Динамика распространения сотовой связи в России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    370,87 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Динамика распространения сотовой связи в России

Введение

Сотовая связь, наряду с другими видами связи, является ярким образцом инфраструктурной отрасли и обладает всеми ее характерными свойствами. Особенно велика объединяющая роль связи, которая проявляется как в отраслевом, так и в территориальном аспектах. Прогресс в исследуемой отрасли способствует территориальным сдвигам и одновременно отражает их, являясь индикатором НТР, территориального разделения труда и характерным явлением при освоении новых территорий.

Современные процессы информатизации общества способствовали возникновению и развитию новой ветви экономической и социальной географии - географии связи.

1. Сотовая связь и ее развитие

сотовая связь

В связи с тем, что Россия имеет ряд социально-экономических и географических особенностей, развитие и распространение современных видов связи, в том числе и сотовой, происходит здесь крайне неравномерно. Геоинформационные технологии позволяют осуществлять картографирование дифференциации распространения мобильной связи на территории России и на основе составленных карт и статистических материалов проводить анализ сложившейся ситуации.

·              формирование базы пространственных и атрибутивных данных в среде ArcGIS;

·              преобразование математической основы;

·              классификация статистической информации;

·              выбор способов отображения;

·              создание тематических карт.

В качестве основы для пространственной привязки и моделирования данных о распределении мобильной связи на территории России использовалась Цифровая Карта Мира масштаба 1:3 000 000 (ArcWorldTM 1:3M Database), созданная в компании ESRI в векторном формате. База данных этой цифровой карты состоит из 16-ти тематических слоев, включающих пространственную информацию, атрибутивные и текстовые данные, которые могут быть визуализированы и модифицированы в среде ArcGIS, ArcView 3.x и другого программного обеспечения ESRI.

При редактировании исходных слоев были удалены ненужные контура и объекты, проведены отбор и генерализация элементов гидрографии и дорожной сети, преобразована математическая основа. На результирующих слоях представлены основные гидрографические объекты, основные автомагистрали, границы и региональные центры субъектов РФ.

Географическая система координат пространственной основы была с помощью ArcGIS преобразована в равнопромежуточную коническую северно-азиатскую проекцию (Asia_North_Equidistant_Conic) со следующими параметрами:

·              смещение на восток: 0,000000

·              смещение на север: 0,000000

·              центральный меридиан - 95,000000

·              стандартная параллель 1 - 15,000000

·              стандартная параллель 2 - 65,000000

·              широта точки начала координат - 30,000000

·              единицы измерения: метры.

В результате их обработки в таблице атрибутов пространственных данных были созданы поля, содержащие:

·              количество абонентов за 2000-2005гг.

·              численность населения за 2000-2005гг.

·              проникновение сотовой связи за 2000-2005гг.

·              прирост абонентской базы за 2000-2004гг.

·              средний прирост абонентов за 2002-2005гг.

Составление тематических карт

При составлении карт необходимо было, с одной стороны, выявить и оценить сложившуюся ситуацию по распространению сотовой связи на территории России и, с другой стороны, проследить динамику процесса для анализа будущей ситуации развития отрасли. Для решения этих задач в ArcGIS были составлены следующие карты:

·              Распространение сотовой связи на территории РФ

·              Количество абонентов сотовой связи на территории РФ

·              Типы регионов РФ по уровню развития сотовой связи.

Карта "Распространение сотовой связи на территории РФ (2005 г.)" представляет два явления: "проникновение" в процентах, которое отображено способом картограммы, и абсолютное число абонентов, которое отображено способом картодиаграммы (рис. 1).

 <#"521658.files/image002.gif"> <#"521658.files/image003.gif"> <#"521658.files/image004.gif">

Изменение абонентской базы операторов сотовой связи в России и прогнозные данные на 2006 год приведены на диаграмме (рис. 1).

