Подготовка профессионально–компетентного работника государственной службы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,92 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подготовка профессионально–компетентного работника государственной службы

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет»

Факультет «Экономика, права и гуманитарные науки»

Кафедра «История российской государственности»








РЕФЕРАТ

на тему:

Подготовка профессионально-компетентного работника государственной службы

Выполнила:

Студентка группы Б01-461-1

Королева Мария

Проверила:

канд. ист. наук, доцент

Кручинская М.В.



Ижевск,2011

Содержание

Содержание

Введение

Глава 1. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

.1Принципы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

.2 Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

.2.1 Система повышения квалификации государственных служащих в РФ.

.2.2 Системы подготовки и переподготовки государственных служащих в РФ.

Глава 2. Образовательные программы для подготовки государственных служащих.

.1 Необходимость многопрофильного обучения.

.3 Концепция образовательных программ

.4 Ориентир на подготовку управленцев-аналитиков

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Гоголь считал, что Россию погубят дороги и дураки. У нас несколько иное представление о причинах наших бед. В частности, мы считаем, что перспективам формирования в нашей стране правового государства и гражданского общества серьезно угрожают две крайне опасные деструктивные установки: неверие в право и почти иррациональные нелюбовь и недоверие к чиновничеству. Установки эти присущи не только нашему массовому, но, увы, также немалой части и просвещенного сознания. Разумеется, обе они имеют мощные и вполне объективные исторические корни и к тому же постоянно подкрепляются наблюдаемой практикой нашей государственной жизни и общения рядового гражданина с государственной машиной.

Но для того чтобы отношение к праву и государству изменилось, нужно, чтобы само оно тоже менялось. В своей работе я обратилась к одному из направлений необходимых изменений - к концепции модернизации нашей государственной службы, а именно, главным образом к кадровому аспекту этой проблемы. При этом под кадровой политикой понимается система принципов и проводимых на их основе мероприятий, которые призваны обеспечить подготовку кандидатов на должности в государственном аппарате, переподготовку, а также повышение их квалификации. Уровень профессиональной подготовки в современном государственном управлении является предметом беспокойства и одной из наиболее актуальных проблем во многих развитых государствах. Прежде всего на повышение профессионализма и эффективности работы государственных служащих были направлены многочисленные административные реформы в странах Запада в 70 - 90-е годы. В демократических условиях к проведению таких реформ мотивируют не только геополитические и внешнеполитические вызовы и внутриэлитные перегруппировки в правящих верхах, но и требования, исходящие от гражданского общества, различных политических сил и групп давления.

Для российского истеблишмента такая ситуация является новой, поскольку на протяжении многих десятилетий система государственного управления настраивалась в идеократической системе координат, и административный профессионализм выступал нужным, но не первоочередным качеством руководителя. Считалось, что идейная убежденность и преданность партии - наиболее приоритетное качество, которое позволяет решать прежде всего политико - идеологические задачи. Что касается экономической, социальной, культурной и иной конкретики, то политический опыт и классовое чутье вполне могут компенсировать недостаток административных способностей и знаний. Поэтому в ходу была межотраслевая и межтерриториальная ротация.

Все это сформировало стереотипы в работе с руководящими кадрами, которые не могут никак уйти в прошлое. Напротив, они в чем-то были законсервированы, в связи с начавшейся эпохой демократических и рыночных реформ. И в политическую и административную элиту без должного профессионального отбора пошел поток людей, желавших реализовать себя во власти. Недостаток управленческого профессионализма и появление нового класса управленческих задач стали компенсироваться ростом бюрократического аппарата, отбор в который также происходил по - преимуществу без учета необходимых административно - управленческих требований. Все это, вкупе с неразберихой переходного периода, чрезвычайно ослабило эффективность действий государственных органов и заставило обратить самое пристальное внимание на состояние и проблемы профессионализма государственных служащих и административной элиты.

