Рецензирование научно-популярного издания с большим количеством иллюстраций

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    167,46 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рецензирование научно-популярного издания с большим количеством иллюстраций

Калининградский Технический Колледж












Курсовой проект

на тему: «Рецензирование научно-популярного издания с большим количеством иллюстраций»

Работу выполнил студент Сажина Мария Олеговна

Работу проверил преподаватель Белоусова Светлана Павловна



г

Содержание

Введение.       Главная часть

1. Рецензирование издания

.1 Внешнее оформление

1.2 Титул

1.3 Оборот титула

1.4 Начальные и концевые полосы

1.5 Рубрикация

1.6 Иллюстрации

1.7 Виды текстов

.8      Выделение в тексте

ІІ. Полиграфическое исполнение

Заключение



ВВЕДЕНИЕ

Характеристика научно-популярной литературы:

Предметом описания произведений научно-популярной литературы является наука, а задачей - популяризация, распространение научных знаний среди широкой аудитории читателей.

Этот вид литературы считают ответвлением литературы научной, так как содержание и той и другой - достоверный материал науки. Различие же между ними определяется степенью сложности и характером изложения. В этом плане тексты научно-популярной литературы специфичны.

Научно-популярную литературу следует рассматривать как явление массовое и по жанрово-тематическому направлению, и по охвату читательской аудитории.

Научно-популярное издание (НПИ) - издание, содержащее сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Целевое назначение НПИ - распространение и пропаганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содержат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выводов, знание которых необходимо обществу в целом.

По читательскому адресу НПИ подразделяются на издания, рассчитанные:

) на массового читателя;

) на лиц, не являющихся специалистами в данной области;

) на специалистов, работающих в смежных областях науки;

) на практических работников, желающих использовать результаты научных исследований в своей профессиональной деятельности.

Среди НПИ наиболее распространены научно-популярные монографии, очерки, тематические сборники, серии, избранные сочинения, обзоры, энциклопедии.

Научная монография содержит всестороннее изложение научно-популярным языком результатов исследования научной проблемы.

Научно-популярный очерк - описание научно-популярным языком отдельных периодов истории науки, техники, производства.

Тематические сборники научно-популярного изложения могут быть посвящены отдельной актуальной проблеме науки либо носить подытоживающий характер.

Многотомные издания посвящены проблеме, требующей подробного описания или многоаспектного раскрытия.

Научно-популярный обзор содержит вторичную научную информацию, представляющую собой описание научно-популярным языком совокупной характеристики современных достижений науки, техники, культуры, производства. Эти виды НПИ предназначены для ознакомления с ними специалистов и неспециалистов.

Научно-популярная энциклопедия - это популярное изложение в систематизированном виде содержания лексических единиц определенной отрасли знания. Она обеспечивает ориентацию неспециалистов в понятийном аппарате отрасли знания.

Структура и справочный аппарат НПИ имеют ряд особенностей. Характер предисловия к изданию во многом зависит от конкретного адресата. Научные термины используются крайне умеренно. В изданиях, рассчитанных на читателей с начальной подготовкой, имеются контрольные вопросы, список рекомендованной литературы. В изданиях, ориентированных на более подготовленного читателя, представлены научные произведения. ПИ представляют собой, как правило, малообъемные издания с большим количеством иллюстраций. Среди них большой процент брошюр. В книгах по естественным и прикладным наукам в качестве иллюстраций нередко применяется карикатура - рисунок, в котором в юмористической форме изображаются различные явления и процессы. НПИ выходят в основном в сюжетно-шрифтовых многокрасочных обложках.

полиграфический рубрикация научный читатель

I. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

.        Рецензирование издания

.1 Внешнее оформление

На первой странице обложки официальных и нормативных изданий обязательно приводят: наименование официального учреждения; имя автора (авторов); заглавие издания.

Издатель также может приводить на первой странице обложки, суперобложки или на передней стороне переплета все выходные сведения, которые указаны на титульном листе издания. При отсутствии титульного листа на первой странице обложки приводятся все необходимые выходные сведения (по ГОСТ 7.4).

При толщине книжного блока свыше 9 мм на корешке обложки, переплета указывают:

имя автора (авторов);

заглавие издания;

обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий);

первые и последние слова или буквы (для многотомных справочных изданий и словарей).

Сведения на корешке книги печатают в установленной выше последовательности сверху вниз. Для книг, толщина блока которых превышает 40 мм, возможно использование поперечного расположения приводимых сведений.

