Деловой мир России, его истоки и приоритеты

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,19 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деловой мир России, его истоки и приоритеты

Оглавление

Введение

. Истоки предпринимательства в России

. Деловой мир в России сегодня

. Приоритеты российского делового мира

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Время мощной непрерывной рекой течет и течет в пространстве, как секунды, отсчитывая века. Приходят и уходят поколение за поколением, эпоха за эпохой - и в этом непредсказуемом водовороте жизни людей, народов, империй было мало места радости и счастью. Зато судьба щедро отпускала каждому веку тяготы и испытания, засыпала болезнями и войнами, стирала с лица земли целые государства и цивилизации. Рождение, бытие, смерть - все это переплелось, скрутилось в едином клубке судеб и в бесконечном движении вперед оставляло после себя вечность, разгадать и постичь тайны которой не дано никому...

Исторический путь России действительно выдался нелегким, мы то вяло стагнировали, то методом неудержимой экспансии рвались за пределы разумного, а то и срывались с шаткого мостика равновесия и стремительно падали вниз... Было много подвигов и много того, что и поныне не вызывает ничего, кроме глубокой гордости и уважения, но и немало того, о чем как-то не принято вспоминать и от чего обычно отводят глаза.

Цель данной курсовой работы - дать оценку современного делового мира в России, а также рассмотреть истоки его формирования.

В рамках поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

. Подробно изучена история формирования предпринимательства в России;

. Дана оценка делового мира России на современном этапе;

. Представлены приоритеты и тенденции развития.

1.Истоки предпринимательства в России

Формируясь исторически, менталитет определяет национальную модель экономического и социального поведения - культуру потребления, производства и соответствующей мотивации. Рассмотрим основные факторы, повлиявшие на формирование национальной культурной традиции российского предпринимательства и менталитета.

Ключевым фактором, оказавшим влияние на формирование традиций российского предпринимательства, являлось христианство. Однако если западно-христианское направление способствовало утверждению идей правового устройства социальной жизни, воспитанию в человеке рационализма и прагматизма, направленного на совершенствование окружающей жизни, т. е. экстравертной личности, то восточно-христианское направление занималось поиском смысла жизни, и, как следствие, основной идеей организации общества было внутреннее преобразование личности. Данный факт обусловил интравертную направленность российского человека, формирование таких качеств, как нравственный максимализм, совестливость и самоуглубленность.

В российской культурной традиции идеалы индивидуализма не занимали того приоритетного положения, которое было характерно для западной системы ценностей. Российскому духу был свойственен идеал соборности, предполагавший объединение людей общей целью и общим делом, исходя из внутренних побуждений. Эти факторы обусловливали благотворительность и меценатство российского предпринимательства.

Вторыми по значимости являются экономико-географические факторы. Обширность территории, малая плотность населения, богатство ее природных ресурсов обусловливали возможность длительного ведения экстенсивного хозяйства и более позднего развития капиталистических отношений.

Следует рассмотреть и социально-психологические факторы, оказывающие существенное влияние на мотивационные аспекты предпринимательства. Отношение к труду в России характеризуется двумя качествами: долготерпением и неприхотливостью. В массовом сознании веками были разорваны связи между трудом, распределением и потреблением. В характере труда преобладали авральность, готовность к чрезвычайным усилиям, заменяющим расчетливую систематичность, и непревзойденная способность к напряженному труду на короткое время.

Связь власти и собственности была важным политическим и экономическим фактором на протяжении истории российского предпринимательства. Практика решения вопросов не правовыми методами поддерживалась взяточничеством и произволом чиновничьего аппарата. Российское промышленное производство, как и другие виды предпринимательства, полностью зависело от воли должностных лиц.

Недостаток внутреннего накопления капитала компенсировался в промышленности повышением роли государства. В России государство выделяло средства промышленной буржуазии для строительства предприятий новых отраслей тяжелой и добывающей промышленности. Сильная зависимость от государства не побуждала предпринимателей осуществлять инициативные долгосрочные проекты, направлять прибыль на расширение производства.

