Генезис в Российской империи 'третьего сословия'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,88 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Генезис в Российской империи 'третьего сословия'

Новосибирский государственный университет

Гуманитарный факультет

Кафедра отечественной истории



Волобуев Егор Владимирович





Генезис в Российской империи «третьего сословия»



Курсовая работа студента 1-ого курса

в семинаре по отечественной истории

Научный руководитель:

А.А. Бродников




Новосибирск,

Оглавление

Введение

. Постановка проблемы

. Историография

. Обзор источников

Глава 1. Эволюция российского купечества

Введение

.1 Российское купечество до Петра I

.2 Российское купечество до реформ 1785 года

Глава 2. Сословная и городская реформы Екатерин II

.1 Цель проводимых реформ

.2 «Грамота на права и выгоды городам Российской империи»

.3 Влияние политики Екатерины на дальнейшее формирование третьего сословия и города

Заключение

Библиография

Введение

1. Постановка проблемы

История реформ одна из самых актуальных направлений в историографии, так как в значительной мере посредством реформ осуществляется изменение данного общества и трансформацией его в более совершенный и жизнеспособный социальный организм. Реформы не возникают спонтанно, так для их создания и осуществления нужно серьезная поддержка хотя бы части общества, испытывающие дискомфорт от существующего положения дел и стремящиеся к улучшению своей жизни. Именно поэтому реформы наряду с революциями являются «двигателями прогресса»

В данной работе будет сделан анализ реформам второй половины XVIII века - время правления Екатерины Второй. Екатерину Вторую не зря современники прозвали «Великой». Её правление знаменуется значительными успехами на международной арене, внутренними потрясениями и амбициозными планами. Екатерина, воспитанная на трудах европейских просветителей, своими действиями и планами смогла создать полемику среди правящей элиты о дальнейшем пути развитии России, благодаря чему реформы носили более цельный и осмысленный характер, а так же устранялось возможность контрреформ, так как подготавливали элиту к новому общественному порядку.

Но в этой работе меня интересует конкретное направление внутренней политики Екатерины Второй - это городская политика в России и связанные с этим социальные преобразования. Наиболее ярким результатом которой стала изданная 21 апреля 1785 года «Жалованная грамота на права и привилегии городам Российским». Этот документ представляет собой результат действия правительства необходимый для решения ряда противоречий, связанных с формированием и развитием третьего сословия или «среднего состояния» городских жителей как особое и привилегированное сословие в России, а также связанное и зависимое от них экономическое развитее государства в русле капиталистического уклада и эволюция городов. Жалованная грамота городам серьезно повлияло на жизнь российского общества, знаменовав собой переход от позднефеодального этапа к раннекапиталистическому, тем самым был определен дальнейший ход развития России. Но чтобы понять всю важность этого документа на дальнейшую историю России необходимо дать анализ и пояснить некоторые аспекты.

Во-первых, что собственно такое третье сословие, что современники, и в частности Екатерина, понимали под этими словами? Из этого вытекает необходимость определить и дать характеристику социальной базе, с помощью которой формировалось третье сословие.

Во-вторых, необходимо узнать цели, которые ставила перед собой Екатерина II работая над Жалованной грамоте городам, а, следовательно, и степень реализации целей. В этом мне поможет анализ правовых документов эпохи Екатерины, где основной акцент будет сделан на «Жалованную грамоту на права и привилегии городам Российским» и в меньшей степени на «Наказ Екатерины II» и на «Жалованную грамоту на права и привилегии дворянству российскому», так они необходимы для лучшего изучения Жалованной грамоты городам. Многочисленная личная переписка Екатерины и ее мемуары являются прекрасным дополнением, для еще более полного и объективного анализа.

В-третьих, нужно проследить влияние Жалованной грамоты городам на дальнейшее социальное и экономическое развитие Российской империи. Эволюция города в новый экономическо-хозяйственный тип, является наиболее яркой иллюстрацией развития капиталистических отношений в Российской империи. Это свидетельствует о достаточном уровне разделения труда в городе необходимый для трансформации его в экономический центр округи. «Основой всякого развитого и товарообменом опосредственного разделения труда является отделения города от деревни. Можно сказать, что вся экономическая история общества резюмируется в движении этой противоположностью». Поэтому мной будет проведен анализ политического и экономического развития городов до Жалованной грамоты и после.

2. Историография

российский социальный сословие екатерина купечество

Екатерины II оставила значительный след в истории России, что сделало время ее правления достаточно популярной, как среди профессиональных исследователей, так и среди людей, просто интересующихся историей. Все это способствовало появлению большого числа научной и научно-популярной литературы посвященной второй половине XVIII века.

Уже в 1844 была издана книга, посвященная истории царствования Екатерины и «написанное с той целью, чтобы доставить людям, чтение поучительное и занимательное». Книга является скорее идеологической литературой, чем исторической, так как многие моменты правления Екатерины приукрашиваются и заглаживаются, создавая образ набожного и целомудренного правителя. Но все же книга дает хорошее понимание общественных симпатий к царствованию Екатерины II в первой половине XIX века.

В XIX-XX веках интерес только возрастал, благодаря пониманию того, что вторая половина XVIII имела ключевое значение в развитии страны в XIX и XX веках. Притом как среди русских исследователей, так и иностранных.

Среди иностранных и большинства отечественных историков широко распространенно мнение о слабой развитости города в Российской империи, а следовательно и о политической отсталости торговых сословий от общеевропейских стандартов того времени. Из переведенных авторов наиболее последовательно отстаивает данную позицию Р. Пайпс в своей монографии «Россия при старом режиме». Он утверждает, что, в отличие от западных буржуа, стоявших за свои деловые, а значит и правовые интересы, российское купечество было изначально лишено политических амбиций из-за чрезмерной зависимости от государственной власти, которая в то же время не стремилась заботиться о торговом людях.

Торгово-промышленной политике государственной власти XVIII века, посвятил ряд работ Н.Н. Фирсов. Он впервые в историографии им был поставлен вопрос о связи внешнеторговой политики с идеями общественной мысли и интересами различных слоев общества. Хотя, сама политика рассматривалась лишь на уровне проектов, планов, мнений и законодательных актов.

Серьезное влияние на развитие понимания политики государственной власти по отношению к городскому населению оказала работа И. И. Дитянина «Устройство и управление городов России, СПб., Т. 1.» Опираясь только на законодательный материал, он дает характеристику посадского населения, а также политики государства по отношению к городу. В своей работе он много внимания уделяет Жалованной грамоте городам и показывает, какое большое влияние оказала грамота на развитие городского населения России, окончательно оформив разграничения города от села. Увеличилось само население города за счет включения всех сословий проживающих в городе. Но вместе с этим «общественной жизни в настоящем смысле этого слова в наших городах не существовало до самого конца XVIII столетия»

В том же направлении проводил свои исследования А. А. Кизеветтер. В своей работе «Посадская община в России XVIII столетия» он привлек помимо законодательных письменных источников огромное количество архивных источников. Это ему позволило более основательно изучить положение посадской общины, социальный состав и дифференциацию посадских людей, систему их повинностей и служб. Он отмечает, что социальный состав посадской общины XVIII века был далеко не однородным. Обычно небольшой части купцов противопоставлялась многочисленная прослойка тяглового населения посада - мелкие торговцы и ремесленники, которые имели сильную экономическую зависимость от «лучших» людей посада. Автор приводит к выводу, что самоуправление посадкой общины в огромной степени сковывалось крепостническими отношениями и преимущественно было направлено на удовлетворения фискальных потребностей государства.

К началу XX века уже сформировались два основных направления в историографии социальных реформ Екатерины. Первая представлена историками «государственной школы» такими как А.Д. Градовский, И.И. Дитянин, С.М. Соловьев. Они оценивали реформы Екатерины в положительном русле, рассматривали их как важный этап становления российской государственности, европеизации и становления гражданского общества. Историки А.А. Кизеветтер, В.О. Ключевский, В.И. Семевский относились ко второму течению. Второе течение представлено «либерально-демократической» школой. Их отношение к реформам Екатерины и к ее внутренней политики было скорее отрицательное, чем положительное. Именно для них характерен поиск различий между декларациями и реальными поступками Екатерины.

Советские историки, признавая в качестве единственно научной методологии истории формационный подход и связывая начало эпохи нового времени преимущественно с генезисом капитализма, расходились в оценках соотношения феодального и буржуазного в политике Екатерины II.

П.Г. Рыдзюнский в своей книге «Городское гражданство дореформенной России» дает характеристику основным этапам социально-экономической жизни городов конца XVIII века. Он отмечает, что, несмотря на все ограничения, обусловленные господством феодально-крепостнических отношений, «юридически и фактически имущественные права горожан были значительно более крепкими, чем крестьян, в особенности крестьян помещичьих.». Это проявлялось, прежде всего, в неприкосновенности движимого и недвижимого имущества горожанина. Именно в силу такого положения крестьяне и стремились стать горожанами.

