Особенности тревожности детей в зависимости от воспитания (в неполной семье)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,37 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности тревожности детей в зависимости от воспитания (в неполной семье)

Введение

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи

.1 Роль семьи в воспитании ребенка

.2 Причины, виды неполных семей, и особенности воспитания ребенка в неполной семье

Вывод по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей развития ребенка в неполной семье

2.1 Результаты исследования

Выводы по второй главе

Рекомендации

Вывод

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья - это один из основных социально - демографических типов современной семьи. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений "мать - отец - ребенок".

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; - распространение добрачных связей, - изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; - утрата семьей своей производственной функции; - неподготовленность молодежи к браку; - завышенные требования по отношению к брачному партнеру; - алкоголизм и наркомания.

Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Процент разводов к числу заключенных браков составил 82,2%.

Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.).

В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.

В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.

Фундамент личности ребенка закладывается в семье.

Изучением влияния семьи на ребенка занимались: К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптеров, А.С. Макаренко; психологи - А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппезейтер, А.Б. Добрович, С.В. Ковалев, В. Леви, А.Г. Шменев, Миллер и др.; зарубежные исследователи - А. Адлер; Р. Берне, Э. Эриксон, Э. Бэндлер, Д. Гриндер, В. Сатир, Р. Скиннер, Р. Хаментаускас.

Мало внимания неполной семье, которая имеет специфику и отличается от полной семьи. Актуальность несомненна.

Цель исследования: изучение особенностей тревожности детей в зависимости от воспитания.

Объект исследования: дети из полных и неполных семей.

Предмет исследования: личностное качество - повышенный уровень тревожности

Гипотеза исследования: специфика воспитания ребенка в неполной семье влияет на формирование у него таких личностных качеств как повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность формирования личности ребенка в неполной семье.

2. Изучение формирования личностных качеств ребенка, живущего в неполной семье.

3. Выявить особенности воспитания ребенка в неполной семье.

Основные методы сбора данных:

1.      Наблюдение.

.        Шкала Спилбергера-Ханина.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

1.1 РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Семья - один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее "производством и воспроизводством" непосредственной жизнью, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.[12 стр.121].

Семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное введение домашнего хозяйства. Семья - это группа совместно проживающих близких родственников (муж - жена - родители - дети). [16 стр.10-11].

Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложены уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищает от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требование родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т.д. Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разводов - все это воспринимается ребенком и становится образом для его собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, а младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.

В литературе выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:

1. Детоцинтризм, т.е. все прощеное отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.

2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей, под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.

3. Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого - выработка у детей "практичности", умения "ловко устраивать свои дела", ориентация, прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. [3 стр. 17-18].

Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения к другим людям и друг к другу. В семье ребенок оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности, именно в семье начинается общественное воспитание и формируется отношение ребенка к другому человеку, к другим людям, которое определяется отношением, прежде всего родных и близких к нему самому. Под влиянием этих отношений формируются и его самосознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. [16 стр. 34-36].

Влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Но на всех этапах семья оказывает сильное влияние на всестороннее развитие детей. При правильном воспитании она особенно успешно прививает детям трудолюбие, дисциплинированность, честность, самостоятельность, бережливость, доброту, готовность оказать помощь и т.д. Отношение родителей между собой, их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера в целом - все это является для подрастающего поколения незаменимой практической школой отцовства и материнства. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом повзрослев, и в трудовые коллективы [16 стр. 116-117].

Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от разрешения собственных проблем.

Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает, открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью.

Какое - то время после разделения семьи или развода отец регулярно навещает ребенка. Во всех случаях это очень глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод окажется для ребенка еще мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начнет спрашивать себя, почему, собственно, он должен с ним видеться, и в результате у него может зародиться комплекс вины. Если родители охвачены вдобавок желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая друг друга и, подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно ребенок получает в нормальной семье.

В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи, сталкивать родителей друг с другом и извлекать нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребенок будет вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать их одобрение. Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из - за нескромных вопросов, сплетен и его нежелания отвечать на расспросы об отце. На ребенке, так или иначе, отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности.

В этой ситуации ребенку необходимо объяснить, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Ребенка непременно нужно подготовить к уходу отца. Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас. Одна из наиболее распространенных ошибок - чрезмерная опека матери над сыном.

Казалось бы, мать все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну больше внимания, окружить большей заботой, хочет повкусней накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.

Если родители не живут вместе, если они разошлись, то очень болезненно отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом распрей между родителями, которые открыто, ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему - либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно. Можно скрыть от детей и свою неприязнь, и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как - нибудь продолжать воспитание детей. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую семью, то уже лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по - прежнему.

Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

Если родители по - настоящему любят своих детей и хотят их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.

1.2 ПРИЧИНЫ, ВИДЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Неполная семья- это один из основных социально- демографических типов современной семьи. Неполная семья- это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений "мать- отец- ребенок".

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие типы неполных семей:

·   осиротевшая;

·   внебрачная;

·   разведенная;

·   распавшаяся.

