Роль управления интеллектуальной собственностью

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,72 Mb
  • Опубликовано:
    2012-01-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль управления интеллектуальной собственностью

Содержание

Введение

Роль управления интеллектуальной собственностью

Вывод

Использованы источники

Введение

Тема контрольной работы «Роль управления интеллектуальной собственностью» по дисциплине «Управление Экономикой».

Цель работы - определить и охарактеризовать тенденции и особенности становления шестого технологического уклада мировой экономики; осуществить анализ и показать роль защиты прав интеллектуальной собственности в контексте процесса распространения новейших технологий; указать на проблемы обеспечения развития приоритетных технологий в Украине и предложить пути их решения.

В современных условиях самым важным фактором конкурентоспособности страны на мировой арене являются инновации. Расходы на исследования и разработки в таких развитых странах, как США, Германия и Япония, равны более 2,5% ВВП и достаточно существенны также в абсолютном выражении. Во всем мире они составляют сумму порядка 1 трлн. дол., из которой наибольшая часть - около трети - приходится на США. Использование последних научных достижений в производственной деятельности способствует быстрому продвижению на рынки новых технологий и продуктов.

Финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. повлек за собой новые вызовы, на которые должны быть направлены инновации. К ним относятся климатические изменения, рациональное использование энергетических ресурсов, обеспечение продовольствием, водоснабжение, а также здоровье населения.

В пределах экономики знаний продолжается активный поиск особенностей проявления порожденных знаниями инноваций на всех уровнях хозяйствующей системы. При этом справедливо отмечается, что наступила фаза непрерывных технологических революций, меняющих и производственную базу промышленности, и "структурные характеристики всего комплекса социально-экономических отношений". Ключевую роль в изменении производственной базы играет технология (точнее, ряд новых технологий), причем институциональная теория прямо согласовывает технологию и институты, которые "рассматриваются как способ выбора между технологическими альтернативами". Все больше внимания уделяется конвергентным технологиям (NBIC: nano-, bio-, info-, cognitive), в которых получение и реализация знаний являются основным процессом технологического развития. Это влияет на выбор и характер современной инновационной политики.

Инновационная политика признает права на интеллектуальную собственность наиболее важными инструментами распространения технологий и знаний. Такая связь между инновациями и правами на интеллектуальную собственность подчеркивается Европейской Комиссией. Первые попытки Европейской Комиссии разработать рациональную инновационную политику в ЕС нашли отражение в таких документах, как "Зеленый документ по инновационной политике" ("Green Paper on Innovation Policy") (1995 г.) и "Первый план действий в области инноваций" ("First Action Plan on Innovation") (1996 г.). Эти попытки показали необходимость обеспечить ученых и предпринимателей законодательно установленными возможностями в области охраны прав на интеллектуальную собственность.

Вопрос эффективного использования предпринимателями права на интеллектуальную собственность также занимает одно из главных мест в европейской промышленной политике. В частности, в документах Европейской Комиссии "Промышленная политика в условиях расширения Европы" ("Industrial Policy in an Enlarged Europe") (2002 г.) и "Проведение структурных изменений: промышленная политика в условиях расширения Европы" ("Fostering structural change: an industrial policy for an enlarged Europe") (2004 г.) констатируется, что создание необходимых условий для развития интеллектуальной собственности является основной предпосылкой для повышения конкурентоспособности европейского бизнеса. Предложения по стимулированию инновационного развития с использованием лучшего опыта и более эффективного управления интеллектуальной собственностью вошли в "Программу поддержки предпринимательства и конкурентоспособности предприятий на 2006-2010 гг." ("Support Programme for Entrepreneurship and Enterprise Competitiveness") (2006-2010 гг.). Вместе с тем программа содержит перечень мероприятий, призванных обеспечить развитие малого и среднего бизнеса, облегчить им доступ к информации о правах интеллектуальной собственности, создать или усилить службы поддержки и предоставления помощи предприятиям по эффективному управлению с помощью собственного багажа интеллектуальной собственности. Такие вопросы особенно актуализируются на этапе развития новейшего технологического базиса мировой хозяйственной системы.

