Исследование взаимоотношений старшеклассников и родителей

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,62 Mb
  • Опубликовано:
    2011-07-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование взаимоотношений старшеклассников и родителей

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Краткий обзор психологических подходов к работе с детско-родительскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций

1.2 Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка

.2.1 Отношения между родителями и детьми на ранних стадиях развития

1.2.2 Стили родительского воспитания, и влияние их на развитие ребенка

1.2.3 Отклонения в воспитании

1.2.4 Детско-родительские отношения в подростковом возрасте

1.2.5 Роль семьи в развитии подростков, юношей и девушек

1.2.6 Механизмы влияния родителей на подростков и юношество

Глава2. Практическая часть. Экспериментальное исследование взаимоотношений старшеклассников и родителей

2.1 Программа исследования

2.2 Анализ полученных результатов

Заключение

Библиография

Введение

Главная задача семьи - выполнение родителями функций воспитания.

Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, Т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная.

Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности "внешнего" проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Конфликт в отношениях родителей и детей редко возникает случайно и внезапно. Ускоренный темп современной жизни, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми.

Специфика детско-родительских отношений в контексте психологии межличностных отношений заключается в том, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Существует также определенная амбивалентность в отношениях родителя и ребенка - с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому. Особенностью родительского отношения к ребенку заключается также и в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка.

К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, А. Фромм, Р. Снайдер и др.), но чаще психологи практики.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье.

Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от "я", для ребенка "я" производное от семьи. Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры - всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью, как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, полагаем, что

1.Существуют "нормальные" и "нарушенные" детско-родительские отношения, которые непосредственно обуславливают трудности в развитии ребенка.

2.Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

Целью: работы является исследование детско-родительских отношений как фактор развития ребенка.

Объект исследования: особенности детско-родительских отношений. Предмет исследования: взаимоотношения старшеклассников и их родителей

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

)исследовать отношения между детьми и родителями в семье, и как это влияет на развитие ребенка.

)выявить взаимосвязь между родительским отношением и отношением ребенка к родителям.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Краткий обзор психологических подходов к работе с детско-родительскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций

Как правило, психологические подходы в работе с родителями существуют в рамках определенных теоретических концепций. Рассмотрим наиболее известные из них.

Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впервые была декларирована в рамках психодинамического подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте (3. Холл, А. Фрейд, К. Хорни). Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, э. Эриксона, М. Эйнсворт и др., снискали широкую популярность и признание. Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.

В русле психоаналитического направления приобрела известность трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца (1958). По его мнению, для каждого индивида характерны три межличностные потребности: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расстройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. Это положение теории В. Шутца воспроизводит фундаментальное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Под включением Шутц понимает потребность быть включенным в группу. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводят к минимуму. Если ребенок неадекватно интегрирован в семейную группу, в дальнейшем он может проявлять недостаточное социальное или сверхсоциальное поведение.

Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альфреда Адлера. Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми, оно в значительной мере социально направлено и может рассматриваться как отличное от психоаналитического подхода. В 1919 году А. Адлер основал в Вене психопедиатрический центр, где он развивал свой инновационный консультационный подход и работал с детьми, родителями ипреподавате. И. Ансбахер полагал, что именно Адлер впервые официально и публично использовал понятие "семейная терапия".

Проблемы воспитания всегда волновали Адлера; одна из его первых психологических работ называлась "Врач как воспитатель" (1904). В 1912 году вышла другая его статья - "Воспитание родителей". В этой статье, как справедливо замечает Е. В. Сидоренко, содержатся идеи, которые во многом предвосхищают многие современные направления психологии. Вот рекомендации Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка (цитируется по Е. В. Сидоренко).

"1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка.

Главнейший помощник воспитания - любовь. Любовь ребенка - безусловная гарантия его воспитуемости.

. Лучшая поддержка в развитии ребенка - его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость величайшее счастье для него.

. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.

. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.

. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения".

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются "равенство", "сотрудничество" и "естественные результаты". С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивал равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, равенство, но не тождественность. Необходимо научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, считал Адлер. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основывается на их сознательном и целенаправленном поведении. А. Адлер 'рассматривает обучение родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества - как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние.

Среди наиболее важных результатов общественного признания психологии А. Адлера стало появление семейных консультаций и семейных образовательных учебных групп, призванных помочь семьям установить демократический жизненный стиль, основанный на принципах социального равенства и общественного интереса. В США стимулом для этого движения во многом послужили работы и личный энтузиазм Р. Дрейкуса, ученика А. Адлера. Он впервые организовал консультирование родителей при Центре им. Авраама Линкольна в Чикаго в 1939 году.

Актуальность идей Адлера и Дрейкуса, несомненно, связана с тем кризисом, в котором оказались семьи в первой половине нашего столетия. Традиционные методы воспитания, устанавливающие взаимоотношения между родителями и детьми по принципу превосходства и подчинения, оказались довольно неэффективными. С развитием демократической социальной системы и борьбы за социальное равноправие в Соединенных Штатах Америки идея равенства охватила общество настолько, что дети тоже смотрят на себя как на социально равных взрослым, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Разговор с детьми "сверху вниз" приводит К тому, что дети в свою очередь так же "сверху вниз" говорят С родителями. Этот тип взаимодействия можно наблюдать в семьях с различной степенью напряженности.