Рис. 2. Изменение абонентской базы операторов сетей сотовой связи в РФ с 2000 г. по 01.11.2005 г. и прогноз на 2006 г. (в тыс. абонентов)

Одной из тенденций развития российского рынка сотовой связи в 2005 г. можно считать продолжение активной региональной экспансии крупнейших российских операторов сетей GSM, имеющей определяющее значение на общий рост абонентов сотовой связи в России, а также изменение долевого распределения региональных рынков сотовой связи между действующими операторами сетей СПС.

Динамичное развитие российского рынка сотовой связи предопределяется высокой активностью инвесторов, работающих на этом рынке. Долевое распределение абонентской базы (активных SIM-карт) сетей СПС стандарта GSM по основным операторам (холдингам) в России по состоянию на 01.11.2005 г. показано на рис. 3.

Рис. 3. Долевое распределение абонентской базы сетей СПС стандарта GSM по сотовым холдингам в России на 01.11.2005 г.

Уровень проникновение сотовой связи в России выросло до 80% (с учетом абонентов операторов сотовой связи стандарта IS-95), что свидетельствует о сохранении высоких темпов прироста абонентов в стране (рис. 4).

Рис 4. Динамика уровня проникновения сотовой связи в России с 2000г. по 01.11.2005г.

Уровень проникновения сотовой связи в федеральных округах (ФО) РФ колеблется от 59,1% - в Дальневосточном ФО до 97,2% - в Центральном ФО.

В 26-ти регионах России уровень проникновение сотовой связи выше среднего по России значения (80 % на конец октября 2005 г.). Такая ситуация свидетельствует о пока еще неравномерном охвате населения России услугами сотовой связи и наличии резерва для роста региональных рынков сотовой подвижной связи, в первую очередь, за счет развития сетей GSM.

Очевидно, что московский рынок GSM и рынок Санкт-Петербурга, оставаясь наиболее крупными, уже значительно уступают в динамике региональным рынкам. Это соответствует уровню развития этих рынков: московский рынок в условиях многолетней конкуренции уже практически близок к насыщению в отличие от региональных рынков, на которых услуги сотовой подвижной связи еще три-четыре года назад были недоступны для массового потребителя.

В связи с тем, что большинство ведущих региональных операторов GSM уже развернуло или приступило к развертыванию сетей пакетной передачи данных GPRS (рис. 4), а также благодаря наличию на российском рынке большого количества телефонов с поддержкой GPRS, технология GPRS в 2006 гг. объективно будет наиболее доступной для реализации различных услуг на основе высокоскоростной передачи данных: передачи мультимедиа-сообщений (MMS), мобильного доступа в Интернет, доступа к корпоративным сетям, передачи телеметрических данных и пр.

Большинство сетей GPRS построены операторскими компаниями, входящими в состав трех крупнейших российских сотовых холдингов: "МТС", "ВымпелКом" и "МегаФон". На их долю приходится 90% общего количества сетей GPRS. По оценкам операторов порядка 10-15% абонентов сегодня в том или ином виде пользуются услугами на базе GPRS.

Рис. 5. Динамика развертывания коммерческих сетей GPRS, EDGE в России

Особенностью 2005 года можно считать и существенное увеличение количества коммерческих сетей на базе технологии EDGE (рис. 5). Активно внедряют эту технологию "ВымпелКом" и "МегаФон". Так, по состоянию на начало декабря 2005 г. коммерческие сети EDGE запущены операторами: "Мегафон" - в 39 регионах РФ, ВымпелКом" - в 13 регионах РФ, МТС - в 8 регионах.

С помощью технологии EDGE операторы намерены предоставлять не только высокоскоростной доступ в Интернет, но и такие мультимедиа-услуги, как видео по запросу и мобильное телевидение.

Реальные сроки запуска технологии EDGE на сетях операторов СПС сейчас зависят в основном только от операторов. Основным препятствием для быстрого запуска технологии EDGE в коммерческую эксплуатацию является то, что требуется очень много времени для загрузки нового программного обеспечения, необходимого для поддержки технологии EDGE, а также дополнительное умощнение транспортной сети.

