Компьютерные технологии: созидание или разрушение личности?

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,12 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Компьютерные технологии: созидание или разрушение личности?

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ МЕДИА- И СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

ФЕНОМЕН «ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ» В ПРОСТРАНСТВЕ МАСС-МЕДИА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Человечество вступило в третью научно-техническую революцию. Именно с нее и начался глобальный переворот в мире современных технологий. Еще совсем недавно человечество не имело представления о Глобальной сети Интернет. Но время идет и технологии, разработки не стоят на месте. Они идут вслед за развитием человечества и ни в чем не хотят уступать ему. Одним словом техника не стоит на месте. Современная жизнь людей на данный момент времени не возможна без компьютерных технологий. Именно техническая революция диктует свои правила жизни современным людям.

На данный момент времени мы (люди) не можем, представит себе жизнь без современных технологий. Конечно, как это можно представить, если мы живем в современном мире, где есть столько всего из техники, которая нам так облегчила жизнь (холодильники без разморозки, микроволновые печи, пылесосы, кухонные плиты с электроподжигом, современные стиральные машины, сотовые телефоны и т. д.). В общем, все, к чему мы так привыкли, и уже не обращаем внимания на то, что наши предки умудрялись жить без этих новшеств.

Однако все ли современные технологии несут пользу, сколько вреда? К примеру, возьмем компьютер. Он создан для работы, потому что электронная вычислительная машина. Но с приходом современных технологий компьютер отныне не только выполняет функции математические, но и развлекательные, такие как игры на нем, так и посещение Интернета. Что касается игр на нем, то это отдельная тема, как и посещение Интернета. Как известно разрушение личности в основном происходит у молодежи, проще говоря, у подростков. Которые так любят прогуливать школу и торчать в компьютерных клубах вместе с друзьями или у друзей, у которых есть компьютер, и резаться в любимые компьютерные игры. Из-за этого они в своем роде деградируют, т. к. происходит разрушение мировоззрения ребенка. Потому что теперь на первом месте у подростков стоит компьютер и развлечения на нем, а потом уже все остальное. Это приводит к разнообразным болезням, таких как комплексы. Человек уже не может нормально вести себя в обществе. Если его что-то злит в то время, когда он сидит за компьютером, у него могут быть выпады злости, грубое выражение своего мнения и т. д. Мало того, человек полностью подрывает свое здоровье морально и психически. Портится зрение, осанка, но самое что не наесть ужасное из всего этого, человек уже не может жить без этого, он попадает в зависимость, а порой и становится сумасшедшим, ему везде кажутся враги и их надо уничтожить. В общем, от игр свихнулся, и понеслось. От этого увеличивается преступность среди подростков. А также разнообразные форумы, чаты, где обсуждают «запретные темы». Порой подростки совершают убийства, насмотревшись на разных форумах жестокость других посетителей сайтов, которые снимают и записывают на свои сотовые телефоны совершенные ими же преступления, убийства, которые и публикуют сами же. Мы рассмотрели, как действует на людей компьютерная зависимость. Теперь мы более подробно рассмотрим то, как действует на людей Интернет.

Одни из первых компьютеров - ENIAC (электронный числовой интегратор и калькулятор) разработали Дж. Мочли (1907-1980) и Дж. Еккарт для армии США. По сравнению с современными ЭВМ он был очень громоздким - занимал целый зал и выполнял гораздо меньше операций. Технологии ЭВМ постепенно совершенствовались. Габариты компьютеров уменьшались, а их возможности увеличивались. В 1964 г. американская компания IBM выпустила первый текстовый компьютер. В 1978 г. Американская компания «Квикс» создала компьютер, использующий для записи текста магнитные диски. В 80-е г. персональные компьютеры со специальными программами начали вытеснять пишущие машины. Основой компьютера является микропроцессоры, называемые также силиконовыми чипами.

Межкультурная коммуникация - понятие современной культурологии, выражающее особенности человеческой действительности и человеческих взаимоотношений с точки зрения культурных процессов. В рамках этого понятия происходит описание и интерпретация совокупности разных форм повседневного поведения и отношений представителей разных групп населения в аспектах культурного взаимодействия между народами. Развитие межкультурной коммуникации как дисциплины во второй половине ХХ в. происходило на основе возрастающего научного интереса к коммуникациям, предметом которой стало всестороннее изучение процессов человеческого общения во всех многообразных формах его проявления и связях с проблемами культуры. В результате межкультурная коммуникация оказалась одним из разделов общей теории коммуникации, имеющей собственные терминологические и методологические аппараты.