Роль управления интеллектуальной собственностью

Становление нового технологического уклада начинается с зарождения и применения его ключевого фактора. Для шестого технологического уклада, развивающегося сегодня, таким фактором являются нанотехнологии, сущность которых, согласно классическим определениям, состоит еще и в следующем: если при уменьшении объема какого-либо вещества по одной, двум или трем координатам до размеров нанометрового масштаба возникает новое качество либо это качество возникает в композиции из таких объектов, то эти образования следует отнести к наноматериалам, а технологии их получения и дальнейшую работу с ними - к нанотехнологиям. Поданным научно-технологических прогнозов, объем глобального рынка наноматериатов, наноинструментов и нанооборудования в ближайшей перспективе будет постоянно увеличиваться (рис. 1).

В обозримом будущем ожидается опережающий рост использования нанотехнологии как ключевого фактора развития нового технологического уклада. Так, по оценкам Европейской Комиссии, до 2015 г. для мировой наноиндустрии потребуется около 2 млн. работников. Предполагается, что их распределение по регионам мира будет таким: до 0,9 млн. - в США, до 0,6 млн. - в Японии, до 0,4 млн. - в Европе, около 0,2 млн. - в Азиатско-Тихоокеанском регионе (кроме Японии) и приблизительно 0,1 млн. - для остальных.

В 2002-2007 гг. среднегодовые темпы роста цитирования в основных статьях, посвященных отдельным областям нанонауки, характеризовались определенными тенденциями, наглядно изображенными на рис. 2. Как видим, область наноматериалов и устройств оказалась наиболее результативной.

Рис. 1. Объем глобального рынка ианоматерналов, наноинструментов и нанооборудования в ближайшей перспективе

Рис. 2. Среднегодовые темпы роста цитирования в основных статьях из отдельных областей нанонауки в 2002-2007 гг.

Согласно статистике, значительна доля исследований ученых Сингапура по основным статьям наноматериалов и устройств (рис. 3).

Рис. 3. Относительная доля стран по основным статьям наноматериалов и устройств в 2001-2006 гг.

Патентование новейших технологий в указанной области также имеет положительные тенденции: зафиксировано увеличение их количества в 2004-2006 гг. по сравнению с 1999-2001 гг. (рис. 4).

Сегодня нанобиотехнологический сектор является самым привлекательным для венчурного капитала, и в нем осваивается больше половины всех средств в общем объеме инвестирования. Биотехнологии - один из наиболее наукоемких секторов промышленности в мире, на исследовательскую составляющую которого приходится основная часть инвестиций. Так, в США в 2006 г. только представленные на публичном рынке биотехнологические компании инвестировали в исследования 27 млрд. дол. На биотехнологии для инвестиционного финансирования в 2007 г. было привлечено свыше 25 млрд. дол., а за 2003-2007 гг. - собрано свыше 100 млрд. дол..

Рис. 4. Тенденции в патентовании нанотехнологий по сферам применения

Биотехнологическая отрасль динамично развивается в последние 10-15 лет. Так, только за пять лет (2005-2010) мировой рынок технологической продукции увеличился более чем в два раза - с 40 до 100 млрд. дол., что особенно важно для сельского хозяйства. Причиной такого стремительного роста является большой потенциал биотехнологий для решения глобальных проблем в таких сферах, как:

здравоохранение. Биотехнологии эффективно работают в направлении создания средств для лечения болезней, которые раньше считались неизлечимыми (рак, СПИД), а также большинства современных вакцин;

экологическая. Применение топлива на основе биомассы в электроэнергетике, двигателях автомобилей позволяет значительно сократить масштаб антропогенного влияния на окружающую среду;

продовольственная. Повышение урожайности путем зашиты растений от вредных насекомых и бурьянов с помощью биологических средств бактериальной, вирусной и грибковой природы, использование продовольственных культур с улучшенными свойствами.