Кроме того, до недавнего времени сдерживающими факторами коммерческого внедрения EDGE в РФ (как и во всем мире) были недостаточное количество моделей МТ, поддерживающих EDGE, и их высокая стоимость. В настоящее время только 15% продаваемых моделей МТ поддерживают технологию EDGE, а средняя стоимость одного МТ приближается к 200 долл. США. Показатель проникновения услуг сотовой связи вырос в мае до 109,2 %.

В Москве число абонентов сотовой связи за май 2007 г выросло до 27,765 млн. человек. В Санкт-Петербурге число абонентов сотовой связи выросло в течение мая 2007 г до 9,1 млн. человек. Уровень проникновения услуг сотовой связи по итогам мая составил в Москве 163,5 %, в Санкт-Петербурге - 143,6 %. Количество пользователей сотовой связи в остальных регионах России в мае увеличилось до 121,653 млн. человек. Уровень проникновения сотовой связи в регионах вырос по итогам мая до 99,8 %.

Динамика абонентской базы крупнейших операторов сотовой связи в России в мае 2007 г.

Оператор

На 31 мая 2007 г

На 30 апреля 2007 г

ОАО "Мобильные ТелеСистемы"

78 050 140

77 905 035

Россия

52 149 087

51 839 172

Москва

11 757 805

11 619 640

Украина /UMC/

20 680 654

Узбекистан /Uzdunrobita/

1 847 549

1 795 914

Туркменистан /Barash Communications/

220 280

208 854

Белоруссия /не консолидируется/

3 409 534

3 380 441

ОАО "ВымпелКом"

58 403 525

57 494 502

Россия

49 355 822

48 802 859

Москва

10 443 948

10 378 994

Казахстан /"КаР-Тел"/

4 702 289

4 499 133

Украина /УРС/

2 501 775

2 422 440

Таджикистан /Tacom/

190 096

168 175

Узбекистан /Unitel, Buztel/

1 150 100

1 108 229

Армения /"Арментел"/

488 701

482 456

Грузия

14 742

11 210

ОАО "МегаФон"

31 845 571

31 455 794

Россия

31 680 901

31 292 948

Москва

5 346 628

5 334 465

Таджикистан

164 670

162 846

Tele2

7 660 000

7 390 000

ОАО "Уралсвязьинформ"

4 567 916

4 514 983

Группа компаний СМАРТС

3 783 960

3 775 845

ОАО "Сибирьтелеком"

3 573 991

3 527 123

"Нижегородская сотовая связь" /НСС/

1 304 614

1 289 301

"Екатеринбургская сотовая связь" /"Мотив"/

1 200 244

1 185 961

"Новая телефонная компания"

943 322

896 008

Доли компаний в общем приросте числа абонентов в Санкт-Петербурге в мае: "МегаФон" - 34,1 %, Tele 2 - 29,5 %, "ВымпелКом" - 28,2 %, "Скай Линк" - 5,9 %, МТС - 2,3 %. По итогам мая рынок сотовой связи Санкт-Петербурга по числу абонентов распределился следующим образом: "МегаФон" - 34,9 %, МТС - 28,5 %, "ВымпелКом" - 24,5 %, Tele 2 - 9,9 %, "Скай Линк" - 2,2 %.

Доли компаний в чистом приросте числа абонентов в регионах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, в мае: "ВымпелКом" - 32,8 %, "МегаФон" - 24,2 %, МТС - 12,2 %, другие операторы - 30,8 %. Рыночные доли операторов в регионах по числу абонентов на конец мая: МТС - 31,1 %, "ВымпелКом" - 30,2 %, "МегаФон" - 19 %, другие операторы - 19,7 %.

