Учет налогообложения экспортных операций

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,30 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет налогообложения экспортных операций

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РФ

.1 Особенности государственного регулирования экспорта

.2 Особенности оформления экспортного контракта

. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

.1 Бухгалтерский учет экспортных операций, осуществляемых без участия посредников

.2 Бухгалтерский учет экспортных операций, осуществляемых при участии посредников

. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

.1 Таможенные платежи

.2 НДС при экспортных операциях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" экспорт товара - это вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Экспорт является частью внешнеторговой деятельности, которая в свою очередь является составной частью международной экономической деятельности. Международные экономические отношения строятся государствами с учетом как их собственных интересов, так и интересов других стран и третьих лиц. Поэтому регулирование международных отношений в любых сферах, в том числе и в сфере экономики, и, в частности, в области международной торговли является важной функцией государства.

При этом под товаром понимаются являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы бухгалтерского учета и налогообложения экспортных операций в РФ в соответствии с требованиями законодательства на современном этапе.

1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РФ

.1 Особенности государственного регулирования экспорта

Экспорт является частью внешнеторговой деятельности, которая в свою очередь является составной частью международной экономической деятельности. Международные экономические отношения строятся государствами с учетом как их собственных интересов, так и интересов других стран и третьих лиц. Поэтому регулирование международных отношений в любых сферах, в том числе и в сфере экономики, и, в частности, в области международной торговли является важной функцией государства.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется в целях обеспечения благоприятных условий для этого вида деятельности, а также для защиты экономических и политических интересов России.

Основным нормативным документом, определяющим основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности - и, в частности, экспортных операций - является Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ). Согласно статье 3 Закона N 164-ФЗ государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Законом N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Товар, согласно Закону N 164-ФЗ, - это предмет внешнеторговой деятельности - движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. А под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Регулирование внешней торговли товарами - в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике - осуществляется посредством установления вывозных и ввозных таможенных пошлин (таможенно-тарифное регулирование). В отдельных случаях допускается и нетарифное регулирование.

В частности, согласно статье 21 Закона N 164-ФЗ экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений. Правда, в части 2 данной статьи указаны исключительные случаи, в которых Правительство РФ может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются важными для внутреннего рынка РФ по перечню, определяемому Правительством РФ:

) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

В этом случае согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 24 Закона N 164-ФЗ для осуществления экспорта необходимо будет получать лицензию Министерства промышленности и торговли РФ. Об этом также гласит Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364 (в редакции постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 108).

1.2 Особенности оформления экспортного контракта

Сделка, связанная с экспортом ценностей, работ или услуг, производится в соответствии с экспортным внешнеэкономическим контрактом, который должен быть заключен между сторонами данной сделки. Содержание конкретного экспортного контракта зависит от целого ряда факторов, а его текст нередко является предметом длительных переговоров, в ходе которых обе стороны вынуждены пойти на определенные компромиссы, прежде чем договор будет, наконец, подписан.

Условия поставки товара определяют обязанности сторон, связанные с транспортировкой, страхованием и таможенным оформлением товаров как в части их организации, так и в части оплаты данных расходов. В международной практике для этих целей используется свод базисных условий поставки ИНКОТЕРМС. В прайс-листах цена обычно указывается исходя из определенного условия поставки ИНКОТЕРМС, либо на выбор покупателя предлагается несколько вариантов условий поставки и, следовательно, несколько вариантов цен. Поэтому при формировании цен, при исполнении контракта и при определении расходов, которые несет экспортер (и которые признаются для целей налогообложения прибыли как экономически обоснованные), необходимо учитывать обязанности, возлагаемые на экспортера (поставщика) исходя из согласованных сторонами условий поставки, прописанных в контракте.

Наличие существенных различий в содержании и трактовке договоров купли-продажи, а также в торговых обычаях, существующих в правовых системах разных стран, является одной из основных проблем правового регулирования международной торговли. Для решения этой проблемы на международном уровне еще в 1936 году были разработаны Международные правила толкования торговых терминов, получившие название ИНКОТЕРМС. Впоследствии - в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 годах - были приняты новые редакции ИНКОТЕРМС, причем каждая новая редакция не означает автоматической отмены предыдущих. Иными словами, стороны контракта могут применять любую из редакций, однако при этом следует в договоре прописать, какая конкретно редакция ИНКОТЕРМС используется, чтобы впоследствии не возникало недоразумений. Отметим, что в российской внешнеторговой практике наиболее распространены ИНКОТЕРМС в редакции 1990 года (публикация Международной торговой палаты 1990 г. N 460).

