Разработка информационной подсистемы управления доступом к электронным ресурсам компьютерной сети для ООО 'Еврософт', г. Ставрополь

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,09 Mb
  • Опубликовано:
    2011-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка информационной подсистемы управления доступом к электронным ресурсам компьютерной сети для ООО 'Еврософт', г. Ставрополь

Содержание

Введение

1 предпроектное обследование ООО «Еврософт»

1.1 Постановка задачи предпроектного обследования

1.1.1 Объект и методы проведения предпроектного обследования

1.1.2 Программа проведения обследования

1.1.3 План-график выполнения работ на стадии предпроектного обследования

1.2 Характеристика предприятия ООО «Еврософт»

1.2.1 Общая характеристика предприятия

1.2.2 Организационная структура предприятия

1.2.3 Организационно-управленческая модель

1.3 Технические и программные средства ООО «Еврософт» для решения функциональных задач

1.3.1 Технические средства ООО «Еврософт»

1.3.2 Программные средства

1.3.3 Локальная сеть ООО «Еврософт»

1.3.4 Организация доступа к мировым информационным сетям

1.3.5 Обеспечение информационной безопасности, защита информации

1.3.6 Информационные потоки предприятия ООО «Еврософт»

1.3.7 Проблемные ситуации и способы их решения

1.3.8 Выбор проблемной ситуации для решения

1.4 Формулировка задачи проектирования

1.4.1 Общие сведения о проекте

1.4.2 Назначение, цели создания информационной подсистемы

1.4.3 Характеристика объекта автоматизации

1.4.4 Требования к подсистеме

1.4.5 Состав и содержание работ по созданию системы

1.4.6 Порядок контроля приёмки подсистемы

1.4.7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу подсистемы в действие

1.4.8 Требования к документированию

1.4.9 Источники разработки

Выводы

2 Реализация информационной подсистемы «a_class»

2.1 Выбор среды разработки

2.2 Разработка структур данных и алгоритмов функционирования программного комплекса

2.2.1 Реализация функции запуска внешних приложений

2.2.2 Реализация пользовательского проводника

2.2.3 Реализация авторизации пользователя

2.2.4 Реализация запросов к серверу

2.2.5 Организация хранения служебной информации

2.2.6 Реализация общей безопасности

2.2.7 Реализация обновления информационной подсистемы

2.3 Разработка пользовательского интерфейса

2.3.1 Разработка интерфейса формы «Авторизация»

2.3.2 Разработка интерфейса главной формы

2.3.3 Разработка интерфейса формы «Настройки»

2.3.4 Разработка интерфейса формы «Проводник»

Выводы

3. информационное и программное обеспечение

3.1 Общие сведения о программе

3.2 Функциональное назначение программы

3.3 Описание логической структуры программы

3.4 Требования к техническому обеспечению

3.4.1 Общие требования

3.4.2 Требования к центральному процессору

3.4.3 Требования к оперативному запоминающему устройству

3.4.4 Требования к наличию сводного места на жестком диске

3.4.5 Требования к монитору

3.5 Установка и вызов программы

3.6 Входные данные программы

3.7 Выходные данные программы

3.8 Результаты тестирования программы

3.9 Краткая инструкция администратору по работе с программой

3.10 Краткая инструкция клиенту по работе с программой

Выводы

4 технико-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

4.1 Краткая характеристика проекта

4.2 Трудоемкость выполняемых работ

4.3 Расчет себестоимости автоматизированной информационной системы

4.4 Оценка экономической эффективности внедрения программного продукта

4.5 Основные технико-экономические показатели проекта

Выводы

5 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА

5.1 Общая характеристика опасных, вредных факторов на рабочем месте оператора информационной подсистемы

5.2 Общие мероприятия по обеспечению безопасности на рабочем месте

5.3 Расчет искусственного освещения в рабочем помещении

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение А. Листинг файла main_a_class.cpp

Приложение Б. Листинг файла dialog_dir.cpp

Приложение В. Листинг файла dialog_option.cpp

Приложение Г. Экранные формы программы «A_Class»

Введение

Информатизация общества происходит стремительным путём. Потребность в вычислительной техники наблюдается во всех сферах человеческой деятельности

В первой главе пояснительной записке даётся общая характеристика предприятия, организационной структуры, анализируется организационно-управленческая модель. Выявляются проблемных ситуаций и возможные способы их решений, формулировка задач проектирования в виде технического задания на проектирование информационной подсистемы.

Во второй главе объясняется выбор инструментальной среды разработки проектируемой информационной подсистемы, рассматривается реализация проектируемой информационной подсистемы в выбранной инструментальной среде разработки.

В третьей главе документирование разработанного программного продукта, обоснование минимальных и достаточных требований к техническому обеспечению, гарантирующих нормальное функционирование спроектированной информационной подсистемы и краткая инструкция пользователя.

В четвёртой главе рассчитываются технико-экономические показатели проекта. Доказывается экономическая целесообразность и эффективность, внедрения проекта.

В пятой главе анализируются основные опасные и вредные факторы на рабочем месте оператора информационной подсистемы. Рассмотрены общие мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности на рабочем месте оператора информационной подсистемы. Расчёт необходимого количество ламп для искусственного освещения в рабочем помещении.

В заключении подводятся основные итоги дипломного проектирования.

В приложении А приведёт листинг файла «main_a_class.cpp».

В приложении Б приведёт листинг файла «dialog_dir.cpp».

В приложении В приведёт листинг файла «dialog_option.cpp».

В приложении Г находятся все экранные формы программы «A_Class».

1. предпроектное обследование ООО «Еврософт»

1.1 Постановка задачи предпроектного обследования

1.1.1 Объект и методы проведения предпроектного обследования

Основными объектами предпроектного обследования являются:

­  организационная структура общества с ограниченной ответственностью «Еврософт», г. Ставрополь;

­    цели функционирования предприятия ООО «Еврософт», г. Ставрополь;

­    документооборот предприятия ООО «Еврософт», г. Ставрополь;

­    технические и программные средства преобразования, хранения и корректировки информации предприятия ООО «Еврософт», г. Ставрополь;

Основными целями выполнения предпроектного обследования ООО «Еврософт», г. Ставрополь:

­  выявление основных параметров предметной области;

­    установление условий, в которых будет функционировать проектируемая информационная подсистема - имеющиеся технические средства и программное обеспечение, уровень подготовки персонала к работе со средствами вычислительной техники и программными продуктами;

­    выявление временных ограничений на процесс проектирования информационной подсистемы для предприятия ООО «Еврософт», г. Ставрополь;

Используемые методы для проведение предпроектного обследования общества с ограниченной ответственностью «Еврософт», г. Ставрополь приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Методы проведения обследования

Признак метода проведения обследования

Выбранный метод

По цели проектирования

Локальное обследование

По числу исполнителей

Индивидуальное обследование

По степени охвата предметной области

Сплошное обследование

По степени одновременности выполнения работ первого и второго этапов

Параллельное обследование


1.1.2 Программа проведения обследования

Выполнение работ по обследованию предметной области и сбору материалов, проводились на основе метода сбора материалов обследования, выполняемого силами проектировщика-исполнителя, включающие методы проведения бесед и опросов, анализа материалов обследования, личных наблюдений и хронометража рабочего времени специалиста при выполнении им той или иной работы.

При выборе метода учитывались следующие критерии:

­  степень личного участия проектировщика в сборе материала;

­    временные, трудовые и стоимостные затраты на получение сведений о обществе с ограниченной ответственностью «Еврософт», г. Ставрополь.

Программа обследования предприятия ООО «Еврософт», г. Ставрополь, представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Программа обследования общества с ограниченной ответственностью «Еврософт», г. Ставрополь

Наименование вопроса

Источник информации

Получатель информации

1

2

3

Общая характеристика о предприятии

Ген. директор  Золин Л. М.

Разработчик Солдатов А. П.

1

2

3

Организационная структура предприятия

Ген. Директор  Золин Л. М.

Аналогично

Цели деятельности предприятия

Ген. директор  Золин Л. М.

Аналогично

Документооборот предприятия

Ген. директор  Золин Л. М.

Аналогично

Наличие средств вычислительной техники и программного обеспечения

Начальник IT отдела Болдасов Н. А.

Аналогично

Наличие проблемных ситуаций в деятельности предприятия

Начальник IT отдела Болдасов Н. А.