Доли сотовых операторов в чистом приросте числа абонентов в целом по России в мае составили: "ВымпелКом" - 32 %, "МегаФон" - 22,4 %, МТС - 17,9 %, другие операторы - 27,7 %.

Рынок сотовой связи России по итогам мая поделился по числу абонентов следующим образом: МТС - 32,9 %, "ВымпелКом" - 31,1 %, "МегаФон" - 20 %, другие операторы - 16,0 %

Количество пользователей сотовой связи в остальных регионах России в июле выросло на 1,0 проц. до 169,9 млн. человек. Уровень проникновения сотовой связи в регионах вырос до 139,4 проц.

В 2008 году количество активных абонентов сотовой связи в России составило 96,1 млн., что на 3,4 миллиона больше чем в предыдущем. Активных сим-карт в стране насчитывается 111,8 млн. штук, что почти на 5 млн. выше показателей 2007-го. Разница в количестве активных сим-карт (хотя бы раз в месяц используемых для потребления услуг сотовой связи) и абонентов объясняется тем, что немало абонентов сотовой сети РФ имеет в активном пользовании более одной сим-карты. По итогам 2008 года на одного активного абонента в среднем приходится около 1,16 активных SIM-карт.

Таблица 2. Абонентская база сотовых операторов РФ по итогам 2008 года

Абонентская база

Абонентская база на конец 2008 года, млн.

Прирост абонентской базы в 2008 году, млн.

По учитываемым операторами сим-картам

187,8

+15,0

По активным сим-картам

111,8

+4,8

По активным абонентам

96,1

+3,4

Темпы роста сотового рынка РФ снизились в этом году по трём оцениваемым пунктам: прирост активных абонентов уменьшился на 38%, активных сим-карт - на 33%, а учитываемых операторами сим-карт - на 29%. С одной стороны - налицо насыщение рынка, ведь сегодняшний день уже практически невозможно представить без мобильного телефона, а то и двух, а с другой - на продажи сотовых услуг точно так же как и на другие сферы мог повлиять экономический кризис, повально сокращающий издержки не только компаний, но и отдельных граждан.

3. География распространения сотовой связи


Неравномерность распространения сотовой связи остаётся одной из отличительных черт нашей страны. Причём это касается не только разницы города-сёла, но также разделения по федеральным округам или, как они ещё называются аналитиками, укрупнённым лицензионным округам.

Самое большое количество активных абонентов по-прежнему сохраняется в Центральном округе: их там проживает почти треть от всей абонентской базы страны. Почти вдвое меньше активных пользователей сотовой связи в Приволжском округе - 17% от общего числа. Шестая часть абонентов сосредоточена на Урале. Причём только в Центральном округе количество активных сим-карт выше числа активных абонентов, в остальных округах эти показатели равны. Что любопытно, эти показатели оказались неизменны в течение года.

Рисунок 7. Количество абонентов в регионах РФ от общей абонентской базы страны

Объёмы прироста абонентской базы в стране распределяются несколько иначе. Показатели Поволжского и Центрального округов примерно равны, однако увеличение числа активных абонентов в Приволжском округе всё-таки выше. На третьем месте по повышению показателей распространения сотовой связи - Сибирский округ, причём только здесь прирост количества активных сим-карт ниже, чем увеличение числа активных абонентов. Северо-Западный регион по показателям прироста оказался на последнем месте: здесь число активных абонентов увеличилось всего на 4%, число активно пользуемых сим-карт - на 5%. Вероятно, на этом сказалось насыщение рынка сотовых услуг в регионе - ведь в прошлом году именно Северо-Западный округ был лидером по приросту числа абонентов и активных сим-карт.