В поисках средств правительство России шло по наиболее простому и пути - иностранные займы и предоставление концессий. Российское промышленное предпринимательство конца XIX - начала XX в.в. характеризовалось сильной зависимостью от иностранного капитала. Общая сумма иностранного капитала в отечественной промышленности к 1901 г. исчислялась 778 млн. руб. К 1914 г. на иностранные компании приходилось от 60 до 90% российской добычи и переработки металлов, нефти, угля. Овладев внутрироссийским рынком, иностранный капитал прибегал к самому легкому и быстрому способу получения прибылей - ограничению производства и взвинчиванию цен.

Все эти факторы, несомненно, наложили отпечаток на формирование промышленного производства России, обусловили ярко выраженные отличительные особенности российского промышленного предпринимательства. Традиционно считается, что до Петровской эпохи преобладали мелкое производство и торговый капитал.

Концентрация торгового капитала привела к появлению мануфактурного предпринимательства. Первыми российскими промышленниками были выходцы из торгового сословия. Наличие крупного капитала дало возможность купцам развернуть производство, пригласить иностранных специалистов. Расширение казенного предпринимательства в начале XVIII в. привело к разорению многих купеческих династии, однако одновременно с этим укреплялись позиции нового слоя предпринимателей гильдейских купцов, образовавших промышленные компании, которые позволяли объединять капитал для крупных частных предприятий.

Политика государственного протекционизма, проводимая Петром I, не была безупречной и имела двоякие последствия во 1-х, укрепляли положение наиболее крепких предпринимателей, предоставляя им ряд льгот, во 2-х введенная жесткая регламентация промышленности сковывала предпринимательскую активность, не давала развернуться наиболее деятельным, инициативным фабрикантам, тормозила развитие техники, ограничивала конкуренцию. Многочисленные запреты и ограничения не могли способствовать прогрессу производства.

Тесное переплетение частного и государственного интересов в деятельности купцов-предпринимателей отразилось на воззрениях одного из выдающихся российских экономистов XVIII в. И.Т. Посошкова. Свою стратегию промышленной политики Посошков изложил в "Книге о скудости и богатстве". Он предлагал Петру I прекратить продажу за рубеж промышленного сырья и наладить собственное производство нужных товаров, создать экспортные отрасли промышленности; организовать государственное кредитование промышленности; провести ревизию торговых пошлин, введя разовый сбор пошлины, равной 10% от стоимости товара, и отменить многочисленные таможни; провести государственную регламентацию цен и т.д -. это были весьма прогрессивные идеи, их реализация могла бы способствовать созданию благоприятных условий для развития отечественной промышленности.

Господство крепостного права и отсутствие свободных рабочих не позволило создать в России подлинно капиталистическое производство, основанное на наемном труде.

С середины XVIII в. изменилась торгово-промышленная политика правительства, теперь предпочтение отдавалось мелкому производству перед крупной промышленностью. Особенно это направление получило развитие при Екатерине II, фактически провозгласившей свободу предпринимательства в России.

Правительственные Указы стимулировали перемещение капиталов из торговли в промышленность и рост конкурентной борьбы. Укреплялось положение частных предпринимательских структур. Освобождение фабрикантов от чрезмерной государственной регламентации, образование контингента хорошо обученных фабричных рабочих - все это положительно сказалось на развитии крупной промышленности, о чем свидетельствует рост числа фабрик и заводов с 984 (на начало правления Екатерины II) до 3161 (на конец правления).

В этот период начала проявляться тенденция отставания русской тяжелой промышленности от западной. Это связано с постепенным превращением металлургических заводов в государственную монополию. Свертывание конкуренции и постоянная нехватка государственных средств на модернизацию производства, а также широкое использование крепостного труда привели к снижению экспорта металла к концу XVIII в. и общему отставанию металлургической отрасли.

Изменения коснулись и слоя российских предпринимателей. Продолжался упадок крупных купеческих родов, им на смену приходили выходцы из крестьян, мещан, провинциального купечества, усилилась роль дворянства. Серьезную конкуренцию купечеству стали составлять так называемые "капиталистые" крестьяне, сколотившие большие капиталы на торговле, особенно хлебной. Так, из крестьянской среды вышли известные предпринимательские династии Расторгуевых, Абрикосовых, Грачевых и др.
Активизация предпринимательской деятельности крестьян изменила отношение к ним правительства. Были расширены права крестьян на торговлю: им разрешалась оптовая торговля и торговля импортными товарами.
Первая половина XIX в. в России ознаменовалась началом промышленного переворота, проявившего себя, как и на Западе, сначала в легкой промышленности. Главной причиной бурного развития хлопчатобумажной отрасли явилось применение машин, сделавшее хлопчатобумажные ткани самыми дешевыми и доступными для населения, а также применение наемного труда.

