.
Среднегодовые темпы прироста населения крайне неравномерны. Наибольшие темпы отмечены во второй половине 70-х и в начале 80-х гг. С середины 80-х гг. рост населения замедлился.
С 1992 года стала наблюдаться крайне отрицательная демографическая тенденция (смертность превысила рождаемость - депопуляция населения).
Изменение численности населения происходило не только и не столько за счет его притока извне или оттока (миграции), оно прежде всего связано с особенностями естественного движения населения - разницей между числом родившихся и числом умерших. (рис. 6 см. в прил.)
За последние десятилетия наблюдается процесс постоянного снижения рождаемости. Это достаточно серьезная проблема и для России в целом, и для Читинской области в частности. Существует целый ряд показателей, согласно которым население нашего региона (Чит.обл.) вымирает гораздо быстрее и интенсивнее населения всей страны.
Падение и рост рождений определяется двумя главными факторами: числом потенциальных матерей и интенсивность деторождений. Первый из этих факторов зависит от численности и возрастного состава населения и практики мало зависит от экономической и политической ситуации в стране.
Второй фактор, наоборот, очень чувствителен к социально-экономической и политической обстановке в стране.
С начала 90-х годов в Калганском районе наблюдается снижение рождаемости и увеличение смертности. Стал наблюдаться процесс естественной убыли населения.
Значительное повышение рождаемости в ближайшие годы маловероятно.
Сократилось и количество рождаемых детей в семье, увеличился интервал между рождениями, многие семьи стали откладывать рождение ребенка «на лучшие времена», возросло число бездетных семей.. Все это напрямую связано с ухудшением условий жизни основной массы населения, с неуверенностью людей в завтрашнем дне [6]
Данные о населении района за последние 5 месяцев 2002 года показали, что родилось 48 детей (из них 22 мальчика и 26 девочек), 2 мертворожденных. Умерло в районе за этот период 67 человек, т.е.больше родившихся на 19 человек. Из них мужчин - 41, женщин - 26.
Анализ смертности показал, что от заболеваний сердечно-сосудистой системы умерло - 12 мужчин, 12 женщин; от заболевания дыхательных путей - 8 мужчин, 6 женщин; от онкологических заболеваний - 3 мужчины, 3 женщины; от отравлений суррогатами алкоголя, механической асфикции, травм, обморожений - 17 мужчин, 5 - женщин. Мужчин призывного возраста умерло 18 человек. Идет большой отток населения в города, т.к. больших промышленных предприятий в районе нет, рабочих мест мало.
По доле сельских жителей Калганский район является одним из самых аграрных (доля сельских жителей превышает 75 %).
Вместе с тем, можно отметить небольшой подъем в материальном обеспечении населения, что сказывается на статистике записей актов гражданского состояния. В районе стало больше оформляться браков.
.7 Экологическая ситуация
Экологическая обстановка - это состояние окружающей природной среды. Оно определяется двумя факторами: природным и антропогенным.
Влияние антропогенного фактора зависит от мощности, характера и длительности источников воздействия - технологических процессов какого-либо производства или иного вида деятельности.
Экологическая обстановка определяется также и способностью природных компонентов и комплексов противостоять влиянию источников воздействия.
В Калганском районе (как и во всем Восточным Забайкалье) - низкая устойчивость к внешним воздействиям, в том числе со стороны человека, небольшая продуктивность биоты и медленное самовосстановление.
Основное загрязнение геологической среды и почв в районе связано с горнодобывающей промышленностью. В частности с размещением отходов производства.
Несовершенство технологии, не позволяющее полностью извлекать все полученные компоненты, содержащиеся в рудах, привело к тому, что они попали в отходы. Извлеченные из недр эти отходы загрязняют почву, поверхностные и подземные воды, накапливаются в растениях, а через них попадают в организм животных и людей.
Большую опасность представляют собой отходы горного производства, содержащиеся в хвостохранилище обогатительной фабрики в п.Кадая.
