Аренда основных средств предприятия металлургической отрасли ОАО 'МГОК'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    533,68 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аренда основных средств предприятия металлургической отрасли ОАО 'МГОК'














Курсовая работа

По дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

на тему: «Аренда основных средств предприятия металлургической отрасли ОАО «МГОК»»

Содержание

Введение

. Понятие и сущность экономики предприятия

.1 Экономика предприятия. Структурная схема экономики предприятия

.2 Оценка экономики металлургической отрасли

1.3 Понятие и структура основных средств, аренда основных средств, ее понятие и виды

2. Анализ состояния основных средств предприятия

2.1 Характеристика предприятия ОАО «МГОК»

2.2 Структура основных средств

2.3 Анализ амортизации основных средств

3. Оценка затрат предприятия, связанных с приобретением основных средств и их арендой

.1 Аренда основных средств

3.2 Оценка экономической эффективности использования финансовой аренды

.3 Затраты, связанные с приобретением основных и арендой новых средств

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на промышленном предприятии - основные и оборотные средства в их движении. Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений. Но многие, особенно вновь создаваемые, организации часто не имеют финансовой возможности (денежных средств) для приобретения зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств. Временные затруднения удается преодолеть за счет арендных отношений, т.е. передачи и получения объектов основных средств в аренду (имущественный наем) - договор, по которому одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) какое-либо имущество во временное пользование за определенное вознаграждение.

В условиях экономической реформы повышается роль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств. Цель написания работы - рассмотрение вопросов учета арендованных основных средств. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, представлены виды аренды, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета арендованных объектов основных средств.

Целью курсовой работы является исследование аренды основных средств и оценки экономической эффективности использования финансовой аренды. Так же мне необходимо рассчитать и проанализировать эффективность необходимых затрат для предприятия.

Задачи курсовой работы: изучение понятия основных средств, их назначения и сущности; изучение понятия аренды и ее видов; анализ состояния основных средств предприятия; анализ производственной мощности предприятия; оценка экономической эффективности использования аренды.

Объектом изучения курсовой работы является ОАО Михайловский горно-обогатительный комбинат. На промышленном предприятии такого уровня основные средства должны быть надлежащего качества. Так как от них зависит деятельность комбината, а от самого комбината зависит благополучие города.

Предмет курсовой работы является процесс амортизации основных средств.

1. Понятие и сущность экономики предприятия

.1 Экономика предприятия. Структурная схема экономики предприятия

Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. "Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль.

Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают в конечном счете осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части. Схема взаимодействия между ними показана на рис. 1.

В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация. Управляющее звено - необходимый элемент любой организации.

На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Рис. 1. Взаимодействие управляющей и управляемой части деловой организации А - управляющая информация, Б - информация об исполнении.

Заметим, что управленческое решение - это результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит обобщенный характер. Даже когда руководитель самостоятельно принимает решение, то коллективный интеллект в явной или неявной форме влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения.

Управляемая часть - это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации. Так например, если речь идет о деловой организации, осуществляющей управление финансами, скажем, о банке, то на его вход поступают денежные средства или их заменители (ценные бумаги, векселя, акции и т.п.). Выходом является информация по управлению финансовыми потоками и денежными средствами. Во многих случаях банк осуществляет выплату наличных денежных средств.

Чтобы координировать действие управляемой части, необходимо использовать систему научного управления, обоснованную Ф. Тейлором в его книге "Принципы научного управления", вышедшей в свет в 1911 году. Ф. Тейлор впервые отделил процесс планирования труда от самого труда, выделив, таким образом, одну из основных управленческих функций. Основные положения системы научного управления по Тейлору формулируются следующим образом:

создание научного фундамента, заменяющего собой традиционные, практически сложившиеся методы работы;

отбор и обучение сотрудников на основе научных критериев;

взаимодействие между администрацией и исполнителями с целью практического внедрения научно разработанной системы организации труда;

равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и исполнителями.

Особенностью деятельности промышленного предприятия в наши дни является работа в условиях острой конкуренции не только внутри страны, но и на межгосударственном уровне. Ускоренное развитие средств коммуникации, электронных средств, обеспечивающих хранение и обработку информации, привело к возникновению новой информационной среды, в которой функционируют организации. Это, в свою очередь, вызвало изменение требований, предъявляемых к системам управления.

