. Чем больше функций и непосредственно подчиненных специалистов находятся "в руках" начальника таможенного органа (подразделения), тем больше степень централизации его управленческой деятельности. Каждый руководитель совместно с нижестоящими звеньями структуры управления должен определить для себя, какой объем полномочий остается за ним, а какой передается нижестоящим звеньям.
Заключение
Необходимо отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Они больше характерны для низовых звеньев структур управления, где официальная структура - это только "часть айсберга", которая видна; 9/10 этого "айсберга" составляют личные взаимоотношения сотрудников. Они невидимы, "находятся под водой" и являются неофициальной структурой организации.
Поэтому руководители любого уровня должны уметь "строить" двойную структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превращение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и регулирование конфликтных состояний и т.п.).
Иными словами, задача руководителя сводится не только к тому, чтобы "усадить в одну лодку" сотрудников, но и создать необходимые условия для того, чтобы они могли чувствовать себя членами данного коллектива. Естественно, что решение этой задачи во многом зависит от взглядов руководителя на управленческий процесс, от развития у него так называемого управленческого мышления, умения строить отношения с подчиненными, а также решения других управленческих вопросов.
Практическая часть
Практические задания выполняются на основе анализа лекционного материала, а также дополнительного изучения литературы и электронных источников информации по курсу.
Ниже приводится пример применения эвристического метода принятия решений - метода символической (парадоксальной) аналогии - в таможенном деле. Предложите минимум два своих варианта проблемы из сферы таможенного дела (в соответствующей формулировке), которые можно было бы решить данным методом.
Цель: повышение эффективности управления кадрами.
Постановка проблемы с использованием метода символической аналогии: «Управление - это насилие. Можно ли вообще обойтись без управления?»
Конкретная ситуация «Это сладкое слово - свобода»
Попытка бегства
В отделе главного конструктора предприятия, выпускающего электротехническую продукцию, работают 15 человек. Недавно в отдел пришел новый работник - Семенов Виктор, но главный конструктор считает, что за короткий период Виктор проявил себя как один из самых лучших работников. Молодой, энергичный, его компетентность подтверждается выполнением ряда сложных заданий. Свои обязанности по должности он всегда выполняет без напоминаний и в срок. Именно поэтому ему было поручено в течение января осуществить разработку новой продукции. Виктор с удовольствием принялся за порученное дело, которое его заинтересовало настолько, что несколько дней подряд он оставался работать и после окончания рабочего дня. В результате разработка была выполнена в срок и представлена на утверждение руководству предприятия; одобрена и принята к производству. Работа главного конструктора как руководителя отдела отмечена на совете главных специалистов предприятия.
Проверка на сочувствие
В начале февраля Виктор Семенов подошел к руководителю с просьбой: «Вы знаете, мне завтра надо к зубному врачу, я хотел взять талончик на время после работы, однако ситуация складывается таким образом, что по семейным обстоятельствам я не могу оставить дом с 18 до 20 часов. Моя жена в это время на работе, теща уехала на отдых, а тесть находится в больнице. Поэтому мне не с кем оставить дома ребенка, который простудился и не может пойти вместе со мной в поликлинику. Кроме того…» В это время руководитель останавливает его, говоря: «Понятно, понятно. Конечно, ну что вы, сходите, конечно».
Чрезвычайное происшествие
Через несколько дней Виктору потребовалось уйти с работы, чтобы быть дома, когда придет слесарь. Он коротко объяснил сложившуюся ситуацию тем, что жена в этот день работала в первую смену. Сообщив это, Виктор замер в ожидании решения руководителя. Главный конструктор, заглядывая в свой календарь и размышляя вслух, принимает решение: «Что там у нас завтра? Кажется ничего, ну да, можете не приходить до обеда».
Уход от рутины
Накануне 8 марта главный конструктор вызвал Виктора и дал ему поручение исправить выявленные неточности в чертеже, который сразу после выходных должен быть передан в цех для работы. В ответ Виктор сокрушенно говорит: «Простите, но я забыл Вам сказать, что мне сегодня надо забрать из больницы тестя. Он не сможет сам приехать домой». «Ну хорошо, я попрошу сделать это Николая Сидорова», - говорит руководитель.