На четвертой странице обложки, суперобложки или на задней стороне переплета книги в их нижней части, как правило, приводится штриховой код издания (ISBN). Дополнительно здесь также могут приводиться сведения об авторах, о серии, об издателе и иная рекламная информация.

Чтобы читатель, увидев книгу, решил купить ее или захотел прочитать, он должен прежде всего узнать название книги и фамилию ее автора. Ему могут оказаться полезны и другие титульные данные, но из них для каждой конкретной книги приходится выбирать лишь наиболее важные, так как текст на переплете или обложке должен быть напечатан достаточно крупным шрифтом. Все же на обложках или переплетах, сторонки которых оклеены бумагой, обычно помещают несколько больше сведений, чем на переплетах, оклеенных тканью или ее заменителями,- на бумаге можно четко отпечатать более мелкий шрифт, чем на ткани или подобном ей материале.

В композицию на обложке или переплете часто входят, кроме шрифта, еще и изобразительные элементы - орнаментальные, эмблематические (или символические), тематические, сюжетные. Все они в той или иной мере говорят о содержании книги.

Изображения, помещаемые на переплете или обложке, могут иметь, как и шрифтовые надписи, информационное значение. Например, изображение печатной машины сообщает о полиграфической тематике книги. Но и при таком подходе нельзя допускать, чтобы изображение на переплете или обложке было шаблонным, оно должно быть выразительным и интересным.

Большой интерес к книге могут вызывать изображения, не прямо рассказывающие об ее содержании, а лишь ассоциативно связанные с ним. Такое решение возможно не только в изданиях художественной литературы, но и в агитационно-пропагандистских, научно-популярных и других.

На корешке переплета или обложки, если его ширина позволяет, печатают название книги, или фамилию автора, или то и другое. В многотомных изданиях на корешке указывают и порядковый номер тома. В зависимости от толщины книги надписи на корешке могут быть помещены как поперек, так и вдоль его.

На корешке, отчасти в декоративных целях, нередко помещают орнамент или небольшой рисунок. Вместе с тем по этим графическим элементам легче отличить определенную книгу от других (когда мы видим их со стороны корешка). Такой прием может быть интересно использован в изданиях художественной и научно-популярной литературы при серийном оформлении.

Все графические элементы - шрифтовые надписи, изображения, помещенные на обложке или переплете,- должны быть композиционно объединены. К композиции передней сторонки в известной мере относится сказанное выше о логичности построения титульного листа.

Отметим некоторые специфические особенности оформления переплета и обложки. Одна из них - широкое использование цвета. Печать на обложке и переплете очень часто делается в несколько красок, и их удачное сочетание с цветом и фактурой бумаги и переплетных материалов позволяет получить большой художественный эффект. Спокойному оформлению более соответствуют нерезкие сочетания цветов, динамичному - контрастные.

Другая особенность оформления некоторых видов переплета - применение тиснения, то есть такой печати, которая изменяет рельеф поверхности переплетной крышки. Тиснение используют главным образом на переплетах, оклеенных тканью или ее заменителями, а иногда - и на оклеенных достаточно прочной бумагой.

1.2 Титульный лист

Титул - страница издания, на которой размещаются основные библиографические данные: фамилия автора, название издания, подзаголовок (при наличии), место издания, название издательства и год издания. На титуле также могут быть помещены: название жанра издания, фамилии редактора и переводчика, название и знак серии, номер выпуска и др.

Шрифтовое оформление каждого элемента титула должно соответствовать его значимости, а расположение всех элементов относительно друг друга придавать титулу композиционное единство и завершенность.

Рис. 1. Варианты построения титульного листа: симметричное, фланговое и смешанное

В подавляющем большинстве случаев гарнитура титульного шрифта соответствует гарнитуре шрифта основного текста. Это не исключает применения других гарнитур для всего титула или для его элементов. Однако отклонение от принципа одногарнитурности должно найти подтверждение в общем стиле оформления издания.

При наборе титула желательно отдавать предпочтение шрифтам светлого начертания. Полужирные и жирные варианты применяются редко, преимущественно при наборе всего титула этими шрифтами. Название издания и фамилии авторов могут быть набраны полужирным или жирным шрифтом при общем светлом оформлении.

Различные приемы выделения (курсив, разрядка, подчеркивание и т.п.) зависят в каждом случае от содержания титула и стиля оформления издания.

Выбор кегля шрифта для элементов титула зависит от формата полосы набора, числа элементов титула, количества и длины строк каждого элемента.