Историю формирования третьего сословия в XVIII веке рассматривает М. Я. Волков в своей работе «Формирование городской буржуазии в России XVII-XVIII вв.». Он сосредотачивает свое внимание на выяснении двух основных вопросов, а именно: экономических и социальных причинах появления и развития третьего сословия и характера требований последней в экономической и социальной политике, а также их взаимоотношения с императорской властью. Автор показывает, что в течение всей половины XVIII века происходит консолидация в одном, а именно в купеческом сословии. Правительство наделяет его привилегиями в сравнении с основной массой податного населения городов. В результате реформ Екатерины II третье сословие целиком и полностью становится одним из столпов самодержавия.

Уделяет влиянию реформ, в частности Жалованной грамоты городам на социально-экономическое развитие общества Ю. Р. Клокман в монографии «Социально-экономическая история русского города». Вторая половина XVIII века». Автор характеризует Жалованную грамоту городам как положение, при некоторой консервативности, укрепляющие экономические позиции развивающегося третьего сословия, усиливало его влияние в общественной жизни страны. Жалованная грамота городам - отмечает Клокман - серьезно ослабила сословную замкнутость посада, укрепила основы частной собственности, а также позволила зажиточной прослойке купечества занимать господствующие положение в городском обществе.

В общем, проблема становления третьего сословия и влияние на их развитие Жалованной грамоты городам освещена в отечественной и зарубежной историографии достаточно подробно. Изучены особенности его социального и экономического развития. Хотя специализированных работ все равно не очень много, все же стоит отметить возрастающий интерес к данной теме.

3. Обзор источников

Основным источником по данному исследованию, является, безусловно, сама «Жалованная грамота городам» как исторический юридический документ. На её основе делаются выводы касательно правового положения горожан, устройства города и других рассмотренных ниже вопросов. Для более полного анализа необходимо привлечь вторую грамоту, изданную Екатериной II - Жалованную грамоту городам. Оба документальных источника являются законодательными актами, имеющими высшую юридическую силу и содержатся в ПСЗ - полном собрании законов Российской империи, изданном в Санкт-Петербурге в 1830 году. Поскольку Жалованная грамота городам является предметом исследования, она предоставляет обширный материал по конкретной теме. Еще одним источником является Наказ, данный Екатериной II Уложенной комиссии. Он так же представляет собой юридический документ декларативного характера и предоставляет сведения, касающиеся, в основном, политических взглядов Екатерины. Для более лучшего анализа отношения Екатерины данным реформам будет привлечена опубликованная переписка императрицы, а также ее мемуары. В общем, использование письменных источников разного типа - законодательных актов, переписки императрицы, наказов депутатам, мемуары современников, статистических данных (по материалам исследований других историков) - дают приемлемо - объективную характеристику городовой реформы и сопутствующую ей социальной реформы Екатерины II, позволяет наблюдать процесс законотворчества и социальные изменения.

Глава 1. Эволюция российского купечества

Введение

Прежде чем определить социальную базу третьего сословия, надо сначала дать определение третьему сословию. Третье сословие будет рассматриваться, как податное население города. Притом в исследовании создания третьего сословия будут в основном рассматриваться наиболее богатая и политически активная часть третьего сословия - предпринимателей.

Сословный строй феодального общества не мог обеспечить равные возможности для всех его членов. Привилегированное положение одних, ограничение и стеснение других сопутствовали всей эпохи царской России. Именно в таких условиях зарождалось и развивалось российское купечество - главная предпринимательская сила Российского государства. Его появление на исторической арене, дальнейшая деятельность приобретает поэтому особое значение.

1.1 Российское купечество до Петра

Понятие «купец» в понимании людей Московского государства несколько отличалось, от того смысла, который был вложен впоследствии. Если обратиться к законодательным памятникам, то выяснится, что, например, по Судебникам 1497, 1550 и 1589 годов, Соборному Уложению 1649 года купец означает не представитель торгового капитала. Записи одной из ранних таможенных книг называет купцами покупателей товара, а их контрагентами числятся продавцами. В частных переписках такое же имеет значение. В более обобщенном и наиболее употребительно варианте, оно предстает как торговые люди, хотя в Новгородском уставе 1667 года уже встречаются купецкие люди.

В Московском государстве все населения России делилось на три социальной группы: тягловые, служилые люди, а так же духовенство. Но эти социальные группы делились не по хозяйственному значению, а по типу повинностей приносимых государству и носили сугубо юридический характер. Поэтому нельзя опираться только на официальное разделение групп населения, так анализируя записи современников можно отметить о включении в торговую деятельность всех представителей сословий. Шведский торговый агент Йохан де Род в 1653 году отмечал, что торговлей в России «всякий, даже от самого высшего до самого низшего, занимается... эта нация в этом деле почти усерднее, чем все другие нации». Йохан Кильбургер описывал похожее положение вещей и даже предполагал, что со временем россияне сделаются великим торговым народом. Больше всего западных путешественников удивляло то, что предпринимательством занимались даже высшие служилые люди, когда на Западе это было моветоном: «Все Бояре без исключения, даже и сами Великокняжеские Послы у иностранных Государей, везде открыто занимаются торговлей. Продают, покупают, променивают без личины и прикрытия...». Все это свидетельствует о высокой занятости населения в сфере торговли.

Это легко объясняется относительной бедностью земли пригодной для сельскохозяйственной деятельности. «Россия в Средние Века как правило получала урожаи в "самтретей", однако, в отличие от Запада, она в течение последующих столетий не знала резкого подъема урожайности. В XIX в. урожаи в ней оставались более или менее такими же, как и в XV в., в худые годы падая до "сам-друг", в хорошие поднимаясь до "сам-четверт" и даже "сам-пят", но в среднем веками держались на уровне "сам-третей" (чуть ниже этого на севере и чуть выше на юге)», что вынуждало население проявлять внесельскохозяйственную активность. Они дополняли получаемый с земли доход всевозможнейшими промыслами: рыболовством, охотой, звероловством, бортничеством, солеварением, дублением кож и ткачеством. Необходимость населения сочетать сельскохозяйственные и несельскохозяйственные занятия, естественно, приводило к отсутствию или слаборазвитостью торговой или промышленной культуры, так как если коммерция и промышленность воспринимается как естественный источник побочного заработка для всего населения, они не могли выделиться в самостоятельную профессиональную группу. Это создавало отсутствие четкого деления между предпринимателями и земледельцами. Только начиная с XVII века можно с уверенностью говорить о начале становления отдельного торгово-промышленного сословия - купечества.

Начало периода становления купечества характеризует высокой разобщенностью. Различные слои торговых людей, в зависимости от своего приближения к царю, имели свои права обязанности, где наиболее красноречивым примером является различие компенсации за «бесчестье» в Соборном Уложении. Наивысший размер штрафа за бесчестье установлен Соборным Уложением для Строгановых - 100 рублей. Далее следуют гости - 50 рублей, гостиная сотня (по трём статьям - 10,15 и 20 рублей), суконная сотня (5 -15 рублей). Жители «черных сотен и слобод» и «лучшие посадские люди» - 5-7 рублей.

Как видно, наиболее привилегированное положение занимал род Строгановых. Основатель рода - поморский крестьянин Аникей Строгонов, создавший богатейшую купеческую семью Московского государства, вел свое состояние от лицензии, полученной им на производство соли в Сольвычегодске и в Перми Великой. Начав с соли, он, а потом и его потомки, постепенно распространили свою деятельность и на другие прибыльные предприятия, в том числе торговлю пушниной в Сибири. Высокие привилегии этой семьи объясняются значительной материальной поддержкой царского дома.

Другие привилегии объясняются экономической политикой царей. Царь являлся верховным собственником, и Московское государство являлось его вотчинной. Но так как царь просто физически не мог уследить за всеми своими монопольными предприятиями, а так же из-за нехватки специалистов, способных уследить за её торговой деятельностью и разбросанными по всей империи промыслами, такими как солеварение и рыболовство, то царская власть часто отдавала свои торгово-промышленные и ресурсные владения в пользование частным лицам на условии, что те будут ежегодно выплачивать казне определенную сумму из полученной прибыли. В связи с тем, что монополии были объявлены на самые доходные товары, то самым надежным способом разбогатеть в Московском государстве было заключение такого договора с царем.

Высший слой состоявших в Московии на государственной службе деловых людей назывался "гостями". На гостей распространялись значительные привилегии, закрепленные в особых царских грамотах. Непременным условием выдачи такой грамоты были те или иные услуги, оказанные царю. Участие в политических событиях, вносы и займы в крупных масштабах и, разумеется, наличие большого капитала обеспечивали гостям освобождение от суда местных воевод, возможности для заграничного торга, право пивоварения. Помимо этого, гости также должны были нести различные государственные службы: они занимали должности таможенных и кабацких голов в больших городах. По своему положению они все же не были свободными предпринимателями, они всецело зависели от царя, по сути, являющимся неким подобием «коммерции советниками». Кроме того гости конкурировали друг с другом не из-за товаров и покупателей, а из-за монарших милостей, и получаемый ими доход был вознаграждением за предоставленные царю услуги.

