Роль медсестры в профилактике постинъекционных осложнений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    672,02 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль медсестры в профилактике постинъекционных осложнений















РОЛЬ МЕДСЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПОСТИНЪЕКЦИОННЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ

Дипломная работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

.1 ЭТИОЛОГИЯ ПОСТИНЪЕКЦИОННЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ

.1.1 Виды осложнений. Лечение

.1.2 Профилактика

.2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ

.2.1 Права пациентов

.3 СИНДРОМ «ВЫГОРАНИЯ» МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВТОРОГО ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ МУЗ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА» г. КАЛИНИНГРАДА

.1 АНАЛИЗ РАБОТЫ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

2.1.1 Сравнительный анализ поступления больных за 2008-2010 годы

.1.2 Работа в процедурном кабинете

2.2 ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.2.1 Динамика работы медсестер по профилактики постинъекционных осложнений за 2008 -2010 годы

.2.2 Отношение пациентов к организации работы поликлиники и стационаров

.2.3 Выявление уровня эмоциональной истощенности сотрудников в зависимости от особенностей работы отделений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Несмотря на очевидный прогресс мировой медицины в поиске новых эффективных, антибактериальных препаратов, дезинфицирующих средств, проблема постинъекционных осложнений, остается актуальной. Особое место занимают пациенты с постинъекционными осложнениями (инфильтратами, абсцессами, флегмонами). Так, постинъекционные флегмоны составляют от 5,1 - 5,4%. По данным других авторов постинъекционные воспалительные осложнения (ПВО) составляют 11,9-40%; 8,4-40%. Примерно каждые 10 лет в 2-2,5 раза увеличивается число больных с постинъекционными нагноениями. При этом постинъекционные нагноения ягодичной области составляют до 94% от всех локализаций. Постинъекционные нагноения ягодичной области в 84,9% случаев располагаются лишь подкожно, в 9,6% имеется подкожно-мышечное расположение и только в 5,5% случаев - межмышечное в непосредственной близости к сосудисто-нервным пучкам ягодичной области.[3]

Цель дипломной работы: изучение особенностей работы медицинской сестры в профилактике постиъекционных осложнений

Задачи:

1.           Проследить динамику работы медсестер по профилактике постинъекционных осложнений за 2008 -2010 годы.

2.      Изучить отношение пациентов к организации работы стационара и поликлиники.

.        Выявить уровень эмоциональной истощенности сотрудников хирургического и терапевтического профиля отделений.

Место проведения: центральная городская больница города Калининграда, второе гинекологическое отделение.

Методы исследования:

анкетирование;

тестирование.

ГЛАВА 1

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 ЭТИОЛОГИЯ ПОСТИНЪЕКЦИОННЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ

Постинъекционные осложнения возникают в результате внутримышечного и подкожного введения лекарственных препаратов, недостаточно изучены. Так, в этиологии постинъекционных воспалительных осложнений рассматриваются два основные пути проникновения возбудителей инфекции: первичное (экзогенное) и вторичное (эндогенное) инфицирование. Экзогенное инфицирование указанные авторы связывают с: [1]

ü  попаданием возбудителей с кожи в момент ее прокола или по ходу раневого микроканала;

ü  попаданием микроорганизмов в ткани из камеры шприца (нестерильные шприц или инъецируемый раствор);

ü  использованием нестерильной инъекционной иглы (применявшейся для набора препарата, при прикосновении с объектами окружающей среды она становиться не стерильной);

ü  инфицированием нестерильным перевязочным материалом;

ü  нестерильными руками медперсонала;

В большинстве исследований подвергается сомнению возможность попадания достаточного количества гноеродных бактерий с кожи в момент прокола или по ходу раневого микроканала. Однако этот механизм не отрицается полностью, особенно при грубых нарушениях требований асептики. Адаев В.А. (1999) усматривает и выделяет здесь только нарушения, связанные с виной медицинской сестры: [1]

наличие у персонала на руках длинных ногтей, маникюра, колец;

работа без перчаток;

не дезинфицируется место подреза ампул;

обработка флаконов, закупоренных под закатку, проводится одним шариком;

использование раствора новокаина или стерильной воды в емкостях больше 50 мл;

использование нестерильных перевязочных материалов;

не контролируются сроки сохранения стерильного инъекционного инструментария, перевязочного материала;

сборка инъекционного инструментария проводится руками или пинцетом с нарушением правил асептики;

некачественная подготовка инъекционного поля. [8]

.1.1 Виды осложнений. Лечение

Наиболее частыми осложнениями после инъекций являются:

Кровоизлияние в области прокола вены

Возможно при нарушении техники внутривенных инъекций. Характеризуется появлением болезненной припухлости - гематомы. Наибольшей величины гематома достигает при проколе обеих стенок вены. Пункцию следует прекратить. Поврежденную вену на несколько минут прижать ватным шариком, смоченным спиртом. Пунктировать другую вену. После остановки кровотечения на область кровоизлияния следует наложить спиртовой согревающий компресс или повязку с гепариновой мазью.[2]

Повреждение нервных стволов

Возникает в результате непосредственного воздействия инъекционной иглы на нерв или раздражающего действия лекарственного средства, введенного поблизости нерва. Возможно развитие воспаления или даже выпадения функции нерва. Предупреждение осложнения заключается в правильном выборе места для подкожных и внутримышечных инъекций.[2]

Воздушная эмболия

Возникает в случаях, когда вместе с лекарственным средством в кровеносную систему попадают пузырьки воздуха. Для предупреждения этого осложнения нужно пунктуально выполнять правила внутривенных инъекций.[2]

Раздражение и некроз тканей

Возникает при подкожном введении гипертонических растворов (10% растворы натрия хлорида и кальция хлорида и др.). При таком ошибочном введении препарата необходимо гипертонический раствор непосредственно в тканях "разбавить" изотоническим раствором. Для чего через ту же иглу, но другим шприцем ввести 5-10 мл 0,9% раствора натрия хлорида. Затем в эту область сделать несколько инъекций 0,25% раствора новокаина (всего ввести 10 мл новокаина).[2]

Инфильтрат постинъекционный

Воспалительная реакция местных тканей, возникающая в результате внесения инфекции, раздражающего действия некоторых лекарственных веществ (масляные растворы). Развитию инфильтрата способствует травматизация тканей тупой иглой. Для рассасывания инфильтрата показано применение согревающих компрессов.[2]

Тромбофлебит постинъекционный

Воспаление вены с образованием в ней тромба. Наблюдается при частых венепункциях одной и той же вены, особенно при использовании тупых игл. Характеризуется образованием инфильтрата по ходу вены. Показано применение согревающих компрессов и повязок с гепариновой мазью, а в тяжелых случаях - антибактериальная терапия.[2]

Абсцесс

Гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем. Причины образования абсцессов те же, что и инфильтратов. При этом происходит инфицирование мягких тканей в результате нарушения правил асептики. Профилактика соблюдение правил антисептики.[2]

Также необходимо знать и помнить, что соблюдение правил противоэпидемического режима и дезинфекции - это, прежде всего предотвращение заболеваний ВБИ и сохранение здоровья медицинского персонала. Данное правило действует для всех категорий медицинских работников, а в особенности для персонала, работающего в операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т.е. имеющих более высокий риск заболеваемости ВБИ из-за непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.). Работа в этих функциональных помещениях и отделениях требует особого соблюдения персоналом режимных моментов - личной защиты и правил техники безопасности, обязательной дезинфекции перчаток, отработанного материала, одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности проведения текущих генеральных уборок. [9]

