Ознакомление дошкольников с архитектурой

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,01 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ознакомление дошкольников с архитектурой

Содержание

Введение

. Влияние архитектуры на мышление дошкольников

. Особенности изучения архитектуры дошкольниками

. План-конспекты занятий

Заключение

Используемая литература

Введение

Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.

В эстетике и искусствознании вопросы о сущности архитектуры и ее ценности в социально-эстетическом плане рассмотрены в исследованиях И.А. Бартенева, Г.Б.Бархина, А.К.Бурова и других. Определение значения архитектуры в эстетическом воспитании и художественно-творческом развитии мы находим в работах Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной и других.

Цель работы - изучить особенности ознакомления дошкольников с архитектурой.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

выявить влияние архитектуры на мышление дошкольников;

рассмотреть особенности изучения архитектуры дошкольниками;

разработать занятия для дошкольников.

Методологической основой исследования являются труды следующих авторов: Е.Л. Заславского, С.П. Юрченко, Л.В. Яхнина и др.

1. Влияние архитектуры на мышление дошкольников

Активизация художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой возможно при следующих условиях:

поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства;

взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного детского творчества;

предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности;

использовании разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой, развития художественно-творческих способностей детей.

Долгое время вопросы использования архитектуры рассматривались исследователями в рамках краеведческой и экскурсионной работы. Особенно плодотворно в развитии методики "архитектурных экскурсий" был период 20-30-х годов. В это время в научной и методической литературе активно разрабатывались идеи использования художественных памятников родного края как инструменты просвещения народа, его нравственного, патриотического, эстетического воспитания. В ряде работ отмечено, что использование архитектуры открывает широкие возможности для обучения детей изобразительной деятельности и конструированию. С.П. Юрченко отмечает, что ознакомление с архитектурой обогащает содержание детских работ, способствуют формированию творческих замыслов. При восприятии произведений архитектуры у дошкольников возникают разнообразные эмоциональные переживания, появляется стремление к творческой деятельности.

Для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. У дошкольников практически отсутствуют знания о профессии архитектора, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Дети не анализируют форму основной части, ее величину, соотношение целого и частей. Как правило, внимание дошкольников привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали декоративного убранства. Выявлена зависимость уровня творческих проявлений детей от степени сформированности представлений об архитектуре. Дети, имеющие достаточно полные и правильные представления об архитектуре, обнаруживают средний и высокий уровни художественно-творческих проявлений. У детей с неполными и неправильными представлениями, соответственно, отмечается низкий уровень решения художественно-творческих задач. В рисунках старших детей в основном представлены два типа графических изображений зданий и сооружений. Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением сооружения в целом и его частей. Основной объем постройки представляет квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или усеченной трапеции. Для второго способа характерно усложнение приемов передачи строения сооружения. Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления. Отмечаются случаи передачи пространственного оформления сооружения с помощью прорисовки центрального и бокового фасадов.

Средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический прием на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры.

Таким образом, изучение архитектуры способствует развитию творческих способностей дошкольников. Модель процесса художественно-творческого развития детей посредством ознакомления с архитектурой состоит из 3 взаимосвязанных звеньев: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры; формирование начальных представлений об архитектуре, образном характере произведений зодчества; стимулирование художественно-творческой деятельности.

2. Особенности изучения архитектуры дошкольниками

При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.

По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.

С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругов предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

По Д.С. Салария усвоение материала по архитектуре тесно связано с выработкой эстетического отношения к действительности, формированием потребности к художественной деятельности и формированием художественного вкуса.

В исследовании Д.С. Салария раскрываются принципы построения материала по ознакомлению с архитектурой:

использование архитектурного наследия родного края;

учет возрастных особенностей детей при освоении этого вида искусства;

оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности в процессе изучения архитектуры.

Л.В. Яхнин в своей работе выделяет факторы развития восприятия архитектурно-художественной среды:

архитектурная среда, непосредственно окружающая ребенка и создающая своим воздействием основы художественного вкуса и художественного отношения к архитектуре;

общая художественная подготовка, приобретаемая на занятиях по изобразительной деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов, телепередач;

специальная архитектурно-художественная подготовка, включающая в себя теоретическое изучение данного вида искусства, экскурсии и практическое изучение.