Тема профессиональной подготовки государственных служащих, а также проблемы, связанные с ней, получили освещение в трудах многих авторов. Так, например, Валентина Столярова в своей статье «Проблемы государственной гражданской службы. Социальные стандарты и нормативы» пишет: Все проблемы повышения эффективности государственной и муниципальной службы упираются, в основном, в профессионализм работников госаппарата, который зависит от качества обучения. [2] Данные проблемы отражены также в работах Антошиной Н. М.[3], Капитоновой М. А.[4] Большое внимание системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации уделил А. В. Оболонский в своем учебном пособии для студентов вузов Государственная служба[5].

Объектом моей исследовательской работы является работник государственной службы. Предмет исследования - система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Цель работы - детально рассмотреть систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников государственной службы.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

·выявить основные принципы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

·рассмотреть организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

·выделить концепции образовательных программ для подготовки государственных служащих.

Но прежде чем начать исследование необходимо дать определение профессиональной компетентности.

Говоря о профессиональной компетентности, следует, прежде всего, выделять сферу деятельности (рабочие, управленческий аппарат, служащие) и рассматривать ее в единстве с квалификацией или уровнем управления (низший, средний, высший). Чем выше квалификация или уровень управления, тем необходимее высокий уровень знаний, большой опыт, наличие обязательных для дела личностных качеств. Профессиональная компетентность определяется не только компетенцией, деловыми и личностными качествами, но и кругом знаний и навыков, вопросов и проблем, реализуемых в рамках профессиональной деятельности.[6]

Глава 1. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 2002 г. Президент РФ В. В. Путин подчеркнул: Сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом… Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. А знание чиновников современной науки управления - это все еще очень большая редкость. Поэтому, необходимо подготовить новые кадры, обеспечить условия для их профессионального отбора и роста, усвоения ими тех знаний и навыков, которые требуются для должного выполнения профессиональных обязанностей. Однако подготовка новых кадров - это трудоемкий и длительный процесс: новый стиль профессиональной деятельности, этические нормы, новые взгляды на содержание профессии и способы выполнения обязанностей не проявляются сразу. Только войдя в практику правоприменения, преодолев давление со стороны прежних традиций и выстояв в борьбе с ними, эти нормы станут основой эффективной работы государственной службы в гражданском обществе и смогут привести к изменению ситуации в целом.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников государственной службы должны опираться на определенные принципы и реализовываться с помощью системы организационных мер, регулирующих учебный процесс.

1.1Принципы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих

Характер и тип подготовки и переподготовки государственных служащих определяются тем, для какой системы государственного управления они предназначены. В частности, государственная служба гражданского общества требует от служащих ряда качеств, выступающих одновременно образовательными принципами подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Эти качества должны быть осознаны, развиты и систематизированы, хотя их исходное присутствие обусловлено в большей или меньшей мере самой включенностью претендентов на должности в систему государственного управления и государственных служащих в обществе. Естественно, что в гражданском обществе требуемые качества изначально присутствуют в большей степени. Принципы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих могут быть разделены на профессиональные и общегражданские (т.е. требуется формирование гражданских качеств, выраженных у государственных служащих в более концентрированном виде, нежели у других граждан), на внутрикорпоративные и задающие отношения корпорации бюрократии с гражданами и другими общественными институтами; кроме того, выделяется группа принципов объединения профессиональных приоритетов и волевых качеств.

Общегражданские принципы предполагают:

·развитие повышенного чувства ответственности и гражданского сознания, в том числе ряда специфических этических качеств, таких, как гражданский долг;

·внедрение в поведение навыков мотивирующего и мотивированного воздействия на окружающих;

·честность и неподверженность коррупционным воздействиям.

Профессиональные принципы включают:

·наличие специальных знаний из областей политологии, экономики, социальной психологии, истории и теории мирового и отечественного государственного управления, социологии, права и др.;

·умение использовать эти знания;

·стремление постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Внутрикорпоративные принципы предполагают укоренение навыков руководящей работы, в том числе лидерских качеств, а также умение соразмерять цели и способы их достижения.