Аналогично


1.1.3 План-график выполнения работ на стадии предпроектного обследования

Для организации труда во время выполнения сбора материалов обследования и его последующего анализа, необходимо составить «План-график выполнения работ на предпроектной стадии», который представлен в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - План-график выполнения работ на стадии сбора материалов обследования

Наименование работы

Код работы

Исполнитель

Дата начала

Длительность выполнения

Дата окончания

1

2

3

4

5

6

Получение общей характеристики предприятия

001

Разработчик Солдатов А.П.

6.12.10

7

13.12.10

Обследование организационной структуры предприятия

002

Аналогично

13.12.10

7

20.12.10

Изучение цели деятельности предприятия

003

Аналогично

20.12.10

10

30.12.10

1

2

3

4

5

6

Обследование документооборота предприятия

004

Аналогично

30.12.10

31

28.01.11

Получение сведений о средствах вычислительной техники и программного обеспечения

005

Аналогично

28.01.11

17

14.02.11

Изучение проблемных ситуаций в деятельности предприятия

006

Аналогично

14.02.11

26

11.03.11

Всего затрачено дней

98



1.2 Характеристика предприятия ООО «Еврософт»

1.2.1 Общая характеристика предприятия

Предприятие ООО «Еврософт», г. Ставрополь создано в сентябре 2004 года.

Адрес предприятия: 355000, г. Ставрополь ул. Нижняя, 4.

Реквизиты предприятия:

ИНН 2634061423

КПП 263601001

Северо-Кавказский банк Сбербанка Росси г. Ставрополь, доп. офис 130

БИК 040702660

к/с 30101810600000000660

р/с 40702810460240101257

Основные виды деятельности предприятия:

­  обслуживание компьютерных залов (предоставление программных и аппаратных средств);

­    предоставление сервисов собственной платёжной системы «Cyberexpress».

1.2.2 Организационная структура предприятия

Генеральный директор возглавляет предприятие «Еврософт», г. Ставрополь. В его непосредственном подчинении находятся:

­  начальник отдела информационных технологий;

­    начальник отдел по технической поддержке;

­    начальник отдел менеджмента и управления.

Каждый из начальников соответствующих отделов имеет в подчинении соответствующих специалистов. Структура общества с ограниченной ответственностью «Еврософт», г. Ставрополь представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Структура ООО «Еврософт», г. Ставрополь

1.2.3 Организационно-управленческая модель

При обследовании деятельности предприятия выявились основные функциональные области и процессы протекающие в этих областях. Структурировано функциональные области и процессы представлены в таблице 1.4

Таблица 1.4 - Функциональные области и процессы в них протекающие в ООО «Еврософт»

Функциональная область (Ф.О.)

Процессы, протекающие в функциональной области (Ф.П.)

1. Производственная (оказание услуг)

1.1 Обслуживание компьютерных залов (предоставление программных и аппаратных средств) 1.2 Предоставление сервисов платёжной системы «Cyberexpress»

2. Управленческая

2.1 Управление производством 2.2 Управление персоналом 2.3 Разработка стратегических планов

3. Обеспечивающая

3.1 Закупка материально-технических средств 3.2 Закупка программных средств


В таблице 1.5 представлены соотношения по роли должностных лиц общества с ограниченной ответственностью «Еврософт», г. Ставрополь в процессах, протекающих в каждой функциональной области.

Таблица 1.5 - Организационно-управленческая модель ООО «Еврософт», г. Ставрополь

Должностное лицо

Функциональная область


Производственная (оказание услуг)

Управленческая

Обеспечивающая


Ф.П. 1.1

Ф.П. 1.2

Ф.П. 2.1

Ф.П. 2.2

Ф.П. 2.3

Ф.П. 3.1

Ф.П. 3.2

Генеральный директор

/

/

\

/

\

/

/

Начальник IT отдела


\





\

Начальник отдела по технической поддержке

\





\


Начальник отдела менеджмента и управления



×

\

×



Программисты

/

×





×

Системные администраторы

×






/

Бухгалтер


/



/



Инспектор по кадрам




×

/




Примечание - На пересечении строк (должностные лица) и столбцов (функциональные области, включающие в себя функциональные процессы) в таблицы 1.5 проставлены следующие символы:

× - основной участник процесса;

/ - частичное участие в процессе;

\ - основная ответственность за выполнение процесса;

пустая ячейка - очень слабое или безучастие в процессе.

1.3 Технические и программные средства ООО «Еврософт» для решения функциональных задач

1.3.1 Технические средства ООО «Еврософт»

Для успешного функционирования предприятия ООО «Еврософт», г. Ставрополь необходимо чтобы все информационные системы исправно и бесперебойно функционировали. Для поддержания в работоспособном состоянии каждую из информационных систем необходимо соответствующие технические и программные средства. Все технические средства, непосредственно используемые для поддержки работоспособного состояния любой из информационных систем предприятия, представленных в структурированном виде в таблице 1.6.

Таблица 1.6 - Испульзуемые технические средства

Группа средств

Средства

Кол-во

Компьютеры

Главный коммуникационный сервер

1


Резервный коммуникационный сервер

1


Web сервер

1


Рабочие станции IT отдела

3


Рабочие станции отдела по технической поддержке

3


Рабочие станции отдела менеджмента и управления

3

Телекоммуникационное оборудование

Сетевой концентратор D-Link DES-1008D, 8 портов

3


Сетевой концентратор D-Link DFE 932Rx, 32 порта

1


Оборудование кабельных систем

 -


Модем ADSL

1

Оборудование печати

Лазерный принтер

1


Струйный принтер

1

Другое оборудование

Сканер отдела менеджмента и управления

1


Сканер IT отдела

1


Характеристики рабочих станций в соответствующих отделах и серверы детально рассмотрены в таблице 1.7.

Таблица 1.7 - Характеристики рабочих станций

Наименование отдела или тип сервера

Кол-во компьютеров

Процессор

Размер ОЗУ

Размер ВЗУ

Дисковод

Видео карта

Монитор

IT отдел

1

Intel Celeron, 2,6Ггц

1Гб

80Гб

CD-ROM

Radeon, 256 Мб

LCD, 19''


2

Intel Core 2 Duo, 2,93Ггц

2Гб

300Гб

DVD-ROM

Radeon, 512 Мб

LCD, 19''

отдела по технической поддержке

1

Intel Core 2 Duo, 2,93Ггц

500Гб

DVD-ROM

Radeon, 512 Мб

LCD, 22''


2

Intel Celeron, 2,2 Ггц

512 МБ

80Гб

-

Radeon, 256 Мб

LCD, 17''

отдела менеджмента и управления

1

Intel Core 2 Duo, 3,00Ггц

2Гб

300Гб

DVD-ROM

Radeon, 512 Мб

LCD, 19''


2

Intel Core 2 Duo, 1,80Ггц

2Гб

300Гб

-

Radeon, 256 Мб

LCD, 19''

Web сервер

1

Intel Core i7 8x2,66Ггц

24 Гб

1500Гб

-

Radeon, 512 Мб

LCD, 17''

Коммуникационный сервер

2

Intel Core 2 Duo, 1,80Ггц

2Гб

80Гб

-

Radeon, 256 Мб

LCD, 17''


1.3.2 Программные средства

На основе данных предпроектного обследования все программные средства непосредственно используемые для поддержки работоспособного состояния любой из информационных систем функционирующих в обществе с ограниченной ответственностью «Еврософт», г. Ставрополь, представленных в структурированном виде в таблице 1.8.

Таблица 1.8 - Используемые программные средства

Программные средства

Категория

функциональной области и процессы



Производственная

Управленческая

Обеспечивающая



Ф.П. 1.1

Ф.П. 1.2

Ф.П. 2.1

Ф.П. 2.2

Ф.П. 2.3

Ф.П. 3.1

Ф.П. 3.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1С Бухгалтерия

адаптированное






×

×

Class

уникальное

×







Cyberexpress

уникальное


×






Microsoft Office

общего назначения

\

\

\

\

\

\

\

Open Office

общего назначения

\

\

\

\

\

\

\

Opera

общего назначения

\

\

\

\

\

\

\

Skype

общего назначения

\

\

\

\

\

\

\

Traffpro

адаптированное



\

\

\



Kaspersky Work Space Security

общего назначения

\

\

\

\

\

\

\

Windows 7

системное

/




/



1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Windows xp

системное



/

/


/

/

 

Arch Linux

системное

/

/






 

Debian Linux

системное


/






 


На пересечении строк и столбцов в таблицы проставлены следующие символы, отражающие роль данного программного средства в соответствующем функциональном процессе:

× - основное использование в процессе, решение основных задач;   

\ - частичное использование, вспомогательное использование,

/ - обеспечение работы других средств.