Рудольф Дрейкус положил начало организации дискуссионных групп из живущих по соседству родителей (Дрейкус и Зольц, 1964). Он способствовал разработке идеи "семейного совета" как одного из средств, которое помогает установить атмосферу любви и доверия в доме. Дрейкус считал, что родителям в своей деятельности следует опираться на такие принципы, как: принцип логических и естественных последствий, принцип отказа от применения силы, принцип принятия И реакции на потребность детей, а также принцип оказания поддержки детям.

Цель психологической помощи родителям, по Дрейкусу, - помочь им и детям усвоить как можно больше подходящих типов взаимодействия. Взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения. Основная задача семейного воспитания - помочь ребёнок стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Большая заслуга в описании и применении методов адлерианской терапии принадлежит в нашей стране Е. В. Сидоренко. В своих работах она отмечает следующие способы вербального взаимодействия взрослого с ребенком, которые приводят к построению демократических отношений с детьми:

констатирующие описания; воспроизведение действий и слов ребенка;

воодушевляющие высказывания;

честные и открытые ответы.

В 50-х годах в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное Х. Джайноттом, американским детским психотерапевтом, и получившее в литературе название "модель группового психологического консультирования". Его концепция гуманизации воспитания основана на идее развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания подлинных чувств, ценностей и ожиданий. В написанных пособиях, для родителей. Джайнотт не предлагает никакой теории, а в доступной форме рассматривает исключительно простые вопросы: как говорить с детьми, когда хвалить и когда ругать их, вопросы дисциплины, приучения к гигиене и т. д.

Дж. Лэм И У. Лэм изложили следующие принципы воспитания детей (по Х. Джайнотту):

внимательно слушать ребенка. Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе;

избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость;

проявлять мысли и чувства без агрессивности; родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.

С точки зрения Х. Джайнотта, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации и управления поведением детей. В своих работах он дал описание трех различных видов групповой работы с родителями: собственно психотерапия, психологическое консультирование и руководство личностью. Групповая психотерапия особенно показана тем родителям, которые не в состоянии извлечь никакой пользы из педагогическо - психологического образования, поскольку их восприятие, ценности и установки слишком искажены и не позволяют изменить стиль семейного воспитания.

Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах.

Во-первых, во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ "Я" у ребенка.

Во-вторых, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений. Высказывания взрослого не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребенка.

В-третьих, взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации.

Многие положения Джайнотта согласуются с идеями другой модели работы с родителями - программой Т. Гордона. Эта программа основывается на идеях гуманистической психологии. В западной психологии данное направление существует в русле концепций Г. Оллпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллер, В. Франкла, Р. Мэя и многих других.

Идеи гуманистически направленной психологии нашли отражение в практике воспитания детей в семье и обществе (Т. Гордон, М. Снайдер, Р. Снайдер), где особое внимание уделяется умению слушать и понимать детей. При этом понимание рассматривается не просто как техника или использование правильных слов, а как модель взаимоотношений взрослого с ребенком.

равенство позиций воспитателя и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность вставать на позиции другого;

отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие;

формирование у воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации;

особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств;

способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Большой вклад в дело изучения взаимодействия родителей с детьми, безусловно, внесли представители бихевиористского направления.

Еще в 40-е годы Б.-Ф. Скиннер предложил ряду наиболее известных психологов и специалистов, занимающихся социальным планированием, использовать научно обоснованную методику, основанную на положениях поведенческой технологии как средстве укрепления семьи и общества в целом. Он разработал ряд проектов, которые опирались на принципы, способствующие совершенствованию и увеличению количества и качества взаимодействий интеракций родителей и детей.

Основной акцент в этом направлении делается на изучении техники поведения родителя и формировании навыков модификации поведения ребенка.

Им принадлежат разработанные схемы анализа взаимодействия, которые основаны на понимании человеческого поведения как функции подкреплений, наград, поощрений и наказаний, например, теория диадического взаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли.

Усилия практиков этого направления в работе с родителями сосредоточены в основном на обучении родителей методике изменения поведения ребенка. Так, применяя поведенческие методы, Р. ДЖ. Валер, ДЖ. Х. Винкель, Р.Ф. Петерсон и Д.-С. Моррисон (1965) одновременно успешно обучили матерей мальчиков дошкольного возраста методам погашения неприемлемых реакций, дифференциального подкрепления и таймаута.

Специалисты по наблюдению и экспериментальному изучению поведения пришли к выводу, что поощрение и подкрепление гораздо более эффективно действуют на изменение нежелательного поведения ребенка, чем наказания (К.Л. Андерсон и Х.-Е. Кинг, 1979). Б. Бухер и О.И. Ловаас (1968) полагали, что та польза, которая получается в результате методов наказания, ничтожно мала по сравнению с очень часто возникающими негативными эмоциональными реакциями.

В русле этого подхода можно отметить следующих авторов: Л. Берковитц, Грациано, Дж. Е. Симпсон, Валэр и др. Сторонники бихевиоризма ориентированы на наблюдаемые и поддающиеся измерению поведенческие реакции, а также факты окружающей действительности, которые поддаются коррекции с помощью методики модификации поведения. Это должны быть контролируемые поведенческие реакции, которые содержат движения, поддаются внешнему наблюдению и фиксации.