В зависимости от наличия основного родителя выделяют:

·   материнские;

По количеству покаленей в семье различают:

·   неполную простую (мать или отец с ребенком, либо с несколькими детьми);

·   неполная расширенная (мать, отец с одним или несколькими детьми и другими родственниками)[5 стр.24].

Целое тысячелетие причиной их появления неполной семьи служила смерть одного из родителей. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.).

В связи с тем, что смертность мужчин выше, а продолжительность жизни меньше, чем у женщин, число вдов гораздо выше, чем число вдовцов (18,2% против 2,5%), особенно в старших возрастах. Особенностью настоящего времени является также беспрецедентный рост смертности от так называемых неестественных причин, что вызвано резким снижением уровня и качества охраны труда, ростом травматизма на производстве и на транспорте, увеличением потерь от стихийных бедствий.[6 стр. 26]. У многих детей после смерти одного из родителей появляются признаки депрессии [6 стр. 30].

Неполная семья образуется также в случае рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака. Внебрачная рождаемость растет, составляя около 20% от общего числа новорожденных. Особенно велик рост внебрачной рождаемости у несовершеннолетних матерей.. Существуют медико-биологические противопоказаниях столь раннему материнству, к которому не вполне готов организм женщины-подростка. В социальном плане несовершеннолетние матери представляют собой весьма сложный феномен. У них отсутствует стаж работы, вообще профессия, которая могла бы стать источником средств к существованию для себя и ребенка. Завершить образование, без которого немыслимо рассчитывать на достойный социальный статус, несовершеннолетней матери удастся далеко не всегда.[6 стр. стр.26-27].

Нет хуже если ребенок нежеланный у матери-одиночки; мать испытывает к такому ребенку двойственное чувство: с одной стороны, это ее ребенок и она - мать, с другой стороны, ребенок - помеха в ее жизни. Психологи выявили, что матери чаще видят в своем ребенке плохие черты характера, нежели хорошие, эти дети хуже общаются со сверстниками, хуже успевают, они чаще имеют низкий статус в группе, не умеют преодолевать стрессовые ситуации. В нормальной полной семье появление нежеланного ребенка не столь драматично. Чаще всего родители относятся к такому ребенку, как и к другим своим детям. Й. Лангмайер и З. Матейчик отмечают: "С другой стороны, выяснилось, однако, что простая сумма неблагоприятных признаков в развитии личности "нежеланных детей" весьма значимо превышают сумму подобных признаков у детей контрольной группы. Это значит, что "нежеланных детей" характеризуют не несколько выраженных отклонений, а десятки мелких признаков плохого адаптирования, которые затем сдвигают данную группу как целое социально выгодном направлении. Клиническую картину таких отклонений можно называть, скорее всего, картиной психологической "субдепривации", которая, при вообще-то благоприятных условиях, в последующем развитии не должна обязательно проявляться плохим образом".[2 стр. 157-158].

Развод - это эмоциональное сильнейшее и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Между тем сегодня существует немало супружеских пар, прибегающих к разводу при первом же столкновении с обычными житейскими трудностями. Однако есть и такие пары, где одна из сторон делает все для того, чтобы спасти брак, а другая сторона при этом лишь укрепляется во мнение о собственной исключительности. Есть, наконец, пары, которым противопоказана совместная жизнь.

Разводы увеличивают количество неполных семей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. [16 стр. 200-202].

Среди неполных семей чаще всего встречаются такие, в которых родители расторгли брак. Юридически родители ответственны за воспитание детей. На практике же ушедший из семьи супруг имеет меньше возможностей общаться с детьми, а, следовательно, и влиять на них. В тоже время у оставшихся с детьми родителям тоже становится меньше времени для общения. Ведь ему прибавляется много других забот.[5 стр. 24-25].

Было проведено не мало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка.[11 стр.18]. Он наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужим и, если сами не захотят этого.[14 стр.229 - 300].

По данным Лэндиса (60г.) воздействие развода на психику ребенка зависит от целого ряда факторов:

- субъективного представления ребенка о счастье семьи непосредственно до развода;

- возраста ребенка и матери;

- степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той социальной группе, к которой принадлежит семья;

·   способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение.

В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в более старших возрастах. Дети из разведенных семей оказываются нелюдимыми, боязливыми, они агрессивны и склонны к ссорам, неаккуратны, недисциплинированны, склонны "витать в облаках" и плохо учатся. Недоверие и страх по отношению к окружающим они испытывают, поскольку у них нет психологической поддержки со стороны отца. Склонность этих детей к дракам рассматривается обычно как компенсация чувства неполноценности, а дисциплинированность - как следствие потери авторитета, поскольку из семьи чаще всего уходит отец, а ребенок остается с матерью. Решающим является не факт юридического развода, а отчуждение родителей в семье друг от друга - "аффективный развод". Психологические исследования убедительно показали, что семьи, где сохраняется лишь формальное, юридические атрибуты брака, также влияет на психику ребенка, как и условия в семье, где произошел юридический развод. Более того, в случае "аффективного развода" ребенок оказывается более неблагоприятной ситуации. "Двойной стандарт" отношений ("для людей" и "для семьи") приводит к нарастанию внешней и внутри психологической конфликтности. Следствием является побеги детей из семьи, бродяжничество, правонарушения, неврозы, самоубийство. В семьях, где есть отец - алкоголик, - свои проблемы. Но психологическая ситуация, в которой оказывается ребенок, мало, чем отличается от семьи, где отца нет: воспитательной функции отец не выполняет, добавляются лишь скандалы, побои, экономические трудности.[2 стр. 156-157].