Принципы обращенности корпорации бюрократии к гражданам и другим общественным институтам сводятся к принятию модели открытого и предсказуемого поведения, учету разнообразных позиций и умению найти их оптимальную и принимаемую обществом результирующую, ведущую в то же время к достижению поставленных и принятых обществом политических целей, к максимально возможному удовлетворению общественных потребностей и ожиданий.

Названные принципы, будучи структурированными, предполагают существование государственного управления как комплексной учебной дисциплины, включающей в себя (интегрирующей) элементы различных знаний. Эти знания для государственного служащего должны быть усвоены не просто в качестве свода абстрактных сведений, а в виде установок на деятельность, что может быть обеспечено только особым построением курсов воспитания. В курсы для государственных служащих непременно следует включить компоненты реальной управленческой деятельности и ее имитации. Повышенная роль тренингов, практик, имитационных методов и приемов и т.п. по сравнению с традиционными лекциями и семинарами может способствовать достижению указанной цели воспитания государственных служащих, устанавливая родство подготовки государственных служащих и врачей-практиков.

1.2 Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих подчинена оптимальной реализации указанных выше принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделения, а также по оптимизации механизмов конкурсного отбора и селекции как обучаемых, так и обучающих. Однако реальность весьма далека от этого идеала.

.2.1 Система повышения квалификации государственных служащих в РФ

В настоящее время в РФ имеется ряд учебных заведений и центров, осуществляющих воспитание государственных служащих. В области повышения квалификации государственных служащих основную нагрузку берут на себя Российская Академия государственной службы (РАГС) при Президенте РФ и ее филиалы - региональные Академии государственной службы и отделения РАГС. Система РАГС образована на материальном и кадровом фундаменте, оставшемся от Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС. Эта система обладает такой же как и бывшая АОН межведомственной принадлежностью и работает на основании заказов со стороны органов государственного управления, будучи подчиненной им посредством получения этого заказа и отчитываясь за его исполнение перед этими органами.

Кроме системы РАГС имеется Академия народного хозяйства (АНХ) Российской Федерации, специализирующаяся более на подготовке управленцев с ориентацией на менеджмент. АНХ также имеет межведомственный характер и аналогично РАГС работает прежде всего на основании госзаказа. Наконец, имеется большое количество учебных заведений и центров, институтов повышения квалификации, распределенных по министерствам и ведомствам (например, в Министерстве общего и среднего профессионального образования, Министерстве иностранных дел, Министерстве здравоохранения и т.д.).

Общими недостатками учебных заведений, занятых повышением квалификации государственных служащих, выступают:

·отсутствие конкуренции со стороны вневедомственной группы образовательных учреждений;

·полная подчиненность заказчикам, ведомственная зависимость (что, правда, обеспечивает соответственно быструю реакцию на ведомственные требования). Практикуется широкое (и не всегда оправданное) привлечение чиновников-практиков для участия в образовательных программах в качестве преподавателей;

·оторванность от всей системы общего и профессионального образования, курируемой Министерством общего и среднего профессионального образования РФ, вследствие чего осуществляется мало координируемое с общими образовательными стандартами преподавания общегуманитарных дисциплин, что снижает ценность такого повышения квалификации.

Как правило, повышение квалификации сводится к дискретным программам, осуществляемым по сокращенному лимиту времени и с известным положительным результатом - получением соответствующих документов об окончании курсов.

.2.2 Системы подготовки и переподготовки государственных служащих в РФ

Системы подготовки и переподготовки (получение второго высшего образования в том числе) государственных служащих в РФ не столь устоялись, как система повышения квалификации. Причины этого имеют как историко-генетический, так и недавно приобретенный характер. К ним отнесем:

·советскую традицию непризнания государственной службы особым родом деятельности, требующим в первую очередь профессиональных знаний и навыков, а, напротив, признание приоритета так называемых политических качеств, показной идеологической выдержанности (умения колебаться вместе с генеральной линией), личной преданности начальству и вообще сильным мира сего. Сейчас старый принцип набора новых государственных служащих из комсомола и использование школ комсомольского актива ушел в прошлое, новые пути профессионального отбора и воспитания кадров пока не закрепились;

·отсутствие учебно-методического центра по данной специальности и государственных заказов на подготовку новых кадров для государственной службы, а не только на повышение квалификации;

·отсутствие каких-либо преимуществ для выпускников с дипломом управленцев при существующей системе отбора, что прежде всего выражается в неразработанности критериев приема на службу и выделения реальных профессиональных преимуществ выпускников по специальности Государственное и муниципальное управление.