1.3.3 Локальная сеть ООО «Еврософт»

Основное назначение локальной сети общества с ограниченной ответственностью «Еврософт», г. Ставрополь является обмен информацией между рабочими станциями разных или одного отдела, а также организация доступа к ресурсам глобальной сети Internet по средствам коммуникационного сервера. Используется сеть в стандарте Ethernet, основанная на стандарте IEEE 802.3. В сети используется топология «Дерево». В качестве кабельной системы используется витая пара. Схема локальной сети ООО «Еврософт» представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Схема локальной сети ООО «Еврософт»

На рисунке:

Рабочие станции 1.1 - 1.3 - рабочие станции отдела информационных технологий;

Рабочие станции 2.1 - 2.3 - Рабочие станции отдела по технической поддержке;

Рабочие станции 3.1 - 3.3 - Рабочие станции отдела менеджмента и управления;Link DFE 932Rx - 32-х портовый сетевой концентратор;Link DES-1008D - 8-ми портовый сетевой концентратор;s 1 - порт коммуникационного сервера;h 1 - Ph 4 - порты сетевого концентратора D-Link DFE 932Rx;h 5 - Ph 16 - порты сетевых концентраторов D-Link DES-1008D;c 1 - Pc 9 - сетевые порты рабочих станций.

1.3.4 Организация доступа к мировым информационным сетям

Для полноценного выполнения всех функциональных задач, каждая рабочая станция ООО «Еврософт» имеет доступ к ресурсам глобальной сети Internet. Для обеспечения безопасности и контроля за трафиком, на коммуникационный сервер установлено программное обеспечение «Traffpro». В данной программе прописываются IP адреса рабочих станций, которые могут получить доступ к ресурсам сети Internet. Также возможно установить лимит для конкретной рабой станции на месяц входящего и исходящего трафика, просматривать статистику и создавать отчёты. Поставщиком услуг высокоскоростного доступа к ресурсам мировой сети, является ставропольский филиал открытого акционерного общества "ЮТК". В соответствии с выбранным тарифным планом максимальная скорость доступа к сети Internet 8 Мбит/с.

1.3.5 Обеспечение информационной безопасности, защита информации

Для обеспечения информационной безопасности каждой рабочей станции в частности, используется программный продукт «Kaspersky Work Space Security», который предоставляет:

­  максимальную защиту от вредоносных программ;

­    защиту от хакерских атак;

­    надежный сетевой экран;

­    безопасную работу с электронной почтой.

Платёжная система «Cyberexpress» располагается на арендованном сервере в германии. Владелец сервера является фирма «HETZNER Online AG», она и отвечает за сохранность данных хранящихся на этом сервере. И как одно из возможных решений информационной безопасности, на данном сервере установлен программный продукт «Dr.Web Server Security Suite».

1.3.6 Информационные потоки предприятия ООО «Еврософт»

Документооборот - это движение документов от момента их создания до момента окончания работы с ними.

Основными документами, которые использует предприятие ООО «Еврософт», г. Ставрополь являются:

–    приказ о приеме на работу;

–       приказ директора по основной деятельности;

–       штатное расписание руководителей, специалистов и служащих, дополнения и изменения к нему.

В таблице 1.9 рассмотрен документооборот предприятия ООО «Еврософт», г. Ставрополь.

Таблица 1.9 - Документооборот ООО «Еврософт», г. Ставрополь

Код документа

Наименование документа

Кем готовится

Кем используется

Периодичность

04-01

Приказ о приеме на работу

Инспектор по кадрам

Генеральный директор

По необходимости

04-03

Приказ директора по основной деятельности

Генеральный директор

IT отдел, отдел по технической поддержке, отдел менеджмента и управления

По необходимости

04-05

Штатное расписание руководителей, специалистов и служащих, дополнения и изменения к нему

Начальник отдел менедж-мента и управления

Бухгалтер, инспектор по кадрам

1 раз в год


1.3.7 Проблемные ситуации и способы их решения

В результате предпроектного обследования на предприятии ООО «Еврософт» был выявлен ряд проблемных ситуаций, который представлены в таблице 1.10.

Таблица 1.10 - Проблемные ситуации ООО «Еврософт» и способы их решения

Проблема

Вариант решения

Программа «Class», используемая в компьютерных клубах, устарела

Разработка нового программного продукта

Отсутствие сайта у предприятия

Разработка web сайта

Частичный переход на электронный документооборот

Разработать программу для электронного документооборота


1.3.8 Выбор проблемной ситуации для решения

Наиболее важной проблемной ситуацией в предприятии ООО «Еврософт» из перечисленных в таблице 1.9 является использование устаревшего программного обеспечения «Class» в компьютерных клубах. Основные недостатки программы «Class»:

­  сложность установки программы. Установка программы «Class» состоит из строгой последовательности предписанных этапов. Если последовательность будет нарушена, то с большой долей вероятности программа «Class» будет работать некорректно;

­    требует достаточно много ресурсов оперативной памяти. Это связано с необходимостью запуска внешних программ для полноценной работы программного продукта «Class»;

­    возможность работы только с 32-х разрядной операционной системой «Windows xp». В момент разработки программы «Class» 2004 год, была широко распространена операционная система «Windows XP», она же являлась и последней версией на тот момент среди операционных систем семейства «Windows NT»;

­    необходимость переустановки операционной системы после удаления программного продукта «Class». Программа «Class» удаляет приложение «explorer» и заменяет часть динамических библиотек, необходимых для функционирования операционной системы;

­    сложность и значительные затраты сетевого трафика и ресурсов компьютера для отслеживания процессов, запущенных пользователем. При попытке запуска пользователем приложения через программу «Class», запрос на разрешение запуска отправлялся на сервер. Рабочая станция, дождавшись ответа с сервера, запускала выбранное пользователем приложение;

­    не удовлетворение всем требованием безопасности. С помощью уже запушенных программ через «Class» пользователь мог несанкционированно запустить другие программы установленные на компьютере.

Входом из данной проблемной ситуации является необходимость разработать новый программный продукт, который полностью или частично в себе решил имеющиеся недостатки программы «Class».

1.4 Формулировка задачи проектирования

1.4.1 Общие сведения о проекте

Полное наименование подсистемы: «подсистема управления доступом к электронным ресурсам для ООО «Еврософт», г. Ставрополь».

Наименование предприятия разработчика: Северо-Кавказский государственный технический университет, факультет информационных технологий и телекоммуникаций, кафедра информационных систем и технологий, студент группы ИС-061 Солдатов Александр Петрович.

Наименование заказчика: общество с ограниченной ответственностью «Еврософт», г. Ставрополь.

1.4.2 Назначение, цели создания информационной подсистемы

Основное назначение информационной подсистемы является управление доступом к электронным ресурсам ЭВМ и глобальной сети Internet, а также отслеживать созданные процессы пользователем и своевременно отправлять запрос на сервер о списании конкретной суммы с конкретного компьютера соответствующего зала. Данная информационная подсистема устанавливается в компьютерные клубы на компьютеры, за которыми будут находиться посетители компьютерного клуба.

Целью создания информационной подсистемы является устранение имеющихся недостатков в уже существующей подсистеме, что позволит продлить контракты с уже обслуживаемыми клубами и подписать новые. Всё это будет способствовать увеличению прибыли предприятия ООО «Еврософт», г. Ставрополь.

1.4.3 Характеристика объекта автоматизации

Разрабатываемая информационная подсистема будет использоваться в компьютерных клубах. Помещения в компьютерных клубах являются вентилируемые, закрытые и отапливаемые.

1.4.4 Требования к подсистеме

Разрабатываемая информационная подсистема в целом должна отвечать следующим требованиям:

­  простота установки программы. Установка информационной подсистемы должна состоять из минимального числа этапов без возможности нарушения их последовательности;

­    минимизировать требования к ресурсам оперативной памяти. Минимизация одновременно запущенных приложений, необходимых для полноценной работы информационной подсистемы;

­    возможность работы с различными версиями операционных систем семейства «Windows NT»;

­    возможность восстановления настроек операционной системы в состояние до установления информационной подсистемы. Восстановление должно происходить «просто и быстро»;

­    минимальный расход трафика. Решение о предоставлении доступа к ресурсам компьютера или глобальной сети internet, а также отслеживания процессов, запущенных пользователем должны происходить локально;

­    удовлетворять всем требованием безопасности. Заблокировать доступ к проводнику операционной системы, предотвратить возможность несанкционированного доступа к ресурсам компьютера или глобальной сети.

