Учреждения образования Пензенской области как объект управления

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    377,18 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учреждения образования Пензенской области как объект управления

Содержание

Введение

. Учреждения образования Пензенской области

.1 Особенности системы образования Пензенской области

1.2 Структура сети образовательных учреждений Пензенской области

1.3 Основные направления деятельности Министерства образования Пензенской области на 2011 - 2015 гг

. Исследование учета структурных особенностей рынка образовательных услуг высшего профессионального образования Пензенской области при формировании инвестиционной политики региона

.1 Структура, текущее состояние, принципов взаимодействия субъектов рынка и существующих барьеров на рынке образовательных услуг Пензенской области

2.2 Структурные барьеры рынка образовательных услуг Пензенской области

3. Перспективы развития системы образования Пензенской области на 2011 год

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Тема данной работы: "Учреждения образования пензенской области как объект управления". Актуальность темы. Пензенская область обладает значительным интеллектуальным и культурно-историческим потенциалом. Социальная сфера, сложившаяся в ходе индустриализации, рассчитана на предоставление всего комплекса социальных услуг по здравоохранению, социальному обеспечению и подготовке рабочей силы. Не вполне благоприятная экологическая ситуация существенным образом сказывается на здоровье населения и снижает качество жизни.

В соответствии с этими факторами формируется внешний запрос к региональной системе образования, предполагающий: обеспечение условий для реализации непрерывного образования жителей Пензенской области, диверсификацию образовательных услуг, разнообразие и вариативность образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями и возможностями обучающихся; обеспечение доступности и качества всех видов образовательных услуг для жителей региона вне зависимости от места жительства, состояния здоровья; ориентацию системы образования на формирование знаний и компетентностей, востребованных на региональном рынке труда; оптимизацию бюджетной политики с целью повышения эффективности бюджетных расходов (НСОТ, НПФ); совершенствование форм воспитательной работы с детьми и молодёжью, взаимодействие с семьёй в решении задач образования и воспитания; превращение образовательной среды в здоровьесберегающую, ориентированную на физкультуру и спорт, свободную от вредных привычек учащихся.

Изучение социальной сферы и ее составляющей - сферы образования - осуществляется в трудах Э.М.Агабабьяна, В.А.Жамина, Е.Н.Жильцова, Т.И.Корягиной, Д.И.Правдина, В.М.Рутгайзера, М.В.Солодкова, В.Я.Яковлева и др. Анализ коммерциализации сферы образования и становления рынка образовательных услуг получил свое развитие в трудах Н.Г.Багаутдиновой, В.И.Ерошина, У.Г.Зиннурова. Н.И.Литвиновой, B.А.Медведева, В.В.Чекмарева, Р.Ф.Шайхелисламова, Л.И.Якобсона и др. Отдельные аспекты функционирования региональной экономики исследованы в работах зарубежных (У.Айзард, Ж.-Р.Будвиль, Э.Гувер, C.Денисон, Х.Зиберт, Г.Камерон, Х.Ричардсон и др.) и отечественных (Л.П.Гончаренко, Г.В.Гутман, Д.А.Кононов, А.А.Куклин, Р.А.Нугаев, С.А.Хурсевич и др.) ученых. Вопросам развития маркетинга образовательных услуг посвящены научные работы Е.Н.Быдановой, Е.Э.Головчанской, Е.Г.Гущиной, A.В.Дьяченко, О.А.Леонтович, М.А.Лукашенко, А.П.Панкрухина, Т.А.Полянских, Е.С.Старостиной, В.А.Тимониной, О.И.Фокиной, B.Е.Хруцкого, Л.С.Шаховской, Д.А.Шевченко и др.

Объект исследования: учреждения образования Пензенской области. Предмет исследования: специфика управления учреждениями образования в Пензенской области.

Гипотеза: система образования Пензенской области характеризуется активными инновационными изменениями, связанными с внедрением новых подходов к финансированию образовательных услуг, с привлечением к их предоставлению негосударственного сектора, с реструктуризацией бюджетной сети образовательных учреждений, с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

Цель данной работы: анализ учреждений образования Пензенской области как объекта управления.

В работе будут решаться задачи: исследовать особенности системы образования Пензенской области; проанализировать структуру сети образовательных учреждений Пензенской области; выявить основные направления деятельности Министерства образования Пензенской области на 2011 - 2015 гг; исследовать особенности учета структурных особенностей рынка образовательных услуг высшего профессионального образования Пензенской области при формировании инвестиционной политики региона; проанализировать перспективы развития системы образования Пензенской области на 2011 год.

1. Учреждения образования Пензенской области.

.1 Особенности системы образования Пензенской области.

Сегодня система образования Пензенской области характеризуется активными инновационными изменениями, связанными с внедрением новых подходов к финансированию образовательных услуг, с привлечением к их предоставлению негосударственного сектора, с реструктуризацией бюджетной сети образовательных учреждений, с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Для современной российской системы образования области характерно следующее: развитие учительского корпуса и системы поддержки талантливых детей, изменения школьной инфраструктуры, доминирующее отношение к здоровью школьников и развитие самостоятельности школ. Эти идеи заложены в основу формирования современной модели новой пензенской школы, соответствующей целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы [10, 5].

Муниципальная система образования города Пензы представлена 86 дошкольными образовательными учреждениями (около 18 тыс. детей), 76 общеобразовательными учреждениями (более 39000 учащихся); 13 учреждениями дополнительного образования, в том числе 4 детскими оздоровительно-образовательными центрами, одним межшкольным учебным комбинатом. Приоритетное направление деятельности муниципальной системы образования - формирование и развитие школы как открытого пространства, установление партнерских отношений школы - общества - власти - бизнеса - других институтов гражданского общества. Деятельность Управления образования и подведомственных образовательных учреждений осуществляется на основе программно-целевого подхода, направленного на создание оптимальных условий для оказания качественных образовательных услуг населению. Cсистема образования Пензенской области включает [14]:

1.      Муниципальные органы управления образованием.

2.      Дошкольное образование.

.        Общее образование: Учреждения общего образования; государственная итоговая аттестация; губернский лицей-интернат для одаренных детей №3 г. Пензы; олимпиады, конкурсы; кадетское образование; коррекционное образование; сохранение и укрепление здоровья школьников.

.        Профессиональное образование: учреждения среднего ПО; учреждения высшего ПО; учреждения начального ПО; региональные отраслевые ресурсные центры профессионального образования.

.        Дополнительное образование: учреждения дополнительного образования; советы родительской общественности.

.        Конкурсы Министерства образования: конкурсы для учащихся и молодежи; конкурсы для образовательных учреждений; конкурсы по поддержке предпринимательства; конкурсы для педагогических работников; конкурсы по здоровьесбережению.

.        Обращения граждан.

.        Комплексная модернизация профессионального образования.