Современная система управленческих функций может быть представлена следующим перечнем основных задач:

координация и интеграция усилий членов организации в направлении достижения общей цели;

организация взаимодействия и поддержание контактов между рабочими группами и отдельными членами организации;

сбор, оценка, обработка и хранение информации;

распределение материальных и людских ресурсов;

управление кадрами (разработка системы мотиваций, борьба с конфликтными ситуациями, контроль деятельности членов организации и групп);

контакты с внешними организациями, ведение переговоров, маркетинговая и рекламная деятельность;

инновационная деятельность;

планирование, контроль за исполнением решений, коррекция деятельности в зависимости от изменения условий работы.

Безусловно, здесь приведен далеко не полный перечень задач, которые зачастую приходится решать руководителю организации, менеджеру и структурным подразделениям звена управления. В связи с этим в современной науке управления принято говорить об искусстве управления и сравнить его со сложной комбинационной игрой. Решение многих из указанных задач возможно только при условии использования в процессах управления самых современных средств обработки информации и коммуникационных связей.

При анализе приведенного выше перечня задач управления, становится очевидным, что проблемы управления современной организацией в основном связаны:

с усложнением структуры организации;

с развитием средств коммуникации как внутри организации, так и в общении с внешним миром;

с наличием большого количества конкурентов, в связи со значительным развитием производства во всем мире;

с необходимостью создания гибкой системы экономической и психологической мотивации, способствующей повышению заинтересованности работников в достижении цели, стоящей перед организацией.

Известно, что успехи и неудачи организации во многом зависят от кадрового состава и от поведения членов коллектива. Сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы определяют эффективность управления организацией. В связи с этим в процессах управления организацией, наряду с такими направлениями, как управление финансовой, информационной или административной службами организации, специально выделяется направление социально-психологического управления.

При решении проблемы стимулирования роста производительности используются принципы, сформулированные в рамках теории выбора руководителей, владеющих социально-психологическими методами управления, теории реализации целей, теории удовлетворения потребностей и теории справедливости.

В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления Функциональная организационная структура: Особенностью данного типа организационной структуры является то, что каждая структурная единица специализируется на выполнении определенной функции. Выполнение распоряжений руководителя функционального подразделения в пределах его полномочий обязательно для нижестоящих структурных подразделений(рис.2).

Рисунок 2 - Функциональный тип организационной структуры

Достоинства структуры: освобождение руководителей производственных подразделений от необходимости решения специальных вопросов, возможность использования опытных специалистов, уменьшение потребности в экономистах.

Недостатки структуры: усложнение взаимосвязей, затруднение координации действий по управлению, проявление тенденций к чрезмерной координации.

Линейно - функциональная организационная структура: Сущность данного типа структуры заключается в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными службами (рис. 3). Линейные руководители осуществляют непосредственное руководство производством, каждый из них выступает в качестве единоначальника в соответствующем производственном подразделении. Линейные руководители наделяются необходимыми правами и несут ответственность за конечные результаты деятельности подчиненных им подразделений.

Рисунок 3 - Линейно - функциональная организационная структура

Дивизиональные структуры управления стали возникать к концу 20-х гг. XX в., когда резко увеличились размеры предприятий (рис. 4). Они стали многопрофильными, технологические процессы усложнились.

Крупные корпорации, первыми использовавшие данные структуры управления, стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям. За руководством оставалась стратегия развития, научно-исследовательские разработки, финансовая и инвестиционная политика.

Этот тип структур сочетает централизованную координацию и контроль деятельности с централизованным управлением. Ключевые фигуры в управлении организации с дивизиональной структурой - не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения, так называемые дивизионы. [7,145]

Достоинства структуры: Такая структура способна обеспечить управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными друг от друга подразделениями. Недостатки структуры: большое количество «этажей» управленческой вертикали; разобщенность штабных структур отделений со штабами компании; основные связи - вертикальные.

Рисунок 4 - Дивизиональная структура управления

Органический тип структур управления. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, быстро приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур такого типа являются матричные (программно-целевые), проектные и бригадные формы структур.