Среди требований к функциям, выполняемым подсистемой, основными являются:

­  возможность дистанционного обновления

­    возможность устанавливать в разрабатываемой информационной подсистеме различные цены за использование различных программных продуктов. В запросе на сервер о списании суммы с конкретного компьютера соответствующего зала будет указываться наибольшая цена из запущенных программных продуктов;

­    запуск внешних программных продуктов должен осуществляться посредствам щелчка левой кнопки мыши по соответствующей пиктограмме на соответствующей вкладке;

­    все запущенные пользователем программы через разрабатываемую подсистему должны автоматически завершиться при переходе пользователя на вкладку «Бизнес» или окончании средств пользователя.

1.4.5 Состав и содержание работ по созданию системы

Перечень стадий работ по созданию информационной подсистемы в соответствии с ГОСТ 34.601 - 90 и техническому заданию выполняется по календарному плану проведения работ по дипломному проектированию.

­  изучение предметной области - с 6 декабря 2010 по 14 марта 2011 г.;

­    разработка информационной подсистемы - с 14 марта 2011 г. по 4 апрля 2011 г.

­    тестирование информационной подсистемы - с 4 апреля 2011 г. по 18 апреля 2011 г.

­    написание документации - с 18 апреля 2011 г. по 9 мая 2011 г.

­    сдача темы - с 9 мая 2011 г. по 23 мая 2011 г.

1.4.6 Порядок контроля приёмки подсистемы

Испытания должны проводиться на рабочих станциях заказчика, при этом на рабочих станциях должны быть установлены различными версиями 32-х разрядных операционных систем семейства «Windows NT». Тестовые входные данные подбираются заказчиком совместно с исполнителем. Испытания продолжаются до тех пор, пока не закончатся наборы тестовых входных данных. Результаты испытаний отражаются в протоколе испытаний. Приёмка системы в целом осуществляется комиссией создаваемой Заказчиком. Факт завершения работ оформляется актом сдачи-приёмки работ.

1.4.7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу подсистемы в действие

Для внедрения разработанной информационной подсистемы, заказчик должен предоставить:

­  компьютерный зал с установленной на каждую рабочую станцию 32-х разрядную операционную систему любой версии семейства «Windows NT»;

­    имя зала, имя компьютера и пароль (под которыми зарегистрирован компьютер в платёжной системе «Cyberexpress») каждого компьютера в зале, где планируется установка разработанной информационной подсистемы.

1.4.8 Требования к документированию

Рабочая документация должна соответствовать требованиям ГОСТ 34.201 - 89. Обязательными являются документы:

­  схема функциональной структуры информационной подсистемы;

­    инструкция пользователя;

­    описание информационной подсистемы;

1.4.9 Источники разработки

Источниками разработки являются:

­  документация программного продукта «Class»;

­    ГОСТ 34.602.89 Комплекс стандартов на автоматизированные системы;

­    заказ на разработку;

­    отчёт о преддипломной практике.

 

Выводы


В результате проделанной работы были:

­  проведён анализ организационной структуры управления предприятием, и установлено, что она является линейной. Это 3-х уровневая иерархическая система управления, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу - своему непосредственному вышестоящему руководителю;

­    выявлены основные программные и технические средства необходимые для функционирования: информационной системы «Cyberexpress», подсистемы «Class» и коммутационного сервера;

­    выявлена проблемная ситуация: «Программа «Class», используемая в компьютерных клубах устарела» и предложен способ её решения путём разработки новой информационной подсистемы управления доступом к электронным ресурсам компьютерной сети для ООО «Еврософт», г. Ставрополь.

2. Реализация информационной подсистемы «a_class»

2.1 Выбор среды разработки


Инструментальной средой разработки проектируемой информационной подсистемы является Qt Creator с использованием библиотеки Qt 4.6.3. Qt Creator - кроссплатформенная <#"522966.files/image003.gif">

Рисунок 3.1 - Установка приложения

4.   В открывшемся втором окне программы инсталлятора ознакомиться с рекомендациями и нажать кнопку «Далее».

5.      В открывшемся третьем окне программы инсталлятора для установки программы нажать кнопку «Установить».

Процесс установки программы завершен.

Установленная программа находится в папке C:\Program Files\a_class.

Вызов программы может осуществляться через кнопку Пуск ® Все программы ® a_class ® a_class (рисунок 3.2) или с помощью файла приложения располагающегося в каталоге C:\Program Files\a_class.

Рисунок 3.2 - Запуск программы «A_Class»

3.6 Входные данные программы

Входными данным программного продукта «A_Class» являются:

-   цены за один час использования программ с вкладок «Офис», «Мультимедиа» и «Интернет» ;

-       данные по идентификации компьютера (логин зала, имя компьютера, пароль компьютера);

-       пароль администратора;

-       информация по внешним программам, добавляемых на вкладки программы «A_Class» (путь к exe файлу внешнего приложения, путь к картинки выступающей в роли пиктограммы на вкладке для запуска приложения, подпись к пиктограмме и дополнительный параметр);

3.7 Выходные данные программы

Выходные данные программы представлены запросами на сервер о списании на баланс клиента, перевод средств клиента из одной платёжной системы в другую и на списание определённого количества средств со счёта клиента.

3.8 Результаты тестирования программы


Программа прошла тестирование у сотрудников предприятия ООО «Еврософт», г. Ставрополь. В результате тестирования установлено, что она в полном объеме удовлетворяет требованиям заказчика. В настоящее время разработанная информационная подсистема «A_Class» передана заказчику и находится в стадии эксплуатации.

3.9 Краткая инструкция администратору по работе с программой


Для входа в программу «A_Class» с правами администратора необходимо: при старте программы до подтверждения соглашения об использовании сервиса «Cyberclub» нажать сочетание клавиш «Alt» + «Q» для перехода на форму авторизации (рисунок Г.1), после чего выбрать пользователя «администратор» и ввести пароль. Если администраторам пароль ранее не был изменён, то пароль «a_class». Для удобства ввода пароля имеется возможность запуска экранной клавиатуры. Для запуска экранной клавиатуры надо нажать кнопку «keyboard».

Войдя в программу с правами администратора, из главной экранной формы программы, изображённой на рисунке Г.2, пользователь имеет возможность:

-   добавлять внешние программы на вкладки программы «A_Class»;

-       удалять внешние программы из вкладок программы «A_Class»;

-       редактировать внешние программы на вкладках программы «A_Class»;

-       устанавливать цена за час использования программ с различных вкладок;

-       вносить изменения в данные об идентификации компьютера;

-       менять пароль авторизации администратора;

-       менять язык программы;

-       вызывать экранную клавиатуру и стандартный проводник ОС Windows;

-       выключать или перезагружать компьютер.

Для перехода на форму «Настройки» необходимо нажать кнопку «Настройка». В диалоговом окне «Настройки», изображённом на рисунке Г.3, пользователь может устанавливать цена за час использования программ с различных вкладок, вносить изменения в данные об идентификации компьютера, менять пароль авторизации администратора, а также «включать» и «выключать» программу «A_Class». Включить программу «A_Class» означает внести соответствующие изменения в реестр ОС Windows для автозапуска программы и предотвращения возможности пользователя несанкционированного доступа к электронным ресурсам компьютера и компьютерной сети. Включить программу «A_Class» означает внести соответствующие изменения в реестр ОС Windows, которые вернут работу ОС в состояние до «включения» программы «A_Class». Для сохранения внесённых изменений необходимо нажать кнопку «Сохранить». Для закрытия диалогового окна «Настройки» без внесения изменений необходимо нажать кнопку «Отмена».

Для добавления внешних программ на вкладки программы «A_Class» необходимо вызвать диалоговое окно «Добавление иконки» изображённое на рисунке Г.5, заполнить все имеющиеся текстовые поля, после чего нажать кнопку «Сохранить». Вызвать диалоговое окно «Добавление иконки» можно из главной формы, нажав кнопку «Добавить иконку». В появившемся диалоговом окне необходимо указать:

-   путь и имя рисунка, который будет выступать в качестве пиктограммы;

-       путь и имя внешней программы, которая будет запускаться при щелчке по пиктограмме;

-       подпись к пиктограмме;

-       вкладку, на которую выносится пиктограмма;

-       дополнительный параметр при необходимости.

