Система управления охраной труда

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    329,71 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система управления охраной труда

Содержание

Введение

1. Методы и функции управления охраной труда

2. Основные принципы, направления и задачи государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь

3. Органы управления государственной системой охраны труда в Республике Беларусь, их функции

4. Система управления охраной труда на предприятии

5. Современное состояние государственного управления охраной труда в Республике Беларусь

Выводы

Список использованных источников

Введение


В современном мире уровень решения проблем безопасности жизнедеятельности человека может служить достоверным и наиболее полным критерием степени экономического развития государства, его стабильности и социально-нравственного состояния общества. В то же время решение проблем безопасности требует активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, внутренней дисциплины, готовности к определенному ущемлению сиюминутных интересов, а в некоторых случаях и ограничению индивидуальных свобод, во имя жизни настоящего и будущих поколений.

Реализация этих принципов может быть достигнута только на основе организации обязательной системы непрерывного образования и воспитания в области безопасности жизнедеятельности, охватывающей все ступени от дошкольного воспитания до системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Важнейшей целью этого процесса является формирование у специалистов мышления, основанного на глубоком осознании основного принципа - безусловности приоритетов бесценности и безопасности человеческой жизни при решении любых производственных задач.

Создание безопасных и безвредных условий труда на производстве является общегосударственной задачей и предметом постоянного внимания управленческих и профсоюзных органов Республики Беларусь.

Управление охраной труда - это планомерный процесс воздействия на систему "человек - машина - производственная среда" для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятий, структурных подразделений, функциональных служб, отделы охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от руководителя до рабочего. Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ).

Система управления охраной труда - целевая подсистема в системе управления предприятием любой отрасли промышленности. В СУОТ, как и в любой другой системе управления, определяются основные функции и задачи, структура информационных и управленческих связей, формы учетных и отчетных документов и т.д.

С 1 ноября 2005 г. в республике введены в действие стандарты СТБ 18001-2005 и СТБ 18002-2005 по СУОТ, требования которых гармонизированы с международными и национальными стандартами.

Нормативно-правовой основой системы управления охраной труда являются законодательные и иные нормативные правовые акты, межотраслевые и отраслевые нормы и правила безопасности, производственной санитарии и др.

1. Методы и функции управления охраной труда


Управление охраной труда представляет собой деятельность государства по обеспечению конституционного права граждан на здоровые и безопасные условия труда.

В общем виде механизм управления охраной труда включает в себя методы управления, функции (виды деятельности) и органы управления.

Методы управления - это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью снижения производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости путем создания безопасной и безвредной производственной среды.

Основными методами управления являются административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы обеспечиваются государственным принуждением принятия трудоохраняемых мер всеми хозяйственными субъектами. Основными инструментами административного управления являются трудоохранное законодательство, система стандартов и других нормативных правовых актов, а также постановления и руководства, принимаемые государственными органами по охране труда. Административные методы управления предполагают также осуществление руководства организационно-хозяйственными мероприятиями по реализации проводимой государством трудоохранной политики. К таким мероприятиям относятся мониторинг состояния производственной среды на предприятиях и в отраслях, соблюдение природоохранного законодательства, организация научно-исследовательских работ, обучение, международное сотрудничество и др.

Задача административных органов заключается в оказывании влияния на принятие решений работодателей, побуждение их как к выполнению намеченных программ в области охраны труда, так и к самостоятельному поиску наиболее эффективных средств по улучшению условий труда.

Экономические методы управления в широком смысле объединяют механизмы, создающие материальную заинтересованность работодателей в улучшении условий труда. Экономические методы предполагают использование стоимостных рычагов, к которым можно отнести компенсационные выплаты за несчастные случаи, травматизм и заболеваемость, связанные с условиями труда; штрафы за нарушение трудоохранного законодательства и риски травмирования; льготное налогообложение, льготное кредитование, субсидирование и др.

Таким образом, в условиях реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям степень вмешательства государственных структур в хозяйственную деятельность производителей должна снижаться. В рыночной экономике управление осуществляется в большей степени на уровне производства и сводится к инспектированию условий труда и контролю реализации государственной политики в области охраны труда на местах. В этих условиях ставится задача ввода в действие нового хозяйственного механизма организации производства и благоприятной производственной среды на основе применения преимущественно экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными мерами.

Социально-психологические методы - это методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного, так и принудительного характера путем воздействия на нарушителей трудоохранного законодательства.

Управление охраной труда предполагает осуществление ряда специфических функций, т.е. видов деятельности, воздействующих на отношение работодателей к условиям труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется на принципах социального партнерства в рамках соглашений на республиканском, отраслевом и местном уровнях.

2. Основные принципы, направления и задачи государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь


Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда, установление обязанностей всех субъектов и правоотношений в области охраны труда, полная ответственность нанимателей за обеспечение здоровья и безопасных условий труда, совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономических механизмов обеспечения охраны труда.

Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач:

уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда;

усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях;

совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере;

сертификация систем управления охраной труда а организациях;

включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством;

совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.

