Проблема
|
Вариант решения
|
Программа «Class»,
используемая в компьютерных клубах, устарела
|
Разработка нового
программного продукта
|
Отсутствие сайта у
предприятия
|
Разработка web сайта
|
Частичный переход на
электронный документооборот
|
Разработать программу для
электронного документооборота
|
1.3.8
Выбор проблемной ситуации для решения
Наиболее важной проблемной ситуацией в предприятии ООО
«Еврософт» из перечисленных в таблице 1.9 является использование устаревшего
программного обеспечения «Class»
в компьютерных клубах. Основные недостатки программы «Class»:
сложность установки программы. Установка программы «Class» состоит из строгой
последовательности предписанных этапов. Если последовательность будет нарушена,
то с большой долей вероятности программа «Class» будет работать некорректно;
требует достаточно много ресурсов оперативной памяти. Это
связано с необходимостью запуска внешних программ для полноценной работы программного
продукта «Class»;
возможность работы только с 32-х разрядной операционной
системой «Windows xp». В момент разработки программы «Class» 2004 год, была широко распространена операционная
система «Windows XP», она же являлась и последней
версией на тот момент среди операционных систем семейства «Windows NT»;
необходимость переустановки операционной системы после
удаления программного продукта «Class».
Программа «Class» удаляет приложение «explorer» и заменяет часть динамических
библиотек, необходимых для функционирования операционной системы;
сложность и значительные затраты сетевого трафика и ресурсов
компьютера для отслеживания процессов, запущенных пользователем. При попытке
запуска пользователем приложения через программу «Class», запрос на разрешение запуска отправлялся на сервер.
Рабочая станция, дождавшись ответа с сервера, запускала выбранное пользователем
приложение;
не удовлетворение всем требованием безопасности. С помощью
уже запушенных программ через «Class»
пользователь мог несанкционированно запустить другие программы установленные на
компьютере.
Входом из данной проблемной ситуации является
необходимость разработать новый программный продукт, который полностью или
частично в себе решил имеющиеся недостатки программы «Class».
1.4
Формулировка задачи проектирования
1.4.1
Общие сведения о проекте
Полное наименование подсистемы: «подсистема управления
доступом к электронным ресурсам для ООО «Еврософт», г. Ставрополь».
Наименование предприятия разработчика:
Северо-Кавказский государственный технический университет, факультет
информационных технологий и телекоммуникаций, кафедра информационных систем и
технологий, студент группы ИС-061 Солдатов Александр Петрович.
Наименование заказчика: общество с ограниченной
ответственностью «Еврософт», г. Ставрополь.
1.4.2
Назначение, цели создания информационной подсистемы
Основное назначение информационной подсистемы является
управление доступом к электронным ресурсам ЭВМ и глобальной сети Internet, а также отслеживать созданные
процессы пользователем и своевременно отправлять запрос на сервер о списании
конкретной суммы с конкретного компьютера соответствующего зала. Данная
информационная подсистема устанавливается в компьютерные клубы на компьютеры,
за которыми будут находиться посетители компьютерного клуба.
Целью создания информационной подсистемы является
устранение имеющихся недостатков в уже существующей подсистеме, что позволит
продлить контракты с уже обслуживаемыми клубами и подписать новые. Всё это
будет способствовать увеличению прибыли предприятия ООО «Еврософт», г.
Ставрополь.
1.4.3 Характеристика объекта автоматизации
Разрабатываемая информационная подсистема будет
использоваться в компьютерных клубах. Помещения в компьютерных клубах являются
вентилируемые, закрытые и отапливаемые.
1.4.4
Требования к подсистеме
Разрабатываемая информационная подсистема в целом
должна отвечать следующим требованиям:
простота установки программы. Установка информационной
подсистемы должна состоять из минимального числа этапов без возможности нарушения
их последовательности;
минимизировать требования к ресурсам оперативной памяти.
Минимизация одновременно запущенных приложений, необходимых для полноценной
работы информационной подсистемы;
возможность работы с различными версиями операционных систем
семейства «Windows NT»;
возможность восстановления настроек операционной системы в
состояние до установления информационной подсистемы. Восстановление должно
происходить «просто и быстро»;
минимальный расход трафика. Решение о предоставлении доступа
к ресурсам компьютера или глобальной сети internet, а также отслеживания процессов,
запущенных пользователем должны происходить локально;
удовлетворять всем требованием безопасности. Заблокировать
доступ к проводнику операционной системы, предотвратить возможность
несанкционированного доступа к ресурсам компьютера или глобальной сети.
Среди требований к функциям, выполняемым подсистемой,
основными являются:
возможность дистанционного обновления
возможность устанавливать в разрабатываемой информационной
подсистеме различные цены за использование различных программных продуктов. В
запросе на сервер о списании суммы с конкретного компьютера соответствующего
зала будет указываться наибольшая цена из запущенных программных продуктов;
запуск внешних программных продуктов должен осуществляться
посредствам щелчка левой кнопки мыши по соответствующей пиктограмме на
соответствующей вкладке;
все запущенные пользователем программы через разрабатываемую
подсистему должны автоматически завершиться при переходе пользователя на
вкладку «Бизнес» или окончании средств пользователя.
1.4.5
Состав и содержание работ по созданию системы
Перечень стадий работ по созданию информационной подсистемы в
соответствии с ГОСТ 34.601 - 90 и техническому заданию выполняется по календарному
плану проведения работ по дипломному проектированию.
изучение предметной области - с 6 декабря 2010 по 14 марта
2011 г.;
разработка информационной подсистемы - с 14 марта 2011 г. по
4 апрля 2011 г.
тестирование информационной подсистемы - с 4 апреля 2011 г.
по 18 апреля 2011 г.
написание документации - с 18 апреля 2011 г. по 9 мая 2011 г.
сдача темы - с 9 мая 2011 г. по 23 мая 2011 г.