В целях профилактики ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В, С и других внутри госпитальных инфекций все изделия медицинского назначения, применяемые при манипуляциях с нарушением целостности кожных покровов и слизистых или соприкасающихся с поверхностью слизистых оболочек, а также при проведении гнойных операций или оперативных манипуляций у инфекционного больного после каждого использования должны подвергаться предстерилизационной обработке и стерилизации.[10] Ещё одно из серьёзных осложнений - это гемотрансфузионный шок. Возникает при переливании несовместимой крови по системе АВО или резус-фактор. Обычно проявляется через 10-25 минут после введения больному первых капель донорской крови. Характеризуется внезапно возникающим расстройством дыхания, чувством нехватки воздуха, резкими болями в поясничной области. При возникновении указанного осложнения медицинская сестра должна:

немедленно прекратить переливание крови;

уложить больного в положение с приподнятой верхней частью тела;

через индивидуальную маску начать ингаляцию увлажненным кислородом;

срочно вызвать врача. [1]

.1.2 Профилактика

Во избежание осложнений медсестре нужно соблюдать правила постановки внутримышечных и внутривенных инъекций (см. таблицу 1 и 2).

Правила выполнения внутривенной инъекции

Таблица 1

 Этапы

 Обоснование

  1. Подготовка к манипуляции

1. Подготовить всё необходимое для проведения процедуры

Эффективность проведения манипуляции

2. Установить доброжелательное отношение с пациентом.

Гуманное отношение к пациенту (Этический кодекс медсестры ст.3)

3. Уточнить информированность пациента о лекарственном средстве и получить его согласие на проведение манипуляции.

Профилактика осложнений, уважение прав пациента (Этический. кодекс медсестры ст.7)

4. Надеть маску. Обработать руки гигиеническим способом и надеть стерильные перчатки.

 Инфекционная безопасность.

5.Проверить пригодность лекарственного средства (название, доза, срок годности, физическое состояние)

 Предупреждения осложнений.

6. Еще раз убедиться в соответствии лекарственного препарата с назначениями врача

Правильность выполнения назначений и профилактика осложнений.

7. Обработать шейку ампулы (крышку флакона) шариками со спиртом двукратно.

Можно пользоваться другими кожными антисептиками для обработки кожи и ампул, флаконов.

8. Набрать в шприц необходимое количество лекарственного средства


9. Снять иглу, сбросить в ёмкость с дезраствором.

 Профилактика ВБИ

10. Надеть иглу для внутривенной инъекции, выпустить воздух.

 Профилактика воздушной эмболии.

11.Положить шприц в лоток со стерильной пеленкой.

 Сохранение стерильности

12. Приготовить 3 шарика, смоченных спиртом и поместить на стерильный лоток.

 Инфекционная безопасность

  2. Выполнение процедуры.

13. Усадить пациента на кушетку или уложить. Освободить место для инъекции.

 Доступ к месту инъекции.

14. Под локоть пациента подложить клеенчатый валик.

Создать максимальное разгибание руки.

15. Наложить жгут на плечо пациента на 5 см выше локтевого сгиба, покрытое салфеткой (или его одеждой). Примечание: при наложении жгута пульс на лучевой артерии на должен измениться. Кожные покровы ниже места наложения жгута багровеют, вена набухает. При ухудшении наполнения пульса жгут необходимо ослабить

    Контроль правильности наложения жгута.

16. Исследовать вену.

Исключить флебиты, тромбофлебиты.

17. Попросить пациента поработать кулачком (сжать-разжать)

Для лучшего наполнения вены.

18. Обработать дважды кожу внутренней поверхности локтевого сгиба спиртом (тампоны сбросить в ёмкость с дезсредством).

Обеззараживание инъекционного поля.

19. Взять шприц, снять колпачок


20. Проверить проходимость иглы и отсутствия воздуха в шприце, держать шприц срезом вверх, фиксируя иглу указательным пальцем за канюлю.


21.Зафиксировать вену большим пальцем левой руки, проколоть кожу, войти в вену на 1/3 длины, параллельно вене.

Для уменьшения подвижности вены.

22. Оттянуть поршень на себя, увидеть появление крови.

Убедиться, что игла в вене.

23. Попросить пациента разжать кулачок, развязать жгут левой рукой.


24. Ввести лекарство медленно, надавливая на поршень первым пальцем левой руки.

Следить, чтобы в шприце оставалось небольшое количество лек. средства.

25. Приложив шарик со спиртом к месту инъекции, извлечь иглу, попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе (можно зафиксировать шарик бинтом).

Профилактика постинъекционной гематомы.

  3. Окончание процедуры.

26. В ёмкости с дезраствором промыть шприц вместе с иглой. Затем иглу и шприц поместить в разные ёмкости с дезрастворами, так чтобы каналы были заполнены дезраствором.


27. Взять у пациента через 1-2 мин.ватный шарик.

Не оставлять ватный шарик, загрязненный кровью, у пациента. Положить шарик в дезраствор или лоток )пакет из-под одноразового шприца) для последующей дезинфекции.

28. Снять перчатки и поместить из в дезраствор.

 Профилактика ВБИ.

29. Вымыть и осушить руки.

Предупреждение химического воздействия талька на кожу.

30. Наблюдать за состоянием пациента.


31. Сделать запись о проделанной процедуре в листе назначений

Контроль количества выполненных инъекций и преемственность в работе м/с.


Правила выполнения внутримышечной инъекции

Таблица 2 

 Этапы

 Обоснование

  1. Подготовка к манипуляции.

1. Подготовить всё необходимое к манипуляции.

Эффективность проведения манипуляции

2. Установить доброжелательное отношение с пациентом.

Гуманное отношение к пациенту (Этический кодекс медсестры ст.3)

3. Уточнить информированность пациента о лекарственном средстве и получить его согласие на проведение манипуляции.

Профилактика осложнений, уважение прав пациента (Этический кодекс медсестры ст.7)

4. Надеть маску. Обработать руки гигиеническим способом и надеть стерильные перчатки.

 Инфекционная безопасность.

5.Проверить пригодность лекарственного средства (название, доза, срок годности, физическое состояние)

 Предупреждения осложнений.

6. Еще раз убедиться в соответствии лекарственного препарата с назначениями врача

Правильность выполнения назначений и профилактика осложнений.

7. Обработать шейку ампулы (крышку флакона) шариками со спиртом двукратно.

Можно пользоваться другими кожными антисептиками для обработки кожи и ампул, флаконов.

8. Набрать в шприц необходимое количество лекарственного средства

Правильность выполнении манипуляции. Масленый раствор подогреть до 37 С на водяной бане.

  2. Выполнение процедуры.

9. Определить место для в/м инъекции.

Это верхний наружный квадрант ягодицы, наружная поверхность бедер, при необходимости - средняя треть плеча ( область дельтовидной мышцы).

10. Предложить пациенту лечь (или уложить пациента на живот или бок),освободить место для инъекции.

Доступ к месту инъекции. Соблюдение условия в/м инъекции с целью профилактики осложнений.

11. Обработать перчатки дез.средством.

Инфекционная безопасность.

12.Пропальпировать место инъекции.

Предупреждение осложнений.

13.Обработать место инъекции 2-мя шариками со спиртом (одним шариком большую поверхность, а вторым шариком непосредственно место инъекции).