Программа знаний об архитектуре Б.М. Неменского построена от более обобщенных знаний к более конкретизированным, что делает их более доступными для детей. Архитектура по Неменскому - та область художественного развития, которая поможет человеку жить в окружающей среде, грамотно к ней относиться.

Разделы программы Неменского:

) "Истоки архитектуры и монументальных искусств";

) "Архитектура как искусство":

специфика архитектуры

использование языка архитектуры

характер форм, пропорций - основа выразительности исторических стилей.

) Синтез искусств в архитектуре, единство архитектуры с монументальными искусствами.

С.Б. Барышникова предлагает следующий объем знаний:

1.Общие свойства архитектуры, как части пространства (предметность и протяженность).

2.Средства пространственной организации образа.

.Средства пластической организации образа (материал, фактура, рельеф, цвет).

С.Ю. Барышникова предлагает принципы отбора содержания знаний об архитектуре:

доступность содержания знаний;

учет теоретических положений эстетики и искусствознания;

включение в содержание знаний краеведческого материала, предлагает в содержание знаний об архитектуре включить два блока:

.Об архитектуре и людях, которые ее создают.

. О древнерусском зодчестве.

Единой программы по ознакомлению детей с архитектурой не существует. Возможно, поэтому и проблема разработки системы методов ознакомления с архитектурой остается недостаточно изученной.

В своей исследовательской работе, посвященной кукольному творчеству, Н. Максимова пришла к выводу, что такие явления, как плоскостность, статичность, центрированность изображения - преодолеваются, если использовать следующие приемы. Из коробок склеиваются крепости, дома и дворцы, даже громадные - в полный детский рост, и дети сами "живут" в них, играя и поселяя в них свои игрушки. Здесь развиваются представления о соразмерности частей, соотношении объемов, появляется чувство многослойности мира. Формируется способность "наложения", делающая изображение более эмоциональным и реалистичным.

Таким образом, в содержание знаний по ознакомлению детей с архитектурой, способствующих воспитанию художественного вкуса, необходимо включить следующие разделы:

1.Первоначальные знания об архитектуре.

2.Знания об архитектуре, как виде искусства.

.Мир искусств в мире архитектуры.

.Архитектура в мире других искусств.

Целесообразно использовать такие методы, как беседы, наблюдения, экскурсия, игры, рассказы, демонстрации слайдов, фотографий, репродукций и т.д.

3. План-конспекты занятий

Тема 1: игры на основе универсальной модели описания объекта "Жилой дом"

Программное содержание: упражнять в подборе антонимов, объяснении возможностей сочетания противоположностей в одном объекте; выявлять в существующих знакомых объектах недостатки, рассматривать их как основу для творческой задачи; учить строить прогноз развития объекта на разных уровнях идеальности; формулировать на полуактивном этапе ИКР (идеальный конечный результат для решения творческой задачи), выдвигать идеи технической реализации решения.

Блок 1. Игра "Наоборот" (проводится с мячом)

Задача: назвать слово с противоположным значением. Объяснить каждую пару: как сделать дом ярким? И чтоб тот же дом был бледным? (Яркие краски снаружи, бледные - изнутри); оригинальная архитектура и оформление в пастельных тонах; на освещённом солнечном пригорке и с малым числом приборов освещения…

тусклый, темный,

новый - старый,

ясный - мрачный,

на юге - на севере,

в шумном месте - в тихом месте,

ширящийся - сужающийся,

широкий - узкий,

шершавый - гладкий,

чистый - грязный,

часто встречающийся - редко встречающийся,

упрощенный - усложненный,

построенный - разрушенный,

сухой - мокрый,

свой - чужой,

светлый - темный,

купленный - проданный,

полный (людей) - пустой,

опускает (лифт) поднимает,

красивый - безобразный,

изнутри - снаружи,

дорогой - дешевый,

громадный - маленький.