В настоящее время выявились конкретные аспекты изучения межкультурной коммуникации - психологический аспект, когда внимание обращается на содержание, целостные ориентиры и мотивации поведения человека; социологический аспект определяет значение культурной, социально этнической идентичности для коммуникационных процессов с участием человека. Лингвистический аспект позволяет исследовать особенности вербальной и невербальной коммуникации, выявить языковые стили и способы при межкультурном общении. Особый раздел межкультурной коммуникации составляет рассмотрение ее как части деловой культуры, т. е. корпоративных связей и связей с общественностью с учетом национальных, региональных культурных компонентов.

Личность - это:

) Конкретный человек в единстве его общих, особенных и единичных социальных свойств, формирующихся и реализующихся в определенной системе общественных отношений и социальной действительности.

) Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личность следует отличать от понятия индивид (единственный представитель человеческого рода) и индивидуальность (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других).

) Совокупность свойств, присущих данному человеку составляющих его индивидуальность личность человека - это менталитет. Осознание менталитета укрепляет суверенность личности, человек обретает возможность понять и оценить себя.

ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ МЕДИА- И СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

компьютерный сетевой виртуальный личность

«Виртуальная реальность» современной культуры - это не столько идеальное пространство, основанное на «новых мифах», и настоящий сакральный смысл, сколько «поглощающая» человека среда медиакультуры, компьютерная «виртуальная реальность», дигитальное (цифровое) поле современной культуры, одним словом - это новый интегративный сверхсложный феномен - сетевая культура.

Виртуализация общества приводит к «цифровым разрывам», нарушению иерархической связи между поколениями. И не только потому, что исторические личности и связанные с ними реальные события вырываются из контекста культуры и в одном времени - пространстве сосуществуют с мифологическими героями и виртуальными субъектами, но вследствие того, что взаимодействие между людьми в реальном пространстве - времени утрачивает истинную значимость для развития человека. «Вытеснение» и замещение представлений, символов и знаков, формирующих ценностное сознание и фиксирующих преемственность поколений, особенно отчетливо проявляется на обыденном уровне культуры.

По своей сложности современные информационное коммуникативное пространство значительно сложнее всех, ранее известных человеку (мифологические, религиозные, эзотерические пространства, и пространства традиционных культур и др.) Благодаря сочетанию мощной логической организованности, глубоко сокрытой и зачастую никем не декларируемой и не контролируемой, и механизмом «самоорганизация сетевой культуры» «выстраивает» особые программы регуляции поведения и действительность человека за ее идеальными пределами, вторгаясь в сферу социокультурного пространства, оказывая сильное на индивидуальное и общественное сознание, мистифицируя (искажая) картину реального мира.

Исследования процесса становления личности в информационно-коммуникативных средах свидетельствует об усиливающихся рисках, связанных с изменениями уровня информационно-психологической безопасности человека в современном мире, ведь «обживая» компьютерную «виртуальную реальность» человек изменяет свой внутренний мир, духовно-этические установки, в целом - тип мироотношения и миропонимания. Резкое несовпадение норм поведения и жизненных правил, ценностей и идеалов в новом ключе раскрывает проблему кризиса социокультурной идентичности, высказывая предположения о формировании нового типа идентичности - «сетевой» идентичности.

Как человек чувствует себя в насыщенной информационной среде? Каковы последствия трансформации моделей поведения человека в условиях расширяющихся каналов передачи информации, изменение норм и правил, целей и содержания процессов взаимодействия с другими людьми?

Способен ли современный человек поддерживать языковую и речевую практику диалога? Или виртуально-текстовые контакты полностью удовлетворяют его потребности в общении?

Что стоит за процессом «колонизации» сознания? Почему электронная переписка незнакомых людей заставляет столько думать, сколько переживать, парализуя аналитическую способность и потребность в саморефлексии возбуждая инстинкты?

ФЕНОМЕН «ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ» В ПРОСТРАНСТВЕ МАСС-МЕДИА

Традиционная трактовка личности связывалась не только с выявлением присущей ей ценностных установок, индивидуальных черт, характера, жизненной позиции, но и внешнего облика (манеры поведения, стиля одежды и т.д.). Личность определялась единством духовного и телесного. Виртуальный мир предполагает принципиальное отсутствие телесности создатель «виртуальной личности» как правило, остается анонимен. В связи с этим возникает вопрос: можно ли вообще говорить о существовании «виртуальной личности»?