Передача обязательств
Вскоре после праздников Виктору потребовалось полдня, чтобы отвезти тестя в санаторий. Отпрашиваясь накануне, он объяснил, что задание, которое он должен был сделать, выполнит Ирина, с которой он уже договорился. «Хорошо», - говорит руководитель, считая, что в принципе раз работники договорились, то обе стороны довольны, и проблем нет.
Аврал
В апреле отдел всем составом начал работать над новой разработкой, для которой руководство предприятия установило достаточно жесткие сроки выполнения. Виктор в привычной для него манере взялся за несколько направлений, работая над каждым из них параллельно. 15 апреля из цеха поступил запрос о проблемах по изготовлению ранее разработанной в отделе конструкции, производство которой должен был сопровождать Виктор. Взяв рекламацию, Виктор пришел к главному конструктору и сказал, что очень занят новой разработкой и поэтому «пусть в цех сходит Николай, он помогал мне в разработке этой детали, поэтому ему будет несложно справиться. У меня нет сейчас возможности заниматься этим вопросом». Главный конструктор вынужден согласиться с этим, так как новая работа отдела ограничена во времени.
Свобода. Свобода! Свобода?
Давая очередное задание Виктору, руководитель «пошутил»: «Надеюсь, что сегодня Вам никуда не надо уходить? Вы можете сделать это к понедельнику?» «Могу, давайте, ладно уж», - тоже шутит подчиненный. И тут же добавляет, что не может выполнить другое задание, потому что не занимается этим вопросом уже несколько месяцев.
Аналогичные ситуации имели место еще несколько раз, в результате главный конструктор все чаще начинает свой разговор с Виктором со слов: «Вы не возражаете, если я Вам поручу вот это?»
Вопросы к ситуации:
.На каком этапе в данной ситуации имело место делегирование, а на каком - самоделегирование?
.Является ли Виктор хорошим подчиненным?
.Какой стиль управления преобладает в этой ситуации у главного конструктора?
.На какой стадии ситуации главным конструктором была допущена ошибка?
.Какие потребности стремится удовлетворить Виктор в этой ситуации?
.Каковы возможные сценарии дальнейшего развития ситуации и какие решения могут быть приняты главным конструктором в зависимости от направления развития событий?
Ответ
Делегирование - это один из инструментов управления людьми наряду с мотивацией и постановкой задач. Делегирование является особым способом коммуникации.
) На каком этапе в данной ситуации имело место делегирование, а на каком - самоделегирование?
Рассматривая предложенную ситуацию, можно определить, что делегирование полномочий имело место уже на первом этапе. Это объясняется тем, что главный конструктор сразу же заметил энергичность и рабочий потенциал в новом сотруднике. И первые признаки самоделегирования также заметны уже на первом этапе, когда увлеченный Виктор сам решил увеличить продолжительность своего рабочего дня для выполнения задания. На всех последующих этапах самоделегирование было проявлено уже более четких очертаниях, когда Виктору каждый раз требовалось уйти с работы раньше установленного времени. Тем самым, подчиненный самопроизвольно сокращал график своего рабочего времени, одновременно перекладывая свои обязанности на других сотрудников, что также является саморасширением полномочий.
) Является ли Виктор хорошим подчиненным?
Подробно рассмотрев поведение Виктора, можно охарактеризовать его скорее как компетентного сотрудника, разбирающегося в своей работе, и со знанием дела выполняющего порученные ему задания. Он хороший работник. Но в представленной ситуации для главного конструктора Виктор является не самым хорошим подчиненным, так как в реальности каждый этап их отношений показывает, что, скорее всего, руководитель подчиняется желаниям подчиненного, нежели наоборот.
3) Какой стиль управления преобладает в этой ситуации у главного конструктора?
В представленной ситуации, на мой взгляд, у руководителя преобладает демократический стиль управления.
По определению, демократический стиль управления - это способ коммуникации руководителя с сотрудниками, предполагающий делегирование части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе.
Описанные отношения между главным конструктором и новым сотрудником подтверждают положения приведенного определения.
4) На какой стадии ситуации главным конструктором была допущена ошибка?