Образовавшаяся ниша подготовки и переподготовки заполняется ныне с разных направлений - из экономики, юриспруденции, истории, политологии и т.д. Намечается своеобразное расслоение групп образовательных учреждений:

·отраслевые подразделения в классических университетах;

·отраслевые подразделения в технических университетах, академиях;

·ведомственные вузы и институты.

По специализациям помимо профессиональной ориентации происходит естественное разделение труда:

·подготовка муниципальных - региональных - федеральных государственных служащих;

·подготовка государственных служащих для органов управления по ведомственному признаку (например, образование, культура, экономика, внешние сношения и т.д.).

Таким образом, существующая ситуация характеризуется чрезмерным влиянием побочных по отношению к подлинным нуждам системы подготовки государственных служащих факторов. Альтернативой ей может и должна стать система целенаправленной комплексной подготовки и переподготовки государственных служащих. Ее организующим началом могла бы стать координация работы учебных учреждений, ведущих подготовку и переподготовку государственных служащих. Основными компонентами этой стратегии могут стать, во-первых, создание сообщества учебных учреждений, которое работало бы в направлении закрепления нового понимания государственного стандарта по специальности Государственное и муниципальное управление , что не исключает возможности разделения этой специальности или создания и отработки в рамках единой специальности ряда специализаций и их учебных планов; во-вторых, формирование сбалансированной системы государственного заказа и конкуренции между образовательными учреждениями за этот заказ, что, в свою очередь, повышает роль вневедомственных учебных заведений (обеспечивающих своим участием честную конкуренцию); в-третьих, установление преимуществ в приеме на младшие должностные разряды для лиц, получивших дипломы по специальности Государственное и муниципальное управление. Наконец, в-четвертых, система продвижения по службе должна быть увязана с системой переподготовки. Государственная служба через подобный кадровый сдвиг сможет повернуться лицом к реальным проблемам сегодняшнего дня и стать государственной службой гражданского общества.

Глава 2. Образовательные программы для подготовки государственных служащих

Введенный с 1994 года государственный образовательный стандарт по специальности Государственное и муниципальное управление определяет характер профессиональной подготовки, набор и содержание образовательных программ для подготовки квалифицированных государственных служащих в высших учебных заведениях. В стандарте указывается, что место данной специальности - в области экономики и менеджмента, а сфера профессиональной деятельности менеджера - обеспечение рационального управления экономическими процессами, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Среди необходимых требований, которым должен отвечать менеджер, на первое место поставлено знакомство с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, а возможности повышения квалификации замыкаются на освоении различных образовательно-профессиональных программ по экономике и менеджменту в послевузовской образовательной системе[1].

.1 Необходимость многопрофильного обучения

В соответствии с государственным стандартом подготовка государственных служащих должна ориентироваться прежде всего на обучение экономической теории и прикладным экономическим дисциплинам наряду с управленческими технологиями, причем управление рассматривается как область знаний, генетически и содержательно связанная преимущественно с экономикой. Конечно, существуют достаточно веские причины для такой экономизации подготовки чиновников. В условиях глубокого кризиса, когда налицо острейшая потребность в решении неотложных экономических проблем, казалось бы, вполне естественно выдвинуть экономическое образование государственных служащих на первое место. Кроме того, в недалеком прошлом государство было демиургом экономического порядка, и его воздействие на экономические процессы сводилось лишь к выбору удачных управленческих механизмов, сочетающих административные и экономические методы. Традиции рассматривать управление в виде "приводного ремня" от государства к экономике до сих пор оказывают влияние на сознание многих.