Изучение персонального состава гостей в течении XVII века показало, что гостиного имени было удостоено порядка сотни торговых людей. Стоит также отметить, что звание гостя не было наследственным, и текучесть среди них была весьма велика. Подсчитано, что "лишь одна семья из четырех смогла удержать свое положение дольше одного поколения и лишь одна из пятнадцати - дольше двух поколений". Текучка объясняется большим риском провала вверенной «государевой службы». За недобор денег например, в таможнях купец обвинялся в «нерадении», за что нес материальную ответственность. А от сюда недалеко до больших убытков и даже полного разорения. Поэтому вопрос, действительно ли выгодна для высшего слоя купечества такая привилегированная должность как гость, является достаточно спорным. Впрочем, скорее всего выгода этой должности очень сильно зависела от силы предпринимательской жилки, личной симпатией царя и обычного везения.

С точки зрения общественного положения и богатства, чуть ниже "гостей" стояли члены торговых организаций, называвшихся "гостиной" и "суконной сотнями". "Гости" и члены этих двух сотен выполняли самые разнообразные функции: собирали таможенную пошлину и налоги с продажи спиртных напитков, оценивали товары, которые собирался купить царь, продавали их за него, руководили некоторыми производствами и чеканили монету. С точки зрения правовой теории, они принадлежали к тягловому населению, но благодаря записанным в их личных грамотах привилегиям были ровней знатнейшим служилым людям.

Остальные жители, члены черных слобод и сотен, могли заниматься только мелкой торговлей, так как политика царей накладывать государственную монополию на почти все прибыльные товары, так, например, в 1650 г. оно обнаружило, что астраханцы вовсю торгуют с Персией мареной - растением, используемым для приготовления красителей. Оно незамедлительно объявило марену государственной монополией и приказало, чтобы отныне ее продавали только казне, и по твердым ценам. Казна, в свою очередь, перепродавала ее персам по рыночной цене. Двенадцать лет спустя, стоило царским агентам обнаружить, что частные торговцы с большой прибылью продают на Запад некоторые товары (юфть, лен, пеньку и говяжье сало), как на них были наложены такие же ограничения.

Среди ремесленников наиболее многочисленную группу составляли тяглые - ремесленники городских посадов и черносошных волостей. Они выполняли частные заказы или работали на рынок. Дворцовые ремесленники обслуживали нужды царского двора; казенные и записные работали по заказам казны (строительные работы, заготовка материалов и др.); частновладельческие - из крестьян, бобылей и холопов - изготовляли все необходимое для помещиков и вотчинников. Ремесло в довольно больших размерах перерастало, прежде всего, у тяглецов, в товарное производство.

До XVIII в. внешняя торговля России ориентировалась в основном на Средний Восток, в особенности Иран; во второй половине XVII в. один из трех московских базаров торговал исключительно персидскими товарами Через армянских, татарских, бухарских, китайских и индийских посредников коммерческие связи поддерживались также и с другими районами Азии. Россияне продавали за границу сырье и полуфабрикаты (например меха и кожи) и ввозили оружие и предметы роскоши. Долгая традиция левантийской торговли наложила на русское купечество глубокий отпечаток, который не могли стереть завязавшиеся впоследствии отношения с Западом. Дело в том, что в Азии россияне торговали более или менее напрямую и на равных, тогда как на Западе, где они имели дело с высокоразвитым, изощренным рынком, им пришлось полагаться на посредников. Русские купцы почти никогда не ездили торговать в Западную Европу; это с Запада приезжали в Россию покупать и продавать. Из-за своих связей с Востоком купечество сделалось главным проводником левантийского влияния в России.

В течение XVII столетия постепенно формировалось торгового сословия, имевшего самое различное общественное положение, как в городе, так и в самой России. Со временем возрастала роль купечества в социально-экономической жизни страны. Одновременно складывался тип торговца предпринимателя, носителя раннебуржуазных признаков. Осознание свое экономической мощи и значимости в государстве позволило купечеству добиться протекционистской линии правительственной политики в борьбе с иностранными конкурентами. Наметилось появление тех черт социального облика, который отличал русское третье сословие от западного, в том числе в принципах накопления. Но недостаточная дифференцированность товаров в сфере обмена, государственные монополии серьезно мешали складыванию торгово-промышленной группы. Только благодаря восстаниям, а также политике меркантилизма, распространившейся в Европе, заимствованный в России, был сделан перелом взглядов государства на торговый люд. Вскоре с помощью царского правительства купечество вытеснила иностранцев с основных рынков. Именно с середины семнадцатого века начался процесс не только дальнейшего обогащения купцов, но и концентрации капиталов в их руках, и даже складываний купеческих династий.

1.2 Российское купечество до реформ 1785 года

Петр I во время своих реформ не обошел вниманием проблему развития городов России. Города, несмотря на развитие посадского населения все еще оставались в первую очередь военными крепостями, а уж потом экономическим центром. По данным Л.В. Милова из 336 городов только 189 имело торгово-промысловое население и в среднем в посаде жило по 1,5 тысячи человек. Это наглядно показывает недостаточный промышленный и торговый потенциал России начала XVIII века для активной внешней политики. Поэтому Петр I после возращения с Европы начинает череду реформ, изменившие правовой статус купцов и фабрикантов.

Коренным образом поменялась система управления в посаде. Указом от 30 января 1699 года земские старосты, таможенные и кабацкие головы сменяются бурмистрами и земскими старостами. В Москве появляется главный для всех посадов России орган управления - Бурмистерская палата. В 1708 году земские выборные бурмистры начинают подчиняться губернаторам, созданных в тот же год губерний. За службу в городских магистратах купцы при определенных заслугах могли получить дворянский титул. Проводя дальнейшую политику упорядочивания городского управления, были созданы городские магистраты. Где за службу купцы при определенных заслугах могли получить дворянский титул. Выборы в них проходили под наблюдение местных губернаторов, а итоги утверждались в столице, в Главном Магистрате. Главному магистрату подчинялись городовые магистраты, исключенные из ведения губернаторов и воевод, однако такое положение дел длилось недолго, и в 1728 году Главный магистрат был ликвидирован, а городовые магистраты по примеру стран Западной Европы заменены ратушами.

Население, приписанное к городу, все же остается в тягловом сословии. Но в тоже время по новому регламенту 1721 года все население посада начинает делиться на «регулярное» и «подлое». К регулярному населению, состоящему из двух гильдий, относились купцы. К первой гильдии относились наиболее состоятельные купцы, ростовщики, а также работники интеллектуального труда. Во вторую гильдию входили мелочные торговцы и ремесленники. Следует отметить отсутствие до 1775 года единообразия в распределении купцов по гильдиям в зависимости от величины капитала. В каждом посаде складывались свои критерии оценки степени состоятельности тяглецов. Купцы уже серьезно различались по имущественному положению, роду занятий, размаху хозяйственной деятельности, положению внутри посада, участию в работе выборных городских учреждений.

Преобразования Петра I задали направление движения за улучшение правового статуса консолидируещегося третьего сословия. Совмещая европейский опыт поощрения предпринимательской деятельности льготами, субсидиями и ссудами с российским крепостным правом и сословным делением, делая богатую купеческую верхушку союзником, а не противником самодержавной власти.

Хотя приписка купцов к тягловым сословиям серьезно урезало их права, надо отметить, что имущественные права граждан, несмотря на все ограничения, существовавшие при крепостном праве, юридически и фактически были гораздо более прочными, чем права крестьян. Стоит так же учитывать дополнительные привилегии, которая получала верхушка купечества, которая была достаточно сильна даже при своем малом количестве. Но привилегии, получаемые купечеством, все равно были достаточно малы, по сравнению с дворянством, а тягловые повинности серьезно мешали торговой деятельности, создавали стремление купцов быть «в почтении, а не в пренебрежении»

Основная тяжесть подушного налога, помимо размера, обуславливалась существующим принципом налогообложения, при котором все население обязано платить за выбывших членов общины. Сохранение этого средневекового принципа сдерживало процесс имущественной дифференциации внутри посада и тормозило накопление капитала в руках его купеческой верхушки, на которую падала большая часть платежей. Это стимулировало, стремление крупного купечества отгородится от основной массы членов посада. Объективной стороной этого стремления был происходивший на протяжении XVIII века процесс обособления городской торговой верхушки от остальной части городского гражданства, сопровождавшийся осознанием общности ее интересов и устремлений.

В дальнейшем, после Петра, купечество начало требовать расширение своих привилегий в нескольких ключевых для нее пунктах, но при этом старалось сохранить крепостное право, так как тоже получало свою выгоду. Выгода, которую хотел получить купец с крепостной системе, заключалось в том, что практически вся российская промышленность основывалась на подневольном труде крепостных, посессионных и приписных крестьян. Указом 1736 г. Анна Ивановна поставила всех работных людей, в том числе вольнонаемных, в крепостную зависимость от заводовладельцев, объявив их «вечно отданными».