Для удобства выбора рисунка и внешней программы, правее соответствующего текстового поля имеется кнопка с надписью «…», при нажатии на которую вызывается диалоговое окно для выбора файла. Рекомендуемый размер картинки 100 пикселей по высоте на 100 пикселей по ширине. Дополнительный параметр необходим для перевода средств из одной платёжной системы в другую. Его указать можно только для программ, которые будут добавлены на вкладку «Бизнес».

Для сохранения внесённых изменений необходимо нажать кнопку «Сохранить». Для выхода из диалогового окна «Добавление иконки» без внесения изменений необходимо нажать кнопку «Отмена».

Удаление внешних программ с вкладок программы «A_Class» производится с помощью диалогового окна «Удаление иконки» изображенного на рисунке Г.6, которое вызывается из главного окна с помощью кнопки «Удалить иконку». В нём выбирается имя вкладки, с которой будет удаляться программа и подпись, которая соответствует удаляемой программы. Указав необходимые данные нажать кнопку «Удалить» для подтверждения удаления. Чтобы удалить все программы с конкретной вкладки, необходимо выбрать соответствующую вкладку и нажать кнопку «Удалить всё». Для выхода из диалогового окна «Удаление иконки» без внесения изменений надо нажать кнопку «Закрыть».

Редактирование вынесенных внешних программ на вкладки программы «A_Class» производится в диалоговом окне «Редактирование иконок» изображенного на рисунке Г.7, которое вызывается из главной формы нажатием на кнопку «Редактирование». В диалоговом окне «Редактирование иконок» пользователь имеет возможность заменить рисунок, выступающие в качестве пиктограммы на соответствующей вкладке, заменить запускающуюся программу при нажатии по соответствующей пиктограмме, сменить подпись к пиктограмме и изменить дополнительный параметр, если это возможно. Для внесения изменений надо в диалоговом окне «Редактирование иконок» выбрать вкладку, на которой находится редактируемая программа. Далее, двойным щелчком левой кнопки мыши выбрать подпись редактируемой программы из списка имеющихся программ, после чего внести необходимые изменения в содержимое текстовых полей и нажать кнопку «Применить». Для смены редактируемой программы без сохранения изменений достаточно выбрать другую подпись программы из списка имеющихся программ. Чтобы закрыть диалоговое окно «Редактирование иконок» без сохранения изменений достаточно нажать кнопку «Закрыть».

Запустить стандартный проводник ОС Windows можно нажатием на кнопке «Открыть проводник», которая находится на главной форме.

Запустить экранную клавиатуру можно нажатием на кнопке «Экранная клавиатура», которая находится на главной форме.

Выключение или перезагрузку можно осуществить нажатием на кнопку «Выключить компьютер» или «Перезагрузить компьютер» соответственно.

3.10 Краткая инструкция клиенту по работе с программой

информационный система доступ ресурс компьютерный

Для входа в программу «A_Class» с правами клиента необходимо: при старте программы щелкнуть левой кнопкой мыши по логотипу «Cyberclub» на форме с логотипом изображенной на рисунке Г.8. На следующей форме «Соглашение» изображенной на рисунке Г.9, для подтверждения соглашения об использовании сервиса «Cyberclub» надо нажать кнопку «Я согласен», в противном случае пользователь вернётся на форму с логотипом. После подтверждения соглашения об использовании сервиса «Cyberclub» высвечивается диалоговое окно, информирующее пользователя о процессе получения баланса пользователя с сервера. В случае удачного получения баланса с сервера пользователь попадает в главное окно программы с правами клиента. В противном случае пользователю предлагается повторить попытку запроса баланса.

Из главной формы пользователь может запускать внешние программы, запускать экранную клавиатуру, вызвать специально разработанный проводник и обновлять баланс.

Запуск внешних приложений осуществляется одинарным щелчком по пиктограмме соответствующей программы. Максимальное количество одновременно запущенных программ с вкладок «Офис», «Мультимедиа» и «Интернет», не должно превышать пяти. С вкладки «Бизнес» можно запускать только одну программу. После запуска программы в нижней части экрана формируется кнопка с уменьшенной копией пиктограммы программы и её подписью, при нажатии на которую главной окно соответствующей программы становится активным и выводится поверх других окон. На данной кнопке в правом верхнем углу располагается кнопка в виде крестика, при нажатии на которую запущенная программа зарывается. После запуска внешней программы на сервер каждые 20 секунд отправляется запрос о списании соответствующей суммы, ответом на запрос является текущий баланс компьютера. При переходе на вкладку «Бизнес» все ранее запущенные приложения с других вкладок закрываются. При запуске внешнего приложения с вкладки бизнес при наличии дополнительного параметра, на сервер отправляется запрос о переводе средств в другую платёжную систему. Если перевод осуществлён удачно, то запускается выбранное ранее приложение, в противном случае пользователю предлагается повторить попытку. После завершения работы приложения с дополнительным параметром снова отправляется запрос на сервер о переводе средств в платёжную систему «Cyberexpress».

Для обновления баланса под окном, отображающим текущий баланс пользователя, имеется кнопка «Обновить», щелчок по которой обновляет баланс пользователя. Обновлять баланс можно не чаще чем 1 раз в 10 секунд. Обновлять баланс нельзя, если запущено хотя бы одно внешнее приложение.

Вызов диалогового окна «Проводник» изображённого на рисунке Г.4 осуществляется из главной экранной формы программы «A_Class». В данном диалоговом окне предоставлена возможность работы пользователю с каталогами и файлами. Для каких либо действий с каталогами и файлами необходимо выбрать текущий каталог. С помощью выпадающего списка выбирается корневой каталог. Выбрав корневой каталог, появляется список, содержащий подкаталоги и файлы. Для создания нового подкаталога в текущем каталоге надо нажать кнопку «Создать папку». Для удаления выбранного файла или каталога надо нажать кнопку «Удалить». Удалять можно не только пустые каталоги, но каталоги, содержащие в себе подкаталоги и файлы. Для копирования файла или каталога надо первоначально выделить копируемый файл или каталог и нажать кнопку «Копировать», после чего переместиться в каталог, в который будет скопирован файл или каталог и нажать кнопку «Вставить». Чтобы переименовать файл или каталог, надо выделить файл или каталог подлежащий переименованию и нажать кнопку «Переименовать». Под кнопкой появится текстовое поле для ввода нового имени и кнопка «Ок», для подтверждения нового имени.

Запустить экранную клавиатуру можно нажатием на кнопке «Экранная клавиатура», которая находится на главной форме.

Выключение или перезагрузку можно осуществить нажатием на кнопку «Выключить компьютер» или «Перезагрузить компьютер» соответственно.

Выводы


1.   Для нормального функционирования программы достаточно наличия:

-   операционной системы Windows XP, 32 разрядная;

-       персонального компьютера с процессором Pentium 4 700 МГц;

-       256 Мбайт оперативной памяти;

-       377,5 Мбайт свободной памяти жесткого диска;

-       любого современного монитора с разрешением 1152×864;

2.   В ходе разработки программы использовались среда Qt Creator с использованием библиотеки Qt. Языком программирования являлся C++.

3.      Функциональные ограничения на применение обусловлены тем, что разработанная программа требует наличия на компьютере пользователя установленной 32-х разрядной операционной системой Windows XP или старше, внешние программы, добавляемые на вкладки программы «A_Class» должны создавать только 1 процесс.

.        Логическая структура программы включает в себя 16 классов.

.        Установка программы на компьютер пользователя производится при помощи программы инсталлятора Setup_a_class.exe.

.        Программа прошла тестирование у сотрудников предприятия ООО «Еврософт», г. Ставрополь. В результате тестирования установлено, что она в полном объеме удовлетворяет требованиям заказчика.

4. технико-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

4.1 Краткая характеристика проекта


В дипломном проекте разработана информационная подсистема управление доступом к электронным ресурсам компьютерной сети.

Разработанный программный продукт предназначен для установки в компьютерные залы. Его основное назначение - управление доступом к информационным ресурсам клиентов компьютерных залов, что успешно достигается за счет авторизации пользователя и своевременных запросов: на баланс клиента, перевод средств клиента из одной платёжной системы в другую и на списание определённого количества средств со счёта клиента.

Основной целью создания данного программного продукта является уменьшение временных затрат администраторов компьютерных залов, связанных с контролем за несанкционированное использование информационных ресурсов клиентами компьютерных залов.

Язык программирования - С++. Число операторов программы
 = 1496 ед.