Реформы 60-х гг. XIX в., проведенные Александром II, изменили облик отечественного делового мира. Сословия России получили разные права на занятие частным предпринимательством.

С этого момента предпринимательство в России получает широкое развитие. Активизируется банковская и биржевая деятельность, развивается система коммерческого образования, появляются представительные организации и отраслевые союзы торгово-промышленных кругов.
К концу XIX в. в промышленности Российской империи ведущую роль стали играть акционерные и паевые формы предпринимательской деятельности. Акционерный капитал, помещенный в торговлю, сферу хлопчатобумажного производства и кредита, был наиболее доходным. Убыточными являлись металлообрабатывающие, машиностроительные и золотодобывающие предприятия. Еще одной организационной формой предпринимательства были торговые дома. Единоличное предпринимательство доминировало в лесной, шерстяной, мукомольной промышленности.
В XX столетие Россия вступила на гребне волны монополизации экономики, охватившей практически все отрасли промышленности. Процесс монополизации сопровождался вытеснением мелкого и среднего предпринимательства. Наиболее распространенной формой монополистических объединений являлись синдикаты, такие как "Продамет", "Продуголь" и т.д. Были и объединения высших форм - тресты и концерны.

Огромную роль в экономике играли крупнейшие банки - "Русско-Азиатский", "Петербургский", "Международный коммерческий", тесно связанные с промышленными и государственными структурами. На 1 января 1900 г. в стране насчитывалось 39 коммерческих банков с капиталом в 275,2 млн. руб.

Экспорт товаров преобладал над экспортом капитала. С 1900 по 1913 г. внешнеторговый оборот России увеличился более чем в два раза.

С конца XIX в. наблюдается интенсивный прилив иностранного капитала, который вкладывался в горную, металлургическую и металлообрабатывающую промышленность. Итак, в первое десятилетие XX в. предпринимательство в России стало массовым явлением. Благодаря реформам П.А. Столыпина, на путь предпринимательства направлялась и аграрная сфера. Предпринимательские организации начали играть активную роль в политической жизни страны.

...Проходит более ста лет, страна проходит тернистый путь революций, коммунизма, доходит до этапа перестройки, но изложенная выше структура отношений в частично измененной форме все же сохраняется. С одной стороны этой структуры остаются предприятия ВПК (работающие на военный госзаказ) и экспортоориентированные предприятия (нефть, газ, металлы, химия, дерево), директора которых зависят от партийной верхушки, и с другой - мелкий, доморощенный бизнес, практически неподдающийся контролю и обслуживающий интересы порой просто очень замкнутых маленьких географических пространств - а ля торговля цветами на своей улице или продажа пирожков на ближайшем вокзале.

В заключении исторического экскурса следует отметить еще один очень важный аспект нашего общества практически на всех этапах нашей истории - это неприятие образа предпринимателя (но об этом позже).

2. Деловой мир в России сегодня

Бизнес-слой уже сформировался в России, другое дело, какой он, насколько он отвечает нашим ожиданиям и насколько он жизнеспособен. Первый и наиболее очевидный способ отделить этот слой от всех других - определить неких общих представителей этого слоя, а затем сказать, что объединение всех людей, так или иначе схожих с ними - и есть искомый результат (попутно, имеет смысл, на мой взгляд, частично затронуть некоторые особенности нашего бизнес-слоя). Попытаемся это предположение реализовать.

Во-первых, разделим понятия собственника и приватизатора. Как показал российский опыт, успех приватизатора и успех собственника - две большие разницы, требующие совершенно разных социальных качеств. Хороший приватизатор, прежде всего, умеет добиться тесных контактов с чиновниками (вспомним залоговые аукционы), чтобы быстрее всех получать информацию о планируемых акциях, обеспечить выгодные для себя условия приватизации и т.д. От реального же собственника требуется прежде всего умение договориться с другими собственниками, перестроить свое предприятие, избежать конфликтов со своими работниками и т.п.