Рисунок 8. Прирост абонентов в регионах РФ от общего прироста абонентской базы страны в 2009 году

Что касается увеличения числа активных абонентов в 2009 году в отдельных регионах, то больше всего их появилось в Чеченской республика в Южном округе, республиках Тыва, Алтай и Хакасия в Сибирском, а также Читинской, Магаданской областях, Еврейской АО и Республике Саха в Дальневосточном. Темпы прироста активных абонентов, помимо Москвы с областью и Санкт-Петербурга с Ленинградской областью, высоки в республиках Башкортостан и Татарстан, а также в Иркутской, Челябинской, Самарской, Новосибирской, Нижегородской областях и Краснодарском крае. Получается, что количество абонентов сотовой сети наиболее активно прирастает в сравнительно богатых и промышленно развитых регионах и, скорее всего, абонентская база в них будет продолжать увеличиваться несмотря на общероссийскую тенденцию снижения темпов роста.

Динамика абонентских баз крупнейших сотовых операторов России в июле 2010 г


Оператор

31 июля

30 июня

1

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (MTSS), в том числе:

103 808 454

103 397 317


Россия

69 298 797

69 419 585


Москва

12 885 742

13 300 421


Украина /UMC/

17 708 736

17 518 392


Узбекистан /Uzdunrobita/

7 807 036

7 591 023


Туркменистан /Barash Communications/

2 243 886

2 165 216


Армения /Viva Cell/

2 153 398

2 126 361


Белоруссия /не консолидируется/

4 596 601

4 576 76

2

ОАО «ВымпелКом» (VIMP), в том числе:

67 895 481

66 877 295


Россия

51 384 719

50 891 382


Москва

11 980 059

11 767 373


Казахстан /»КаР-Тел»/

6 511 759

6 338 661

2 337 428

2 110 619


Таджикистан /Tacom/

780 093

784 444


Узбекистан /Unitel, Buztel/

4 091 768

3 996 654


Армения /»Арментел»/

567 926

567 050


Грузия

492 459

486 100


Киргистан

1 729 329

1 722 385

3

ОАО «МегаФон» (MFON), в том числе:

54 991 677

54 084 961


Россия

52 423 213

53 519 036


Москва

7 928 665

7 814 163


Таджикистан

428 477

440 794


Абхазия

139 987

125 131

4

Tele2, в том числе:

17 179 000

16 730 000


Россия

16 949 000

16 513 000


Казахстан

230 000

217 000

5

ОАО «Уралсвязьинформ» (URSI)

5 530 000

5 521 259

6

ОАО «Сибирьтелеком» (ENCO)

5 392 112

5 394 638

7

НСС /прежняя «Нижегородская сотовая связь»/

3 750 000

3 731 953

8

Группа компаний СМАРТС

2 501 892

2 650 199

9

«Екатеринбургская сотовая связь» /»Мотив»/

1 951 453

1 925 891

1

«Новая телефонная компания»

1 420 948

1 403 347


В Москве в июле по доле чистого прироста абонентской базы лидировали «ВымпелКом» /65,0 проц/ и «МегаФон» /35,0 проц/. Абонентская база МТС в Москве в июле сократилась, как и в июне. Как прокомментировала пресс-служба МТС, «уменьшение абонентской базы в Московском регионе обусловлено списанием абонентов, которые подключились в ходе зимних маркетинговых акций и отказались от услуг связи после завершения промо-периода».

По итогам июля в Москве рыночные доли сотовых операторов по числу абонентов составили: МТС - 38,7 проц, «ВымпелКом» - 35,9 проц, «МегаФон» - 23,8 проц, «Скай Линк» - 1,6 проц.

В Санкт-Петербурге в июле наибольшую долю по чистым подключениям занял «МегаФон» - 61,0 проц, затем МТС - 20,1 проц и Tele2 - 18,9 проц. Абонентская база «ВымпелКома» в Санкт-Петербурге сократилась.

В регионах России за исключением Москвы и Санкт-Петербурга по чистым подключениям в июле лидировали «МегаФон» /42,6 проц/ и Tele2 - 24,5 проц; доля МТС в чистых подключениях составила 16,0 проц, «ВымпелКома» - 16,9 проц.

