Петросянц (Петросян) Евгений Ваганович
Петросянц
(Петросян) Евгений Ваганович
Народный артист России, лауреат IV Всесоюзного конкурса
артистов эстрады
Родился 15
сентября 1945 года в Баку. Отец - Петросянц Ваган Миронович (1903-1962). Мать -
Белла Григорьевна (1910-1967). Супруга - Степаненко Елена Григорьевна,
заслуженная артистка РФ.
Евгений
Петросян с детства мечтал стать артистом, ходил в оперу, в драмтеатр, в цирк,
на концерты. Очень много читал: у отца была прекрасная библиотека. С двенадцати
лет он начинает активно участвовать в самодеятельности. Его первое публичное
выступление на сцене бакинского клуба имени Шаумяна со злободневным фельетоном
В. Медведева "Человека забыли", незабываемое ощущение смеющегося зала
решили его дальнейшую судьбу. Позже, в самодеятельной труппе под руководством
известной комедийной актрисы Маргариты Шамкорян, он играл Афанасия Ивановича в
"Сорочинской ярмарке" и Яшку-артиллериста в "Свадьбе в
Малиновке". Выступая в домах культуры вместе с профессиональными
артистами, читал басни, фельетоны, исполнял репризы, конферировал в концертах
большого эстрадного оркестра. Его комическое дарование получило развитие в
спектаклях "Осенние листья" (роль Уста-Мурада) и "Доброго пути, Долорес"
(роль инспектора полиции) Народного театра под руководством Валентина
Валентинова, куда Евгений Петросян поступил незадолго до окончания школы. Летом
1961 года, сдав последний выпускной экзамен в школе, уже на следующий день он
мчался в поезде Баку-Москва. Аттестат зрелости ему прислали уже в Москву -
ждать его официального получения Евгений не мог: экзамены в театральный
институт начинались раньше, чем в другие вузы... Он блестяще выдержал экзамены
во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) Леонида
Семеновича Маслюкова. Здесь его учителями стали знаменитая Рина Васильевна
Зеленая и один из первых конферансье советской эстрады Алексей Григорьевич
Алексеев.
Дебют Евгения
Петросяна на профессиональной сцене состоялся в 1962 году, когда он в качестве
конферансье вел выпускную программу ВТМЭИ "В жизни раз бывает 18
лет", открывавшую собой второй сезон нового Московского театра эстрады на
Берсеневской набережной. Эта программа шла в театре около двух месяцев. Однако,
по словам Евгения Вагановича, сцена, на которую он вышел впервые в качестве
профессионала, стала ему родной, и потом, где бы он ни выступал, все равно
тянуло в театр эстрады...
Главные его
усилия в то время были направлены на поиски репертуара и на умение работать с
ним. Он знакомился с писателями-сатириками, учился у зрителя. Практика
начинающего артиста - гастроли по стране - и выступления в Москве с программой
"В жизни раз бывает 18 лет" давали возможность познавать азы законов
жанра, позволяла селекционировать номера таким образом, чтобы в репертуаре
оставались только удачные вещи. В 1964 году, к окончанию программы,
завершавшейся месячной поездкой в Болгарию, у актера сложился солидный
репертуар.
Программа
"В жизни раз бывает 18 лет" закончилась. Евгений Петросян ушел из
коллектива - начал готовить индивидуальные номера: публицистический фельетон М.
Грина "Береги честь смолоду" в программе Л. Маслюкова "Эстрадный
автомат", монолог "Опасный возраст" в программе "Вы их не
знаете" Л. Мирова и Ф. Липскерова. Его интермедия "Вступительное"
А. Олицкого, построенная на остроумной словесной путанице, на многие годы
запомнилась зрителям.
В 1964 году
Леонид Осипович Утесов пригласил Петросяна в свой оркестр (Государственный
эстрадный оркестр РСФСР) в качестве конферансье. За несколько дней были
подготовлены две большие интермедии с Утесовым ("Перелистывая
страницы", "Где родился джаз"), сольные номера о джазе ("По
правильному пути" и др.), об Утесове, о Ленинграде, в которых удачно
совмещались особенности концертов, актуальность социальных тем и яркая
индивидуальность артиста. Работая в оркестре Утесова, Петросян продолжал
выступать на эстраде: к концу 1965 года в его репертуаре было уже около ста
номеров. В числе наиболее популярных оказался монолог И. Виноградского и В.