Психологи обращают особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием в неполной семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитетности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. Эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более низкое, чем девочек, и связано с ощущением личностной изоляции. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей. Специалисты отмечают более выраженные негативные последствия ситуации в неполной семье у детей развода, в отличие от детей, потерявших родителей, в результате преждевременной смерти.[11 стр. 25].

По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.

Факторами, влияющими на последствие развода родителей для подростка, является климат в семье, поведение родителей, наличие или отсутствие заботы по отношению к детям до и после распада семьи, переживание родителей, причины развода, то, в какой форме протекал развод, как сказался распад семьи на отце и матери и их новых взаимоотношениях, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями, решение вопроса об опеке.

Дети, пережившие развод, подвергаются большому риску столкнуться с психологическими проблемами, чем дети из крепких семей. Характер развода родителей может по-разному влиять на подростка: наиболее травмирующей является ситуация, когда родители вовлекают ребенка в конфликт, пытаясь заставить его принять, чью либо сторону. У подростков живущих попеременно то у отца, то у матери, между которыми отсутствует взаимопонимание, часто возникает ощущение вовлеченности в конфликт; когда же родители действуют согласованно, вероятность того, что их дети окажутся участниками конфликта, невелика, если даже подросток находится в близких отношениях с обоими родителями. [9].

Если развод произошел при очень плохих отношениях между отцом и матерью, если часто бывали ссоры между ними, крики, даже драки, то ребенок испуганный, недоверчивый, замкнутый или грубый, сердитый (в зависимости от его нервной системы). Если развод произошел мирно и отец ласково обращается с ребенком, то малыш скучает по отцу, такой ребенок чаще всего бывает чувствительным, плаксивым, иногда грубит матери.[5 стр. 25].

Детей воспитывает либо мать, либо отец, иногда с помощью какого-либо родственника, чаще в одиночку. Конечно, неполная семья - это, прежде всего материнская семья. О детях, которых воспитывают одинокие матери, можно услышать удивительно противоположные мнения. Одни утверждают, что это всегда плохо, другие говорят, что это не имеет значение, треть убеждают, что очень много успешных и выдающихся людей было воспитанно одинокой матерью и, в сущности, это даже полезнее. По крайней мере, материнское воспитание еще ни кому не повредило. И всем известны примеры, когда некоторые женщины вполне сознательно и продуманно хотят иметь собственного ребенка, но не хотят создавать семью и не признают совместной жизни с мужем. [6 стр.55-62].

Факт воспитания ребенка одной матерью, сам по себе не способствует появлению каких-то отклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на него ни каких специфических средств, каких бы не было у других детей. Дело всего лишь в том, что воспитание в таких условиях труднее и возможно определенные опасности, им и придется уделить повышенное внимание. Ребенок воспитывается одной матерью, находится в каких то особенно выгодных условиях, пока речь идет о поступлении развивающих импульсов. Опасность заключается в другом: одинокая женщина скорее, чем мать из полной семьи, может с первых месяцев после рождения ребенка быть чрезмерно перегружена работой либо занята личными проблемами. И поэтому есть вероятность, что она станет уделять малышу меньше внимания, и в том или ином смысле он окажется заброшенным. У одинокой женщины меньше возможностей разделить еще с кем-то работу, радости, заботу.

Второй круг потребностей, который возникает несколько позже, но всегда зарождается в младенческом возрасте, - потребности социального учения.

Здесь нельзя сказать, чтобы одинокая мама была в исключительно невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни также естественно, как и любая другая мать. Больше того, у неё даже есть определенные преимущества - её воспитательное воздействие может быть абсолютно единым, в сравнении с разными влияниями в более многочисленных семьях. Но все же ребенок одинокой женщины, вероятно, в более раннем возрасте пойдет в ясли, и ему придется проводить тем больше времени. В таком случае усложняется положение матери: ей необходимо не только материнское чувство, но воспитательный такт, умение "вознаградить" малыша за время своего отсутствия и, с другой стороны, умение более тесно сотрудничать в воспитательном процессе с коллективом яслей.

Третий круг потребностей из области эмоциональной. И тут тоже нет особых невыгод в положении одинокой матери. Нет причин, которые помешали бы возникнуть такой же эмоциональной связи между ней и сыном или дочерью, какая создается у других детей, совсем благотворным, что эта связь несет собой.