Инфекционная безопасность.

14. Растянуть кожу в месте инъекции, пальцами левой руки фиксируя её.

Соблюдение техники выполнения манипуляции.

15. Ввести иглу в мышцу под углом в 90 градусов на глубину 3 см, оставляя 0,5 см над поверхностью кожи.

Обеспечение попадания препарата в мышцу. При введении масленого р-ра потянуть поршень на себя. Отсутствие крови в шприце является обязательным условием продолжения процедуры с целью профилактики масленой эмболии.

16. Ввести лекарственное средство, нажимая на поршень 1-ым пальцем левой руки.

Обеспечение попадания препарата в мышцу.

17. Приложить стерильный шарик со спиртом к месту инъекции, быстро извлечь иглу, придерживая её за канюлю.

Профилактика ВБИ.

18. Сделать легкий массаж места инъекции, не отнимая шарика от кожи.

Для лучшего всасывания лекарственного средства.

19. Проверить, нет ли выделения крови из места прокола, при необходимости - сменить тампон и придержать ещё несколько минут.


  3.Окончание процедуры.

20. Использованные шприцы и иглы поместить в накопитель с дез.раствором.

Профилактика ВБИ.

21. Оценить реакцию пациента на процедуру.


22. Снять перчатки и поместить их в дез. раствор.

Профилактика ВБИ.

23. Вымыть и осушить руки.

Предупреждение химического воздействия талька на кожу.

24.Сделать запись о проделанной процедуре в листе назначений.

Контроль качества выполненных инъекций и преемственность в работе м/с.


.2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ

Управление качеством сестринской помощи на сегодняшний день без сомнения является очень важной и актуальной проблемой. Особенно, когда началась активная работа по реализации национальных проектов «Здоровье», «Образование» и программ развития здравоохранения. [2]

Главным этическим принципом в медицине является принцип - не навреди. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента - есть первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к судебной ответственности.

Недопустимо нанесение морального или физического ущерба пациенту ни намеренно, ни по небрежности, ни по причине профессиональной некомпетентности. Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу за больным, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. Риск, сопровождающий медицинское вмешательство, не может быть выше ожидаемой пользы. Произведя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений. [2]

На сегодняшний день изданы приказы № 209 от 25.06.02 и № 267 от 16.08.02 о внесении дополнения в приказ Минздрава России №337 "О номенклатуре специальностей в учреждения здравоохранения Российской Федерации", где введена специальность 040601 "Управление сестринской деятельностью", а так же перечень соответствия специальности "Управления сестринской деятельностью" должностей специалистов с высшим сестринским образованием по специальности "Сестринское дело", разработана Отраслевая программа "Управление качеством в здравоохранении на 2003-2010 годы". Однако, к сожалению, несмотря на нормативные акты руководители ЛПУ, не используют в полной мере потенциал сестринского персонала с учетом его профессиональной компетенции. Медицинская сестра должна в большей степени соответствовать нуждам населения, а непотребностям системы здравоохранения. Она должна трансформироваться в хорошо образованного профессионала, равного партнера, самостоятельно работать с населением, способствуя укреплению здоровья общества. Именно медицинской сестре сейчас отводится ключевая роль в медико-социальной помощи людям пожилого возраста, пациентам с инкурабельными заболеваниями, санитарном просвещении, организации образовательных программ, пропаганде здорового образа жизни. [2]

.2.1 Права пациентов

Статья 30. Права пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

[в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ]

) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд. [11]

Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья

Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство

Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства

Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан[11]

.3 СИНДРОМ «ВЫГОРАНИЯ» У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Обсуждая проблему широкого распространения психосоматических расстройств у больных, мы не можем не говорить о проблеме развития психоэмоциональных расстройств у врачей и других медицинских работников. Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. По классификации профессий по “критерию трудности и вредности” [по А.С. Шафрановой], медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой. В 60-х годах в США впервые был введен термин “профессиональная деформация” в профессиях “человек - человек”, в которых на эффективность работы существенно влияет социальное окружение. Были сделаны выводы о существовании профессиональной деформации и необходимости особого профессионального отбора в профессиях системы «человек - человек».[3]  Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников - профессии с наибольшей склонностью к “выгоранию”. Ведь их рабочий день - это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности.[7]  Основными симптомами СЭВ являются: 1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности. 2) психосоматическпе проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница); 3) появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений) 4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности; 5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам); 6) функциональное, негативное отношение к себе; 7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.   СЭВ в настоящее время имеет статус диагноза в рубрике МКБ-1О Z73 - Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации - стадии истощения. Выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. [7].Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений [Маслач и Джексон, 1993, 1996]: - эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. - деперсонализация - циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда. - редукция профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

СЭВ включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов: 1-я стадия - “Напряжение” - со следующими симптомами: неудовлетворенность собой, “загнанность” в клетку», переживание психотравмирующих ситуаций, тревожность и депрессия. 2-я стадия - “Резистенция” - со следующими симптомами:

неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,

эмоционально-нравственная дезориентация,

расширение сферы экономии эмоций,

редукция профессиональных обязанностей. 3-я стадия - “Истощение” - со следующими симптомами: - эмоциональный дефицит, -эмоциональная отстраненность, - личностная отстраненность, - психосоматические и психовегетативные нарушения. [3]

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВТОРОГО ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ МУЗ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА» г. КАЛИНИНГРАДА

.1 АНАЛИЗ РАБОТЫ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Городская многопрофильная больница основана в 1982 голу по приказу здравотдела Калининградской области.

Отделение экстренной гинекологии рассчитано на 50 коек.

В отделение входит:

два поста (чистый, гнойный)

три послеоперационные палаты;

- 2 перевязочных (смотровых);

два процедурных кабинета;

ординаторская;

кабинет заведующего отделением;

кабинет старшей медицинской сестры;

подсобные помещения.

В отделении работают:

4 врача

13 медицинских сестер

9 сотрудников младшего медицинского персонала.

Отделение экстренной гинекологии работает по: СанПиН 2.1.3.1375-03

и приказу №363 (по переливанию крови).

.1.1 Сравнительный анализ поступления больных за 2009-2010 годы

Проводя анализ, отчет заведующей 2 гинекологического отделения были получены следующие результаты (см. рис. 1,2,3).

Рис. 1. Поступление больных за 2009 -2010 гг.

В 2009 году поступило 3188 человек, а в 2010 году поступило 2360 человек. Из этого можно сделать вывод, что поступление больных снизилось на 14%. Это связано с тем, что в городе увеличилось количество гинекологических клиник, перинатального центра. Но это не показатель снижения общей заболеваемости женщин. [6]

Рис. 2. Злокачественные новообразования

В 2009 году поступило 35 человек с онкологическими заболеваниями, в 2010 году 53 человека. Проанализировав диаграммы можно сделать следующие выводы, что на 10% повысилось число онкологических заболеваний.[6]

Рис.3. Сальпингит и оофорит

% поступило пациентов в 2009 году, в 2010 году поступило 63% пациентов, из этого можно сделать вывод, что повысился процент воспалительных заболеваний (26%). Это зависит от экологических, экономических и социальных условий, в которых мы живем. Женщины зачастую не хотят идти в больницу думая, что все само собой пройдет, и поступают к нам в тяжелых состояниях. [6]

.1.2 Работа в процедурном кабинете

Оснащение кабинета

Процедурный кабинет является структурным подразделением по оказанию специализированной медицинской помощи больным с гинекологическими заболеваниями.