1.4.6
Порядок контроля приёмки подсистемы
Испытания должны проводиться на рабочих станциях заказчика, при этом на
рабочих станциях должны быть установлены различными версиями 32-х разрядных
операционных систем семейства «Windows
NT». Тестовые входные данные подбираются заказчиком совместно с исполнителем.
Испытания продолжаются до тех пор, пока не закончатся наборы тестовых входных
данных. Результаты испытаний отражаются в протоколе испытаний. Приёмка системы
в целом осуществляется комиссией создаваемой Заказчиком. Факт завершения работ
оформляется актом сдачи-приёмки работ.
1.4.7
Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к
вводу подсистемы в действие
Для внедрения разработанной информационной подсистемы, заказчик должен
предоставить:
компьютерный зал с установленной на каждую рабочую станцию
32-х разрядную операционную систему любой версии семейства «Windows NT»;
имя зала, имя компьютера и пароль (под которыми
зарегистрирован компьютер в платёжной системе «Cyberexpress») каждого компьютера в зале, где планируется
установка разработанной информационной подсистемы.
1.4.8
Требования к документированию
Рабочая документация должна соответствовать требованиям ГОСТ 34.201 - 89.
Обязательными являются документы:
схема функциональной структуры информационной подсистемы;
инструкция пользователя;
описание информационной подсистемы;
1.4.9
Источники разработки
Источниками разработки являются:
документация программного продукта «Class»;
ГОСТ 34.602.89 Комплекс стандартов на автоматизированные
системы;
заказ на разработку;
отчёт о преддипломной практике.
Выводы
В результате проделанной работы были:
проведён анализ организационной структуры управления
предприятием, и установлено, что она является линейной. Это 3-х уровневая
иерархическая система управления, в которой вышестоящий руководитель
осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими
руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу -
своему непосредственному вышестоящему руководителю;
выявлены основные программные и технические средства
необходимые для функционирования: информационной системы «Cyberexpress», подсистемы «Class» и коммутационного сервера;
выявлена проблемная ситуация: «Программа «Class»,
используемая в компьютерных клубах устарела» и предложен способ её решения
путём разработки новой информационной подсистемы управления доступом к
электронным ресурсам компьютерной сети для ООО «Еврософт», г. Ставрополь.
2. Реализация информационной подсистемы «a_class»
2.1 Выбор
среды разработки
Инструментальной
средой разработки проектируемой информационной подсистемы является Qt Creator с
использованием библиотеки Qt 4.6.3. Qt Creator - кроссплатформенная
<#"522966.files/image003.gif">
Рисунок 3.1 -
Установка приложения
4. В открывшемся втором окне программы инсталлятора ознакомиться с
рекомендациями и нажать кнопку «Далее».
5. В открывшемся третьем окне программы инсталлятора для установки
программы нажать кнопку «Установить».
Процесс установки программы завершен.
Установленная программа находится в папке C:\Program
Files\a_class.
Вызов программы может осуществляться через кнопку Пуск ® Все программы ® a_class ® a_class (рисунок 3.2) или с помощью
файла приложения располагающегося в каталоге C:\Program Files\a_class.
Рисунок 3.2 -
Запуск программы «A_Class»
3.6
Входные данные программы
Входными данным программного продукта «A_Class» являются:
- цены за один час использования программ с вкладок «Офис», «Мультимедиа» и
«Интернет» ;
- данные по идентификации компьютера (логин зала, имя
компьютера, пароль компьютера);
- пароль администратора;
- информация по внешним программам, добавляемых на вкладки
программы «A_Class» (путь к exe файлу внешнего приложения, путь к картинки
выступающей в роли пиктограммы на вкладке для запуска приложения, подпись к
пиктограмме и дополнительный параметр);
3.7
Выходные данные программы
Выходные данные программы представлены запросами на сервер о списании на
баланс клиента, перевод средств клиента из одной платёжной системы в другую и
на списание определённого количества средств со счёта клиента.
3.8
Результаты тестирования программы
Программа прошла тестирование у сотрудников предприятия
ООО «Еврософт», г. Ставрополь. В результате тестирования установлено, что она в
полном объеме удовлетворяет требованиям заказчика. В настоящее время
разработанная информационная подсистема «A_Class» передана
заказчику и находится в стадии эксплуатации.
3.9
Краткая инструкция администратору по работе с программой
Для входа в программу «A_Class» с правами администратора
необходимо: при старте программы до подтверждения соглашения об использовании
сервиса «Cyberclub» нажать сочетание клавиш «Alt» + «Q» для перехода на форму авторизации (рисунок Г.1), после чего
выбрать пользователя «администратор» и ввести пароль. Если администраторам
пароль ранее не был изменён, то пароль «a_class». Для
удобства ввода пароля имеется возможность запуска экранной клавиатуры. Для
запуска экранной клавиатуры надо нажать кнопку «keyboard».
Войдя в программу с правами администратора, из главной
экранной формы программы, изображённой на рисунке Г.2, пользователь имеет
возможность:
- добавлять внешние программы на вкладки программы «A_Class»;
- удалять внешние программы из вкладок программы «A_Class»;
- редактировать внешние программы на вкладках программы
«A_Class»;
- устанавливать цена за час использования программ с различных
вкладок;
- вносить изменения в данные об идентификации компьютера;
- менять пароль авторизации администратора;
- менять язык программы;
- вызывать экранную клавиатуру и стандартный проводник ОС
Windows;
- выключать или перезагружать компьютер.
Для перехода на форму «Настройки» необходимо нажать
кнопку «Настройка». В диалоговом окне «Настройки», изображённом на рисунке Г.3,
пользователь может устанавливать цена за час использования программ с различных
вкладок, вносить изменения в данные об идентификации компьютера, менять пароль
авторизации администратора, а также «включать» и «выключать» программу «A_Class». Включить программу «A_Class» означает
внести соответствующие изменения в реестр ОС Windows для автозапуска программы и предотвращения
возможности пользователя несанкционированного доступа к электронным ресурсам
компьютера и компьютерной сети. Включить программу «A_Class» означает
внести соответствующие изменения в реестр ОС Windows, которые вернут работу ОС в состояние до «включения»
программы «A_Class». Для сохранения внесённых изменений необходимо нажать
кнопку «Сохранить». Для закрытия диалогового окна «Настройки» без внесения
изменений необходимо нажать кнопку «Отмена».