Горнопромышленное предприятие в поселке из-за отсутствия спроса на продукцию остановило свою работу, хвостохранилища начали высыпать и сильно пылить. Такая пыль заметно ухудшает экологическую обстановку: с ней в воздух поступают вредные микроэлементы.
Кроме того, хвостохранилище построено с нарушением требований норм: имеет плохую гидроизоляцию оснований и откосов, из-за чего происходит инфильтрация (просачивание) минерализованных вод в грунты, поверхностные и грунтовые воды.
Опробывание почв в 1993-1995 гг.позволило установить следующее: почвы вблизи хвостохранилища Кадаинского рудника очень сильно загрязнены свинцом и кадмием [6].
В сентябре-октябре 2003 г. достигнута договоренность на финансирование перекрытия стволов шахт и провалов в п. Кадая на 2004 г. На 30 % готов проект консервации хвостохранилища Кадаинской обогатительной фабрики (консервация хвостохранилища планируется на 2004 год, но окончательного решения еще нет). [Беседа с ведущим специалистом по ПР и ООС Калганского района А.С. Шлыковым].
Большим воздействия подвержены сельскохозяйственные земли. На них в последнее время наблюдается активная почвенная эрозия.
Одна из причин - почвенно-климатические условия.
Также сельскохозяйственные земли долгое время загрязнялись пестицидами. Пестициды - собирательное название химических средств защиты растений, широко употребляемых в недавнем прошлом. Сейчас из-за недостаточного финансирования отраслей с/х загрязнение значительно меньше. Основная проблема в настоящее время - захоронение тары. Этот вопрос сейчас решается совместными усилиями эколога и районной администрации.
Незначительное загрязнение воздуха зимой. Так как устанавливается антициклон, который приносит преимущественно тихие, ясные и морозные погоды. Очень часто случаются застои воздуха и еще чаще - приземные инверсии, когда в приземном слое воздуха температура с высотой повышается, а не наоборот, как обычно. В этом случае дым из котелен и печных труб не могут пробиться за верхнюю границу инверсионного слоя. Загрязняющие вещества распространяются не в вертикальном, а в горизонтальном направлении в сравнительно небольшом приземном слое. В результате этого зимой в населенных пунктах района и вокруг них наблюдается загрязненность воздуха.
Дорожные сети в районе не перегружены автотранспортом, поэтому больших выбросов в атмосферу оксида углерода, окислов азота и углеводородов не происходит. [6]
Одной из актуальнейших проблем в настоящее время являются лесные пожары. Пожароопасный сезон начался нынче раньше обычного. Виной тому - малоснежная зима и сухая весна.
За небольшой период времени огромные площади лесов были полностью уничтожены.
Над населенными пунктами в это время нависла дымовая дымовая засева. Участились случаи обращения в больницу людей с заболеваниями дыхательной системы.
Остро стоит и проблема восстановления лесов. Общая продолжительность восстановления на месте сгоревшего полностью леса составляет не менее 100-150 лет, но в случае возникновения периодических низовых пожаров может растянуться на 200 и более лет.
Большая часть фитомассы после пожара отмирает.
Огромный вред состоянию естественных лесных экосистем наносят частые лесные пожары, надолго, если не навсегда, замедляя процесс восстановления леса на сгоревших площадях.
Лесные пожары ухудшают состав леса, уменьшают прирост деревьев, нарушают связи с почвой, усиливают буреломы, уничтожают комовую базу диких животных, гнездовья птиц [8].
Глава II. Здоровье населения Калганского района
.1 Обеспеченность врачебно-медицинским персоналом
Всего в Калганском районе 16 врачей, из них 14 работает в Калганской районной больнице, 2 в Кадаинской участковой больнице (2 терапевта, 1 анастазиолог-реаниматолог, 2стоматолога, 3 педиатра, рентгенолог, офтальмолог, врач-фтизиатр, невропатолог, дерматовенеролог).
средних медицинских работников, 7 из них работают в Кадаинской участковой больнице, остальные в Калге и по селам (ФАПы).
Обеспеченность врачебно-медицинским персоналом на 10 тыс. населения по району составляет 15,2 %.