Верхушка торгового сословия пыталась решить проблему своего ущемленного положения, переходом в другое сословие - дворянство. Среди других мотивов было желание получить право на владение населенными землями. Важным фактором служила и общая неустойчивость экономической жизни в России в XVIII веке, не обеспечивавшая твердого и гарантированного положения предпринимателя. Но предоставленная возможность получить дворянство в «Табелью о рангах» для купцов была мало достижимой, так как характер торгово-промышленной деятельности требовал личного участия. Поэтому более реальным было получение дворянства за особые заслуги в промышленности, но чаще всего давали личное дворянства, потомственное было редким исключением. Указ 1752 года разрушил этот сословный переход Он лишил купцов, удостоенный дворянства за успехи в промышленности, главной привилегии дворянства - запрещено покупать населенные земли. Все это вынуждало более слабых и бедных купеческих родов переходить на государственную или военную службу.

Государство, не желая терять торговых людей и перевода капиталов с торговли и промышленности в землю, начинает дальше постепенно расширять привилегии, главным образом на закреплении монопольных правах на торговлю. Торговые привилегии были наиболее зафиксированы в таможенном уставе 1755 года, в котором правительство стремилось определить торговые права для всех слоев населения. Этим уставом, а также последующими указами была закреплена купеческая монополия на рынке. Крестьянам разрешалось торговать в селах, в деревнях, находившийся на расстоянии 5 верст от города. К иностранным рынкам крестьяне не допускались. Мануфактуристам запрещалось иметь собственные лавки, торговавшие в розницу. Продавать товары с мануфактур следовало продавать исключительно купцам. В 1760 году Правительствующий Сенат издал указ о «неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами».

В общем итоге российское правительство предпринимало лишь робкие попытки выделения профессиональных представителей торгового капитала а качестве самостоятельного сословия, предпочитая в большей или меньшей мере сохранять купечество в общих рамках податного посадского населения городов. В этих рамках при Петре I, Анне Иоанновне, Елизавете Петровне осуществлялась традиционная политика охраны монопольных прав городского посада на торговую и ремесленную деятельность. Запись в купечество крестьян была максимально затруднена. Крестьянам запрещена была не только торговля в городе, но и в устройство промышленных заведений.

Принимая эту политику, купечество вместе с тем стремилось теперь к полному обособлению от тягла посадского населения, а также сохранение только за купечеством монопольные права на торговлю и промышленность, на владение откупами и подрядами на поставку в казну различных предметов потребления. Российское купечество было заинтересовано в получении привилегий на крепостное владение крестьян. Это объясняется тем, что купечество, несмотря на все привилегии, было очень уязвимым. В России долгосрочный наем был редко распространен. Краткосрочный же наем чреват серьезными рисками потерять работника и единственный выход для купечества в данной ситуации, являлось приобретение крестьян. Именно поэтому так будет велико желание купцов если не сровняться с дворянами, то хотя бы иметь возможность получать дворянский титул.

Глава 2. Сословная и городская реформы Екатерин II

.1 Цель проводимых реформ

Чтобы понять какие цели преследовала Екатерина, готовя Жалованную грамоту городам, необходимо просмотреть и проанализировать юридические документы, опубликованные во время правления Екатерины II. Они помогут понять мысли и цели законодателей, атмосферу принятия законов, а также увидеть влияние более ранних законов и проектов на Жалованную грамоту городам.

Начало реформы апофеозом, которой стала Жалованная грамота городам, началась манифестом 17 марта 1775 года о разделении населения городов на две части - мещанство и купечества. Дальнейшее развитие эта мера получила в Указе 25 мая того же года на установление 1% сбора с купцов по «совести капитала». По размеру этого капитала определялась принадлежность купца к гильдии, а также предоставлении прав и льгот при торгово-промышленной деятельности. Далее Сенат подготовил «План о выгодах и должностях купечества и мещанства», благодаря которому купцы наконец-то предоставляются привилегии на исключительную торговлю. Купцам так же позволяется ездить на карете, официально носить шпагу, освобождался от рекрутской и казенной повинности.

По тому же плану мещанам официально принадлежали «все художества и науки, мастерства и ремесла». Им разрешалось заниматься мелкой предпринимательской деятельностью, однако, мещанство не освобождалось от рекрутской повинности, и по-прежнему платили тягло и исполняли государственные повинности.

Таким образом, «План» узаконил важнейшие требования купечества, выраженные в наказах, но основные привилегии были предоставленные богатой купеческой верхушке. Ей принадлежали основные руководящие должности в городском самоуправлении, а низкие предоставлялись мещанству

Снова вопрос о городских жителях всплыл во время работы уложенной комиссии, когда делались попытки создать закон на основе депутатских наказов. «Наказ» Екатерины уложенной комиссии, в частности, главы, относящиеся к городу, впоследствии будут использованы в жалованной грамоте городам. Главной идеей в «Наказе», которую позже Екатерина II стремилась воплотить в Жалованной грамоте городам, является: «Сколько ни есть разных положений города, только в том они все вообще сходствуют, что им всем нужно иметь одинокий закон, который бы определил: что есть город, кто в оном почитается жителем, и кто составляет общество того города, и кому пользоваться выгодами по свойству естественного положения того места, и как сделаться городским жителем можно».

Таким образом Екатерина сама же определила цели и задачи будущего документа.

В «Наказе» так же упомянуты некоторые частные вопросы, считавшиеся важными для городской жизни и нашедшие отражение в ЖГГ. Первый - понятие мещанства. Это звание, по мнению императрицы, должны иметь те, «… кои обязаны принимать участие в добром состоянии города. Имеют в нем дом и имения… сии суть обязаны для собственнаго же благосостояния и для гражданской жизни, имении и здоровьи, платить разные подати». Соответственно, кто не платил подати, тот мещанином не являлся. Здесь статус городского жителя пока что по-прежнему сводится к выполнению им фискальных обязательств. Вторая проблема - цеха. Екатерина сама признавала, что «о цеховых мастерских и установлении цехов для мастерств по городам еще состоит великий спор: лучше ли иметь цехи по городам, или без них быть?». Сама она склоняется к мнению о полезности цехов, особенно «в малолюдных городах полезны быть могут цехи, дабы иметь искусных людей в мастерствах» соответствии с этой мыслью о полезности цехов она и ввела в ЖГГ ремесленное положение.

«Проект законов о правах среднего рода государственных жителей» подразумевал под средним родом людей творческих профессий, торговцев, ученых и прочих, «упражняющихся в разных приличных мещанству работах», т.е. по составу категория более обширная, чем крестьянская община, тем не менее, законодатели не решились выйти за рамки законодательства и включить сюда всех жителей посада, а потому, как считает Ю. Р. Клокман, попытка преодолеть сословное разграничение не удалась , однако, из вышеизложенного можно сделать вывод, что сословия к указанному моменту еще не сложились, поэтому вернее говорить, что не удалось скорее объединить все группы жителей в единое сословие.

Торгово-промышленная часть «среднего рода» разделялась по имущественному состоянию, что являлось предпосылкой разделения капитала в Жалованной грамоте городам .

Уложенной комиссией был разработан еще один документ: «Записка об общем гражданском праве», где содержалось определение города как «особого гражданского общества», которое «под наблюдением своего правления трудится в различных промыслах, служащих к пропитанию». Напротив, поселение, где нет какого-либо искусства и ремесла, и жители «не упражняются» в промыслах, не может быть городом, а поселяне - «присваивать себе гражданского имени». Важным дополнением к этим условиям было обязательное владение недвижимостью на территории города. Впервые к городскому обществу причисляются дворяне, хотя они и стоят особняком, в отличие от остальных категорий жителей, не обязанные нести никаких повинностей.

Для того чтобы стать настоящим гражданином, нужно было удовлетворять следующим требованием:

·Не находиться в крепостной зависимости.

·Быть торговцем, ремесленником или должностным лицом

·Войти в т. н. «гражданский список»

·Принести присягу

·Исполнить некоторые общие и особые «должности и тягости» по нуждам данного города. За это горожанин получал:

Землю на территории города. Однако дальше обещания в данном вопросе дело не дошло, и города потеряли приобретенные земли в результате генерального межевания.

В итоге доказано, что создания особого городского сословия возникла не на пустом месте. Ей предшествовало развитие общественной мысли в области экономики, политики, социальной сферы, в ходе которого выкристаллизовывалось довольно четкое понятие третьего сословия, его признаков и статуса среди других сословных групп, а так же определялась функциональная полезность для существующего общественного и государственного строя. Мы видим, что у Екатерины были серьезные намерения преобразовать российское общество, придать ему некую организованность, создать общественную прослойку, которая могла бы некой альтернативой и «противовесом» все более укреплявшему свои позиции дворянству, и таким образом, установить общественный баланс. О важности данного вопроса в глазах императрицы говорит и предшествующий грамоте продолжительный период законотворчества, и личные, сформированные под влиянием французских просветителей убеждения, выраженные в её письмах, и обсуждения проектов «третьего чина» в различных законодательных комиссиях. Кроме того, Екатерина не могла не обратить внимания на изменяющиеся реалии жизни, на новые капиталистические процессы в экономике, все отчетливей проявляющийся процесс социальной дифференциации. Развивающееся гильдейское купечество и тяглое городское население требовали признания себя полноправными (с позиций того времени) членами общества с собственными правами и привилегиями.

