Сказки Натальи Абрамцевой как метод нравственного воспитания младших школьников

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,90 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сказки Натальи Абрамцевой как метод нравственного воспитания младших школьников














Сказки Наталья Абрамцевой как метод нравственного воспитания младших школьников

Оглавление

сказка абрамцева воспитание начальная школа

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе

.1 Биография и творчество Натальи Абрамцевой

.2 Методика работы над сказками в начальной школе

.3 Особенности работы Абрамцевой Н.К. над сказками

Выводы по первой главе

Глава 2. Практическое изучение преподавания сказок Абрамцевой Н. К. в начальной школе

.1 Организация и методика изучения преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в школе

.2 Анализ полученных результатов

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта. Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считается, что она является не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Наряду с ними существуют также авторские сказки. Главная их задача - рассказать о поступках и внутреннем мире героев, оценить сказки с точки зрения рассказчика. Наиболее известными из писателей-сказочников являются Андерсен Г.-Х., Братья Грим, Чуковский К.И., их имена знают практически все дети. Современные же сказочники известны лишь немногим, мало кто знает такую детскую писательницу как Наталья Абрамцева. А ведь ее сказки органично, естественно педагогичны и нравственны; они об умении жить друг рядом с другом, о доброте и терпимости, благородстве и милосердии.

Сказки Абрамцевой изучаются детьми в начальной школе, но таких учебников, где бы встречались ее произведения очень и очень мало. Например, в учебниках Матвеевой Е.И. по системе Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В. во втором и третьем классах. Проблемой изучения сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе активно занимается Марина Нефедорова. Хотелось бы, чтобы творчеству этой писательницы уделялось больше внимания.

Цель исследования: теоретически описать и практически показать проблему изучения сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе.

Объект исследования: сказки Абрамцевой Н.К. как текст, изучаемый на уроках чтения в начальной школе.

Предмет исследования: методические приемы изучения сказок Натальи Абрамцевой на уроках чтения в начальной школе.

Гипотеза исследования: предполагается, что изучение творчества Абрамцевой Н.К. на уроках чтения в начальной школе будет способствовать воспитанию нравственных качеств у младших школьников и усвоению специфики сказки как жанра.

Задачи исследования:

.        Изучить литературу по проблеме исследования преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе.

.        Описать и внедрить методику изучения сказок в начальной школе на примере Абрамцевой Н. К.

.        Разработать и провести серию уроков по творчеству Натальи Абрамцевой.

Методы исследования:

.        Анализ теоретических источников.

.        Тестирование.

.        Метод количественной и качественной обработки данных.

Практическая значимость: используемая методика изучения сказок

Н.К. Абрамцевой в начальной школе может быть использована учителями начальных классов и студентами ПФ во время педагогической практики в работе с младшими школьниками.

База исследования: исследование проводилось на базе МОУ: СОШ №8 г. Бийска.

Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Во введении раскрыта актуальность проблемы, методологический аппарат.

В первой главе рассматривается биография и творчество Абрамцевой, особенности работы над ее сказками и методика работы над ними.

Во второй главе рассматривается организация и методика изучения преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе, а также анализ полученных результатов.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе

.1 Биография и творчество Натальи Абрамцевой

сказка абрамцева воспитание начальная школа

Наталья Корнельевна Абрамцева родилась в 1954 году в Москве, в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Вскоре отец был откомандирован на Украину в маленький городок Белокоровичи, где будущая писательница прожила с родителями два года. Но в семью пришла беда: в годик девочке поставили страшный диагноз - спинальная амиатрофия Вердинга-Гоффмана (редко встречающееся заболевание спинного мозга, при котором человек обречен на полную неподвижность и быструю смерть). Людмила Николаевна и Корнелей Корнельевич сумели сделать так, чтобы Наташина жизнь не заключилась в четырёх стенах, не зациклилась на несчастье. Для девочки были сделаны специальная коляска и санки. Родители были вынуждены перебраться ближе к медицинским центрам - так семья оказалась в подмосковном городке ракетчиков Болшево, где прошли ее детские годы. В школу она проходила совсем немного. «У неё был такой корсет, - вспоминает ее мама, - но всё равно, сидела она не очень устойчиво. И вот учительница ставила мальчишек дежурить около Наташки, чтобы кто-нибудь её не толкнул случайно. Они были, конечно, очень этим горды… Сидеть долго было для неё очень тяжело, и писать она не успевала за ребятами. Писать ей было физически нелегко, и когда, уже, будучи взрослой, она начала писать сказки, то писала фломастерами. Читала она всегда много, читать начала с трёх лет и всё-таки учиться ей пришлось дома».