В литературе можно встретить и другое название бихевиористского подхода к работе с родителями - учебно-теоретическая модель . Целью учебно-теоретической модели обучения родителей является привитие родителям, а через них и их детям социальных навыков поведения. Под "социальными навыками" понимают такое сформированное и закрепленное поведение, с помощью которого индивид может осуществлять целенаправленные действия в различных ситуациях взаимодействуя с социальной средой.

Одной из популярных и часто используемых моделей работы с родителями является модель, основанная на трансактном анализе. Теорию трансактного анализа применяли в работе с родителями такие психологи, как К. Стейнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, а также у нас в стране Е. В. Сидоренко. Техника работы в русле трансактного анализа предполагает освоение основных понятий этого теоретического направления и перенесения их на семейную почву. Описание методов работы с родителями детей-невротиков, можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А С. Спиваковской, А. И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми. Таким образом, описанные выше направления ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности. Использование одних моделей невозможно. Без знания терминологии и теории - бихевиористская модель, трансактный анализ; другие модели в значительной мере общественно направлены, ставят своей целью построение демократических взаимоотношений с детьми и уделяют много внимания элементам конкретного взаимодействия.

1.2 Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка

1.2.1 Отношения между родителями и детьми на ранних стадиях развития

Отношения между родителями (в основном матери) и ребенка начинаются еще до его рождения в пренатальный период. Существует гипотеза, в которой предполагается: мать и плод находясь в неразрывном единстве и все, что испытывает мать, непосредственно передается плоду. Отсюда часто делает вывод, что тревожность и страхи матери всегда передаются плоду, который страдает от этого. Здесь ставится задача, будущая мать постепенно должна выделить в своем субъективном мире место для своего ребенка. Ребенок, который не приобрел до рождения опыт взаимодействия с матерью, не вырабатывает исходного доверия к миру. Эмбрион глубоко слит в своих собственны ощущениях с телесностью матери. На этой чувственной основе, по - видимому, и формируется глубокие связи, определяющие чувство "привязанности" И любви матери к ребенку. Мать, субъективно обособляя ребенка, вступая в отношения с ним как с "Другим", соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. Мать активно интерпретирует поведение ребенка, как своими чувствами, так и поведением. Когда мать разговаривает с будущим ребенком, у детей обычно раньше развивается речь. Положительным воздействие на будущее эмоциональное развитие, как отмечает А. И. Захаров, детей обладает музыка. В пренатальный период будущая мать может оказать как поло{Кительное, так и отрицательное влияние на будущее развитие ребенка.

После рождения ребенка взаимодействие с ним становится еще теснее, и в этот момент, родители должны создать те условия, в которых ребенок чувствовал бы себя хорошо, что положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, т. к. на развитие ребенка в первую очередь оказывает семья. Ребенок растет, и проходит этапы развития, при этом возникают потребности, которые он начинает ощущать и воспринимать, семья должна удовлетворять эти потребности. Важнейшая функция семьи удовлетворение потребностей человека. Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия и развития. Традиционно под потребностью понимается субъективное состояние, отвечают объективной нужде в чем-то, что человеку не принадлежит: но необходимого его с шествования и развития, и выступающее источников его активно и сушествует иерархия различных потребностей человека. Широко известна иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу Согласно этой теории любое существо стремится к своему расцвету, действуя в наибольшем соответствии со своими возможностями и притязанию. И. Маслоу считает, что высшие потребности не могут проявиться. если более примитивные не удовлетворены.

1)Физиологические (витальные) потребности, без удовлетворения которых ничто другое не возможно, всегда выступают на первый план. где, как не в семье может ребенок их удовлетворять. Только родители на протяжение всего периода детства могут обеспечить ребенку нормальное питание и сон.

2)Потребность в безопасности (физической и психологической).

Ребенку необходимо спрятаться в некой психологически безопасной, комфортной нише, роль которой должна выполнять семья. Удовлетворение этой потребности создает возможность для развития потребности в общении, привязанности любви. Именно заботливое чуткое отношение родителей становится источником удовлетворения этой потребности.

Если потребности этих категорий удовлетворяются, то в поведение могут возникнуть новые черты. Физически крепкий ребенок, которому не угрожает опасность, его любят, начинает исследовать окружающий мир. И здесь важна поддержка родителей: поощрение любознательности, креативности, предоставление свободы действий свободы действий и информации об интересующем объекте или явлении. Эта потребность в исследовании очень быстро перерастает в когнитивные потребности в информации и знаниях и в эстетические потребности.

"Но есть еще одна более глубокая потребность, - потребность познать самих себя и доискаться до смысла своего существования, до определенного места, которое они занимают в социальной группе, во всем обществе и, наконец, во Вселенной", - пишет Годфруа.

3) Следующая потребность это потребность в уважении и самоуважении. Этот вид потребности зависит от того, как развивалось чувство самостоятельности у ребенка. Самостоятельность для него "это умение и желание действовать в жизни так, как подсказывает собственный, личный опыт, воплотивший в себе социально-ценные, одобряемые и усвоенные ими программы и нормы поведения". Именно взрослый для ребенка - эталон, носитель общественных норм и образцов поведения.

В основе появления у ребенка самостоятельности лежит демократический стиль общения с ним родителей. Этот стиль равноправных по статусу отношений. Корректность, вежливость, взаимность - лучшие формы такого стиля. Умение родителей общаться с ребенком на равных. Когда человек достигает наивысшего уровня самоуважения, он постепенно превращается в творческую личность, интенсивно живущую тем, что преподносит жизнь, в личность. подобную заботиться о других людях и о благополучии человечества.

