Права международных экономических организаций

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,51 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Права международных экономических организаций

Введение

В современных условиях глобализации мировой экономики, динамичного развития международных экономических отношений, все более повышается роль международных экономических организаций. В ситуации, когда возрастает роль регулирования международных экономических отношений на многостороннем уровне, участие международных экономических организаций в таком регулировании становится все более многообразным. Одновременно с ростом значимости международных экономических организаций, происходит постепенное изменение их правового статуса, в связи с чем, изучение особенностей правового статуса и практики функционирования международных экономических организаций представляется особенно актуальным и своевременным.

На современном этапе международные экономические организации стали центрами объединения усилий государств по развитию новых форм сотрудничества в экономической сфере. Число международных экономических организаций действующих на международной арене неуклонно растет, увеличивается и количество сфер международной экономики, в которых действуют такие организации. Кроме того, они являются институциональной основой многостороннего регулирования международных экономических отношений, и выполняют важные функции, направленные на обеспечение свободного оборота товаров, услуг, капиталов, на разрешение международных экономических споров, на принятие решений в различных формах и с разной степенью обязательности для государств-участников. В условиях глобализации государства вынуждены передавать значительную часть полномочий по регулированию внешнеэкономической деятельности, ранее осуществлявшихся самими государствами, международным организациям. В этой ситуации возник феномен «перетекания» полномочий от государств межгосударственным образованиям, таким как международные экономические организации, и приобретение последними, вследствие этого, наднациональных полномочий.

Очевидно, что в настоящее время ни одно государство, участвующее в международных экономических отношениях, не может обойтись без членства в тех или иных международных экономических организациях. При этом, поскольку членство в международных экономических организациях абсолютно необходимо всем государствам, интегрированным в мировой экономический процесс, основной задачей государств-участников таких организаций является эффективное использование позитивных сторон такого членства и минимизация негативных. Для решения этой задачи принципиально важным становится достижение высокого уровня разработки наукой международного права проблем, связанных с правовым статусом и практикой функционирования международных экономических организаций. Аналогичные задачи стоят и перед Российской Федерацией, поскольку она является участницей целого ряда авторитетных международных экономических организаций, а также готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию.

Следует отметить, что в российской и зарубежной науке международного права отсутствуют комплексные исследования, посвященные правовому статусу и практике функционирования именно международных экономических организаций, как особой группы международных организаций. Существующие труды касаются анализа правового статуса классических организаций общей компетенции, либо отдельных элементов правового статуса международных организаций.

Сущность международных экономических организаций

Международные экономические организации обладают целым рядом специфических особенностей, отличающих их от иных международных организаций, таких как: наличие более высокой степени независимости от государств-членов; наличие признака наднациональности в деятельности большинства таких организаций; наличие различных механизмов участия в международном правотворческом процессе; наличие все время совершенствующихся механизмов разрешения международных экономических споров.

Влияние международных экономических организаций на развитие международного экономического права усиливается и расширяется сфера экономических отношений, урегулированных актами таких организаций, что обусловлено более высокой скоростью эволюции международных экономических организаций, по сравнению с международными организациями общей компетенции и международными организациями со специальной компетенцией в иных сферах международных отношений.

Признак наднациональности наиболее часто, по сравнению с международными организациями общей компетенции и международными организациями со специальной компетенцией в иных сферах международных отношений, присущ международным экономическим организациям, а наличие указанного признака значительно повышает эффективность функционирования международной экономической организации, в связи с чем, количество организаций, обладающих этим признаком, увеличивается.

Международные экономические организации активно участвуют в международном правотворчестве, в том числе в форме принятия обязательных постановлений, а принимаемые ими акты, при определённых условиях, являются источниками международного экономического права.

Разрешение международных экономических споров с помощью специальных механизмов, функционирующих при международных экономических организациях, является более эффективным по сравнению с иными способами.

Новым источником международного экономического права могут быть признаны некоторые решения органов по разрешению споров международных экономических организаций.

