Культура народов Средней Азии IX–VI вв. Архитектурные шедевры Самарканда

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,88 Mb
  • Опубликовано:
    2012-01-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культура народов Средней Азии IX–VI вв. Архитектурные шедевры Самарканда

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Ташкентский Архитектурно-Строительный Институт

Факультет Инженерного Сервиса

Кафедра: Истории и общественных наук



Доклад

на тему

Культура народов Средней Азии IX- VI вв.

Архитектурные шедевры Самарканда












Ташкент 2010 г.

Введение

Древный Самарканд был крупным торговым центром Великого Шелкового Пути. Торговцы проходили эти места перевозя шелк из стран Востока на Запад. На Великом Шелковом Пути располагалось несколько сотен городов. Но в середине XIV В. Самарканд стал выделятся среди них своим великолепием и богатством. Этот город обязан своим процветанием великому завоевателю, потомку Чингизхана - Амиру Темуру. Его империя простиралась с севера Индии и почти до берегов Тихого океана и до Турции. А в ходе его походов было уничтоженно более 17 млн. человек. Амир Темур был деспотичным и жестоким прави-телем. Но этот жестокий человек был покровителем искусств, развивал науки и ремесла.

Красота дворцов эпохи Амира Темура заключена не в их размерах, а в их удивительной отделке. Из простых материалов древним строителям удавалось создавать архитектурные шедевры. Характерной особен-ностью зданий эпохи темуридов является широкое использование израсцовой плитки, пришедшей, должно быть из архитектуры Ирана. Здания буквально покрыты ею. У плитки очень яркие и насыщенные цвета. Сочетание синего, желтого и зеленого цветов создает непередоваемый по своей красоте узор. Изразцовая плитка и изделия из зеленого стекла стали символом эпохи расцвета восточной, среднеазиатской культуры. Самарканд - это город, где слились воедино религия, торговля и власть.

Гур-Эмир

В переводе с таджикского Гур-Эмир означает «могила царя». Фамильная гробница Темура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году. Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султа-на, прямого наследника Амира Темура и его любимого внука. Завер-шил же строительство, другой внук Темура - Улугбек.

Во время правления Темура мавзолей стал семейным склепом династии темуридов. В этом архитектурном комплексе хранятся могилы: Амира Темура, его сыновей Шахруха и Мираншаха, его внуков Улугбека и Мухаммад Султана. Также учитель Темура Мир Саид Барака удостоился чести быть похороненным в этой могиле.


Мавзолей был построен как непредусмотренное ранее дополнение к комплексу, возведенному в конце XIV-го века по распоряжению Мухаммад Султана.


Мозаика, собранная из светло- и тёмно-голубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.


Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея императора Хамэйуна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Темура, которые в свое время были правящей династией Северной Индии. В настоящее время сохранился только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырёх минаретов. Из состава зданий комплекса Мухаммад Султана следует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не погребальный комплекс. Однако позже воля его властного деда придала иное значение комплексу, центром которого стал именно мавзолей.

Конструкция и отделка арки главного портала ансамбля Мухаммад Султана выполнены мастером Мухаммадом бини Махмудом Исфаггани. Арка портала облицована резным кирпичом и разноцветной мозаикой.

Внешне Мавзолей Гур-Эмир это однокупольное здание со склепом. Он известен простотой своей конструкции и торжественной монументальностью архитектуры. Восьмигранное здание мавзолея несет на себе цилиндрический барабан, покрытый огромным голубым рифленым куполом. Внешняя сторона стены отделана голубыми, светло-голубыми и белыми плитками, объединенными в геометрический и эпиграфический орнамент на фоне кирпичей терракотового цвета. Купол ярко синего цвета с глубокими розетками и белыми вкраплениями. Диаметр купола 15 метров, а высота 12,5 метров. Большие выемки придают куполу изумительную выразительность.

Во время правления Улугбека был сделан дверной проём, чтобы обеспечить вход в мавзолей.

Внутри это большое, высокое помещение с глубокими нишами по сторонам и разнообразной художественной отделкой. В нижней части находится панель из ониксовых плиток, каждая из которых покрыта изящной росписью. Над панелью сталактитовый мраморный карниз. Поверхность стен украшена росписью по алебастру, арка и внутренний купол покрыты рельефными выступами из папье-маше, разукрашенными красками и позо-лотой. Надгробия в главном помещении мавзолея являются лишь декорацией, настоящие надгробия находятся под мавзолеем, в подвале.

Все великие достижения мастеров Самарканда и Среднего Востока нашли применение в великолепном оформлении мавзолея. Комплекс Гур-Эмир является примером нового синтетического стиля архитектуры Центральной Азии начала XV-го века.

В глубине ниши входного портала среди мозаичного узора запечатлено имя одного из создателей памятника - зодчего Мухаммада ибн Махмуда Исфагани. Во время правления Улугбека на могиле Амира Темура была установлена надгробная плита из темно-зелёного нефрита. Раньше этот камень служил местом поклонения во дворце Китайских императоров и как трон Кабек Хана (потомка Чингизхана). Рядом с могилой Темура расположены мраморные надгробия его сыновей Мираншаха и Шахруха, и его внуков Мухаммад Султана и Улугбека. Здесь же похоронен духовный наставник Амира Темура.

По легенде в 1740 году персидский военачальник Надир Шах вывез надгробье Амира Темура, сделанное из цельной глыбы нефрита и положил его ступенью перед своим троном. С этого момента Надир Шаха стала преследовать череда неудач. Его советники уговаривали его немедленно вернуть камень на его законное место, но по дороге камень раскололи на две части.

















В 1941 году советские археологи вскрыли могилу, потревожив тем самым камень. Скульптор-антрополог М. Герасимов смог восстановить черты лица Тамерлана по останкам его черепа. К тому же была подтверждена информация, что Тамерлан был гигантом для своего времени (его рост составлял около 180 см.) а также подтвердилось то, что при ходьбе он очень сильно хромал. В дальнейшем достоверность исторической информации относительно убийства Улугбека и подлинности других могил также подтвердилась. Однако, есть мнение, что вмешательство русских археологов в святыню навлекло проклятие, которое выразилось в том, что очень скоро нацистская армия вторглась в Россию. Надпись на надгробном камне гласит: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».


Регистан

самарканд архитектурная гробница темура регистан

Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Архитектурный ансамбль XV-XVII веков, состоит из медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шердор (1619-1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646-1660 гг.).

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417-1420 гг. правителем государства темуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.

Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас.

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда - барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано "Господь Всемогущ!". Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии - все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее - «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар, поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильными применением золота.

На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Говорят, что название площади - место, усыпанное песком - произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершали на этом месте вплоть до начала XX века. Ещё говорят, что Регистан был местом, где Амир Темур выставлял напоказ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, а также местом, где народ собирался, чтобы послушать королевские указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы. Однако следует помнить, что во времена Темура, который умер в 1405 году, на той площади не было ни одного из существующих ныне зданий, считающихся шедеврами восточной архитектуры.

Похожие работы на - Культура народов Средней Азии IX–VI вв. Архитектурные шедевры Самарканда

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!