Основная цель ИНКОТЕРМС состоит в создании свода международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле торговых терминов. Тем самым может быть сведена к нулю или в значительной степени уменьшена неуверенность в различном толковании подобных терминов в отдельных странах. Поэтому главным достоинством ИНКОТЕРМС является то, что сторонам контракта не нужно отдельно прописывать в договоре полный перечень их прав и обязанностей по договору, ведь унифицированное толкование терминов позволяет достичь такого взаимопонимания, при котором у сторон внешнеторгового договора не возникнет разногласий в отношении его условий.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

.1 Бухгалтерский учет экспортных операций, осуществляемых без участия посредников

В соответствии с подпунктом "г" пункта 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года N 32н) одним из обязательных условий признания выручки в бухгалтерском учете является переход права собственности на продукцию или товары от поставщика к покупателю.

Следовательно, отражать выручку от осуществления экспортных операций можно только в тот день, когда в соответствии с условиями экспортного контракта право собственности переходит к иностранному покупателю. При этом в случае, если в контракте момент перехода собственности отдельно не оговорен, обычно считается, что он совпадает с моментом перехода рисков к покупателю в соответствии с трактовкой базисных условий поставки ИНКОТЕРМС, зафиксированных в данном контракте. Например, если в договоре предусмотрено условие поставки группы D, то переход права собственности - а значит, и реализация товаров (продукции), и признание выручки в бухгалтерском учете - происходят в момент прибытия товаров в порт назначения, а если зафиксировано условие поставки группы С, то в момент передачи товаров перевозчику или их погрузки на судно.

Таким образом, составлять проводку Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка" можно только тогда, когда право собственности на экспортируемую продукцию или товары перейдет к покупателю. Начислять НДС в этот момент не нужно, поскольку экспортные операции облагаются НДС по ставке 0 процентов.

Для учета расчетов с иностранными покупателями рекомендуется открыть к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" отдельный субсчет. В соответствии с пунктом 7 ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (утв. Приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. N 154н) организация обязана осуществлять пересчет стоимости средств в расчетах с юридическими и физическими лицами - в т.ч. и дебиторской задолженности иностранных организаций, выраженной в иностранной валюте - в рубли на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Согласно пункту 6 и Приложению к ПБУ 3/2000 выручка от осуществления экспортных операций - т.е. доход организации в иностранной валюте - должна отражаться в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка РФ на дату признания данного дохода - т.е. по курсу ЦБ РФ, действующему на дату перехода права собственности на экспортируемый товар к иностранному покупателю.

Поступающая от иностранных покупателей валютная выручка зачисляется банком на транзитный валютный счет организации-экспортера, поэтому бухгалтеру необходимо приходовать ее по Дебету счета 52 "Валютные счета", субсчет "Транзитный валютный счет" в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При переводе валюты с транзитного на текущий счет на основании выписок банка бухгалтер производит внутреннюю запись по счету 52 "Валютные счета" - с кредита субсчета "Транзитный валютный счет" в Дебет субсчета "Текущий валютный счет", и списывает возникающую при этом курсовую разницу.

Дебиторская задолженность, числящаяся на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" подлежит переоценке на последнее число каждого месяца. Поэтому в случае, если выручка признана в одном месяце, а деньги поступают от покупателя в следующем месяце, необходимо произвести списание курсовой разницы: положительная разница, возникающая при росте курса иностранной валюты, в которой выражено обязательство иностранного покупателя, списывается в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", а отрицательная, образующаяся при снижении курса иностранной валюты, в Дебет этого счета.

Согласно пункту 11 ПБУ 3/2006 в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности отражается курсовая разница, возникающая по операциям по полному или частичному погашению дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс на дату исполнения обязательств по оплате отличался от курса на дату принятия этой дебиторской или кредиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде либо от курса на отчетную дату, в котором эта дебиторская или кредиторская задолженность была пересчитана в последний раз.