Так же Екатерина была основательно знакома с политической системой Европейских стран, соответственно, видела перед собой не только некие модели, но и истории их складывания и, таким образом, могла оценивать их критически, приспосабливать к Российским условиям. Это автоматически означало, что сильного третьего сословия «как в Европе» не могло получиться, т.к. российское общество было сильно стеснено рамками крепостного строя. Видимо, к моменту появления Жалованной грамоты городам в России еще не было единого класса мещан, а, как отмечает В.О. Ключевский, «были налицо лишь некоторые его элементы, т. е. городское общество приходилось искусственно создавать, в отличие от дворянского сословия, требовавшего только окончательного законодательного оформления. Города Екатерина понимала как «сплоченные общества с дружным пониманием своих прав и интересов» а это было совсем не так, городское общество только находилось в процессе выделения из других сословий и осознания себя как отдельной социальной категории.

2.2 "Грамота на права и выгоды городам Российской империи"

"Жалованная грамота городам" (полное название: "Грамота на права и выгоды городам Российской Империи") была опубликована одновременно с "Жалованной грамотой дворянству" в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей. При подготовке "Жалованной грамоты городам" (которая началась в 1780 г.) кроме материалов Уложенной комиссии были использованы другие источники: Цеховой устав (1722 г.), Устав благочиния (1782 г.) и Учреждение для управления губернией (1775 г.), шведский Цеховой Устав и Положение о маклере (1669 г.), прусский Ремесленный устав (1733 г.), законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.

«Жалованная грамота на права и привилегии городам Российским»» была издана 21 апреля 1785 года, одновременно с «Жалованной грамотой на права и привилегии Российскому дворянствуЖалованной грамотой на права и привилегии Российскому дыорянству», и являлась закономерным итогом развития предыдущего законодательства.

Грамота состоит из 15 глав и 178 статей. Имеет следующую структуру:

.Городовое положение (1-28).

.О Городовых обывателях. Установление общества градского. О выгодах общества градского. (29-57).

.Наставление для сочинения и продолжения городской обывательской книги (58-76)

.Доказательства состояния городовых обывателей (77-91).

.О личных выгодах городовых обывателей, средняго рода людей или мещан вообще.

.О гильдиях и о гильдейских выгодах вообще (92-101).

.О первой гильдии (102-107).

.О второй гильдии (108-113).

.О третьей гильдии (114-119)..О выгодах цеховых (120-123)..Ремесленное положение

.О иногородних и иностранных гостях (124-131).

.О выгодах имянитых граждан (132-138).

.О посадских и их выгодах вообще (138-145).

.О городовых доходах (146-155).

.О городской общей думе и о городской шестигласной думе (156-178).

Городовое положение по содержанию разделяется на три части. В первой части содержится определение среднего рода людей как единицы и юридического лица и определяются права сословий. Во втором отделении определяется внутренняя организация отдельных разрядов городского населения, гильдий, цехов и права каждого разряда. В третьей части описывается устройство городского самоуправления.

В ст.53 говорится: «В городе составить городовую обывательскую книгу, в кою вписывать обитателей того города, дабы доставить каждому гражданину свое состояние от отца к сыну, внуку, правнуку и их наследию». Таким образом, утверждалась наследственность статуса горожанина, одновременно книга являлась документом, фиксирующим и удостоверяющим личность гражданина, так как там следовало «вписать имя и прозвание всякого гражданина, в том городе дом или строение или земли имеющего, или в гильдии или в цех записанного, или мещанским промыслом промышляющего» (ст.55). Как верно отмечает М. К. Любавский, эта книга по структуре была полностью сходна с Дворянской родословной. В первой части (в дворянской книге записывались действительные дворяне) Городовой книги записывались настоящие городовые обыватели. Вторую часть (в дворянской - дети офицеров) были внесены все лица, записанные в гильдии. В третьей части (в дворянской - дети чиновников) Городовой книги были записаны ремесленники, купцы, не записанные в гильдии и купцы 1-й, 2-й и 3-й гильдий. Четвертая часть (в дворянской - иностранные дворянские роды) «обнимала» собой иногородних и иностранных гостей, поселившихся в городе ради торговли или ремесла. В пятую часть (в дворянской - титулованные дворяне) вносились именитые граждане. Шестая часть Городовой книги (в дворянской - старинные знатные роды) состояла из почетных старожильцев города, торговцев и ремесленников, не внесенных в другие книги. Аналогия в записывании по книгам соблюдается полностью. Что представляли собой вышеозначенные категории граждан? Жалованная грамота разделяет категории довольно четко.

По статье 63 настоящие городовые обыватели - те, кто владеет на территории города любой недвижимостью: домом или любым другим строением, землей.

Вписавшиеся в гильдии - все, «кои за собой объявят капитал, а именно: 1) кто объявит за собой капитал от десяти тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей, того вписать в первую гильдию; 2) кто объявит за собой капитал от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей, того записать во вторую гильдию; 3) кто объявит за собой капитал от тысячи рублей до пяти тысяч рублей, того записать в третью гильдию». Гильдейская система, таким образом, сохранялась, однако, теперь в неё входило не только купечество, но и все «какого кто бы ни был рода или поколения или семьи, или состояния, или торга, или промысла, или рукоделия, или ремесла». Кроме того, имущественный ценз, по сравнению с положением 1775 г. был повышен в два раза. (ст. 74) в последствии постоянно повышался, в результате чего из купечества шел постоянный «отсев».

К цеховым относились мастера, ученики и подмастерья, записавшиеся в цехи своего ремесла (ст. 65)

По ст. 66 иногородними и иностранными гостями признавались жители других городов и иностранцы, приехавшие в город ради работы «или иных мещанских упражнений».

Наиболее интересной представляется категория именитых граждан (ст.67). Её составляли люди с особым социальным статусом: дважды избиравшиеся мещанским заседателями совестного суда или губернского магистрата, бургомистром или городским главой и получившие за выполнение своих обязанностей «похвалу»; ученые, имеющие соответствующий документ, люди творческих профессий, (живописцы, скульпторы, архитекторы, музыканты), имеющие академическое звание и соответствующий документ; капиталисты, располагающие капиталом более 50 000 руб., т. е. не включенные в гильдии; банкиры с капиталом от ста до двухсот тысяч рублей; торговцы оптом, не имеющие лавок и владельцы кораблей. Именитые граждане, таки образом, объединяли различные группы людей, возникшие в процессе социального развития городов, как представителей творческих профессий, так и крупных капиталистов и просто лиц, добросовестно исполняющих свои обязанности в местном управлении. Особенность этой категории заключается в том, что, формально, именно именитые граждане, а не верхушка купечества оказалась самой привилегированной категорией городского населения. Наравне с купечеством I и II гильдий именитым гражданам позволялось ездить в карете, запряженной парой лошадей, содержать фабрики и заводы, а так же речные и морские суда. Данная категория так же освобождалась от телесного наказания, но, кроме того, именитым гражданам была дана возможность, так и не предоставленная купечеству - добиваться личного дворянства по достижении 30 лет «буде дед, отец и они именитость беспорочно сохранили».

Наконец, исторически сложившуюся часть городского населения составляли посадские, т.е старожилы, которые «промыслом, рукоделием или работою кормятся в городе».

По группам, включенным в городовую обывательскую книгу, можно косвенно судить об уровне социальной дифференциации или, по крайней мере, о представлении Екатерины об этом уровне. Можно сказать, что социальный состав стал разнообразнее, помимо торгового и ремесленного сословия в городе появляются люди, чья деятельность связана с культурной сферой жизни, иногородние оформлены в отдельную категорию населения. Посадские, цеховые ремесленники, гильдейское купечество, иностранные и иногородние купцы - все эти разряды городского населения были известны и прежней посадской общине до издания Городового положения 1785 г., хотя Городовое положение и внесло некоторые изменения в их организацию; новостью являлись установленные теперь разряды "настоящих городовых обывателей" и "именитых граждан", но как раз эти разряды не составили постоянных сплоченных корпораций, и единственным проявлением их внутренней корпоративной связи было избрание своих представителей в общие городские учреждения.

Итак, мы получили окончательный ответ на вопрос, что такое средний род людей или мещане - это все жители города, занесенные в городовую книгу, в одну из шести категорий, записанные «в оклад» и несущие соответствующие тягости. Это определение прямо находим в ст. 77 (Доказательства состояния городовых обывателей) и 80: «Городовых обывателей, среднего рода людей или мещан, название есть следствие трудолюбия и добронравия, чем приобрели отличное состояние». В следующей же главе императрица указывает пользу, которую, по ее разумению, должны приносить города: «Горда от предков НАШИХ и НАС САМИХ не токмо для живущих в них, но и для общественнаго блага основаны суть, умножая доходы государственные, устройством подают подданным способы для приобретения имущества посредством торговли, промыслов, рукоделия и ремесла; и для того городовых обывателей, средняго рода людей, или мещан отличное состояние да будет наследственно, как следует». В этой статье отражены два основных стремления Екатерины: построить городское общество на сословных принципам (наследственность звания мещанина) и способствовать его богатству, т. к. это в первую очередь способствует богатству государства.