В то же время отмечается недоукомплектованность медперсоналом в Калганском районе. Отсутствуют врачи: хирург, нарколог, психиатр, лорврач, недостаточно терапевтов, педиатров, акушер - гинекологов.
Есть сдвиги в положительную сторону в работе здравоохранения района - увеличилось число принятых и пролеченных больных в поликлинике и стационаре, увеличился койкодень, длительное время отсутствует материнская смертность, снизилась детская смертность, увеличилось число плановых операций, особенно детям с грыжами, фимозами, варикозом и др. Регулярно совершаются выезды специалистов районной больницы в села района.
Практически 100 % детского населения района охвачено профилактическими прививками, значительно возрос процент привитого взрослого населения. За 2002-2003 годы значительно укрепилась материально-техническая база ФАПов лекарственными препаратами и оборудованием. Регулярно проводятся семинары и конференции с фельдшерами, медсестрами, санитарками. Усилилось проведение санпросветительной работы: участие в акции «За здоровый образ жизни». Медперсонал постоянно повышает свой профессиональный уровень на центральных базах повышения квалификации: практически все врачи и средние медработники аттестированы [Беседа в главным врачом Калганской районной больницы А.П. Плешковым].
.2 Заболеваемость по соматическим группам
К соматическим заболеваниям относятся болезни эндокринной системы, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, болезни костно-мышечной системы и т.д. В большинстве случаев эти заболевания приводят к временной нетрудоспособности, инвалидности и даже смертности.
В Калганском районе наибольшую распространенность имеют болезни органов дыхания и превышают общероссийские и Читинские показатели [14].
Рост заболеваемости приходится на 1995 год. Затем наблюдается ее снижение. (рис. 7 см. в прил.)
Высокие показатели связаны в первую очередь с тем, что у большинства пациентов острые заболевания либо не пролечены вовремя, либо непролечены до конца и перешли в хроническую форму.
Основной механизм заражения- воздушно-капельный, особенно в холодное время года. Самые распространенные заболевания - ОРВИ, грипп, ангина, также широко распространены такие заболевания как пневмония, бронхиты, бронхиальная астма. Тяжелее всего такие заболевания протекают у детей, особенно в возрасте до 1 года и у лиц пожилого возраста. Т.к.у детей иммунитет еще не сформировался, а у лиц пожилого возраста он ослаблен. К профилактическим мерам относятся: закаливание, активная иммунизация населения против гриппа, введение карантина в закрытых учреждениях, прием витаминов и продуктов питания, богатых витаминами и фитонцидами, полная излечивание острых дыхательных заболеваний, чтобы они не переходили в хронические, не заниматься самолечением, а обращаться к мед.работникам, которые подберут правильную схему лечения.
Среди дыхательных заболеваний особняком стоят бронхиты и бронхиальная астма. Основные причины их возникновения - неизлеченные острые заболевания дыхательной системы, курение. При бронхиальной астме происходит аллергизация населения. Это происходит из-за ухудшающейся экологической ситуации; все большего распространения различных химических средств, разнообразие которых с каждым годом растет; бесконтрольного приема лекарственных средств. Острый бронхит чаще встречается у детей, а хронический - у взрослых. (По данным ВОЗ бронхиальная астма встречается у 8-10 % детей, у 4-5 % взрослых). У детей она протекает в слабой форме и в большинстве случаев проходит, у взрослых протекает гораздо тяжелее.
Если вовремя не принимать бронхорасширяющие препараты, то с каждым годом состояние будет ухудшаться, затем происходит развитие дыхательной недостаточности, а со временем и сердечной, что приводит к высокому уровню инвалидизации и смертности.
На втором месте - заболевания системы кровообращения (примерно 40-60 %) (рис. 8 см. в прил.)
К основным заболеваниям этой группы относятся: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, цереброваскулярные болезни. Им подвержены в основном лица средних и старших возрастных групп [14].
Заболевания обусловлены в основном неправильным образом жизни (потребление в пищу высококалорийных блюд; жирного; жареного; соли; курения; злоупотребления алкоголем, малоподвижный образ жизни, частично заболевания обусловлены наследственностью). Заболевания сердечно-сосудистой системы зависят от возраста, чем старше - тем выше уровень данной патологии. Хотя в последнее время данная группа болезней «молодеет».