Исследования показывают, что биотехнологический подъем переживают экономики развитых и ряда развивающихся стран, выбравших биотехнологии в качестве национального приоритета научно-технологического развития, - США, стран Европы, Индии, Китая и Бразилии. Согласно статистическим данным по странам ОЭСР, на сектор биотехнологий приходится около 10% от общего объема частных инвестиций в научные исследования (почти 33 млрд. дол. по состоянию на 2006 г.), и этот показатель увеличивается на 15-20% в год.

Согласно принятой классификации биотехнологических направлений, более 60% мирового производства относится к продукции "красной" биотехнологии (биофармацевтические препараты и биомедицина), 12% - к "зеленой" (агропишевая продукция), остальные - к "белой" (биоматериалы промышленного назначения).

Биотехнологический сектор США насчитывает сегодня 1500 компаний, в том числе 386 - публичных с обшей капитализацией около 360 млрд. дол. Доходы публичных биотехнологических компаний США в 1998-2007 гг. возросли с 20 до 65 млрд. дол., расходы на научные исследования и разработки - с 10 до 26 млрд. дол.

Исторически важная роль в финансировании биотехнологий в США принадлежала государству. Государственный фонд National Institutes of Health (NIH) - самый крупный из всех субъектов, самостоятельно финансирующих биотехнологические исследования в стране. Так, в 2000-2008 гг. годовой бюджет NIH вырос с 18 до 29 млрд. дол. Поэтому вполне закономерно, что, по данным OECD Biotechnology Statistics, в 2009 г. удельный вес США в выдаче патентов в области биотехнологий по процедуре РСТ (англ. Patent Cooperation Treaty - "Договор о патентной кооперации") был самым высоким в мире (рис. 5).

Рис. 5. Удельный вес стран в выдаче патентов в области биотехнологий по процедуре РСТ в 2006 г.

В целом развитие рынка биотехнологий в условиях глобализации демонстрирует, что сформировались все предпосылки для реального признания биотехнологий особой сферой мирового хозяйства. В биотехнологической отрасли происходят процессы укрупнения, интеграции ведущих компаний, поэтому существует возможность создания в данном секторе влиятельных ТНК (компаний типа "Monsanto", "Amgen" и др.).

Исследование развития биотехнологий в ЕС свидетельствует, что они являются стратегическим приоритетом, но при этом европейские политики и сегодня критически относятся к вопросу о потенциальной опасности генетически модифицированных продуктов для здоровья человека. Вместе с тем на рынок ЕС допущены биотехнологические лекарственные препараты крупнейших американских компаний, а также закупаются корма для животных, полученные на основе генетически модифицированных растений. Это позволяет сделать вывод о том, что перспективы для развития биотехнологий у ЕС есть.

В Докладе о мировых инвестициях отмечено, что еще одним направлением активизации научно-исследовательской деятельности является развитие экологических технологий. В частности, это может быть связано с тем, что выдвигается идея глобального партнерства с целью активизации инвестиций в низкоуглеводородную экономику и предлагаются конкретные инициативы, например, создание нового центра технической помощи для предоставления поддержки по вопросам разработки и осуществления политики в развивающихся странах. Однако, по данным ОЭСР, в 1996-2006 гг. в ведущих странах мира не наблюдалось существенных прогрессивных тенденций, касающихся патентования отдельных технологий в сфере экологии (табл.1). Такая картина вполне закономерна, поскольку в тот период экологические проблемы только дискутировались, а технологические решения еще не принимались.

Таблица 1. Удельный вес зарегистрированных патентов в отдельных технологиях в сфере экологии (% от общего количества патентных заявок по процедуре РСТ)


ЕС-27

Япония

США

Страны BRIICS

Всего патентов


1996 г.

2006 г.

1996 г.

2006 г.

1996 г.

2006 г.