Для добавления внешних программ на вкладки программы
«A_Class» необходимо вызвать диалоговое окно «Добавление иконки» изображённое
на рисунке Г.5, заполнить все имеющиеся текстовые поля, после чего нажать
кнопку «Сохранить». Вызвать диалоговое окно «Добавление иконки» можно из
главной формы, нажав кнопку «Добавить иконку». В появившемся диалоговом окне
необходимо указать:
- путь и имя рисунка, который будет выступать в качестве пиктограммы;
- путь и имя внешней программы, которая будет запускаться при
щелчке по пиктограмме;
- подпись к пиктограмме;
- вкладку, на которую выносится пиктограмма;
- дополнительный параметр при необходимости.
Для удобства выбора рисунка и внешней программы,
правее соответствующего текстового поля имеется кнопка с надписью «…», при
нажатии на которую вызывается диалоговое окно для выбора файла. Рекомендуемый
размер картинки 100 пикселей по высоте на 100 пикселей по ширине.
Дополнительный параметр необходим для перевода средств из одной платёжной
системы в другую. Его указать можно только для программ, которые будут
добавлены на вкладку «Бизнес».
Для сохранения внесённых изменений необходимо нажать
кнопку «Сохранить». Для выхода из диалогового окна «Добавление иконки» без
внесения изменений необходимо нажать кнопку «Отмена».
Удаление внешних программ с вкладок программы
«A_Class» производится с помощью диалогового окна «Удаление иконки»
изображенного на рисунке Г.6, которое вызывается из главного окна с помощью
кнопки «Удалить иконку». В нём выбирается имя вкладки, с которой будет
удаляться программа и подпись, которая соответствует удаляемой программы.
Указав необходимые данные нажать кнопку «Удалить» для подтверждения удаления.
Чтобы удалить все программы с конкретной вкладки, необходимо выбрать
соответствующую вкладку и нажать кнопку «Удалить всё». Для выхода из
диалогового окна «Удаление иконки» без внесения изменений надо нажать кнопку
«Закрыть».
Редактирование вынесенных внешних программ на вкладки
программы «A_Class» производится в диалоговом окне «Редактирование
иконок» изображенного на рисунке Г.7, которое вызывается из главной формы
нажатием на кнопку «Редактирование». В диалоговом окне «Редактирование иконок»
пользователь имеет возможность заменить рисунок, выступающие в качестве
пиктограммы на соответствующей вкладке, заменить запускающуюся программу при
нажатии по соответствующей пиктограмме, сменить подпись к пиктограмме и
изменить дополнительный параметр, если это возможно. Для внесения изменений
надо в диалоговом окне «Редактирование иконок» выбрать вкладку, на которой
находится редактируемая программа. Далее, двойным щелчком левой кнопки мыши
выбрать подпись редактируемой программы из списка имеющихся программ, после
чего внести необходимые изменения в содержимое текстовых полей и нажать кнопку
«Применить». Для смены редактируемой программы без сохранения изменений
достаточно выбрать другую подпись программы из списка имеющихся программ. Чтобы
закрыть диалоговое окно «Редактирование иконок» без сохранения изменений
достаточно нажать кнопку «Закрыть».
Запустить стандартный проводник ОС Windows можно
нажатием на кнопке «Открыть проводник», которая находится на главной форме.
Запустить экранную клавиатуру можно нажатием на кнопке
«Экранная клавиатура», которая находится на главной форме.
Выключение или перезагрузку можно осуществить нажатием
на кнопку «Выключить компьютер» или «Перезагрузить компьютер» соответственно.
3.10
Краткая инструкция клиенту по работе с программой
информационный система доступ ресурс компьютерный
Для входа в программу «A_Class» с правами
клиента необходимо: при старте программы щелкнуть левой кнопкой мыши по
логотипу «Cyberclub» на форме с логотипом изображенной
на рисунке Г.8. На следующей форме «Соглашение» изображенной на рисунке Г.9,
для подтверждения соглашения об использовании сервиса «Cyberclub» надо нажать кнопку «Я согласен», в
противном случае пользователь вернётся на форму с логотипом. После
подтверждения соглашения об использовании сервиса «Cyberclub» высвечивается диалоговое окно,
информирующее пользователя о процессе получения баланса пользователя с сервера.
В случае удачного получения баланса с сервера пользователь попадает в главное
окно программы с правами клиента. В противном случае пользователю предлагается
повторить попытку запроса баланса.
Из главной формы пользователь может запускать внешние
программы, запускать экранную клавиатуру, вызвать специально разработанный
проводник и обновлять баланс.
Запуск внешних приложений осуществляется одинарным
щелчком по пиктограмме соответствующей программы. Максимальное количество
одновременно запущенных программ с вкладок «Офис», «Мультимедиа» и «Интернет»,
не должно превышать пяти. С вкладки «Бизнес» можно запускать только одну
программу. После запуска программы в нижней части экрана формируется кнопка с
уменьшенной копией пиктограммы программы и её подписью, при нажатии на которую
главной окно соответствующей программы становится активным и выводится поверх
других окон. На данной кнопке в правом верхнем углу располагается кнопка в виде
крестика, при нажатии на которую запущенная программа зарывается. После запуска
внешней программы на сервер каждые 20 секунд отправляется запрос о списании
соответствующей суммы, ответом на запрос является текущий баланс компьютера.
При переходе на вкладку «Бизнес» все ранее запущенные приложения с других
вкладок закрываются. При запуске внешнего приложения с вкладки бизнес при
наличии дополнительного параметра, на сервер отправляется запрос о переводе
средств в другую платёжную систему. Если перевод осуществлён удачно, то
запускается выбранное ранее приложение, в противном случае пользователю
предлагается повторить попытку. После завершения работы приложения с
дополнительным параметром снова отправляется запрос на сервер о переводе
средств в платёжную систему «Cyberexpress».