Большую роль играют профилактические меры, к которым, к сожалению, прибегают не все (соблюдение диеты, употребление в пищу свежих фруктов и овощей, рыбы, замена сливочного масла растительным, занятия спортом, лицам умственного труда иметь достаточную физическую нагрузку).
В Калганском районе высок уровень наиболее грозных осложнений ишемической болезни в лице острого инфаркта миокарда, также осложнения ишемических цереброваскулярных заболеваний в лице инсультов. Высока инвалидизация и смертность среди людей с данными заболеваниями. Это связано с низкой, а зачастую поздней обращаемостью за медицинской помощью; во-вторых, из-за расстояния, которое больные вынуждены преодолевать до районного центра; в-третьих, из-за недостатка финансовых средств у населения, не проходят в достаточной мере реабилитационные мероприятия. Если экстренная помощь в условиях стационара оказывается в достаточном объеме, то после выписки у больных нет средств на дальнейшее обследование, на курсы восстановительного лечения. Не все больные соблюдают рекомендации по принципу «авось пройдет».
Заболевания органов пищеварения
По распространенности занимают третье место (рис. 9 см. в прил.). По инвалидизации и смертности 4-5 место. Основные заболевания - язвы, гастриты, болезни печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей [14].
Причины этих заболеваний - несбалансированное питание, стоматологические заболевания, стрессовые ситуации, алкоголизм, курение, отравление различной природы.
Язвенная болезнь встречается больше у мужчин (соотношение язвенной болезни желудка к язвенной болезни двенадцатиперстной кишки в детском возрасте 1:2; в среднем и пожилом - 1:4).
Заболевания печени, желчного пузыря и поджелудочной железы встречаются чаще у людей среднего и пожилого возрастов. Однако в последнее время стало больше лиц, страдающих заболеваниями печени и поджелудочной железы в связи с алкоголизаций и наркотизацией населения. Все больше больных с циррозом печени, алкогольными гепатитами и панкреатитами, идет рост вирусного гепатита В и С.
Наиболее распространенным заболеванием костно-мышечной системы в Калганском районе относятся остеохондроз, деформирующий остеортроз, ревматоидный полиартрит. Все они встречаются в основном в пожилом возрасте и высокий рост этих заболеваний не отмечен.
К серьезным заболеваниям эндокринной системы относится сахарный диабет, который приводит в большинстве случаев к инвалидности, а иногда и смертельным исходам. [Беседа с заместителем главного врача по лечебной работе М.А. Фалелеевым}.
.3 Инфекционные заболевания
Инфекционные болезни отличаются от всех других тем, что они вызываются определенным живым возбудителем, передаются от зараженного организма к здоровому и способны к массовому (эпидемическому) распространению.
В зависимости от общих характерных признаков инфекционных болезней, связанных с локализацией возбудителя в организме человека, и механизма передачи инфекции, все инфекционные заболевания подразделяются на 4 основные группы:
инфекции дыхательных путей (грипп и ОРЗ, ангина, туберкулез и др.)
кишечные инфекции (дизентерия; полеомелит, инфекционный гепатит и др.);
кровяные инфекции (клещевой энцефалит, чума и др.);
инфекции наружных покровов (часотка, сибирская язва,столбняк).
В Калганском районе ведущее место занимают кишечные инфекции (дизентерия). Наиболее уязвимая возрастная группа - это дети и подростки от 0 до 14 лет. Основная причина увеличения роста этих инфекций - несоблюдение личной гигиены (мытье рук, первичная обработка продуктов).
Вспышки опасного заболевания - вирусного гепатита А не наблюдалось в Калганском районе в течение последних 5 лет. На протяжении трех последних лет рост хронического вирусного гепатита группы В и С. Основная причина - беспорядочная половая жизнь и быстрый рост наркомании. Вирусный гепатит группы В и С почти в 100 % случаев приводит к развитию цирроза печени, который в свою очередь приведет к печеночной недостаточности. Всплеск смертности надо ждать через 10-15 лет. Против гепатита В и С проводится вакцинация среди подростков и медиков. [Беседа с врачом инфекционного отделения Т.Г.Чумаковой].