1996 г.

2006 г.

1996 г.

2006 г.

Борьба с загрязнением воздуха Борьба с загрязнением воды Утилизация твердых отходов Возобновляемые источники энергии























0,8

1,0

0,7

1,1

0,6

0,6

0,4

0,2

0,7

0,8
























1,1

0,6

0,8

0,8

0,5

2,4

1,1

1,0

0,7













0,9

0,4

0,7

0,4

0,7

0,2

1,9

0,4

0,9

0,4
























0,4

0,9

0,3

0,7

0,2

0,4

0,7

1,1

0,3

0,7


В разрезе регионов, региональных объединений и отдельных стран наибольшую активность в патентовании экологических технологий проявляют страны ЕС-27 (например, в выдаче патентов, касающихся возобновляемых источников энергии, по процедуре РСТ их доля составляла почти 40% (рис. 6)). Одно из условий реализации такой политики - использование новых источников роста (инновации и экологически чистые технологии). На это направлена Стратегия экологически ориентированного роста. Новая Инновационная стратегия ОЭСР предусматривает, что инновации станут главным двигателем экологически ориентированной экономики и позволят создавать в ней рабочие места. Еще одним ключевым элементом государственной политики будут развитие и распространение экологически чистых технологий, а также соответствующих знаний.

Рис. 6. Удельный вес стран в выдаче патентов, касающихся возобновляемых источников энергии, по процедуре РСТ

С точки зрения инновационного подхода, нужно широко использовать разные механизмы, включающие ценовые инструменты и стимулы для участия компаний в экологически ориентированной деятельности, а также государственные закупки и финансирование фундаментальных исследований. Важно устранить барьеры для торговли экологически чистыми технологиями, для выхода на рынок новых фирм и улучшить условия для предпринимательства (увеличивается количество примеров того, что новые компании представляют собой серьезный источник более радикальных инноваций). Стратегия также не должна допустить, чтобы государственная политика, направленная на экологически ориентированный рост, стала источником распространения "зеленого" протекционизма.

Низкоуглеводородный, или низкоэмиссионный, рост - это новая парадигма развития, которая является его катализатором, увеличивает количество "зеленых" рабочих мест, продвигает зеленые технологии и чистую энергию. Так, Казахстан первым из центрально-азиатских стран разработал концепцию перехода к низкоуглеводородной экономике в рамках совместного проекта Программы развития ООН в Казахстане "Наращивание потенциала в области устойчивого развития через интеграцию вопросов изменения климата в стратегическое планирование в Республике Казахстан".

Однако есть и другая тенденция (рис. 7), на основе которой можно выделить ряд стран-лидеров в выдаче патентов по возобновляемым источникам энергии по процедуре РСТ, к которым, в частности, относятся Канада, Швейцария, Израиль, Италия и Швеция. В целом уже сегодня размеры низкоуглеводородных иностранных инвестиций значительны, а их потенциал - колоссальный.

Так, по существующим оценкам, низкоуглеводородные ПИИ уже достигли существенного уровня, составив в 2009 г. приблизительно 90 млрд. дол. только в трех основных отраслях:

) производстве электроэнергии с использованием альтернативных либо возобновляемых источников энергии;

) секторе рециркуляции;

) производстве экотехнологической продукции (например, ветряных турбин, солнечных батарей и биотоплива). Эти отрасли создали первые возможности для развития низкоуглеводородной экономики. Со временем низкоуглеводородные инвестиции будут осуществляться во всех отраслях, например, по мере внедрения транснациональными корпорациями процессов, позволяющих сократить выбросы парниковых газов.