В семье Натальи Абрамцевой отношение к литературе и писательскому труду было всегда исключительно серьезным - отец будущей писательницы в возрасте 33 лет написал первую пьесу, через два года прошел по конкурсу в Литературный институт им. Горького, успешно окончил его, является автором ряда пьес, мать помимо преподавания русского языка и литературы, окончила курс психологии, увлекалась деятельностью сценариста научно-популярного кинематографа. Тем не менее, первоначально желания писать Наталья не высказывала: после школы она окончила четырехгодичные курсы испанского и английского языка и собиралась работать переводчиком (в институт поступать она не захотела), но найти интересную работу оказалось сложнее, чем предполагалось вначале. Тогда мать посоветовала писать хоть что-то, "чтобы не утратить навык письменной речи".

В 1974 г. семья перебралась в Москву. Будущая писательница в это время активно пыталась лечиться по восточным методикам, занималась йогой, но спустя некоторое время стала очевидной тщетность этих упражнений - так наступил момент глубокой депрессии, едва не приведший к непоправимым последствиям. К 20 годам, свою «земную жизнь, пройдя наполовину», Наташа уже совсем не могла сидеть. «Малолитражка развалилась, а здоровье - ухудшилось…» Она по-прежнему много читала, занималась какими-то переводами, но произошёл в ней тогда перелом, трагедия, а потом - новое рождение. Три месяца она тайно копила и собирала таблетки. Даже мама не догадывалась тогда, что Наташа решила осмысленно уйти из жизни. В письме, которое она собиралась оставить, были такие слова: «Мне надоело смотреть на мир из окна машины…Мне хочется слышать в четыре уха, смотреть в четыре глаза…» К вере все приходят по-разному. Кто-то - вот так - через таблетки и «Скорую помощь», которая успевает приехать вовремя.

А через три дня после случившегося родилось первое произведение писательницы - заметка-очерк "Может быть еще не все?". Последовавшие за ним рассказы о кошке Насте и первые сказки никуда вначале не пробовали послать, никому не показывали. Однако постепенно стало понятно, что Наталья нашла дело своей жизни.

В 1978 г. в газете «Ленинское знамя» была опубликована сказка «Ласточка», и с нее начинается триумфальное шествие сказок Н. Абрамцевой по страницам печати, на радио, на сценарных площадках страны. С 1980 г. произведения писательницы публикуются регулярно. В 1984 г. она одновременно становится лауреатом премии года журнала «Огонек» и «Советская женщина». В 1985 г. выходит ее первая книга «Сказка о веселой пчеле», в 1988 - сборник «Что такое зима», в 1989 - сразу три сборника в разных издательствах, в 1990 - сборник «День рождения». В 1992 - отрывной календарь для женщин со сказками писательницы. Переводы ее произведений появляются в Венгрии, Бельгии, Японии; по сказкам делают три мультфильма - один из них - в Германии - и два диафильма. В газете «Вечерняя Москва» рубрику «Бабушка, прочти» переименовывают в «Наташины сказки», и Абрамцева становится постоянным автором этой газеты, а затем газеты - «Сударушки». В 90-ые гг. большую известность получают сценарии Абрамцевой новогодних сказок-представлений, произведения писательницы обретают широкую международную известность.

С детства Наташа тяжёлой болезнью была «прикована к постели», и эта болезнь оборвала её жизнь в феврале 1995 года в период большой творческой активности. Прожила она 40 с половиной лет.