Четвертый круг потребностей, связан с включением ребенка в общественную жизнь. Здесь, скорее всего, дети одиноких матерей оказываются в менее выгодном положении, особенно если роль "родного" отца, которого у них не было возможности узнать, не была замещена каким то подходящим лицом.

Мальчики более чутки, более внимательны и более "ранимы", чем девочки. На приемах в психологической консультации у них чаще отмечаются сложности, вызванные нехваткой авторитета, которые в семье обычно представляет отец, и отсутствием возможности найти импонирующий мужской пример, удовлетворить спортивные, технические и другие интересы. Девчонки, как правило, обладают большей способностью к общественному приспособлению, и воспитательные затруднения с ними возникают реже. Однако некоторым из них также не хватает фигуры отца, отношения с которым позволили бы девочкам пережить ситуацию эмоционального предварительного восхищения и создать представление о будущем жизненном партнере. Как мальчикам, так и девочкам, растущими без отца, грозит опасность надолго остаться эмоционально незрелыми.

Следующим фактором, влияющим на развитие внутренних связей в неполной семье, служат обстоятельства, при которых произошла "потеря" отца. Одно дело, если ребенок отца никогда не знал, и другое, - если был разлучен с ним в более позднем возрасте. И в первом и во втором случае весьма важно, что случилось в семье: развод после эмоционального отчуждения или после эмоционального напряжения и конфликтов; смерть и другие трагические события; находится ли отец в тюрьме (здесь характер преступления еще один усложняющий фактор), уехал ли он за границу или постоянно лежит в больнице. В конечном счете, все зависит от того, как мать со всеми подобными обстоятельствами справляется. Ребенок, который уже одним своим присутствием напоминает матери эмоциональный срыв в ее судьбе, вряд ли избегнет последствий подобного эмоционального настроения воспитателя. В таких случаях мать иногда занимает позицию "враждебную" или "отвергнутую", хотя внешне она бывает замаскирована ревностными стараниями воспитать ребенка "как надо" и сама женщина вряд ли осознает, что с ней происходит. Бывают и другие крайности. К примеру, ребенок для матери все или, лучше сказать, единственное, что ей в жизни осталось после всех эмоциональных неудач. Она с тревогой бережет это прибежище своих чувств и забывает, что "ее дитя" - самостоятельная человеческая личность. Она хочет на всегда удержать его при себе. Цепляется за него, мечтает, чтобы он на всегда остался маленьким, боится его взросление, изолирует от всех "нездоровых" влияний и доводит или до тупой покорности, либо до бунта. Некоторые женщины в подобных обстоятельствах превращают ребенка скорее в инструмент, чем в цель своих страданий. Они требуют, чтобы он обрел все, чего они были лишены. Он обязан быть красивым, успешным, окружающие должны увивать вокруг него, и только так он будто бы вознаградит мать за ее страдания. Иногда мы видим, что такая женщина строжайше контролирует все отношения, которые сын или дочь устанавливает вне дома, крайне подозрительна ко все или ее знакомым, мать словно бы ревнует свое дитя и вынуждает его играть роль скорее возлюбленного, чем ребенка. Естественно, что такие отношения чаще бывают с сыновьями, чем с дочерьми. [6 стр. 55 - 61].

Мать стремиться своим влиянием, любовью и заботой компенсировать то, что по ее мнению, дети не получают из-за отсутствия отца. По отношению к детям такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию. Это способствует формированию эмоционально ранимой несамостоятельной, подверженной внешним влияниям, "извне управляемой" эгоистичной личности. К тому же ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности.[14 стр. 231].

Примерно на каждые 14 неполных семей, где детей воспитывает женщина, приходится одна неполная отцовская семья. Одинокий отец в большей степени вызывает сочувствие и получает помощь от друзей и родственников, однако у них значительно суживается круг социального общения по сравнению с одинокими матерьми. [8 стр. 223].

Одинокий отец, который бы сам заботился о ребенке, большая редкость, но все же такие бывают. Судебная практика лишь в исключительных случаях доверяет ребенка отцу, а не матери. Век мужчин в последние десятилетия сокращается, и внезапная смерть чаще настигает представителя сильного пола, чем слабого. Растет число вдов с малолетними детьми, а не вдовцов. Мужчины в связи с особенностями работы чаще бывают в отлучке от семьи и чаще по другим причинам оставляют семью. Число одиноких матерей настолько больше, что на их фоне отдельные примеры одиноких отцов проходят мимо профессионального внимания. Но с другой стороны, совсем не так уже редки случаи, когда матери в семье нет или она не может выполнять свою функцию и главная тяжесть воспитания и заботы о детях ложится на отца. И все же в подобных обстоятельствах мужчина обычно общается за помощью к бабушкам, а то и дедушкам, к доброй семейной тете или к другой особе женского пола, способной восполнить отсутствие матери, и возникает своеобразное семейное равновесие сил, однако здесь нельзя говорить об "одиноком отце". Отец по своей психической приспособленности не может быть дисквалифицирован для роли "материнского" воспитателя, хотя ему и приходится для основного взаимодействия с ребенком пройти путь более длинный, более сложный и не такой самоочевидный. И ежедневный опыт это полностью подтверждает. Многие нынешние отцы в заботе о ребенке стали такими прекрасными специалистами, что могут конкурировать с самой умелой матерью.