Кабинет оснащен мебелью, современными контейнерами для дезинфекции изделий медицинского назначения. В кабинете имеются столы: рабочий, для дезрастворов, бактерицидный облучатель, кушетка, шкаф для лекарственных препаратов, холодильник. Имеются две аптечки:

. Аптечка для оказания 1-ой помощи при анафилактическом шоке

. Аптечка для ВИЧ-профилактики

В процедурном кабинете ведется следующая документация:

журнал забора крови на RW

журнал учета медикаментов

журнал проведения генеральных уборок

журнал учета одноразовых шприцев

журнал кварцевания кабинетов

журнал для контроля температурного режима в холодильнике

журнал учета профессионального травматизма.

Подотчетные журналы пронумерованы и прошнурованы.

Имеются инструкции, которыми я руководствуюсь в процессе своей работы:

Типовая должностная инструкция медицинской сестры кабинета стационарного отделения;

Обязанности медсестры процедурного кабинета

Инструкция для медперсонала по оказанию помощи при лекарственном анафилактическом шоке больному.

Рабочий день начинается с приема смены от дежурной смены.

Подготовка кабинета к работе. Ежедневно в кабинете проводится текущая дезинфекция с применением дезсредств. Для дезинфекции рабочих поверхностей применяется раствор «Экодез». Накрывается стерильный стол (см. приложение). Для дезинфекции использованных шприцов используется дезинфицирующее средство «ЖАВЕЛЬ СОЛИД», «Экодез», «Хлор-Актив» экспозиция 1 час. Для уничтожения игл в процедурном кабинете имеется деструктор игл.

Перед началом отпуска процедур, производится забор крови на биохимию, коагулограмму, гепатит, ВИЧ-инфекцию, RW, и транспортируются анализы в лабораторию нашей больницы.

В кабинете отпускаются процедуры и осуществляется забор анализов (см.таблицу 3)

Сестринские манипуляции в процедурном кабинете за 2009-2010 годы

Таблица 3

Годы

в/в инъекции

в/в вливания

в/м, п/к инъекции

Постановка периферического катетера

Взятие крови на анализы

Ассистирование врачу при гемотрансфузии

2009 год

4637

643

35480

85

754

63

2010 год

3920

584

36510

73

725

58


В конце рабочего дня процедурная сестра производит дезинфекцию игл и шприцов, а также ватных шариков использованных больными. Делает заключительную уборку процедурного кабинета.

.2 ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Центральной городской больницы во 2 гинекологическом отделении. В анкетировании принимали участие 60 пациенток отделения и 40 сотрудников (1 и 2 гинекологическое отделение, терапевтическое отделение, отделения переливания крови).

Анкетирование проводилось по трем направлением:

1.  С целью изучения динамики работы медсестер по профилактики постинъекционных осложнений за 2008 -2010 годы.

2.      Отношение пациентов к организации работы стационара и поликлиники.

.        Выявление уровня эмоциональной истощенности сотрудников от особенностей работы отделений.

.2.1 Динамики работы медсестер по профилактики постинъекционных осложнений за 2008 -2010 гг.

В анкетировании принимали участие пациенты 2 гинекологического отделения, которые проходили лечение по таким заболеваниям как: угроза прерывание беременности 41%, замершая беременность 8%, кровотечения 7%, внематочная беременность 12%, воспаление различной этиологии 17%, миома матки, полип эндометрия. Возраст респондентов составил от 19 до 55 лет. Средний возраст составил 30-39 лет (43%), а в 2008 году средний возраст составил 19-29 лет (50%).

) На вопрос «Как часто Вы посещаете врача-гинеколога?», были получены следующие результаты (см. рис. 5).

Рис. 5. Посещение врача-гинеколога

Посещали гинеколога в 2008 г. и 2010 г.: 1 раз в полгода 37% и 45% соответственно, 1 раз в год 43% и 42%, 1 раз в 5 лет 7% и 5%. Другое 13%, 8%. Проанализировав диаграмму можно сделать вывод, что наблюдается положительная тенденция проходить осмотр гинеколога 1 раз в полгода в 2010 году на 8% выше, чем в 2008 году.

) На вопрос о том, как женщины думают эффективнее принимать лекарственные средства, мы получили, следующие ответы (см. рис.6).

Рис. 6. Метод, по мнению респондентов, более эффективный при приеме лекарств

Пациенты считают, что эффективнее принимать лекарственные препараты: в/в - в 2008 году 60% респондентов, а в 2010 году - 68%; в/м по 47%; через рот 20% в 2008 году, 5% в 2010 году и 3% в 2010 году через прямую кишку.

) А на вопрос, о том, как Вы предпочитаете принимать лекарственное средство, были получены следующие результаты (см. рис.7).

Рис.7. Предпочтительный способ приема лекарственных средств

Предпочитают принимать лекарство за 2008г. и 2010 г.: в\в 20% и 31%; в\м 36% и 38%. Через прямую кишку в 2008 году 6%. Через рот 60% и 53% соответственно.

) На вопрос «Пользуются медсестры при работе средствами защиты?», были получены следующие результаты (см. рис.8).

Рис. 8. Использование медсестрами средств индивидуальной защиты в работе

В 2010 году положительно ответили 100% опрошенных, в 2008 году: ответили «да» 80%, «нет» 3%, «не всегда» 17%.

) На вопрос «Проводят ли медсестры беседы по профилактике постинъекционных осложнений?», были получены следующие ответы (см. рис. 9).

Рис. 9. Данные о проведении медсестрами бесед по профилактике осложнений

По опросу за 2008г. и 2010 г.: «нет» ответили 43% и 28%; «да» - 47% и 53%, «иногда» - 10% и 18%. Проанализировав диаграмму можно сделать вывод, что м/с больше стали вести беседы с пациентами по профилактике осложнений.

) На вопрос «Вы выполняете эти рекомендации?», были получены следующие ответы (см. рис. 10).

Рис. 10. Выполнение рекомендаций пациентами

По опросу за 2008г. и 2010 г. «да» ответили 37% и 67%, «нет» 53% и 10%, «иногда» 10% и 23% соответственно.

) На вопрос, «После в/м инъекции Вы держите шарик?», были получены следующие ответы (см. рис 11).

Рис. 11. Время, в течение которого после в/м инъекции Вы держите шарик

По опросу за 2008г. и 2010 г. видно, что «несколько секунд» 17% и 26%; «несколько минут массируя» 54% и 65%; «не помню» 3%, «другое» 8% и 13%.

) На вопрос о том, какие постинъекционные осложнения знают пациенты, респонденты ответили следующим образом (см. рис. 12)

Рис.12. Знания пациентов о постинъекционных осложнениях

За 2008г. 2010 г.: в 2010 году 38% ответили «не знаю»; 32% и 15% ответили «абсцесс»; «шишки» 24% и 17%; «гематомы» 27% и 20%; «аллергия» 17% и 8%.

) На вопрос о том, что для вас важно в работе м/с, респонденты выделили следующие качества (см. рис.13).

Рис.13. Профессиональные качества медицинских сестёр

По опросу за 2008, 2010 годы видно, что «культура речи и поведения» важны для 4%, 35%; «профессионализм» - 36%, 90%; «доброжелательность» - 28%, 66%; «исполнительность» - 4%, 32%; «милосердие» - 3%, 27%.

) Респонденты также отметили качества, которые бы они хотели видеть в м/c в критических ситуациях (см. рис.14).

