Теория социального реализма

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,37 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория социального реализма

Содержание

Введение

1. Основные положения социального реализма

2. Учение о социальных факторах

3. Учение о норме и патологии в обществе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Науки об обществе - "неестественные". Но у них есть интеллектуальная и институциональная история.

Границы этих дисциплин и считающиеся общепринятыми большинством социальных ученых (social scientists) представления о науке относительно новы, - они сложились после первой мировой войны. Важно то, что при институционализации социальных наук в конце XIX века господствующими представлениями о науке были "позитивизм" и "эмпиризм". В 1930-е, годы они были основательно подкреплены Венским "логическим позитивизмом" и к 1950-м годам доминировали в философии и социальной науке. Считалось, что наука - не метафизика. Она не использует в объяснениях посылок, которые не могут быть проверены путем опытов.

В этом смысле науки были "эмпирическими", используемые данные должны быть получены экспериментально. "Гипотезы", как вероятные объяснения, соединяли "переменные", требовавшие "теоретически нейтрального" подтверждения. Теория была просто набором гипотез с дедуктивными эмпирическими следствиями. Поскольку исключались метафизические посылки, объяснение получало форму "законов", которые, после изгнания Юмом метафизики из каузальности, стали "регулярностями" взаимосвязанных "переменных": "если - то". Соответственно объяснение подводилось под закон.

Считая, что нет сущностной разницы между науками естественными и общественными, такой подход отвергал субъективность; теория общества выглядела объективно функционирующей системой, использовались объективные методы идентификации "социальных фактов".

В фаворе были формальное моделирование и эконометрия, бихейворизм в политологии, методы эмпирических количественных опросов, функционализм и структурализм в антропологии, социологии, политической науке, и, парадокс, - в учебниках марксизма. Социальная наука стала наукой - и мстила за это.

1. Основные положения социального реализма

Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX - начала XX в. - французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спенсера, критически им осмысленных и развитых. Дюркгейм продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является, общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов, Большую роль здесь играют непосредственная и более широкая социальная среда. Таковы основные положения разработанной Дюркгеймом доктрины социального реализма.

Э. Дюркгейм был сторонником разработки в социологии научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, т.е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. В предисловии к одному из своих основных трудов "Метод социологии" он подчеркнул, что его "главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм", т.е. дать ему научное объяснение. Он писал, что его предшественники в области социологии уделяли основное внимание построению различных, нередко умозрительных теорий развития общества и жало занимались разработкой научного метода изучения социальных фактов. Даже в работах Г. Спенсера, по словам Дюркгейма, "вопрос о методе не занимает никакого места". Глава из курса позитивной философии О. Конта - "почти единственный оригинальный и значительный труд, который мы имеем по данному вопросу", - утверждал Дюркгейм.

И он приступил к разработке метода социологии. Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами социальных явлений выступают, по Дюркгейму, идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции. Речь идет об идеях и духовных ценностях как проявлениях коллективного сознания.

По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек застает уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний.

Так ставится и решается Дюркгеймом вопрос о социальной обусловленности поведения людей. У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они - проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей в конечном счете организовано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т.д. В этой связи Дюркгейм писал, что социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация. Он существует как нечто общее и существенное в поведении людей и воплощается в организации их производственной, политической, правовой и другой деятельности. Таким образом, в учении Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания. Все это, по его мнению, составляет истинный предмет социологии как науки.

Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им "шансы на долгую жизнь". То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей", должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придает Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.

Дюркгейм пытается уточнить вопрос об источниках социальной эволюции. Указывая на ограниченность взгляда, согласно которому источник развития общества лежит в психологической организации человека, в его стремлении реализовать себя или же в "потребности личного счастья" (этот взгляд в разной степени разделяли О. Конт я Г. Спенсер), Дюркгейм считает решающими социальные истоки развития общества, прежде всего коллективное сознание и коллективную (общественную) деятельность людей. Это позволило ему более подробно проанализировать механизм функционирования и развития общества. В этой части его труды до сих пор имеют немалую научную ценность.

Представляет интерес анализ Дюркгеймом коллективности проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как "основной фактор социальности", естественное лоно жизнедеятельности людей. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, "прямо вытекает из ее коллективного существа", имеет общественную природу и сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они придерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни. Дюркгейм допускает "построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине". Сегодня, как и во времена жизни Дюркгейма, это звучит весьма актуально.