Для обновления баланса под окном, отображающим текущий
баланс пользователя, имеется кнопка «Обновить», щелчок по которой обновляет
баланс пользователя. Обновлять баланс можно не чаще чем 1 раз в 10 секунд.
Обновлять баланс нельзя, если запущено хотя бы одно внешнее приложение.
Вызов диалогового окна «Проводник» изображённого на
рисунке Г.4 осуществляется из главной экранной формы программы «A_Class». В данном диалоговом окне предоставлена возможность
работы пользователю с каталогами и файлами. Для каких либо действий с
каталогами и файлами необходимо выбрать текущий каталог. С помощью выпадающего
списка выбирается корневой каталог. Выбрав корневой каталог, появляется список,
содержащий подкаталоги и файлы. Для создания нового подкаталога в текущем
каталоге надо нажать кнопку «Создать папку». Для удаления выбранного файла или
каталога надо нажать кнопку «Удалить». Удалять можно не только пустые каталоги,
но каталоги, содержащие в себе подкаталоги и файлы. Для копирования файла или
каталога надо первоначально выделить копируемый файл или каталог и нажать
кнопку «Копировать», после чего переместиться в каталог, в который будет
скопирован файл или каталог и нажать кнопку «Вставить». Чтобы переименовать
файл или каталог, надо выделить файл или каталог подлежащий переименованию и
нажать кнопку «Переименовать». Под кнопкой появится текстовое поле для ввода
нового имени и кнопка «Ок», для подтверждения нового имени.
Запустить экранную клавиатуру можно нажатием на кнопке
«Экранная клавиатура», которая находится на главной форме.
Выключение или перезагрузку можно осуществить нажатием
на кнопку «Выключить компьютер» или «Перезагрузить компьютер» соответственно.
Выводы
1. Для нормального функционирования программы достаточно наличия:
- операционной системы Windows XP, 32 разрядная;
- персонального компьютера с процессором Pentium 4 700 МГц;
- 256 Мбайт оперативной памяти;
- 377,5 Мбайт свободной памяти жесткого диска;
- любого современного монитора с разрешением 1152×864;
2. В ходе разработки программы использовались среда Qt Creator с использованием библиотеки Qt. Языком
программирования являлся C++.
3. Функциональные ограничения на применение обусловлены тем, что
разработанная программа требует наличия на компьютере пользователя
установленной 32-х разрядной операционной системой Windows XP или старше, внешние программы, добавляемые на
вкладки программы «A_Class» должны создавать только 1 процесс.
. Логическая структура программы включает в себя 16 классов.
. Установка программы на компьютер пользователя производится при
помощи программы инсталлятора Setup_a_class.exe.
. Программа прошла тестирование у сотрудников предприятия ООО
«Еврософт», г. Ставрополь. В результате тестирования установлено, что она в
полном объеме удовлетворяет требованиям заказчика.
4. технико-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
4.1
Краткая характеристика проекта
В дипломном проекте разработана информационная
подсистема управление доступом к электронным ресурсам компьютерной сети.
Разработанный программный продукт предназначен для
установки в компьютерные залы. Его основное назначение - управление доступом к
информационным ресурсам клиентов компьютерных залов, что успешно достигается за
счет авторизации пользователя и своевременных запросов: на баланс клиента,
перевод средств клиента из одной платёжной системы в другую и на списание
определённого количества средств со счёта клиента.
Основной целью создания данного программного продукта
является уменьшение временных затрат администраторов компьютерных залов,
связанных с контролем за несанкционированное использование информационных
ресурсов клиентами компьютерных залов.
Язык
программирования - С++. Число операторов программы
= 1496 ед.
Ориентировочный
срок службы программы до морального старения 4 года.
В
этом разделе рассмотрены вопросы расчета:
- трудоемкости выполняемых работ;
- суммарных затрат на создание программного продукта;
- экономии, достигаемой, в результате перехода от ручной
обработки информации на автоматизированную обработку;
- чистого дисконтированного дохода при использовании
программного продукта;
- внутренней нормы доходности проекта и времени его
окупаемости.
4.2
Трудоемкость выполняемых работ
Создание программного продукта предполагает разработку
программ и всей программной документации, предусмотренной техническим заданием.
Результатом выполнения каждой работы является
документированная отчетность в виде текстовых документов или программ.
Трудоемкость разработки программного обеспечения ТПО,
чел.- ч., определяется по формуле:
ТПО
= ТО + ТИ + ТА + ТП + ТОТЛ
+ ТД, (4.1)
где ТО - затраты труда
на описание задачи, чел.-ч.;
ТИ - затраты на
исследование предметной области, чел.-ч.;
ТА - затраты на разработку
блок-схем, чел.-ч.;
ТП - затраты на
программирование, чел.-ч.;
ТОТЛ - затраты на отладку,
чел.-ч.;
ТД - затраты на подготовку
документации, чел.-ч.
Условное число операторов определяется через общее число операторов D, ед.:
D = α∙c ∙ (1 + p), (4.2)
где α - число операторов, ед. (α = 1496 ед.);
с − коэффициент сложности задачи;
р - коэффициент коррекции программы, учитывающий новизну проекта.
Коэффициент сложности задачи «с» характеризует относительную сложность
программы по отношению к так называемой типовой задаче, реализующей стандартные
методы решения, сложность которой принята равной единице (величина коэффициента
«с» лежит в пределах от 1,25 до 2). Для рассматриваемого программного продукта
коэффициент сложности задачи равен 1,7 (c = 1,7).
Коэффициент «p» коррекции
программы, учитывающий новизну проекта, количественно характеризует увеличение
объема работ по реализации программного продукта, возникающего за счет внесения
изменений в алгоритм или в тексте программы по результатам её тестирования и отладки.