.2 Оценка экономики металлургической отрасли

В результате развития горнодобывающей промышленности ускорится развитие металлоемких отраслей машиностроения, включая высокотехнологическое машиностроение.

По реалистическому сценарию спрос на прокат черных металлов в 2010-2015 гг. вырастет на 42,2% (47,5 млн. т) в основном из-за необходимости менять изношенные на 70% рельсы.

Спрос на стальные трубы к 2015 г. может достигнуть 11,7 млн. т (рост 52%) за счет газо- и нефтепроводов.

ОАО «Михайловский ГОК» является одним из крупнейших предприятий горно-добывающей промышленности, тенденции развития которого отражают типичные факторы, обусловливающие особенности его функционирования. Он добывает и перерабатывает ежегодно 48 млн. т сырой железной руды, 17 млн. т концентрата и 9,5 млн. т окатышей. Объемы отгрузки железорудного сырья потребителям достигли максимального уровня в 2004 г. и превысили 18 млн. т (см. рис. 2).

Рисунок 5- Объемы отгрузки железорудного сырья в 2001-2005 гг.

Комбинат занимает второе место по объемам продаж железорудного сырья в стране, уступая только ОАО «Лебединский ГОК». Михайловский ГОК имеет самый широкий ассортимент железорудной продукции в России: окатыши, концентрат, доменный концентрат, сушеный концентрат, аглоруду и доменную руду.

Таким образом, комбинат является типичным представителем крупных отечественных промышленных предприятий, проблемы развития которого могут служить основой для анализа их эффективности с точки зрения развития менеджмента в крупных организациях различной отраслевой принадлежности.

Для выделения основных проблем повышения эффективности системы менеджмента крупных промышленных предприятий целесообразно проанализировать состояние внешней среды их функционирования. При анализе тенденций развития добычи полезных ископаемых в России следует принимать во внимание влияние таких факторов, как сокращение эффективных резервных мощностей, низкие темпы освоения и ввода в действие новых месторождений, ограничение со стороны транспортной и экспортно-экспедиционной инфраструктуры. При сложившейся структуре основных фондов добывающих производств дальнейшее повышение загрузки мощностей сопровождается повышением капиталоемкости производства и снижением эффективности использования трудовых и финансовых ресурсов. Это обусловливает существенное влияние динамики объемов выпуска отраслей экспортоориентированного комплекса на структуру промышленного производства и спроса на внутреннем рынке.

Кроме того, китайский фактор инфляции издержек продолжает оставаться доминирующим на рынке продукции металлургической промышленности, а, следовательно, и горно-добывающих отраслей. О силе китайской инфляции издержек говорит следующий факт. Долгое время считалось, что высокие мировые цены на сталь Китай поддерживает напрямую - путем массового импорта стального проката. Как оказалось, значение этого фактора сильно преувеличено.

Китайский экспорт достиг 43 млн. тонн в 2006 году и не упал даже после ввода правительством 15-процентной экспортной пошлины. По всем канонам падающий китайский импорт и растущий экспорт должны были бы снизить мировые цены. Но вместо этого они выросли. И, судя по всему, будут расти и дальше.

Внешний фактор оказал существенное влияние и на работу Михайловского ГОКа, который является одним из ведущих российских экспортеров железорудного сырья, а по объемам поставок окатышей на мировой рынок занимает первое место среди горнодобывающих предприятий России. В целом на экспорт отгружается около 40% всей продукции комбината, а на внутренний рынок приходится более 60%. Экспортные поставки имеют большое значение для развития Михайловского ГОКа, поскольку в среднесрочной перспективе увеличение объемов реализации железорудного сырья предприятиями горнорудной отрасли страны может осуществляться в основном за счет роста поставок на мировой рынок. Это обусловлено перспективой незначительного роста производства черных металлов в России и, соответственно, увеличения объема железорудного сырья для внутреннего потребления.