Стронгина "Простой парень". По словам Евгения Вагановича, если
выступление в молодежной программе можно было считать практикой, то работа в
оркестре Утесова стала для него учебой в академии: "Пять лет я был рядом с
этим мудрым философом, величайшим знатоком остроумных курьезов и изречений,
поэтом, музыкантом, основоположником советского джаза, рассказчиком и, наконец,
просто человеком, прожившим большую интересную жизнь...".
В декабре 1966
года Леонид Осипович покинул оркестр, популярность которого мгновенно упала.
Евгений Петросян продолжал работать в оркестре еще два с половиной года.
В дальнейшем
более двадцати лет его творческая деятельность была связана с Москонцертом (до
1974 года - один из ведущих конферансье, затем - исполнитель монологов).
1967-1968 годы
- годы "закручивания гаек", когда жанр сатиры и юмора считали
злопыхательством, кощунством по отношению к действительности, а в комическом
признавалась только малая его область - сектор дружеской шутки и так
называемого "позитивного юмора". Беспощадно можно было бичевать спекулянтов,
многоженцев, управдомов, вахтеров, швейцаров... Петросяну хотелось найти такие
художественные формы, чтобы хоть как-то, пусть вторым планом, протянуть
сатирическую интонацию. В своих номерах он то изображал собак, которые на
выставке беседовали друг с другом о своих хозяевах ("Друзья человека"
Н. Станиловского), то прятался в тонкий абстрактный юмор А. Арканова в
рассказе-монологе "Законодатель моды". Актеру удалось выпустить
игровой фельетон И. Виноградского "Отцы и дети" о взаимоотношениях
людей разных поколений. Молодому Петросяну режиссировали и были его
наставниками Л.Б. Миров, М.В. Миронова, его творческие портреты рисовали в
статьях И.В. Ильинский и Л.О. Утесов.
В 1970 году
Петросян стал лауреатом конкурса артистов эстрады. Вскоре у него появились
постоянные авторы (Г. Минников, М. Задорнов, Л. Натапов, А.Хайт, Л. Измайлов),
участились его выступления на телевидении, артист начал выступать в
правительственных концертах и вести уже солидные программы, теперь практически
только на центральных площадках. Он все больше вплетал в конферанс тексты,
которые не имели отношения к этому жанру: моносценки, монологи в образах...
С годами
Евгений Петросян все чаще думал о синтезе театра и эстрады. Начал сниматься в
телетеатре миниатюр "Наполовину всерьез", где его партнерами были Л.
Гурченко, С. Фарада, Г. Абрикосов (1973-1974), в телепрограмме
"Артлото". Вместе с конферансье Львом Шимеловым и Альбертом
Писаренковым он выпускает совместную программу "Трое вышли на сцену".
Вскоре стало ясно, что это не просто концерт: из этого зрелища можно и нужно
было делать эстрадный спектакль. Премьера состоялась в 1975 году в ЦДРИ. А за
год до этого в репертуаре артиста появился монолог А. Хайта "Эх,
наука", с успехом проживший на сцене более десяти лет. Именно с этого монолога
начался отсчет нового поколения номеров Петросяна - переход от конферанса к
номеру и от него - к сольной программе.
Первая такая
программа - спектакль "Монологи" (1975, режиссер А. Левенбук, авторы:
Г. Минников, Л. Измайлов, А. Хайт) - положила начало будущему Театру эстрадных
миниатюр Е. Петросяна. В 1979 году появилась небольшая труппа (Е. Степаненко,
Е. Грушин, В. Войнаровский), состав ее с годами менялся (среди постоянных
участников - заслуженная артистка РФ Е. Степаненко). Расширяя жанровую палитру
театра миниатюр, Евгений Ваганович вводил в спектакли сценки, куплеты, песенки,
интермедии, пародии, синхробуффонаду, музыкальную мозаику - спектакль
"Доброе слово и кошке приятно" (1980, авторы А. Хайт и А. Левенбук).