Для Абрамцевой, сказка - это эпиграф жизни, это дитя сердца. Как же важно, чтобы отношения между добром, злом и ребёнком были правильными. А сказка поможет ребёнку почувствовать, узнать добро.

Её сказки - это взгляд на жизнь человека, который за обыденным видит глубину. Её герои - те, кто постоянно нас окружают. В сказках оживают ваза, дом, пень, окно, и даже Закон Природы. В них нет волшебников и Баб Ёг. Но в них есть чудо. Её цветы в вазе могут вздрогнуть от холодной воды, а разговаривают в её сказках все, даже старые тапочки. Малюсенького мотылька на картине никто никогда не замечал, но вот он улетел ненадолго - и картина стала пустой.

Н. Абрамцева была способна в любой вещи увидеть большее, чем просто вещь. Здесь предметы, цветы, животные - образы человеческих отношений. Эти сказки не просто чисты и нравственны, хотя и это сейчас - выдающееся качество в литературе, в том числе в детской. Они полны образами, рождёнными чистым, любящим и страдающим сердцем.

Может быть, кому-то покажется, что в этих сказках нет яркого закрученного сюжета. Зато в них есть глубина, трепетность и нежность. Они очень утешают страдающее сердце. Кто-то назвал ее сказки психологическими. А кто-то сказал о них так: « Это были не сказки, это были слова признания в любви. Любви к жизни…» - пишет Марина Нефедова.

Творчество Абрамцевой самобытно и неповторимо мифологизмом мироощущения автора и его остротой - все в сказках писательницы увидено как бы в первый и, одновременно, последний раз с потрясением прозрения. В ее сказках оживают и обретают язык не только птицы и звери, но и времена года, деревья, окно, мячик, зонтик, заброшенный дом, туман, дождик, серая скука и даже Закон Природы. Люди, звери, растения и предметы образуют в сказках Абрамцевой один живой мир, полный взаимопонимания и добрых чувств - в нем дружат сад и дом, рыжая кошка и солнце, щенок и тапочка, и ничто не может помешать радости их общения. Большинство животных в сказках писательницы имеют имена, и это не случайно. Для автора весь мир, включая Космос, наделен личностными свойствами и требует к себе внимательного и уважительного отношения.

В сказках Абрамцевой мало чудесных персонажей - гном Скрипаленок, кикимора, фея, Струмышка в них редкие гости. А туман, озеро, солнечный луч, тропинка, «косматый, длинноволосый дождь» живут в них активно и насыщенно. Нередко встречаются в ее сказках образы старых, честно отслуживших свое предметов - заброшенный дом и сад, старая вазочка, сахарница: к ним автор относится с особой теплотой и благодарностью, ведь они много сделали для людей, а главное - в них живет душа, потому нельзя их рассматривать с точки зрения утилитарной ценности и значимости.

Один из любимых сюжетов Абрамцевой - встреча героев, которая что-то изменяет в каждом из них. Так в сказке «Лужица» сталкиваются воробей, задумавшийся над загадкой природы, и «тощий, облезлый, бродячий кот». Увлеченный воробей и не думает спасаться, ставя кота этим в тупик: - «Съем ведь, - как-то нерешительно сказал он» и заинтересовался в свою очередь, что это рассматривает воробей? Воробей объясняет и улетает, а кот, забыв о голоде, остается у лужи, думая: «Упала снежинка на асфальт - лежит, сверкает. Упала в лужу - исчезла. Почему же так?»

Внешне - непритязательная, шутливая сказка о животных, на деле же - лирико-философское повествование о том, что поэзия и тайна могут объединять даже злейших врагов, о способности одного существа передать другому эстафету красоты и добра, творческого отношения к жизни. Пафос открытия красоты мира, важности быть кому-то нужным, тайны взаимопонимания - ведущий в творчестве сказочницы.