В пользу отцов косвенно свидетельствуют и социологические обследования последних десятилетий. Они подтверждают, что материнская роль не претерпела таких серьезных изменений, как отцовство, и что эти перемены вытекают из большей вовлеченности отцов в заботу о детях, большей интимности, чуткости, взаимного доверия в совместной жизни.

По существу, отцу грозят теже психологические опасности и рифы, которые подстерегают одинокую мать. Однако мера этих опасностей скорее увеличена, чем снижена.

Первый фактор - это тот самый недостаток биологической совместной жизни.

Второй фактор - наша культурная традиция, которая видит в одиноком отце, воспитывающем детей, нечто "недопустимое". Заботу о детях мы считаем делом чисто женским - и одинокий отец чаще стремится найти себе помощницу, чем одинокая мать помощника. И в обществе у отца меньше вероятности быть признанным в роли одинокого воспитателя.

Следующие факторы более скрытые, хотя и более важные. Для эмоционального и социального развития ребенка необходимо, что бы он в непосредственной близости видел примеры жизненной роли - мужской и женской. Это обязательное условие мужской идентификации у мальчиков и женской у девочек, которые наступают позже. Если отец (или мать) воспитывает ребенка в одиночку, то он (или она) должен тать сыну (дочери) достаточно стимулов, как из мужского, так и из женского мира, для чего одинокому родителю придется перешагнуть границы своей половой принадлежности, то есть выступать сразу в двух лицах или двух ролях.

Вот тут и возникают некоторые сложности. Первое и наиболее опасное состоит в том, что исполнение двух ролей тягостно и трудно и мало кто, в сущности, это умеет. И тот, кому совместить две роли не удается, воспитывает сына или дочь более или менее односторонне.

Самый острый вопрос, какой возникает в неполной семье, сложность сформирования для ребенка здоровую половой идентификации. Модели такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, если ли она по близости и какого качества. В последствии бывает, что такие дети переносят отклонения, слабость и незрелость своих любовных отношениях, также, как в супружеских и родительских.[6 стр. 62-65].

Одинокие матери и отцы, в силу сходных обстоятельств семейной жизни заставляющих выполнять и женские, и мужские роли по отношению к ребенку, имеют сходные характеристики поведения:

1. их социальная жизнь более ограничена;

2. для них характерен больший демократизм во взаимоотношениях с ребенком;

3. у них со временем нарастают психологические барьеры, мешающие их вступлению в повторный брак. [8 стр. 223].

Кроме того, слабо учитывается в официальной статистике, но все чаще встречается в жизни такое явление, как неполная расширенная семья, когда детей воспитывает поколение прародителей - бабушки и дедушки (или только бабушки), а родители отсутствуют. Часто мать после развода возвращается жить к родителям. Тут возникает другая опасность - чрезмерное внимание взрослых к ребенку, особенно со стороны дедушек и бабушек. По мнению последних, это "бедный ребенок", "полусирота", потому-то ему все разрешается, выполняются все его прихоти. Иногда игнорируются попытки матери воспитывать ребенка равноправным членом семьи. Отмечены случаи, когда при ребенке "воспитывается" мама, ущемляется ее авторитет. Многие матери ищут свое личное счастье. Много времени отдают подругам и друзьям, часто уходят из дома. Тогда тем более стараются удовлетворить все желания ребенка. Он растет капризным, своенравным, ему трудно общаться с друзьями.[5 стр25].

В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.

Положение ребенка, растущего в неполной семье, по-своему исключительное, трудное, иногда угрожающее, а иногда и опасное. Опасность может быть, но не должна стать реальной. Совершенно очевидно, что целый ряд фактов, переплетаясь, осложняют влияние неполной семьи. Последствия этого бывают достаточно разнообразны: развитие ребенка все-таки происходит нормально - и вырастает личность, прекрасно приспособленная к жизни в обществе, полностью позитивно оцениваемая; нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией.

Если ребенок лишается одного из родителей в раннем возрасте, то он не успевает осознать и пережить потерю, но его судьба меняет направление. [2 стр.154]

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе.[1 стр. 109]

Проблема в том, чтобы такая неполная семья могла вырастить и воспитать ребенка. Здесь большое значение имеет мнение взрослого о причинах возникновения неполной семьи. В основном, так или иначе, подразумевается, что виноват в этом мужчина, который оказался никудышным мужем и отцом. Возникают проблемы формирования у ребенка правильного представления о мужчинах и женщинах.

Самое простое для матери - внушить ребенку, что отец "плохой", особенно если при расставании ей причинили боль (развод, измены, нежелание мужчины иметь ребенка). Ей придется очень серьезно работать над собой, чтобы у ребенка не осталось на всю жизнь мысли, что мужчины "плохие". Если ребенок - мальчик, в нем разовьется масса комплексов, ведь если все мужчины, "плохие", то, как он может быть хорошим? Если ребенок - девочка, то она не сможет даже представить себе, что мужчина может быть желанным, отсюда и проблемы во взрослой жизни. Ребенок в неполной семье не видит, какими могут быть отношения мужчины и женщины, растет без необходимой модели в сознании.