.        Управляющие советы образовательных учреждений.

Министерство образования Пензенской области действует на основании Постановления Правительства Пензенской области от 05.08.2008 № 485-пП "Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области" (с изменениями).

Структуру Министерства образования Пензенской области составляют: отдел общего образования, отдел организационной и правовой работы, технического контроля, отдел кадрового и правового обеспечения и аттестации педагогических кадров, отдел бухгалтерского учета и отчетности, Управление профессионального образования и молодежной политики: отдел молодежной политики, социальной и правовой профилактики, отдел профессионального образования; Управление воспитания, дополнительного образования и семейной политики: отдел государственной поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдел воспитательной, спортивно-массовой работы и дополнительного образования; Управление планирования, исполнения бюджета, ресурсного обеспечения: отдел экономического анализа, планирования и финансирования, отдел ресурсного обеспечения, реализации целевых программ и мониторинга национального проекта; Управление по контролю и надзору в сфере образования: отдел лицензирования и аккредитации, отдел контроля качества образования, отдел надзора за соблюдением законодательства в сфере образования, юридический отдел.

Основными направлениями работы Министерства образования Пензенской области являются:

. Обеспечение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда путем обновления структуры и содержания образования, формирования системы непрерывного образования.

. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации.

. Создание условий для активного включения детей и молодёжи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Пензенская область обладает значительным интеллектуальным и культурно-историческим потенциалом.

Социальная сфера, сложившаяся в ходе индустриализации, рассчитана на предоставление всего комплекса социальных услуг по здравоохранению, социальному обеспечению и подготовке рабочей силы. Не вполне благоприятная экологическая ситуация существенным образом сказывается на здоровье населения и снижает качество жизни.

В соответствии с этими факторами формируется внешний запрос к региональной системе образования, предполагающий: обеспечение условий для реализации непрерывного образования жителей Пензенской области, диверсификацию образовательных услуг, разнообразие и вариативность образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями и возможностями обучающихся; обеспечение доступности и качества всех видов образовательных услуг для жителей региона вне зависимости от места жительства, состояния здоровья; ориентацию системы образования на формирование знаний и компетентностей, востребованных на региональном рынке труда; оптимизацию бюджетной политики с целью повышения эффективности бюджетных расходов (НСОТ, НПФ); совершенствование форм воспитательной работы с детьми и молодёжью, взаимодействие с семьёй в решении задач образования и воспитания; превращение образовательной среды в здоровьесберегающую, ориентированную на физкультуру и спорт, свободную от вредных привычек учащихся.

1.2 Структура сети образовательных учреждений Пензенской области


В Пензенской области идут процессы, направленные на оптимизацию сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования. За период с 2006 по 2009 год число дневных общеобразовательных школ сократилось с 754 до 630, то есть на 124 учреждения (16%). В 2010 году число общеобразовательных школ уменьшится на 9,2% и составит 572 учреждения. По данным, полученным из муниципальных образований по состоянию на 4.06.2010 года, в 2010 году планируется:

1.      закрыть 23 школы, из них 5 - в городской местности и 18 - в сельской местности;

2.      реорганизовать путём изменения статуса 53 школы, из них 4 - в городской местности и 49 - в сельской местности;

.        реорганизовать путём присоединения к другим школам или перевода в филиалы (структурные подразделения) 35 школ.

Оптимизация сети общеобразовательных учреждений в 2010 году представлена в таблице 1.

Таблица 1. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений Пензенской области в 2010 году

Вид общеобразовательных учреждений

Число муниципальных общеобразовательных школ на 1.09.2009 года и учащихся в них

Оптимизация в 2010 году

Число муниципальных общеобразовательных школ на 1.09.2010 года



закрытие (ликвидация)

изменение статуса

слияние (присоединение)


Начальные

77/1053

17

1

14

67

Основные

183/8961

5

18

20

170

Средние

370/101374

1

1

335

Всего

630/111388

23

53

35

572


Число учащихся муниципальных общеобразовательных школ в 2010/11 учебном году уменьшится на 0,26% по сравнению с 2009/10 учебным годом и составит 112447 человек. Рост численности учащихся предполагается пока только в городских общеобразовательных учреждениях. В сельских школах, и прежде всего в малокомплектных, число учащихся, хоть и незначительно, но будет снижаться. В таблице 2. представлена Динамика численности учащихся общеобразовательных школ.

Таблица 2. Динамика численности учащихся общеобразовательных школ

Территория

Число учащихся

Динамика числа учащихся общеобразовательных школ в 2012/13 уч. году к 2009/10 уч. году


2009/10 уч. год

2010/11 уч. год

2011/12 уч. год

2012/13 уч. год


Городская местность

75653

76159

78762

80058

105,8%

Сельская местность

37086

36288

36223

35423

95,5%

В целом по области

112739

112447

114985

115481

102,4%


В специальных (коррекционных) классах для детей с отклонениями в развитии, организованных при дневных общеобразовательных учреждениях, в 2009/10 учебном году число классов-комплектов составит 126 с численностью учащихся в них 1351 человек. В таблице 3 представлены сведения по вечерним (сменным) общеобразовательным учреждениям в 2009/2010 учебном году [6, 23].

Таблица 3. Сведения по вечерним (сменным) общеобразовательным учреждениям в 2009/2010 учебном году

Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений /кроме того, число дневных ОУ, при которых созданы классы очно-заочного обучения, учебно-консультационные пункты

Число классов (групп)

Численность обучающихся в них

11/13

124

2145

 

В Пензенской области сложилась разнообразная сеть образовательных учреждений, в которых в различных вариантах осуществляется коррекционно-развивающее и специальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Она представлена специальными (коррекционными) учреждениями для детей с ЗПР, с умственной отсталостью, глухих и слабослышащих, классами коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ, классами коррекции вечерней школы, сетью коррекционных групп в ДОУ, микрогруппами, реализующими программы дополнительного образования.

В 2009/10 учебном году помимо специальных учреждений в общеобразовательных учреждениях функционируют 166 классов (1777 учащихся) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

·        компенсирующего обучения - 44 класса (483 учащихся);

·        специальные (коррекционные) VII и VIII видов - 95 классов (1022 учащихся);

·        для детей с нарушением слуха - 4 класса (25 учащихся);

·        для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 11 классов (127 учащихся);

·        для детей с нарушениями зрения - 12 классов (120 учащихся).

Детям с нарушениями речи логопедическая помощь оказывается в общеобразовательных учреждениях, где работают 67 логопунктов (охват детей 2136).

На сегодняшний день сложившаяся сеть ДОУ области представляет 360 дошкольных учреждений, количество коррекционных групп - 225, из них:

·        логопедических групп - 183 (2789 детей);

·        групп детей с нарушением слуха - 6 (54 ребёнка);

·        групп детей с нарушением интеллекта - 19 (210 детей);

·        групп детей с нарушениями зрения - 11 (128 детей);

·        групп детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 6 (51 ребёнок).