"Перевертыши"

В доме можно в тишине заниматься любимым делом, это хорошо, почему?

Потому что можно сделать интересную поделку.

Можно сделать интересную поделку, это плохо, почему?

Она может сломаться.

Поделка сломается, это хорошо, почему?

Потому что есть возможность потрудиться над чем-нибудь еще.

Блок 2. Логика системного мышления по объекту

Основная функция - защита человека от неблагоприятных внешних факторов.

Подсистема: стены, пол, двери, лестницы, потолки.

Надсистема:

по месту: находится в населенных пунктах;

по назначению: здания и сооружения.

Прошлое: пещеры, землянки, шалаши.

Будущее (три уровня идеальности - разрешение имеющихся проблем, прогнозирование идеальной системы, свёртывание функции).

Творческие задачи по улучшению имеющегося:

. Дом маленький. Как сделать его большим, без дополнительных затрат строительных материалов? (Повесить кругом зеркала: это зрительно увеличит помещение).

. Дом периодически нужно часто ремонтировать, это требует затрат. Как их уменьшить? (Дом-строитель, сам себя ремонтирует).

. В доме должно быть тепло, но батареи выглядят некрасиво. (Отопительная система спрятана в пол и стены).

. Много мебели в квартире, она занимает много места. (Мебель многофункциональная или встроенная).

Идеальная система: жилища нет, а его основная функция выполняется:

человек сам может вокруг себя создавать поле, которое защитит его, если понадобится;

человек будет реагировать на внешние воздействия таким образом: когда холодно, он перемещается туда, где светит солнце и нет дождя;

одежда будет водо - и холодоустойчивая;

целые города - комплексы межгалактические, внутри такого комплекса люди и живут;

подземные бункеры, где живут люди, а на земле - чистый воздух и леса, по которым не ездят машины;

подводный город на морском дне.

Свертывание функции: объекта нет, потому что отпадает потребность:

планета - дом, друг.

каждой семье по отдельной планете.

Блок 3. Формулировка и решение противоречий

Окна должны быть большими, чтобы было светло, и должны быть маленькими, чтобы было тепло, и не задувал ветер (стеклянные стены и потолки).

Дом должен быть большим, чтобы могло жить много людей, и должен быть маленьким, чтобы занимать на земле мало места (высотные дома).

Дом должен быть, чтобы давать людям кров, и не должен быть, чтобы на земле было много деревьев (подземные и подводные города, межгалактические станции). У дома должны быть стены, чтобы было тепло, и не должно быть стен, чтобы был хороший вид из окна, чтобы было больше света. Окна должны быть большими, чтобы в доме было много солнца, и не должны быть большими, чтобы не было видно, что делается в доме (тонированные стекла).

В доме нужно убирать, чтобы был порядок, и не нужно убирать, потому что не хочется и чтобы не уставать (игрушки с магнитами, летающие, управляемые голосом: поиграл - и она сама на место встала).

Дверь в доме должна быть закрыта, чтобы не пускать чужих и не должна быть закрыта, чтобы могли пройти хозяева (двери нет, стена реагирует на биополе хозяина).

Воспитатель подводит итог: дети вместе с воспитателем выявили много противоречий, задач, на которые нужны ответы. А чтобы легче было ответить, они будут изучать архитектуру и в процессе изучения постараются решить все задачи.

Тема 2. Игра занятие "С Волшебным клубочком в гости к сказочным героям"

Программное содержание: закрепить представления о различных постройках, в которых живут сказочные герои, учить описывать их по признакам: материал, структура постройки, эстетическое оформление. Упражнять в составлении описательных рассказов с помощью приёма "Точка зрения" (составление рассказов от имени хозяина домика).

Предварительная работа. Чтение сказок, где герои живут в сказочных домиках.

Материал: Картинки с изображением сказочных героев и их домов (Дюймовочка - домик-цветок, Поросенок Наф-Наф - домик из кирпича, Старик Хоттабыч - домик-кувшин, Баба Яга - домик на курьих ножках.)