«Человек, входя в сеть, вступает в контакт и начинает примерять на себя маски…»

Создавая «виртуальную личность», необходимо разрабатывать и ее псевдотелесный облик. Только при таких условиях она может выступать как личность. Правда, возникают значительные затруднения, связанные с моральной и правовой ответственностью такой личности ее способностью к созиданию, пониманию, доверию, которое является неотъемлемой частью любых коммуникативных процессов.

Мониторинги Интернета показывают, что количество «виртуальных личностей» активно функционирующих в Глобальной сети, возрастает, чем обусловлено подобное стремление к смене идентичности? Большинство современных исследователей видят в желании создавать «виртуальную личность» или скрываться под ней, прежде всего из-за психологических проблем (комплексы человека). В частности, потребность в создании «виртуальной личности», отличающейся от реальности, чаще всего у подростков, для которых наиболее остро стоит вопрос самоидентификации, игры, общение. Интернет предоставляет широкие возможности для удовлетворения данных потребностей, позволяя продуцировать любые желаемые образы. «В виртуальной среде вы вообще можете быть: кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира».

В то же время уход в виртуальный мир может быть обусловлен определенными проблемами в реальной жизни и играет чисто компенсационную функцию. «Желание компенсировать «виртуальные личности» может быть связано с тем, что реальность различных аспектов «Я», или же, что действительность может быть слишком «ролевой», слишком нормативной. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных «виртуальных личностей». В крайних ситуациях это касается детского и подросткового возраста, когда личность полностью еще не сформирована, человек может полностью потерять свое «Я», растворившись в смене виртуальных двойников.

Среди мотивов создания «виртуальной личности» выделяют и такие психологические потребности как стремление к могуществу, реализации идеала красоты, интеллекта, выражение нетрадиционных идей, потребности в признании и понимании. По мнению Дж. Сулера в подобной ситуации «виртуальная личность» может стать «осуществлением мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или принадлежности и понимании».

Самыми примитивными видами «виртуальной личности» является аватары - созданные программистами образы для общения в Интернете. Выбрав наиболее понравившийся, можно выступать под его прикрытием в чатах, конференциях и др.

Существует целая плеяда аватар, начиная с литературных персонажей (Папа Карло, Мумий-Тролль, Маг, Остап Бендер, Вини-Пух) представителей животного мира (Коза, Собака, Овчарка, Микроб), нарицательных персонажей с определенным социальным статусом (Бонвиван, Эмигрант, Магнат, Сержант), до полной утраты человеческого облика в образах технических терминов и устройств (РСТ 38 бис, INT 21H, Холодильник) или же принятие ярко выраженного действительного образа (Мразь, Псих, Прикол). Помимо пассивного выбора аватар, возможно и активное формирование «виртуальной личности» более высокого уровня. К ним представлен целый ряд требований, направленный на обеспечение правдоподобности ее социокультурных характеристик, среди них:

·Наличие разработанного социокультурного образа;

·Поиск имени, составляющего идеи;

·Стремление к уникальности, неповторимости образа;

·Создание живой «виртуальной личности»; учет ее ментальных характеристик;

·Продуманная драматургия «виртуальной личности» через погружение в ее образ;

·Придуманная тактика поведения «виртуальной личности» в сети и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, довольно сложно ответить на вопрос «Компьютерные технологии: созидание или разрушение личности?». С одной стороны это хорошо, с другой плохо. С одной стороны компьютерные технологии упростили нам жизнь, с другой мы можем попасть в компьютерную зависимость, из-за этого мы губим свое здоровье. А что касается общения вживую, то этого нам никогда не заменит никакой чат и Интернет. К тому же общаясь в сети, мы становимся более трусливыми в общении с живыми людьми, так как у нас вечно какие-то нелепые комплексы из-за внешности, интересов и т. д. Общаясь вживую мы закаляемся в общении и становимся более смелее, общаясь с людьми в целом. Маленьких детей лучше за компьютер не пускать т. к. у них еще не до конца сформулирована психика и не стоит стремиться разрушать ее с помощью компьютера. Что касается разрушения или созидания, то это уже должен решить каждый сам для себя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Быковская Е.В. Как избавиться от игровой зависимости. - Эксмо, 2007 г.

2.Васильев В.И. Словарь исторических и общественно-политических терминов. - ОЛИМА-ПРЕСС. Образование, 2005 г.

.Киршова Н.Б. Медиа-культура новой России. // Материалы Международной научной конференции, 2007 г.

.Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов - 2008 г.

.Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры. Словарь - 2005 г.

Похожие работы на - Компьютерные технологии: созидание или разрушение личности?

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!