В 1985 году Евгений Петросян окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады.
Евгений
Ваганович - артист неутомимый, коллеги по театру называют его
"трудоголиком". Им подготовлено и выпущено семь пластинок-гигантов
миллионными тиражами, десятки сольных программ и телепередач.
На протяжении многих
лет и по сей день в Московском театре эстрады с большим успехом проходят
программы и спектакли Петросяна, в большинстве из которых он участвует не
только как главный артист, но и как режиссер-постановщик. Среди них: "Как
поживаете?" (1986, авторы М. Задорнов, А. Хайт и А. Левин, режиссеры М.
Задорнов и А. Бармак), "Инвентаризация" (1989, авторы М. Задорнов, С.
Кондратьев и др.), "Дураки мы все..." (1991, авторы А. Хайт, Г.
Териков, В. Коклюшкин и другие, режиссеры Е. Петросян и А. Вишневецкий),
"Страна Лимония, деревня Петросяния" (1995, авторы М. Задорнов, С.
Кондратьев, Л. Французов, режиссеры Е. Петросян и С. Кондратьев), "Когда
финансы поют романсы" (1997, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л.
Измайлов, Г. Териков, Н. Коростелева и др., режиссер Е. Петросян),
"Семейные радости" (1999, авторы, Н. Коростелева, Л. Натапов, А.
Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и др., режиссер Е. Петросян).
Умение
привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними постоянно
обогащает искусство Евгения Петросяна свежими идеями, современными характерами,
которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую,
драматическую, в иных случаях - трагикомическую окраску. Гражданская позиция
актера, его яркая индивидуальность "скрепляют" разные по стилю и
жанру произведения, придают целостность ("сюжетность") спектаклям,
составленным из разных миниатюр. Сквозная мысль проходит преимущественно через
монологи, которые все же остаются главным жанром Евгения Вагановича. Лучшие из
них он исполняет в "сборных" концертах, на телевидении. Среди них
"Резидент" (1985), "Постепеннее надо ..." (1987), "Не
плачь, Федя..." (1988) и "Не понимаю..." (1982-1999) М.
Задорнова; "Спокойной ночи, взрослые" (1980) и "Энтузиазизм или
Аля-улю" (1986) А. Хайта; "Либо-либо" (1989) И. Виноградского;
"Японский городовой" Г. Терикова (1991); "О рекламе" Л.
Французова (1993-1999); "А музыка звучит" А. Дудоладова (1997);
"Человек за бортом" (1997) и "Воскресный папа" (1999) Н.
Коростелевой; "Необыкновенные ощущения" А. Новиченко; "Шпингалеты"
С. Кондратьева (1997); "Телешизофрения" и "Родные мои"
(2001) Н. Коростелевой; "Бобры" А. Цапика (1999),
"Обезьяна" Г. Бугаева (2001), "Нервы" Л. Натапова (1999).
В 1991 году
Е.В. Петросян удостоен почетного звания "Народный артист России".
Круг творческих
интересов Евгения Петросяна необычайно широк. Кроме активной работы на сцене и
театральной режиссуры, он известен как автор книг по теории и практике
эстрадного искусства и как автор и ведущий целого ряда телевизионных передач.
Книга Е.
Петросяна "Хочу в артисты" (М., 1994), в которой обобщены результаты
многолетнего труда артиста на эстраде, а также целый ряд его статей и
монографий о комическом вообще и остроумии в частности - это его личный взгляд
на тысячелетний опыт человечества по созданию смешного, пониманию его и умению
анализировать его структуру. Эти работы стали учебным пособием при подготовке
молодых специалистов в области юмористики - писателей, артистов, режиссеров
жанра.