В семьях, где мужчина - отец остается с ребенком и обычно не в состоянии сам справиться с проблемами ухода и воспитания, он просто приглашает в дом работницу. Может ли посторонняя женщина заниматься детьми? Все зависит от неё, от отношения к ней детей и отца. Ситуация не из простых, так как мужчина часто думает, что должен испытывать какие-то чувства к женщине, которая растит его детей, но не испытывает их. В такой ситуации необходимо много терпения и понимания с каждой стороны.

В неполных семьях у женщины есть большой соблазн возложить на старшего сына роль главы семьи, но это лишает его возможности быть полностью сыном, мешает братским отношениям с другими детьми.

Все эти проблемы преодолимы. Мать может поощрять общение своих детей со знакомыми мужчинами, и неважно, будут ли это ее собственные знакомые, мужья ее подруг или кого-либо другой. Избежать перекладывания роли мужа на плечи сына тоже возможно. Нужно просто объяснить ему соответствие данного поручения и его возможностей.

Мальчиков в таких семьях подстерегает еще одна опасность: вырасти инфантильными, привыкшими к доминированию женщины. Часто мужчины, привыкшие к постоянной опеке, не могут вести самостоятельную жизнь. Юноши с такими матерями, как правило, предваряют в жизнь один из двух вариантов: либо остаются на всю жизнь с матерью, не принимая нормальных отношений с женщинами, либо покидают дом, становятся женоненавистниками, чем разрушают свою жизнь. Семья с одним родителем неполноценна это факт. Но если женщина понимает это, она приложит все усилия, чтобы как-то восполнить отсутствие отца. Она даже может отправлять своих детей на время пожить в полную семью, которой она полностью доверяет и с которой у нее и детей очень хорошие отношения.

Девочка в неполной семье может также получить неверные представления об отношениях людей. Ее установки на собственное поведение могут колебаться: она может быть "золушкой", которая все отдает и ни чего не получает, а может вырасти с убеждением, что надеется нужно только на себя и быть абсолютно независимой.[9 стр.181-183].

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Семья играет исключительно важную роль в воспитании ребенка. Во многом успех воспитания зависит от структуры семьи. В том случае, когда нарушается структура семьи процесс воспитания имеет в ней определенные особенности. Основными причинами появления неполных семей являются следующие: расторжение брака, рождение внебрачного ребенка, смерть одного из родителей или раздельное их проживания.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие виды неполных семей:

·   осиротевшая;

·   внебрачная;

·   разведенная;

·   распавшаяся.

В зависимости от наличия основного родителя выделяют:

·   материнские;

·   отцовские неполные семьи.

По количеству поколений в семье различают:

·   неполную простую (мать или отец с ребенком, либо с несколькими детьми);

·   неполная расширенная (мать, отец с одним или несколькими детьми и другими родственниками). [5 стр.24].

Независимо от вида неполные семьи имеют особенности организации воспитательного процесса.

Положение ребенка, растущего в неполной семье, по-своему исключительное, трудное, иногда угрожающее, а иногда и опасное. Опасность может быть, но не должна стать реальной. Совершенно очевидно, что целый ряд фактов, переплетаясь, осложняют влияние неполной семьи. Последствия этого бывают достаточно разнообразны: развитие ребенка все-таки происходит нормально - и вырастает личность, прекрасно приспособленная к жизни в обществе, полностью позитивно оцениваемая; нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией.


Для изучении тревожности детей из полны и неполных семей был проведен тест. Спилбергера-Ханина. Исследования были проведены в школе №1 г. Советска среди учеников 7 классов, составлены две группы по 15 человек детей из полных и не полных семей. Анализы ситуационный и личностной тревожности занесены в таблицы 1и2.

Таблица 1. Уровень ситуативной тревожности у подростков

Уровень тревожности

Дети из неполных семей

Дети из полных семей


Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

6

40

1

7

Умеренный

6

40

8

53

Низкий

3

20

6

40


Данный уровень тревожности характеризует состояние подростков в данный момент. Исходя из полученных данных, видно, что у детей из неполных семей преобладает высокий (40%) и умеренный (40%) уровень тревожности. У детей из полных семей наблюдается умеренный (53%) и низкий (40%) уровень тревожности. Это говорит о том, что дети из полных семей чувствуют себя уверенней и защищенней по сравнению со сверстниками из неполных семей.