) Завершающая, высшая стадия - стадия самореализации.

Итак, обсуждая иерархию потребностей, мы неминуемо выходим на разговор о зрелой семье, которая позволяет не только родителям, но и ребенку удовлетворить свои потребности и, следовательно, гармонично развиваться. "Проблемные", "трудные", "непослушные", "невозможные" дети, также как дети с "комплексами", "забитые", "несчастные" всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и как следствие неудовлетворенных потребностей ребенка.

1.2.2 Стили родительского воспитания, и влияние их на развитие ребенка

На всех этапах развития ребенка в семье, как на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровляют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.

Познание факторов, их порождающих, позволяет полностью или частично устранить дискомфорт общения детей в семье, оздоровить ее микросреду. Среди общих факторов В.С. Торохтий выделяет следующие:

1)"Образ мыслей" семьи.

2)"Образа общения" семьи.

3)Отношения социальной среды к семьям.

4)Традиции нации, народности, края проживания семьи.

5)Традиции семьи.

6)Интеллектуальный уровень учащихся школ, групп, классов, в которых учатся дети.

Главная задача семьи - выполнение родителями функций воспитателя.

Результат правильного воспитания - здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей взаимозависимостей с эффективностью воспитательного процесса.

Условно можно выделить несколько уровней развития сознания родителей:

l)воспитание через уход за ребенком;

2)интуитивный подход к Воспитанию;

3) воспитание у детей навыков и привычек;

4 )воспитание основное на общих принципах.

Представления родителей о воспитании могут быть определены так:

1)неделимое представление;

2)властолюбивое представление;

3)нормативное представление;

4)представление о необходимости общего руководства воспитанием детей.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям".

Есть определенная специфика семейного воспитания отличие от воспитания общественного.

По природе своей родительское (семейное) воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного его существования (как упоминалось выше) до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствый к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, иногда замкнутым, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то не редко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он в не дома: в школе , на работе, на отдыхе и т.д.

Семья способна создать отношения в которых бы царили согласие и понимание, гибкость и бесконфликтность, что положительно сказывается на развитие ребенка. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так наиболее распространенными негативными факторами семейного (родительского ) воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать такие:

неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм, либо "либерализм", безнаказанность и всепрощенчество; безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в психолого-педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируется такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания. Под стилем воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий.

демократический стиль: характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, обсуждение семейных проблем, успешность ребенка , готовность родителей всегда прийти на помощь.

контролирующий стиль: предполагает существенные ограничения поведения ребёнка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, чёткое понимание ребёнком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жёсткими, но они предъявляются ребёнку постоянно и последовательно и признаются ребёнком как справедливые и обоснованные.

На основе своих наблюдений Д. Баумринг, детей, характер которых соответствовал воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются им помочь, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль. Такие дети с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого несчастны.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают делать детям все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, не редко их поведение становится просто неуправляемым.

В соответствии с этим выделено четыре параметра родительского поведения. ответственных за описанные паттерны детских черт.

1)Родительский контроль

2)Родительские требования

3)Способы общения с детьми

4)Эмоциональная поддержка

1.2.3 Отклонения в воспитании

Из классификации, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А. Е. Личко И Э. Г. ЭЙдемиллер. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания.

. Гипопротекцuя: недостаток опеки и коmpoля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Эгот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение - побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в семейную общность.

. Доминирующая гиперпротекцuя: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием оrpаничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безиницыативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у подростков с психастенической сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его "Я", резко усиливает реакции эмансипации.

. Потворствующая гиперпротекцuя: воспитание по типу "кумир семьи", потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга.

. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой", например, "недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но вьщает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно поразному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакций протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.

. Повышенная эмоциональная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни - все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. Как свидетельствует наш опыт консультативной работы, в условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус "главы семьи" со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки "мамыребенка" . Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не вьдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных обсессивно-фобических невротических реакций или декомпенсации по психастеническому типу. У подростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, например старшего ребенка к младшему.

. Жестокие взаимоотношения: Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытым, когда между родителями и ребенком стоит "стена" эмоциональной холодности и враждебности. Здесь не может идти речи о каком-либо удовлетворении потребностей, а лишь о психотравмирующей ситуации, порождающей, наряду с тревожностью, массу негативных личностных образований.

В. И. Гарбузов с соавторами (1977) выделили три типа неправильного воспитания практикуемых родителями детей, больных неврозами.

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребёнка, попытки "улучшения", "коррекции" врождённого типа реагирования, сочетающиеся с жёстким контролем, регламентацией всей жизни ребёнка, с императивным навязыванием ему единственного "правильного типа поведения. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме - реального отказа от ребёнка, помещения его в интернат, психиатрическую больницу и т.д. В нашей практической работе подобное отношение мы отмечали у одиноких матерей, воспитывающих родных или приёмных детей, в семьях, где ребенок родился "случайно" или "не вовремя", в период бытовой не устроенности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей; и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки, рисование, музыка, фигурное катание, технические и спортивные кружки и т. д.), однако вовсе не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.