Существенное повышение рентабельности добывающих производств обусловлено благоприятным сочетанием факторов конъюнктуры цен на мировом рынке топливных и природно-сырьевых ресурсов. Кроме того, при сложившемся соотношении внутренних и мировых цен в прибыль переходит и значительная часть дохода, образовавшегося за счет увеличения рублевой стоимости продукции, продаваемой за валюту. В 2005-2008 гг. Михайловский ГОК в 4 раза увеличил объемы отгрузки продукции на экспорт и укрепил свои позиции на мировом рынке. Выйти на мировой уровень комбинату позволили стабильное качество продукции, а также активная планомерная работа по повышению основных качественных показателей железорудного сырья (содержания железа и кремния). Наиболее крупным мероприятием, направленным на повышение качества продукции, является строительство установки флотационного обогащения концентрата.

Основным зарубежным рынком сбыта железорудной продукции ОАО «Михайловский ГОК» в последние несколько лет были страны Восточной Европы. Но ситуация на рынке меняется: сокращение спроса на железорудное сырье в странах Восточной Европы в 2008 г. привело к необходимости переориентации значительной части экспорта на другие рынки сбыта. В 2008 г. комбинат в условиях сокращения спроса на внутреннем рынке и в странах Восточной Европы переориентировал значительные поставки окатышей на рынок Китая, объемы которых выросли с 389 тыс. т в 2004 г. до 2,04 млн. т в 2008 г.

Однако даже в этих условиях проблема инвестиционного обеспечения развития комбината остается исключительно острой. Для того чтобы эффективно функционировать, и металлургические, и горно-обогатительные комбинаты должны рассчитывать только на правильно разработанную стратегию долгосрочного роста. Так, при прогнозировании бурного роста металлургической промышленности к 2010-2015 гг. капитализация предприятий отрасли должна возрасти с нынешних 4,2 трлн. руб. до 6 трлн. руб. Причем инвестиционными источниками такого роста должны стать собственные ресурсы предприятий: амортизационные отчисления, кредиты, лизинг оборудования и т.п. Такие же тенденции характерны и для горно-обогатительных комбинатов, которые непосредственно обеспечивают рост металлургического производства. Решению этих проблем и поиску эффективной модели управления предприятием были подчинены этапы трансформации организационной структуры ОАО «Михайловский ГОК», которые можно свести к следующим:

работа в условиях плановой экономики;

переход на рыночные условия хозяйствования, выход из кризиса;

динамичное развитие и позиционирование предприятия как лидера горно-металлургической промышленности.

Для повышения эффективности структуры управления комбинатом в 2000-2008 гг. были предприняты шаги по изменению системы принятия решений, которая ориентируется на:

Выработку долгосрочной стратегии развития, максимально отвечающей требованиям рынка и ожиданиям акционеров, соотнесенной с финансовыми возможностями.

Создание эффективной системы управления.

Повышение качества выпускаемой продукции.

Увеличение эффективности использования основного и оборотного капитала.

Снижение себестоимости конечной продукции.

Следует отметить, что финансовые показатели при этом были выбраны в качестве основных при оценке эффективности функционирования предприятия и системы его менеджмента. И это не случайно, поскольку парадокс крупных организаций, которые развиваются путем расширения внутренней специализации и дифференциации функций по всей организационной структуре, заключается в том, что им становится все труднее соединить функциональные показатели эффективности деятельности с финансовыми результатами и долгосрочной экономической эффективностью.

.3 Понятие и структура основных средств, аренда основных средств, ее понятие и виды

Основные средства - отражённые в бухгалтерском <#"523487.files/image006.gif">)==3933ч. ,

где Фн - номинальный фонд времени работы единицы оборудования в год.ч; Фн = 4140 часов.

a = (3¸6)% - процент времени простоя оборудования в планово-предупредительном ремонте к номинальному фонду времени.

Квн - средний коэффициент выполнения нормы (Квн = 1,2).

С=(0,970*144+6,0*66+10,0*78+1,750*117+1,500*126+0,550*98)*1000/3933*1,2*60=6,2

С=(0,970*55+6,0*48+10,0*19+1,750*71+1,500*22+0,550*17)*1000/3933*1,2*60=2,3

С=(0,970*114+6,0*112+10,0*126+1,750*138+1,500*158+0,550*219)*1000/3933*1,2*60=9,32

Из расчетов видно, что необходимое количество оборудования составляет: 6 дробилок, 2 сепаратора и 9 мельниц. То есть, для выполнения плановых показателей на 2009 году необходимо закупить именно такое количество рассматриваемого оборудования. Это примерные расчеты. На предприятиях для планирования закупок оборудования и нормирования затрат времени и финансов есть специальные отделы.