Новое сословие мещан Екатерина, как могла, пыталась приблизить к дворянству. Мещанин, как и дворянин, без суда не мог быть лишен жизни, имения и судился равным себе мещанином, благоприобретенным имением он мог распоряжаться по своему усмотрению, а наследственным по закону; мещанину дозволялось заводить торговли и промыслы. За обиду, учиненную мещанину словом, ему полагалось денежное вознаграждение, величина которого равнялась количеству податей, платимых мещанином за год, штраф полагался так же за оскорбление жены или детей мещанина.7

Судя по структуре грамоты, один и тот же человек мог теоретически принадлежать сразу к нескольким категориям мещан. Например, будучи старожильцем, объявить за собой капитал и стать гильдейским купцом или получить академическое образование и стать именитым гражданином и так далее.

Вновь сформированные разряды городского населения -- "настоящие городовые обыватели" и "именитые граждане" -- в самом городовом Положении достаточно ясно были очерчены как бессословные, но не должны были ли теперь принять тот же бессословный характер и такие разряды, как купеческие гильдии и ремесленные цехи, которые возникли ранее при действии иных юридических начал и теперь были только приспособлены к вновь установленной организации градского общества.

Способствовать развитию и процветанию города, по мысли Императрицы, видимо было дозволить его жителям заниматься теми делами, которыми они и раньше занимались: строить «мучные или пильные или иные ветряные мельницы» строить и содержать «харчевни, корчмы или герберги или трактиры С; ввозить и вывозить в город и из города свои товары; строить суда и корабли. Мещане могут «заводить станы всякого рода и на них заводить всякого рода рукоделия».

Гильдия естественно давала свои преимущества. Давнее стремление купечества освободиться от обременительных государственных служб, исполнилось: гильдейцы освобождались от торговли товарами, находящимися в государственной монополии, охраны казенного имущества, служения разных должностей, «известныя под названием ларечных, целовальников, носильщиков, дрягилей, щетчиков и караульщиков». Однако за все это было необходимо платить «по скольку указом предписано». Обязанность выставлять рекрута или работника так же заменялась денежной выплатой.

Главным отличием трех гильдий друг от друга, кроме размера объявляемого капитала, был масштаб разрешенной торговли. Заниматься иностранной торговлей, иначе говоря, экспортировать и импортировать товары могла только первая гильдия. Она же могла владеть морскими судам. Вторая гильдия имела право торговать только внутри государства и держать речные суда. Третья же гильдия могла заниматься только мелкой торговлей. ЖГГ таким образом поставила ареал деятельности купца в зависимость от его капитала и утвердила дифференциацию по имущественному признаку. В споре с дворянством за право обладания заводами и фабриками дворянство отстояло это право. 12 Монополии никто не получил, и теперь в государстве было три категории, имеющих право содержать фабрики: дворянство, купечество первых двух гильдий и именитые граждане. Что касается выгод во внешней атрибутике, то из всех предложений по сближению купечества с дворянством Екатерина оставила только возможность ездить по городу в карете, запряженною парой лошадей. 13 Для экономического развития города это имело мало значения, однако даже такой незначительной привилегии лишалась третья гильдия, она так же не освобождалась от телесного наказания. Права владеть крепостными душами купечество не получило, однако из-за уже упомянутой малочисленности именитых граждан, фактически стало вторым после дворянства привилегированным сословием. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Это вполне согласовывалось с идеей создания "среднего рода людей". Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особыми же административной системой управления и видами занятий населения. Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывается, на трудолюбии и добронравии, является наследственным, связан с пользой, которую мещанство приносит отечеству (принадлежность к мещанству - не естественное явление, как принадлежность к дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (также приводился полный перечень деяний).

Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли. Все городское население делилось на шесть категорий:

) настоящие городские обыватели", имеющие в городе дом и иную недвижимость;

) записанные в гильдии купцы (1 гильдия - с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II - от пяти до десяти тысяч рублей, III-от одной до пяти тысяч рублей);

) иногородние и иностранные купцы;

) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты); 6) прочее посадское население.

Купцы 1 и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и "Уставом о цехах".

За городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане составляли "общество городское" и могли собираться на собрания с санкции администрации.

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом (уплата годового налога размером не менее пятидесяти рублей) и возрастным цензом (не моложе двадцати пяти лет).

В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).

Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган - шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.

В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы - их решали судебные органы.

Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывается на трудолюбии и добронравии, является наследственным, связана с пользой, которую мещанство приносит отечеству (принадлежность к мещанству - не естественное явление, как принадлежность к дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (также приводился полный перечень деяний).

Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.

«Жалованная грамота дворянству» закрепила права дворян заниматься промышленной и торговой деятельностью, открыв для сословия новые перспективы деятельности.

Дворяне обладали неограниченным правом собственности на имения любого типа (благоприобретенные и родовые). В них они могли осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность. Им предоставлялось полное право распоряжения крестьянами, по собственному усмотрению могли налагать на них различные подати, оброки и использовать на любых работах.

Основные законы гражданского права по Своду Законов Российской империи (вещное, обязательственное, наследственное право).

В своде законов гражданские законы отразили некоторые элементы буржуазного права. Тем не менее, и в этих гражданских законах сохранилось очень много черт феодального права - права-привелегии. Достаточно указать, что гражданское право, способность и дееспособность определялись сословными, национальными и другими признаками. Имелся ряд ограничений в правоспособности замужних женщин. Многие черты феодальной поземельной собственности не были изжиты.

Значительная часть земельной площади не была признана объектом частной поземельной собственности. Вся надельная земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться не отдельными общинниками, не всей общиной в целом. Отчуждение дворянских имений ограничивалось существованием права родового выкупа, на основании которого каждый член рода мог выкупить у покупателя родовое имение. Законодательство предусматривало и учреждение майоратов, т.е. земельных владений, изъятых из гражданского оборота и передававшихся только по наследству старшему в роде.

Среди ограничений правоспособности и дееспособности вследствие принадлежности к тому или иному сословию обращает на себя внимание запрещение крестьянам выделяться из общины и закреплять за собой в частную собственность принадлежавший им надел. Крестьяне, не имевшие частной недвижимой собственности, если они не взяли торговых свидетельств, не могли обязываться векселями. Имелись ограничения в дееспособности лиц духовного звания. В частности, они не могли обязываться векселями; православному духовенству запрещалось совершать договоры подряда и поставки. Сильно ограничивались правоспособность и дееспособность евреев.

Гражданские законы страдали крупнейшими недостатками с точки зрения юридической техники. В частности, они отличались казуистичностью и неопределенностью формулировок, неуклюжестью терминологии. Достаточно указать, что юридическое лицо называлось "сословием лиц", серветут - "правом участия частного" и т.д. Как законодательство, так и практика не различали правоспособность и дееспособность.

2.3 Влияние политики Екатерины на дальнейшее формирование третьего сословия и города

Во второй половине XVIII века социальная активность гражданства усилилась всюду. Как отмечает Б. Н. Миронов, 1742-1810 гг. - периоды механического притока населения в города. Этому способствовала губернская реформа 1775 г., результатом которой явилось механическое увеличение численности его жителей примерно на 150 тыс. человек. Однако, по его же подсчетам, этот период характеризуется самой низкой долей горожан. Население в городах увеличивалось в среднем в год примерно на 5.5 ‰, в то время как естественный прирост городского населения достигал 4.6‰. Отсюда Миронов делает вывод, что за это время в города прибыло относительно мало населения. Вообще баланс социальных перемещений на входе и выходе из посадской общины был различным. Можно предположить, что наиболее важные торгово-промышленные центры притягивали население, а второстепенные выталкивали. Перемещение из города в город было затруднительным. Круговая порука в несении налогов заставляла держать каждого жителя на виду. Для получения паспорта, разрешающего временный отъезд из города, горожанин должен был заплатить сполна государственные и местные подати за весь срок отлучки. При широком распространении недоимочности это означало, что для многих несостоятельных мещан сокращались возможности поправить свои дела в длительном и отдаленном отходе. Отход с поручительством какого-либо постороннего лица в уплате во время податей означал зависимость от поручителя, да и нелегко было найти его малоимущим. С большой медленностью проходили дела по переписке купцов и мещан из одного города в другой, для этого требовались разрешения многих лиц и учреждений, начиная от городского магистрата и кончая экспедицией для свидетельствования государственных счетов в Сенате в Петербурге.

В среде городской торгового купечества появился значительный разрыв между различными ее категориями. Крупная межобластная торговля находилась в руках богатейших купцов, розничная торговля, которая непосредственно охватывала массу мелких производителей, наоборот, отличалась раздробленностью и незрелостью форм и методов - она была делом преимущественно мелких предпринимателей. Жалованная грамота закрепила этот порядок, определив географический ареал деятельности купца его принадлежностью к гильдии.