На современном этапе необходимо увеличение количества эффективно действующих судебных механизмов по разрешению международных экономических споров при международных экономических организациях, причем создание таких механизмов целесообразно при авторитетных международных валютных, кредитных и финансовых организациях.

Особенности правовой природы международных экономических организаций

Международная экономическая организация - это объединение суверенных государств, институциональный механизм, учрежденный на основе межгосударственного договора и действующий на постоянной основе, имеющий постоянные органы, наделенный международной правосубъектностью и функционирующий для достижения экономических целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Кроме того, в параграфе выделяются специфические особенности, присущие, в большей степени, международным экономическим организациям и проводится их анализ. К числу таких особенностей относятся: более динамичное развитие международных экономических организаций, более высокая степень независимости от государств-членов, яркое проявление тенденций к наднациональности, наличие разработанных механизмов участия в международном правотворческом процессе, причем, часто в форме самостоятельного правотворчества, наличие совершенствующихся механизмов разрешения международных экономических споров и другие.

На основе анализа тенденций развития международных экономических организаций и различных подходов ученых делаются следующие выводы: международные экономические организации на современном этапе играют важную роль в регулировании международных экономических отношений и обладают целым рядом специфических особенностей, отличающих их от иных международных организаций. Как объективный процесс, происходит расширение предметной компетенции международных экономических организаций, а вместе с тем изменяется и характер таких организаций. В настоящее время международные организации из центров координации усилий государств для достижения согласованных целей в сфере международных экономических отношений трансформировались в институты, регулирующие такие отношения, посредством различных международно-правовых средств, в том числе, постановлений с высокой степенью обязательности.

Большинство признаков правосубъектности классических международных организаций в полной мере применимы и к международным экономическим организациям. При этом, некоторые из числа рассматриваемых организаций обладают весьма существенными особенностями, например такими как: неравное положение государств-членов таких организаций (использование принципа «взвешенного подхода»); обладание рассматриваемыми организациями не только международной правосубъектностью, но и частноправовой; наличие у кредитно-финансовых организаций статуса международных юридических лиц; активность их сотрудничества не только с субъектами международного экономического права, но и с международными неправительственными организациями, с ТНК и субъектами национального права. В рамках параграфа подробно рассматриваются как общие для всех международных организаций, так и специфические для международных экономических организаций признаки правосубъектности, а также научные подходы к правосубъектности международных, и, в частности, международных экономических организаций. На основании анализа существующих особенностей правосубъектности международных экономических организаций и научных подходов к данной проблеме, обосновывается вывод о том, что в настоящее время правосубъектность международных экономических организаций подвергается изменениям. Очевидно, что такая «эволюция правосубъектности» характерна только для международных экономических организаций, и не затрагивает ни иные специальные организации, ни организации общей компетенции. Как справедливо указывает В.М. Шумилов, анализируя правовую систему одной из самых авторитетных международных экономических организаций, «развитие права ВТО находится на переднем крае того пути, по которому предстоит пройти международному праву в целом». Изложенное выше позволяет сделать вывод, что международные экономические организации, являются наиболее динамично развивающимися среди других международных организаций. А это, в свою очередь, приводит, с одной стороны, к усилению влияния рассматриваемых организаций на международное экономическое право, а, с другой стороны, способствует прогрессивному развитию, как указанной отрасли международного права, так и всего международного права в целом.