1.3 Оборот титула

Аннотации набирают шрифтом той же гарнитуры, что и основной текст, но кегль понижают на один-два пункта. Допустимо применение курсивного варианта шрифта.

Набирают аннотацию на формат, несколько меньший формата набора основного текста. Располагают ее по центру полосы с большим или меньшим спуском в зависимости от объема.

Знак охраны авторского права помещают в нижнем правом, библиотечный индекс в верхнем левом, а комплексный книготорговый индекс в нижнем левом углу полосы набора.

При размещении других элементов на обороте титула для каждого из них выбирают шрифты пониженного по сравнению с основным шрифтом кегля в различных внутрикегельных вариантах.

.4 Начальные и концевые полосы

         НАЧАЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ

         В случае разбиения издания на разделы, главы и т.д. для подчеркивания рубрикации издания и облегчения пользования эти разделы (главы) могут начинаться с новых страниц (полос). Традиционное оформление предусматривает начало текста на этих страницах не с верха полосы, а несколько ниже - с так называемым спуском. Эти полосы называются начальными. Размер спуска не регламентирован и зависит от выбранного стиля оформления.

Начальные полосы могут быть набраны со спуском или без него.

На начальной полосе размещают заголовки данного раздела. Расположение текста на листе и выключка строк выбираются произвольно.

Рис. 2. Варианты выделения начальной полосы

Кроме заголовков на спусках также располагают тематические иллюстрации, орнаментальные украшения (заставки). Начальная буква первого абзаца на начальных полосах может быть оформлена в виде инициала (рис. 3).

Рис. 3. Варианты расположения инициала на полосе набора

        

         КОНЦЕВЫЕ ПОЛОСЫ

(рис. 4) - это полосы, предшествующие очередным начальным. Они должны быть несколько больше спуска.

Рис. 4. Варианты оформления концевой полосы

На концевых полосах могут быть размещены орнаментальные украшения (концовки).

.5 Рубрикация

Спусковая рубрика Этот вид заголовка, расположенного в пробеле спусковой полосы, иногда смешивают с рубрикой, которая также размещена перед текстом на спусковой полосе, но отличается от спусковой тем, что одноступенные с ней рубрики стоят и внутри текста, т.е. представляет собой одну из рубрик в разрез текста, не разрезающую его только потому, что является первой и не имеет перед собой текста. Такая, не спусковая рубрика должна быть поставлена непосредственно перед текстом и отбита от него так же, как и одноступенные с ней заголовки в разрез текста. Место же для спусковой рубрики - под шапкой, в середине спускового пробела, в любом другом месте его. Чем больше отделена спусковая рубрика от текста, тем резче подчеркивается вид рубрики по ведущему в данном случае признаку - положению на полосе, благодаря чему можно не прибегать к набору спусковой рубрики шрифтом другого кегля и начертания по сравнению со шрифтом рубрик следующей ступени.

Спусковая рубрика применяется в изданиях произведений с очень сложной многоступенной рубрикацией (3 ступеней и более) с целью сократить число ступеней с заголовками в разрез текста для лучшего графического различения каждой ступени.

Рубрика в разрез текста с отбивкой от него Такая рубрика (помещаемая внутри текста с отбивкой от предшествующего и последующего текста, начальная - только от последующего) применяется практически во всех изданиях, кроме изданий нерубрицированных или с многочисленными мелкими рубриками, ставить которые вразрез неэкономно. Рубриками в разрез текста могут быть рубрики нескольких ступеней, различаемых кеглем и начертанием шрифта. Такие рубрики заставляют читателя сделать паузу перед чтением следующего подраздела и благодаря этому осмыслить прочитанный текст.

Старшая рубрика в разрез текста замыкает виды рубрик, при использовании которых подразделы набирают в подверстку, когда нет ни спусковых, ни концевых полос внутри издания, что благоприятно сказывается на емкости печатного листа

Рубрика в разрез текста без отбивок от него или только с верхней отбивкой Применяется в изданиях с очень сложной многоступенной рубрикацией и большим числом мелких заголовков, когда к изданию предъявляются требования особой компактности ( например, справочные издания). Цель - сократить число ступеней заголовков, различающихся только шрифтовым оформлением, а также уменьшить потери площади из-за пробелов. Само положение заголовка без отбивки позволяет оформить его так же, как заголовок предшествующей ступени, не уменьшая кегля и не меняя начертания шрифта.