Однако считать экономику определяющей областью в современных образовательных программах подготовки государственных служащих, на наш взгляд, нет достаточных оснований. Прежде всего кардинально изменились само положение и функции государства в российском обществе. Если в плановой экономике абсолютное господство государственной собственности определяло командно-всеобщий характер государственного управления, когда никому не пришло бы в голову поднимать вопрос о правомерности государственного вмешательства в те или иные экономические процессы, то в рыночной экономике ситуация кардинально меняется. Государственное воздействие опирается не столько на государственную собственность, сколько на меры косвенного регулирования посредством законодательства, бюджетной политики, использования кредитно-денежных инструментов, подготовки и реализации различных государственных программ. К тому же не только изменились способы, но и существенно сократились масштабы государственного вмешательства в экономику.

Без уяснения нового характера взаимоотношений между государственной политикой, правом и экономикой вряд ли возможно построить концептуальную основу учебного плана по специальности Государственное и муниципальное управление. В переходных системах экономические решения, как правило, отражают политические установки, не всегда опосредованные правом. Преобладание политического над экономическим отражается в том явлении, которое Мировой Банк определил как трансферная экономика, отличающаяся как от рыночной, так и от командной экономики. Государственное управление на основе беспристрастной законодательной системы и правовых технологий разрешения конфликтов является лишь желаемой для России целью, однако и в данный момент не следует преувеличивать давление экономики. Мир политики - это мир власти, и нередко все может зависеть от ограничений, налагаемых императивами политических возможностей. В нашем обществе есть множество проблем, кажущихся с технической точки зрения легко решаемыми, но их нельзя эффективно решить из-за политических умонастроений и интересов - того, что часто называют политической волей лидеров и непредсказуемостью политического поведения населения. Поэтому формирование современной рациональной бюрократии, отчасти компенсирующей указанный органический дефект, присущий трансферной экономике переходного периода, в наших условиях особенно важно.

Приоритет политики при разработке стратегии создания образовательных программ подготовки госслужащих определяется не только теоретическим осмыслением взаимоотношений экономики и политики в современном российском обществе, но и факторами, имеющими непосредственное отношение к характеру управленческой деятельности будущих специалистов. В частности, чрезвычайно актуальна задача подготовки небольшой, но, вероятно, влиятельной группы государственных служащих, которые в процессе своей карьеры окажутся на должностях, важных для формирования политики. Хотя количество выпускников, выдвинувшихся на высокие должности, будет невелико, масштаб их будущей деятельности может оправдать ориентированное на элиту образование. Это особенно относится к университетам с большим конкурсом, часть выпускников которых войдет в политическую элиту страны. Но это имеет значение и для других вузов, ибо объективно расширяет группу потенциальных лидеров для регионального и других уровней управления.

Кроме того, важно отметить, что практически все государственные служащие в той или иной мере участвуют в формировании политики. Так, полицейские чиновники соприкасаются с отраслевой политикой, когда решают, какими качествами должны обладать полицейские, занимающиеся профилактикой преступлений, а какими - занимающиеся их расследованием. Муниципальные чиновники затрагивают серьезные политические проблемы регионального уровня, решая вопросы источников финансирования строительства и содержания городских дорог. Следовательно, процесс участия в формировании политики в некоторой степени определяет навыки, которыми должны обладать чиновники. Верно и обратное - роли и навыки чиновников влияют на процесс формирования политики. Например, муниципальные чиновники, ответственные за состояние дорог, могут повлиять на отношение к городским властям со стороны автомобилистов.

Поэтому необходимо устранить экономический перекос государственных требований к образовательным программам в рамках специальности Государственное и муниципальное управление путем увеличения объема и повышения качества преподавания политологических, правовых, специальных управленческих дисциплин, а также предметов общегуманитарного и теоретико-информационного циклов. К тому же при изучении учебных планов университетов, имеющих большой опыт подготовки государственных служащих, выявляются иные возможные способы и критерии создания образовательных программ по государственному управлению.

