Организационная структура управления: проблема выбора, построение, совершенствование

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,91 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационная структура управления: проблема выбора, построение, совершенствование

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет» («ГОУ ВПО «ЧГПУ»)









Курсовая работа по теме:

Организационная структура управления: проблема выбора, построение, совершенствование










Челябинск 2010

Введение

Современный этап развития экономики страны характеризуется тем, что государство, определяя направления отечественной экономической политики, должно в полной мере учитывать возможности происходящих в стране бизнес-процессов.

Эффективное управление социально-экономическими объектами предполагает использование передового опыта и современных методов управления предприятиями. Понимание и планирование направления экономического развития является необходимым условием для эффективного управления организациями.

В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным давлением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных расходов при сохранении высокого качества товаров и услуг.

В условиях динамично меняющейся ситуации требуется совершенствовать модели и технологии управления предприятиями и их группами с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности, сохранения конкурентоспособности и максимизации прибыли.

Организационная структура представляет собой внутреннее строение организации, совокупность элементов системы и взаимосвязей между ними, логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

Особенности конкретных структур определяются окружающей средой, выбранным уровнем централизации, вариантом разделения труда и управления, а выбор той или иной структуры - задачами и условиями функционирования и развития организации

Актуальность исследования данной темы определяется тем обстоятельством, что на сегодняшний день в российской практике большинство теоретических и методологических положений организационных отношений остаются недостаточно разработанными.

Целью данного исследования является на основании исследования сформулировать рекомендации по применению технологии построения организационной структуры управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Провести сущностной анализ основных понятий: организация, управление, структура;

. Провести анализ существующих организационных структур управления;

. Изучить современные тенденции совершенствования организационных структур управления.

Глава 1. Организационная структура управления

.1 Понятие и сущность организационной структуры управления

Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

определение ее характера кадрами и менеджером;

объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;

сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;

определенная, зависящая от процесса гибкость, обеспечивающая функционирование системы в изменяющихся условиях;

единство рабочих процессов и процессов управления, как результат разумного разделения труда.

Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на:

подпроцессы промышленного производства;

изготавливаемые изделия;

пространственные производственные условия.

Организационная структура регулирует:

разделение задач по отделениям и подразделениям;

их компетентность в решении определенных проблем;

общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации:

упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;

приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);

обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);

короткие пути управления;

баланс стабильности и гибкости;

способность к целеориентированной самоорганизации и активности;

желательность стабильности циклически повторяемых действий.

На организационную структуру влияют следующие факторы:

размеры предприятия;

применяемая технология;

окружающая среда.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

линейные (административное подчинение),

функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),

межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

линейная;

функциональная;

линейно-функциональная;

матричная;

дивизиональная;

множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис. 1).

Рис. 1 - Функциональная структура управления (Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители)

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 2).

Рис. 2 - Линейно-функциональная структура управления (Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства)

Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

Рис. 3 - Дивизиональная структура управления

Матричная структура (рис. 4, 5) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Рис. 4 - Матричная структура управления, ориентированная на продукт

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

Рис. 5 - Матричная структура управления по проектам

1.2 Сравнительный анализ организационных структур управления

Не существует однозначно хороших или плохих структур управления, могут быть разные условия их применения. Рассмотрим разнообразные виды организационных структур, их достоинства и недостатки.

Линейная организационная структура управления - это наиболее распространенный тип иерархической (бюрократической) структуры.

Многоуровневая иерархическая система управления, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу - своему непосредственному вышестоящему руководителю.

Преимущества линейной структуры управления: четкая система взаимных связей функций и подразделений; четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; ясно выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих; согласованность действий исполнителей; оперативность в принятии решений; простота организационных форм и четкость взаимосвязей; минимальные издержки производства и минимальная себестоимость выпускаемой продукции;

Недостатки линейной структуры управления: отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы (текучка) доминирует над стратегическими; перегрузка управленцев верхнего уровня; тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности; большое число этажей управления между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Линейно - штабная организационная структура предприятия. Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать один из ее недостатков, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования.

Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном, эта структура соответствует линейной.

Достоинства линейно - штабной структуры: более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая разгрузка высших руководителей; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов; при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

Недостатки линейно - штабной структуры:

Недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении,

Тенденции к чрезмерной централизации управления,

Аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.