Воспитание по типу В (эгоцентрическое) - "кумир семьи", "маленький", "единственный", "смысл жизни" - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Наиболее патогенным оказывается воздействие неправильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода развития - потребности в автономии, уважении, самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном "мы") .

Существует попытка описать воспитание в семье через роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку родителями. Детские роли четко выявляют гибкость и адекватность.

"Козел отпущения". Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка.

"Любимчик". Она - возникает тогда когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке.

"Бэби". В этой роли ребенок отдален от родителей, он как бы вытесняется из семьи, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого не чего не зависит.

"Примиритель". Ребенок в такой роли равно включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье.

Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

1.2.4 Детско-родительские отношения в подростковом возрасте

Специфика родительского отношения заключается также в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родите ей.

По мере взросления детей, в отношениях их и родителей возникают проблемы в общении,. непонимания, конфликтные ситуации. Сложный период в детско - родительских отношениях наступает, когда начинается переходный возраст.

Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в V - VIII классах средней школы. За эти четыре года бывший ребёнок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях "переходный", "трудный", "критический" возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.

Пусковым механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Эта скрытая гормональная перестройка обусловливает характерный для подростка "скачок В росте" и половое созревание. Перестройка в эндокринной системе часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Несмотря на значительные внешние изменения, происходящие в этом возрасте, говорить об окончательном формировании взрослого организма преждевременно, т.к. наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, приводящая нередко к дисгармоничному типу развития, сопровождающемуся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Неравномерность роста и главным образом непропорциональность развития костей и мышц приводит К известной неуклюжести, угловатости, характеризующей подростков. Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной возрастной группе и в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие переживания могут обостриться в связи с возникновением интереса к другому полу, повышающегося внимания к собственной внешности.

По складу личности младший подросток - общественник. Ребят привлекает коллективный образ жизни и деятельности, они тянутся к совместной деятельности, к активному участию в жизни школьного коллектива. В любом мероприятии предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу. Для ребят очень важно почувствовать, что их труд и они сами кому-то нужны. Формализм в организации общественно полезной деятельности младших

Подростков разрушает их стремление и желание работать, порождает индивидуалистические тенденции.

Серьёзные изменения претерпевают отношения подростка родителями. Свои претензии на новые права подросток, прежде всего, распространяет на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они и не всегда достаточно разумны и зрелы, проявляет обострённое чувство собственного достоинства. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к его личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности. Возникающее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями её осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора. Недостаток внимания со стороны родителей может привести к педагогической запущенности и возникновению на её основе зависимости от более сильных и самоуверенных сверстников и старших ребят:

Формирование личности подростка процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания.

Юность в возрастной психологии обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Это весьма значительный период в жизни человека, связанный с завершением физического развития, выходом на определённую ступень индивидуального развития и приобретением социального статуса взрослого человека, расширением прав и обязанностей.

Начальный период - ранняя юность (15 - 18 лет). Многие авторы считают переломным пятнадцатилетие, сущность которого выразить в единой формуле невозможно, так как основная его особенность состоит в быстром нарастании индивидуальности. Внешняя монолитность подросткового возраста с его приверженностью норме начинает расслаиваться, идёт формирование новых общностей, объединяющих молодых людей уже не по формальным признакам (школьный класс, учебная группа, кружок и т.п.).

Процесс развития обусловлен изменениями физиологическими, психологическими, социальными. В это время завершается физическое развитие человека. Идёт формирование скелета, интенсивный рост мышц, относительная стабилизация физических качеств, оформляется внешний облик молодого человека. В целом общие умственные способности человека к этому времени, как правило, уже сформированы, но они продолжают совершенствоваться. Особенно активно в этом возрасте развивается самостоятельность мышления, которое базируется на убедительной, обоснованной и доказательной аргументации. Интересы с частных вопросов переключаются на вопросы глобальные: вопросы мироздания, возникновения и развития жизни, происхождения человека, смысла его жизни, общественных отношений.

Юность - время перехода к самостоятельности, усложнения систем отношений. расширения круга лиц, с которыми нужно сообразовывать своё поведение - всё это активизирует самопознание, самооценку и становление самосознания. Речь идёт не только о познании собственных качеств, освоении новых систем отношений, учёте оценки, которую тебе дают другие, но и о становлении определённого мироощущения, формировании мировоззрения. Однако так как в ранней юности сохраняется в целом такая же ситуация развития, что и в подростковом возрасте, остаются условия для трудностей и конфликтов. В процессе самоопределения особенно глубокую перестройку претерпевают системы отношений, и в первую очередь это касается отношений с родителями. Нарождающееся чувство взрослости ведёт к необходимости освободиться от сковывающей опеки родителей, перестроить отношения с ними на основе равенства. Возникающий при этом достаточно часто конфликт некоторыми исследователями абсолютизируется и рассматривается как неизбежный "бунт" юности, вызывающий "конфликт поколений". Взаимоотношения же отцов и детей зависят от целого ряда социальных и психологических условий, и конфликт не является неизбежным. Возникновение психологического барьера между детьми и родителями во многом зависит от того, как последние понимают смысл юношеского стремления к автономии и в какой мере понимают его.