По опросу за 2008, 2010 годы видно, «ответственную» 22%, 42%; «внимательную» 20%,48%; «отзывчивую» 14%, 23%; «заботливую» 10%, 30%; «профессионала высокого класса» 34%, 77%.

) На вопрос, «Считаете ли Вы проблему повышения качества медицинской помощи актуальной?», респонденты ответили (см. рис. 15).

Рис. 15. Актуальность проблемы повышения качества медицинской помощи

По опросу за 2008- 2010 гг. ответили «да» - 87% и 78%; «нет» - 13% и 22% соответственно.

) На вопрос про знания пациентов о своих правах, были получены следующие результаты (см. рис.16).

Рис. 16. Информированность пациентов о своих правах пациента, при обращении за медицинской помощью

По результатам исследования мы видим, что за 2008, 2010 годы. «Да» ответили 50%, 58%; «нет» ответили 50%, 42%.

) На вопрос, «Реализуются ли Ваши права при обращении в нашу больницу?», пациенты ответили следующим образом (см.рис.17).

Рис. 17. Реализация прав пациентов при обращении в больницу

За 2008г. и 2010 г. «да» ответили 43% и 60%; «нет» - 17% и 7%; « не знаю» - 40% и 33%. Проанализировав диаграмму можно сделать вывод, наша больница стала лучше выполнять свои обязанности перед больными.

2.2.2 Отношение пациентов к организации работы поликлиники и стационара

В исследовании приняли участие пациенты 2 гинекологического отделения. Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты и таким образом оценить работу поликлиники и стационара. В исследовании приняло участие 60 респондентов.

Далее был проведен подсчет и анализ результатов, ниже представлены данные, полученные в результате исследования.

)        Первый вопрос в анкете был «Возраст пациентов» (см. рис 18).

Рис. 18 Возраст пациентов.

Средний возраст респондентов составил 30 - 39 лет (43%).

) Социальна категория респондентов: работающий: не занят физическим трудом - 50%, занят физическим трудом - 32%; неработающий: пенсионер -1%, студент - 3%, безработный - 13%.

) На вопрос, как часто Вы обращаетесь в ЛПУ, респонденты ответили (см. рис. 19)

Рис. 19. Частота обращения в ЛПУ.

% опрошенных респондентов обращаются в ЛПУ один раз в полгода, 3% - один раз в месяц и посещают ЛПУ чаще одного раза в месяц - 12%.

) На вопрос о том, каким образом чаще всего Вы получаете медицинскую помощь, респонденты ответили (см. рис. 20).

Рис. 20. Метод получения медицинской помощи

% обращаются самостоятельно, 32% в экстренном порядке, и всего лишь 5% в плановом порядке.

) Следующим вопрос был «Время ожидания приема в приёмном покое?» (см. рис. 21).

Рис. 21. Время ожидания приема в приёмном покое

Больше всего больные ожидают приема 30 минут - это 31% респондентов, 23% - 1 час, 18% - более 2-х часов, 15% - 2 часа, 13% - 15 минут. Проанализировав диаграмму можно сделать вывод: что работа приемного покоя оценивается не плохо.

) Также пациентам был задан вопрос, о сроке ожидания обследования и плановой госпитализации (см. рис. 22).

Рис. 22. Сроки ожидания обследования и плановой госпитализации

Половина респондентов ответили - «несколько дней», 15 респондентов ответили «неделя,» 3 ответили, что «месяц»; и 2 человека, что «более 2-х месяцев».

) На вопрос о том, была ли возможность выбора ЛПУ при плановой госпитализации, 72% респондентов ответили «нет», 28% ответили «да». Из чего можно сделать вывод, что нашим гражданам не всегда предоставляется право выбора лечебного учреждения (см. рис. 23).

Рис. 23. Реализация возможности выбора ЛПУ

Рис. 24. Данные о случаях отказа в оказании бесплатной медицинской помощи

) Пациентам был задан вопрос, «Были ли случаи отказа в оказании бесплатной медицинской помощи» (см. рис.24).

«нет» ответили 83%; «да» - 17%.

) На вопрос, «Знаете ли Вы, какие виды медицинских услуг должны быть предоставлены бесплатно?», респонденты ответили (см. рис. 25).

Рис. 25. Информированность пациентов о предоставлении бесплатной медицинской помощи

респондента ответили «нет»; 26 ответили «да». Можно сделать вывод, что пациенты мало информированы.

) На вопрос о том, приходилось ли пациентам использовать личные денежные средства при лечении в ЛПУ, пациенты ответили следующим образом (см. рис. 26).

Рис. 26. Использование личных денежных средств

Большинство респондентов (37 человек) ответили утвердительно, 23 человека ответили, что нет. Это говорит о том, что бесплатная медицина это условность.

) А на вопрос, на что использовались денежные средства, выяснилось следующее (см. рис. 27)

Рис.27. Причины использования личных средств при обращении в ЛПУ

человек ответили для «оплаты услуг специалистов» при этом указывали врача стоматолога; 25 человек ответили « оплата услуг», это связанно с тем, что в лабораториях большое количество платных услуг; 19 человек ответили « приобретение лекарственных средств» и 5 человек «приобретение расходных материалов», это связано с перебоями в поставке медикаментов в лечебные учреждения; 4 человека ответили «оплата пребывания в ЛПУ», указывая при этом что у них отсутствует полюс ОМС.

) На вопрос о причинах получения платных услуг, выяснилось следующее: 37% ответили, что бесплатная помощь недоступна из-за длинной очереди, 37% ответили, что платная медицина более качественная, у 10% нет прикрепления к данному лечебному учреждению, 9% отметили отказ специалистов ЛПУ в оказании бесплатной помощи.

) Пациентам был задан вопрос, «Случалось ли Вам оплачивать медицинскую помощь в ЛПУ непосредственно медицинскому персоналу, без оформления платежных документов?». Были получены следующие ответы (см. рис.28).

Рис. 28. Оплата медицинской помощи в ЛПУ непосредственно медицинскому персоналу, без оформления платежных документов

% ответили отрицательно, 32% положительно.

) На вопрос о том, как пациенты в целом относятся к наличию платных услуг, получены следующие результаты (см. рис. 29).

Рис. 29. Отношение респондентов к наличию платных услуг

Половина опрошенных относятся нормально, 24 человека ответили отрицательно, и всего лишь 6 человек ответили положительно.

) Респондентам был задан вопрос о том, насколько они удовлетворенны уровнем доступности и качества медицинской помощи (по различным направлениям). Им было предложено оценить уровень удовлетворённости по 5 бальной системе от «1» до «5». Были получены следующие ответы, по работе поликлинике (см. рис. 30,31,32,33,34)

Рис. 30. Работа регистратуры

% поставили «3» балла, 23% поставили «4», 13% поставили «2», и по 12% поставили «5» и «1».

Рис. 31. Расписание приема врачей

респондента поставили «3», 14 человек поставили «4», 8 поставили «5», по 2 человека поставили «1» и «2».

Рис. 32. Наличие «узких» врачей-специалистов (в поликлинике)

опрошенных поставили «3» балла, 14 человек поставили «4», 10 человек поставили «2» балла, 8 человек поставили «1», и лишь 2 человека поставили «5».

Рис. 33. Возможность своевременно попасть на приём к нужному врачу

«3» балла поставили 24 человека, «2» поставили 16 человек, «1» поставили 12 человек, «4» поставили 4 человека, «5» поставили 3 человека.