Аналогичным образом построены многие сказки Абрамцевой: простые сюжеты, нередко организованные кольцевой композицией, и глубокий смысл, открывающийся за ними. Философская и психологическая насыщенность сказок - важнейшее свойство, делающее их популярными у читателей разных возрастов и национальной культуры. Ведущая авторская интонация - доверительный разговор с читателем любого возраста, при этом мудрость рассказчика не мешает увлекательности, а фантазия и приключенческое начало не препятствуют глубине осмысления, - в сказках Абрамцевой непосредственность восприятия органично соединяется с глубиной осознания, продуманностью и прочувствованностью мыслей о жизни, о людях, о себе.

При этом писательница не любила, когда мораль приобретала характер очевидного - нередко ее сказки имеют «открытый конец», иногда мораль находится на периферии и почти не ощутима, случается, что сказка носит характер эссе, неспешного размышления без выраженной доминанты.

Далеко не все сказки Абрамцевой - веселые, многие из них - грустные, отмеченные эмоциональной неоднозначностью, придающей им особое очарование.

Ведущим мотивом в творчестве сказочницы является мотив бережного, человеческого отношения к окружающему миру. Ее сказки просты по содержанию и композиции, но всегда сложным, неоднозначным сюжетом: они об умении жить друг с другом, о благородстве, о терпимости и милосердии. Творческое воображение писательницы не отрывается от реальной действительности, ее герои - предметы домашнего обихода (Зеркало, Сахарница), фантастические персонажи (гном Скрипаленок, фея Струмышка), придумывающие обыкновенные чудеса в обыкновенной жизни. Ее сказки вызывают сочувствие, сопереживание в душах читателей, потому что она повествует об одиночестве, о свободе выбора, о способности одного человека сделать счастливыми других и т.д. «…эти сказочные существа больше всего на свете любят устраивать людям приятные, удивительные неожиданности».

Таким образом, сказки Абрамцевой педагогичны и нравственны; в них никогда не декларируется мораль, тем не менее, все они - об умении жить друг рядом с другом, о доброте, терпимости, благородстве и милосердии. Одна из основных задач ее сказок - пробудить в детях интерес к вещам, независимо от их возраста и внешнего состояния.

.2 Методика работы над сказками в начальной школе

Слово «сказка» появилось в письменных источниках не ранее XVI века. Оно образовано от слова «казать» в значении: перечень, список, точное описание. Современное значение «сказка» приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века - кощуна.

В литературной энциклопедии терминов и понятий «сказка» толкуется как вид фольклорной прозы, известной у всех народов; система жанров и жанровых разновидностей [8, c. 990 - 991].

Кудина Г.Н. в словаре литературоведческих терминов расшифровывает понятие «сказка» как жанр эпоса [6, с. 30].

Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ, фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Такое понятие дается в словаре литературоведческих терминов [ c. 356].

Можно выделить еще одно определение «сказки», которое обозначено Тураевым С.В. и Тимофеевым Л.И. Сказка - это вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы [7, с. 207].

Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которой она бытует. В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность. Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертывается события; привлекают герои - смелые, сильные, находчивые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок выразительны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения, и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы придти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждают справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, то есть зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Народные сказки отличаются от авторских тем, что писатели-сказочники часто используют народные сказочные мотивы или создают свои оригинальные сказки. Анализируя отношение к действительности в фольклорной сказке и в литературе, можно провести четкую грань между формами мышления, типичными для фольклора, и формами мышления сказочников. Также разные законы лежат в основе поэтики фольклора и поэтики литературы. В.Я. Пропп не отрицает, что литература и фольклор связаны: «Процесс перехода сюжетов или повествовательного стиля в литературу совершался не только путем заимствования, но и через преодоления того отношения к действительности, которое характерно для сказочного повествовательного фольклора». Здесь и берут начало отличия сказки авторской от народной.

Сказка развивает оценочные суждения школьников. В процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что больше всего ценится в людях? За что наказывают, а что поощряет? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?». Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки.

Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению. А.А. Горький так передает это воздействие народной сказки: «От ее слов, - вспоминает он о сказках бабушки, - всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство крылатой радости. Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса».

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка - ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок!». Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки.

Велико значение сказок как средство развития речи учащихся. Текст сказок - прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства, а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

В начальных классах школы, согласно традиционной программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки:

·   наличие вымысла;

·        композиционное своеобразие - зачин, повторы, концовка.