К основным направлениям реализации задач государственного управления охраны труда относятся:

разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;

разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;

экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;

организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;

обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;

обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

финансовое обеспечение охраны труда;

создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда;

международное сотрудничество в области охраны труда.

3. Органы управления государственной системой охраны труда в Республике Беларусь, их функции


Государственное управление охраной труда на различных уровнях осуществляется следующими субъектами:

на республиканском уровне - Правительством Республики Беларусь или уполномоченными им республиканскими органами государственного управления в сфере труда;

на отраслевом уровне - республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;

на территориальном уровне - местными исполнительными и распорядительными органами.

На республиканский орган государственного управления в сфере труда возлагаются следующие функции:

координация деятельности субъектов социального партнерства по реализации целей, задач и направлений государственного управления охраной труда;

осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в организациях, независимо от организационно-правовых форм;

осуществление мониторинга состояния условий и охраны труда, внесение предложений Правительству Республики Беларусь по решению проблем совершенствования государственного управления охраной труда;

разработка республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труду, осуществление контроля за ходом их выполнения.

На республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, возлагаются в пределах их компетенции следующие функции:

анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, а также оценка уровней рисков гибели и травмирования работников, разработка мероприятий по решению проблем безопасности и гигиены труда, характерных для отрасли;

разработка и принятие нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

разработка отраслевых систем управления охраной труда и обеспечение их функционирования;

принятие целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организация их финансирования и выполнения;

организация обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций;

осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях и др.

В функции местных исполнительных и распорядительных органов входят:

анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, оценка уровней рисков гибели и травмирования работников в организациях государственной и частной форм собственности, разработка мероприятий по решению проблем безопасности и условий труда;

подготовка и реализация территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организация финансирования предусмотренных в них мероприятий;

создание территориальных систем управления охраной труда, содействие внедрению системного подхода к управлению охраной труда в организациях;

принятие мер по обучению, повышению квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, не имеющих вышестоящих органов управления;

информационное обеспечение организаций по вопросам охраны труда;

осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях;

анализ и оценка работы руководителей органов управления и организаций по обеспечению охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.

Конечной целью государственной системы управления охраной труда является снижение социальных и экономических потерь, обусловленных заболеваемостью и травматизмом на производстве.

4. Система управления охраной труда на предприятии


Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах осуществляется с помощью СУОТ, представляющей собой подготовку, принятие и реализацию решений, включающих правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Объектом управления охраной труда на предприятии является деятельность структурных подразделений, функциональных служб и отдельных работников по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках и предприятии в целом.

Органами управления охраной труда являются службы руководителя предприятия (главного инженера, технического директора и др.) и руководителей производственных подразделений и служб предприятия.

Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их выполнением осуществляет служба охраны труда (отдел, бюро и др.), непосредственно подчиняющаяся руководителю предприятия (главному инженеру, техническому директору и др.).

Нормативно-правовой основой системы управления охраной труда являются законодательство о труде, нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

Важным инструментом СУОТ является планирование работ по охране труда.

Планирование работ по охране труда - это организационный процесс управления, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охрану труда.

Планирование работ по охране труда должно предусматривать определение заданий структурным подразделениям и функциональным службам предприятия и отдельным должностным лицам, участвующим в решении задач охраны труда.

На предприятии разрабатываются перспективные, текущие и оперативные планы охраны труда. Перспективные планы в условиях стабильного развития экономики составляются ранее на 5 лет. Практикуется составление перспективных планов на 2-3 года. Текущие планы составляются на год, оперативные - на квартал или месяц.

Разработке планов могут предшествовать паспортизация и аттестация рабочих мест на их соответствие требованиям безопасности труда.

Проекты планов обсуждаются в трудовом коллективе, затем согласовываются и утверждаются в установленном порядке на предприятии.

План мероприятий по охране труда, содержащий, как правило, наименование предприятия, источники финансирования, сроки исполнения, ответственных лиц, социальный эффект, является составной частью коллективного договора или самостоятельным документом.

Кроме того, могут разрабатываться специальные планы частного характера, отражающие специфику конкретного предприятия: по материалам расследований несчастных случаев; по выполнению предписаний органов надзора и контроля; охране труда женщин; улучшению культуры производства и т.д.

Запланированные мероприятия обязательны для исполнения. Лица, не обеспечившие выполнение мероприятий, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Мероприятия, представленные в планах по охране труда, обеспечиваются соответствующей проектно-конструкторской и другой технической документацией, финансированием и материальными ресурсами.

Система управления охраной труда на предприятии представлена на рисунке 1.


5. Современное состояние государственного управления охраной труда в Республике Беларусь


В настоящее время в нашей стране в рамках действующей системы государственного управления охраной труда осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

К указанным мерам относится, в частности, принятие законодательных актов по производственной безопасности, техническому нормированию и стандартизации, сертификации продукции, работ и услуг на соответствие их требованиям безопасности жизнедеятельности человека. В целях реализации положений Трудового кодекса Республики Беларусь принято около 100 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда в различных отраслях и видах производственной деятельности. Правительством Республики Беларусь определены государственные нормативные требования по охране труда.