родители ребенок воспитание старшеклассник

1.2.5 Роль семьи в развитии подростков, юношей и девушек

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками. Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополняющими. Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток чувствует себя наиболее спокойно и уверенно. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтверждён и оправдан.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становить я потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. самым важным и влиятельным фактором развития была и остается родительская семья. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом, только меняется характер этой зависимости.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких значениях:

как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, "удельный вес" их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства "лидирует" первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить.

.2.6 Механизмы влияния родителей на подростков и юношество

Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость И наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ 'Я'. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Очень плохо, когда подростку не хватает родительской любви, потому что ему необходимо знать, что его любят и принимают таким, какие он есть, что он кому-то небезразличен. Именно семья может создать для подростка атмосферу душевного комфорта, помочь ему почувствовать свою защищенность и уверенность в себе. Если у подростка нет неоспоримых доказательств этой любви, то он перестает стремиться быть лучше и в результате становится неспособным выявить лучшие свои качества. Именно осознание своей ценности помогает ему психологически развиваться. В основе прочных взаимоотношений с ребенком лежит безусловная любовь, не зависящая от качеств и особенностей ребенка. Только такая любовь способна помешать развитию у подростка обидчивости, оградить от ощущения собственной ненужности и неполноценности. Потребность в любви удовлетворяется, когда родители сообщают ребенку, что он им дорог, нужен, важен. Такие сообщения могут содержаться в приветливых взглядах, объятьях, ласковых прикосновениях. Но это не значит, что родителям всегда должно нравиться поведение детей, что они не могу выражать свое недовольство поступками детей. Можно выражать недовольство только отдельными поступками детей, а не ребенком в целом. Однако, недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие. Сообщать ребенку о чувствах, испытываемых родителями, можно по-разному. Часто родители используют неэффективный метод. Гнев, раздражение, ярость - плохие советчики. Поддавшись их влиянию, родители повышают голос, требуют немедленного послушания, грозят наказанием. Делают это они с благим намерением - изменить в лучшую сторону нежелательное поведение, однако, все безрезультатно. Что же лежит в основе возникающего отчуждения? Во-первых, реально существующее изменение позиций в отношениях с подросшими детьми. Но, во- вторых, что гораздо важнее, неумение взрослых учесть эти изменения и нежелание сделать свои взаимоотношения с юношами и девушками, отвечающими этим изменениям. Слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность и принуждение; пренебрежение равноправным характером взаимоотношений с юностью; отказ от создания благоприятного морально-психологического климата. Все то, что крайне пагубно скажется и на воспитании подростков, и на взаимоотношениях родителей с ними. В соответствии с первой из них родители окончательно убеждают себя в том, что власть над детьми дана "от бога" и начинают деспотически навязывать юности свои мнения, суждения, оценки и решения. Позиция эта чревата серьезными последствиями. Встретив сопротивление со стороны взрослых детей, родители могут прийти к убеждению, что юношеский стиль жизни безнравствен и злонамерен, и в своих попытках исправить дело дойдут до того, чтобы жестко определить стиль одежды, обуви, фасон прически и нормы поведения, "пристойные" для юношеского возраста. Вторая крайность состоит в том, что родители начинают попросту побаиваться быстро взрослеющих и стремительно умнеющих детей и постепенно капитулируют перед ними; стремятся "не отстать от молодежи"; боятся получить от нее упрек в консерватизме и обретают в награду (в лучшем случае) снисходительную улыбку нового поколения. Обе позиции чреваты нарушением нормальных взаимоотношений (озлобленностью и неприятием старших в первом случае; скептически снисходительным, а то и презрительным отношением к ним во втором) между поколениями, а заодно и потерей взрослой стороной авторитета в глазах юности. Кроме того, это самое нарушение взаимоотношений неизбежно выльется в серьезнейшие дефекты воспитания семьянина.

Третий тип получил название легитимной, или, иначе, узаконенной, власти изначально естественно дарованной родителям и другим взрослым, но тающей в юношестве, как снежный ком под лучами весеннего солнца. Четвертый тип власти - это власть экспертная, основанная на несомненных, заверенных в высоких инстанциях знаниях в какой-то области. Тип пятый информационная власть, базирующаяся на наличии у ее носителя какой-либо нужной и важной информации. Шестой тип - власть референтная, целиком и полностью вязанная с тем, что человека выбрали в качестве эталона и оттого всецело согласны поступать в соответствии с его указаниями, целесообразность которых сомнений, естественно, не вызывает.

Мы не случайно уделили столько внимания власти и авторитету взрослых. По мнению специалистов, предпочитаемый тип власти и, соответственно, ориентация на определенный вид авторитета четко взаимосвязаны с преимущественным стилем взаимоотношений. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо про водит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний. Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым 'Я'. Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и 'отменить' эффект прошлого опыта невозможно. Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и Т.Д. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля , когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

> родители регулярно указывают детям, что им делать;

>ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение. к его голосу не прислушиваются;

>ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

>решение часто принимает сам ребенок;

>ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Отсюда возникают ссоры, причинами которых могут быть самыми разными. Но результат всегда один: и родители не довольны, и дети чувствуют себя подавленными. Этот вопрос всегда особо остро встаёт, когда дети достигают подросткового возраста, однако, не всегда родители и дети осознанно подходят к этой проблеме. Поэтому в нашем исследовании мы попытались разобраться в причинах данного конфликта, сопоставив взгляды обеих сторон.