В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали.

В книге Никифорова выделяются три основных признака сказки:

)        устный рассказ с установкой на развлечения слушателей;

)        необычны в бытовом смысле события;

)        специфика сказочной поэтики.

В сказочном эпосе различают три жанровые разновидности:

)        сказки о животных;

)        волшебные сказки;

)        бытовые новеллистические сказки.

Сказки о животных отличается от других главным образом тем, что в сказке действуют животные. Эти сказки убеждают ребенка в правильных отношениях к миру.

Дети рано приучаются оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Самые элементарные и в тоже время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт, верно, уловил особенности детского восприятия.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк - жадный, медведь - глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. При работе со сказками о животных можно использовать следующие приемы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной.

Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета, но с удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. Поэтому нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире.

Сперва, сказка анализируется, как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Это вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой - они обогатили себя знание определенных явлений жизни. Необходимо особо подчеркнуть, что учитель должен постоянно работать над формированием таких сторон навыка чтения, как выразительность и сознательность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы передают голосом его облик, отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употребление в предложении. Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются такие сказки Абрамцевой как «Ласточка», «А я кто?», «Лужица».

В древности существовали верования в ведьм, колдунов, которые могут творить чудеса. Народ в те далекие времена верил и волшебные вещи: кольцо, топор, пояс, платок, зеркало. Позднее люди осознали многие явления, потерялась связь сказки с обрядовой магией. Вместе с тем росло поэтическое воображение людей. Человек мечтал подчинить себе силы природы, построить прекрасные дворцы, быстро передвигаться, долго жить. Многое хотелось сделать, однако реальные возможности не позволяли это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках.

Их отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы - то добрые, то злые, творящие чудеса. Здесь и страшные чудовища: Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те, приобретают в сказках чудесные свойства. В сказках не бывает неповторимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни тало. В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными положительными силами или пороками.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: эта та необходимая простота человеческих отношений. Которая должна быть освоена прежде, чем он научиться понимать сложность дел и поступков людей.

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говориться так: «налетели», «подхватили», «унесли» и другие. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становиться как бы участником происходящего, сопереживая героям сказки. Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний - всеми чертами окружающего нас мир.

Усложненность сюжета - характерная черта волшебных сказок. В сказке нет развивающихся характеров, воспроизводятся только их действия, поступки. Поэтому при анализе целесообразно задать вопрос: «По каким поступкам героя мы можем судить о его характере?»

Отличительная черта волшебной сказки есть многособытийность сказок. Герой должен пройти через ряд испытаний, которые усложняются по мере нарастания сюжета.

Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету. Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла.

Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда - вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует.

1.3    Особенности сказок Натальи Абрамцевой

Сказочница за свою короткую, трудную жизнь написала несколько произведений, отличающихся от других сказок - композиционным своеобразием, особенно это проявляется в зачинах, повторах, концовках.

Как и во многих сказках, сказки Абрамцевой Н.К. имеют зачин: «жил-был», например, в произведениях «Вот, такая пальма», « Сказка про Старый Дом»; «Много лет назад - может двести, а может триста» - с этой фразы начинается такая волшебная сказка как «Каблучки». Основная цель зачина состоит в том, чтобы подготовит аудиторию к слушанию сказки. Так же часто сказки Абрамцевой начинаются с экспозиции, которая представлена описанием природы.

Большинству сказок присуща такая особенность, как троекратное повторение действия. В «Осенней сказке» три раза Осень помогала людям, с помощью своей волшебной шали, которая сначала взлетала над садами и огородами, затем над лесами и проселками, в третий раз шаль взлетела в небо. Из трех стежков появился на «картине» Мотылек в «Шелковой сказке». Три ночи Струмушка Творила» чудеса («Чудеса, да и только»).