В целях оказания своевременной систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с осложнёнными формами отклоняющегося развития в дошкольных образовательных учреждениях открыты группы кратковременного пребывания детей. Основными организационными формами работы в группах являются индивидуальные занятия с воспитанниками, консультации родителей по вопросам обучения ребёнка в условиях семьи. В системе специального образования Пензенской области с 1998 года открыты классы для тяжело умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах. На сегодняшний день в специальных (коррекционных) школах-интернатах обучаются 83 тяжело умственно отсталых ребёнка, детей со сложной структурой дефекта. В учебные программы введены занятия, имеющие большое коррекционно-развивающее значение. Это ритмика, лечебная физкультура, социально-бытовая ориентировка и др. Базисный учебный план для данных обучающихся предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими доступного образования [6, 24].

Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в общеобразовательных учреждениях, с согласия родителей организовано обучение на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. В 2009/10 учебном году на дому обучались 644 человека, из них 461 человек - дети-инвалиды. Расписание занятий согласовывается с родителями ребёнка и утверждается руководителем образовательного учреждения. График организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому обеспечивает образование ребёнка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В Пензенской области, благодаря приоритетному национальному проекту "Образование", реализуется новый проект - "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" (Приложение 2).

Система профессионального образования Пензенской области включает в себя 16 учреждений НПО, 36 учреждений СПО, 5 учреждений ВПО и 14 филиалов учреждений ВПО. Обучение только по очной форме ведётся более чем по 100 специальностям и направлениям подготовки ВПО, 70 специальностям СПО, 40 профессиям НПО. Это кадры для машиностроительной отрасли, сельского хозяйства, социальной сферы, транспорта, энергетики и т.д. (Приложение 3). Однако демографический спад, который уже в максимальной степени затронул общеобразовательную школу и переходит в сферу профессионального образования, приводит к необходимости оптимизации сети учреждений профобразования. В настоящее время завершается процесс объединения ГБОУ НПО ПО "Профессиональный лицей № 1 им. Г.В. Терновского г. Пензы" с ГБОУ СПО ПО "Пензенский строительно-коммунальный техникум" и ГБОУ НПО ПО профессиональное училище № 18 с. Махалино с ГБОУ СПО ПО "Кузнецкий многопрофильный колледж". Работа по оптимизации сети учреждений профессионального образования будет продолжена. Её результатом должно стать уменьшение количества подведомственных Министерству образования Пензенской области учреждений НПО и СПО с 26 до 19 до 2012 года.

В новых социально-экономических условиях от работника требуется не только высокий профессионализм, но и способность постоянно обновлять свои знания, поэтому поиск новых методов подготовки специалистов и рабочих кадров высшей квалификации, адекватных требованиям времени, является задачей первостепенного значения.

В 2009/10 учебном году начали работу 6 региональных отраслевых ресурсных центров профессионального образования (РОРЦ ПО) по металлообработке, организации питания, швейному производству, сельскохозяйственному, строительному и воспитательному направлениям. В РОРЦ ПО - центрах концентрации инновационного оборудования и квалифицированных преподавательских кадров за неполный календарный год с использованием современных технологий подготовки квалифицированных кадров обучено более 200 работников предприятий и 550 обучающихся учреждений профессионального образования. В таблице 4 представлены Региональные отраслевые ресурсные центры профессионального образования

Таблица 4. Региональные отраслевые ресурсные центры профессионального образования

Наименование регионального отраслевого ресурсного центра профессионального образования

Наименование учреждения профессионального образования, на базе которого создан ресурсный центр

Региональный ресурсный центр строительного направления

ГБОУ НПО Пензенской области "Пензенский профессиональный лицей № 2"

Региональный ресурсный центр сельскохозяйственного направления

ГБОУ СПО Пензенской области "Пензенский агротехнологический колледж"

Региональный ресурсный центр по организации питания

Региональный ресурсный центр по швейному производству, сервисному обслуживанию

ГБОУ СПО Пензенской области "Пензенский колледж отраслевых технологий"

Региональный ресурсный центр по металлообработке

ГБОУ СПО Пензенской области "Пензенский строительно-коммунальный техникум"

Региональный ресурсный центр (предшкольное, дополнительное образование, воспитательное направление)

ГБОУ СПО Пензенской области Пензенский профессионально-педагогический колледж


.3 Основные направления деятельности Министерства образования Пензенской области на 2011 - 2015 гг.

В 2010 г. были определены основные направления деятельности Министерства образования Пензенской области.

Общее и дополнительное образование.

В 2011 году продолжится реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

. Обновление образовательных стандартов.

В 2010 году начата работа по введению новых ФГОС в начальной школе. В эксперименте участвуют 33 школы Пензенской области. В 2011 году начнется реализация эксперимента по внедрению новых ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования.

Продолжится реализация проектов "Обучение через предпринимательство", основная цель которого - овладение навыками проектной работы в выбранной отрасли. "Открытые двери", цель которого - профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных школ с формированием предпринимательских компетенций, сетевого взаимодействия "школа - учреждение профессионального образования", в котором сейчас участвуют 19 учреждений профессионального образования и 134 общеобразовательных учреждений. Основная цель проекта - ранняя профориентационная работа, получение специальности на базе НПО в период обучения в школе. С сентября 2010 года начата работа по усилению физико-математического профиля в общеобразовательных учреждениях - на базе гимназии № 44 г. Пензы начата реализация проекта "Школа Архимеда". В 2010/2011 учебном году охват физико-математическим профилем планируется довести с 25 до 30%. Продолжится работа по дистанционному обучению детей-инвалидов.

. Развитие системы поддержки талантливых детей.

В 2011 году расширится перечень олимпиад по общеобразовательным предметам до 16 (14 - в 2010 году). В 2011 году запланировано создание на базе лицея-интерната для одаренных детей ресурсного центра профильного образования по физико-математическому, химико-биологическому, экологическому направлениям. Будет продолжено проведение стажировок педагогов, работающих с одаренными детьми, с привлечением ведущих ученых России, учебных сборов для одаренных детей Пензенской области на базе лицея для одаренных детей №3 г. Пензы. В 2011 году в рамках совершенствования работы с одаренными детьми продолжится проведение олимпиад, конкурсов и фестивалей, направленных на развитие детского и юношеского творчества: областная творческая смена для одаренных детей "Перекресток открытий", научно-практические конференции юных краеведов и экологов, областные фестивали детского творчества "Поющий край", "Жавороночки", региональный проект "Танцующая школа".

. Совершенствование учительского корпуса.

С 1 января 2011 года вступает в действие новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".