Глава 2. Практическая часть. Экспериментальное исследование взаимоотношений старшеклассников и родителей

.1 Программа исследования

Эта глава посвящена описанию конкретного психологического исследования, которое направлено на выявление отношений между родителями и детьми в семье. Как указывалось выше, целью нашей работы является исследование взаимоотношений детей и родителей в семье. Задачами, кроме анализа литературы, являлось исследование взаимоотношений детей и родителей в семье, а так же выявление взаимосвязи между родительским отношением и отношением ребенка к родителям. Исследование проводилось в 4 полугодии 2008 учебного года в СОШ школе №28. В нем приняли участие учащиеся 9а (29 ч.), 9б (23 ч.), 10а (26 ч.), 10б (21 ч.), llа (18 ч.), 116 (13 ч.), 11в (21 ч.), 11г (14 ч.), а также их родители: 34 родителя 9-ых,22 родителя 10-ых,28 родителей ll-ых классов. Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить задачи, нами было проведено анкетирование старшеклассников и их родителей. Анкеты были составлены таким образом, чтобы, по возможности, учесть все аспекты, влияющие на взаимоотношения родителей и детей (текст анкет приведен в приложении 1). Нами было проведено анкетирование обеих сторон, чтобы сопоставить их взгляды на данную проблему, поэтому анкеты, предложенные родителям и старшеклассникам, были сходны. Например, первый вопрос в анкете для детей звучал таким образом: "Нравится ли вам общение с собственными родителями?", а родителям был предложен вопрос: "Нравится ли вам общение с собственными детьми?". Анкеты отличались только по одному пункту. Было выявлено, что если в основе конфликта лежит борьба за внимание, то родители чувствуют раздражение, если месть - обиду, противостояние - гнев, неблагополучие безнадежность или отчаяние.

2.2 Анализ полученных результатов

Рассмотрим полученные в исследовании результаты. Они представлены в диаграммах. Диаграммы составлены таким образом, что варианты ответов расположены по убывающей от наиболее позитивного к негативному. Диаграммы содержат данные анкетирования учащихся по каждой классной параллели (девятых, десятых и одиннадцатых классов) и в среднем по школе. Там же приведены данные анкетирования родителей по параллелям (девятых, десятых и одиннадцатых классов) и среднее по школе. По каждому вопросу сопоставлены средние результаты по классным параллелям девятых, десятых, одиннадцатых классов и по школе в целом, причем отдельно по учащимся и по их родителям.


Из данной диаграммы видно, что почти всем родителям нравиться общение с детьми и в среднем только 10% родителей оно нравиться иногда. Тогда как среди старшеклассников ответ: "общение иногда бывает интересным" занимает больший процент, чем у родителей, а так же встречается ответ: "общение не нравится".


Большинство родителей девяти- и одиннадцатиклассников считают, что критикуют своих детей иногда и часто, тогда как в среднем 15% старшеклассников считают, что критикуют их всегда. Родители десятиклассников считают, что критикуют своих детей всегда и часто, а 2% самих десятиклассников считают, что родители их никогда не критикуют.



По всем параллелям только у старшеклассников наблюдается ответ: " никогда", тогда как никто из родителей не выбрал такой вариант ответа. Наибольшая разница в ответах старшеклассников и родителей наблюдается в параллели 11 классов.


В девятых классах наблюдается довольно большая разница в ответах старшеклассников и родителей: по мнению родителей их ссоры с детьми происходят гораздо чаще, чем по мнению детей. В параллелях десятых и одиннадцатых классов ситуация меняется: несмотря на невысокую разницу в ответах, старшеклассники указывают на большую частоту ссор и споров, чем их родители.


Большинство родителей считают что сообщают своё недовольство детьми прямо. В параллелях девятых и десятых классов в среднем около 30 % старшеклассников считают, что родители выражают недовольство поступками детей косвенно, то есть не обвиняя их в этом. В одиннадцатых классах мнение родителей и детей почти сходны.

В среднем родители считают, что хотя бы иногда обнимают своих детей. Тогда как среди старшеклассников встречается ответ: "никогда". По мере взросления детей частота объятий, по мнению родителей и старшеклассников, снижается.


По мнению родителей, они проявляют интерес к жизни детей чаще, чем считают старшеклассники. Наибольшая разница в ответах наблюдается в параллели 11ых классов.


Ответы старшеклассников указывают на большую частоту вмешательства в их личную жизнь со стороны родителей, чем ответы самих родителей. Наибольшая разница в ответах родителей и старшеклассников наблюдается в параллели десятиклассников.


По мере взросления детей их отношение к вмешательству родителей в их личную жизнь меняется с принятия "как должное" на "терпимое". А раздражительное отношение остается примерно на одно м уровне. В одиннадцатом классе как по мнению родителей, так и по мнению детей высока доля раздражительного отношения. Однако преобладающим отношением во всех параллелях является "терпимое", это видно из ответов и родителей и старшеклассников.

По мере взросления детей процент ответов "нет ограничений" возрастает как по мнению родителей , так и по мнению старшеклассников, а для ответов "ограничений очень много" уменьшается. В целом преобладает ответ "ограничения есть".


По мере взросления детей процент ответов "иногда" у родителей уменьшается, а у старшеклассников увеличивается. Как у родителей, так и у детей преобладает ответ "всегда".

Выводы

1) Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

2) Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего.

3) Воспитательные воздействия должны строится с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

) Воспитание должно строится с опорой на положительное начало в растущем человеке.

5) Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Заключение

Семья является первой и важнейшей ячейкой общества, закладывающей и формирующей нравственные начала, жизненные принципы ребенка, подготавливающей ребенка к жизни. Семья является первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Развитие ребенка и помощь ему не возможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо выделяют родительскую любовь. Она величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе. Она - условие :и неиссякаемый источник отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям. В атмосфере любви и близости удовлетворяется потребность ребенка в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере любви, близости, доверия, забота друг о друге оказывает сильнейшее влияние на психику ребенка и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализаций его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.

Любовь - стоит в начале и в конце воспитания. Детства, полного любовью, хватает на всю оставшуюся жизнь. Она наполняет ребенка внутренними защитными силами против всего, что мешает его творческим задаткам. Необходимо наполнить воспитание любовью и привязанностью. Конечно, у вашего ребенка могут быть кризисы, сложности и неудачи, но не может быть полного поражения.

Любить - это значит принимать ребенка таким, какой он есть, каким бы ни дала его нам судьба. Но принятие ребенка означает самоотверженность. Только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его. Тот, кто никогда не переживал этого в семье, кто был лишен этой духовной защиты, страдает всю жизнь.

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. С наступлением подросткового возраста, родители сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях со своим ребенком, недопонимания с обеих сторон ведут к конфликтам и более серьезным последствиям. В наше время очень много подростков, которые от не до понимания, и конфликтов дома с родителями пускаются во все тяжкие (наркомания, алкоголизация, разбой и т. д.). Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.'

Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее "доброго" взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависим от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может. меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся к стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.

Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к "уходам" из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.

Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя И обид подростку.

Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.

В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития.

Конфликт в отношениях родителей и детей не возникает случайно и внезапно. Следствиями ускоренного темпа современной жизни часто являются родительская неподготовленность, непонимание особенностей переходного возраста, неготовность принять происходящие изменения, научиться правильно на них реагировать и помочь тем самым подростку пережить этот и для него тоже нелёгкий период. Поэтому мы и решили рассмотреть проблемы взаимоотношений между родителями и подростков в семье, считая эту тему достаточно актуальной в современных условия.

Становление личности подростка процесс сложный и неоднозначный наряду с педагогическим воздействием происходит процесс самовоспитания. По этому, строя взаимоотношения с подростками, чрезвычайно важно знать и учитывать, образцы и ценности, на которые они ориентируются, что для них является важным и значимым.

Между родителями и детьми возникают ссоры, вызывающие огорчение, недовольство, чувство подавленности с обеих сторон. В основе отчуждения, возникающего между родителями и детьми, зачастую лежит неумение взрослых строить отношения с подростком, учитывая необходимость изменения позиций в отношениях с подросшими детьми. Этот вопрос впервые серьёзно встаёт в подростковом возрасте и может привести к напряженным отношениям и конфликтам в случае, когда родители и дети неосознанно подходят к возникшей проблеме.

Поэтому главной целью нашего исследования было, сопоставив взгляды родителей и детей и проследив отношение каждой из сторон к данной проблеме, попытаться разобраться в причинах возникающих конфликтов. Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить задачи, нами было проведено анкетирование старшеклассников средней школы №28 и их родителей. При составлении анкет мы постарались учесть основные аспекты, влияющие на взаимоотношения родителей и детей.

При обработке результатов анкетирования была выявлена общая закономерность, а именно у родителей наблюдается больший, чем у детей, процент ответов, указывающих на возникновение конфликтных ситуаций между ними. Например, больший процент родителей (по сравнению с детьми) считают частоту споров и ссор с детьми высокой. Однако, на вопрос: "Часто ли родители говорят добрые слова в адрес детей?" (вопрос N4) во всех параллелях девятых, десятых и одиннадцатых классов в среднем 8% старшеклассников дали ответ "никогда", В то время как родители не выбрали этот вариант ответа.

В целом можно сделать вывод: дети более радикально подходят к их взаимоотношениям с родителями. Старшеклассники более остро воспринимают их контакты с родителями и мнения родителей о них самих.

На вопрос: "Нравится ли вам общение с собственными детьми?" подавляющее большинство родителей дали ответ "конечно нравится". Среди старшеклассников в среднем лишь половина ответила так же на сходный вопрос: "Нравится ли вам общение с собственными родителями". Среди детей встречается так же отрицательный ответ. Это свидетельствует о том что независимо от ссор и споров, родители дорожат общением со своими детьми. Дети же, не всегда находя взаимопонимание с родителями. ощущают неудовлетворение от этого, и, скорее всего, пытаются найти его среди своих друзей. Взрослых больше всего настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные взрослые окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения его в жизньих энергии. При этом им нужны любовь и понимание.

Библиография

1.     Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М: Просвещение, 1991

2.      Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? - М: Профиздат, 1992

.        Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком как? - М: Просвещение, 2001

.        Казаков В.Г. психология. - М: Высшая школа, 1989

5.     Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М: Просвещение,

1988

6.     Кон И.С. Психология ранней юности. - М: Просвещение, 1991

7.      Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М:

Педагогика, 1975

8.     Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. - М: Мир, 1994

9.     Шнейдер Л.Б. Семейная психология. - Екб: Деловая книга, 2006

Похожие работы на - Исследование взаимоотношений старшеклассников и родителей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!