Ориентировочный срок службы программы до морального старения 4 года.

В этом разделе рассмотрены вопросы расчета:

-   трудоемкости выполняемых работ;

-       суммарных затрат на создание программного продукта;

-       экономии, достигаемой, в результате перехода от ручной обработки информации на автоматизированную обработку;

-       чистого дисконтированного дохода при использовании программного продукта;

-       внутренней нормы доходности проекта и времени его окупаемости.

4.2 Трудоемкость выполняемых работ


Создание программного продукта предполагает разработку программ и всей программной документации, предусмотренной техническим заданием.

Результатом выполнения каждой работы является документированная отчетность в виде текстовых документов или программ.

Трудоемкость разработки программного обеспечения ТПО, чел.- ч., определяется по формуле:

ТПО = ТО + ТИ + ТА + ТП + ТОТЛ + ТД,               (4.1)

где    ТО - затраты труда на описание задачи, чел.-ч.;

ТИ - затраты на исследование предметной области, чел.-ч.;

ТА - затраты на разработку блок-схем, чел.-ч.;

ТП - затраты на программирование, чел.-ч.;

ТОТЛ - затраты на отладку, чел.-ч.;

ТД - затраты на подготовку документации, чел.-ч.

Условное число операторов определяется через общее число операторов D, ед.:

D = α∙c ∙ (1 + p),                                        (4.2)

где    α - число операторов, ед. (α = 1496 ед.);

с − коэффициент сложности задачи;

р - коэффициент коррекции программы, учитывающий новизну проекта.

Коэффициент сложности задачи «с» характеризует относительную сложность программы по отношению к так называемой типовой задаче, реализующей стандартные методы решения, сложность которой принята равной единице (величина коэффициента «с» лежит в пределах от 1,25 до 2). Для рассматриваемого программного продукта коэффициент сложности задачи равен 1,7 (c = 1,7).

Коэффициент «p» коррекции программы, учитывающий новизну проекта, количественно характеризует увеличение объема работ по реализации программного продукта, возникающего за счет внесения изменений в алгоритм или в тексте программы по результатам её тестирования и отладки. Так как программный продукт разрабатывался как новый проект, то коэффициент «p» коррекции программы равен 0,1.

В результате подстановки численных значений коэффициентов и параметров в формулу (4.2) получим следующее общее число операторов:

= 1496∙ 1,7∙ (1 + 0,1) = 2797,52 ед.

Затраты труда на описание задачи принимаем: ТО = 40 чел.-ч. Работу по описанию задачи выполняет инженер-программист с окладом 6000 руб. в месяц и коэффициентом квалификации kК = 0,8 (опыт работы по специальности до 2 лет).

Затраты труда на изучение задачи ТИ с учетом уточнения описания и квалификации программиста могут быть определены по формуле:

ТИ = (D∙b)/(sи∙kк),                                             (4.3)

где    D - общее число операторов, ед.;

sи - количество операторов, приходящееся на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.);

kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от стажа работы).

В связи с тем, что решение рассматриваемой задачи потребовало уточнения поставленной задачи, то коэффициент b = 1,35.

Количество операторов, приходящееся на один чел.-ч., sи = 75.

Таким образом, на основании формулы (4.3), затраты труда на изучение задачи равняются:

ТИ = (2797,52 ∙1,35) / (75∙0,8) = 62,94 чел.-ч.

Затраты труда на разработку алгоритма решения задачи ТА, чел.-ч., рассчитывается по формуле:

,                                                 (4.4)

где    D - общее число операторов, ед.;

sa - количество операторов алгоритма решения задачи, приходящееся
 на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.). В данном случае sa = 22 ед./ чел.-ч;

kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от стажа работы).

Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.4), затраты труда на разработку алгоритма решения задачи равняются:

ТА = 2797,52 /(22 ∙ 0,8) = 158,95 чел.-ч.

Затраты труда на составление программы по готовой блок-схеме ТП определяется по формуле:

,           (4.5)

где    D - общее число операторов, ед.;

sп - количество операторов алгоритма решения задачи, приходящееся
 на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.). В данном случае sп = 25 ед./ чел.-ч;

kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от стажа работы).

Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.5), затраты труда на составление программы по готовой блок-схеме составляют:

ТП = 2797,52/ (25∙0,8) = 139,88 чел.-ч.

Затраты труда на отладку программы на персональном компьютере ТОТЛ, чел.-ч., рассчитывается по формуле:

,                                          (4.6)

где    D - общее число операторов, ед.;

sотл - количество отлаживаемых операторов программы, приходящееся на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.), для данной задачи sотл =5;

kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от стажа работы).

Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.6), затраты труда на отладку программы составляют:

ТОТЛ = 2797,52 / (5∙0,8) = 699,38 чел.-ч.

Затраты труда на подготовку документации по задаче Тд определяются по формуле:

,      (4.7)

где    ТДР - затраты труда на подготовку материалов в рукописи, чел.-ч.;

ТДО - затраты труда на редактирование, печать и оформление документации, чел.-ч.

Затраты труда на подготовку материалов в рукописи ТДР, чел.-ч., вычисляются по формуле:

,                                              (4.8)

где    sдр - количество операторов программы в рукописи, приходящееся на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.). В данном случае sдр = 15 ед./ чел.-ч;

kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от стажа работы).

Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.8), затраты труда на подготовку материалов в рукописи равны:

ТДР = 2797,52/ (15∙0,8) = 233,13 чел.-ч.

Затраты труда на редактирование, печать и оформление документации ТДО, чел.-ч., вычислим по формуле:

.                                            (4.9)

Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.9), затраты труда на редактирование, печать и оформление документации составляют:

ТДО = 0,75∙233,13= 174,85 чел.-ч.

Таким образом, затраты труда на подготовку документации по задаче составляют:

ТД = 233,13 + 174,85 = 407,98 чел.-ч.

Подставив все полученные данные в формулу (4.1), получим полную трудоемкость разработки программного обеспечения:

ТПО = 40,0 + 62,94 + 158,95 + 139,88 + 699,38 + 407,98 = 1509,13 чел.-ч.

С учетом уровня языка программирования трудоемкость разработки программы может быть скорректирована следующим образом:

,                                              (4.10)

где kКОР - коэффициент коррекции, учитывающий изменения трудоемкости разработки программного обеспечения в зависимости уровня языка программирования (таблица 4.1).

Таблица 4.1 - Изменение трудоемкости в зависимости уровня языка программирования

Уровень языка  программирования

Характеристика языка программирования

Коэффициент изменения трудоемкости

1

Ассемблер

1

2

Макроассемблер

0,95

3

Алгоритмические языки высокого уровня

0,8 − 0,9


Использованный для разработки программного обеспечения язык программирования С++ относится к алгоритмическим языкам высокого уровня, с учетом этого примем kКОР = 0,8.

Окончательно, трудоемкость разработки программы с учетом корректировки равняется:

ТКОР = 1509,13 ∙0,8 = 1207,3 чел.-ч.

4.3 Расчет себестоимости автоматизированной информационной системы


Себестоимость создания автоматизированной информационной системы определяется по следующим статьям калькуляции:

-  основная заработная плата производственного персонала;

-       дополнительная заработная плата производственного персонала;

-       отчисления в социальные фонды;

-       затраты на потребляемую электроэнергию;

-       расходы на материалы и запасные части;

-       затраты на амортизацию и ремонт вычислительной техники.

Плановый фонд рабочего времени одного специалиста производственного персонала в месяц tпф, ч, вычисляется по формуле:

tпф = NрдΔtрд,                                             (4.11)

где    Nрд - количество рабочих дней специалиста производственного персонала за месяц;

Δtрд - продолжительность рабочего дня специалиста производственного персонала, ч.

Для расчетов по формуле (4.11) необходимо принять Nрд = 22 дня, Δtрд = 8 ч. Подставив указанные численные значения параметров Nрд и Δtрд в формулу (4.11) получится, что плановый фонд рабочего времени одного специалиста производственного персонала в месяц составляет:

tпф = 22 ∙ 8 = 176 ч.

Таким образом, часовая тарифная ставка sч, руб./ч, инженера-программиста первой категории составляет:

sч = 6000 / 176= 34,09 руб./ч.

Основная заработная плата ЗО, руб., производственного персонала определяется по формуле:

ЗО = sч ∙ ТКОР.                                           (4.12)

Подставив все численные значения параметров в формулу (4.12) получим, что основная заработная плата инженера-программиста составит:

ЗО = 34,09∙1207,3 = 41156,86 руб.