В целом по России в июле доля «МегаФона» в чистых подключениях составила 49,3 проц, Tele2 - 23,8 проц, «ВымпелКома» - 26,9 проц. Абонентская база МТС в России в июле сократилась.

По итогам июля российский рынок сотовой связи распределился между операторами по числу абонентов так: МТС - 32,2 проц, «МегаФон» - 25,3 проц, «ВымпелКом» - 24,6 проц, Tele2 - 7,9 проц, другие операторы - 10,0 проц.

. Тенденции развития рынка в России

1.      Активный рост абонентов мобильной связи в регионах

Характеризуя качественные показатели роста сотовой связи в Российской Федерации, аналитики телекоммуникационного рынка отмечают несоизмеримые темпы роста абонентской базы в регионах по сравнению с темпами ее роста в столице. Сейчас 68% пользователей услуг мобильной связи проживают в Москве, а на долю 10 крупнейших российских операторов сотовой связи приходится почти 83% абонентов. В 2001 году прирост числа абонентов у некоторых крупных региональных операторов, таких, как Кубань GSM и Таиф- Телеком, оказался выше, чем у лидера - компании МТС. По прогнозу Вымпелкома, в 2003 г. число абонентов в регионах сравняется с числом абонентов в Москве, а в 2005 г. превысит их почти в 2 раза.

. Консолидация активов операторов сотовой связи

Наряду с бурным ростом числа абонентов сотовой связи в России продолжается консолидация активов операторов. Мелкие операторы в стратегически важных регионах, с точки зрения потенциальных абонентов, либо уже поглощены крупными холдингами, либо стоят в списках на поглощение. Сформировавшиеся несколько крупных холдингов-операторов фактически контролируют более 90% всей сотовой связи в стране.

.Снижение тарифов и рост трафика передачи данных в общем объеме услуг мобильной связи

По мнению аналитиков, в России сохраняется резерв для снижения тарифов операторами сотовой связи. В настоящее время цена минуты разговора по сотовому телефону в Москве составляет 20 - 22 цента, в Восточной Европе - 17 -19 центов. По прогнозам, стоимость минуты разговора будет дешеветь и дальше примерно на 15 - 20% в год. В связи с активным развертыванием строительства региональных сетей, в области тарифной политики сотовых операторов, по оценкам, тенденцией будет являться сближение между локальными и роуминговыми тарифами, причем проявление этой тенденции будет усиливаться по мере включения целых новых областей в существующие тарифные зоны операторов.

Литература

1.  Айламазян А.К. Информация и информационные системы. М., 1982

2.      Айламазян А.К. Информатика и теория развития / А.К. Айламазян, Е.В. Стась. -М.: Наука,1989.

.        Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-концептуальный словарь. М.: Мысль, 1983.

4.  Алексеев А.И. География сферы обслуживания: основные понятия и методы. / А.И.Алексеев, С.А. Ковалев, A.A. Ткаченко. Учеб.пособие. Твер.ун-т. Тверь, 1991

5.      Алисов Н.В. География мировых телекоммуникаций связи // Вестник Московского университета. Серия 5. География. -1996, -№5.

.        Алисов Н.В. Роль научно-технического прогресса в формировании отраслевой и пространственной структуры мирового хозяйства // География мирового хозяйства. -М; Смоленск, 1997.

7. Алисов Н.В., Валькова Т.М. География мировой телефонной связи // Вестник Московского университета. Серия 5. География. -1996, -№5, 8. Алисов Н.В., Валькова Т.М. Региональные особенности мировой связи // География. -1997, -№22, 24.

. Андрианов В. Средства мобильной связи / В.Андрианов, А.Соколов. -СПб, 1998.

. Матаев В. Глобальная мобильная спутниковая связь. Текущее состояние и перспективы развития // Мир связи. Connect. -2008. -№ 2.

Похожие работы на - Динамика распространения сотовой связи в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!