Для оптимизации использования ресурсов на комбинате каждый год планируются закупки оборудования. Для более эффективной работы составляются планы на предстоящий год, затем рассматривается производственная мощность настоящего периода и производятся расчеты для сопоставления имеющихся производственных показателей и показателей плановых. Оборудование проверяется, тестируется, если это необходимо, проводится его ремонт, либо же старое оборудование заменяется новым.

Причем, в данной ситуации есть несколько вариантов. Оборудование можно приобрести или взять в лизинг. Каждый вариант подходит для разных ситуаций. В соответствии с темой курсовой работы необходимо рассмотреть и сравнить оба варианта.

3. Оценка затрат предприятия, связанных с приобретением основных средств и их арендой

.1 Аренда основных средств

В зависимости от сроков аренды имущества различают:

·   долгосрочную аренду (лизинг) - на срок не более трех лет;

·   среднесрочную (хайринг) - на период от одного до трех лет;

·   краткосрочную (рентинг, чартер) _ на срок до одного года.

По условиям предоставления существует текущая, долгосрочная и финансовая аренда (лизинг).

Текущая аренда предполагает сдачу арендодателем своего имущества на определенный срок арендатору с обязательным возвратом. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения имуществом.

К долгосрочно арендуемым основным средствам относят объекты, договор аренды по которым предусматривает переход их в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или ранее при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены.

Лизинг, или финансовая аренда, - приобретение арендодателем по заказу арендатора отдельных объектов основных средств как с правом выкупа, так и без. Здесь при их передаче возможны два варианта:

1)   арендодатель приходует их на свой баланс;

2)   арендодатель передает объект на баланс арендатора.

Передач имущества в аренду с правовой стороны регулируется нормами, содержащимися в статьях главы 34 ГК РФ. Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии со статьей 606 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Чтобы сдать в аренду помещения, организация должна либо иметь свидетельство о праве собственности, либо получить разрешение (согласовать) соответствующего органа Госкомимущества РФ или иного собственника на сдачу помещений в субаренду. В противном случае сдача помещения в субаренду организацией, не являющейся собственником имущества, может быть признана не действительной, а сумма полученной арендной платы изъята в бюджет.

Договор аренды недвижимого имущества оформляется в письменной форме и согласно статьям 609 и 651 подлежит государственной регистрации, если срок договора превышает один год. Статьей 614 ГК РФ установлено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если в договоре аренды условия о размере арендной платы отсутствуют, то он считается незаконченным (статья 654 ГК РФ).

.2 Оценка экономической эффективности использования финансовой аренды

Финансовую аренду можно рассматривать как разновидность финансового кредита. То есть арендодатель в этом случае есть кредитор, а арендатор - заемщик. С точки зрения классической операции кредитования, такие операции обязательно сопровождаются уплатой процентов за пользование кредитом.

Так, для того чтобы проанализировать эффективность финансовой аренды проведем следующие расчеты. В данном случае будем анализировать эффективность финансовой аренды в сравнении с банковским кредитом для ОАО МГОК.

Таблица 7-Анализ эффективности финансового лизинга

Показатели

С учетом НДС


Лизинг

Кредит

1. Финансирование проекта

100 000$

100 000$

2. Использования собственного средства

-30 000

-30 000

3. Возвращения заимствованного средства

-70 000

-70 000

4. Вознаграждение кредитора

-23 652,23

-18 595,72

5. Экономия по налогу на прибыль

18550,58

13705,47

6. После налоговая ликвидационная стоимость

0

0

Вместе: денежный поток

11256,51

7818,08

Выгода лизинга составляет:

3438,43


В случае применения финансового лизинга предприятие сэкономит - 3438,43$ или 103152,9 руб. Итак, как видим использование в практике хозяйствования финансового лизинга есть более эффективное средство чем банковский кредит.