.3 Концепция образовательных программ

Концепция образовательных программ основывается на опыте Института государственного управления и социальных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова (ИГУиСИ МГУ), где с сентября 1993 г. реализуются на практике предложения по формированию новой системы подготовки специалистов в области государственного управления. При создании этой концепции были использованы четыре модели образовательных программ (программы, обучающие государственному управлению как пограничному разделу политологии, юриспруденции и других гуманитарных наук (liberal arts); программы, ориентированные на получение профессиональных знаний в области управленческих технологий; программы, ориентированные на социальную публику; программы обучения государственной службе как вторичной специализации) с учетом специфики собственных целей и подходов, отечественных традиций подготовки специалистов университетского уровня и, естественно, наличия подготовленных профессоров и преподавателей.

Поскольку отечественного опыта подготовки специалистов по государственному управлению в начале 90-х годов было немного, то создание концепции образовательных программ началось с уяснения модели специалиста, которого необходимо получить на выходе учебного процесса. Согласно распространенному подходу, автором которого является известный специалист по менеджменту Роберт Катц, любой администратор независимо от того, работает он в частной или государственной организации, должен обладать тремя качествами: профессиональными знаниями и навыками, включающими специальные знания, аналитические способности в данной области и мастерство в применении инструментов менеджмента; человеческими свойствами, означающими умение эффективно работать как член команды и организовывать согласованную работу в группе, руководителем которой он является; стратегическим мышлением, включающим способность видеть организацию как целое, что подразумевает понимание взаимозависимости различных организационных функций и влияние изменений различных частей организации на целое. Оно предполагает также видение взаимоотношений частных задач с отраслевыми, местными и региональными, а равно с политическим, социальным и экономическим окружением на уровне страны в целом.

Отталкиваясь от такой схематической конструкции и учитывая специфику государственной службы, можно определить основную цель и задачи образовательных программ по специальности Государственное и муниципальное управление.

Цель образовательных программ: обучение студентов аналитическим и административным профессиональным навыкам наряду с обеспечением усвоения социально-политического и нормативного контекста взаимоотношений между государством и гражданским обществом.

Все программы должны быть объединены одним требованием - развить в каждом студенте способности аналитика, специалиста и лидера. Это, в частности, означает, что на выходе специалист должен обладать качествами, позволяющими ему управлять, координировать, убеждать, работать в команде, заниматься консалтингом, собирать необходимую информацию, быть толерантным для начальства и другом, даже отцом родным, для подчиненных.

Из этой общей цели вытекают некоторые более конкретные задачи образовательных программ. Специалисты в области государственной службы:

·во-первых, должны знать чрезвычайно сложное окружение (контекст), в котором работают государственные органы, что означает отсутствие простых, одномерных решений возникающих перед ними проблем. Поэтому умение вести диалог и переговоры, согласовывать различные интересы и позиции как составная часть освоения современной теории организации является обязательной составной частью профессионального мастерства государственного служащего;

·во-вторых, современные государственные служащие, имеющие диплом специалиста по управлению, должны владеть методами и средствами реформирования государственных организаций, обладать способностями управлять инновационными процессами, преодолевать социальную и организационную инертность бюрократических структур;

·в-третьих, выпускники должны понимать социальное назначение, общественно-гражданский смысл административных функций, без чего госаппарат служит не людям, а разного рода авторитарным системам и правителям либо самому себе;

·в-четвертых, они должны, усвоить необходимость защищать и развивать демократические процессы участия населения в решении управленческих задач;

·в-пятых, служащие государственного аппарата должны помнить об открытости и честности в процессе выполнения обязанностей государственной службы.