Ошибка руководителя произошла на четвертом этапе развития ситуации. Любой менеджер должен осознать, что главным при делегировании является не то, что делегируется, а то, что делегировать нельзя. В первую очередь, нельзя делегировать право выбора и сортировки заданий. Заметно, что Виктор старался выбирать только те задания, которые приближали к руководителю. Еще более страшной ошибкой руководителя было то, что он не смог пресечь самодеятельность подчиненного и принять собственное решение, кому выполнять порученные им задания, когда Виктор уже сам начал сортировать задания, решая, что он будет делать сам, а что другие сотрудники. Такое поведение оценивается как прямое покушение на власть руководителя.
Мы внимательно рассмотрели представленную ситуацию, описывающие рабочие отношения главного конструктора и нового сотрудника. Проанализировав сложившиеся обстоятельства, мы сделали вывод, что в данных отношениях существует проблема между руководителем и подчиненным. Теперь, когда выяснена суть этой проблемы, можно предположить, вариантов дальнейшего развития данной ситуации может быть несколько. Первым вариантом развития событий может стать увольнение Виктора, так как он приносит больше неудобств, нежели пользы для руководителя и для предприятия в целом. Вторым вариантом может быть следующее: руководитель должен перестать идти на уступки Виктору и дать понять «Кто из нах двоих является начальником!», скорее всего для этого главному конструктору нужно будет применить авторитарный стиль управления (пока Виктор просто напросто не начал манипулировать руководителем.) Когда все встанет на свои места, главный конструктор может вновь вернуться к демократическому стилю управления, но уже не допуская подобных ошибок.
Показатели деятельности таможенных органов (на основе Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2010 - 2012 годы, Справочных материалов к заседанию коллегии ФТС России «Таможенная служба Российской Федерации в 2008 году»)
Ответ
Федеральная таможенная служба, как субъект бюджетного планирования, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, свои полномочия и функции в установленной сфере деятельности по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
ФТС России реализует свои полномочия и функции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Таможенного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в области таможенного дела, а также Положения о Федеральной таможенной службе.
Исполнение функций ФТС России осуществляется через систему таможенных органов, в которую, по состоянию на 1 января 2009 года входят 7 региональных таможенных управлений, 4 специализированных региональных таможенных управления, 109 таможен, 646 таможенных постов, 8 учреждений, находящихся в ведении ФТС России, 8 представительств ФТС России за рубежом. Общая численность таможенных органов составляет 76 236 единицы.
Деятельность ФТС России, в рамках установленных полномочий, направлена на достижение поставленных перед ней стратегических целей и решение тактических задач. Стратегические цели и тактические задачи ФТС России определены с учетом поручений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с основными задачами экономической политики Правительства Российской Федерации, а также целями и задачами, отраженными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
марта 2011 года состоялось заседание коллегии ФТС России под председательством руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. В ходе заседания были подведены итоги работы таможенных органов Российской Федерации в 2010 году и определены задачи на 2011 год.
Коллегия отметила, что начало работы Таможенного союза является одним из важнейших достижений минувшего года. Осуществлены мероприятия по организации деятельности таможенных органов в новых условиях, благодаря которым обеспечено беспрепятственное перемещение товаров в рамках взаимной торговли и выполнение законодательства Таможенного союза в полном объеме.
Создана нормативная правовая база Таможенного союза. Подготовлены Таможенный кодекс Таможенного союза, ряд международных соглашений, решений Комиссии Таможенного союза, федеральные законы «О таможенном регулировании в Российской Федерации», «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» и другие. Совместно с МИДом России разработано 16 законопроектов о ратификации международных договоров.
Таможенные органы обеспечили поступление в федеральный бюджет таможенных и иных платежей на уровне 52 % его доходной части. Перечислено более 4330,1 млрд. рублей, что составляет 105,68 % прогнозируемой суммы доходов. Это на 810,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. 40 % общего объема приходится на платежи при импорте товаров (1733,97 млрд. рублей).
По итогам проведения в 2010 году Минфином России мониторинга качества финансового менеджмента министерств и ведомств Российской Федерации ФТС России заняла второе место за качество управления государственными финансами. Приказом Минфина России коллективу Федеральной таможенной службы объявлена Благодарность Министра финансов Российской Федерации.