Оперативная аренда основных средств на сегодняшний день есть довольно распространенный пример хозяйственной операции. Так на примере ОАО МГОК рассмотрим, в чем состоят преимущества оперативной аренды в сравнении с приобретением основных средств с помощью банковского кредита.

Оперативная аренда оборудования представляет собой хозяйственную операцию, которая предусматривает передачу арендатору права пользования основными фондами за плату с обязательным их возвращением после окончания срока действия договора.

Передача и возвращения арендованных транспортных средств, как рассматривалось выше, оформляются актами приема-передачи, на основании которых арендованный автотранспорт в бухгалтерском учете зачисляется арендатором на внебалансовый счет 01 "Арендованные необратимые активы" по стоимости, указанной в договоре аренды.

В сроки, определенные договорами аренды, арендатор выплачивает арендодателям плату за пользование арендованным автотранспортом (арендную плату). Суммы НДС, которые входят в состав арендной платы, арендатор при наличии налоговых накладных арендодателей имеет право включить в налоговый кредит.

Исходные условия для сравнения эффективности оперативной аренды в сравнении с банковским кредитом приведены в таблице 8.

Ниже в таблице 9 и 10, приведена сравнительная характеристика двух вариантов финансирования за счет заемных средств: приобретения оборудования в лизинг на условиях оперативной аренды на 3 года и с использованием кредита.

Таблица 8- Исходные условия для сравнения эффективности оперативной аренды в сравнении с банковским кредитом.

1. Объект лизинга

Автомобили

2. Стоимость объекта лизинга

100 000 $

3. Срок службы объекта лизинга

3 года

4. Срок кредита

36 месяцев

5. Сумма кредита

70% стоимости автомобилей

6. Ставка по кредиту

16%


.3 Затраты, связанные с приобретением основных и аренды новых средств

Итак, чтобы принять решение о покупке, или же об аренде основных средств, необходимо сделать расчет и анализ эффективности того, или иного вида затрат для предприятия.