Отсюда, как нам представляется, обучение государственных служащих не должно замыкаться в узких рамках техники управления и собственно администрирования, т.е. в том, что называется механизмом функционирования государственной машины. Не меньшее значение образовательные программы должны придавать нормативно-ценностной стороне государственной службы, отражающей специфическое значение действий государственных органов. Этот нормативно-ценностный аспект обеспечивается усвоением общегуманитарных, правовых и политико-социологических дисциплин, позволяющих всесторонне показать смысл и содержание управленческих стратегий государства. Эти стратегии вытекают из целей деятельности государственных структур. Для государственных организаций цели - внешние, вводные задания, которые базируются на ценностных представлениях и ожиданиях общества. Например, особое значение такие представления имеют при определении масштабов перераспределения доходов, когда преобладающие в обществе ожидания справедливости являются важнейшими факторами принятия первоначально политических, а затем и административных решений. Поэтому необходимы специальные образовательные программы по теории политики, политическим технологиям, этике, теории и философии государственного управления, конфликтологии, ведению переговоров, теории принятия решений, социального и политического прогнозирования.

2.4 Ориентир на подготовку управленцев-аналитиков

государственный служащий квалификация повышение

Все вышесказанное определило стремление построить систему обучения таким образом, чтобы создать тип профессионального управленца-аналитика широкого профиля. Это вытекает из общего подхода к государственному управлению как процессу согласованного принятия решений, в которых сбалансированы специальные интересы, представленные в экспертных оценках отдельных министерств, и внешние интересы, выраженные в аргументации групп давления. Хороший администратор должен быть нейтральным к конкретной проблеме, но благодаря знаниям и опыту работы обязан находить консенсус между различными интересами.

Политические руководители министерств и ведомств, как правило, не являются специалистами по управлению в своей сфере деятельности, и им нужны консультанты - лица, способные адаптировать мнения узких специалистов-экспертов в предложения и проекты, над которыми работает министр или руководитель соответствующего ранга. Работа аттестационных комиссий показывает, что узкая специализация их членов затрудняет объективную оценку всего комплекса профессиональных качеств государственного служащего. Кроме того, наличие администраторов широкого профиля упрощает задачу обшей координации управления. Узкие же специалисты не способны анализировать возникающие проблемы в широком контексте общих задач государственного управления. Аналитики могут обобщить опыт работы всего государственного механизма, только перестав выполнять экспертные функции в конкретных областях деятельности.

Модель управленца-аналитика как итог реализации изложенной выше концепции образовательных программ по государственному управлению складывается из следующих целенаправленно формируемых в процессе обучения качеств.

1. По окончании университета выпускник должен быть готов в достаточно короткий срок освоить и самостоятельно решать проблемы, выдвигаемые перед ним на любой должности государственной службы среднего звена, а также проявлять желание и готовность к повышению своей квалификации. Он должен обладать знаниями прежде всего в следующих областях: общее управление, применение законов, бюджет, кадровая политика. Кроме того, необходимо знать публичное право (особенно конституционное, гражданское, административное, финансовое, муниципальное), уметь организовать работу, владеть техническими средствами труда, грамотно устно и письменно излагать свои мысли.

2. Будущий управленец-аналитик с университетским дипломом должен иметь хорошую общегуманитарную подготовку, предполагающую знание истории, социологии, философии, этики и т.д. Это означает, например, что государственные управленцы должны обладать знаниями о культурных и социальных нравах и обычаях местности, где действует организация, в которой они работают. Более того, они должны быть толерантны к существующим политическим и этническим различиям. Процесс обучения ориентирован на способность и готовность понимать соответствующие нормы и ценности, правильно оценивать их значение, а также принимать компетентные решения, брать на себя профессиональную, политическую, социальную и человеческую ответственность и вносить свой вклад в развитие общества, руководствуясь Конституцией страны, демонстрировать солидарность в совместной работе и проявлять терпимость при возникновении разногласий.

3. Процесс обучения должен всесторонне стимулировать развитие личности обучаемого, укреплять его способности ставить перед собой цели и ориентировать свои действия на достижение этих целей, создавать и укреплять социальные связи. Поэтому студентам не только передается некоторая совокупность профессиональных и общеобразовательных знаний, но и внушаются гражданские обязательства, которые должны быть усвоены ими как будущими государственными служащими: убежденность, поиск консенсуса как важнейший способ разрешения конфликтов; умение выслушивать и высказывать независимые мысли и критику и др.