Так как территория Калганского района непосредственно граничит с Китаем, была опасность проникновения на нашу территорию в 2003 году опасного, неизвестного ранее заболевания атипичной пневмонией, но таких случаев зарегистрировано не было.
В настоящее время медики говорят об опасности переноса перелетными птицами так называемого птичьего гриппа.
Глава III. Современные педагогические технологии в преподавании географии
.1 Понятие педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
. научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и в качестве системы способов, принципов и результатов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически-соподчиненных уровнях:
. Обще-педагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе учебном заведении на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
. Частнометодический уровень: частно-предметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика работы учителя, воспитателя).
. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств и др.
Различают еще технологически микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).
В литературе и практике школ термин «педагогическая технология» часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Но понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности [15].
3.2 Технология игрового обучения
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
·свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
·творческий, а значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
·эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность и т.п.;
·наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуре игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.
В структуре игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности; условно воспроизводятся в игре.
Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятие, темы и разделы учебного предмета;
как элементы более обширной технологии;
в качестве урока(занятия) или его части (введения, объяснения, заключения, упражнения и пр.);
как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.). Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в формировании различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные),трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Типология игр по характеру игровой деятельности: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификации параметры игровых технологий
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + супестия.
По ориентации на личные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации - активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Особенности игровых технологий.
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно-полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс обучения [16].
.3 Технология проблемного обучения
географический экологический население
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бикевнористская.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.
По характеру содержания: обучающая,светская, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По ориентационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: проблемная.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.
По категории обучающихся: массовая, все категории.
Несмотря на разные точки зрения исследователей на проблемное обучение общим является то, что основными элементами проблемного обучения является создание проблемных ситуаций и решение проблем. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода [15].
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности:
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, юриста, педагога и пр.);
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы;
определяет проблемные теоретические и практические задания;
ставят проблемные задачи (например, с заведомо допущенными ошибками и др.).
Для реализации проблемной технологии им необходимы:
отбор самых актуальных, сущностных задач;
определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка [16].
Викторина, посвященная 350-летию
Российского Забайкалья
Брейн-ринг «Земля за Байкалом»
Цель конкурса - побудить учащихся к самостоятельным исследованиям, активизировать краеведческую работу по географии, истории, биологии, литературе.
Данная викторина состоит из следующих этапов:
б) составление конкурсов, сценария;
в) подготовка оборудования, оформления, листов для жюри;
г) проведение самой викторины;
д) подведение итогов.
Участники - команды 9-х классов, состоящие из 6 человек. В каждой команде выбирается капитан.
Также необходимо определить жюри, состоящее из 3-4-х человек (как учащихся так и учителей) они записывают набранные командами очки, следят за подсказками, за очередностью ответов, засекают время для ответов, подводят итоги, награждают).
Игра идет до 3-х очков.
Перед началом игры ведущий знакомит команды с правилами. Оформление: карта Читинской области; плакаты, подготовленные учащимися на тему «Мой край родной - частица Родины любимой»; 2 настольные лампы, гонг; сувениры для награждения (грамоты, конфеты и пр.).
В конце викторины подведение итогов и награждение не только лучшей команды, но и лучшего игрока.
Вступительное слово ведущего:
«Земля за камнем - страна Даурская» - так называли первопроходцы в 17 веке край за Яблоновым хребтом. Земля за Байкалом - край с богатым историческим прошлым. 350 лет назад пришли сюда первые землепроходцы и открыли богатства нашего края, края на редкость сурового, но вместе с тем удивительного и прекрасного…
Далее учащийся зачитывает стихотворение Калганского автора «Забайкалье мое».
Над проталиной шалой
Расступилось село.
Чувство родины малой
Мне дороже всего.
Пусть уеду далеко
Я в другие края,
Без тебя одиноко
Мне, родная земля.