Рис. 7. Удельный вес стран в выдаче патентов на использование возобновляемых источников энергии по процедуре РСТ

Правительство Великобритании намеревается потратить в ближайшее десятилетие около 200 млн. фунтов стерлингов на развитие новых источников энергии для выполнения обязательств по снижению вредных выбросов в атмосферу. Для этого в парламенте представлен "План перехода к низкоуглеводородной экономике" ("The Low Carbon Transition Plan"), который предусматривает, в частности, расширение использования альтернативных возобновляемых источников энергии, теплоизоляцию домов и установление электросчетчиков нового поколения (до 2020 г. Великобритания должна получать 40% всей электроэнергии из низкоуглеводородных источников). До 120 млн. фунтов стерлингов планируется потратить на развитие прибрежных ветряных электростанций, около 60 млн. - на технологии получения электроэнергии с помощью морских волн и приливов, еще 10 млн. - на развитие сети станций для подзарядки электромобилей. До 2020 г. планируется сократить выбросы парниковых газов на 34% по сравнению с 1990 г., что принято за точку отсчета в мировой практике и зафиксировано в Киотском протоколе. Поданным правительства, за это время вредные выбросы в Великобритании уже снизились на 22% по сравнению с 1990 г. Британская власть также подтвердила свои намерения уменьшить вредные выбросы на 80% до 2050 г. Эта планка была одобрена на саммите Большой восьмерки в Италии, а раньше Великобритания стала первой в мире страной, утвердившей эту цифру в качестве юридически обязывающей.

Сегодня ведущие эксперты сходятся во мнении, что реализация мер по сокращению выбросов парниковых газов откроет возможности для развития новых секторов экономической деятельности и приведет к структурной перестройке не только в энергетике, но и в других отраслях. Очевидно, что переход к низкоуглеводородной экономике будет сопровождаться побочными положительными экономическими и экологическими эффектами как на глобальном, так и на региональных уровнях.

В данном направлении существуют крупные научно-исследовательские проекты, которые разрабатываются и реализуются в рамках интегрированных исследований. В частности, по примеру Европы в России созданы Технологические платформы (ТП) по самым важным направлениям биотехнологий: "Промышленная технология ", " Еда для жизни"," Растения для будущего", "Лесное хозяйство", " Рыбное хозяйство и аквакультуры" и "Здоровье животных". Платформы - это новая стратегия, за которой большое будущее и которая способна охватить все сферы - здравоохранение, продовольственную безопасность, сельское хозяйство и др. Это стратегия аккумулирования научно-технологических разработок, эффективного планирования, управления, подготовки кадров, мобилизации человеческих и финансовых ресурсов с конечной целью выпуска инновационных продуктов. Также успешно развивается научно-технологическое сотрудничество между Россией и ЕС в пределах 7-й Рамочной Программы ЕС (7РП) по направлению "Биотехнология, сельское, лесное и рыбное хозяйство и еда", рассчитанная на 2007-2013 гг. На выполнение проектов в рамках концепции биоэкономики, основанной на знаниях, в 7-й Рамочной Программе выделяется около 2 млрд. евро. Следует отметить, что "Здравоохранение" и "Биотехнология" находятся на первом и втором местах в списке тематических приоритетов 7-й Рамочной Программы ЕС. Россия принимает участие в 11 проектах 7-й Рамочной Программы ЕС в области биотехнологии. В частности, на "Евразиябио" было объявлено, что Россия занимает первое место по количеству представленных в 2010 г. заявок (58) среди стран Северной и Южной Америки (21), Африки, Азии и Австралии. С 2007 г. Россией совместно с ЕС проводятся конкурсы на темы: "Продукция вакцинных белков в растениях" и "Молекулярное моделирование для рационального проектирования промышленных ферментов".

Первая европейская ТП (Advisory Council for Aeronautics Research in Europe) была создана в 2001 г.; по состоянию на октябрь 2009 г. в ЕС действует 36 ТП. Следует отметить, что европейские ТП относятся к партнерствам с участием университетов и государственных исследовательских институтов, ориентированы на улучшение взаимодействия науки и промышленности.