Так, успешно завершается реализация Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 гг. и соответствующие отраслевые и территориальные программы. Введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направленное на обеспечение более эффективной социальной защиты потерпевших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, стимулирование нанимателей к созданию безвредных и безопасных условий труда.

Кроме того, создана система государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь образован координационный совет органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Министерство труда и социальной защиты ежегодно представляет Правительству Республики Беларусь доклад о соблюдении законодательства о труде и состоянии охраны труда на производстве, вносит предложения по решению проблем и совершенствованию государственного управления охраной труда.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 904 утверждена Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь (далее - Концепция).

В Концепции отмечено, что в Республике Беларусь за последние 10 лет проделана значительная работа по воссозданию и обеспечению функционирования в новых условиях государственной системы управления охраной труда. Сформирована национальная нормативная правовая база, регулирующая данную сферу социально-трудовых отношений. Определены

субъекты и уровни государственного управления охраной труда. Установлены и реализуются организационные схемы управления в этой области. Осуществляются государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.

Вместе с тем действующая система государственного управления охраной труда требует дальнейшего совершенствования.

Несмотря на тенденцию сокращения числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, остаются значительными социальные и экономические потери, обусловленные такими происшествиями.

Анализ системы государственного управления охраной труда в республике указывает на необходимость более активного применения наряду с административными, правовыми, организационными подходами и формами экономических рычагов управления охраной труда.

Требуется существенно усилить профилактическую направленность решений в области охраны труда на всех уровнях и, прежде всего, в направлении разработки и внедрения методов прогнозирования основных тенденций, отражающих состояние условий и охраны труда на производстве.

Актуальность продвижения продукции белорусских производителей на международном рынке, повышения ее конкурентоспособности обусловливают необходимость гармонизации системы управления охраной труда с международными нормами.

Важным этапом в совершенствовании государственного управления охраной труда стало принятие Президентом Республики Беларусь Директивы от 11 марта 2004 г. № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" (далее Директива). В соответствии с Директивой внесены изменения в и дополнения в нормативные правовые акты по вопросам заключения и расторжения контрактов. Показатели состояния трудовой и исполнительной дисциплины, безопасности труда определены в качестве важнейших критериев оценки работы руководителей всех уровней. Директива способствует повышению ответственности субъектов государственного управления, нанимателей, профсоюзов и работников за соблюдением условий труда.

В то же время из-за неудовлетворительных условий труда, использования морально и физически изношенного оборудования, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости общество несет значительные социальные и экономические потери. Ежегодные страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет свыше 50 млрд. рублей, затраты на компенсацию по условиям труда - 270 млрд. рублей.

Выводы


Общественные преобразования, технологический прогресс и высокие темпы производства стремительно меняют условия труда, его процесс и организацию. Защита работающих от связанных с производством недомоганий, болезней и травм стала в последнее время одной из серьезнейших социально-экономических проблем в мире.

По официальным данным, в Республике Беларусь ежегодно из-за нарушений требований охраны труда на производстве травмируется свыше 5 тысяч работников, из них около 250 человек погибают, свыше 800 человек получают тяжелые травмы. На промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве во вредных условиях труда занято более 30% работающих. Ежегодно выявляется около 250 случаев профессиональных заболеваний. При этом из них более 80% регистрируется на промышленных предприятиях.

Таким образом, решение проблемы безопасности труда в республике требует дальнейшего совершенствования системы государственного управления охраной труда и в первую очередь внедрения экономических механизмов и методов управления и прогнозирования в этой сфере, а также включения системы управления охраной труда в общую систему управления производством.

Сегодня вопросы охраны труда и система управления охраной труда находятся на жестком контроле у Президента Республики Беларусь. Разработана целевая программа на 2011-2015 гг., к выполнению которой предприятия приступят с 1 января 2011 г.

И все же основная роль в вопросе совершенствования системы управления охраной труда и решения проблем в этой сфере отводится участнику производственного процесса - человеку. Ведь именно человек разрабатывает соответствующие концепции, схемы, программы и он же обеспечивает их реализацию. Кроме того, и непосредственный контроль за выполнением всего намеченного в этой сфере тоже осуществляет человек. Поэтому только от человека зависит, насколько прогрессивна та или иная программа и каков будет результат от ее реализации. В этом вопросе предстоит сделать немало.

Список использованных источников


1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).

. Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины".

. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 904 "О Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь".

. Михнюк Т.Ф. Охрана труда: учебное пособие для студенческих учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по специальностям в области радиоэлектроники и информатики - Минск, ИВЦ Минфина, 2007 - 320 с.

. Семенков В.И. Охрана труда: сборник нормативных правовых актов РБ. В 2-х кн. Кн.1 - Минск, Дикта, 2007 - 784 с.

. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана труда: учебное пособие - 4-е издание, испр. и доп. - Минск, Вышэйшая школа, 2009 - 463 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!