Внедрение системы национальных счетов в Республике Казахстан

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,28 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внедрение системы национальных счетов в Республике Казахстан

Введение

национальный счет казахстан статистический

Становление в Казахстане рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени, ее структуру и важнейшие взаимосвязи. СНС дает возможность сопоставление экономических показателей всех стран, использующих СНС, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. В рамках данного доклада я попытаюсь раскрыть систему национальных счетов на примере Казахстана.

Система национальных счетов- балансовый метод взаимосвязанной комплексной характеристики экономических процессов и их результатов. Базирующаяся на национальном счетоводстве, СНС охватывает деятельность всех институциональных единиц и хозяйствующих субъектов всех форм собственности, учитывает все операции с произведенными и непроизведенными, финансовыми и нефинансовыми, материальными и нематериальными активами. Представляя собой статистическую модель рыночной экономики, СНС с успехом используется для выработки экономической политики, анализа результатов ее реализации и оценки эффективности, а так же для моделирования, прогнозирования и управления экономикой в 155 странах мира, а с 1993 и в Казахстане. Основными структурными элементами СНС являются: экономические функции- производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов, экономические операции- отдельные акты совершаемые хозяйственными единицами в процессе выполнения экономических операций, объекты экономических операций- товары, услуги, финансовые инструменты.

В системе национальных счетов используется метод двойной записи по типу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Согласно рекомендациям СНС-93 и международных экономических организаций, внедрение системы в статистическую практику стран осуществляется поэтапно. Выбор приоритетов в работе по внедрению СНС зависит, прежде всего, от потребностей органов государственного управления в определенной информации, необходимой для принятия решений по вопросам формирования экономической политики, от прогресса в реформировании смежных отраслей экономической статистики, обеспечивающих исходные данные для СНС, от имеющихся финансовых и кадровых ресурсов.

В настоящее время в республике построены все текущие счета системы (товаров и услуг, производства, образования доходов, распределения, перераспределения и использования доходов); из счетов накопления - счет операций с капиталом, финансовый счет, выполнены экспериментальные расчеты по счету других изменений в активах и по счету переоценки (на имеющейся информационной базе). С 1993 года осуществляется построение счета остального мира. С 1994 года ведется построение межотраслевого баланса (МОБ) по краткой схеме СНС. С 2000 года построение МОБ производится в основных и текущих ценах. Расширена матрица МОБ с 29 до 65. Начаты работы по построению МОБ в постоянных ценах. С 1994 года производятся также квартальные расчеты ВВП, их гармонизация и сглаживание на сезонные колебания. Разработка счета производства по отраслям экономики служит в качестве основы для расчета валового внутреннего продукта (ВВП) производственным методом, то есть суммированием валовой добавленной стоимости всех отраслей (с поправкой на налоги и субсидии на продукты), а также для анализа отраслевой структуры экономики.

Основные проблемы внедрения СНС

Проблемы, возникающие при практическом внедрении методологии СНС-93, обусловлены различиями в учете. Они могут быть подразделены на информационные, связанные с недостаточностью исходных данных для составления национальных счетов, и методологические, вызванные принципиальными изменениями в формировании, измерении и отражении макропоказателей.

Одними из актуальных методологических и информационных проблем являются проблемы охвата всех видов экономической деятельности в пределах границы производства СНС, тесно связанные с оценкой «ненаблюдаемой экономики», включающей:

  • нелегальную деятельность;
  • скрытую (подпольную, черную, теневую) деятельность предприятий;
  • неформальную деятельность домашних хозяйств.

Ниже кратко приводятся основные понятия и определения ненаблюдаемой экономики и оценка ее размеров.

Нелегальная (незаконная) экономическая деятельность включает производство, продажу и распространение запрещенных законом товаров и услуг. Существует два вида незаконного производства:

  • производство товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещается законом;
  • производственная деятельность, обычно относящаяся к законной, но в случаях, когда ею занимаются производители, не имеющие на то разрешения, приобретает незаконный характер (например, оказание медицинских услуг неквалифицированными врагами).

Указанные виды деятельности включаются в сферу производства при условии, что за ними стоят подлинные процессы производства товаров и услуг, на которые существует реальный рыночный спрос. Доходы, приносимые незаконными видами деятельности, могут использоваться на совершенно законные цели, и в тоже время затраты, связанные с производством запрещенных товаров или услуг, могут покрываться за счет легальных источников. Примерами деятельности, которая может быть незаконной, но производительной в экономическом смысле, являются производство, и сбыт наркотиков, незаконная транспортировка в виде контрабанды и такие услуги, как проституция и аборты.