Отличительной чертой сказок Абрамцевой является необычная концовка. Часто ее сказки заканчиваются риторическими вопросами, размышлениями: «А почему же так вышло? Разве не ясно…» («Сказка про Старый Дом»), « Интересный народ люди. Жаль им Осень!.. Не ту, добрую, золотую. Сегодняшнюю - дождливую, печальную, некрасивую. А вот Зима со всеми ее чудесами, похоже, не ко времени им. Странные люди. Да…Странные. А что делать?.. А ничего не поделаешь» - так заканчивается «Осенняя сказка», «Почему же так? Ну почему? Непонятно» («Загадка»). Так же ее сказки могут начинаться и заканчивать одинаково, например, в «Чудеса, да и только» и в «Каблучки». Сказки заканчиваются всегда хорошо.

Главными героями чаще являются вещи быта, деревья, здания, окружающая природа, которые умеют говорить, чувствовать, думать и размышлять («Осенняя сказка», «Сказка про Старый Дом», «Вот так пальма» и др.). Реже главными героями становятся животные («Лужица», «Ласточка», «А я кто?). Все герои сказок Натальи Абрамцевой наделены человеческими качествами, речью. В произведениях встречаются волшебники, только добрые: Струмушка, которая совершала приятные странности в сказке «Чудеса, да и только» и Фея, которая «творила чудеса» в сказке «Каблучки». Героев ее сказок нельзя разделить на добрых и злых. Например, в сказке « Лужица» кот, который был хищником, то есть отрицательным героем, перевоплощается, с помощью «загадки», в положительного, думающего, прелестного кота, которому уже не нужна добыча. Основные языковые средства, которые сказочница использует в своих произведения - это олицетворения («Дом и Сад очень огорчились и начали ждать снова», «Осень улыбнулась» и т.д.), эпитеты («удивительные, узорчатые снежинки», «осенние лужи» и др.), словесные повторы («Точно, точно!», «машина за машиной, автобус за автобусом»). Так же писательница использует и другие выразительные средства, придавая сказкам напевность, легкость в чтении, необычность сюжетам.

Сюжеты сказок Натальи Абрамцевой имеют необычную композицию. В каждой из ее сказок есть волшебство, но волшебство заключается не только в чудесах совершаемых наведываемыми силами, но и в исполнении желаний, в изменении мировоззрения.

Таким образом, мир сказок, в котором интересно жить, развиваться ребенку, очень разнообразен. Основная функция сказок - воспитать нравственно развитое поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные сказки пронизаны этой идеей, но нужно отметить, что и авторские сказки имеет туже направленность. Основным мотивом сказок Абрамцевой является мотив бережного человеческого отношения к окружающему миру. Ее сказки развивают оценочные суждения школьников.

Глава 2. Практическое изучение преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе

База исследования: исследование проводилось на базе МОУ: СОШ № 8 г. Бийска.

В экспериментальном исследовании приняло участие 55 детей младшего школьного возраста (от 9 до 11 лет), 24 из которых составили экспериментальную группу, а 24 - контрольную.

Сроки проведения исследования: экспериментальное исследование проводилось с 7 декабря по 19 декабря 2009 года.

Цель экспериментального исследования: теоретически описать и практически показать проблему изучения сказок Натальи Абрамцевой в начальной школе.

Задачи экспериментального исследования:

.        Описать и внедрить методику изучения сказок в начальной школе на примере Абрамцевой Н.К.

.        Разработать и провести серию уроков по сказкам и творчеству Натальи Абрамцевой.

Экспериментальное исследование проводилось в 2 этапа:

.        Формирующий.

.        Контрольный.

.1 Организация и методика изучения преподавания сказок Абрамцевой Н.К.

Цель: описание и внедрение методики изучения сказок в начальной школе на примере Абрамцевой Н.К.

Задачи:

.        Описать методику изучения сказок Натальи Абрамцевой в начальной школе

.        Внедрить методику изучения сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе.