Их предназначение состоит в том, чтобы, во-первых, создать площадку для взаимодействия участников определенного сектора экономики с целью выявления приоритетных направлений исследований и разработок, временных рамок и плана действий в тех стратегически важных отраслях, где будущий рост, конкурентоспособность и устойчивое развитие зависят от научно-технологических достижений в средне- и долгосрочном периодах; во-вторых, сконцентрировать финансирование исследований и разработок в тех отраслях, которые наиболее значимы для развития стратегически важных секторов экономики, при этом ТП должны "покрывать" всю производственную цепочку и привлекать к решению задач развития государственные органы стран ЕС и отдельных их регионов; в-третьих, давать ответы на стратегические технологические вызовы, результаты которых могут влиять на будущую политику повышения конкурентоспособности.

Взаимосвязь между усиленной охраной интеллектуальной собственности, активизацией разработок новых технологий, обусловленной поступлением ПИИ, и передачей технологий - общепризнанный факт. Правовая охрана интеллектуальной собственности является финансовым стимулом, необходимым для инвестирования капиталов в технологические разработки. Соответственно, страны с несовершенным уровнем охраны интеллектуальной собственности не могут привлечь значительные объемы инвестиций и технологических потоков, поскольку у владельцев интеллектуальной собственности нет стимулов для заключения лицензионных соглашений по передаче прав на объекты промышленной собственности.

В этом контексте за последние 30 лет, например, китайское правительство приложило большие усилия для создания и совершенствования системы правовой охраны интеллектуальной собственности и достигло существенного прогресса в этой сфере. За сравнительно короткий срок Китай прошел путь, на который развитым странам потребовались десятилетия. Хотя, конечно, следует отметить, что в течение длительного времени он получал активную поддержку и помощь при создании системы охраны прав интеллектуальной собственности со стороны международного сообщества. В 2008 г. в Китае была обнародована Государственная стратегическая программа о защите прав интеллектуальной собственности. Соблюдая международные правила, страна с учетом своих реалий определяет соответствующий уровень защиты интеллектуальной собственности и пытается координировать интересы ее создателей, пользователей и общественности, чтобы формирование и защита интеллектуальной собственности содействовали друг другу. Это - одна из главных причин, по которой удельный вес Китая в глобальном триадном патентном семействе резко возрос в течение 1997-2007 гг. (рис. 8).

Рис. 8. Глобальная доля триадного патентного семейства

Важной тенденцией в современном мире является привлечение в сферу инновационной деятельности малых и средних предприятий. Официальная статистика обращает внимание на их распределение среди предприятий, традиционно не принадлежащих к технологическим (рис. 9). Как видим, до начала кризисного 2008 г. эта тенденция была заметной даже среди стран Центральной и Восточной Европы.

Самым важным фактором развития информационно-технологического уклада является переход от разрозненной компьютеризации и обеспечения потребителей средствами связи к интеграции вычислительных и коммуникационных ресурсов в единую национальную сеть на основе нового технологического принципа - грид-компьютинга. Это связано с глобальным процессом формирования "хранилиш крупных задач , направленных на интеграцию знании из разных отраслей на основе суперкомпьютерных расчетов.

Рис. 9. Нетехнологические инноваторы в 2004-2006 гг. (% к общему количеству фирм)

Следует отметить, что технологии интеллектуальных энергосистем (Smart Grid) позволят эффективно использовать источники возобновляемой энергии и подготовить энергосети к интенсивной эксплуатации в условиях распределительной энергетики. Такие технологии обеспечат лучшую адаптацию энергосетей к пульсирующему, динамичному характеру распределительной генерации с помощью нестабильных источников энергии. В частности, администрация США выделила на проекты, связанные со Smart Grid, 3,9 млрд. дол.; принято уже 16 технических стандартов.