Так как программный продукт разрабатывался как новый проект, то коэффициент «p» коррекции программы равен 0,1.
В результате подстановки численных значений коэффициентов и параметров в
формулу (4.2) получим следующее общее число операторов:
= 1496∙
1,7∙ (1 + 0,1) = 2797,52 ед.
Затраты труда на описание задачи принимаем: ТО
= 40 чел.-ч. Работу по описанию задачи выполняет инженер-программист с
окладом 6000 руб. в месяц и коэффициентом квалификации kК = 0,8 (опыт работы по специальности до 2 лет).
Затраты труда на изучение задачи ТИ с
учетом уточнения описания и квалификации программиста могут быть определены по
формуле:
ТИ
= (D∙b)/(sи∙kк), (4.3)
где D - общее число операторов, ед.;
sи - количество операторов,
приходящееся на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.);
kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от
стажа работы).
В связи с тем, что решение рассматриваемой задачи потребовало уточнения
поставленной задачи, то коэффициент b = 1,35.
Количество операторов, приходящееся на один чел.-ч., sи = 75.
Таким образом, на основании формулы (4.3), затраты труда на изучение
задачи равняются:
ТИ
= (2797,52 ∙1,35) / (75∙0,8) = 62,94 чел.-ч.
Затраты труда на разработку алгоритма решения задачи ТА,
чел.-ч., рассчитывается по формуле:
, (4.4)
где D - общее число операторов, ед.;
sa - количество операторов алгоритма решения задачи, приходящееся
на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.). В данном случае sa = 22 ед./ чел.-ч;
kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от
стажа работы).
Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.4),
затраты труда на разработку алгоритма решения задачи равняются:
ТА
= 2797,52 /(22 ∙ 0,8) = 158,95 чел.-ч.
Затраты труда на составление программы по готовой блок-схеме ТП
определяется по формуле:
,
(4.5)
где D - общее число операторов, ед.;
sп - количество операторов алгоритма
решения задачи, приходящееся
на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.). В данном случае sп = 25 ед./ чел.-ч;
kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от
стажа работы).
Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.5), затраты труда на составление программы по готовой блок-схеме
составляют:
ТП
= 2797,52/ (25∙0,8) = 139,88 чел.-ч.
Затраты труда на отладку программы на персональном
компьютере ТОТЛ, чел.-ч., рассчитывается по формуле:
,
(4.6)
где D - общее число операторов, ед.;
sотл - количество отлаживаемых операторов
программы, приходящееся на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.), для данной задачи sотл =5;
kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от
стажа работы).
Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.6),
затраты труда на отладку программы составляют:
ТОТЛ
= 2797,52 / (5∙0,8) = 699,38 чел.-ч.
Затраты труда на подготовку документации по задаче Тд определяются по
формуле:
, (4.7)
где ТДР - затраты труда на подготовку материалов в
рукописи, чел.-ч.;
ТДО - затраты труда на редактирование, печать и оформление
документации, чел.-ч.
Затраты труда на подготовку материалов в рукописи ТДР,
чел.-ч., вычисляются по формуле:
, (4.8)
где sдр - количество операторов программы в
рукописи, приходящееся на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.). В данном случае sдр = 15 ед./ чел.-ч;
kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от
стажа работы).
Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.8), затраты труда на подготовку материалов в рукописи
равны:
ТДР
= 2797,52/ (15∙0,8) = 233,13 чел.-ч.
Затраты труда на редактирование, печать и оформление документации ТДО,
чел.-ч., вычислим по формуле:
.
(4.9)
Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.9),
затраты труда на редактирование, печать и оформление документации составляют:
ТДО =
0,75∙233,13= 174,85 чел.-ч.
Таким образом, затраты труда на подготовку документации по задаче
составляют:
ТД
= 233,13 + 174,85 = 407,98 чел.-ч.
Подставив все полученные данные в формулу (4.1), получим полную
трудоемкость разработки программного обеспечения:
ТПО
= 40,0 + 62,94 + 158,95 + 139,88 + 699,38 + 407,98 = 1509,13 чел.-ч.
С учетом уровня языка программирования трудоемкость разработки программы
может быть скорректирована следующим образом:
, (4.10)
где kКОР - коэффициент коррекции, учитывающий
изменения трудоемкости разработки программного обеспечения в зависимости уровня
языка программирования (таблица 4.1).
Таблица 4.1 - Изменение трудоемкости
в зависимости уровня языка программирования
Уровень языка
программирования
|
Характеристика языка
программирования
|
Коэффициент изменения
трудоемкости
|
1
|
Ассемблер
|
1
|
2
|
Макроассемблер
|
0,95
|
3
|
Алгоритмические языки
высокого уровня
|
0,8 − 0,9
|
Использованный для разработки программного обеспечения язык
программирования С++ относится к алгоритмическим языкам высокого уровня, с
учетом этого примем kКОР = 0,8.
Окончательно, трудоемкость разработки программы с учетом корректировки
равняется:
ТКОР
= 1509,13 ∙0,8 = 1207,3 чел.-ч.
4.3 Расчет
себестоимости автоматизированной информационной системы
Себестоимость создания автоматизированной информационной системы
определяется по следующим статьям калькуляции:
- основная заработная плата производственного персонала;
- дополнительная заработная плата производственного персонала;
- отчисления в социальные фонды;
- затраты на потребляемую электроэнергию;
- расходы на материалы и запасные части;
- затраты на амортизацию и ремонт вычислительной техники.
Плановый фонд рабочего времени одного специалиста
производственного персонала в месяц tпф, ч,
вычисляется по формуле:
tпф = NрдΔtрд,
(4.11)
где Nрд - количество рабочих дней
специалиста производственного персонала за месяц;
Δtрд - продолжительность рабочего дня
специалиста производственного персонала, ч.
Для расчетов по формуле (4.11) необходимо принять Nрд = 22 дня, Δtрд = 8 ч. Подставив указанные численные
значения параметров Nрд и Δtрд в формулу (4.11) получится, что
плановый фонд рабочего времени одного специалиста производственного персонала в
месяц составляет:
tпф = 22 ∙ 8 = 176 ч.