4. Компетентный управленец должен быть способен воздействовать на мотивацию подчиненных и быть лидером. Ему также необходимо эффективно взаимодействовать с руководителями и коллегами. Отсюда значение поведенческих наук и особенно психологии. Для понимания реального поведения нужно идти дальше анализа структур и институтов и заняться человеческим пониманием управления. Например, в правительственных учреждениях при отборе кандидатов важно учитывать такие качества, как рассудительность, здравый смысл, способность устанавливать личные взаимоотношения, напористость, умение ясно излагать свои мысли в письменной форме, выразительность устной речи и другие личностные характеристики.

5. Управленцы-аналитики должны иметь знания о правительственных институтах, отношениях власти, процессах принятия решений. Они должны уметь анализировать и интерпретировать политические, социальные и экономические тенденции, обладать умением оценивать последствия управленческих действий, способностью убеждать и вести переговоры (находить компромиссы, отстаивать свое мнение) для достижения поставленных организацией целей.

6. И наконец, выпускники должны обладать возможностями доступа ко всему многообразию мировой литературы по государственному управлению, уметь сравнивать различные государственные системы и технологии, общаться с коллегами из различных стран. Отсюда вытекают высокие требования к подготовке в области иностранных языков.

Формирование этих качеств требует серьезных знаний в области теории управления, права и политической науки, экономики, этики, социологии и психологии, информатики, фундаментального гуманитарного образования, навыков аналитической работы, умения готовить документы и материалы для средств массовой информации, риторики, искусства общения с людьми.

Заключение

Для того, чтобы лучше ориентироваться в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, следовало бы более детально рассмотреть ее составляющие (например, модели образовательных программ или методики обучения), но в конечном итоге все эти составляющие призваны наглядно показать сложность определения критериев рациональности управленческих решений. Принимая решение, управленец практически неизбежно действует на основе неполной фактической информации, собственного прошлого опыта и способности применять свои личные качества для достижения возможных результатов. Потому-то и не существует идеальных управленческих решений.

Что же касается профессиональной компетентности работника государственной службы, то необходимо заметить, что на нее накладывает отпечаток специфика этой службы, состоящая в том, что она, во-первых, по природе своей призвана гарантировать стабильность в государстве, согласовывая интересы людей; во-вторых, применять для поддержания порядка также и власть, выполнять властные функции; в-третьих, она носит публичный характер, то есть стоит между государством и человеком; являясь выразителем интересов людей, публичность государственной службы как профессии проявляется в общественном характере ее деятельности, в направленности на основные социальные слои, группы общества; в-четвертых, ее специфика - в строгой иерархичности самой государственной службы, в ее расчленении, разделении на категории, группы, чины, должности и т.д.; в-пятых, в ее сословности и корпоративности, то есть объединении людей по сугубо профессиональным интересам; в-шестых, в политическом характере деятельности, который обнаруживается в ее связи с властными отношениями, в умении управлять интересами людей, вырабатывая взаимоприемлемые решения между чаще всего контрастными интересами граждан.

О. Бисмарк писал: С плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими чиновниками не помогут никакие законы. ХХI век поднимает выше планку требований к профессиональным качествам. В первую очередь это относиться к деятельности государственных служащих, ведь во многом именно их работа определяет конечный результат усилий общества.

Список источников и литературы

1)Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования URL: #"justify">2)Столярова, В. Проблемы государственной гражданской службы. Социальные стандарты и нормативы // Кадровик. Кадровый менеждмент - 2007 - №1 - с. 32-33.

)Антошина, Н. М. Основные тенденции развития современного кадрового состава на государственной службе // Власть - 2011 - №2 - с. 97-100.

)Капитонова, М. А. Культура речи и профессиональная подготовка государственных служащих // Регионология - 2004 - №3 - с.149-155.

)Оболонский А. В. Госужарственная служба - М.: «Дело»; 1999.-

)Пономарев Л. Н. Компетенция и компетентность персонала государственной службы // Сб. «Государственная служба Россицской Федерации: становление, кадровое обеспечение». - М., 1994. с.72-74.

Похожие работы на - Подготовка профессионально–компетентного работника государственной службы

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!