Таблица 9-Анализ финансирования за счет кредита

Месяцы


1

2

3

4

5

6

1. Финансирование

100000

0

0

0

0

0

0

2. Авансовый платеж

-30000

0

0

0

0

0

0

3. Погашения кредита


-1527,66

-1548,03

-1568,67

-1589,6

-1610,78

-1632,26

4. Проценты по кредиту


-933,33

-912,96

-892,32

-871,41

-850,21

-828,74

5. Окончательная стоимость

83333,33

82341,27

81349,21

80357,14

79365,8

78373,02

77380,95

6. Амортизация


992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

7. Выплаты по кредиту

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

8. Остаток долга

70000

68472,34

66924,31

653555,6

63766,1

62155,3

60523,03

Месяцы

7

8

9

10

11

12

13

1. Финансирование

0

0

0

0

0

0

0

2. Авансовый платеж

0

0

0

0

0

0

0

3. Погашения кредита

-1654,02

-1676,07

-1698,42

-1721,07

-1744,1

-1767,27

-1790,83

4. Проценты по кредиту

-806,97

-784,92

-762,57

-739,93

-716,98

-693,73

-670,16

5. Окончательная стоимость

76388,89

75396,83

74404,76

73412,7

72420,6

71428,57

70436,51

6. Амортизация

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

7. Выплаты по кредиту

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

8. Остаток долга

58869,01

57192,94

55494,52

53773,45

52029,4

50262,2

48471,34

Месяцы

14

15

16

17

18

19

20

1. Финансирование

0

0

0

0

0

0

0

2. Авансовый платеж

0

0

0

0

0

0

0

3. Погашения кредита

-1814,71

-1838,9

-1863,42

-1888,27

-1938,96

-1964,81

4. Проценты по кредиту

-646,28

-622,09

-597,57

-575,72

-547,55

-522,03

-496,18

5. Окончательная стоимость

69444,44

68452,38

67460,32

66468,25

65476,1

64484,13

63492,06

6. Амортизация

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

7. Выплаты по кредиту

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

8. Остаток долга

46656,63

44817,73

42954,31

41066,04

39152,6

37213,64

35248,83

Месяцы

21

22

23

24

25

26

27

1. Финансирование

0

0

0

0

0

0

0

2. Авансовый платеж

0

0

0

0

0

0

0

3. Погашения кредита

-1991,01

-2017,55

-2044,46

-2071,71

-2099,3

-2127,33

-215555,7

4. Проценты по кредиту

-469,98

-443,44

-416,54

-389,28

-361,65

-333,66

-305,3

5. Окончательная стоимость

62500

61507,94

60515,87

59523,81

58531,7

57539,68

56547,62

6. Амортизация

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

7. Выплаты по кредиту

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

8. Остаток долга

33257,82

31240,26

29195,81

27124,09

25024,8

22897,43

20741,73

Месяцы

28

29

30

31

32

33

34

1. Финансирование

0

0

0

0

0

0

0

2. Авансовый платеж

0

0

0

0

0

0

0

3. Погашения кредита

-2184,44

-2213,56

-2243,08

-2272,98

-2303,3

-2334

-2365,12

4. Проценты по кредиту

-276,56

-247,43

-217,92

-188,01

-157,7

-126,99

-95,87

5. Окончательная стоимость

555555,56

54563,49

53571,43

52579,37

51587,3

50595,24

49603,17

6. Амортизация

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

992,06

7. Выплаты по кредиту

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

2460,99

8. Остаток долга

18557,3

16343,74

14100,66

11827,68

9524,39

7190,39

4825,27

8. Остаток долга

2428,61

0



Таблица 10 - Анализ финансирования на условиях оперативной аренды

Месяцы


1

2

3

4

5

6

1. Финансирование

100000

0

0

0

0

0

0

2. Авансовый платеж

-20000

0

0

0

0

0

0

3. Лизинговые платежи


-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

Месяцы

7

8

9

10

11

12

13

1. Финансирование

0

0

0

0

0

0

0

2. Авансовый платеж

0

0

0

0

0

0

0

3. Лизинговые платежи

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

Месяцы

14

15

16

17

18

19

20

1. Финансирование

0

0

0

0

0

0

0

2. Авансовый платеж

0

0

0

0

0

0

0

3. Лизинговые платежи

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

Месяцы

21

22

23

24

25

26

27

1. Финансирование

0

0

0

0

0

0

0

2. Авансовый платеж

0

0

0

0

0

0

0

3. Лизинговые платежи

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

Месяцы

28

29

30

31

32

33

34

1. Финансирование

0

0

0

0

0

0

0

2. Авансовый платеж

0

0

0

0

0

0

0

3. Лизинговые платежи

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5

-2601,5


Месяцы

35


1. Финансирование

0

0


2. Авансовый платеж

0

0


3. Лизинговые платежи

-2601,5

-2601,5



Как видим из приведенного расчета использования оперативного лизинга для ОАО «МГОК» является более эффективным средством финансирования приобретения основных средств. В нашем случае оперативный лизинг есть более гибкий и в то же время стабильный инструмент чем банковский кредит. Применяя оперативный лизинг ОАО МГОК экономит 10 тыс. долл. Или 300 тыс. руб.

Эффективность использования основных средств предприятия ОАО «МГОК» находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, система которых должна соответствовать следующим принципам:

обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности использования основных средств;

определять уровень эффективности использования всех видов основных фондов предприятия;

обеспечивать измерение эффективности на всех уровнях управления;

стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности использования основных средств предприятия.

Заключение

В заключение проведенного исследования можно сделать вывод, что управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта, всегда существовало в каких-то формах там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды требовали четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью.

Итак, можно сделать выводы на основе выполненной работы по предприятию ОАО «МГОК»:

. Стоимость зданий увеличилась на 4362 тыс. руб., стоимость сооружений - на 36319 тыс.руб., машины и оборудование - на 46960 тыс. руб., транспортные средства увеличились на 15749 тыс. руб. Стоимость производственного и хозяйственного инвентаря уменьшилась на 1611 тыс. руб. Стоимость непроизводственных также увеличилась на 1912.

. Можно увидеть, что основную долю как в 2007, так и в 2008 году составляют машины и оборудование, их доля незначительно увеличилась в 2008 году (+ 0,02). Из таблицы 3 видно, что наибольшая амортизация приходится на машины и оборудование, она увеличилась на 224134 тыс.руб. Это вызвано увеличением их стоимости в 2008 году.