Рис. 34. Возможность своевременно пройти необходимое обследование

% поставили «3», по 18% поставили «1», «2», 17% поставили «4».

Из проделанного исследования по работе поликлиники можно сделать вывод, что пациенты не довольны работой поликлиники, мало врачей «узких» специальностей, и большие очереди на обследование.

) Оценка работы стационара (см. рис.35, 36, 37, 38, 39, 40).

Рис. 35. Оценка питания в стационаре

человек поставили «3», 17 человек поставили «4», 16 человек поставили «2», и 2 человека поставили «1».

Рис. 36. Взаимоотношения с врачебным персоналом (обходы лечащего врача, зав. отделением, информирование о проводимых лечебно-диагностических мероприятиях, их результатах, рекомендации при выписке из стационара, доброжелательность)

Баллы, поставленные за работу врачам не плохие, 24 человека поставили «5» и «4», 9 человек поставили «3», и лишь 3 человек поставили «2». Это, говорит о хорошей работе врачей, не смотря на загруженность отделения.

Рис. 37. Взаимоотношения со средним медицинским персоналом (отношения к Вам и другим больным)

% поставили «5», 42% поставили «4», и 18% поставили «3».

Рис. 38. Результаты оказания медицинской помощи (лечение) (полнота проведения лечебных мероприятий, в том числе медикаментозного)

«4» балла поставили 28 человек, «5» поставили 16 человек, «3» поставили 13 респондентов, и «2» поставили 3 респондента из 60 опрошенных.

Рис. 39. Уровень технической оснащенности ЛПУ (лечебно-диагностическое оборудование)

% респондентов поставили «4» и «2», 44% поставили «3».

Рис. 40. Санитарно-гигиенические условия (чистота палат, коридоров, др. подсобных помещений, постельного белья, регулярность смены белья и др.)

21 человек поставили «4»балла, 19 поставили «3», 13 человек поставили «2», и 7 человек поставили «5». Из этого можно сделать вывод, что санитарно-гигиенические условия в отделение не на очень хорошем уровне, это связано с тем, что отделение не ремонтировалось 20 лет, и в палатах облупленные стены, подоконники и окна на гвоздиках.

) На вопрос, «Есть ли у Вас желание перейти в другое лечащее учреждение?» Были получены следующие ответы (см. рис.41).

Рис. 41. Мнение респондентов о переходе в другое лечащее учреждение

Положительно ответили 37%, отрицательно 63%. Из чего можно сделать вывод, что, не смотря на плохое состояние отделения, пациенты в большинстве своём все таки, хотят остаться в отделении.

) На вопрос о том, обращение в какую организацию Вы считаете наиболее результативным при защите прав при получении медицинской помощи, были получены следующие результаты (см. рис.42).

Рис. 42. Организация, по мнению респондентов, наиболее результативная по защите прав при получении медицинской помощи

человек считают результативным обращение в органы управления здравоохранения, по 10 человек считают, что в страховую медицинскую организацию и суд, и 5 человек, что в лечебно профилактическое учреждение. Из чего можно сделать вывод, что пациенты не доверяют администрации лечебного учреждения, в котором проходят лечение.

2.2.3 Выявление уровня эмоциональной истощенности сотрудников от особенностей работы отделений

У людей (в данном случае - медперсонал), которые тесно и постоянно общаются с больными людьми в эмоционально напряжённой обстановке со временем формируется синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включённостью в ситуации, которые содержат высокие эмоциональные требования.

Синдром включает в себя три основные составляющие:

. эмоциональную истощённость;

. деперсонализацию (цинизм);

. редукцию профессиональных достижений.

. Эмоциональное истощение - основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

. Деперсонализация - деформация отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других - усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т.п.    3. Редукция личностных достижений - может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Нами было проведено тестирование среди медицинского персонала. Им был предложен опросник ПВ («психическое выгорание»), разработанный на основе трехкомпонентной модели синдрома «выгорания» К. Маслач и С. Джексон (1981). Всего было протестировано 40 человек, по 10 человек с каждого отделения. 20 человек - 1 и 2 гинекология (хирургический профиль), 20 человек - терапевтическое отделение и отделение переливание крови (терапевтический профиль).

По результатам тестирования (анкетирования) нами было выявлено, что на формирование СЭВ влияют:

) профиль отделения (см. рис. 43);

Рис. 43. Эмоциональное выгорание в зависимости от профиля отделения

Эмоциональное выгорание сформировалось у 6 человек из 20, работающих в отделении хирургического профиля. Из этого следует, что большинство медработников на момент исследования находились в состоянии эмоционального перенасыщения, испытывали дефицит положительных эмоций, равнодушие и негативное отношение к больным, отмечали беспокойство по поводу своей профессиональной пригодности, в целом характеризовались выраженным негативизмом по отношению к окружающим и к самим себе.

) Возраст (см. рис.44).

Рис. 44. Формирование синдрома эмоционального выгорания в зависимости от возраста

В возрасте 24-64 начало эмоционального выгорания 21 человек; 34-48 лет эмоциональное выгорание - 6 человек; 50-64 года 13 человек хороший эмоциональный тонус. Проанализировав диаграмму можно сделать вывод, что как не странно, а хороший эмоциональный тонус у людей в возрасте за 50 лет

медсестра постинъекционный осложнение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

I. Проанализировав работу отделения по вопросам профилактики постинъекционных осложнений, можно отметить, что медсестры стали более ответственно относится к алгоритмам выполнения манипуляций (одежда, обработка рук). Причиной этому стали, ежемесячные административные обходы, все нарушения в работе наказываются денежным штрафом.

Медицинские сестры стали больше беседовать с пациентами о профилактике осложнений и пациенты стали более серьезно относиться к беседам с медсестрами.

II. По вопросу отношение пациентов к организации работы стационара и поликлиники, видно, что пациенты в большинстве опрошенных, посещают стационар самостоятельно, игнорируя поликлинику. Так как из-за плохой работы регистратуры, расписанием «узких» врачей-специалистов, возможностью попасть к нужному врачу, пациенты порой теряют много времени и поэтому им легче придти в приёмный покой больницы, что дает большую нагрузку на врачей стационаров.

По оценке стационара результаты немного лучше. В основном у пациентов были плохие оценки по питанию, по уровню технической оснащенности ЛПУ и санитарно-гигиенические условия. Учесть то что, больница не ремонтировалась более 20 лет, облупленные стены, обшарпанные подоконники, отваливающаяся плитка в процедурном и смотровой играют свою отрицательную роль.

III. Исследование на выявление уровня эмоциональной истощенности сотрудников от особенностей работы отделений показал, что синдром эмоционального выгорания разной степени выраженности обнаруживался в обеих группах медицинских работников. Однако у работников отделения хирургического профиля синдром выражен более ярко, это связано с условиями труда. В условиях работы экстренной гинекологии возникает большое количество сложных, а зачастую, и экстремальных ситуаций, вызывающих значительное психоэмоциональное напряжение: суточная работа, высокая ответственность, общение с женщинами находящихся в психоэмоциональном напряжении по разным причинам.

Работа в отделении терапевтического профиля, напротив, включает в себя повседневную, монотонную деятельность, вместе с тем, она также требует от врачей интенсивного, не обязательно конфликтного, но по разным причинам эмоционально напряженного общения с пациентами.