Выручка от реализации товаров и продукции на экспорт может быть признана в бухгалтерском учете только в момент перехода права собственности на данные товары или продукцию к иностранному покупателю. Следовательно, если организация получает денежные средства от покупателей до данного момента, она должна рассматривать их как авансовые платежи (предоплату). Иными словами, поступающие суммы отражаются по Дебету счета 52 "Валютные счета" в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Расчеты по полученным авансам".

Кредиторская задолженность, числящаяся на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", в соответствии с требованиями ПБУ 3/2006 также подлежит переоценке на последнее число каждого месяца. Поэтому в случае, если аванс получен в одном месяце, а реализация продукции (товаров) и зачет аванса производятся в другом месяце, необходимо произвести списание курсовой разницы: положительная разница, возникающая в этом случае при снижении курса, списывается в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", а отрицательная - в Дебет этого счета.

Расходы, которые российский экспортер несет при осуществлении экспортных операций - например, расходы по транспортировке экспортируемых товаров или продукции (доставке до железнодорожной станции, порта или иного места отправления, фрахту судна, погрузке и т.д.), по страхованию груза в пути, сборы за таможенное оформление товаров и тому подобные расходы - представляют собой коммерческие расходы и должны учитываться на счете 44 "Расходы на продажу", к которому для этих целей можно открыть отдельный субсчет "Расходы по экспортным операциям".

Для учета экспортных пошлин в Инструкции по применению Плана счетов рекомендуется открыть отдельный субсчет к счету 90 "Продажи", т.е. их предлагается относить не в Дебет счета 44 "Расходы на продажу", а непосредственно в Дебет счета 90 "Продажи". Однако на практике вполне возможна ситуация, когда к моменту уплаты вывозной таможенной пошлины выручка от продажи товаров на экспорт еще не признана. Ведь заплатить пошлину нужно при подаче декларации, до вывоза товаров, а признать выручку можно только тогда, когда право собственности на нее перейдет к покупателю, возможно, только после того, как товар прибудет в иностранный порт или даже на склад иностранного покупателя (при условиях поставки группы D). Поэтому, на наш взгляд, вполне оправданно сначала относить суммы таможенных пошлин на счет 44 "Расходы на продажу", а в конце месяца производить их списание в Дебет счета 90 "Продажи" вместе с остальными экспортными расходами.

Отметим, что на счет 44 "Расходы на продажу" следует относить только те расходы, которые российский экспортер осуществляет за свой счет в соответствии с условиями экспортного контракта (с базисными условиями поставки, предусмотренными в контракте). Если же в процессе осуществления экспорта возникают иные расходы - например, штрафные санкции - отражать их нужно по Дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Например, в случае, если организация-экспортер в соответствии с условиями внешнеторгового контракта обязана за свой счет зафрахтовать судно (базисные условия поставки групп C и D), при нарушении сроков погрузки товаров, установленных перевозчиком, с нее могут быть взысканы демередж и компенсация убытков за вынужденную задержку. В этом случае бухгалтеру следует поступить следующим образом:

поскольку демередж по сути является платой, причитающейся судовой компании за услугу по предоставлению судна для погрузки товара в контрсталийное время, его нужно включать в состав расходов на продажу вместе со стоимостью фрахта, т.е. отразить по Дебету счета 44 "Расходы на продажу";

а вот возмещение убытков за вынужденную задержку сверх контрсталийного времени представляет собой штрафные санкции, причитающиеся судовой компании, и, следовательно, должно отражаться по Дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы".

2.2 Бухгалтерский учет экспортных операций, осуществляемых при участии посредников

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность заключения посреднических договоров трех видов:

договор поручения;

договор комиссии;

агентский договор.

Если между сторонами заключен договор поручения, организация-экспортер (производитель экспортируемой продукции или торговая организация, являющаяся собственником экспортируемого товара) выступает в роли доверителя, а посредник - в роли поверенного. В соответствии с пунктом 1 статьи 971 Гражданского кодекса РФ поверенный всегда действует от имени и за счет доверителя, т.е. все права и обязанности по сделке возникают у доверителя (экспортера). Таким образом, экспортный контракт будет заключен напрямую между доверителем и иностранным покупателем, а функции поверенного (посредника) сводятся к исполнению поручений доверителя - поиску покупателя, организации переговоров, а также, возможно, организации исполнения экспортной сделки.