Форточка - заголовок-врезка с оборкой основным текстом - применяется главным образом в изданиях учебного назначения, требующих от читателя осмысления и запоминания большого фактического материала со сложными взаимосвязями. Книги с форточками выходят все реже, т.к. усложняют набор и верстку. Цель применения - не разрывая изложения, обозначить заголовками основные вехи описываемого процесса или стороны характеризуемого объекта, обобщенно выразить основной смысл части текста (наметить как бы пункты конспекта).

Скрытые в тексте рубрики Это заголовки - внутритекстовые выделения, которые применяют в изданиях с очень большим числом ступеней рубрикации (10 и более); в изданиях с форточками, требующих введения подчиненных заголовков; в изданиях с мелкими подпараграфами. Цель - компенсировать нехватку оформительских средств для того, чтобы лучше различать заголовки разных ступеней; использовать единственную возможность выразить подчиненность заголовков форточкам!; увеличить емкость печатного листа благодаря тому, что заголовки не выделены в отдельные строки с отбивками от текста. Если внутритекстовые рубрики целесообразны, но автор не ввел их, редактор должен при оценке рукописи предложить автору переработать текст и рубрикацию либо изменить авт. оригинал при правке: после перепечатки оригинала замена обычных рубрик внутритекстовыми потребовала бы вторичной его перепечатки.

Родовые названия (обозначения) рубрик в сочетании с цифрами-номерами или литерами Такие рубрики (часть первая, раздел А, глава 1) применяются в изданиях всех видов литературы, знак параграфа (§ 28) - только в изданиях технической, нормативно-инструктивной и подобной литературы. Цель - отделить и так обозначить разделы и подразделы, тему которых словесно определять нет необходимости, чтобы лучше различалась соподчиненность рубрик.

Спусковая система рубрикации В изданиях с многоступенной рубрикацией (8 ступеней и более), где, кроме глав, подглав, параграфов, подпараграфов, есть еще и разделы, подразделы, части, подчасти, невозможно обойтись бесспусковой рубрикацией, не нанеся ущерба читателю, не снизив существенно удобства пользования изданием. Поэтому, несмотря на уменьшение емкости печатного листа при спусковой системе рубрикации, в таких случаях приходится ради интересов читателя отдавать ей предпочтение.

Чтобы потери бумаги при спусковой системе рубрикации были меньшими, важно выбрать минимально возможный формат издания. Чем формат больше, тем больше площадь пустых мест на спусковых и концевых полосах внутри издания и ниже процент использования площади бумаги. Можно также помещать в пробелах концевых полос справочные или иные данные, а спуск выбирать небольшой высоты.

1.6 Иллюстрации

Верстка иллюстраций в издании должна быть единообразной по размещению. При открытой верстке все иллюстрации должны стоять в верхней или нижней части полос, примыкая к тексту одной стороной (иллюстрации в оборку - двумя сторонами). При закрытой верстке все иллюстрации должны быть сверху и снизу закрыты не менее чем тремя строками текста (иллюстрации в оборку должны примыкать к тексту с трех сторон).

Иллюстрации отбивают от текста сверху в пределах 1 1/2 кегельных, снизу -3 кегельных (снизу всегда больше, чем сверху). Если подпись к иллюстрации располагается под ней, то ее отбивка от рисунка должна быть меньше, чем от следующего текста.

Общая высота иллюстрации с подписью и отбивками должна быть кратна кеглю основного шрифта, а для иллюстраций в оборку - кеглю шрифта, которым делается оборка.

При верстке прямоугольных иллюстраций в углу или в край полосы внешние контуры должны размещаться строго по линиям текста полосы.

В изданиях, в которых иллюстрации тесно связаны с текстом, их, как правило, располагают после ссылки и возможно ближе к ней. Желательно, чтобы иллюстрация помещалась на той же полосе или развороте, что и ссылка на нее. В особых случаях допустим перенос иллюстрации на следующий разворот (например, при объединении нескольких иллюстраций в одну полосу), при этом следует дополнить ссылку на рисунок словами.

Не следует заверстывать иллюстрацию в начале или конце раздела, т.е. сразу после заголовка или непосредственно перед ним, а также на концевой полосе издания. В изданиях научно-технической литературы это возможно, если ссылка на рисунок находится на той же полосе, причем он должен быть закрыт снизу не менее чем тремя строками.

При заверстке иллюстрации поперек полосы (лежа) она должна быть на четной полосе верхней стороной к наружному, а на нечетной - верхней стороной к корешковому полю.

Похожие работы на - Рецензирование научно-популярного издания с большим количеством иллюстраций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!