Дружинина Светлана Сергеевна
Дружинина
Светлана Сергеевна
Народная артистка России, заслуженный деятель искусств,
академик Петровской академии наук и искусства
Родилась 16
декабря 1936 года в Москве. Отец - Дружинин Сергей Иванович, сын священника,
погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском. Мать - Мызникова
Анна Даниловна (1910-1990), донская казачка, работала учительницей. Супруг -
Мукасей Анатолий Михайлович, кинооператор киностудии "Мосфильм",
заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственных премий СССР. Сын -
Мукасей Михаил Анатольевич (1966 г. рожд.), кинооператор, клипмейкер, режиссер,
продюсер. Внуки: Данила и Максим.
Детские годы
Светланы Дружининой прошли на тогдашней окраине Москвы - в Марьиной роще. Как и
большинство ее сверстников, чьи отцы погибли на войне, а матери работали до
поздней ночи, она рано стала самостоятельной. Свете шел одиннадцатый год,
когда, оказавшись однажды возле цирка на Цветном бульваре, она прочитала объявление,
приглашавшее мальчиков и девочек ее возраста в цирковое училище. Это небольшое,
написанное от руки объявление открыло ей дверь в волшебный мир цирка, в котором
она не была ни разу - билеты стоили очень дорого. Получив мамино
"добро" в обмен на обещание, что занятия в цирке не помешают учебе в
школе, Света отправилась на просмотр... И поступила.
Светлана
успешно занималась год в группе цирковых акробатов и значилась в программе как
"девочка-каучук", а ее партнером по арене был "гуттаперчевый
мальчик". "А потом у цирка начались гастроли, которые, бесспорно,
помешали бы моей учебе, - вспоминала впоследствии Светлана Сергеевна. - Мне
очень не хотелось расставаться с цирком, но моя мама решила иначе. Опасаясь,
что я убегу из дома, чтобы уехать с труппой, она, уходя на работу, запирала
меня на ключ. "Домашний арест" продолжался несколько дней, пока мама
не убедилась, что я никуда не убегу".
Летом в
пионерском лагере Светлана познакомилась с внучкой балерины Айседоры Дункан,
которая занималась в хореографическом училище при Большом театре. А вернувшись
с отдыха в Москву, сразу же пошла поступать в это училище и узнала, что ...
набор уже закончен. Однако Светлана уже тогда не привыкла сдаваться: она
поступила в хореографическое училище при Театре имени К.С. Станиславского и
Немировича - Данченко, занималась там, а затем по конкурсу перешла в училище
при Большом театре, где ее одноклассниками стали будущие звезды балета Марис
Лиепа и Наталья Касаткина.
Окончить
училище вместе с однокурсниками Светлане помешала травма руки. Она взяла
академический отпуск, на время которого стала ведущей вечеров хореографического
училища, проходивших в Концертном зале имени П. И. Чайковского и, как правило,
транслировавшихся по телевидению. Там девушку заметила диктор Центрального телевидения
Шароева и пригласила вести детские телепередачи вместе с Михаилом Державиным.
Позднее они стали ведущими первых КВНов.
На телеэкране
Светлану увидел известный режиссер "Мосфильма" Самсон Самсонов и
предложил главную роль в своей кинокомедии "За витриной универмага"
(1955) по сценарию Алексея Каплера, где снимались Борис Тенин, Анатолий
Кузнецов, Олег Анофриев, Иван Дмитриев. Так в жизнь Светланы Дружининой вошел
кинематограф. Ее первая киногероиня - Соня Божко, красавица-продавщица
посудного отдела огромного универмага, в которую все влюбляются, но глаз с
которой просто не сводит молоденький лейтенант милиции (его играл Анатолий
Кузнецов). С одной стороны, первая роль в кино принесла успех, с другой,
Светлана поняла, что совсем не знает актерской профессии. Так судьба привела ее
во ВГИК на актерский факультет, в мастерскую Бориса Владимировича Бибикова.