Можно сказать, что грамоты изменили саму структуру населения городов. Если социальный состав в 1743-1775 гг. можно с некоторой степенью огрубления разделить на два социальных слоя - купечество первых двух гильдий и купцы третьей гильдии, то в 1775-1870 гг. - это гильдейское купечество и мещанство. В свою очередь купечество разделялось на гильдии и именитое купечество (с 1832 г. - почетное гражданство.) Численность именитых граждан первоначально была крайне невелика. В 1820 г. их насчитывалось 28 человек, но в 1858 г. - уже 21.4 тыс. обоего пола вместе с детьми.

Статистические данные свидетельствуют о том, что внутри посада наблюдалось имущественное и социальное расслоение. А. А. Кизеветтер в своей монографии дает ёмкую характеристику: «Не отличаясь обильной населенностью, посадские общины XVIII в. представляют нам картину довольно резкой общественной дифференциации. Многочисленная масса чернорабочего и ремесленного населения и над нею небольшая сравнительно группа торгующих купцов, выстроенная в три яруса - по трем гильдиям, причем, чем выше ярус, тем малочисленнее составляющий его контингент, такова обычная бытовая физиономия посадской общины изучаемой эпохи - небольшая пирамидка с широким основанием в виде «подлого» гражданства и с очень тонкой верхушкой в виде малочисленной группы первогильдейских купцов»

Возросло количество городских предприятий, численность занятых на них рабочих, в 1830-е гг. начался промышленный переворот, расширилась торговая сеть, особенно заметно прогрессировала стационарная торговля. Важным комплексным показателем развития городов и роста их экономики является увеличение городских доходов. Города начиная с 1800-х гг. утрачивают аграрную функцию и совершенствуют промышленную и торговую функции. Отрыв городского населения от земледелия и приобщение его к промышленным и торговым занятиям способствовали формированию особого городского быта, для которого характерны меньшие замкнутость, догматичность, традиционность, связь с природой и её циклами, чем для сельского быта, и особого городского типа личности, отличавшейся большей мобильностью, инициативой, предприимчивостью, кругозором и грамотностью сравнительно с селянином.

Главной заслугой Жалованной грамоты считается данное ею городским жителям самоуправление, по крайней мере, в декларации. Впервые на Руси появилась такая организация, в которую входили все сословия. Ранее общественные органы были органами для платежа государственных податей, несения государственных повинностей, для наилучшего отправления правосудия и т. д.; интересы общества были на виду и ранее, но лишь постольку, поскольку это было в интересах государства. Наконец, они преследовали лишь сословные цели и не распространялись на все население данной территории. В Городовом положении Екатерина отступила от сословного начала и создала такое положение, которое заботилось о городе как о торгово-промышленном и культурном центре. Несомненно, при начертании Городового Положения Екатерина не доходила до такой зависимости от общества, как при составлении Жалованной грамоты дворянству и областных учреждений. Ведь жалованная грамота дворянству была прямым ответом на вопросы дворянства в наказах; учреждение о губерниях так же шло навстречу их потребностям. Что касается городового положения, то тут при его составлении Екатерина действовала независимо и самостоятельно, руководствуясь не столько заявлениями купцов, сколько своими представлениями о среднем роде людей. Впрочем, нельзя переоценивать или недооценивать ни роль наказов, ни личную инициативу императрицы. Можно сказать, что она отбирала требования не только полезные, но и возможные при политической, социальной и экономической конъюнктуры того времени. Например, в наказах встречались требования запрещения выхода купцам и цеховым в другие сословия, чтобы купеческие вдовы и дочери выходили замуж за людей других сословий, лишь продав свою торговлю, и чтобы право заниматься торговлей и промыслами было предоставлено лишь купцам и ремесленникам, но городовое положение дало право на эти занятия всем. Стоя на сословной точке зрения, наказы предлагали организовать город на сословных началах, чтобы его органы состояли сплошь из купцов.

Итак, даже в свободно составленное Екатериной городовое положение вошло много пожеланий, выраженных в комиссии для сочинения проекта Нового Уложения, и в данном случае деятельность комиссии прошла не бесследно, хотя и не в таком размере, как для Губернских Учреждений 1775 г. и Жалованной грамоты дворянству.

Систему управления городом можно представить трехчленной. Общегородские дела были в компетенции городского головы, общей и шестигласной дум, собраний домовладельцев (по частям города или по сословиям), сиротского суда, общего и частного словесных судов. Руководство посадом осуществлялось городовым магистратом, собранием общества градского. Внутрисословное управление находилось в ведении гильдейского и мещанского старост, ремесленного головы, ремесленной управы, цеховых старшин и управ. Наиболее важные вопросы жизни общины обсуждались на отдельных сходах купцов, мещан, цеховых. Проследить эффективность работы этих учреждений довольно сложно. В течение 1785-1788 гг. они, судя по всему, были введены в большинстве городов, но мало где удавалось построить всю систему во всей её сложности (за исключением двух столиц), в частности - из-за нехватки в городах нужных категорий населения. В ЖГГ в вопросах представительства отдавалось предпочтение зажиточным мещанам, обладателям недвижимости и капитала не менее 1 тыс. руб., приносящего ежегодный доход не ниже 50 руб. Но даже в Лифляндии с её развитыми городами только в Риге имелось достаточно зарегистрированных горожан, чтобы заполнять все выборные должности. Поэтому 12 октября 1787 г. Сенат принял более упрощенный план, пригодный для малых городов России.

Однако главным недостатком для городской думы, как общей, так и шестигласной был местный губернатор и губернское правление. Многие губернаторы были совершенно не в состоянии избавиться от привычки командовать городским сословием и призывать его членов к выполнению различных служб. В финансовой сфере шестигласная дума строго подчинялась губернатору.

Генерал-губернатор исполнял функции наместника, контролирующего деятельность местных учреждений, имеющий право назначать и смещать чиновников и выборные власти. Сами же наместники назначались императрицей и несли ответственность, фактически, только перед ней. Генерал-губернатор был верховным распорядителем хозяйства на данной территории, как бы управляющим государства-феодала. Он осуществлял контроль за поборами с населения, заботился о снабжении последнего, а так же войск продовольствием. Безграничны были полицейские функции этого чиновника. Наместнику подчинялись городские и сельские полицейские органы, а в случае «ослушания народного» он мог привести в действие подчиненные ему воинские команды. Наместник имел право приостановить исполнение любого приговора судебного органа. Таким образом, в наместничестве все нити хозяйственного, полицейского и судебного управления были сосредоточены в руках главы феодальной администрации. Наместничество представляло собой самостоятельный организм, где почти все внутренние дела могли быть разрешены окончательно.

Как отмечается, город в целом по стране, особенно в отдаленных регионах, таких как Сибирь, оставался оплотом бюрократии, носителем политики господствующего класса, он предоставлял материальную базу государственным учреждениям, создавал благоприятные возможности для чиновников, из состава горожан рекрутировались низшие кадры бюрократии.

Структурные изменения в отраслевой занятости горожан свидетельствуют также о дальнейшем повышении роли города в культурной и политической жизни России. Словом, можно говорить о возросшем в течение первой половины XIX в. значении городов как носителей экономического, социального, политического и культурного прогресса. Благодаря системности городской сети и разнообразию функций города, к середине XIX в. был сформирован единый национальный рынок, объединены в целостный народно-хозяйственный организм отдельные части страны, обеспечены условия для образования русской народности и ее превращения в русскую нацию, создана своеобразная структура населения.

Заключение

Жалованная грамота городам - документ, охватывающий три главных проблемы: личные и коллективные права городского сословия; устав ремесленных цехов и организация системы городского самоуправления.

Жалованная грамота городам далеко не идеальный в юридическом и документ, тем не менее, повлиявший на эволюцию общественных отношений в России. Истинный замысел Екатерины открывается только в целостном рассмотрении Жалованных грамот Городам и Дворянству, Они именно жаловали права и вольности дворянскому сословию и «выгоды» горожанам, как бы устанавливая вассально-сюзеренные отношения между престолом и сословиями, но, с другой стороны, это было не признание естественных прав сословий, а их пожалование волею самодержца. Единственный нюанс, допущенный Екатериной, видимо, нарочно, содержится в статьях 1, 5, 7, 17, 28, примечание к ст. 64, 147, 178. Везде монарх именуется «Императорским величеством», хотя, казалось бы, в «Грамоте», как детище императрицы, речь должна идти о «Ее Императорском Величестве». Этим как бы подчеркивается, что все, дарованные права и «выгоды» сохранятся за сословиями, кто бы не находился на троне.