Безусловный мировой лидер в практическом применении грид-компьютинга - США, которые в 2001 г. начали реализацию проекта "TeraGrid" - сетей с основной задачей создания распределенной инфраструктуры для проведения высокопроизводительных (терафлопных) расчетов. В 2004 г. Европейским Союзом был создан аналог американской "TeraGrid" - консорциум DE1SA (Distributed European Infrastructure for Supercomputing Applications), объединивший в сеть ведущие национальные суперкомпьютерные центры ЕС. А в 2005 г. Европейской Комиссией подготовлена специальная программа «Грид-технологии - ключ к инициативе " Европейское информационное общество"», направленная на преобразование ЕС в "самую конкурентоспособную в мире экономику знаний". В КНР в июле 2006 г. была успешно реализована программа "ChinaGrid", направленная на объединение миллионов студентов и десятков тысяч ученых страны. В 2006 г. в Афинах объявили о начале выполнения финансированного Европейской Комиссией проекта "EUChinaGRlD" с целью объединения европейских и китайских грид-инфраструктурдля повышения эффективности совместных научных исследований. Индия также реализует Национальную грид-компьютинговую инициативу GARUDA, предусматривающую сетевое объединение крупнейших научно-исследовательских центров страны.

Значительное влияние на современные инновационные и технологические процессы оказывает развитие современных ИКТ-платформ, которые, кроме того, что сами совершенствуются, стимулируют инициируемые пользователями инновации, облегчают проникновение потока знаний через границы государств и организаций, способствуя появлению так называемых открытых инноваций 15. Открытые инновации имеют разные формы, среди которых особое место занимают развитие свободного программного обеспечения, привлечение в компанию новых идей и технологий, а также аутсорсинг. Одним из преимуществ указанного подхода является усиление патентной деятельности молодых фирм (рис. 10).

Рис. 10. Патентная деятельность молодых фирм в 2005-2007 гг.

Результаты исследований показывают, что в целом расширение границы действия шестого технологического уклада сдерживается как незначительным масштабом и незавершенным этапом отработки соответствующих технологий, так и недостаточной готовностью социально-экономической среды к их широкому применению. По мнению экспертов, качественный скачок произойдет после завершения структурной перестройки ведущих экономик мира и перехода нового технологического уклада в фазу роста, ожидаемых в середине следующего десятилетия.

К сожалению, определиться с местом Украины в данных тенденциях достаточно сложно, поскольку аналогичной статистики у нас нет - Госкомстат собирает и анализирует данные об инновационной активности отечественных предприятий в целом, без деления на области проведения исследований и внедрения инноваций. Поэтому невозможно оценить соответствие заявленных приоритетов в развитии критических технологий с фактической структурой инвестиций в научные исследования по соответствующим направлениям.

Из-за недостаточного внимания правительства к развитию биоиндустрии (несмотря на амбициозные цели развития агропромышленного комплекса, где биотехнологии могут занять значительное место) в промышленности нет спроса на высококвалифицированные кадры для организации современных производств с применением биотехнологических разработок. Это привело к тому, что образовательные программы по ряду ключевых направлений биотехнологии не отвечают современным требованиям. Серьезной проблемой для отрасли является отсутствие качественных программ подготовки кадров для управления инновационными проектами в сфере нано- и биотехнологий.

Исследования показывают, что технологическое восстановление в узком кругу секторов украинской промышленности, сохраняющих инновационную активность, опирается преимущественно на импорт технологий из развитых и ряда развивающихся стран (Индии, Китая). Отсутствие конкурентоспособных отечественных разработок и недостаток финансирования для развития собственных технологий - основные причины использования преимущественно импортных технологий. Завезенные и адаптированные технологические разработки на начальных этапах могут создавать основу для развития украинских биотехнологических производств, но в отдаленной перспективе Украина должна полагаться на отечественные технологии, ориентированные на долгосрочный стратегический характер развития отрасли.