Если же стороны заключили договор комиссии, организация-экспортер называется "комитент", а посредник-"комиссионер". Комиссионер согласно пункту 1 статьи 990 Гражданского кодекса РФ реализует товары по поручению комитента, но от своего имени. Иными словами, экспортный контракт в этом случае заключается между посредником и иностранным покупателем, т.е. продавцом в экспортном договоре фигурирует именно комиссионер.

Возможно также заключение агентского договора - тогда экспортер выступает в качестве принципала, а посреднику достается роль агента. В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ агент может действовать либо от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала: в первом случае агент действует как комиссионер по договору комиссии, а во втором случае - как поверенный по договору поручения. Впрочем, агентские договора чаще заключаются не на реализацию товара, а на посредничество, связанное с оказанием услуг.

В учете организации-экспортера в случае, если экспорт осуществляется через посредника, операции отражаются в целом в том же порядке, как и при осуществлении экспорта без посредника. Но есть и некоторые нюансы.

Если экспортируемый товар отгружается со склада организации-экспортера непосредственно иностранному покупателю на основании документов, представленных посредником, бухгалтерские записи составляются так же, как и при экспорте без участия посредника:

в случае, если в контракте прописано условие EXW ("с завода"), может сразу составляться проводка Дебет 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж" Кредит 41 "Товары" или 43 "Готовая продукция";

а если в экспортном контракте предусмотрены другие условия поставки и перехода права собственности, в момент отгрузки товара (продукции) со склада бухгалтер составит проводку Дебет 45 Кредит 41 или 43, а в момент перехода права собственности к покупателю - одновременно с признанием выручки - стоимость отгруженных товаров или продукции будет списана на счет 90 "Продажи" проводкой Дебет 90-2 "Себестоимость продаж" Кредит 45.

Если же экспортируемый товар передается посреднику - т.е. отгружается со склада организации-экспортера на склад посредника, который далее самостоятельно производит отгрузку иностранному покупателю - схема движения товара будет несколько сложнее. В этом случае переданный посреднику товар, который вплоть до его реализации иностранному покупателю является собственностью экспортера, также следует отражать на счете 45, к которому для этих целей следует открыть отдельный субсчет. В этом случае проводки будут выглядеть следующим образом:

) в момент отгрузки товара или продукции со склада организации-экспортера на склад посредника будет составлена проводка Дебет 45, субсчет "Товары, переданные посреднику" Кредит 41 или 43;

) в момент перехода права собственности к иностранному покупателю стоимость товаров или продукции списывается в Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж" с кредита счета 45, субсчет "Товары, отгруженные иностранным покупателям".

Как мы уже отмечали, в соответствии с подпунктом "г" пункта 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) одним из обязательных условий признания выручки в бухгалтерском учете является переход права собственности на продукцию или товары от поставщика к покупателю. Следовательно, отражать выручку от осуществления экспортных операций можно только в тот день, когда в соответствии с условиями экспортного контракта право собственности переходит от организации-экспортера к иностранному покупателю. Поэтому составлять проводку Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка" можно только тогда, когда право собственности на экспортируемую продукцию или товары перейдет к покупателю. Для учета расчетов с иностранными покупателями рекомендуется открыть к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" отдельный субсчет - например, "Расчеты с иностранными покупателями".

Если посредник не участвует в расчетах с иностранным покупателем - т.е. по условиям контракта покупатель перечисляет деньги непосредственно на счет экспортера - никаких дополнительных проводок по счету 62 делать не нужно. В этом случае поступающая от иностранных покупателей валютная выручка будет зачислена банком на транзитный валютный счет организации-экспортера и отразится проводкой Дебет 52 "Валютные счета", субсчет "Транзитный валютный счет" Кредит 62, субсчет "Расчеты с иностранными покупателями".

Если же посредник участвует в расчетах - т.е. если денежные средства от иностранного покупателя поступят не на счет организации-экспортера, а на счет посредника - одновременно с признанием выручки следует составить проводку Дебет 76, субсчет "Расчеты с посредником" Кредит 62, субсчет "Расчеты с иностранными покупателями".