Рассмотрим классификацию международных экономических организаций с использованием как общепринятых, так и новых классификационных оснований. Важность такой классификации обосновывается необходимостью более глубоко исследовать их юридическую природу, правосубъектность, правотворчество и порядок разрешения международных экономических споров их органами. В параграфе проводиться классификация международных экономических организаций по следующим классификационным основаниям: форма учредительного документа, объем полномочий международных экономических организаций, порядок вступления новых членов, характер членства, компетенция, участвующие государства и другие субъекты международного права, наличие признака наднациональности в деятельности организации, процедура принятия решений, юридическая сила принимаемых решений, способы участия в разрешении международных экономических споров. Произведенная классификация позволила сделать выводы о том, что многообразие международных экономических организаций обусловлено спецификой международных экономических отношений, регулирование которых является целью этих организаций. Интенсификация таких отношений привела как к увеличению числа регулирующих их международных экономических организаций, так и к изменению подходов к такому регулированию. Очевидна тенденция к увеличению числа наднациональных международных организаций. Многие региональные организации, в связи с усилением тенденций к интеграции, приобретают новые, ранее несвойственные им полномочия.

В результате критического осмысления мнений ученых относительно существования явления наднациональности в деятельности международных экономических организаций делается вывод о том, что явление наднациональности следует признавать объективно существующим. В рамках параграфа рассматриваются признаки наднациональности, и проводится анализ учредительных документов и практики рассматриваемых организаций, в результате чего, формулируется точка зрения, согласно которой, практически все наиболее крупные и авторитетные международные экономические организации в большей или меньшей степени являются наднациональными, а степень наднациональности региональных экономических организаций, целью которых является усиление интеграции государств-участников, еще выше, и, более того, в настоящее время, степень их наднациональности настолько высока, что некоторые из них утратили черты международных организаций и представляют собой интеграционные объединения, с признаками федерализма. В параграфе прогнозируется увеличение степени наднациональности международных экономических организаций универсального характера в будущем, и высказывается точка зрения, согласно которой, степень наднациональности некоторых региональных международных экономических организаций может увеличиться настолько, что приведет к утрате ими черт организаций и возникновению на их основе новых образований.

Правотворческая деятельность экономических организаций

Способы закрепления правотворческих полномочий международных экономических организаций, к числу которых относятся: прямое указание конкретных видов и форм правотворчества, изложение целей и функций организации, таким образом, который позволяет определенно утверждать факт наличия у организации нормотворческих полномочий, причем в этом случае, подробное толкование таких полномочий обычно дается в решениях организации, закрепление видов и форм нормотворчества того или иного вида международных организаций в международных договорах универсального характера, закрепление видов и форм правотворчества организации в соглашениях, заключаемых организацией с государствами - членами, конкретизирующих учредительный акт. На основе анализа учредительных актов рассматриваемых организаций, других международно-правовых актов и практики функционирования международных экономических организаций обосновывается вывод о том, что наиболее оправданным способом закрепления правотворческих полномочий международной экономической организации является сочетание всех указанных форм, позволяющее обеспечить эффективность адаптации организацией своих нормотворческих полномочий к изменяющимся потребностям международных экономических отношений, с одной стороны, и способность всех государств-членов эффективно контролировать такие изменения, не допуская расширения таких полномочий далее границ, обусловленных реально существующей ситуацией, с другой.

Кроме того, в рамках параграфа исследуется вопрос о возможности расширения правотворческих полномочий международной экономической организации без внесения изменений в учредительный акт организации, в том числе с использованием концепций «имманентной компетенции» и «подразумеваемой компетенции», и делается вывод о том, что международные экономические организации в настоящее время обладают значительным количеством механизмов, позволяющих расширить их правотворческую компетенцию, в случае, если это необходимо для эффективного регулирования соответствующих международных экономических отношений и, в конечном счете, для достижения уставных целей организации.

Также в рамках параграфа исследован вопрос о соотношения возможности принятия международными экономическими организациями решений, создающих нормы международного права и необходимости согласования воль субъектов международного права при принятии таких норм. На основе анализа особенностей функционирования международных экономических организаций, учредительные акты которых закрепляют возможность принятия решений, обязательных для всех членов организации, большинством голосов, тем не менее, сделан вывод, что любое нормоустановительное решение международной экономической организации является, в конечном счете, результатом, хотя бы и опосредованного, но согласования воль государств-членов организации.