Разрабатывая проблемы социальной теории и метода, Дюркгейм, естественно, касается проблемы взаимодействия социологии и философии. Он признает, что социология "возникла из великих философских доктрин" и почти всегда опирается на какой-нибудь философский подход. Однако, пишет Дюркгейм, социология давно стала самостоятельной наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим делом. Труды самого Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.

2. Учение о социальных факторах

Переживаемый кризис российского общества в значительной степени обусловлен кризисом общественных наук, оказавшимися не способными раскрыть объективные законы функционирования общества и предложить практике государственного управления достаточно адекватную модель общественного развития и соответствующий инструментарий.

Современная наука стартовала сравнительно поздно (в период Ренессанса) и еще не выработала своего отношения к обществу. Сначала (в XVII-XVIII вв.) общество воспринималось как искусственное построение, подобное рационально устроенному механизму, поддающееся переделкам, что позволяло утопистам надеяться на построение идеального общества. По мнению Э. Дюркгейма, до XIX в. исследователи не описывали и не объясняли общества такими, какими они были, а предлагали свое видение общества (какие они должны быть). Затем (в XIX-XX вв.) общество стало рассматриваться как исторически сложившееся социально-экономическое образование, развивающееся по объективным законам. В настоящее время наблюдается плюрализм мнений, когда каждый придерживается своей позиции. Однако, практика требует согласованной позиции и достаточно универсального понимания. Поэтому необходимо либо остановиться на одной из известных моделей общества, либо создавать новую.

История отвергла марксистскую модель развития общества, однако, существующие альтернативные модели (цивилизационная, циклическая) также оказались не достаточно адекватными реальности. В результате сложилась неприемлемая ситуация, когда практика управления обществом и государственного строительства не имеют соответствующей теоретической базы. В основном поэтому в государственном управлении и строительстве преобладают не научные методы, а групповые интересы.

Учение о "социальных фактах" Э. Дюркгейма. являясь продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, Дюркгейм шел по пути поисков особого рода реальности, которой еще не занималась ни одна из существующих наук. Так, он пришел к понятию "социальные факты" как реальности, являющейся результатом непреднамеренной деятельности многих людей. Дюркгейм подразделил социальные факты на морфологические, составляющие "материальный субстат" общества, и духовные, нематериальные - коллективные представления, коллективное сознание, социальные ценности, традиции и т.д. Именно последние имеют решающее значение, примат не только в отношении морфологических социальных фактов, но и индивидуального сознания. Важнейшим социальным фактом он считал "коллективное сознание". "Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы сознания были ассоциированы, скомбинированы определенным образом. Именно из этой комбинации проистекает социальная жизнь, а потому эта комбинация и объясняет ее. Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разделены". Эти слова можно с успехом отнести и к обществу.

Важность социальных фактов в возникновении и развитии обществ до сих пор не получила достойную оценку. Можно без преувеличения сказать, что без социальных фактов не было современного общества, социального развития и социального управления. Именно социальные факты дают ключ к объяснению того факта, что любые межличностные отношения людей (экономические, политические, идеологические, духовные, культурные, дружеские, сексуальные и т.д.) есть, прежде всего, отношения социальные. Они являются определяющими в развитии общества, а не политика или экономика.

Именно социальные факты дают не синергетическое (как сейчас стало модно), а социологическое объяснение таких феноменов как самоорганизация и самоуправление. Именно социальные факты дают ключ к объяснению социальной эволюции и того ошеломляющего разнообразия обществ, которое мы наблюдаем.

3. Учение о норме и патологии в обществе

Коллективное сознание - совокупность общих интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений у членов одного и того же общества. Существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах. Чем больше коллективное сознание как "голос общественной совести" регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой. Малые части общества, организованные внутри себя, также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

Проведены исследования конкретного статистического материала (основоположник прикладной социологии и развития количественного анализа):

среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков,

неженатые и незамужние чаще, чем в браке,

среди военных больше, чем среди гражданских,

в мирное время больше, чем во время войн и революций,

в периоды экономического процветания и спада чаще, чем в периоды экономической стабильности,

самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.