Продолжится работа по совершенствованию кадрового потенциала путем обновления системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений с использованием новых форм повышения квалификации, таких как:

модульно-накопительная система повышения квалификации, обеспечивающая мобильность и вариативность форм и программ курсовой подготовки, индивидуализацию обучения, нелинейную, многовекторную организацию учебного процесса как основу непрерывного образования;

стажировки педагогических работников в лучших образовательных учреждениях области, ставших победителями конкурсов в рамках ПНПО, у лучших педагогов Пензенской области, победителей конкурсов "Учитель года", "Лучший руководитель - лидер в образовании".

педагогический десант как средство широкого распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей во всех территориях Пензенской области, а также в педагогических колледжах и университете и др.

Важным направлением в работе отдела остается работа по привлечению молодых специалистов. Сохраняются в 2011 году единовременные денежные выплаты в размере 12000 рублей. Министерство образования Пензенской области вышло с предложением производить ежемесячную доплату в размере 3000 рублей к основному окладу молодого специалиста.

В целях поддержки молодых педагогов, привлечения выпускников ВУЗов для работы в школах. Так, планируется проведение конкурсов грантовых проектов:

для студентов 4,5 курсов педуниверситета, работающим в школах - "К вершинам педагогического мастерства", предлагается 10 проектов по 50 000 рублей;

для учителей русского языка, математики, информатики, физики, химии, биологии, географии и экологии - "Педагогическая инициатива", предлагается 55 проектов по 100 000 рублей.

В 2011 году продолжится проведение конкурсов педагогических работников: "Учитель года", "Педагогический Олимп", "Лучший руководитель образовательного учреждения", областной конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям", областного в рамках Всероссийского конкурса "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы".

В рамках реализации ПНП "Образование" продолжится проведение конкурса лучших учителей.

. Развитие школьной инфраструктуры.

В 2010 году по инициативе Губернатора Пензенской области В.К. Бочкарева в Пензенской области стартовал новый проект "Межпоселенческая школа", в рамках которого определено 30 муниципальных общеобразовательных учреждений. В 2010 году межпоселенческие школы Пензенской области оснащены комплектами интерактивного и презентационного оборудования на общую сумму 15 млн. руб. В 2011 году планируется определить новый перечень "межпоселенческих школ" и по аналогичной схеме, оснастить их современным оборудованием с целью повышения наглядности и доступности материала, что позволит ученикам более быстро и качественно осваивать учебную программу.

В рамках программы "Развитие системы образования Пензенской области" на 2011-2015 годы планируется реализация подпрограммы "Модернизация школьных библиотек Пензенской области", которая позволит обновить фонды библиотек образовательных учреждений не только учебной, но и художественной литературой, компьютерным оборудованием, ридерами. С целью повышения престижа профессии школьных библиотекарей запланировано проведение областного конкурса школьных библиотекарей.

В 2010 году в область поступило 52 школьных автобуса. В 2011 году, в рамках ПНП "Образование", продолжится реализация программы "Школьный автобус".

. Сохранение и укрепление здоровья школьников

Основные направления работы в 2011 году: Новые подходы к организации уроков физической культуры школьников. Переход на 3-й час физической культуры за счет федерального базисного плана. Использование 3-го часа как профильного (аэробика, мини-футбол, спортивная ходьба и другое). Широкое внедрение "дневников здоровья" и "дневников личных спортивных достижений". Создание банка методических разработок на базе областной лаборатории творчески работающих учителей физической культуры ГБОУ ДПО ПИРО. Привлечение учащихся к занятиям массовым спортом и физической культурой. Укрепление материальной базы учреждений образования, в том числе через проведение областных конкурсов на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди общеобразовательных учреждений, конкурс на лучшую организацию работы пришкольной спортивной площадки;

Реализация проекта по адаптивной физической культуре "Физкультура - моя жизнь". Проведение мониторинга численности учащихся, занимающихся физической культурой и спортом, организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми.

Спортивно-массовые мероприятия со школьниками, направленные на формирование здорового образа жизни, реализация проектов.

. Расширение самостоятельности школ.

В г. Пенза уже существует два автономных образовательных учреждения: АНУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы, детский сад № 150 г. Пензы. В 2011 году планируется завершение перевода Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Пензенская областная станция юных туристов в статус автономного.

2. Исследование учета структурных особенностей рынка образовательных услуг высшего профессионального образования Пензенской области при формировании инвестиционной политики региона

.1 Структура, текущее состояние, принципов взаимодействия субъектов рынка и существующих барьеров на рынке образовательных услуг Пензенской области

Целью проведенного анализа является исследование структуры, текущего состояния, принципов взаимодействия субъектов рынка и существующих барьеров на рынке образовательных услуг Пензенской области, анализ уровня конкуренции и занимаемых позиций на рынке ведущими вузами Пензы [12, 31]. С недавнего времени система профессионального образования функционирует в условиях рыночной экономики и свободной конкуренции. Вузы, стремясь максимально эффективно организовать свою деятельность, вступают в борьбу за основной ресурс - абитуриентов. Рыночная экономика накладывает несомненный отпечаток на деятельность вузов, все чаще в качестве инструментов оптимизации и регулирования деятельности используется маркетинг. При этом получение адекватной информации о структуре конкурентной среды зачастую предопределяет эффективность стратегического и тактического планирования в вузе, успешность образовательных и коммерческих проектов.

Система профессионального образования Пензенской области имеет развернутую структуру и представлена на всех уровнях профессиональной подготовки: начальном профессиональном, среднем и высшем профессиональном. Целью исследовательской работы является изучение востребованности специалистов, подготовленных в системе высшего профессионального образования, поэтому основной упор в исследованиях сделан на системе высшего профессионального образования.

Система высшего профессионального образования в Пензенской области представлена 5 государственными учреждениями высшего профессионального образования (без учета Пензенского инженерного артиллерийского института), 12 филиалами и 35 представительствами государственных и негосударственных вузов, в которых обучается на 1.09.2006 г. 51060 студентов. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по всем направлениям и специальностям, необходимым экономике и социальной сфере региона (более 180 специальностей). За последние годы открыто 10 новых специальностей высшего профессионального образования. Выпуск специалистов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования всех форм собственности составил 7200 человек. Из 4086 выпускников государственных вузов, обучавшихся на дневных отделениях в бюджетных группах, трудоустроено по договорам 1758 человека (46%), целевое трудоустройство - 123 человек (3%), призвано в ряды ВС РФ 612 человек (15 %), продолжили обучение 123 человека (3%) не трудоустроились 1470 человек (36%).