Линейно-функциональная структура органов управления, состоит из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; специализированных обслуживающих функциональных подразделений.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.

Как правило, функциональные службы не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Роль и полномочия функциональных подразделений зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмы в целом.

Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем разветвленный ее функциональный аппарат.

Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ: быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим, рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей; стабильность полномочий и ответственности за персоналом. единство и четкость распорядительства; более высокая, чем в линейной структуре, оперативность принятия и выполнение решений; личная ответственность каждого руководителя за результаты де­ятельности; профессиональное решение задач специалистами функциональ­ных служб.

Недостатки.

Дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности.

Недостаточная для больших предприятий, и предприятий, работающем на динамичном рынке, оперативность принятия решений.

Нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Возникновение внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства.

Разногласия между линейными и функциональными службами.

Противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов

Неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами.

Таким образом, отмечаемые недостатки лежат не в плоскости конкретной линейной организационной структуры управления, а в плоскости организации работ предприятия, и могут быть устранены заменой части бюрократических элементов. Но это будет уже некоторая производная организационная структура.

Кроме того, под линейно-функциональной структурой часто понимают структуру, в которой предприятие разделена на несколько независимых линейных структурных подразделений, каждое из которых выполняет свои определенные функции, например, маркетинг, производство, и т.д. В этом случае структура имеет характеристики и линейной, и дивизиональной структуры (в зависимости от уровня делегирования полномочий).

Линейно-функциональная структура (и ее производные) это наверно одна из самых распространенных на предприятиях средней величины.

Функциональная структура основана на принципе специализации организационных подструктур по функциональным признакам (производство, НИОКР, маркетинг, снабжение и др., т.е. однородных видов деятельности). Каждая специализированная функциональная подструктура подчиняется соответственно лицу Высшего руководства, ответственному за это направление деятельности.

Фактически состоит из нескольких специализированных линейных структур подчиненных первому лицу предприятия. При этом выполнение указаний функциональных органов (отделов планирования, учета, обслуживания производства и т.д.) в пределах их компетенции обязательно для линейных подразделений.

Преимущества: высокий уровень специализации профессиональной деятельности, высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций; расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности; возможность роста и развития. отсутствие дублирования линейных и функциональных взаимосвязей.

Недостатки:

Трудности поддержания постоянных взаимосвязей различных служб

Отсутствие взаимопонимания и единства действий между работниками функциональных служб различных подразделений фирмы

Высокая степень заинтересованности в реализации целей функциональных подразделений в ущерб общим целям организации

Снижение ответственности исполнителей за работу в результате отказа от использования принципа единоначалия

Разноподчиненность по функциональному принципу рождает проблему множественности подчиненности персонала разным руководителям в соответствии с кругом решаемых задач

Таким образом, отмечаемые недостатки лежат не в плоскости конкретной линейной организационной структуры, а в плоскости организации работ компании, и могут быть устранены заменой части бюрократических элементов на экономические.

Дивизиональная структура - структура управления предприятия, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся топ менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.

Преимущества дивизионной структуры: она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями; обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной; при расширении границ самостоятельности отделений они становятся центрами получения прибыли, активно работая по повышению эффективности и качества производства; более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки дивизионной структуры:

Несовпадение, а часто и противоречие, интересов самостоятельных подразделений и общих интересов корпорации

Большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством предприятия - 5 и более

Разобщенность штабных структур отделений от штабов предприятия

Основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т.д.

Дублирование функций на разных этажах и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры

В отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками

Оторванность центрального аппарата от конкретных сфер деятельности организации, а следовательно, риск злоупотреблений, рост численности управленческого персонала

Бригадная (кросс-функциональная) форма управления компанией.  Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам), во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются: автономная работа рабочих групп (бригад); самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями; привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры: сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления; гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; работа в группах создает условия для самосовершенствования; возможность применения эффективных методов планирования и управления; сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры:

усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры);

сложность в координации работ отдельных бригад;

высокая квалификация и ответственность персонала;

высокие требования к коммуникациям.

Проектная форма управления компанией. Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т.д.