семья разведенный воспитание тревожность

Таблица 2. Уровень личностной тревожности у подростков

Уровень тревожности

Дети из неполных семей

Дети из полных семей


Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

6

40

1

6

Умеренный

7

47

8

47

Низкий

2

13

6

47

Личностная тревожность показывает преобладающее состояние человека. Анализируя таблицу, можно сказать, что для подростков из неполных и полных семей преобладающим является умеренный уровень тревожности (47%). Однако 40% подростков из неполных семей испытывают высокий уровень тревоги, и только 13% - низкий. 47% подростков из полных семей отмечают низкий уровень тревоги, и только 6% (1 человек) имеет высокий уровень тревожности. Для того чтобы подробнее охарактеризовать уровень тревожности в группе подростков, представим наглядно процентное соотношение группам "дети из неполных семей" и "дети из полных семей" (см. приложение 1 и 2).На диаграмме хорошо видно, что среди всех показателей лидирующее место занимают значения, попадающие в область высокого и умеренного уровня тревожности у детей из неполных семей. У детей из полных семей лидирующим является умеренный уровень тревожности, менее всего представлен высокий уровень тревожности.

Судя по этим данным, можно говорить, что гипотеза исследования подтвердилась: подростки из неполных семей имеют более высокий уровень тревожности по сравнению с детьми из полных семей.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ


Для того чтобы подтвердить теорию мною было проведено исследование среди школьников 7 классов школы №1 г. Советска. Результаты исследования позволили сделать вывод, что подростки из неполных семей имеют более высокий уровень тревожности по сравнению с детьми из полных семей. Следовательно, выдвинутая изначально гипотеза подтвердилась. Не смотря на то, что дети, воспитываются в полной семье, также могут испытывать повышенную тревожность, не ощущать себя полноправными членами семьи, испытывать недостаток внимания. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Проблема в том, чтобы такая неполная семья могла вырастить и воспитать ребенка. Здесь большое значение имеет мнение взрослого о причинах возникновения неполной семьи. Если мать в неполной семье компенсирует отсутствие отца, уделяет больше внимание ребенку, занимается ребенком, сама живет полной жизнью, также огромный положительный момент играет поддержка со стороны родственников, дедушки, брата, которые могут частично заменить роль отца - при таких обстоятельствах развитие ребенка происходит нормально - вырастает личность, с адекватной самооценкой, со всеми нравственными устоями, прекрасно приспособленная к жизни в обществе; нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией. Независимо в полной или неполной семье воспитывается ребенок, все зависит от воспитания, от контакта ребенка с родителями. Даже в неполной семье ребенок может чувствовать себя комфортно, если он не лишен возможности общаться с тем родителем, который с ним не живет, и, наоборот, в полной семье ребенок может испытать дискомфорт, если один (или оба) из родителей постоянно занят и не уделяет ребенку достаточного внимания.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Дети, которых не понимают взрослые. Тактика общения.

Нередко взрослые провоцируют ребенка на "плохое" поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: родители должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными; понять, что ребенка нужно не только любить, но и уважать. Любой ребенок, даже самый не послушный, вправе рассчитывать на понимание и помощь. Стиль и тактика общения закладывается в раннем детстве. Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определенных результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение все: тон, интонация, взгляд, жесты. Как разговаривать ребенком?

1. Недопустимы грубость, унижение, злость.

2. Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребенку время, и обязательно поговорите позже.

3. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты - без демонстрации недовольства, раздражения нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова.

4. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.

5. Поощряйте ребенка во время разговора, покажите, что вам интересно и важно о чем он говорит.

6. Не оставляйте без внимания любую просьбу. Не ставьте условия для выполнения просьбы.

Что делать в сложной ситуации?

1. Научитесь не придавать проступку чрезмерного значения, сохраняйте спокойствия. Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребенка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему ни каких требований. Наоборот, необходимы четкие требования, не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность.

2. Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или за ошибки взрослых.

3. Не отождествляйте проступок и ребенка. Тактика "ты плохо себя ведешь - ты плохой" порочна, - закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

4. Обязательно объясните, в чем проступок и почему так нельзя себя вести.

5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может, не осознавая ответить тем же.

6. Не ставьте в пример "непослушного" ребенку хороших братьев, сестер, сверстников по группе, укоряя тем что, есть нормальные дети, которые ни кого не изводят.

Какой метод эффективнее - похвала или наказание?

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение и похвалу. В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность - неудача преодолима. Одобрение и похвала стимулирует ребенка, повышать мотивацию. Замечания, укоры, угрозы, наказания у большинства детей вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи, а тревога и боязнь гнева провоцируют новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создают иллюзию позитивного изменения ситуации. Поэтому чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию не возможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые. Десять правил воспитания ребенка.

2. Охраняй своего ребенка! То есть защищай его от физических и душевных опасностей, даже если потребуется, - жертвуя собственными интересами и рискуя собственной жизнью.

3. Будь добрым примером для своего ребенка! Привей ему уважение к традиционным ценностям, сам живи сообразно с ним, относись к ребенку с чувством ответственности. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживаются тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями. Ребенок должен жить в такой семье, где бывают честность, скромность, гармония. Нарушение родителями супружеской верности, завистливость, обогащение бесчестными средствами, достижение той или иной выгоды для ребенка с помощью беспринципных связей и т.д. - все это составляет такой "образец", который весьма отрицательно отразится на моральном облике завтрашнего гражданина страны.