Таким образом, в учете экспортера будет отражена задолженность посредника по перечислению сумм, которые поступят на его счет от иностранного покупателя. Денежные средства, которые посредник переведет на счет экспортера, будут отражаться проводкой Дебет 52 "Валютные счета", субсчет "Транзитный валютный счет" Кредит 76, субсчет "Расчеты с посредником" с последующим переводом всей суммы на текущий валютный счет проводкой Дебет 52 "Валютные счета", субсчет "Текущий валютный счет" Кредит 52 "Валютные счета", субсчет "Транзитный валютный счет".

Сумма посреднического вознаграждения, начисляемая в соответствии с условиями договора, является частью расходов на продажу экспортируемого товара, поэтому она отражается в учете организации-экспортера проводкой Дебет 44 Кредит 76, субсчет "Расчеты с посредником".

В случае, если посредник является плательщиком НДС, он выделяет НДС отдельной строкой в счете-фактуре, предъявляемом организации-экспортеру, на основании чего экспортер - если он также является плательщиком НДС - учитывает сумму НДС проводкой Дебет 19 Кредит 76, субсчет "Расчеты с посредником".

Если посредник не участвует в расчетах, сумма причитающегося ему вознаграждения перечисляется проводкой Дебет 76, субсчет "Расчеты с посредником" Кредит 51 "Расчетные счета" (если вознаграждение выплачивается в рублях) или 52 "Валютные счета" (если вознаграждение уплачивается в иностранной валюте).

Если же посредник участвует в расчетах, сумма причитающегося ему вознаграждения автоматически уменьшает его задолженность по перечислению средств, полученных от иностранного покупателя.

В соответствии с условиями посреднического договора и экспортного контракта расходы по транспортировке экспортируемых товаров, их разгрузке и погрузке, страхованию и прочие экспортные расходы может осуществлять сам экспортер, либо их может оплачивать посредник с последующим возмещением данных расходов на основании отчета посредника. В первом случае учет экспортных расходов ведется так же, как и при экспорте без участия посредника. Если же экспортные расходы оплачивает посредник, сумму фактически понесенных посредником расходов на основании его отчета бухгалтер организации-экспортера отнесет на счет 44 "Расходы на продажу" проводкой Дебет 44, субсчет "Расходы по экспортным операциям, оплаченные через посредника" Кредит 76 "Расчеты с посредником", а сумма компенсации данных расходов может либо удерживаться посредником из суммы, полученной от иностранного покупателя (если он участвует в расчетах), либо перечисляться экспортером. Нередко примерная сумма экспортных расходов перечисляется посреднику заранее, до начала исполнения сделки, а после ее совершения производятся окончательные расчеты.

На практике возможны случаи, когда иностранный покупатель перечисляет предоплаты - таковыми признаются все поступления от иностранных покупателей до даты перехода к нему права собственности на экспортируемый товар. Причем если посредник участвует в расчетах, сумма предоплаты поступает именно на счет посредника, а не на счет экспортера.

Несмотря на то, что деньги не поступают непосредственно на счет экспортера, именно он считается получателем данного авансового платежа. Поэтому бухгалтеру организации-экспортера на основании информации, полученной от посредника, следует составить проводку Дебет 76, субсчет "Расчеты с посредником" Кредит 62, субсчет "Расчеты с иностранными покупателями по полученным авансам" на сумму аванса, поступившего на счет посредника.

экспорт учет таможенный налогообложение

3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

.1 Таможенные платежи

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок таможенного оформления товаров и уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. С 01.07.2010г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) - Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17.

В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) к таможенным платежам относятся:

) ввозная таможенная пошлина;

) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

) таможенные сборы.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено Кодексом.

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

) комбинированные - сочетающие виды, указанные в пунктах 1 и 2.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

При взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства-члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств-членов таможенного союза.

Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено Кодексом.

Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.

3.2 НДС при экспортных операциях

.2.1 НДС при экспорте готовой продукции и товаров

Порядок исчисления НДС - в том числе и при экспорте продукции, товаров, работ и услуг - регламентируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, работ и услуг на экспорт налогообложение производится по ставке 0 процентов. Правда, для применения данной ставки необходимо представить в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающий осуществление экспорта.