Результаты исследования указывают на необходимость проведения психопрофилактических мероприятий, направленных на оптимизацию работы и психического состояния медицинских работников. Важную роль должны играть информирование специалистов о ранних признаках «выгорания» и факторах риска, эмоциональная поддержка со стороны коллег и руководства, тренинговые занятия, направленные на обучение навыкам совладания со стрессом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаев В.А. Профилактика постинъекционных абсцессов //Мир медицины. - 1999. - №2.-С 15-16.

. Беляева, О.А. Профилактика и лечение постинъекционных инфильтратов и флегмон: дис.... канд. мед. наук: 14.00.27 / О. А. Беляева. М., 1980. 120 л.

. Водопьянова Н.Е. Психология здоровья. СПБ.: СПБГУ, 2001.

. Внутрибольничные инфекции. Под ред. Р.П. Венцела. Пер. с англ. - М.: Медицина, - 1990.-656 с.

. Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей. СПБ.: Питер, 2000

6. Отчет заведующей 2 гинекологического отделения Черняк Н.А. за 2009-2010 годы.

7. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. М.: Наука, 2002.

. «Сестринское дело» №5-6 1998 Практические вопросы дезинфекции и стерилизации. Автор В.Г. Акимкин, Л.С. Манькович, Д.М. Лившиц.).

. Статья « Проблемы в управлении качеством сестринской помощи и возможные пути их решения». Автор Хвощева С.Е. КБМК

. Статья «Этиология и патогенез постинъекционных воспалительных осложнений». Автор Колб Л. И. БГМУ

. Федеральный закон от 22 июля 1993 г. N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Должностная инструкция медицинской сестры процедурного кабинета

Общие положения.

На должность медицинской сестры процедурного кабинета принимаются лица, имеющие законченное среднее образование, а также стаж работы в данном отделении не менее трёх лет.

Принимаются и увольняются главным врачом больницы по представлению главной медицинской сестры. Перед поступлением на работу проходят обязательно медицинское обследование.

Процедурная медицинская сестра находиться в непосредственном подчинении у заведующего отделением и старшей медицинской сестры отделения. Процедурная медицинская сестра работает по графику, составленному старшей медицинской сестрой, утвержденному заведующим, главным врачом. Изменения графика работы допускается с согласия старшей медицинской сестры и заведующего отделением.

Замена процедурной медицинской сестры в период её отсутствия проводиться заведующим отделением и старшей медицинской сестрой путём перевода на эту должность одной из медицинских сестер отделения, хорошо освоивших эту работу.

Обязанности.

. Выполнять манипуляции по назначению врача.

. Начинать работу только после подготовки кабинета к выполнению процедур, тщательной подготовки инструментария.

. Соблюдать последовательность проведения процедур в соответствии с графиком работы.

. Строго соблюдать правила асептики и антисептики при проведении процедур.

. В течение работы поддерживать необходимый порядок, соответствующую культуру работы и санитарное состояние.

. Строго соблюдать технологию проведения процедур и манипуляций.

. Немедленно ставить в известность врача об осложнениях, владеть методиками оказания доврачебной помощи. Готовить необходимый набор инструментов и материалов и ассистирует врачу при проведении манипуляций в данном кабинете.

. Качественно вести документацию процедурного кабинета.

. Ежедневно делать отметки в выполненных процедурах.

. Строго соблюдать санитарно-эпидемиологический режим кабинета, носить спецодежду, соответствующую требованиям процедурного кабинета.

. Владеть технологией постановки проб на скрытую кровь.

. Осуществлять контроль за работой санитарки кабинета..

. Соблюдать правила внутреннего распорядка, техники безопасности на своем рабочем месте.

. Постоянно совершенствовать свои медицинские знания, участвовать в Обще больничных сестринских конференциях, не реже одного раза в пять лет проходить циклы специализации и усовершенствования на курсах повышения квалификации.

Права.

. Имеет право получать необходимую для своей работы информацию.

. Вносить предложения по совершенствованию кабинета.

. Проходить аттестацию для получения квалификационной категории.

. Знакомиться с актами проверки кабинета и в случае не согласия вносить в них свои замечания и предложения.

Ответственность.

Процедурная медсестра несет ответственность за:

. Своевременное выполнение назначений врача по проведению процедур.

. Выполнение санитарно-эпидемиологического режима на своем рабочем месте, соблюдать правила асептики и антисептики.

. Обеспечение кабинета в течение суток необходимым количеством инструментов, лекарственных препаратов, растворов, стерильных материалов для выполнения процедур.

. Соблюдение условий и правил хранения лекарственных препаратов и инструментов оборудования кабинета.

. Качественное ведение документации кабинета.

. Правильную организацию работы санитарки

Приложение 2

Алгоритм генеральной уборки

Одеваем чистый халат, колпак, маску, перчатки.

В процессе уборки важно соблюдать определённую последовательность: вначале протирают потолок и стены, затем стекла, подоконники, трубы отопительной системы, аппаратуру и заканчивают уборку мытьём пола.

При применении дезинфицирующего средства в комплексе с моющим средством процессы мытья и дезинфекции объединяются (п. 1 и п. 2 объединяются).

Алгоритм.

1.      Обработка поверхностей (мытьё) с моющим 0,5% раствором.

2.      Обработка дезинфицирующим средством.

.        Экспозиция 1 час с кварцеванием

Одеваем стерильный халат, колпак, маску, перчатки

4.      Смываем со стерильной ветошью теплой водой

5.      Кварцевание 1 час.

.        Проветривание 30 минут.

Моющий 0,5% раствор ( 50 г порошка Лотос на 10 литров воды).

Приложение 3

АНКЕТА

Уважаемые женщины, просим Вас ответить на следующие вопросы (отметив нужное). Результаты опроса будут целенаправленно использованы в дипломной работе. Мы гарантируем соблюдение конфиденциальности Ваших ответов.

.        Ваш диагноз при поступлении__________________________________________

.        Как часто и какими Вы болеете гинекологическими заболеваниями за последние 3 года?______________________________________________________

.        Как часто Вы посещаете врача-гинеколога?

а) 1 раз в 6 месяцев ____________________________________________________

б) 1 раз в год ___________________________________________________________

в) 1 раз в 5 лет __________________________________________________________

г) другое _______________________________________________________________

.        Как Вы думаете, лекарство эффективнее принимать:

а) через рот_____________________________________________________________

б) через прямую кишку __________________________________________________

в) внутримышечно ______________________________________________________

г) внутривенно __________________________________________________________

.        Как Вы предпочитаете принимать лекарство?

а) через рот_____________________________________________________________

б) через прямую кишку ___________________________________________________

в) внутримышечно _______________________________________________________

г) внутривенно __________________________________________________________

.        Как часто и какие Вам назначают инъекции? _________________________________

.        Пользуются медсестры при работе средствами индивидуальной защиты (перчатки, маску) ____________________________________________________

.        Какой бы Вы хотели видеть одежду медсестёр?_________________________________________________________

.        Проводит медсестры беседы по профилактике постинъекционных осложнений?________________________________________

.        Вы выполняете эти рекомендации? _____________________________________

.        После внутримышечной инъекции Вы держите ватный шарик:

а) несколько секунд ____________________________________________________

б) несколько минут массируя _____________________________________________

в) не помню ____________________________________________________________

г) другое _______________________________________________________________

.        Какие Вы знаете постинъекционные осложнения?_______________________________________________________

.        Были у Вас и какие постинъекционные осложнения?_______________________________________________________ Что для Вас важно в работе медсестёр:

а) культура речи и поведения _____________________________________________

б) профессионализм _____________________________________________________

в) доброжелательность ___________________________________________________

г) исполнительность _____________________________________________________

д) милосердие________________________________________________________

.Какую медсестру Вы бы хотели видеть возле себя в критической ситуации?