Преимущества структуры управления по проектам: высокая гибкость; сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

Недостатки структуры управления по проектам:

Дробление ресурсов между проектами

Сложность взаимодействия большого числа проектов в компании

Усложнение процесса развития организации как единого целого.

Матричная структура предприятия является своеобразным компромиссом между проектной и линейно-функциональной структурой являются матричные структуры, и объединяет в себе их преимущества. Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления.

Преимущества матричной структуры: лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и задачи; возможность принятия руководителем инновационного проекта быстрых, квалифицированных, творческих решений, более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов; более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников; относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков; улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы; любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - хозяин процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы; сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки матричных структур:

Трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

Необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам

Высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения

Частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ

Возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений

Выраженная закрепленность всех новых направлений за проектными группами либо целевыми программами, что определяет их "преимущество" перед линейными службами и, следовательно, создает неравные карьерные перспективы для руководителей проектов (целевых программ) и руководителей линейных подразделений

Частые конфликты из-за борьбы за власть между руководителями функциональных отделов и руководителями проектов.

Вывод: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников.

Глава 2. Построение и реорганизация организационной структуры управления

.1 Реорганизация, реструктуризация, оптимизация, реинжиниринг

организация управление реорганизация реинжиниринг

Отцы-основатели процессного подхода к управлению Хаммер и Чампи зажгли на небосклоне менеджмента сверхновую звезду «работы с процессами», написав своего рода сагу о процессном управлении «Манифест реинжиниринга». Сейчас на Западе 80% компаний в той или иной степени используют процессный подход в своей деятельности. В США, например, давно уже является стандартом описание процессов (в каждой американской компании имеется набор документов, описывающих ее деятельность в виде процессов).

Реинжиниринг - кардинальное перепроектирование бизнес-процессов или, другими словами, это построение бизнеса с нуля. Реинжиниринг предполагает, что за очень короткое время организация так изменит способ организации своей деятельности, что улучшит свои ключевые показатели (объем продаж, прибыль и др.) на сотни процентов.

Оптимизация процессов - более приземленное в плане результатов понятие. Оптимизация предполагает не скачкообразное, а последовательное улучшение организации деятельности компании, достижения поставленных целей.

Можно выделить следующие группы целей, которые ставятся с учетом специфики большинством известных нам организаций. Это:

. Улучшение качества бизнес-процессов (качества производства товаров и услуг, качества обслуживания клиентов и др.);

. Оптимизация взаимодействия подразделений;

. Увеличение скорости протекания бизнес-процессов (скорость поставок, скорость сервисного обслуживания и др.);

. Уменьшение количества ошибок при реализации бизнес-процессов (пресловутая минимизация человеческого фактора);

. Снижение себестоимости реализации бизнес-процессов.

Отдельно можно выделить задачу по проектированию новых, еще не существующих бизнес-процессов в организации (например, маркетинговый процесс и др.).

Оптимизация бизнес-процессов объединяет на сегодняшний день ряд приемов и технологий, под влиянием которых изменяются порядок и правила осуществления работы сотрудников. Когда руководитель меняет расстановку людей, пересаживает отделы из комнаты в комнату, переназывает должности сотрудников, делегирует ряд задач своим заместителям, - целью его действий часто является оптимизация бизнес-процесса. Многие пробуют оптимизировать процессы посредством изменения организационной структуры: рисуют квадратики, меняют должности, определяют ответственность и полномочия, однако нужного эффекта не получают. Организационная структура позволяет внести ясность в вопросы подчинения, должностной иерархии и функциональных границ.

Управление организацией представляет собой сложную систему, состоящую не только из организационной структуры, но и процесса, целей, методов.

Любая организация представляет собой систему, состоящую из множества элементов, находящихся в состоянии подвижного равновесия и постоянного взаимодействия между собой. Эти элементы различным образом комбинируются и образуют более укрупненные формирования - компоненты. В любой организации как единой управляемой системе выделяются два таких компонента - подсистема (система, субъект) управления и управляемая система (объект, система).

В составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:

структура управления (функциональные структуры; схемы организационных отношений; организационные структуры; профессионализм персонала)

техника управления (система документооборота; информационные каналы; компьютерная и оргтехника, офисная мебель)

процесс управления (коммуникации; схема процесса; разработка и реализация решений; информационное обеспечение)

методология управления (цели, задачи; законы и принципы; методы и функции; технология и практика управления).