Обратим внимание на то, что речь идет не об освобождении от уплаты НДС при осуществлении экспортных операций, а о применении ставки, равной 0 процентов. На первый взгляд может показаться, что это одно и то же - ведь ставка 0 процентов подразумевает, что НДС с экспортных операций не уплачивается (ведь любая сумма, умноженная на ноль, равна нулю). Однако на самом деле наличие налоговой ставки как таковой - независимо от ее размера - дает организации право на получение налоговых вычетов. Иными словами, организация-экспортер не взимает с иностранного покупателя ни копейки НДС, но имеет право предъявить суммы "входящего" НДС по сырью, материалам, товарам, работам и услугам, связанным с осуществлением экспорта (например, транспортным расходам), к вычету.

В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Налогового кодекса РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В остальных случаях при определении налоговой базы выручку пересчитывают в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), установленному статьей 167 Налогового кодекса РФ.

Для обоснования права на применение налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям организация обязана представлять в налоговые органы определенные документы. Какие именно - регламентирует статья 165 Налогового кодекса РФ. Кроме того, согласно пункту 6 статьи 164 Налогового кодекса РФ по экспортным операциям в налоговые органы должна представляться отдельная налоговая декларация.

Согласно пункту 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ при реализации готовой продукции или товаров на экспорт необходимо представить в налоговую инспекцию следующие документы:

) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;

) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;

) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа (российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ);

) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

В отдельных ситуациях вышеуказанный пакет документов может модифицироваться. Особенности представления документов в некоторых конкретных случаях также прописаны в статье 165 Налогового кодекса РФ. Так, при осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций вместо выписки банка налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование. При вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи можно не предоставлять копии транспортных или товаросопроводительных документов. А в случае осуществления экспорта через посредника предоставляется пакет документов, прописанный в пункте 2 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

В любом случае данный пакет документов должен быть представлен в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товара под таможенный режим экспорта. Этот срок установлен в пункте 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ. При этом согласно пункту 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ моментом определения налоговой базы при осуществлении экспортных операций считается последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.

Указанный пакет документов согласно пункту 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ должен представляться в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией - причем речь идет об отдельной налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов. Иными словами, в случае, если организация реализует продукцию или товары и в России, и на экспорт, она подает две раздельные декларации. Формы деклараций и порядок их заполнения в настоящее время утверждены приказом Минфина РФ от 7 ноября 2006 года N 136н.

Срок подачи декларации по НДС по ставке 0 процентов - ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

.2.2 НДС при экспорте работ и услуг

При экспорте работ и услуг действуют те же правила, что и при экспорте товаров. В частности, согласно пункту 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ при реализации услуг, связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, в т.ч. с сопровождением, транспортировкой, погрузкой, перегрузкой экспортируемых и импортируемых товаров, а также при оказании услуг по международным перевозкам пассажиров и багажа, при выполнении работ в космическом пространстве, при реализации товаров и услуг дипломатическим представительствам и их персоналу и выполнении некоторых других работ и услуг на экспорт применяется налоговая ставка 0 процентов.

Для подтверждения права на применение ставки 0 процентов при выполнении работ или оказании услуг, указанных в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, необходимо представлять документы, перечень которых для каждого вида услуг и работ установлен в статье 165 Налогового кодекса РФ. Как мы уже отметили, если пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, операции по реализации данных товаров подлежат включению в декларацию по ставке 0 процентов за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров. При реализации работ (услуг) - в частности, предусмотренных статьей 164 Налогового кодекса РФ - в подобной ситуации нужно учитывать, что днем отгрузки будет считаться день выполнения работ (оказания услуг).

В случае, если организация получает аванс в счет выполнения работ или оказания услуг на экспорт, она обязана уплатить НДС так же, как и при экспорте товаров. Исключение составляют случаи получения авансов в счет предстоящего выполнения на экспорт работ или услуг, включенных в Перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также при осуществлении комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых составляет свыше шести месяцев, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2006 г. N 468.

Осуществляя выполнение работ или оказание услуг по договору с иностранными заказчиками необходимо обращать особое внимание на то, что является местом реализации данных работ или услуг. Ведь если местом выполнения работ или оказания услуг будет признана территория РФ, они должны облагаться НДС в общеустановленном порядке - т.е. по ставке 18 процентов (или по ставке 10 процентов в зависимости от вида услуг).