а) ответственную______________________________________________________

б) внимательную______________________________________________________

в) отзывчивую________________________________________________________

г) заботливую________________________________________________________

д) профессионала высокого класса _________________________________________

.        Какие Вы видите недостатки в работе медсестёр (перечислите):______________________________________________________

.        Считаете ли Вы проблему повышения качества медицинской помощи актуальной:

а) да _____________________________________________

б) нет_______________________________________________________

в) другое__________________________________________________________

. Знаете ли Вы о своих правах пациента, при обращении за медицинской помощью:

а) да_____________________________________________________________

б) нет___________________________________________________________

. Реализуются ли Ваши права при обращении в нашу больницу:

а) да____________________________________________________________

б) нет_____________________________________________________________

в) не знаю________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 4

Уважаемый пациент!

С целью изучения Вашего мнения о качестве предоставляемых медицинских услуг и условиях их предоставления, убедительно просим Вас ответить на следующие вопросы (отметив нужное). Результаты опроса будут целенаправленно использованы в дипломной работе. Мы гарантируем соблюдение конфиденциальности Ваших ответов.

Заранее благодарим Вас за участие в анкетировании.

Ваш пол_____________________________________________________________

Ваш возраст (полных лет)______________________________________________________

Социальная категория:

v  Работающий: занят физическим трудом

v  Работающий: не занят физическим трудом

v  Неработающий: студент

v  Неработающий: пенсионер по возрасту

v  Неработающий: инвалид

v  Неработающий: безработный

Основная информация анкеты

.        Как часто Вы обращаетесь в ЛПУ?

v  Чаще одного раза в месяц

v  Один раз в месяц

v  Один раз в пол года и реже

.        Каким образом чаще всего Вы получаете медицинскую помощь

v  В экстренном порядке

v  В плановом порядке

v  Обращаюсь самостоятельно

.        Время ожидания приема в приёмном покое (минуты, часы)

v  15 минут

v  30 минут

v  1 час

v  2 часа

v  Более 2-х часов

.        Срок ожидания обследования (в т.ч. услуг "узких" специалистов) и плановой госпитализации

v  Несколько дней

v  Неделя

v  Месяц

v  2 месяца

v  Более 2-х месяцев

.        Была ли у Вас возможность выбора лечебно-профилактического учреждения (в случае поступления в плановом порядке)?

v  Да

v  Нет

.        Были ли случаи отказа в оказании бесплатной медицинской помощи

v  Да

v  Нет

.        Знаете ли Вы, какие виды медицинских услуг должны быть предоставлены бесплатно?

v  Да

v  Нет

. Приходилось ли Вам использовать личные денежные средства при лечении в ЛПУ?

v  Да

v  Нет

.        Личные средства использовались для:

v  Оплаты услуг специалистов (Участковый врач, "Узкий" специалист, стоматолог)

v  Оплаты пребывания в ЛПУ

v  Оплаты обследования (лабораторного, диагностического)

v  Приобретения лекарственных средств, которые Вам должны предоставлять бесплатно

v  Приобретения расходных материалов (шприцы, системы для внутривенного введения медикаментов, бинты и пр.)

. Причина получения услуги платно:

v  Нет прикрепления к данному лечебному учреждению

v  Бесплатная помощь недоступна из-за длительной очереди

v  Отказ специалистами ЛПУ в оказании бесплатной медицинской помощи, или выдаче направления

v  Платная помощь более качественна

. Случалось ли Вам оплачивать медицинскую помощь в лечебном учреждении непосредственно медицинскому персоналу, без оформления платежных документов?

v  Да

v  Нет

. Как Вы в целом относитесь к наличию платных услуг в поликлинике?

v  Отрицательно

v  Нормально (норма нашей жизни)

v  Положительно (качество стоит денег)

. Оценить уровень удовлетворенности по 5 бальной системе от "1" до "5”. Насколько Вы удовлетворены уровнем доступности и качества медицинской помощи (по различным направлениям.

В поликлинике

v  Работой регистратуры_________________________________________

v  Расписанием приема врачей (в поликлинике)______________________

v  Наличием "узких" врачей-специалистов (в поликлинике)____________

v  Возможностью своевременно попасть на прием к нужному врачу_____

v  Возможностью своевременно пройти необходимое обследование_____

В стационаре

v  Питание (разнообразие, режим и др.)_____________________________

v  Взаимоотношение с врачебным персоналом (обходы лечащего врача, зав.отделением, информирование о проводимых лечебно-диагностических мероприятиях, их результатах, рекомендации при выписке из стационара, доброжелательность)_____________________________________________

v  Взаимоотношение со средним медицинским персоналом (отношение к Вам и другим больным)_______________________________________________

v  Результаты оказания медицинской помощи (лечения) (полнота проведения лечебных мероприятий, в том числе медикаментозного, физиотерапевтического, необходимость приобретения лекарственных средств за свой счет)______________________________________________

v  Уровень технической оснащенности ЛПУ (лечебно-диагностическое оборудование)___________________________________________________

v  Санитарно-гигиенические условия (чистота палат, коридоров, др.подсобных помещений, постельного белья, регулярность смены белья и др.)__________

. Есть ли у Вас желание перейти в другое лечащее учреждение?

v  Да

v  Нет

. Обращение, в какую организацию Вы считаете наиболее результативным при защите прав при получении медицинской помощи?

v  Страховую медицинскую организацию

v  Лечебно - профилактическое учреждение

v  Органы управления здравоохранения

v  Суд

v  Другое

Приложение 5

Тест «Степень профессионального выгорания»

Должность__________________Отделение_____________Пол_______Возраст__________

Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете, чувствуете, перечисленные ниже в опроснике. Результаты теста будут целенаправленно использованы в дипломной работе.

.                  Я чувствую себя эмоционально опустошённым.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

д) очень часто

е) каждый день

2.      После работы я чувствую себя, как выжитый лимон.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

3.      Утром я чувствую усталость и не желание идти на работу.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

а) никогда

б)очень редко

в)иногда

г)часто

д)очень часто

е) каждый день

5.      Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

а) никогда

б)очень редко

в)иногда

г)часто

д)очень часто

е) каждый день

6.      После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

а) никогда

б)очень редко

в)иногда

г)часто

д)очень часто

е) каждый день

7.      Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

8.      Я чувствую угнетённость и апатию.

а) никогда

б)очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

9.      Я уверен, что моя работа нужна людям.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

10.    В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

а) никогда

б)очень редко

в)иногда

г)часто

д) очень часто

е) каждый день

11.    Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

12.    У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

13.    Моя работа все больше меня разочаровывает.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

14.    Мне кажется, что я слишком много работаю.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

15.    Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

16.    Мне хочется отдохнуть и уединиться от всех и всего.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

17.    Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

18.    Во время работы я чувствую приятное оживление.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

19.    Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

20.    Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

21.    На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

а) никогда

б)очень редко

в)иногда

г)часто

д)очень часто

е) каждый день

22.    В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

а) никогда

б) очень редко

в) иногда

г) часто

д) очень часто

е) каждый день

Похожие работы на - Роль медсестры в профилактике постинъекционных осложнений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!