Впрочем, сословный строй - это тоже анахронизм, своего рода олицетворение «старого режима», против которого был направлен революционный пыл нескольких поколений социально активных граждан разных стран. Между тем людям XVIII столетия злокозненность сословного устройства была далеко не столь очевидна. Разделение общества на сословия в соответствии с функциями, которые каждое из них выполняло в государстве, очень многим ещё казалось и естественным и справедливым. Но главное: принадлежность к тому или иному сословию наделяла человека определённым набором гражданских прав, и, таким образом, закон его защищал, обеспечивал его безопасность. А слово безопасность было одним из ключевых понятий политического словаря века Просвещения. В обеспечении безопасности каждого и всех вместе видели главное назначение государства. То, что мы сегодня называем гражданскими правами, законодательство XVIII века именовало привилегиями. Для России появление законодательных актов, определявших социальный статус отдельных категорий населения и права входивших в них людей, было вообще новацией, ведь предшествовавшее законодательство фиксировало лишь обязанности подданных по отношению к государству.

Наличие фундаментальных законов, согласно рецептам просветителей, которыми пользовалась Екатерина, должно было превратить Россию в «законную монархию» или, выражаясь современным языком, правовое государство, т.е. такую организацию государственной и общественной жизни, которая характеризуется господством права и верховенством закона. Конечно, правовым государством благодаря грамотам 1785 г. Россия не стала, ведь наличие законов не гарантирует их исполнения, однако, важно, что обнародованием грамот был сделан важный шаг именно в этом направлении.

Главным отличием «Жалованной грамоты городам» от «Жалованной грамоты дворянству», являлась ее функция. Российское дворянство, по сути, уже существовало, как цельное сословие, и своей грамотой Екатерина подтвердила «Манифест о вольности дворянской» и дарованные им права: дворяне вольны служить и вольны просить об отставке, имеют право вступать на службу к дружественным заграничным государям, они - единственные владельцы крепостных в государстве, имеют право брать откупы и подряды, избавлены от телесных наказаний, пыток и смертной казни. Дворянин должен быть судим равным себе и свободен от податей, которыми обложены подлые сословия. Таковы, права, проистекающие из самого понятия благородства.. «Жалованная грамота дворянству», конечно, вводила и ряд новых привилегий. Екатерина дала право свободного распоряжения благоприобретенными имениями и установила, что наследственные имения не подлежат конфискации, а переходят к наследникам. Затем дворянам было дано право торговать оптом плодами своей земли, открывать заводы, ярмарки и подлежать, если они захотят, городовому право, подтверждала право дворян на недра земли. Все это, однако, было только окончательным закреплением, последним аккордом, и не вносило в структуру дворянского сословия существенных изменений. Иная задача ставилась перед «Жалованной грамотой городам» - с помощью закона способствовать только зарождавшемуся сословию. Оно еще более консолидируется, отделенное на основе обывательских книг от сельского. Как отмечает А. Б. Каменский, это только привязывало городских жителей к своему населенному пункту. По сути, проживание в городе и становилось признаком сословия. Целостное рассмотрение грамот обнаруживает целостную политическую программу, отражающую ясные и взаимосвязанные представления императрицы о форме общественного устройства. Это не либеральные и не конституционные представления, возможно, не всегда вяжущиеся с реальными фактами, но это характерные для начала Нового времени представления о регулярном государстве с сословной структурой. Хотя А. А. Любавский утверждает, что ЖГД «это как бы предвестник в новом направлении русской общественности, что вслед за дарованием и признанием одному сословию, рано или поздно, должны быть дарованы права и другим сословиям»

Собственно, Городовое положение - это кодифицированный имперский закон об основах городского самоуправления, что резко отличало этот документ от предыдущих актов о городах своей завершенностью и правовой фундаментальностью, исказить дух которого имперским чиновникам было просто невозможно, не отменив последний целиком. Принципы организации городского самоуправления теперь не имели отношения к сословной организации в рамках города. Хотя градское общество и подразделялось на социальные категории, независимо от этого все люди, приписанные к городу, имели равное право участвовать в выборах и быть избранными (с ограничением по имущественному цензу).

Значение органов самоуправления оценить крайне сложно. С одной стороны, предпринимались попытки дифференцировать функции каждой из структурных частей системы выборных органов в городах, с другой - каждому из вновь созданных учреждений давались поручения, которые не изымались из компетенции ранее действующих. Так, магистраты и думы параллельно решали административно-хозяйственные и фискальные задачи - и первые и вторые преимущественно среди посадского населения. Их дублировали купеческие, цеховые и мещанские старосты, подменяли друг друга общая и шестигласная думы, в магистрате, равном по компетенции обеим думам, можно было возбуждать дела против них. Дума обращалась к земским старостам непосредственно, а не через магистрат и т. п. Поэтому, несмотря на жесткий централизм, насаждаемый в органах местного самоуправления, в них нередко царил параллелизм и неразбериха. Лишь в результате реформы 1822 г. были более четко разграничены функции всех этих органов.

Расширение дворянского и городского самоуправления меняло сознание людей. Постепенно выборные должности в их представлении наполнялись новым смыслом, обретали социальную значимость. Быть избранным на должность губернского или уездного предводителя дворянства, городского головы, члена городской думы или бургомистра городского магистрата становилось престижным и, вместо того чтобы отказаться от подобной «чести», за неё стали бороться. Одним из характерных явлений городской провинциальной жизни этого времени становится организация горожанами по собственной инициативе и на собственные средства разного рода учебных заведений, библиотек, театров и иных учреждений, каких не знал русский город. Можно, таким образом говорить о первых ростках гражданского общества.

Какие же выводы можно сделать из всего вышесказанного? Издавая свою «Жалованную грамоту на права и привилегии городам Российским» Екатерина преследовала, безусловно, благие цели. Она стремилась организовать городское общество по закону в соответствии с теми идеями, которые она считала правильными и полезными, структурировать социальный состав города, объединив разрозненные категории населения в единое городское сословие, которое, как и все остальные сословия, должно было в первую очередь быть полезным государству путем своей предпринимательской и производственной деятельности. Картина, вырисовывающаяся таким образом, могла быть весьма привлекательной: дворяне приносят пользу государству службой, крестьяне - созданием продуктов сельского хозяйства, а горожане - коммерцией, ремеслом, а в будущем - наукой и искусствами. Городское сословие как бы знаменовало собой приход нового времени - оно было весьма перспективным образованием, могущим стать такой же опорой трону, как дворянство. Реальная картина, конечно, не могла полностью соответствовать замыслам: слишком много пережитков сохранилось в городской жизни, слишком мало привилегий получили городские жители. В законодательстве о городах оставалось много непонятного. Но нельзя было ждать от грамоты окончательного решения проблемы города и «среднего рода».. Грамота, несомненно, дала толчок развитию городов, продолжила оформление органов местного самоуправления, основы которых были заложены Петром I, наделила наконец-то иные, кроме дворянства, категории населения не только обязанностями, но и привилегиями. В этом было историческое значение «Жалованной грамоты городам».

Библиография

1.Екатерина II. Жалованная грамота на права и привилегии городам российским // Российское законодательство X-XX веков. М., 1987. Т.5.

2.Екатерина II. Жалованная грамота на права и привилегии дворянству российскому // Российское законодательство X-XX веков. М., 1987. Т.5.

.Наказ Екатерины Комиссии о составлении проекта нового уложения 1767 // Екатерина II, О величии России. М., 2003

.Екатерина и Г. А. Потемкин. Личная переписка 1769 - 1791 М., 1997.

.Соборное уложение 1649 года. Л., 1987

.Города феодальной России. М., 1966.

.Вопросы формирования русской народной нации. М., Л., 1958.

.Истрия предпринимательства в России. Книга первая от средневековья до середины XIX века. М., 2000.

.История царствования Екатерины II. СПб., 1844.

.Русский биографический словарь. СПб., 1896 - 1918 в 25 томах

.Русский город. Вып. 8. М., 1986.

.Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследия Петра. М., 1986.

.Буганов В.И. Очерки классовой борьбы. М., 1986.

.Дитянин И.И. Устройство и управление городов России, СПб., Т. 1.

.Заичкин И.А. Русская история от Екатерины II до Александра II. М., 1994.

.Исаев В.И. История государства и права России. М.,1998.

.Каменский А. Б. «Под сению Екатерины…»: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.

.Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII: Опыт целостного анализа. М., 2001.

.Кизеветтер А.А Городовое положение Екатерины II 1785 г. Опыт исторического комментария. М., 1909.

.Кизеветтер А.А. Посадская община в России XVIII. М., 1903.

.Клокман Ю.Р. Социально-экономическая история города. Вторая половина XVIII века. М. 1967.

.Ключевский В.О. Русская история. М., 2006.

.Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII веке. М. 1999.

.Ленин В.И. Полное собрание сочинений, М. 1971. Т.3.

.Любавский М.К. История царствования Екатерины II. СПб., 2004.

.Мадариага Исабель де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.

.Милов Л.В. История России XVIII - XIX веков. М., 2006.

.Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860е годы. Л., 1990.

.Монтескье Ш.Л. Де. Избранные произведения. М., 1955.

.Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. СПб., 1879.

.Троицкий С.М. Россия в XVIII в. М., 1982.

Похожие работы на - Генезис в Российской империи 'третьего сословия'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!