Для того чтобы определиться с местом реализации работ или услуг, необходимо изучить статью 148 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 данной статьи территория РФ признается местом реализации работ или услуг в следующих случаях:

) если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ - например, если речь идет о строительных, монтажных, строительно-монтажных, ремонтных, реставрационных работах или работах по озеленению объектов, принадлежащих иностранцам, но расположенных на территории РФ;

) если работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ (например, если речь идет о ремонте автомобиля иностранного гражданина во время его путешествия по России);

) если услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта (например, если иностранцы приехали в российский санаторий или дом отдыха и оплатили путевки в валюте);

) если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ - например, если заказчиком является постоянное представительство или филиал иностранной организации в России, этот принцип применяется в отношении услуг по продаже патентов, лицензий, авторских прав, консультационных, юридических, бухгалтерских, рекламных услуг, НИОКР и некоторых других работ и услуг;

) если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ (в части выполнения работ или оказания услуг, не предусмотренных вышеуказанными принципами).

В соответствии с пунктом 4 статьи 148 Налогового кодекса РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг) - например, акт сдачи-приемки работ или услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях современного экономического развития нашего государства, большую роль играет внешнеэкономическая деятельность, связанная с импортом или экспортом товаров (работ, услуг). Как известно, главным регулятором любой торговли всегда являлся рынок, однако в целом ряде случаев незаменимым оказывается государственное регулирование экономического сектора.

И данный шаг со стороны государства является вполне оправданным, поскольку он позволяет контролировать товарооборот на территории нашего государства, а также предотвратить попытки незаконного оборота товаров, чей оборот в принципе ограничен государством, избегать утечки наукоемких технологий и технологий двойного назначения.

Отличие внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности от внутренней экономической деятельности, прежде всего, состоит в том, что внешнеэкономическая деятельность регулируется не только национальным правом России, но в большей степени управляется нормами международного права. Еще один нюанс данной деятельности - это перемещение товаров через таможенную границу России, соответственно, возникающие в связи с этим сложности при таможенном оформлении.

Внешнеэкономическая деятельность является одной из основных форм экономических связей РФ с иностранными государствами.

При реализации продукции на экспорт организации-экспортеру необходимо отразить в бухгалтерском учете выручку от реализации. Порядок признания выручки в бухгалтерском учете определяется ПБУ 9/99.

Налогообложение экспортных операций существенно отличается от налогообложения операций по реализации продукции, товаров, работ и услуг российским покупателям. А руководствоваться при исчислении налогов по экспортным сделкам нужно - как и при осуществлении операций на территории России - Налоговым кодексом РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция РФ

2.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 21, 24 февраля, 8 мая, 27 июля, 4 октября 2010 г.)

.Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) (с изменениями от 16 апреля 2010 г.) (применяется с 01.07.2010)

.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 13 октября, 25, 28 ноября 2009 г.) (утратил силу с 29.12.2010г.)

.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 29 ноября, 28 декабря 2010 г.)

.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 3 ноября, 8 декабря 2010 г.)

.Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006) (с изменениями от 25 декабря 2007 г., 25 октября 2010 г.)

.Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (с изменениями от 25 октября 2010 г.)

9.Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) (с изменениями от 8 ноября 2010 г.)

.Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г., 25 октября, 8 ноября 2010 г.)

.Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами (утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364) (с изменениями от 14 февраля 2009 г.)

.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (с изменениями от 18 сентября 2006 г.)

.Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (с изменениями от 8 ноября 2010 г.)

.Потапова Е.В. Экспорт. Импорт. Бухгалтерский учет, налогообложение, правовой аспект. - М.: РоссБух, 2010.

.Электронная версия бератора "Практическая бухгалтерия" (Бератор приведен в соответствии с изменениями от ноября 2010 г.) Раздел IX. Продажи // СПС «Гарант»

.Электронная версия бератора "Практическая энциклопедия бухгалтера" Том 4. Валюта. Экспорт. Импорт (Том приведен в соответствии с изменениями от октября 2010 г.) Раздел IV. Экспорт // СПС «Гарант»


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!