Таким образом, часовая тарифная ставка sч, руб./ч, инженера-программиста первой категории
составляет:
sч = 6000 / 176= 34,09 руб./ч.
Основная заработная плата ЗО, руб.,
производственного персонала определяется по формуле:
ЗО = sч ∙ ТКОР. (4.12)
Подставив все численные значения параметров в формулу
(4.12) получим, что основная заработная плата инженера-программиста составит:
ЗО = 34,09∙1207,3 = 41156,86 руб.
Дополнительная заработная плата ЗД, руб.,
производственного персонала определяется по формуле:
ЗД = ЗОηД, (4.13),
где ηД - коэффициент дополнительной заработной платы.
Коэффициент дополнительной заработной платы
инженера-программиста составляет ηД = 0,1. Таким образом, дополнительная заработная плата
ЗД, руб., инженера-программиста, вычисленная по формуле (4.13),
равна:
ЗД = 41156,86 ∙0,1 = 4115,69 руб.
Отчисления в социальные фонды, ЗС,
руб.:
,
(4.14)
где − норматив социальных отчислений, %.
В соответствии с Федеральным законом норматив
социальных отчислений ηС = 34 %. Подставив все численные значения в формулу
(4.14) получим, что отчисления в социальные фонды равны:
ЗС
= = 15392,67 руб.
Таким образом, единый социальный налог составит
15392,67 руб.
Затраты на потребляемую
электроэнергию ЗЭ, руб.:
ЗЭ = PВ
∙ tВ ∙ sЭ, (4.15)
где PВ - мощность ЭВМ, кВт;
tВ - время работы вычислительного комплекса, ч;
sЭ - стоимость 1 кВтч электроэнергии, руб./ кВтч.
Мощность ЭВМ, на которой работает инженер-программист,
равна
PВ = 0,3 кВт.
Время работы вычислительного комплекса tв, ч, при создании программного продукта вычисляется по
формуле:
tв
= αп∙(ТП + ТД
+ ТОТЛ)∙, (4.16)
где αп - коэффициент, учитывающий затраты времени на
профилактические работы на ЭВМ. В данном случае αп = 1,15.
Подставив все численные значения параметров в формулу
(4.16), время работы вычислительного комплекса рано:
tВ = 1,15∙ (139,88 + 407,98 +
699,38) = 1434,33 ч.
Стоимость 1 кВтч электроэнергии составляет sЭ = 2,82 руб./ кВтч.
Подставив все численные значения параметров в формулу
(4.15), затраты на потребляемую электроэнергию составят:
ЗЭ
=0,3∙1434,33 ∙2,82 = 1213,44 руб.
Расходы на материалы составляют 30 руб. Это стоимость одного CD-R. Таким
образом, ЗМ = 30,00.
Затраты на ремонт вычислительной техники ЗП,
руб.:
, (4.17)
где КВ − балансовая стоимость
вычислительной техники, руб. В данном случае
= 10000,00
руб.;
α - норма отчислений на ремонт, %. В данном случае α = 4%;
tВ.Г - годовой фонд времени работы вычислительной техники,
ч. В данном случае tВ.Г = 2112 ч.
Подставив все численные значения параметров в формулу
(4.17), затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт вычислительной
техники составят:
ЗП = 10000 ∙0,04 ∙ (1434,33/2112) = 271,65 руб.
Затраты на амортизацию ЗАМ , руб.:
ЗАМ
= Кв, (4.18)
где - норма отчислений на амортизацию, %. В данном случае
= 12,5%;
Подставив значения в формулу (4.18) затраты на
амортизацию составят:
ЗАМ = 10000 ∙0,125 ∙ (1434,33/2112) = 848,92 руб.
Полные затраты на создание программного продукта, З, руб.:
З = ЗО
+ ЗД + ЗС + ЗЭ + ЗМ + ЗП
+ ЗАМ (4.19)
Подставив данные в формулу (4.19), полные затраты на создание
программного продукта составят:
З=41156,86+4115,69+15392,67
+ 1213,44 + 30,00 + 271,65 +848,92=63029,23 руб.
Таким образом, полные затраты на создание программного продукта
составляют 63029,23руб.
Поскольку разработка программного продукта ведется и
инженером-программистом информационного отдела предприятия, оптовая и
договорная цена программного продукта не определяется. Капиталовложения при
внедрении программного продукта равняются его себестоимости.
4.4 Оценка
экономической эффективности внедрения программного продукта
Показатель эффективности определяет все позитивные
результаты, достигаемые при использовании программного продукта. Прибыль от
использования программного продукта за год определяется по формуле (4.20).
П = Э - З, (4.20)
где Э - стоимостная оценка
результатов применения программного продукта в течение года, руб.;
З - стоимостная оценка затрат при
использовании программного продукта в течение года, руб.
Приток денежных средств из-за
использования программного продукта Э, руб., в течение года может составить:
Э = (ЗРУЧ - ЗАВТ) + ЭДОП, (4.21)
где ЗРУЧ - затраты на
ручную обработку информации, руб.;
ЗАВТ - затраты на
автоматизированную обработку информации, руб.;
ЭДОП - дополнительный экономический эффект,
связанный с уменьшением числа используемых бланков, высвобождением рабочего
времени и т. д., руб.
Данный продукт используется сотрудником предприятия
ООО «Еврософт», г. Ставрополь. Оклад сотрудника - 6000 руб., премиальный фонд -
50% от оклада. Цена одного часа работы составляет:
sЧ
= (6000+6000×0,5)/176 = 51,14 руб./ч.
Затраты на ручную обработку информации, руб.,
определяется по формуле:
Зручн = tр sч kд, (4.22)
где tр - время, затрачиваемое на обработку
информации вручную, ч;ч - цена одного часа работы оператора, руб.;
kд = 1 - коэффициент, учитывающий дополнительные затраты
времени на логические операции.