На основании анализа международно-правовых актов и доктрины международного права делается вывод о том, что международные экономические организации активно участвуют в процессе международного правотворчества, выполняя вспомогательные функции при создании норм современного международного права, а, кроме того, выполняют аналогичные функции при создании норм международного частного права, что, на современном этапе, характерно только для рассматриваемых организаций. В то же время, в параграфе обосновывается точка зрения, согласно которой, наиболее значимый вклад в процесс создания международно-правовых норм международные экономические организации вносят путем так называемого «самостоятельного правотворчества», то есть такого правотворчества, в процессе которого не происходит непосредственного согласования воль субъектов международного права и организация принимает международно-правовой акт от своего имени, на основании своего учредительного акта. К числу форм «самостоятельного правотворчества» международных экономических организаций относятся: заключение организацией международных договоров от своего имени; принятие организацией актов, содержащих нормы внутреннего права организации; принятие организацией актов, содержащих нормы «мягкого права»; в некоторых случаях, закрепление норм международного права в актах органов по разрешению споров, действующих в рамках таких организаций.

В настоящее время роль международных экономических организаций в процессе международного правотворчества настолько велика, что ее дальнейшее возрастание, как объективный процесс, может привести к ситуации, когда основной объем норм международного права, регулирующих международные экономические отношения, будет создаваться при непосредственном участии указанных организаций, а зачастую и непосредственно ими. Таким образом, акты, принимаемые международными экономическими организациями, вносят существенный вклад в развитие международного экономического права, поскольку значительная часть его норм создается рассматриваемыми организациями.

На основе анализа учредительных актов и практики рассматриваемых организаций выделяются следующие особенности, присущие в большей степени, либо характерные только для рассматриваемых организаций: используется процедура взвешенного голосования; решения, принимаемые по ряду вопросов, обязательны; на принятие решений оказывают влияние преимущественно экономически развитые государства; принятие решений консенсусом, большинством голосов и квалифицированным большинством голосов и сочетание этих методов в рамках одной организации; зависимость механизма принятия и степени обязательности решений от целей и субъектного состава организации.

В рамках параграфа анализируются процедуры принятия решений в рамках различных международных экономических организаций, и формулируется вывод о том, что учредительные документы международных экономических организаций предусматривают следующие механизмы принятия решений: принятие решений консенсусом; принятие решений с использованием взвешенного голосования, например, в организациях системы Мирового Банка и в организациях по регулированию товарных рынков; принятие решений с использованием голосования по принципу «одно государство - один голос»; принятие решений специально уполномоченными чиновниками организации, при чем, как правило, для принятия решений по различным вопросам указанные механизмы используются комплексно. Выявляются особенности каждого из указанных механизмов, их позитивные и негативные черты.

В параграфе формулируется вывод о том, что использование в международных экономических организациях различных механизмов принятия решений обусловлено как спецификой регулируемых такими решениями отношений, так и большей, по сравнению с иными организациями, скоростью эволюции международных экономических организаций, а наиболее эффективным, - является применение в рамках одной организации для принятия различных по значимости решений всех, указанных выше, методов.

На основании анализа учредительных документов и решений различных международных экономических организаций формулируется вывод о том, что к числу источников международного и, в частности международного экономического права относятся решения международных экономических организаций, содержащие нормы внутреннего права организации и нормы «мягкого права». В параграфе изложены признаки норм «мягкого права», к числу которых отнесены следующие: нормы содержатся в не имеющих обязательного характера актах международных организаций; имеют большое политическое и моральное значение; приняты организацией в сфере своей компетенции; международная организация, принявшая такой акт обладает определенным авторитетом на международной арене; в силу указанных свойств фактически соблюдаются государствами и иными субъектами международного права. Здесь же сформулировано следующее определение «мягкого права»: «мягкое право» (soft law), в общем виде, представляет собой комплекс правовых норм содержащихся в актах, не имеющих обязательного характера, но, в силу своего большого политического и морального значения, применяемых в качестве правовых актов и соблюдаемых государствами и иными субъектами международного права.