И тут немаловажно отметить влияние, оказанное неэффективной (скажем даже, преступной) приватизацией на умы людей в обществе. Многочисленные исследования показывают усиливающуюся неприязнь в нашем обществе к частной собственности и собственникам. Если в 2002 году за частную собственность выступали до 42% населения и 2003 - 81%, то в 94 и 95 - 30% и 22% соответственно. Показателен пример с ч/c на крупные предприятия.

В частности, негативное отношение к собственникам крупных предприятий вызвано многочисленными скандалами вокруг их приватизации (Норникель, например, или Связьинвест), различными махинациями, нарушениями законов или просто неэтичными поступками как чиновников, так и бизнесменов. В целом, у населения сформировалась негативная социальная установка против частной собственности в промышленности вообще, однако ситуация последних лет показывает, что это никак не влияет на происходящие события, что еще более усугубляет разрыв между различными слоями нашего общества.

Возвращаясь к попытке выделить наш бизнес-слой, обратимся к самому очевидному его участнику - так называемому директору предприятия, или говоря несоветским языком, топ-менеджеру или senior executive. Среди них также наблюдается значительное расслоение. Грубо очерчивая его границы, можно разделить директоров на 4 типа:

Очень предприимчивые господа, они поставили доставшиеся им в наследство от советской системы предприятия на новые рельсы, модернизировали и сделали весьма конкурентоспособными в новых рыночных условиях;

Те, что разбогатели, "утопив" свои предприятия и "слив" их основные активы в аффилированные структуры (родственники, друзья, партнеры). Как правило, сами предприятия фактически стоят, либо вообще объявлены банкротами и закрыты;

"Красные директора", которые и не обогатились, и не сумели поднять свои предприятия. Собственно их даже не совсем правомерно относить к бизнес-слою, ибо "красные" не входят ни в одно из наших понятий, кроме того, они - исчезающий вид в нашей экономике (слабые динозавры обречены быть пожранными более сильными - хищниками);

Особняком стоит небольшая группа директоров предприятий-монополистов (часто, полугосударственных). Однако если до последнего времени они жили в относительном спокойстве (монопольное положение - особенно на местных рынках, взаимозачеты, бартер - просто "клондайк" для обогащения), то в последнее время их положение способно сильно поколебаться (как в связи с ростом контроля государства, так и ростом конкуренции на многих прежде закрытых рынках).

Другой возможный способ приблизиться к бизнес-слою - разделить его представителей по сферам деятельности и рассмотреть их портреты. Не стану изобретать велосипеда, поэтому возьму за основу вполне очевидное деление: на товарную, торговую и финансовую сферы.

Производственники, безусловно, одни из пионеров российского бизнеса. Они начинали в тяжелейших условиях, но помня о тяготах советской экономики, сравнивали свое новое положение с эпохой СССР, видели многие плюсы и искренне верили в успех своих начинаний, а испытываемые трудности оценивали лишь как издержки перехода "на новые рельсы". Сейчас они чувствуют себя хозяевами своего дела - его собственниками, владельцами, тем более что очень часто они сами его и поднимали из руин советского хозяйствования. Все они работают не на план, а ради личного жизненного успеха (правда, не обязательно совпадающего с успехом общественным), как экономического, так и социального. Они - свободные люди, ориентированные на успех и добивающиеся его (нередко любой ценой). Многие из них ведут дела в масштабах десятка стран, лоббируя свои интересы и за пределами нашего государства. Трудности работы в современных условиях подталкивают их на теневизацию отношений, но в последнее время наблюдается и обратный процесс.

Коммерсанты сильнее всех связаны с потребителем, поэтому наиболее динамичны. По характеру своей деятельности коммерсанты весьма неоднородны. В их состав входят и "челноки", зарабатывающие на продаже привозимых товаров, и те, кто занимается более легальным торговым бизнесом, менеджеры фирм-посредников, совладельцы и т.п. Личные цели их деятельности сродни производственникам, однако они более гибки, ибо им приходится постоянно находить общий язык с "наезжающими" государственными и криминальными структурами. В последнее время криминальный рэкет институализировался (цена спокойствия входит в арендную плату), а государственный - нет (возможно, из-за чрезмерной жадности госструктур и просто их непомерного количества), поэтому конфликты продолжаются. Однако никто уже не делает тайны из необходимости платить взятки и договариваться с чиновником, как то было первоначально.