При этом, систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.

Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;

компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи).

Обобщая опыт предприятий, которые базируются на новых организационных принципах, можно выделить ключевые элементы стратегии реинжиниринга:

создание инфокоммуникационной инфраструктуры, которая и станет базисом для проведения реинжиниринга бизнес-процессов, обеспечит повышение интеллектуального капитала предприятия, даст импульс к формированию принципиально новых баз данных, их трансформации в базы знаний на основе технологий анализа данных. На практике это избавит от бумажного документооборота, повысит скорость принятия решений, и будет развивать творческое мышление работников;

смещение приоритета с производственных на маркетинговые цели. В основе лежит построение стратегии ориентированной на существующий на рынке спрос на продукцию, а не на полную загрузку действующих мощностей. Деятельность предприятия, таким образом, ориентирована на сокращение потерь, вследствие низких продаж продукции, а также уменьшения необходимого объема инвестиций;

проведение комплексного анализа бизнес-процессов, отвечающих за повышение лояльности клиентов, в том числе оценка их эффективности на основе функционально-стоимостного анализа, а также других инструментов контроллинга;

реформирование бизнес-процессов, протекающих в системе обеспечения производства, которые становятся базовыми элементами управления внутри фирмы. Данные бизнес-процессы должны быть закреплены за особыми бизнес-единицами, специализированными по продуктовому, а не технологическому принципу, в том числе они должны отвечать функциям оперативного менеджмента;

реструктуризация предприятия на основе выделения центров финансовой ответственности (ЦФО), которые отвечают за достижение определенного результата своей деятельность и полностью выполняют технологический цикл создания продукта. ЦФО самостоятельно распоряжаются полученным доходом, денежными средствами, а также принимают решения о расходовании ресурсов и о выполнении дополнительных заказов. Такая децентрализация повышает эффективность, как общекорпоративного уровня управления, так и производственно-хозяйственного уровня ЦФО;

формирование транснациональных корпораций и интернационализация рынков, увеличение доли глобальных продуктов. Выдвигает на первый план предприятия в форме холдингов, концернов или трастовых структур и дает на практике возможности преодоления торговых барьеров и быстрого распространения технологии;

повышение конкурентоспособности за счет знаний, навыков и поведения работников. Организация становится не только производственно-коммерческим, но и обучающим комплексом. Обучение кадров с отрывом и без отрыва от производства становится более эффективной формой инвестиций.

В настоящее время становится приоритетной роль тех хозяйственных ассоциаций, которые объединяют капиталы нескольких предприятий и выполняют функции управления, наиболее эффективно поддающиеся централизации.

Таким образом, реорганизация и реструктуризация моделей управления на предприятии, нацелена на быстрое изменение структурно-организационных форм и принципов построения структурных подразделений, на разработку и оперативное внедрение новых, более эффективных бизнес-процессов.

2.2 Особенности применения реинжиниринга

Рассмотрим типовые способы и приемы, применяемые при проектировании бизнес-процессов. Горизонтальное сжатие процесса означает объединение нескольких рабочих процедур (задач-операций) в одну работу. При этом компания избавляется от «сборочного конвейера», когда отдельные процедуры производственного процесса распределяются по отдельным рабочим местам, а исполнители подчиняются различным подразделениям компании. Весь новый процесс выполняется или одним сотрудником, или командой в несколько человек, что позволяет ускорить его на порядок. Достоинствами данного варианта являются:

уменьшение числа ошибок и сокращение числа работников, занятых устранением последствий этих ошибок;

улучшение управляемости производства за счет уменьшения числа людей и четко распределенной ответственности между ними.

Вертикальное сжатие процессов - предоставление исполнителям права принимать самостоятельные решения. При традиционной организации работ в компании для принятия решений исполнители должны обращаться к управленческой иерархии (поскольку считается, что сами они не имеют ни времени, ни склонности, ни глубоких и всесторонних знаний, необходимых для принятия решений). БПР расширяет полномочия и повышает роль каждого из сотрудников в работе компании, что приводит к уменьшению времени задержек, снижению стоимости продукции и услуг, ускорению реакции на запросы клиентов и т.д.