4. Играй со своим ребенком! То есть уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится, игры его принимай всерьез, освойся с миром его представлений.

5. Трудись со своим ребенком! Помогай своему ребенку, когда он пытается принимать участие в работе (в доме, саду и огороде). Когда ребенок подрастет, приучай его участвовать во всех работах по хозяйству и для хозяйства. В часы досуга и во время каникул он должен принимать участие в организованных школой видах деятельности.

6. Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! Ребенок признает только такой опыт, который он пережил самостоятельно. Твоя собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для твоего ребенка. Дай ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связанно с известным риском. Чрезмерно оберегаемый ребенок, "застрахованный" от любой опасности, нередко становится социальным инвалидом.

7. Покажите ребенку возможность и пределы человеческой свободы! Родители должны раскрывать перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности, соответственно дарованиям и особенностям каждого. Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в семье…, в коллективе… и в обществе (придерживаться закона и соблюдать правила общежития).

8. Приучай ребенка быть послушным! Родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. Ребенка следует вознаграждать за соблюдение установленных правил! Однако в случае необходимости следует насаждать уважение к правилам посредством наказания.

9. Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом! Ребенку требуется длительное время, пока он научится ориентироваться в этом столь сложном мире. Помогает ему, сколько сможешь, и требуй от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего созревания.

10.Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний! Ребенок "питается", также как и взрослый, переживаниями, которые дают ему возможность ознакомиться и жизнью других людей и с окружающим миром.

ВЫВОД

Целью моего исследования являлось изучение особенностей тревожности детей в неполной семье. Был проведен анализ теоретических источников, рассмотрены важнейшие аспекты воспитания детей, раскрыли сущность формирования личности ребенка в неполной семье.

Кроме того, были рассмотрены и проанализированы следующие виды неполной семьи:

·   осиротевшая;

·   внебрачная;

·   разведенная;

·   распавшаяся.

В зависимости от наличия основного родителя выделяют:

·   материнские;

·   отцовские неполные семьи.

По количеству поколений в семье различают:

·   неполную простую (мать или отец с ребенком, либо с несколькими детьми);

·   неполная расширенная (мать, отец с одним или несколькими детьми и другими родственниками).

Выявили особенности воспитания ребенка в этих семьях.

Для того, чтобы подтвердить теорию мною было проведено исследование среди детей 12 летнего возраста. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: не смотря на то, что дети, воспитываются в полной семье, также могут испытывать повышенную тревожность, не ощущать себя полноправными членами семьи, испытывать недостаток внимания того члена семьи.

Если в неполной семье построены правильные доверительные отношения между родителем и ребенком, ребенку уделяется больше внимание, имеется тесный контакт, - при таких обстоятельствах развитие ребенка происходит нормально - вырастает личность, с адекватной самооценкой, со всеми нравственными устоями, прекрасно приспособленная к жизни в обществе; нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией.

Независимо в полной или неполной семье воспитывается ребенок, все зависит от воспитания, от контакта ребенка с родителями. Даже в неполной семье ребенок может чувствовать себя комфортно, если, он не лишен возможности общаться с тем родителем, который с ним не живет, и, наоборот, в полной семье ребенок может испытать дискомфорт, если один (или оба) из родителей постоянно занят и не уделяет ребенку достаточного внимания.

И в конце хочется сказать какова бы ни была роль самовоспитания, роль семьи остается самоопределяющей и только остается пожелать, чтобы культура педагогических знаний родителей и их возможностей совпадали, и чтобы они сами стремились к этому.

Также хотелось бы прислушаться к совету гения, Пушкин писал; "Только счастливые родители, могут воспитать счастливых наследников".

ЛИТЕРАТУРА

1. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. // Социологические исследования 2001 № 11.

1.   Дружинин В.Н.. Психология семьи. - Е.: 2000.

2.       Ковалев С. В.. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1989.

.         Кряжева Н.К. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль "Академия развития" 1996. 

.         Литвинене Ю. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание" 1984 №7.

.         Матейчик Зденек. Родители и дети. - М.: Просвещение, 1992 год.

.         Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, Учебная литература. 1996.

.         Основы психологии семьи семейного консультирования / под ред. Н.Н. Посысоева. 2004 год.

.         Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000 год.

.         Сатир Верджиния. Вы и ваша семья. Апрель ПРЕС ЭКСМО-ПРЕСС 2000.

.         Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э., Новаковская А.А. Специфика эмоциональ-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной  семье. // Вопросы психологии 1996 №6.

.         Харчев А.П.. Социология воспитания. - М.: 1990.

.         Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Москва "Педагогика" 1989 год.

.         Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: 2004.

.         Шнейдер А.Б.. Психология семейных отношений. ЭКСМО - ПРЕСС 2000.

Приложение 1

УРОВЕНЬ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНСТИ У ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНОЙ И НЕ ПОНОЙ СЕМЕЙ


Приложение 2

УРОВЕНЬ           ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНСТИ У ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНОЙ И НЕ ПОНОЙ СЕМЕЙ


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!