Затраты на автоматизированную обработку информации,
руб., определяется по формуле:
Завт=tа sч kд , (4.23)
где tа - затраты времени на
автоматизированную обработку той же самой информации, ч.
Общие затраты времени на ручную обработку информации в
месяц tр, ч, составляют tр = 100 ч, а общие затраты на
автоматизированную обработку информации - tа = 4 ч.
Подставив значения в формулу (4.22), получим:
ЗРУЧ =100∙51,14 ∙1 = 5114 руб.
Подставив значения в формулу (4.23), получим:
ЗАВТ =4∙51,14 ∙1 = 204,56 руб.
Следовательно, приток денежных средств от внедрения
программного продукта за месяц, даже без учета дополнительный экономический
эффекта (ЭДОП = 0), на основании формулы (4.21), получится равным
Э = ЗРУЧН - ЗАВТ = 5114 - 204,56 = 4909,44 руб.
Та же величина за год будет иметь значение 58913,28
руб.
Эксплуатационные затраты при использовании
программного продукта будут состоять из затрат на электроэнергию, техническое
обслуживание, текущий ремонт вычислительно техники и затраты на амортизацию
вычислительной техники.
На основании формулы (4.15), для персонального компьютера
сотрудника ООО «Еврософт» за 12 месяцев затраты на электроэнергию при потребляемой
мощности компьютера PВ =0,3 кВт составят (стоимость
электроэнергии sЭ =2,82 руб./кВт-ч.):
ЗЭ = 0,3∙4∙12∙2,82 = 40,61 руб.
Балансовая
стоимость вычислительной техники =
10000,00 руб. Тогда, на основании формул (4.17) и (4.18), для персонального
компьютера сотрудника ООО «Еврософт» за 12 месяцев затраты на амортизацию и
текущий ремонт составят:
ЗП = 10000 ∙0,04 ∙ (4∙12/2112) = 9,09 руб.
Затраты на амортизацию вычислительной техники:
ЗАМ = 10000 ∙0,125 ∙ (4∙12/2112) = 28,41
руб.
Тогда, эксплуатационные затраты при использовании
программного продукта составят:
З = ЗЭ + ЗП + ЗАМ = 40,61 + 9,09 +28,41
= 78,11 руб.
Прибыль рассчитаем по формуле (4.20):
П = Э - З = 58913,28 - 78,11 = 58834,89 руб.
Таким образом, мы имеем следующий денежный поток:
0 шаг (капиталовложения) - 63029,23
руб.;
шаг - 58834,89 руб.;
шаг - 58834,89 руб.;
шаг - 58834,89 руб.;
шаг - 58834,89 руб.;
Срок окупаемости проекта
рассчитывается по формуле (4,24)
(4.24)
где K - капиталовложения при внедрении программного продукта, руб.;
П - прибыль от использования программного продукта за год его эксплуатации,
руб.
Срок окупаемости проекта TОК, год, составит:
TОК = 63029,23 / 58834,89 =1,07 года.
Чистый дисконтированный доход от использования
программного продукта ЧДД , руб., определяют по формуле (4,25)
,
(4.25)
где n
- расчетный период, год;
-
прибыль от использования программного продукта за k-й год его
эксплуатации, руб.;
Е = 20 % - норма дисконта;
K -
капиталовложения при внедрении программного продукта (принимается равным
затратам на создание программного продукта), руб.
Чистый
дисконтированный доход за 2 года использования программного продукта (так как
продукт окупается в течении двух лет) при норме дисконта 20% составит:
4.5
Основные технико-экономические показатели проекта
Для удобства анализа, все основные технико-экономические показатели
проекта сведены в таблицу 4.5.
Таблица 4.5 − Основные
технико-экономические показатели проекта
Основные характеристики
|
Единицы измерения
|
Проект
|
Итоговая трудоемкость
разработки
|
чел.-ч.
|
1207,3
|
Полные затраты на создание
программного продукта
|
руб.
|
63029,23
|
Годовой экономический
эффект от внедрения программного продукта
|
руб.
|
58913,28
|
Прибыль от внедрения и
использования программного продукта
|
руб.
|
58834,89
|
Срок окупаемости проекта
|
год
|
1,07
|
Выводы
1. Итоговая трудоемкость разработки программного
продукта составляет 1207,3чел.-ч.
2. Полные затраты на создание программного
продукта - 63029,23 руб.
. Годовой экономический эффект от внедрения
программного продукта составляет 58913,28 руб.
. Прибыль от внедрения и использования
программного продукта -
58834,89 руб.
. Срок окупаемости проекта 1,07 года.
. После внедрения программного продукта
ежемесячные затраты времени администратора компьютерного зала, связанных с
контролем за несанкционированное использование информационных ресурсов
клиентами компьютерных залов, сократились с 100 до 4 часов.
5. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА
5.1 Общая
характеристика опасных, вредных факторов на рабочем месте оператора
информационной подсистемы
В настоящее время компьютерная техника широко применяется во всех
областях деятельности человека. При работе с компьютером человек подвергается
воздействию ряда опасных и вредных производственных факторов: повышенное
зрительное напряжение, костно-мышечные напряжения, электромагнитные поля,
выделение вредных веществ, тепловыделения.
Повышенная нагрузка на зрение способствует возникновению близорукости,
приводит к переутомлению глаз, к мигрени и головной боли, повышает
раздражительность, нервное напряжение, может вызвать стресс.
В комплексе причин, отрицательно влияющих на зрение оператора
вычислительной техники, в первую очередь следует выделить недостаточную
контрастность изображения на экране, связанную с временной нестабильностью,
излишнюю яркость монитора, а также блики и отраженный свет на поверхности
дисплея. Кроме того, зрение сильно страдает от частого переноса взгляда с ярко
освещенного экрана на менее освещенную клавиатуру и документацию, что вместе с
другими причинами приводит в конечном итоге к утомляемости глаз - к астенопии.