В общей сложности по Пензенской области насчитывается 130 образовательных учреждений профессионального образования. Структура профессионального образования по количеству образовательных учреждений приведена на рисунке 1. Структура системы профессионального образования исходя из расчетной численности обучающихся представлена на следующей диаграмме. Общая численность обучающихся в настоящий момент в системе профессионального образования составляет (по данным Министерства образования Пензенской области на 1.09.2006 года): 14844 чел. - начальное профессиональное образование; 24544 чел.- среднее профессиональное; 51060- высшее профессиональное образование.

Рисунок 1 - Организационная структура системы профессионального образования по количеству образовательных учреждений.

обучение рынок образовательный инвестиционный

Рисунок 2 - Структура системы профессионального образования по численности обучающихся.

Динамика изменения количества студентов в расчете на 10 тыс. человек населения представлена на рис.3.

Рисунок 3 - Изменение численности студентов ВПО в расчете на 10000 чел. Населения

За последние годы произошло существенное изменение структуры профессионального образования в сторону увеличения доли высшего профессионального образования. Это связано, в первую очередь, с ростом популярности высшего образования у населения и предполагаемой гарантией трудоустройства после окончания вуза. Однако, анализируя структуру промышленно-экономической среды Пензенской области с точки зрения структуры занятости и перспектив востребованности высшего образования, мы пришли к выводу, что высшее образование не всегда является гарантией трудоустройства.

Сравнивая полученные данные с результатами анализа структуры занятости в сфере производства и экономики Пензенской области (по данным Федерального департамента статистики на 2010 год.) получим следующие результаты (рисунок 4):

Рисунок 4 - Структура подготовки специалистов и структура занятости по уровням профессионального образования в экономике Пензенской области.

Диаграмма наглядно показывает существующий дисбаланс в структуре профессиональной подготовки и структуре занятости в промышленности. Так структура занятости имеет незначительное колебание в зависимости от отраслевой принадлежности, имея пропорции 40%:35%:25% (соответственно НПО:СПО: ВПО) которые в основном сохраняются для всех сфер материального производства. В сфере образования, культуры, финансовых и страховых учреждений соотношение составляет 25:30:45. Для научной сферы деятельности и ИТ-технологий существенно превалируют специалисты с высшим образованием: 5:15:80. Изменение отраслевой ориентации системы профессионального образования в период коммерциализации образования и снижения доли бюджетного финансирования в 1992-1998 г.г. в настоящее время отрицательно сказывается на формировании структуры профессиональной подготовки. Большинство вузов (а в особенности филиалы и представительства негосударственных образовательных учреждений) сориентированы в своей образовательной деятельности на достижение текущего коммерческого результата, не нацеливаясь на решение стратегических задач региональной экономики. Поэтому предлагаемые ими образовательные программы носят, в своем большинстве, гуманитарный характер и не требуют серьезной капитализации затрат в материально-техническую сферу.

Анализ уровня трудоустройства выпускников всех уровней профессиональной подготовки очной формы подготовки приведен на рисунок 5.

Рисунок 5 - Трудоустройство выпускников системы профобразования

Диаграмма показывает явный "провал" в трудоустройстве выпускников вузов. При среднегодовом выпуске 4100 человек очной формы обучения (7200 общая, включая студентов обучающихся в филиалах) несложно подсчитать, что не трудоустроились порядка 1475 человек, т.е. приблизительно каждый третий.

По данным ФГСЗН по Пензенской области трудоустройство выпускников вузов действительно ухудшается с каждым годом: в среднем в год на бирже труда регистрируется и встает на учет до 700 выпускников вузов, остальные трудоустраиваются по другим специальностям (явление структурной безработицы).

Данные, характеризующие объем оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования приведена в таблице 1 Приложение 1. Примечание: в расчет не принимались учебные заведения не представившие официальные данные и филиалы вузов, распределенные по области. Следующим этапом анализа является изучение отраслевых особенностей рынка образовательных услуг Пензенской области. Используя показатели экономики отраслевых рынков и маркетинга, рассчитаем индексы концентрации рынка образовательных услуг.

Используя данные Приложение 1, получим схему, отражающую структуру рынка образовательных услуг Пензенской области по программам высшего профессионального образования (рисунок 6).

Рисунок 6 - Структура рынка образовательных услуг ВПО в 2010 г.

Применительно к рынку товаров и услуг наиболее часто рассчитываются индексы:

. коэффициент концентрации производства (CR-n), равный суммарной доле (%) в общем объеме реализации определенного числа (n) крупных товаропроизводителей.

. индекс концентрации производства Герфиндаля-Гиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке: HHI = (S1)2 + (S2)2+...+ (Sn)2, где Si - доля продаж i-го товаропроизводителя, выраженная в процентах: i =1,2, ...,n.

При расчете показателей концентрации на товарном рынке за основу принимается рыночная доля производителей товарной продукции. Экономической единицей при этом выступает единица товара. В случае с исследованием рынка образовательных услуг за экономическую единицу нами принимается в расчет студент, являющийся в своем роде единичным показателем объема оказания услуг вузами. Причем в расчет принимаются студенты всех форм обучения, не зависимо от субъективной принадлежности внесенных за обучение средств (государственных или личных).


Коэффициент концентрации производства (CR-5), рассчитанный по 5 крупным вузам (ПГУ, ПГТА, ПГУАС, ПГСХА, ПГПУ) в сумме дает 82%, что характеризует рынок образовательных услуг как высококонцентрированный.

Полученный индекс концентрации характеризует рынок образовательных услуг как олигополистический, с небольшим числом основных игроков с относительно равными долями (ПГУ, ПГТА, ПГУАС, ПГСХА, ПГПУ) и небольшим количеством второстепенных игроков. Уровень дифференциации продуктов (образовательных программ) высокий, с большой степенью взаимозаменяемости (особенно по гуманитарным и экономическим направлениям подготовки) в силу информационной асимметрии процесса выбора образовательных программ. Взаимозаменяемость субъектов рынка достаточно высокая, вход на рынок ограниченный в силу уровня распределения ресурса.

В случае проведения процедуры интеграции вузов в единый университетский комплекс, объединение таких крупных вузов как ПГУ и ПГПУ произойдет изменение отраслевой структуры в сторону повышения концентрации, доля интегрируемого вуза вырастет до 53,23%, HHI=2840,43, что характеризует рынок как высококонцентрированный, по типу - монополистическая конкуренция, с преобладающей долей одного субъекта. Такое положение неминуемо приведет к снижению эффективности конкуренции на рынке образовательных услуг вследствие усиления эффекта масштаба от горизонтального объединения.

Используя так же все преимущества большой рыночной доли на рынке образовательных услуг (горизонтальная интеграция, стратегия доминирующего продавца, подкрепленная экономией на масштабе и высокий уровень дифференциации образовательных программ), новый вуз получит режим наибольшего благоприятствования на рынке труда, поскольку работодатель заинтересован в получении "комплекта" инженерно-экономических работников из одних рук, обученных с применением одинаковых информационных и педагогических технологий.

