Идеологи и организаторы потребительской кооперации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,99 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Идеологи и организаторы потребительской кооперации

Содержание

Введение

1. Идея кооперации в русской общественной мысли

. организаторы потребительской кооперации

заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время потребительские кооперативы начинают создаваться, во-первых, на проверенных историческим опытом и временем кооперативных постулатах - кооперативных принципах и ценностях. Во-вторых, современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков в товарах, услугах.

Подвышенный интерес к кооперативным формам хозяйствования, собственности и управления объясняется в первую очередь огромными достижениями в кооперативном строительстве стран и тем большим влиянием, которым пользуются кооператоры в своих странах и на международной арене.

Необходимо отметить, что в развитых капиталистических странах в послевоенные годы кооперативные организации стали важной составной частью рабочего и крестьянского движения. Интернационализация общественной жизни усиливает воздействие современных международных факторов на развитие и деятельность кооперации.

В тоже время, следует отметить, что история теории и практики потребительской кооперации и в России весьма богата и насыщенна событиями. Особенно возрос интерес к проблемам потребительской кооперации в начале XX века. В это время выходит в свет широкий поток книг, статей, издание специальных журналов. Переводятся труды видных зарубежных исследователей и теоретиков кооперативного движения - Ш. Жида, Ф. Лассаля, А. Луццати, К. Каутского, Г. Кауфмана, В. Вигодзинского. Среди произведений этого исторического этапа особый интерес представляют работы известных русских ученых экономистов, теоретиков кооперации: М.И. Туган-Барановского, А.Н. Анцыферова, В.Ф. Тотомианца, В.Ф. Пекарского, К.П. Пажитова, С.Н. Прокоповича, А.В. Меркулова. Видное место занимал журнал, выходивший с 1909 года под редакцией профессора М.И. Туган-Барановского, «Вестник кооперации» - единственное тогда не только в России, но и во всем мире научно-теоретическое кооперативное периодическое издание.

В большой степени кооперативные идеи ученых начала XX века и составили основу потребительской кооперации, в определенной степени они использовались в разное время, являясь актуальными и сейчас.

Цель данной работы - проанализировать роль основных идеологов и организаторов российской потребительской кооперации в кооперативном движении.

1. Идея кооперации в русской общественной мысли

потребительская кооперация экономический

В России интерес к осмыслению феномена кооперации (ассоциации) свидетельствовал не только о глубинных исторических основаниях кооперативных форм в социально-экономической жизни (как они воплотились в русской общине), но и о необходимости освоить западноевропейский опыт кооперативных объединений в связи с переходом после Крестьянской реформы 1861 к развитию рыночных отношений. Истоки популярности кооперативного идеала в России - в представлении об ассоциации как альтернативном принципе организации общества, целью которого является благо граждан. Одним из первых российских популяризаторов кооперативного идеала Фурье был М. В.Петрашевский. Н. Г. Чернышевский, испытав сильное влияние идей Оуэна, считал, что на основе общины сложатся производственные товарищества, в которых может быть реализован принцип коммунистического общежития. А. И. Герцен видел в обновленной крестьянской общине основу будущего общества. С 1860-х гг. консерватизм чаще воспринималась в русской общественно-политической мысли как экономическая форма, отличная от всех уже существующих, с ней начинали связывать программу радикального переустройства экономики. Однако кооперативная идеология в России продолжала культивировать романтические составляющие идеи кооперации (нравственная направленность, стремление к достижению социальной справедливости в экономических отношениях) [4].

Первым исследованием в русской экономической литературе о зарождении потребительской кооперации явилась работа Н.И. Зибера «Потребительные общества», вышедшая в свет в 1869 г.» В работе автор определяет экономическую сущность потребительных обществ и показывает их преимущества для потребителя. «Есть, однако же, для общества возможность так устроить свое потребление <#"justify">2. организаторы потребительской кооперации

Первые потребительские общества появились в Великобритании. В 1769 году в Шотландии было образовано Общество ткачей по закупке муки. В 1844г. текстильщики поселка Рочдейл создали кооператив по обеспечению его членов продуктами и промышленными товарами - «Рочдейльские пионеры», который дал начало массовому кооперативному движению, сначала на Британских островах, затем в Европе, а затем и во всем мире. В 1852 году парламент Великобритании принял первый в истории закон о кооперации.