. Итак, сравнивая возрастную структуру производственных фондов МГОКа можно заметить, что средний возраст увеличился. Тот факт требуют обратить серьезное внимание на обновление и модернизацию оборудования. В условиях падения объемов производства единственным путем улучшения показателей использования основных фондов является ликвидация лишнего и малоиспользуемого оборудования. С увеличением возраста оборудования увеличивается риск выведения его из строя и неожиданных поломок. Однако, это также зависит от интенсивности его использования, от качества оборудования, от регулярности проверок его, от соблюдения норм и правил его использования.

. Для оптимизации использования ресурсов на комбинате каждый год планируются закупки оборудования. Для более эффективной работы составляются планы на предстоящий год, затем рассматривается производственная мощность настоящего периода и производятся расчеты для сопоставления имеющихся производственных показателей и показателей плановых. Оборудование проверяется, тестируется, если это необходимо, проводится его ремонт, либо же старое оборудование заменяется новым.

. Проанализировав эффективность финансовой аренды я произвела расчеты. Я анализировала эффективность финансовой аренды в сравнении с банковским кредитом для ОАО «МГОК». И, выяснила. Что в случае применения финансового лизинга предприятие сэкономит - 3438,43$ или 103152,9 руб. Итак, как видим использование в практике хозяйствования финансового лизинга есть более эффективное средство чем банковский кредит.

6. Оперативная аренда основных средств на сегодняшний день есть довольно распространенный пример хозяйственной операции. Так на примере ОАО «МГОК» рассмотрела, в чем состоят преимущества оперативной аренды в сравнении с приобретением основных средств с помощью банковского кредита.

Таким образом, оценка эффективности использования основных средств предприятия ОАО «МГОК» является неотъемлемой частью экономического анализа предприятий, которые хотят выжить в конкурентной борьбе.

Список используемой литературы

1. Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94) Утв. постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359)

2. Постановление Правительства РФ от 19 августа 1994 г. N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" (с изм. и доп. от 1 мая 1996 г.)

3. Коэффициенты пересчета для определения восстановительной стоимости основных фондов на 1 января 1995 года (утв. Госкомстатом РФ)

4. Герасимович Л.М.Особенности модели системы управления предприятием М., ИНФРА - М 2007. стр 93-95

5. И.Е. Глушков Бухгалтерских учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету. - Новосибисрк, "ЭКОР", 2007, 752с.

6. Гуляева, И. Ильина Оценка взаимосвязи экономических показателей с эффективностью производства // АПК: экономика, управление, 2008г.-779с.

7. Гутников О.В. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств // Главбух, N 8, 2008. с.11-14

8. Захарьин В.Р. Особенности налогового учета амортизационных отчислений //Консультант бухгалтера - № 10, 2009.с. 17-19

9. Калинова С.Ю. Учет поступления и выбытия основных средств // Главный бухгалтер - № 8, 2008.с. 11

10.Луговой В.А. Учет движения основных средств и нематериальных активов //Бухгалтерский учет - № 12, 2004. с. 9-11

11.Луговой В.А. Учет износа, ремонта, инвентаризации основных фондов // Бухгалтерский учет - № 10, 2007. с.10-12

12.Луговой В.А. Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений. - М.: АКДИ "Экономика и жизнь", АО "ИНКОНСАУДИТ", 2008. с. 16

13.Савицкая Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В.Савицкая. - Мн.: Новое знание, 2006. -318с

14.Соколова Г.Н. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств. - М.: Главбух, 2006г. с. 156

15.Парушина А. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет, 2009, №5, С. 68-79

16.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С, Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2006.с. 254

17.Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. - СПб. Специальная литература, 2006г.-790с.

18.Экономическая теория /Под ред. Дж. Итулла, М. Милгейта, П. Ньюмена; Пер. с англ. - М: ИНФРА-М, 2006. с. 712

19.Экономическая теория: Учеб. - изд. испр. и доп. /Под ред. В.И Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2005. с. 231

20.Экономическая теория: Учеб. для вузов - 7-е изд., доп. и перераб. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос, 2005.с. 633


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!