Важным фактором, определяющим степень зрительного утомления, является
также освещение рабочих мест и помещений, где расположены компьютеры.
Выполнение многих операций вынуждает оператора (в меньшей степени
программистов и наладчиков) пребывать в позах, требующих длительного
статического напряжения мышц спины, шеи, рук, ног, что приводит к их утомлению.
Болезненные ощущения в различных группах мышц связаны с тем, что они, постоянно
находясь в состоянии сокращения, не расслабляются, вследствие чего в них
ухудшается кровообращение. Питательные вещества, переносимые кровью, поступают
в мышцы недостаточно быстро, с другой стороны, в мышечных тканях накапливаются
продукты распада, что в конечном итоге приводит к болезненности.
Причиной болезней пальцев и кистей рук является специфика работы на
клавиатуре: пользователи с высокой скоростью повторяют одни и те же движения. Поскольку
каждое нажатие на клавишу сопряжено с сокращением мышц, сухожилия непрерывно
скользят вдоль костей и соприкасаются с тканями, в результате развиваются
воспалительные процессы. Подобные болезни развиваются также в плечевом суставе
и в руке, когда приходится долго манипулировать «мышью».
На пользователя ЭВМ потенциально воздействуют электромагнитные поля
(ЭМП), возникающие в видеодисплейных терминалах во время эксплуатации, так они
могут быть причиной возникновения кожных сыпей, помутнения хрусталика глаза,
патологии беременности и других серьезных нарушений здоровья.
Видеотерминалы являются источником широкого спектра электромагнитных
излучений: рентгеновского, ультрафиолетового (УФ), видимого спектра,
инфракрасного (ИК), радиочастот, очень низких частот, включая промышленную.
Кроме того, они создают аэроионные потоки и электростатическое поле.
Воздух рабочей зоны при использовании вычислительной техники загрязняется
некоторыми вредными продуктами выделения пластических масс, из которых
изготовлены корпус компьютера и ряд его деталей.
Ввиду того, что видеотерминалы являются источником тепловыделения, при
неправильном тепловом режиме помещения это приводит к повышению температуры и к
уменьшению влажности воздуха на рабочих местах, что вызывает дискомфорт,
снижает работоспособность, повышает утомляемость, способствует появлению зуда и
раздражения кожи.
5.2 Общие
мероприятия по обеспечению безопасности на рабочем месте
Кабинет, в котором работает оператор ПЭВМ, находится на третьем этаже
здания, он рассчитан на четыре рабочих места. Помещение имеет следующие
размеры: длина - 6,5 м, ширина - 5 м и высота - 2,5 м.
Таким образом, на одно рабочее место оператора приходится 8,125 м2 полезной
площади и 20,31 м3 объема кабинета, что превышает установленную нормы.
В здании, где расположен кабинет, имеется система пожарной сигнализации,
которая оповещает людей в офисе о пожаре или задымлении в помещении. Пульт
управления выведен на КПП. Также в кабинете имеется порошковый огнетушитель.
Для обеспечения возможности эвакуации людей в случае отключения рабочего
освещения в здании имеется аварийное освещение.
В здании предусмотрено защитное заземление. Все провода имеют надёжную
изоляцию.
В кабинете имеется одно окно размером 3,5м в ширину и 1,5м в высоту. Окно
располагается с северной стороны. Для снижения яркости в поле зрения при
естественном освещении применяются регулируемые жалюзи. Освещенность на
поверхности стола в зоне размещения рабочего документа составляет 300 люкс.
Для обеспечения оптимальных параметров микроклимата проводятся регулярное
в течение рабочего дня проветривание и ежедневная влажная уборка помещения.
Рабочее место оператора ПЭВМ представлено на рисунке 5.1. Конструкция
рабочего стола обеспечивает оптимальное размещение на рабочей поверхности: монитора,
клавиатуры и мыши. Рабочий стол имеет следующие размеры: длина - 1,3 м, ширина
- 0,8 м, высота рабочей поверхности относительно пола - 0,7 м.
Компьютерное кресло имеет подвижную спинку, подлокотники, вращающее
сидение, ролики и регулировку по высоте. Конструкция кресла дает возможность
поддерживать рациональную рабочую позу при работе с ПЭВМ, позволяет изменять
позу с целью снижения статистического напряжения мышц шейно-плечевой области.
Поверхность сидения и спинки стула изготовлена из материала, обеспечивающего
полумягкое, нескользящее, не электризующееся, воздухопроницаемое покрытие,
которое легко очищается от загрязнения.
5.3 Расчет
искусственного освещения в рабочем помещении
Целью расчета является определение типа, числа и расположения светильников
и ламп, необходимых для требуемого уровня освещенности. Так как минимальным
объектом различения при работе с ПЭВМ является пиксель - одна светящаяся точка,
а ее размер составляет 0,28мм. В соответствии с нормой освещенности рабочей
поверхности (СНиП 23-05-95) характеристика зрительной работы «Очень высокой
точности». Следует также учесть, что продолжительность зрительной работы
составляет больше половины рабочего дня. На основании этих данных заключаем,
что зрительная работа имеет второй разряд с подразрядом «в».
Для
искусственного освещения используются светильники типа ОД, каждый из которых
содержит две лампы дневного света типа ЛД- 80, мощность лампы P = 80 Вт,
световой поток Ф = 3800 лм. Световая отдача люминесцентной лампы в несколько
раз больше, чем у ламп накаливания
<#"522966.files/image025.gif">
Рисунок Г.1 -
Форма «Авторизация»
Рисунок Г.2 -
Главная форма программы «A_Class»
Рисунок Г.3 -
Форма «Настройки»
Рисунок Г.4 -
Форма «Провидник»
Рисунок Г.5 -
Форма «Дабрвление иконки»
Рисунок Г.6 -
Форма «Удаление иконки»
Рисунок Г.7 -
Форма «Редактирование иконок»
Рисунок Г.8 -
Форма «Логотип «CYBERCLUB»»
Рисунок
Г.9 - Форма «Соглашение»