Курс был замечательный, популярными киноактерами многие стали еще во время
учебы: Софико Чиаурели, Ариадна Шенгелая, Леонид Куравлев... Светлана от них не
отставала. Свой актерский диплом она защищала пятью киноролями!
После
нескольких картин к молодой актрисе пришли успех и известность. Ее начали
узнавать на улице, режиссеры предлагали новые роли. Она стала популярной и
любимой зрителями актрисой, несмотря на небольшое количество главных ролей. Для
зрителя важно было не количество сыгранных героинь, а то, какие они, эти
героини - яркие, выразительные, характерные. Таковы ее красавица Лариса в драме
"Дело было в Пенькове" (1958) Станислава Ростоцкого, коварная,
названная кем-то из героев фильма "жар-птицей" Анфиса в лирической
комедии "Девчата" (1962) Юрия Чулюкина, Мария Косова в фильме
"Одиночество" (1965).
В течение
десяти лет (с 1955 по 1965 год) Светлана Дружинина была актрисой Центральной
студии киноактера и киностудии имени М. Горького. Помимо упомянутых картин, она
снялась в фильмах: "Мост перейти нельзя" (1960), "Орлиный
остров" (1961), "На семи ветрах" (1962), "Где-то есть
сын" (1963), "Какое оно, море?" (1964), "Зеленый
огонек" (1965), "Любимая" (1965) и других.
Стремясь к
максимальной реализации своих творческих возможностей, Светлана Дружинина не
захотела ограничиваться профессией актрисы и оставила ее, успев сняться в
семнадцати фильмах. По ее собственному признанию, делать свое кино было для нее
интереснее, в отличие от актера перед режиссером открывается гораздо больший
простор для деятельности.
Одним из
условий поступления на режиссерский факультет было наличие у абитуриента
печатных работ. И неожиданно для себя Светлана Дружинина становится
"пишущей" актрисой: начинает публиковаться в журналах. Ее рассказ в
"Советском экране" получил первую премию и великолепный отзыв мэтра
отечественного литературоведения Виктора Шкловского. И вскоре, будучи занята на
съемках сразу в двух картинах, втайне от своих коллег она сдает вступительные
экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина). В 1969
защищает диплом фильмом "Зинка" (сценарий Б. Мажаева) и начинает
работать режиссером на студии "Мосфильм". Затем режиссер Юлия
Солнцева пригласила ее вторым режиссером в свою картину об Александре Довженко
"Золотые ворота" (1969).
Самостоятельным
режиссерским дебютом Светланы Дружининой стала картина "Исполнение
желаний" (1973) по одноименному роману Каверина. Она вспоминает, что
сначала Вениамин Александрович настороженно отнесся к тому, что его
произведение будет экранизировать молодая, ни в чем еще не проявившая себя
режиссер. Но познакомившись с Дружининой, он поверил в ее творческие
возможности и даже хотел, чтобы она играла в фильме главную женскую роль.
Однако Светлана Сергеевна отказалась и пригласила на эту роль актрису Ларису
Лужину. И позднее она не снялась ни в одной из своих картин.
Потом была
музыкальная картина "Солнце, снова солнце" (1976) по мотивам повести
Д. Холендро "Свадьба". А затем Светлана Дружинина полностью
переключилась на телевидение, где одна за другой выходили на экран ее картины
"Сватовство гусара" (1979) с Михаилом Боярским, Еленой Кореневой и
Андреем Поповым, "Дульсинея Тобосская" (1980) с Натальей Гундаревой,
"Принцесса цирка" (1982) с Натальей Белохвостиковой.
Огромный
зрительский успех выпал на долю историко-приключенческого фильма Светланы
Дружининой "Гардемарины, вперед!", вышедшем на экраны страны в 1987
году. Молодые актеры Жигунов, Харатьян, Шевельков буквально на следующий день
после телепремьеры "проснулись" знаменитыми. Популярность фильма была
столь велика, что вскоре режиссер сняла два его продолжения: кинофильмы
"Виват, гардемарины!" (1991) и "Гардемарины - III" (1992).