Рассмотрим подробнее выявленные в ходе исследования отраслевые барьеры рынка образовательных услуг (по программам высшего профессионального образования).

.2 Структурные барьеры рынка образовательных услуг Пензенской области

Рынок образовательных услуг является достаточно открытым для проникновения конкурентов, с высоким уровнем дохода от основной (оказание образовательных услуг) и вспомогательной (консалтинговая, издательская и полиграфическая деятельность, сдача помещений в аренду, коммерческая деятельность и др.) деятельности, что объясняется в первую очередь, уникальностью рынка образовательных услуг как такового. Профессиональное образование - единственная отрасль экономики в равной мере связанная со всеми остальными отраслями и формирующая "человеческий капитал" для сферы материального и нематериального производства. Этим объясняется постоянный высокий интерес к сфере образования как к рынку формирования первоначальных благ в виде приращения стоимости "человеческого капитала".

Как уже отмечалось ранее, образовательное учреждение функционирует в условиях ресурсных и институциональных ограничений.

Под барьером входа подразумеваются ограничения структурного (особенности организации и функционирования) и поведенческого (зависящие от поведения "игроков" на рынке) характера, влияющие как на структуру рынка образовательных услуг, так и на внутреннюю норму прибыли и рыночное поведение субъектов рынка. В теории экономики отраслевых рынков выделяют несколько типов барьеров, применительно к сфере образовательных услуг целесообразным, на наш взгляд, является исследование административных (институциональных), структурных и поведенческих барьеров.

Административные (институциональные) барьеры. Теоретически административные барьеры, применительно к сфере материального производства и товарному рынку носят поведенческий характер, однако, проведенные нами исследования позволяют классифицировать их по отношению к рынку образовательных услуг как структурно-поведенческие. Проявляющиеся в механизмах государственного контроля, аккредитации, лицензирования, квотирования (в виде бюджетного финансирования государственного заказа на подготовку) образовательной деятельности системы профессионального образования, этот барьер выступает системообразующим (институциональным) ограничением (рис.6) рынка образовательных услуг (системы профессионального образования).

Преодоление институционального барьера связано, прежде всего, с соблюдением требований государственных стандартов профессионального образования, получением лицензии на образовательную деятельность, успешным прохождением контроля (аккредитационной комиссией контролируются установленные показатели), формированием благоприятных условий для увеличения бюджетного финансирования и др.

Административные ограничения могут проявляться через создание искусственных преград для проникновения новых вузов на рынок (через лоббирование собственных интересов в органах государственной власти).

В процессе исследования нами были выделены и исследованы следующие виды структурных барьеров (по убывающей степени проявления и значимости), проявившихся на рынке образовательных услуг Пензенской области:

. Ограничения на перспективное увеличение спроса на образовательные услуги в виде ухудшения демографической ситуации и снижения количества потенциальных потребителей образовательных услуг начиная с 2009 года. К этому же барьеру можно отнести снижение квалификационного уровня педагогического персонала образовательных учреждений. Преодоление этого барьера для вуза может выражаться в разработке перспективного сегмента рынка образовательных услуг - переподготовки и повышения квалификации, реализации краткосрочных образовательных программ. Немаловажное значение в преодолении этого барьера имеет кадровое обеспечение вуза.

. Барьер, основанный на эффекте масштаба, "историческом запасе развития" и наличии государственного финансирования формирует у потенциальных потребителей- абитуриентов соответствующий уровень лояльности к вузу, который формируется на основе представления потребителя о масштабе и надежности деятельности вуза на рынке образовательных услуг. Проявление этого барьера выражается в стремлении большинства потребителей снизить степень информационной асимметрии в потреблении образовательной услуги. Выбирая вуз с больший "историческим запасом развития" абитуриент надеется, что полученное образование окажется достаточно качественным, а полученная специальность - востребованной на рынке труда. Объем предложения образовательных программ, их разнообразность и исторические традиции развития формируют в сознании потребителя устойчивый образ вуза, что можно назвать так же проявлением влияния брэнда на рынке.

Так, например, основными крупными вузами, с большим набором образовательных программ и достаточно долгой историей развития на рынке образовательных услуг города Пензы являются: Пензенский государственный университет (реализует 56 программ профессиональной подготовки высшего образования); Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского (32 программы подготовки); Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (23 программы высшего профессионального образования); Пензенская государственная технологическая академия (15 программ высшего, 6- среднего; 18 программ начального профессионального образования); Пензенская государственная сельскохозяйственная академия (11 программ высшего профессионального образования); Всероссийский заочный финансово-экономический институт (4 программы); Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) - представительство- Пензенский институт открытого образования (ПИОО)(6 лет на рынке, 3 основные образовательные программы).

Перечисленные вузы имеют давние "корни" и "исторический багаж" в сфере профессионального образования. Именно перечисленные вузы в течение прошлого века формировали "человеческий капитал" и кадровый потенциал промышленных предприятий города и области. В настоящее время они являются основными "игроками" на рынке образовательных услуг. Государственное финансирование дает существенное преимущество и повышает уровень лояльности потребителя к перечисленным вузам.

Появившиеся на образовательном рынке негосударственные вузы предлагают достаточно ограниченный набор образовательных программ, имеют не такую богатую историю. Среди коммерческих вузов как "долгожителей" можно отметить: Московский институт экономики, менеджмента и права (МИЭМП) - 10 лет на рынке образования, реализует 7 образовательных программ; Современную гуманитарную академию (СГА) - 6 лет на образовательном рынке, 8 программ профессиональной подготовки; Международный эколого-политологический университет (МНЭПУ) - 10 лет на рынке образования Пензенской области, реализует 7 программ.

В настоящее время на рынке образования появляются филиалы образовательных учреждений из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Ульяновска, Томска и других (общей сложности насчитывается более 30 филиалов и представительств), что влияет на обострение конкуренции между вузами.

. Барьер, связанный с технологией организации образовательного процесса. Барьер строится прежде всего на внутреннем ресурсном ограничении организации образовательного процесса. Для эффективной реализации образовательных программ необходимо наличие многих составляющих - учебных площадей, материально-технического и информационного обеспечения, педагогического и управленческого персонала. Рост количества вузов на рынке подтверждает тот факт, что этот барьер достаточно легко преодолевается - достаточно свободное информационное пространство, рынок свободных педагогических кадров с возможностью перекрестного трудоустройства, снижение стоимости компьютерной и мультимедийной техники- все это позволяет организовать представительство вуза достаточно быстро. Однако следует отметить, что легкость преодоления ресурсного ограничения для вновь входящих на рынок образовательных услуг вузов связана прежде всего с профилем образовательных программ, которые в большинстве своем гуманитарные.