Во время прохождения педагогической практики мной была разработана и проведена серия уроков по чтению (Приложения), направленная на изучение творчества Натальи Абрамцевой в начальной школе. Практика показала, что творчество сказочницы очень заинтересовало учащихся, вызвало у них сострадание к ней. Сказки же писательницы вызвали у детей восторг, заставили задуматься, а что же такое волшебство? Красота? Сказки Абрамцевой помогли поменять отношение учащихся к окружающим вещам, видеть в обыденных предметах необычное, неизвестное, красивое. Творчество Натальи Абрамцевой способствовало развитию и таких качеств личности как милосердие, гуманность к людям с ограниченными возможностями, старикам, которые раньше вызывали смех.

Для того чтобы выявить уровень усвоения предложенного материала, после проведения разработанных уроков, учащимся был предложен следующий тест:

.        Сказка - это…

а) иронический стихотворный рассказ;

б) медкий выразительный образ, ходовое выражение;

в) древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.

.        Кто из данных авторов является сказочником?

а) Абрамцева Н.К.;

б) Распутин В.Г.;

в) Ахматова А.А.

.        Кто является автором сказки «Кто лучше прыгает?»?

а) Абрамцева Н.К.;

б) Распутин В.Г.;

в) Ахматова А.А.

.        Какая особенность характерна для сказок?

а) в сказках все оживает и обретает язык;

б) в сказках нет зачина и концовки;

в) сказки описывают реальные события.

.        Каким волшебным предметом Осень («Осенняя сказка») совершала волшебство?

а) волшебная палочка;

б) скатерть-самобранка;

в) волшебная шаль.

.        Какое число в сказке является магическим?

а) 7;

б) 13;

в) 3.

.        Кто является главным героем сказки «Ласточка»?

а) птица;

б) лошадь;

в) собака.

.        Как зовут волшебницу в сказке «Чудеса, да и только»?

а) Фея;

б) Баба-Яга;

в) Струмышка.

.        Какая птица внесла раздор в сказке «Кто лучше прыгает?»?

а) сорока;

б) ворона;

в) синица.

.        Какие животные являются главными героями сказок «Лужица», «Загадка»?

а) воробей - кот;

б) мышь - кошка;

в) собака - кошка.

Этот тест был проведен на классном часу 18 декабря. Каждому учащемуся был дан бланк, на котором учащиеся должны были отметить тот вариант ответа, который считают верным. Время выполнения теста - 20 минут.

2.2    Анализ полученных результатов

Цель: определение эффективности реализованной методики изучения сказок Абрамцевой в начальной школе.

Задачи:

.        Выявить уровень усвоения младшими школьниками сказок Абрамцевой Н.К.

.        Сравнить уровень знаний сказок Натальи Абрамцевой в контрольной и экспериментальной группах.

.        Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об эффективности проведенной методики.

После проведения методики изучения сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе были получены результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Выявление уровня усвоения сказок Абрамцевой Н.К.

Ф.И. № вопр.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

Блинов Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

9

Волков Д.

-

+

+

-

-

+

+

+

-

+

6

Деребизова А.

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

7

Жданова Д.

+

+

-

-

+

-

+

-

-

+

5

Казанин Д.

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

7

Копылов В.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Кривошеев С.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

8

Кутузова А.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

8

Лобашев Т.

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

7

Пичкуров Р.

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

8

Потапова А.

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

7

Рыбакова И.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

7

Садыков Ф.

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

7

Селезнева С.

-

+

+

+

+

+

+

-

+

8

Скоморохов Н.

+

+

+

-

-

-

+

-

-

+

5

Соболевский Я.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

9

Суслов И.

-

-

+

+

-

+

+

-

+

+

6

Сушицкая П.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

7

Федотова А.

-

+

-

-

+

-

+

+

+

+

6

Филиппов Н.

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

7

Чупина Д.

-

+

+

+

-

+

-

+

+

-

6

Шадрина С.

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

7

Шенцова п.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

8

Шипачева С.

+

+

+

+

-

+

-

+

-

-

6


- 10 баллов - высокий уровень

- 7 баллов - средний уровень

- 4 балла - низкий уровень

Таблица 2. Уровень усвоения сказок Абрамцевой в контрольном классе

Уровень усвоения

Количество учащихся

Высокий уровень

8

Средний уровень

16

Низкий уровень

0


Анализируя полученные результаты об уровне усвоения сказок Натальи Абрамцевой в контрольном классе, можно сказать, что наибольшее количество учащихся имеют средний уровень - шестнадцать человек, остальные, восемь человек, - высокий уровень. Это говорит о том, что в целом класс усвоил изученный материал.