Принципы нового народного экономического движения почти одновременно были выработаны в начале XIX в. теоретиками потребительской кооперации - Робертом Оуэном, производственной - Луи Бланом, кредитной - Фердинандом Райффайзеном (основателем массовых сберегательных обществ, действующих по принципу «кассы взаимопомощи», затем преобразовавшихся в известный «Райффайзен-банк»).

Первопроходцами кооперации в России были ссыльные декабристы, в 1830 году организовавшие на Петровском заводе «Большую Артель» - прообраз потребительского общества, а в 1834 - «Малую Артель», имевшую форму заемно-ссудного товарищества.

Сейчас сельскохозяйственные, производственные, рыболовецкие, кредитные, страховые формы кооперации очень высокими темпами развиваются в странах Азии. По размерам членской базы центр мирового кооперативного движения уже давно переместился из Европы в Азию. Это объясняется и сравнительно невысокими по сравнению с Европой среднедушевыми доходами, и традиционным коллективистским менталитетом населения, отличным от индивидуалистической Европы.

Но то же самое можно вполне сказать и о России. А потребительская кооперация имеет в нашей стране, особенно на Урале и в Сибири - глубокие исторические корни. Первые потребительские общества в массовом порядке стали возникать в 1864 г. на заводах Пермской и Иркутской губерний. Их целью было приобретение товаров в складчину. Первое сельское потребительское общество хотя и появилось в 1869 году на Дону, но крестьянская кооперация в России связывается, все же, с Зауральем и Сибирью, и, прежде всего - со знаменитым сибирским маслом [9].

До начала ХХ века сибирское масло не котировалась даже на российском рынке - и у нас, и в Европе его, уже полупрогорклое, использовали для подмешивания в некачественные местные сорта, чтобы еще более удешевить их. Оптовые покупатели скупали около 90% продажного сибирского масла у зауральских крестьян «числом поболее, ценою подешевле». «Эуропейские» оптовики, конечно, не были заинтересованы в развитии маслодельных производств на Востоке Империи и быстрой доставке товара в столицы и балтийские порты, да и крестьяне сбывали им то, что похуже - не для себя же…

Все изменилось в 1907 г., когда А.Н. Балакшин создал Союз сибирских маслодельных артелей, главной задачей которого являлось устранение посредничества в торговле маслом и выход на внешние рынки. С появлением Союза началась жестокая конкуренция за рынок сбыта. Оптовики расходовали огромные средства для уничтожения Союза. Только крупная датская фирма «Сибирская компания» тратила по полмиллиона рублей в год на борьбу с ним. Но кооперативный Союз, руководимый Балакшиным, смог разорить основных конкурентов на зарубежном рынке. В 1912 г. А.Н. Балакшин организовал «Союз Сибирских кооперативных ассоциаций» или кратко «Юнион», открыв зарубежную контору в Лондоне. В обратном направлении текли не только деньги, но и качественные европейские товары, и что самое главное - сельхозтехника и производственное оборудование. Экспорт кооперативного масла давал России в 1911-1914 гг. больше выручки, чем экспорт золота.

Бурное развитие кооперация в России получила в годы НЭПа. Кооперативы в СССР того времени вырастали, как грибы и действовали весьма успешно. Почти вся внешняя торговля в 20-е годы велась через Центральный союз кооперативных организаций (Центросоюз).

Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ.

Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, коммерции, общественному питанию, потребительской кооперации. Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.

В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов малых производств на средних и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

Владимир Александрович Тихонов - динамичный, резкий в своих суждениях человек с прогрессивными взглядами - сумел сплотить вокруг себя инициативную группу. В нее входили яркие самодостаточные люди, его соратники по воссозданию и развитию кооперативного движения - И. Кивелиди, М. Массарский, А. Федоров, В. Туманов, А. Тарасов, А. Иоффе и многие другие. Это направление нашло полную поддержку у теоретиков глубоких экономических реформ С. Шаталина, академиков Л. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Анчишкина, Н. Петракова, Ю. Яременко и др. И ныне память о В. А. Тихонове живет не только в его делах, учениках, научных работах, кооперативах, малых предприятиях, созданных при его поддержке, но и в Фонде поддержки малых предприятий в Республике Коми (президент В. Кузнецова), носящем его имя [9].

Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом возрождения коммерции в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989-1990 гг., показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (поощрения, наказания) - все говорило о том, что эти кооперативы - прообраз малых частных предприятий.

Весьма конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного движения сыграли первый и последующие съезды кооператоров. Организатором этих съездов выступил Союз кооператоров (в дальнейшем - кооператоров и коммерсантов) во главе с В.А. Тихоновым.

Однако нельзя сказать, что развитие новых кооперативов происходило безболезненно. Рывок этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР), вызывал у оппонентов среди партийных функционеров, некоторых руководителей правительства, официальных финансистов желание ограничить, поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров.

Определенное недовольство консерваторов и сторонников традиционных взглядов вызвали и налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от налогообложения в течение двух стартовых лет прибыли кооперативов, производящих товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.). Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей государства и общественности только на такой организационно-правовой форме коммерцией, как кооперативы. Тем самым искусственно гипертрофировались с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ негативные моменты их деятельности в ущерб тому положительному, что привнесли кооперативы в хозрасчетную практику и на потребительский рынок (в условиях еще лишь разговоров о приватизации и свободных ценах).

Боязнь выпустить на свободу «джинна» частной коммерцией привела в 1990 г. к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных органов, местных советов, милиции, прокуратуры. Инспирирование дела АНТа, других кооперативов показало: чтобы образумить «блюстителей порядка», требовалось срочно ввести в практику новое направление коммерцией - малые предприятия.

Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную роль. С одной стороны, в нем фиксировались и распространялись полезные нормы эстонского эксперимента. С другой стороны, оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления и развития малого бизнеса. Но сохранялось одно очень серьезное противоречие: упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия. Дело в том, что законодательной базы создания и государственной поддержки частных (и иных форм собственности) малых предприятий еще не существовало. Эту задачу предстояло решить в условиях усилившегося обособления и выхода союзных республик из состава СССР.

Таким образом, проведенный историко-экономический анализ <#"justify">Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом возрождения коммерции в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989-1990 гг., показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (поощрения, наказания) - все говорило о том, что эти кооперативы - прообраз малых частных предприятий.

Таким образом, определенную во введении цель работы можно признать достигнутой в полном объеме.

Список литературы

1.Бланк Г. Я. Основы теории и истории потребительской кооперации, 1996.

.Буздалина О.Б. Потребительская кооперация в условиях глобализации мировой экономики // Налоговый вестник - 2002. - N 12. - С.21-24.

.Бурганов А. Кооперация вчера, сегодня и завтра // Власть. - 2004. - N 4. - С.52-55.

.Елютин О. Кооперация в России - невостребованный опыт // Наука и жизнь. - 2008. - N 5. - С.58-64.

.Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // Экономист. - 1995. - № 6. - с. 24 - 28.

.Кооперация как компонент рыночных отношений. Редкол. Тайн Л.Е. - Иваново, 2006.

.Макаренко А. П., Крашенинников А. И., Кизилевич А. В., Паламарчук В.Е., Хвостов Б. Н. Теория кооперации, Москва, Экономика, 2001.

.Потребительская кооперация Российской Федерации //Теория и история кооперативного движения. СибУПК, 2005.

.Пустырев Е.Ф. Кооперация сквозь призму интересов // ЭКО. - 2007. - N 8. - С.134-142.

.Слепцов И. И.«Самобытная, социально ориентированная система...». Перспективы развития потребительской кооперации.//Илин №1, 2005.

.Теплова Л.Е. Потребительская кооперация: самоуправленческий потенциал и ценностные основания организационной культуры потребительской кооперации // Финансы и кредит. 2003. № 24 (138). С. 83-91.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!