Признанным
бестселлером 1994 года стала книга "Петросян в стране анекдотов" (М.,
1994-1998, пять переизданий), где автор пытается осмыслить наиболее популярный
вид фольклора. Популярны у читателя вышедшие следом книги "От смешного до
великого" (М., 1995), "Петросмешки" (М., 1999), "Над чем
смеется Петросян" (Антология репертуара) (М., 2000), "Записные
"Хиханьки-хаханьки" (М., 2001).
При своем
театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы
по истории эстрады XIX-XX веков: журналы, афиши, фотографии и многое другое.
Свойство,
делающее творчество Петросяна ярким явлением в искусстве юмористической
эстрады, - новаторство. В спектакле "Дураки мы все" (1991) Петросян
читал вступительный фельетон, который длился 50 минут (беспрецедентный случай
для эстрадного фельетона), зрители смеялись и плакали, сопереживая мыслям
артиста. В своих спектаклях Петросян непредсказуем: неожиданно появляется театр
предмета - монолог Груши, Телефона, Пугала огородного. Или вдруг он поет
молодежный рэп, или блистательно танцует канкан. В программе "Инвентаризация-89"
во время исполнения фельетона "Не могу понять" (С. Кондратьев), когда
Петросян говорил о погибших в Афганистане, зрители на каждом концерте сами
вставали в траурной минуте - бесценное единение артиста и зала. Артист
мгновенно откликается на все события жизни: уже на третий день после открытия
первого Съезда народных депутатов Петросян выпустил фельетон о работе съезда,
подмечая даже то, чего не заметила пресса. Лирическая и драматическая нота
всегда присутствовала в его спектаклях и это делало его юмор еще более
художественным и значимым (монолог "Не плачь, Федя" о непростой жизни
простого человека (М. Задорнов, 1988)). В моносцене "Японский
городовой" (А.Хайт, Г. Териков, 1991) артист изображал старика, уезжающего
навсегда в Америку к дочери, и залу казалось, будто старик рассказывает о своей
судьбе каждому лично. Вершиной серии трагикомических номеров, без сомнения,
стала монопьеса Н. Коростелевой "Родные мои" (2002), которую Петросян
играет в новом спектакле "Страсти-мордасти". В ней слилась жизнь
сразу нескольких поколений, в каждом слове сквозит доброта и любовь к своему
народу, живущему очень нелегкой и непредсказуемой жизнью.
Остроумный
номер "Бестолковый словарь" (Б.Брайнин, М.Задорнов и др. 1981-2000)
на деле оказывался не бестолковым, а сгустком юмора умных и веселых изречений,
что тоже являлось в свое время новаторством. Постоянно обновляясь, этот номер
прочно "осел" в памяти зрителя, с восторгом принимающего новые
варианты, так же, как многосерийный фельетон "Не понимаю" (1974-2000),
имеющий около двадцати серий за многие годы. К этому же можно добавить и серию
удивительно смешных, острых фельетонов "О рекламе" (1993-2002). Можно
перечислять еще много работ, каждая из которых является событием в жанре
эстрадной юмористики. Искусство Петросяна помогает нашему народу улыбаться,
поверить в то, что мир все равно станет лучше - в этом предназначение артиста.
Евгений
Петросян - создатель и участник множества телепередач. Он был одним из первых
ведущих новогоднего "Голубого огонька", "Утренней почты",
"Артлото", программы "Аншлаг, Аншлаг...", в разные годы
создал сольные передачи "С различных точек зрения" (1985),
"Приглашение на вечер Петросяна" (1988), "Ангажемент
Петросяна" (1990), "Операция Петросян" (1991), "Кто этот
Петросян?" (2001)...
С января 1994
года по первому каналу российского телевидения (ныне - ОРТ) с успехом
демонстрируется цикловая передача "Смехопанорама", в которой Евгений
Ваганович является не только исполнителем, но и автором, и режиссером, и
ведущим. Это, по сути, первая на отечественном телеэкране передача, которую
можно определить как "занимательное эстрадоведение". С момента своего
появления в эфире "Смехопанорама" сохраняет один из самых высоких
рейтингов. У телевизионщиков есть даже термин "феномен Петросяна",
отражающий его уникальную способность собирать у экрана многочисленных
зрителей.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/