Вместе с тем, воровство, мошенничество, вымогательство и многие другие противоправные действия хотя и связаны в известной степени с операциями с экономическими активами (деньгами, имуществом), но по своей сути не являются экономическими и не включаются в границы производства. Два довода приводятся в пользу данного подхода:

  • В ходе этих действий, как правило, не создаются новые продукты или услуги, а происходит только известное перераспределение экономических активов;
  • Эти действия, как правило, никогда не являются результатом свободной договоренности между контрагентами, а, наоборот, основаны на принуждении.

Таким образом, в отличие от принятой в правоохранительных органах методики, СНС не включает оценки взяточничества, воровства, мошенничества (в том числе в банковской сфере или при операциях с ценными бумагами), рэкета, незаконного перевода денег за границу и других противоправных действий, ведущих к перераспределению уже созданного национального богатства. Однако, такая «расширенная» трактовка завышает показатели незаконного производства, дезинформирует правительство и других пользователей и ведет к непониманию публикаций Агентства по статистике.

Скрытая (или теневая, или подпольная, или черная) деятельность в принципе является законной, но при этом объемы ее сознательно скрываются от государственных органов в силу разных причин:

  • во избежание уплаты подоходного налога, налога на добавленную стоимость или других налогов;
  • во избежание уплаты взносов на социальное страхование;
  • в сокрытии нарушений некоторых узаконенных стандартов, например, минимальной заработной платы, максимальной длительности рабочего дня, норм безопасности, санитарных норм;
  • избежание определенных административных процедур, таких как заполнение статистических вопросников или других форм отчетности.

Система национальных счетов, являясь наиболее полной статистической системой, представляет различные возможности для анализа.

Производство - это один из самых основных видов деятельности, измеряемых в экономике. Результатом производства является выпуск товаров и услуг. Счет производства составляется для каждого сектора и по отдельным отраслям. Для подробного анализа производства в национальном счетоводстве и экономическом анализе используются таблицы затрат-выпуска, в которой увязываются и детализируются в единой схеме счета производства, образования и использования доходов, отражается сложившаяся система производственных взаимосвязей на отраслевом уровне, специфика первичного распределения и конечного использования добавленной стоимости.

Счета распределения доходов, охватывающие как первичное, так и вторичное распределение доходов дают информацию, необходимую для выработки фискальной политики.

Анализ именно этих счетов показывает чисто перераспределительное влияние трансфертов и доходов от собственности на экономику в целом.

Счета использования доходов показывают объем потребления домашних хозяйств за их собственный счет и объемов расходов на потребление, понесенных государственными учреждениями и некоммерческими организациями.

Данная информация очень важна для выработки инвестиционной политики.

Основным потребителем данных СНС являются органы государственного управления, формирующие экономическую политику. Такими органами являются Минфин, Минэкономики, Мингосдоходов, Нацбанк, Минтруд, которые определяют основные направления фискальной, монетарной и социальной политик, касающиеся широкого круга вопросов и инструментов экономической политики и в первую очередь системы налогообложения, стимулирования отечественных и иностранных инвестиций.

Эти и другие данные СНС во взаимосвязи с показателями смежных разделов экономической статистики все шире применяются органами государственного управления при решении вопросов фискальной и денежной политики. Поэтому особую значимость приобрел показатель отношения дефицита государственного бюджета к ВВП. Правительство использует данный показатель в качестве важного отправного ориентира при разработке государственного бюджета, для оценки эффективности фискальной политики. Следует отметить, что в Европейском союзе это соотношение наряду с другими макропоказателями рассматриваются при решении вопроса о том, какие страны могут быть допущены в валютный союз. В Республике Казахстан дефицит бюджета за 1996, 1997 и 1998 гг. составлял соответственно 2,6, 3,7 и 3,9 %.

Заключение

В этом же контексте важное значение имеют показатели, характеризующие отношение: собранных налогов к ВВП; государственного долга к ВВП; сальдо по текущим операциям платежного баланса к ВВП. Все они связаны с важными финансовыми аспектами экономических процессов, по которым правительство должно принимать конкретные решения по налоговой системе, разработке политики валютного курса и внешних заимствований. Следует отметить, что работу по внедрению СНС-93 в казахстанскую статистику Агентство по статистике проводит в сотрудничестве с международными организациями (МВФ, Всемирным банком и др.), а также с Межгосударственным статистическим комитетом СНГ.

Список использованной литературы

1.Национальные счета Республики Казахстан 1990-1996. Комитет по статистике и анализу Республики Казахстан, Алматы, 1997.

.Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА - М, 1998 - 480 с.

.Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл. - кор. РАН И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика,1997. -416 с.

.Сиденко А.В., Башкатов Б.И., Матвеева В.М. Международная статистика: Учебник - М.: издательство «Дело и сервис», 1999. - 272 с.

.Елисеева И.И., Юзбашев М.Н. Общая теория статистики:

Похожие работы на - Внедрение системы национальных счетов в Республике Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!