Подготовка инженерных специалистов без соответствующей материально-технической базы, исследовательского и промышленного оборудования организовать невозможно. Поэтому коммерческие вузы предпочитают без увеличения затратной части вести подготовку по "модным" экономическим и юридическим специальностям. Формирование преимуществ в области технологий организации образовательного процесса позволяет повысить лояльность потенциальных потребителей к вузу, поскольку участие компьютерной и мультимедийной техники в образовательном процессе многими абитуриентами воспринимается уже не как инновация, а как обязательный элемент качественного современного образования.

Одним из эффективных инструментов преодоления этого барьера является образовательный франчайзинг - использование на возмездной основе разработанных в головном вузе методик преподавания и учебно-методического обеспечения. По программам образовательного франчайзинга в Пензе работают ПИОО (на основе программ МЭСИ), МИЭМП и СГА- на основе оригинальных методик головных московских вузов. Преодоление барьеров "эффекта масштаба" и "технологии организации" может реализоваться так же в выработке и реализации стратегии расширения регионального охвата оказания образовательных услуг и проработке механизма функционирования филиалов и структурных подразделений на принципах образовательного франчайзинга.

. Барьер, основанный на превосходстве в уровне затрат. Этот вид барьера формирует норму прибыли на рынке и связан с капитализацией и уровнем первоначальных затрат на организацию образовательной деятельности, а так же с текущими затратами по обеспечению образовательного процесса. Государственное финансирование и постоянный, сложившийся в течение многих лет уровень текущих затрат по основной деятельности оказывают серьезное влияние на формирование этого барьера. Но популярность высшего образования и высокая норма прибыли на рынке обеспечивают возможность коммерческим вузам без серьезных капиталовложений организовать образовательную деятельность.

5. Барьер, основанный на расширении географических границ образовательного рынка. В настоящее время наблюдается всплеск активности вузов в организации сети филиалов и региональных представительств, что позволяет повысить уровень "ресурсного обеспечения" - привлекают новых абитуриентов из районов области, создавая на местах условия для профессиональной подготовки. Активную работу в этом направлении проводят: СГА, ПИОО, ПГУ и другие. Новые вузы, выходя на образовательный рынок, вынуждены, для участия в конкурентной борьбе, создавать собственную сеть региональных представительств, что связано с большими организационными и финансовыми затратами. Расширение образовательных границ рынка - прогрессирующая тенденция. Для получения конкурентных преимуществ современному вузу при формировании сети региональных представительств необходимо создавать не только отдельные филиалы, а формировать "корпоративную образовательную сеть" со своей образовательной, информационной, социальной, экономической и культурной средой.

Поведенческие барьеры на рынке образовательных услуг связаны с действиями хозяйствующих субъектов, направленными против новых "игроков" на рынке. Поведенческие барьеры проявляются в виде:

. Стратегии действующих на рынке вузов, их целенаправленной политике по формированию закрытого образовательного пространства. Формирование стратегии доминирования активно ведется ведущими вузами города с использованием каналов коммуникации- радио, телевидения, печатных СМИ. В этом направлении более активную политику ведут коммерческие образовательные учреждения, поскольку им постоянно приходится преодолевать указанные выше стратегические барьеры.

. Вертикального объединения и интеграция образовательных программ различного уровня профессиональной подготовки. В этом направлении активно работают пензенские вузы, с целью закрепления позиций на образовательном рынке и формирования вертикально интегрированных образовательных структур, позволяющих не толь эффективно конкурировать с "простыми" вузами, но и готовить "стратегический запас" абитуриентов на период демографического спада.

Экспертным путем была получена оценка доли каждого барьера препятствующего вхождению в отрасль в общем, интегральном показателе барьера, который условно принят за 100%. Полученные результаты наглядно приведены на диаграмме 1.

Диаграмма 1 Доля отдельных видов барьеров в интегральный показатель

Структурные барьеры:

1.  Ограничение на перспективное увеличение спроса (21%);

2.      Исторический запас, наличие государственной аккредитации (18%);

.        Технология организации образовательного процесса (10%);

.        Превосходство в уровне затрат (12%);

.        Расширение географических границ (5%);

Поведенческие барьеры:

6.  Стратегия действующих на рынке Вузов (19%);

7.      Вертикальное объединение и интеграция программ (15%).

Таким образом, было выявлено, что на развитие рынка наибольшее влияние оказывают следующие виды барьеров: Ограничение на перспективное увеличение спроса (21%), стратегия действующих на рынке Вузов (19%), исторический запас, наличие государственной аккредитации (18%).

Таким образом, проведенные исследования структуры рынка образовательных услуг высшего профессионального образования города Пензы позволяют сделать вывод о достаточно высоком уровне конкуренции на рынке. Выявленные барьеры рынка являются ориентирами, на который необходимо опираться в планировании деятельности вуза на перспективу. Мониторинг состояния рынка образовательных услуг, его структурных пропорций, учет изменения "высоты" административных и поведенческих барьеров позволят достичь вузу конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

3. Перспективы развития системы образования Пензенской области на 2011 год

В 2010/11 учебном году региональная образовательная политика выстраивается в соответствии с задачами развития образования Концепции-2020, основными направлениями развития общего образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Реализация приоритетных направлений развития образовательной системы Пензенской области осуществляется с использованием проектного подхода. На 2011 год предусмотрено выполнение следующих проектов: "Современная школа: развитие инфраструктуры"; "Наша Победа"; "Региональная модель оценки эффективности системы образования Пензенской области"; "Семья в системе образования"; "Инновационной экономике - квалифицированные кадры"; "Обучение через предпринимательство"; "Ты - предприниматель"; "Изобретай и продавай"; "ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ: охрана здоровья молодёжи и содействие её здоровому образу жизни"; "Здоровье. Творчество. Выбор"; "Индивидуальная программа развития здоровья ребёнка, обучающегося в Пензенской школе"; "Система переподготовки и повышения квалификации педагогов" [12, 33].