Дополнительная заработная плата ЗД, руб., производственного персонала определяется по формуле:

ЗД = ЗОηД,                                                 (4.13),

где    ηД - коэффициент дополнительной заработной платы.

Коэффициент дополнительной заработной платы инженера-программиста составляет ηД = 0,1. Таким образом, дополнительная заработная плата ЗД, руб., инженера-программиста, вычисленная по формуле (4.13), равна:

ЗД = 41156,86 ∙0,1 = 4115,69 руб.

Отчисления в социальные фонды, ЗС, руб.:

,                                               (4.14)

где    − норматив социальных отчислений, %.

В соответствии с Федеральным законом норматив социальных отчислений ηС = 34 %. Подставив все численные значения в формулу (4.14) получим, что отчисления в социальные фонды равны:

ЗС =  = 15392,67 руб.

Таким образом, единый социальный налог составит 15392,67 руб.

Затраты на потребляемую электроэнергию ЗЭ, руб.:

ЗЭ = PВ tВ sЭ,                                          (4.15)

где    PВ - мощность ЭВМ, кВт;    

tВ - время работы вычислительного комплекса, ч;

sЭ - стоимость 1 кВтч электроэнергии, руб./ кВтч.

Мощность ЭВМ, на которой работает инженер-программист, равна
 PВ = 0,3 кВт.

Время работы вычислительного комплекса tв, ч, при создании программного продукта вычисляется по формуле:

tв = αп∙(ТП + ТД + ТОТЛ)∙,                                              (4.16)

где    αп - коэффициент, учитывающий затраты времени на профилактические работы на ЭВМ. В данном случае αп = 1,15.

Подставив все численные значения параметров в формулу (4.16), время работы вычислительного комплекса рано:

tВ = 1,15∙ (139,88 + 407,98 + 699,38) = 1434,33 ч.

Стоимость 1 кВтч электроэнергии составляет sЭ = 2,82 руб./ кВтч.

Подставив все численные значения параметров в формулу (4.15), затраты на потребляемую электроэнергию составят:

ЗЭ =0,3∙1434,33 ∙2,82 = 1213,44 руб.

Расходы на материалы составляют 30 руб. Это стоимость одного CD-R. Таким образом, ЗМ = 30,00.

Затраты на ремонт вычислительной техники ЗП, руб.:

,                                             (4.17)

где    КВ − балансовая стоимость вычислительной техники, руб. В данном случае

= 10000,00 руб.;

α - норма отчислений на ремонт, %. В данном случае α = 4%;

tВ.Г - годовой фонд времени работы вычислительной техники, ч. В данном случае tВ.Г = 2112 ч.

Подставив все численные значения параметров в формулу (4.17), затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт вычислительной техники составят:

ЗП = 10000 ∙0,04 ∙ (1434,33/2112) = 271,65 руб.

Затраты на амортизацию ЗАМ , руб.:

ЗАМ = Кв,                                                        (4.18)

где    - норма отчислений на амортизацию, %. В данном случае  = 12,5%;

Подставив значения в формулу (4.18) затраты на амортизацию составят:

ЗАМ = 10000 ∙0,125 ∙ (1434,33/2112) = 848,92 руб.

Полные затраты на создание программного продукта, З, руб.:

З = ЗО + ЗД + ЗС + ЗЭ + ЗМ + ЗП + ЗАМ                         (4.19)

Подставив данные в формулу (4.19), полные затраты на создание программного продукта составят:

З=41156,86+4115,69+15392,67 + 1213,44 + 30,00 + 271,65 +848,92=63029,23 руб.

Таким образом, полные затраты на создание программного продукта составляют 63029,23руб.

Поскольку разработка программного продукта ведется и инженером-программистом информационного отдела предприятия, оптовая и договорная цена программного продукта не определяется. Капиталовложения при внедрении программного продукта рав­няются его себестоимости.

4.4 Оценка экономической эффективности внедрения программного продукта


Показатель эффективности определяет все позитивные результаты, достигаемые при использовании программного продукта. Прибыль от использования программного продукта за год определяется по формуле (4.20).

П = Э - З,                                                  (4.20)

где    Э - стоимостная оценка результатов применения программного продукта в течение года, руб.;

З - стоимостная оценка затрат при использовании программного продукта в течение года, руб.

Приток денежных средств из-за использования программного продукта Э, руб., в течение года может составить:

Э = (ЗРУЧ - ЗАВТ) + ЭДОП,                                    (4.21)

где    ЗРУЧ - затраты на ручную обработку информации, руб.;

ЗАВТ - затраты на автоматизированную обработку информации, руб.;

ЭДОП - дополнительный экономический эффект, связанный с уменьшением числа используемых бланков, высвобождением рабочего времени и т. д., руб.

Данный продукт используется сотрудником предприятия ООО «Еврософт», г. Ставрополь. Оклад сотрудника - 6000 руб., премиальный фонд - 50% от оклада. Цена одного часа работы составляет:

sЧ = (6000+6000×0,5)/176 = 51,14 руб./ч.

Затраты на ручную обработку информации, руб., определяется по формуле:

Зручн = tр sч kд,                                            (4.22)

где tр - время, затрачиваемое на обработку информации вруч­ную, ч;ч - цена одного часа работы оператора, руб.;

kд = 1 - коэффициент, учитывающий дополнительные затраты

времени на логические операции.

Затраты на автоматизированную обработку информации, руб., определяется по формуле:

Завт=tа sч kд ,                                              (4.23)

где tа - затраты времени на автоматизированную обработку той же самой информации, ч.

Общие затраты времени на ручную обработку информации в месяц tр, ч, составляют tр = 100 ч, а общие затраты на автоматизированную обработку информации - tа = 4 ч.

Подставив значения в формулу (4.22), получим:

ЗРУЧ =100∙51,14 ∙1 = 5114 руб.

Подставив значения в формулу (4.23), получим:

ЗАВТ =4∙51,14 ∙1 = 204,56 руб.

Следовательно, приток денежных средств от внедрения программного продукта за месяц, даже без учета дополнительный экономический эффекта (ЭДОП = 0), на основании формулы (4.21), получится равным

Э = ЗРУЧН - ЗАВТ = 5114 - 204,56 = 4909,44 руб.

Та же величина за год будет иметь значение 58913,28 руб.

Эксплуатационные затраты при использовании программного продукта будут состоять из затрат на электроэнергию, техничес­кое обслуживание, текущий ремонт вычислительно техники и затраты на амортизацию вычислительной техники.

На основании формулы (4.15), для персонального компьютера сотрудника ООО «Еврософт» за 12 месяцев затраты на электроэнергию при по­требляемой мощности компьютера PВ =0,3 кВт составят (стоимость электроэнергии sЭ =2,82 руб./кВт-ч.):

ЗЭ = 0,3∙4∙12∙2,82 = 40,61 руб.

Балансовая стоимость вычислительной техники = 10000,00 руб. Тогда, на основании формул (4.17) и (4.18), для персонального компьютера сотрудника ООО «Еврософт» за 12 месяцев затраты на амортизацию и текущий ремонт составят:

ЗП = 10000 ∙0,04 ∙ (4∙12/2112) = 9,09 руб.

Затраты на амортизацию вычислительной техники:

ЗАМ = 10000 ∙0,125 ∙ (4∙12/2112) = 28,41 руб.

Тогда, эксплуатационные затраты при использовании программного продукта составят:

З = ЗЭ + ЗП + ЗАМ = 40,61 + 9,09 +28,41 = 78,11 руб.

Прибыль рассчитаем по формуле (4.20):

П = Э - З = 58913,28 - 78,11 = 58834,89 руб.

Таким образом, мы имеем следующий денежный поток:

0 шаг (капиталовложения) - 63029,23 руб.;

шаг - 58834,89 руб.;

шаг - 58834,89 руб.;

шаг - 58834,89 руб.;

шаг - 58834,89 руб.;

Срок окупаемости проекта рассчитывается по формуле (4,24)

 

 (4.24)

где    K - капиталовложения при внедрении программного продукта, руб.;

П - прибыль от использования программного продукта за год его  эксплуатации, руб.

Срок окупаемости проекта TОК, год, составит:

TОК = 63029,23 / 58834,89 =1,07 года.

Чистый дисконтированный доход от использования программного продукта ЧДД , руб., определяют по формуле (4,25)

 

,                             (4.25)

где n - расчетный период, год;

 - прибыль от использования программного продукта за k-й год его эксплуатации, руб.;

Е = 20 % - норма дисконта;

K - капиталовложения при внедрении программного продукта (принимается равным затратам на создание программного продукта), руб.