Технология электронного декларирования товаров и транспортных средств в 2010 году получила повсеместное применение. Если в январе доля Интернет - деклараций была всего 2,6 %, то в декабре - 51,5 % деклараций оформлялись с применением Интернета. Свыше 30 % участников ВЭД применяла Интернет - декларирование. Развитие электронного декларирования стало фундаментом для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, при которой процессы документального и фактического контроля осуществляются различными таможенными органами. На 1 января 2011 года таможенные органы выпустили 6,5 тысяч электронных деклараций по технологии удаленного выпуска.
Активно развивалось представление предварительной информации заинтересованными лицами, в 2010 году подано 294 тысячи сообщений с предварительной информацией. Введен в опытную эксплуатацию портал электронного представления сведений (портал «ЭПС»), обеспечивающий возможность представления участниками ВЭД в электронной форме предварительной информации на основе WEB-технологий с использованием Интернета. Заинтересованными лицами в 2010 году с использованием портала «ЭПС» подано более 23 тысяч сообщений с предварительной информацией.
В 2010 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4016 уголовных дел и 72,7 тысяч дел об административных правонарушениях.
Коллегия ФТС России определила приоритетные задачи на 2011 год по направлениям деятельности таможенных органов.
В 2011 году одной из основных задач остается выполнение прогнозного задания по поступлению таможенных платежей, администрируемых таможенными органами, во исполнение Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год». Будет продолжена работа по подготовке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов ФТС России в развитие Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Намечены мероприятия по дальнейшей реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Расширение электронного декларирования с использованием Интернета, дальнейшее развитие информационных технологий таможенного контроля, максимальный отказ от бумажных носителей, упрощение и оптимизация контрольных процедур также входят в ключевые задачи 2011 года.
Особое внимание было обращено на обеспечение проведения мероприятий, направленных на реализацию решений о передаче таможенным органам Российской Федерации полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля с 26 июня т.г., об отмене таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза с 1 июля т.г., об упрощении таможенных процедур в особых экономических зонах и других.
Список используемой литературы
1.Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2009 - 2011 годы. - Электронный ресурс: www.customs.ru
2.О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации. Приказ ФТС РФ от 16 мая 2006 года № 443. - Электронный ресурс: http://infopravo.by.ru/fed2005/ch04/akt16000.shtm
.Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и общего положения о таможне. Приказ ФТС РФ 7 от 12 января 2005 № 7. - Электронный ресурс: http://www.vch.ru
4.Об утверждении Общего положения о таможенном посте. Приказ ФТС РФ от 13 августа 2007 года N 965. - Электронный ресурс: http://www.tks.ru/news/law/2007/09/14/0004
.Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе». - Электронный ресурс: http://www.customs.ru
.Таможенная служба Российской Федерации в 2008 году. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. - Электронный ресурс: http://www.customs.ru
.Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, Омега-Л, 2009. - 216 с.
.Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. - Электронный ресурс: http://base.consultant.ru
.Романова О. С., Романова А. И. Менеджмент в таможенном деле. Учебное пособие. - М.: НТБ «Энергия», 2008. - 456 с.
.Основы таможенного дела: Учеб. пособие. В 2 т. / Под общ. ред. Ю.Ф. Азарова. - М.: РИО РТА, 2005. - Т. 2. - 520 с.
.Гаспарян В.Р., Вишнякова С.В. Планирование деятельности в таможенных органах: Учебно-метод. пособие. - Ростов-на-Дону: Ростовский гос. экон. университет «РИНХ», 2007. - 67 с.
.Дьяконов В.Н. Управление в таможенных органах: основы теории организации : Учеб. пособие. - Владивосток : Владивостокский филиал РТА, 2006. - 103 с.
.Чудесова Н.Н. Лекции по курсу «Управление в таможенных органах». - Майкоп: Майкопский гос. технолог. университет. - 23 с.
.Виртуальная таможня. Таможенное законодательство, новости, обзоры прессы. - www.vch.ru
.Официальный сайт ГНИВЦ ФТС России. - http://edpc.customs.ru/
.Официальный сайт журнала «Компания». - http://www.ko.ru
.Официальный сайт ФГУП «Ростэк». - http://rosteck.ru/
.Официальный сайт Федеральной таможенной службы (ФТС). - www.customs.ru
.Таможня для всех. Новости ВЭД и таможенного законодательства, обзоры прессы. - www.tks.ru
.Таможня. РУ. Аналитический портал. - www.tamognia.ru