В 2011 году Министерством образования Пензенской области будет продолжена работа по обеспечению доступного и качественного образования, включающая следующие направления деятельности: строительство и реконструкция зданий дошкольных учреждений, школ и спортивных сооружений; повышение доступности и качества дошкольного образования за счёт гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления дошкольных образовательных услуг; создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей; развитие практики сопровождения семей с детьми до 3 лет, не посещающими дошкольные образовательные учреждения; создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу; организация подвоза всех нуждающихся школьников, проживающих в сельской местности, к месту учёбы; создание условий для индивидуализации образования детей, в том числе средствами дистанционного обучения; поддержка профильного обучения в старших классах как действенного способа удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся; создание комплексной системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи, обеспечение поддержки и развития одарённых детей Пензенской области, создание интерната для одарённых детей, школ ступеней на базе наиболее динамично развивающихся общеобразовательных учреждений; создание условий для предоставления качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития личности ребёнка в рамках реализации регионального проекта "Одарённые дети - будущее России"; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию, в том числе в неспециализированных образовательных учреждениях. Важнейшее направление деятельности Министерства образования Пензенской области - создание условий для повышения качества образования в регионе, в том числе: обеспечение перехода на ФГОС; формирование новых компетенций у педагогических работников, необходимых для решения задач инновационного развития экономики; создание вариативных моделей повышения квалификации; развитие системы независимой оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся; обеспечение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, в том числе в форме и по материалам ЕГЭ; усиление воспитательного потенциала образовательных учреждений, профилактика асоциального поведения в подростковой среде; широкое использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; увеличение численности учащихся, занимающихся физической культурой и спортом, путём создания условий для формирования у школьников осознанного отношения к собственному здоровью и физическому развитию; развитие предпринимательства с участием педагогических работников и обучающихся учреждений профессионального образования; совершенствование прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; развитие механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Повышение эффективности управления в региональной системе образования планируется через: создание комплекса условий для перехода к реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (кадровое, методическое, материально-техническое, финансовое, информационное обеспечение); развитие институтов и механизмов государственно-общественного управления образованием на всех уровнях системы образования; расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса в учреждениях НПО и СПО; совершенствование механизмов мотивации педагогических работников, связь оплаты труда всех работников образования с результатами деятельности ОУ; создание условий для расширения использования информационно-коммуникационных технологий; развитие надзорно-контрольной деятельности в сфере образования, внедрение общественной составляющей в процедуры лицензирования и аккредитации ОУ.

Значимым видом деятельности Министерства образования Пензенской области является повышение эффективности реализации социальных функций системы образования: создание условий для повышения качества социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий для обеспечения социальной адаптации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие системы контроля за деятельностью муниципальных органов опеки и попечительства.

В 2011 году все направления деятельности Пензенского Министерства образования ориентированы на опережающее развитие с учётом региональных особенностей и приоритетов: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; обновление системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

Заключение

Министерство образования Пензенской области действует на основании Постановления Правительства Пензенской области от 05.08.2008 № 485-пП "Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области" (с изменениями).

Структуру Министерства образования Пензенской области составляют: отдел общего образования, отдел организационной и правовой работы, технического контроля, отдел кадрового и правового обеспечения и аттестации педагогических кадров, отдел бухгалтерского учета и отчетности, Управление профессионального образования и молодежной политики: отдел молодежной политики, социальной и правовой профилактики, отдел профессионального образования; Управление воспитания, дополнительного образования и семейной политики: отдел государственной поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдел воспитательной, спортивно-массовой работы и дополнительного образования; Управление планирования, исполнения бюджета, ресурсного обеспечения: отдел экономического анализа, планирования и финансирования, отдел ресурсного обеспечения, реализации целевых программ и мониторинга национального проекта; Управление по контролю и надзору в сфере образования: отдел лицензирования и аккредитации, отдел контроля качества образования, отдел надзора за соблюдением законодательства в сфере образования, юридический отдел.

Муниципальная система образования города Пензы представлена 86 дошкольными образовательными учреждениями (около 18 тыс. детей), 76 общеобразовательными учреждениями (более 39000 учащихся); 13 учреждениями дополнительного образования, в том числе 4 детскими оздоровительно-образовательными центрами, одним межшкольным учебным комбинатом. Приоритетное направление деятельности муниципальной системы образования - формирование и развитие школы как открытого пространства, установление партнерских отношений школы - общества - власти - бизнеса - других институтов гражданского общества. Деятельность Управления образования и подведомственных образовательных учреждений осуществляется на основе программно-целевого подхода, направленного на создание оптимальных условий для оказания качественных образовательных услуг населению.

Повышение эффективности управления в региональной системе образования планируется через: создание комплекса условий для перехода к реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (кадровое, методическое, материально-техническое, финансовое, информационное обеспечение); развитие институтов и механизмов государственно-общественного управления образованием на всех уровнях системы образования; расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса в учреждениях НПО и СПО; совершенствование механизмов мотивации педагогических работников, связь оплаты труда всех работников образования с результатами деятельности ОУ; создание условий для расширения использования информационно-коммуникационных технологий; развитие надзорно-контрольной деятельности в сфере образования, внедрение общественной составляющей в процедуры лицензирования и аккредитации ОУ.

Список использованных источников

Нормативно - правовые акты.

1.Конституция Российской Федерации (с изменениями). Инфра-М. М.: 2004.

2.Инструктивное письмо. 2010-10-07. "Об организации образовательного процесса в 2010/2011 учебном году".

.Приказ начальника Управления образования города Пензы от 28.10.2010 года № 965 "О проведении мониторинга состояния управления образовательным процессом".

Монографии, учебники, учебные и справочные пособия.

4.Адыкаева Е.Н. Модификация высшего образования как фактор новой экономики // Национальная инновационная система России проблемы становления и развития - Сборник научных трудов. - 2010.

.Борисенков В. П. Стратегия образовательных реформ в России. // Педагогика. 2009. № 7. С. 3 - 16.Захарчук Л.А., Экономика образовательных учреждений: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профильного образования. М.: 2010 г.

6.Воронков А.Г., Кудинова С.П., Барыкина И.В., Бушмина Е.В., Уколов А.В., Осипов А.В., Соболева Н.А., Гераськина Н.В., Красова Е.В., Романкова О.Н., Федосеев А.А., Казаков С.А., Лещенко А.И. Об итогах деятельности Министерства образования Пензенской области в 2009/10 учебном году и задачах на 2010/11 учебный год: публичный доклад. - Пенза: ГБОУ ДПО ПИРО, 2010. - 51 с.

7.Ильинский И.Б. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. - 2010 - №9, с.39.

.Караковский В. Тревоги Российского образования.// Народное образование. 2009. № 9. С. 30 - 32.

.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Начальная школа. 2002. № 4. С. 4 - 19.

10.Национальный проект "Качественное образование" в Пензенской области // Пензенская правда.- Б.м. - 2007 .- 10 авг. (N63). - С. 4-5 (прил.).

.Никоненко, Е.П. Критерии оценки инновационных программ в сфере образования/ Е.П.Никоненко //Современные проблемы социально-экономического развития России: межвузовский сборник научных трудов. Волгоград: ВГПУ, 2008. 0,25 пл.

.Образование подрастающего поколения - основа реализации инвестиционной стратегии Пензенской области /В. И. Коротов //Инвестиционная стратегия Пензенской области: материалы науч. - практ. конф. - Пенза, 2010. - С. 29 - 35.

.Юлия Калинина Национальный проект "Образование". Молодой ленинец. 12 июня, 2007 г. С. 19.

14.<#"521278.files/image008.gif">

Приложение 3

Система профессионального образования Пензенской области

Похожие работы на - Учреждения образования Пензенской области как объект управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!