Выполнение шагов каждого процесса в естественном порядке, использование, наряду с линейным упорядочением работ, параллельное их проведение, что приводит к сокращению времени и затрат.

Преобладает смешанный централизованно-децентрализованный подход, - применение современных информационных технологий дает возможность компании действовать на уровне подразделений автономно (децентрализовано), сохраняя за ними возможность использования централизованных данных.

Для реинжиниринга ключевым является понятие бизнес-процессов: именно в этом заключается основное отличие реинжиниринга как менеджмента процессов от функционального менеджмента. Бизнес-процесс можно определить как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.

Для осуществления такого управления необходима реализация нескольких важных факторов.

Первый - менеджмент процессов имеет не вертикальную (иерархическую), а горизонтальную структуру. Компании необходимо снизить, если не разрушить вообще, организационные барьеры и создать рабочие команды, которые были бы кроссфункциональными. Это способствует более прямому контакту с клиентами (и поставщиками) и взаимодействию с другими рабочими единицами.

Второй фактор заключается в том, что менеджмент процессов ставит на первое место, прежде всего, цикл времени. Понятие «цикл времени» можно определить как реально измеряемое время от начала производства до конца, до завершения производства или выполнения заказа или услуги. Это понятие отличается от понятия время производства.

Третьей критической переменной для менеджмента процессов является выбор. Смысл этого фактора заключается в том, что клиент не обязательно должен ждать целый день, когда ему доставят товар, а может выбрать определенное время в течение 48 или 72 часов, и соответствующая служба гарантирует доставку в назначенное время плюс минус полчаса.

Повышенное внимание к клиенту и его интересам является главной причиной применения управления процессами в организации.

Управление процессами является ключевым звеном в стратегии преобразования бюрократических организаций. Преобразования в рамках реинжиниринга нацелены на уменьшение административного регулирования, снижение иерархичности организации, повышение гибкости системы и ее упрощение - эти цели преследуют большинство реформ. Управление процессами предполагает создание совершенно иной структуры и распределение рабочих заданий, налаживание лучшей коммуникации с клиентами и поставщиками.

Существует несколько вопросов, на которые необходимо ответить, прежде чем начинать процесс реинжиниринга компании.

В первую очередь нужно понять, почему необходим реинжиниринг. Последний важен, когда текущая работа организационных систем устаревает и нуждается в радикальных изменениях для того, чтобы удовлетворять экономические потребности и соответствовать реалиям будущего.

Также в процессе реинжиниринга стараются использовать последние достижения в области информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют применять самые различные подходы к выполнению работы.

Далее нужно определить, что именно изменяется в процессе реинжиниринга организации. Реинжиниринг концентрируется на ключевых рабочих процессах компании и перестраивает организационный менеджмент и системы поддержки так, чтобы они соответствовали не внутренним, а внешним требованиям. Особое внимание уделяется сокращению и продолжительности процессов производства товаров и услуг, которые добавляют стоимость основного продукта с точки зрения потребителя, совершенствованию технологий и коммуникаций для налаживания прямых связей между поставщиками, производителями и клиентами, созданию кроссфункционалъных рабочих команд, переориентированию административного аппарата на поддержку, а не регулирование.

Также нужно представлять себе, для кого проводится реинжиниринг. Реинжиниринг направлен на клиента, на предоставление ему продукта лучшего качества как основы конкурентоспособности организации.

Здесь также нужно решить вопрос о том, когда следует начинать реинжиниринг. Его нужно начинать, когда компания приходит к выводу, что ее положение является неприемлемым и более желательны инновационные изменения, а не обычное улучшение бизнеса.

Для выполнения реинжиниринга существуют три главных требования:

. Необходимы качественные методы сравнения существующих проблем и ограничений, накладываемых клиентами с прогнозируемыми потребностями и рыночными ожиданиями. Использование качественной методологии также означает реализацию моделей перепроектирования, которые можно испытать на качество и простоту применения.

. Привлечение лучших экспертов из различных функциональных областей для перепроектирования. Для нового и радикального решения своих проблем с помощью реинжиниринга компания должна привлечь лучших специалистов.