Этот же тест был проведен и в экспериментальном классе, в котором не велась работа по сказкам Натальи Абрамцевой. Результат этого теста представлен в таблице 3.

Таблица 3. Уровень знаний сказок Натальи Абрамцевой в экспериментальной группе

Уровень знаний

Количество учащихся

Высокий уровень

0

Средний уровень

6

Низкий уровень

18


Чтобы сравнить уровни знаний по сказкам Натальи Абрамцевой в контрольной и экспериментальной группах, была построена диаграмма, которая отражает процентное соотношение уровней знаний в этих классах.

Диаграмма


Диаграмма показывает, что в контрольном классе уровень знаний сказок Натальи Абрамцевой выше, чем в экспериментальном.

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что проведенная методика изучения сказок в начальной школе на примере сказок Абрамцевой эффективна, так как она направлена не только на изучение творчества Натальи Абрамцевой, но и способствует воспитанию нравственных качеств у младших школьников.

Заключение

Одной из главной задач педагогики - нравственное и эстетическое воспитание школьников. Средством привития таких качеств в младшем школьном возрасте могут служить сказки, основной функцией которых - воспитать поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные и авторские сказки пронизаны этой идеей. Сказки современных сказочников, с такой же направленность отражают сегодняшнюю эпоху, мир, который знаком детям нашего времени. Одним из представителей таких писателей-сказочников является Наталья Абрамцева. Основным мотивом ее сказок - бережное отношение к окружающему миру. Произведения Абрамцевой развивают оценочные суждения, они об умении жить друг рядом с другом, о доброте и благородстве, о терпимости, о гуманности и милосердии.

Таким образом, Изучение творчества Абрамцевой Н.К. на уроках чтения будет способствовать воспитанию нравственных качеств у младшего школьника и усвоению специфики сказки как жанра.

Список использованной литературы

1.      Http: // ckop 6 b. narod.ru / abramseva. htm.

.        Www: cherlya ka.ru / detskie = skazki /abramseva - biografia. Phb.

3.      Аникин В.П. Русская народная сказка [Текст]: пособие для учителей / В.П. Аникин. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959. - 256 с.

.        Детская литература [Текст]: учебное пособие для училищ / Под ред. А.В. Терновского. - М.: Просвещение, 1977. - 431с.

.        Детская литература [Текст]: хрестоматия с основами литературоведения / сост. А.В. Даниловский - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1997. - 640с.

.        Кудина Г.Н. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. - 48с.

.        Литература: справочные материалы [Текст]: книга для учащихся / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев, К.Д. Вишневский и др. - М.: Просвещение, 1988. - 335с.

.        Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / Ред. М.Л. Гаспаром, С.И. Кормилов и др. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1598с.

.        Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учебное пособие для студентов пединститутов по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / М. Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - 2-е издание, переработанное. - М.: Просвещение, 1987. - 415с.

.        Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 1. Каким бывает слово? - 3-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2003. - 144с.

.        Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 2. Слово в сказке - 3-е издание. - М.: Вита-Пресс, 2003. - 160с.

.        Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 1. Секреты рождения образа - 2-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2003. - 144с.

.        Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 2. Мир, созданный автором - 2-е издание. - М.: Вита-Пресс, 2003. - 128с.

.        Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учебное пособие для студентов пединститутов / Т.Г. Рамзаева. - М.: Просвещение, 1979. - 431с.

.        Русская литература для детей [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т.Д. Полозова, Г.П. Туюкина, Т.А. Полозова и др. Под ред. Т.Д. Полозовой - 2-е изд., испр. - М.: Академия,1998. - 512с.

.        Словарь литературоведческих терминов [Текст] / ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 571с.

Похожие работы на - Сказки Натальи Абрамцевой как метод нравственного воспитания младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!