эгоистическое (намеренный разрыв человеком своих социальных связей),

альтруистическое (возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду, например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем),

фаталистическое (возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, незначительно распространён),

аномическое (связано с потерей ценностной системы в обществе; когда старые социальные нормы уже не работают, а новые - ещё не сформировались).

На основе результатов получен вывод, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция; чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств; предложен термин аномия - это патология общества (суицидальные настроения, апатия, разочарование) - ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились. Аномии возникают из-за социального неравенства, рутинизации труда, деградации рабочей силы, классовых конфликтов. Основной путь решения проблемы - реформы.

Не существует общества, не сталкивающегося с проблемой преступности. Нормальным является само существование преступности при условии, что она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа; этот уровень м. б. возможно установить. Преступность является одним из факторов общественного здоровья, неотъемлемой частью всех здоровых обществ. Снижение уровня преступности ниже среднего есть патология в обществе.

Чтобы был возможен прогресс, индивидуальность должна иметь возможность выразить себя. Чтобы получила возможность выражения индивидуальность идеалиста, чьи мечты опережают время, необходимо, чтобы существовала и возможность выражения индивидуальности преступника, стоящего ниже уровня современного ему общества. Одно немыслимо без другого. Помимо такой косвенной пользы, преступность сама по себе играет немаловажную роль в этой эволюции. Преступность не только предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен, но в некоторых случаях и прямо подготавливает эти изменения.

социальный реализм дюркгейм общество

Заключение

Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является, общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов, Большую роль здесь играют непосредственная и более широкая социальная среда. Таковы основные положения разработанной Дюркгеймом доктрины социального реализма.

По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек застает уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на Два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний.

Учение о "социальных фактах" Э. Дюркгейма являясь продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, Дюркгейм шел по пути поисков особого рода реальности, которой еще не занималась ни одна из существующих наук. Так, он пришел к понятию "социальные факты" как реальности, являющейся результатом непреднамеренной деятельности многих людей. Дюркгейм подразделил социальные факты на морфологические, составляющие "материальный субстат" общества, и духовные, нематериальные - коллективные представления, коллективное сознание, социальные ценности, традиции и т.д. Именно последние имеют решающее значение, примат не только в отношении морфологических социальных фактов, но и индивидуального сознания. Важнейшим социальным фактом он считал "коллективное сознание". "Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы сознания были ассоциированы, скомбинированы определенным образом. Именно из этой комбинации проистекает социальная жизнь, а потому эта комбинация и объясняет ее. Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разделены". Эти слова можно с успехом отнести и к обществу.

Коллективное сознание - совокупность общих интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений у членов одного и того же общества. Существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах. Чем больше коллективное сознание как "голос общественной совести" регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой. Малые части общества, организованные внутри себя, также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

Не существует общества, не сталкивающегося с проблемой преступности. Нормальным является само существование преступности при условии, что она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа; этот уровень м. б. возможно установить. Преступность является одним из факторов общественного здоровья, неотъемлемой частью всех здоровых обществ. Снижение уровня преступности ниже среднего есть патология в обществе.

Список использованной литературы

1.Бачинин В.А. Дюркгейм: морально-правовой порядок и проблемы его дестабилизации / В.А. Бачинин // История философии и социологии права: для студентов юридических, социологических и философских специальностей / В.А. Бачинин. - СПб., 2001. - С.228-237.

2.Глазырин В.А. Концептуальные положения социологии права Э. Дюркгейма и М. Вебера / В.А. Глазырин // История государства и права. - 2005. - N7. - С.45-48.

.Гуров Ю.С. Социология: учебное пособие: (новые образовательные технологии) / Ю.С. Гуров, В.П. Трофимов, отв. ред. Н.А. Исмуков, Чебоксар. кооп. ин-т. - Чебоксары: [б. и.], 2006. - 135 с.

.Добреньков В.И. Социология: учебник для вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 623 с.

.Ильин А.И. О социологической модели суицида / А.И. Ильин; Г.П. Краснов // Молодежь и кооперация - 2005: тезисы докладов XXIX итоговой студенческой научной конференции. - Чебоксары, 2005. - С.165-166.

.Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для вузов / Ж.Т. Тощенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 639 с.

.Фролов С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 2006. - 343 с.

.Юридическая социология: учебник для вузов / В.А. Глазырин, [и др.]. - М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2000. - 357 с.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!