Решения органов по разрешению споров международных экономических организаций зачастую являются частным случаем решений самих организаций. На основании анализа практики функционирования различных механизмов по разрешению международных экономических споров, существующих при международных экономических организациях, сделан вывод о том, что к числу признаков, при наличии которых решение органа по разрешению споров можно признать источником международного экономического права, относятся: высокий авторитет судебного органа и, как следствие этого, безусловное исполнение государствами его решений; урегулирование в вынесенном решении спорных вопросов, вытекающих из сложившихся международных экономических отношений, которые не получили должного регулирования в других источниках международного права или регулирование которых не отвечает современным реалиям; «прецедентный» характер таких решений, то есть возможность ссылаться на них при рассмотрении других дел в том же международном органе по разрешению споров и национальных судах (непосредственно либо после имплементации таких решений) государств-участников международной экономической организации, при которой создан соответствующий орган по разрешению споров.

Решения органов по разрешению споров международных экономических организаций, при определенных условиях, могут признаваться источниками международного экономического права; такие решения могут рассматриваться в качестве формы правотворчества самой международной экономической организации; они обязательны для государств-участников спора и, поскольку принимаются в отсутствие согласования воль государств-участников, представляют собой пример проявления признака наднациональности в деятельности международных экономических организаций.

К числу их преимуществ относятся следующие: разрешение международных экономических споров в рамках международных экономических организаций происходит быстрее и обходится государствам значительно дешевле; существенно ограничена возможность оказания давления экономически развитых государств на менее развитые государства; наличие достаточно четкой регламентации процедуры на каждой стадии рассмотрения спора; наличие механизмов по контролю за исполнением решений; рассмотрение споров с учетом их специфики.

Разрешение международных экономических споров в рамках международных экономических организаций является одной из наиболее перспективных форм разрешения таких споров.

Заключение

В результате проведенного анализа формулируются следующие выводы: в процессе разрешения международных экономических споров органами международных экономических организаций используется весь арсенал известных современному международному праву средств разрешения международных споров, и, вместе с тем, роль международных экономических организаций в процессе разрешения международных экономических споров повышается, что способствует развитию международных экономических отношений. Но, при этом, на современном этапе, в большинстве международных экономических организаций, с компетенцией в кредитной, валютной и финансовой сфере, отсутствуют специализированные органы по разрешению международных экономических споров, что негативно сказывается на эффективности рассмотрения споров в таких организациях.

В рамках параграфа высказывается предложение о создании в системе Мирового банка специального органа по рассмотрению споров в финансовой, кредитной и валютной сферах, и наделение его обязательной юрисдикцией и функциями контроля за исполнением принятых решений.

Несмотря на отсутствие международно-правой нормы, формально закрепляющей обязательность актов Органа по разрешению споров ВТО, системное толкование положений Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров, позволяет признать указанные акты обязательными. Кроме того, на современном этапе рано говорить о признании всех таких докладов полноценными прецедентами, являющимися источником права, поскольку у третейских групп и Апелляционного органа отсутствует формально закрепленная обязанность учитывать при рассмотрении дел свои доклады по предыдущим делам. Тем не менее, роль актов Органа по разрешению споров в формировании и развитии права Всемирной торговой организации и международного экономического права неуклонно повышается, что свидетельствует о возможности признания таких докладов в будущем источником международного экономического права.

Список литературы

1.Юридическая сила решений международных межправительственных организаций // Право: теория и практика. М.,2003. № 7.

.Уточнение предмета Международного гуманитарного права на современном этапе // Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. М., 2003.

.Разрешение международных экономических споров в международных экономических организациях // Власть. М., 2006. № 6.

.Деятельность международных экономических организаций по созданию международно-правовых норм // Право и политика. М., 2006. № 7.

.Шумилов В.М. Право ВТО и международное право. // Московский журнал международного права. 2003. №3. С.16.

Похожие работы на - Права международных экономических организаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!