культурное обслуживание на Губкинской территории находится на высоком уровне, 30% хотели бы улучшить работу учреждений культуры, 25 % думают, что работе очень мешает формализм, ненужные траты на конкурсы профессионального мастерства. Они считают, что надо больше внимания уделять организации общения населения, развитию и укреплению полезных привычек, надо больше оказывать бесплатных услуг, чтобы больше людей имели доступ к культурным ценностям.

Получается парадокс: люди не идут на бесплатные концерты, считая, что они малоинтересны в профессиональном плане и не могут оплатить дорогостоящие билеты на гастрольные концерты профессионалов. В то время, как гала-концерты на стадионе или на городской площади привлекают огромное количество зрителей. А очень часто местные самодеятельные коллективы не уступают профессионалам из столицы. Просто у них лучше аппаратура, богаче костюмы. Отсюда напрашивается вывод, что надо укреплять материально-техническую базу учреждений культуры и больше работать с населением по воспитанию их художественного вкуса и привычки к высокоинтеллектуальному общению в местах культурного отдыха. Необходимо раскрепощать людей в плане художественного самовыражения. Более половины специалистов считают также, что кроме таланта для руководства культурной средой необходимы фундаментальные академические знания и регулярная подпитка на семинарах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства.

Обращает внимание и тот факт, что мнение населения и специалистов сходятся в части повышения уровня материально-технической базы учреждений культуры и более широкого бесплатного доступа населения к ценностям культуры и искусства. На этом необходимо строить культурную политику территории в целях улучшения количества и качества культурных услуг.

Литература

1.Воронов Ю.Л. Методы сбора информации в социологическом исследовании. - М, 1974.

2.Давыдов А. Репрезентативность выборки //Социологические исследования. - 1990. - № 1.

.Лагутина О.В., Толстова Ю. Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. - 1992. - №2.

.Методы сбора информации в социологических исследованиях.- Книга 1,2.-М., 1990.

.Миронов А.В., Панферова В.В., Субочев Н.С. Методология, методика социологических исследований //Социально- политический журнал. -1994. -№ 9- 10.

.Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в демоскопию. - М.,1993.

.Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исследования. - 1998. - № 12.

.Ньюман Л. Неопросныс методы исследования // Социологические исследования. - 1998. - № 6.

.Общественное мнение; стратегия массовых опросов // Социологические исследования. - 1993. - № 6.

.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, Самарский ГУ, 1995.

Похожие работы на - Исследование востребованности культуры в Губкинском муниципальном районе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!