Чистый дисконтированный доход за 2 года использования программного продукта (так как продукт окупается в течении двух лет) при норме дисконта 20% составит:


4.5 Основные технико-экономические показатели проекта


Для удобства анализа, все основные технико-экономические показатели проекта сведены в таблицу 4.5.

Таблица 4.5 − Основные технико-экономические показатели проекта

Основные характеристики

Единицы  измерения

Проект

Итоговая трудоемкость разработки

чел.-ч.

1207,3

Полные затраты на создание программного продукта

руб.

63029,23

Годовой экономический эффект от внедрения программного продукта

руб.

58913,28

Прибыль от внедрения и использования программного продукта

руб.

58834,89

Срок окупаемости проекта

год

1,07


Выводы


1.   Итоговая трудоемкость разработки программного продукта составляет 1207,3чел.-ч.

2.      Полные затраты на создание программного продукта - 63029,23 руб.

.        Годовой экономический эффект от внедрения программного продукта составляет 58913,28 руб.

.        Прибыль от внедрения и использования программного продукта - 58834,89 руб.

.        Срок окупаемости проекта 1,07 года.

.        После внедрения программного продукта ежемесячные затраты времени администратора компьютерного зала, связанных с контролем за несанкционированное использование информационных ресурсов клиентами компьютерных залов, сократились с 100 до 4 часов.

5. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА

5.1 Общая характеристика опасных, вредных факторов на рабочем месте оператора информационной подсистемы


В настоящее время компьютерная техника широко применяется во всех областях деятельности человека. При работе с компьютером человек подвергается воздействию ряда опасных и вредных производственных факторов: повышенное зрительное напряжение, костно-мышечные напряжения, электромагнитные поля, выделение вредных веществ, тепловыделения.

Повышенная нагрузка на зрение способствует возникновению близорукости, приводит к переутомлению глаз, к мигрени и головной боли, повышает раздражительность, нервное напряжение, может вызвать стресс.

В комплексе причин, отрицательно влияющих на зрение оператора вычислительной техники, в первую очередь следует выделить недостаточную контрастность изображения на экране, связанную с временной нестабильностью, излишнюю яркость монитора, а также блики и отраженный свет на поверхности дисплея. Кроме того, зрение сильно страдает от частого переноса взгляда с ярко освещенного экрана на менее освещенную клавиатуру и документацию, что вместе с другими причинами приводит в конечном итоге к утомляемости глаз - к астенопии.

Важным фактором, определяющим степень зрительного утомления, является также освещение рабочих мест и помещений, где расположены компьютеры.

Выполнение многих операций вынуждает оператора (в меньшей степени программистов и наладчиков) пребывать в позах, требующих длительного статического напряжения мышц спины, шеи, рук, ног, что приводит к их утомлению. Болезненные ощущения в различных группах мышц связаны с тем, что они, постоянно находясь в состоянии сокращения, не расслабляются, вследствие чего в них ухудшается кровообращение. Питательные вещества, переносимые кровью, поступают в мышцы недостаточно быстро, с другой стороны, в мышечных тканях накапливаются продукты распада, что в конечном итоге приводит к болезненности.

Причиной болезней пальцев и кистей рук является специфика работы на клавиатуре: пользователи с высокой скоростью повторяют одни и те же движения. Поскольку каждое нажатие на клавишу сопряжено с сокращением мышц, сухожилия непрерывно скользят вдоль костей и соприкасаются с тканями, в результате развиваются воспалительные процессы. Подобные болезни развиваются также в плечевом суставе и в руке, когда приходится долго манипулировать «мышью».

На пользователя ЭВМ потенциально воздействуют электромагнитные поля (ЭМП), возникающие в видеодисплейных терминалах во время эксплуатации, так они могут быть причиной возникновения кожных сыпей, помутнения хрусталика глаза, патологии беременности и других серьезных нарушений здоровья.

Видеотерминалы являются источником широкого спектра электромагнитных излучений: рентгеновского, ультрафиолетового (УФ), видимого спектра, инфракрасного (ИК), радиочастот, очень низких частот, включая промышленную. Кроме того, они создают аэроионные потоки и электростатическое поле.

Воздух рабочей зоны при использовании вычислительной техники загрязняется некоторыми вредными продуктами выделения пластических масс, из которых изготовлены корпус компьютера и ряд его деталей.

Ввиду того, что видеотерминалы являются источником тепловыделения, при неправильном тепловом режиме помещения это приводит к повышению температуры и к уменьшению влажности воздуха на рабочих местах, что вызывает дискомфорт, снижает работоспособность, повышает утомляемость, способствует появлению зуда и раздражения кожи.

5.2 Общие мероприятия по обеспечению безопасности на рабочем месте


Кабинет, в котором работает оператор ПЭВМ, находится на третьем этаже здания, он рассчитан на четыре рабочих места. Помещение имеет следующие размеры: длина - 6,5 м, ширина - 5 м и высота - 2,5 м.

Таким образом, на одно рабочее место оператора приходится 8,125 м2 полезной площади и 20,31 м3 объема кабинета, что превышает установленную нормы.

В здании, где расположен кабинет, имеется система пожарной сигнализации, которая оповещает людей в офисе о пожаре или задымлении в помещении. Пульт управления выведен на КПП. Также в кабинете имеется порошковый огнетушитель. Для обеспечения возможности эвакуации людей в случае отключения рабочего освещения в здании имеется аварийное освещение.

В здании предусмотрено защитное заземление. Все провода имеют надёжную изоляцию.

В кабинете имеется одно окно размером 3,5м в ширину и 1,5м в высоту. Окно располагается с северной стороны. Для снижения яркости в поле зрения при естественном освещении применяются регулируемые жалюзи. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа составляет 300 люкс.

Для обеспечения оптимальных параметров микроклимата проводятся регулярное в течение рабочего дня проветривание и ежедневная влажная уборка помещения.

Рабочее место оператора ПЭВМ представлено на рисунке 5.1. Конструкция рабочего стола обеспечивает оптимальное размещение на рабочей поверхности: монитора, клавиатуры и мыши. Рабочий стол имеет следующие размеры: длина - 1,3 м, ширина - 0,8 м, высота рабочей поверхности относительно пола - 0,7 м.

Компьютерное кресло имеет подвижную спинку, подлокотники, вращающее сидение, ролики и регулировку по высоте. Конструкция кресла дает возможность поддерживать рациональную рабочую позу при работе с ПЭВМ, позволяет изменять позу с целью снижения статистического напряжения мышц шейно-плечевой области. Поверхность сидения и спинки стула изготовлена из материала, обеспечивающего полумягкое, нескользящее, не электризующееся, воздухопроницаемое покрытие, которое легко очищается от загрязнения.

5.3 Расчет искусственного освещения в рабочем помещении


Целью расчета является определение типа, числа и расположения светильников и ламп, необходимых для требуемого уровня освещенности. Так как минимальным объектом различения при работе с ПЭВМ является пиксель - одна светящаяся точка, а ее размер составляет 0,28мм. В соответствии с нормой освещенности рабочей поверхности (СНиП 23-05-95) характеристика зрительной работы «Очень высокой точности». Следует также учесть, что продолжительность зрительной работы составляет больше половины рабочего дня. На основании этих данных заключаем, что зрительная работа имеет второй разряд с подразрядом «в».

Для искусственного освещения используются светильники типа ОД, каждый из которых содержит две лампы дневного света типа ЛД- 80, мощность лампы P = 80 Вт, световой поток Ф = 3800 лм. Световая отдача люминесцентной лампы в несколько раз больше, чем у ламп накаливания <#"522966.files/image025.gif">

Рисунок Г.1 - Форма «Авторизация»

Рисунок Г.2 - Главная форма программы «A_Class»

Рисунок Г.3 - Форма «Настройки»

Рисунок Г.4 - Форма «Провидник»

Рисунок Г.5 - Форма «Дабрвление иконки»

Рисунок Г.6 - Форма «Удаление иконки»

Рисунок Г.7 - Форма «Редактирование иконок»

Рисунок Г.8 - Форма «Логотип «CYBERCLUB»»

Рисунок Г.9 - Форма «Соглашение»

 

Похожие работы на - Разработка информационной подсистемы управления доступом к электронным ресурсам компьютерной сети для ООО 'Еврософт', г. Ставрополь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!