"Сказочная тропинка" (стилизованная дорожка, на которой отмечаются сказки, куда попадают путешественники); карточки-схемы, обозначающие признаки, по которым строится описательный рассказ о домике.

Морфологическая таблица для составления проекта нового домика (признаки, по которым будет строиться новый домик, дети выявляют сами).

Примерное содержание занятия

. Рассматривание книжек с указанными в программном содержании сказками, или загадывание загадок о соответствующих героях. Или игра "Узнай по описанию" (о героях). Предъявление Волшебного клубочка и схем с базовыми признаками для рассказывания.

. Покатился Волшебный клубочек по дорожке и прикатился к домику поросенка Наф-Нафа. Радостно встретил гостей Наф-Наф и рассказал о своем домике. Рассказ "От имени5" (материал, форма, размер, эстетическое оформление, почему именно такой домик построил Наф-Наф).

. Покатился Волшебный клубочек по дорожке и прикатился на красивый луг, где цвели яркие цветочки. На одном из них и был домик Дюймовочки. Рассказ о домике.

кувшин. Хотели дети взять кувшин да зачерпнуть водицы, как услышали голос из кувшина. Имитация голоса Старика Хоттабыча из кувшина, его рассказ о своем домике.

. Привел Волшебный клубочек детей к высокому терему расписному, в котором жила Василиса Прекрасная. Дети рассматривают картинки, где изображены различные терема, с позиции эстетического оформления (арки, резьба, колонны, резные наличники, крыльцо, роспись и другие дизайнерские решения).

Наконец дети встретили Волшебника Перепутывай и он предложил поиграть с Волшебным Комодом; придумать с его помощью сказочным героям новые дома.

На следующем занятии дети представят себя архитекторами и нарисуют дома, используя морфотаблицу, составят короткий рассказ о своем проекте.

Заключение

художественный творческий дошкольник архитектура

В заключении можно сказать, что изучение архитектуры способствует развитию творческих способностей дошкольников. Модель процесса художественно-творческого развития детей посредством ознакомления с архитектурой состоит из 3 взаимосвязанных звеньев: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры; формирование начальных представлений об архитектуре, образном характере произведений зодчества; стимулирование художественно-творческой деятельности.

В содержание знаний по ознакомлению детей с архитектурой, способствующих воспитанию художественного вкуса, необходимо включить следующие разделы:

Первоначальные знания об архитектуре.

Знания об архитектуре, как виде искусства.

Мир искусств в мире архитектуры.

Архитектура в мире других искусств.

Целесообразно использовать такие методы, как беседы, наблюдения, экскурсия, игры, рассказы, демонстрации слайдов, фотографий, репродукций и т.д.

В ходе выполнения работы были разработаны и предложены несколько занятий, посвященных изучению архитектуры дошкольниками.

Используемая литература

1.Барышникова, С.Ю. Архитектурная школа имени Папы Карла [Текст] / С.Ю. Барышникова. - М.: Линка-Пресс, 2006. - 446 с.

2.Заславский, Е.Л. Что такое архитектура [Текст] / Е.Л. Заславский. - М.: Народная Асвета., 2005. - 126 с.

.Искржицкий, Г.И. По законам красоты. Беседы об архитектуре [Текст] / Г.И. Искржицкий. - М.: Просвещение, 2002. - 286 с.

.Неменский, Б.М.. Дом. Какой он [Текст] / Б.М. Неменский. - М.: Высшая школа, 2004. - 188 с.

.Новиков Ф.М. Формула архитектуры. [Текст] / Ф.М. Новиков. - М.: Детская литература, 2004. - 166 с.

6.Салария, Д.С. Штрихи времени. Жилища. Хижины. Дома. Дворцы [Текст] / Д.С. Салария. - М.: Росмэн, 2005. - 112 с.

.Юрченко, С.П. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования[Текст] / С.П. Юрченко. - М.: Высшая школа, 2005. - 288 с.

.Яхнин, Л.В. Сколько братьев у нашего дома? [Текст] / Л.В. Яхнин. - М.: Малыш, 2003. - 126 с.

Похожие работы на - Ознакомление дошкольников с архитектурой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!