В стране должна быть разработана специальная Стратегия развития науки и технологий новейшего технологического уклада, к направлениям которой относятся:

) совершенствование законодательной базы путем устранения барьеров и "белых пятен", препятствующих активному внедрению нано- и биотехнологий, а также развитию нано- и биотехнологических производств в Украине;

) разработка эффективной системы государственной поддержки развития биотехнологий в Украине, включающей налоговые и финансовые стимулы;

) совершенствование образовательных программ в области нано- и биотехнологий (разработка новых и корректировка существующих образовательных программ);

) создание эффективной системы обеспечения последовательности кадров в научно-образовательной сфере и др.

Совершенствование нормативной базы Украины в области патентного права с учетом специфики биотехнологических объектов интеллектуальной собственности требует некоторых изменений: определения особенностей (или их отсутствия) применения общих норм о патентовании изобретений к биотехнологическим разработкам; уточнения порядка экспертизы биотехнологических изобретений в Рекомендациях Госпатента по вопросам экспертизы заявок на изобретения и полезные модели; предоставления возможности самостоятельного патентования новых сортов растений или пород животных, полученных методами генной инженерии.

Вывод

интеллектуальный технология собственность экономика

Таким образом, особенностью современного этапа технологической политики государства как составляющей реализации ее экономической стратегии должно быть повышенное внимание к наукоемким отраслям промышленности, поскольку последние все больше проявляют себя как катализатор экономического роста и создают базу для воплощения знаний в промышленные технологии, которые приобретают качество производительной силы. Указанное требует пересмотра образовательной политики, поскольку от нее зависит, каким будет формат национальной экономики в будущем и кто это будущее будет строить.

В работе было определено и охарактеризовано тенденции и особенности становления шестого технологического уклада мировой экономики; осуществлен анализ и показана роль защиты прав интеллектуальной собственности в контексте процесса распространения новейших технологий; указано на проблемы обеспечения развития приоритетных технологий в Украине и предложены пути их решения.

Использованы источники

1.      Миндели Л.Э., Пипия Л. К. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний. "Проблемы прогнозирования" № 3, 2007, с. 119.

.        Сэмюэлс У. Д ж. Институциональная экономическая теория. Панорама экономической мысли конца XX столетия. В 2 томах. СПб., "Экономическая школа", 2002, Т. 1, с. 128.

.        Мейер К., Дэвис С. Живая организация. М., "Добрая книга", 2007

.        Фостер Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности. М., "Техносфера", 2008.

5.      Алферов Ж. И., Асеев А. Л., Гапонов С. В. и др. Наноматериалы и нанотехнологии. "Микросистемная техника" № 8, 2003, с. 3-13 (<http://www.microsystems.ru/>files/publ/601.htm)

6.      Hullmann A. The economic development of nanotechnology - An indicators based analysis. European Commission, DG Research. 28 November, 2006 (<http://cordis.europa.eu./>nanotechnology; Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.).

.        Global market for nanotechnology slated for high growth through 2013. Nanotechnology: A Realistic Market Assessment (Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.; <http://www.smalltimes.com/articles>).

.        OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2009 (Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.).

9.      Доклад о мировых инвестициях, 2010 год. Обзор: Инвестиции в низкоуглеродную экономику. United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD (<http://www.unctad.org/>Templates/Page.asp?intltemlD=1584&lang=l).

10.    Промежуточный отчет по Стратегии экологически ориентированного роста: реализуя наш выбор в пользу экологически ориентированного будущего. Май 2010 (<http://www.oecd-ilibrary.org>).

11.    Толеген Ж. Казахстан низкоутлеродный. "Деловой Казахстан" № 36 (233) (Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.www.climate-action.kz/press_center/node/37 <http://www.climate-action.kz/press_center/node/37>).

12. (<http://ecolopro.rU/m/site/full_news/britaniya_vydelit_okolo_200_mln_funtov_na_pereh>uglerodnoj_ekonomi/).

.        Science and Engineering Indicators 2010.

14.    Имамутдинов И. Шаг за шагом к намеченной цели. "Эксперт", сентябрь - октябрь 2009, с. 34.

.        OECD (2010), Measuring Innovation: A New Perspective.

Похожие работы на - Роль управления интеллектуальной собственностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!