Для выполнения реинжиниринга необходимо распределение обязанностей внутри фирмы. Обычно главный менеджер назначает руководящий комитет на высшем уровне для того, чтобы координировать процесс реинжиниринга в целом. Задачами этой группы являются координация и коммуникация. Для выполнения непосредственно самого реинжиниринга создается высококвалифицированная группа или реинжиниринговая команда, состоящая из экспертов самой фирмы и привлеченных со стороны. Она занимается анализом и разработкой нового проекта. Помимо этого существует некоторый тип внутренней команды выполнения, которая наблюдает за процессом и результатами преобразований.

Заключение

В настоящее время в нашей стране широко развернулись работы по совершенствованию организации и управления предприятиями, отраслями и народным хозяйством в целом.

Наряду с традиционными направлениями этой работы все большее значение приобретают и современные направления, такие как системный анализ, программное управление, создание автоматизированных систем управления, применение экономико-математических моделей и другие.

Большинство современных организационных структур управления строится на базе линейной структуры со следующими модификациями:

Делегирование полномочий нижестоящим уровням управления;

Введение горизонтальных управляющих связей:

Административных обязательных (функциональная и пр. структуры);

Экономических (многомерная и пр. структуры);

Рекомендательных (линейно-функциональная и пр. структуры);

Допуск структурных подразделений на внешний рынок.

Оптимальной структуры управления для всех предприятий и на все случаи жизни не существует.

Оптимальная структура конкретного предприятия в конкретных рыночных условиях зависит как от специфики самого предприятия, так и от специфики рынка, а также от тактических и стратегических целей, которые ставит перед собой предприятие.

Исторические типы организационных структур управления зачастую зависят от двух объективных направлений развития: научно-технических преобразований и уровня демократизации общественных отношений в целом.

Следует иметь в виду, что указанные направления развития одновременно являются объективными условиями, в которых организационные структуры непременно живут и преобразуются.

Наиболее адекватными современному состоянию общества выступают рыночно-ориентированные структуры, и особенно те из них, которые предполагают информационную открытость, готовность к сотрудничеству и базируются на сетевом принципе их построения.

Современные проблемы построения, выбора и эффективного использования организационных структур и форм управления в России группируются в соответствии с основными стратегическими направлениями развития: региональной, промышленной и научно-технической, экономической и социальной политикой.

Реинжиниринг представляет собой не только процесс, но и методологию. Будучи процессом, он помогает компании выбирать объекты реинжиниринга, создавать и транслировать представления об изменениях, перепроектировать и внедрять новый процесс, переходить от старых способов работы к новым, осуществлять и улучшать новые процессы.

Список использованных источников и литературы

1.   Владимирова И.Г. Организационные структуры управления предприятиями // Менеджмент в России и за рубежом. 1998, № 5. - с. 21-26.

2.      Гибкость организационных форм.// Журнал для акционеров. - 2006. - № 11. - С. 6 - 12.

.        Голубков Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений // Менеджмент в России и за рубежом, - 2003. - №3.

.        Друкер П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения // Экономика.- 2007.- № 3.- С. 39-48.

.        Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТ , 2007.

.        Малин А.С. Исследование систем управления // Политология.- 2007.- № 3.- С. 59-71.

.        Маслов В. О роли маркетинга в деятельности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 7,8. - с. 35 - 38.

.        Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 704 с.

.        Румянцева З.П. Современный менеджмент // Российский экономический журнал. - 2006. - № 4. - С.37-50.

.        Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.

.        Современное управление: Энциклопедический справочник // Под ред. Д.Н. Карапухина, Б.З. Мильнера. - М.: Издатцентр, 1997.

.        Социальный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 1998.

.        Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 1998.

.        Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2005.

.        Теория управления / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Прахиной, Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2005.

.        Управление персоналом организации: Учебник, 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФА-М, 2001. - 320 с.

.        Уткин Э.А. Антикризисное управление. - М.: Экмос, 1997.

.        Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации <http://kniga.uz/e-store/8676/246794> Книгописная палата, 2002. - 264 с.

.        Хазан М.М. Предприятие как открытая система // Проблемы теории и практики управления.- 2005.- № 3.- С. 108-116.

.        Хант Дж.У. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера: пер. с английского. - М.: Олимп-Бизнес, 1999.

Похожие работы на - Организационная структура управления: проблема выбора, построение, совершенствование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!