Поистине "звездным" был актерский состав трилогии: Евгений
Евстигнеев, Наталья Гундарева, Михаил Боярский, Александр Абдулов, Людмила
Гурченко... После фильмов о гардемаринах Светлану Дружинину назовут последним
романтиком отечественного (советского) кино.
Еще во время
учебы на актерском факультете ВГИКа Светлана Дружинина познакомилась с
Анатолием Мукасеем, будущим оператором. Вскоре они поженились, и с тех пор
вместе. Мукасей снял такие широко известные фильмы, как "Дайте жалобную
книгу" и "Берегись автомобиля" режиссера Эльдара Рязанова,
"Внимание, черепаха!", "Телеграмма", "Нос" и
"Чучело" Ролана Быкова, телесериал "Большая перемена"
Алексея Коренева, "По семейным обстоятельствам" и другие. Анатолий
Михайлович был оператором всех картин Светланы Дружининой. За время работы на
"Мосфильме" помимо художественных фильмов ими снято много
документальных лент. Недавно для производства и организации проката своих
фильмов они совместно с директором Галиной Мельник создали собственную
киностудию "Сагиттариус".
С 1994 года и
по настоящее время Светлана Дружинина работает над новым кинопроектом -
25-серийной историко-приключенческой эпопеей "Тайны дворцовых переворотов.
Россия, век XVIII". Идея создания этого фильма пришла к режиссеру еще в
процессе работы над "Гардемаринами...". Она решила вновь обратиться к
истории XVIII века, который занимал ее душу без малого десять лет. Но если
гардемарины были героями вымышленными, то главные герои будущей картины стали
лицами историческими: женщины - императрицы, сменявшие друг друга на российском
престоле в ХVIII столетии после смерти Петра I. Своим замыслом режиссер увлекла
многих известных российских актеров - Наталью Егорову (Екатерина I), Людмилу
Зайцеву (Екатерина Иоанновна), Нину Русланову (Анна Иоанновна), Николая
Караченцова (Петр I), Сергея Шакурова (Меншиков), Дмитрия Харатьяна (Иван
Долгорукий), Алексея Жаркова (Алексей Долгорукий), Владимира Ильина
(вице-канцлер Остерман) и многих других. Светлана Дружинина завершает работу
над первыми шестью фильмами кинопроекта под названием "Тайны дворцовых переворотов.
Россия, век XVIII": "Завещание императора", "Завещание
императрицы", "Я - император", "Падение Голиафа",
"Вторая невеста императора", "Смерть юного императора".
Премьера первого фильма кинопроекта состоялась в рамках кинофестиваля
"Окно в Европу" в Выборге.
Светлана
Дружинина нередко выступает как автор и соавтор сценариев своих фильмов. Она
написала сценарии к фильмам "Конец недели" (короткометражный, 1972),
"Сватовство гусара", "Принцесса цирка", "Тайны
дворцовых переворотов. Россия, век XVIII". Совместно с Н. Соротокиной и Ю.
Нагибиным была автором сценария трилогии о гардемаринах.
С. С. Дружинина
- народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР, академик
Петровской академии наук и искусства.
Светлана
Сергеевна постоянно в работе и не мыслит жизни без кинематографа. "Когда
выпадает свободное время, признается она, я с удовольствием навожу порядок в
доме, готовлю обед, принимаю гостей - и при этом тоскую по работе."
Годы занятий в
хореографическом училище не пропали даром. Светлана Сергеевна как и прежде
стройна, элегантна, а когда в собственной картине необходимо поставить танец,
она с этим справляется сама, а порой приглашает своих сокурсников.
С. С. Дружинина
любит природу, животных. Дома у нее живет любимица всей семьи - кошка Дуня,
голубой сиам, который говорит ей "Ма-ма, а".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/