Финансисты. В состав этой группы входят senior executives банков, страховых компаний, инвестиционных и других, обеспечивающих "финансовый пульс" экономики. Они начинали работать с нуля: заново вырабатывали критерии успеха, принципы взаимодействия с кредиторами и вкладчиками, с партнерами и госбанками, Минфином, МВД и преступными группировками. До недавнего времени слой был самым опасным (в 2003 году более 30 банкиров погибли от рук киллеров), пока в последнее время их не обогнали чиновники (представители финансовых организаций, а ля Служба налоговой полиций или та же ФСФО). Но они до сих пор испытывают серьезное давление со всех сторон. Можно со всей уверенностью констатировать излечение представителей этого слоя от "банковского инфантилизма" - представления о том, что финансами можно заниматься "не марая рук" (многочисленные примеры передела собственности и хищения госсредств это подтвердили - чего только стоит потеря в Инкомбанке многих миллиардов на восстановление Чечни). Опыт последнего десятилетия продемонстрировал, что российские финансисты всегда оказываются в гуще войны за те или иные куски собственности, за места во власти, за западные заказы, кредиты и т.п. Соответственно финансовая элита стала одной из самых влиятельных групп в системе социальной стратификации.

3. Приоритеты российского делового мира

современный деловой мир россия

Сегодня развитие предпринимательства становится одним из ключевых факторов подъема российской экономики. Но нельзя не учитывать, что на пути возрождения отечественного предпринимательства немало трудностей. За 70 лет советской власти опыт, традиции частного бизнеса были в основном утрачены, и теперь их предстоит восстановить. Негативное воздействие на развитие производства, как отмечалось выше, оказывает несовершенная система налогообложения, отсутствие активного государственного протекционизма, продуманной таможенной политики. Структура российского экспорта по-прежнему имеет ярко выраженную сырьевую направленность.

В числе причин, оказывающих наиболее негативное влияние на развитие предпринимательства, следует назвать коррупцию и преступность. Криминальное насилие является основой для выяснения отношений между "субъектами рынка". Опираясь на своих представителей в органах государственной власти, организованные "теневые" группы в состоянии лоббировать свои интересы во властных структурах всех уровней.

Однако, несмотря на все трудности российского бизнеса, вывести страну из создавшегося экономического тупика может только грамотная государственная политика в области развития активных форм хозяйствования, связанная с предпринимательством и развитием предприимчивости кадров управления.

Заключение

Однако у России есть два неизменных конкурентных преимущества - огромный внутренний рынок и все еще не растраченный технологический и культурный потенциал. Причем, именно представители среднего слоя предпринимательства способны им грамотно распорядиться. Потенциал внутреннего рынка даже по самым скромным расчетам огромен, он может обеспечить до 8-10% экономического роста в год.

Остается дело за малым - наше государство должно определить путь, который оно нам хочет предложить. Именно государство, ибо сейчас оно - везде проникло и все держит под контролем, задумайтесь, есть ли еще область или отрасль, где бы ни проникла рука чиновника.

Если же выбранный путь не будет наилучшим - остается надеяться на новое поколение, которое заместит старое номенклатурное на важнейших государственных постах, и если это произойдет, наступят иные времена, но это уже будет другая история.

В рамках поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

. Подробно изучена история формирования предпринимательства в России;

. Дана оценка делового мира России на современном этапе;

. Представлены приоритеты и тенденции развития.

Список использованной литературы

1. Зубарева Т. С. Культура и экономика: Учебное пособие. Ч.I.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008.-61с.

. Зубарева Т. С. Индустрия венчурного капитала: Учебное пособие/ НГТУ.-Новосибирск, 2005.-76с.

. Зубарева Т. С. Основы предпринимательства: лекции / НГТУ.-Новосибирск, 2003.- 167с.

. Зубарева Т. С. Практическая философия прелпринимателя: Учебно-метод. Пособие / НГТУ.-новосибирск, 2004.-122с.

5. В.В.Радаев Новое российское предпринимательство в оценках экспертов, Мир России, № 1, 2009.-254с.

. С.Б.Чернышев Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету. Москва, Молодая гвардия, 2001.-125с.

Похожие работы на - Деловой мир России, его истоки и приоритеты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!