Цвет черемухи белый
Расстелился, как дым,
Я стою оробелый,
Очарованный им.
И, пьянея, вдыхаю
Терпкий запах его
И тебя вспоминаю,
Забайкалье мое.
Дальних речек просторы,
И багульник в цвету
Расплескался узором
На крутом берегу,
Тонких веточек ивы
Над речною водой
И тебе над красивой
Голубой Ингодой.
«1 гейм»
) Какова площадь Читинской области (431,5 тыс.км2)
) Назовите год присоединения Забайкалья к России? (1953)
) Назовите первых землепроходцев даурской земли (П.Н.Бекетов - 1653, А.Ф. Пашков - 1654 г.)
) Характерная особенность климата Забайкалья (резкая континентальность).
) Какие растения и животные Забайкалья занесены в Красную книгу? (Растения - Венерин Башмачок, Ирис тигровый, пион-Марьин корень; животные - кот Манул, Даурский еж, птицы - степной орел, Беркут и др.)
Подведение итогов.
Фрагмент урока в курсе «География Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» (9 класс)
Раздел: Экологическая обстановка и основные пути ее улучшения.
Тема: Атмосферный воздух.
Тип урока: комбинированный.
Цель: рассмотреть экологическую обстановку как по Читинской области в целом, так и по отдельным ее регионам; ее влияние на различные компоненты природной среды и человека.
Задачи:
Формировать понятие экологической обстановки;
Рассмотреть ее влияние на атмосферный воздух;
Показать связь компонентов природы;
Приобрести навыки решения проблемных вопросов (через выдвижение гипотезы, применения общего положения гипотезы к отдельным примерам, установление комплекса причинно-следственных связей).
Структура урока:
) Орг. момент.
) Проверка домашнего задания
) Изучение нового материала
) Задание на дом.
Ход урока:
При изучении нового материала можно через проблемный вопрос подвести учеников к проблемной ситуации и затем к ее решению.
Учитель задает вопрос:
Ребята, как вы думаете, почему зимой в населенных пунктах и вокруг них воздух загрязнен. Чаще всего это видно невооруженным глазом: над городами и поселками, а иногда и селами, висят грязные «шапки». Хотя во многих из них нет крупных промышленных предприятий.
Если ученики долгое время не могут ответить, то учитель задает наводящие вопросы:
Какая погода устанавливается над Забайкальем зимой? (антициклон, приносящий преимущественно тихие, ясные и морозные погоды)
К чему это приводит? (часто случаются застои воздуха - приземные инверсии и температура в приземном слое воздуха с высотой повышается, а не наоборот как обычно)
И ребята приходят к выводу, что в этом случае дымы из печных труб (даже из высоких - от котелен) не могут пробиться за верхнюю границу инверсионного слоя. Загрязняющие вещества распространяются не в вертикальном, а в горизонтальном направлении. Загрязненные воздушные массы как бы растекаются по речным долинам и другим понижениям рельефа.
Заключение
Главными задачами данной работы были исследование эколого-географической характеристики Калганского района и выявление влияния его на здоровье населения.
Используя такой метод исследования, как анализ научной литературы, рассмотрели эколого-географическую характеристику Калганского района и влияние различных факторов на здоровье населения.
Выявили, что в большинстве случаев причинами ухудшения здоровья населения явилось негативное влияние экологической обстановки.
В Калганском районе из-за удаленности от океанов выявлено увеличение числа заболеваний, вызванных недостатком йода (эндемичный зоб, кретинизм).
Добыча и обогащение полезных ископаемых привело к рассеиванию в окружающей среде различных микроэлементов. В почвах района обнаружен избыток цинка, свинца, мышьяка. Накапливаясь в организме, они вызывают явление острого или хронического отравления.
Особенности климата Калганского района - резкие сезонные перепады температур, сниженное содержание кислорода воздухе влияют на обострение многих хронических заболеваний. Таких, как гипертоническая болезнь, бронхиальная астма. Существует опасность переноса грызунами и копытными природно-очаговых заболеваний (сибирской язвы, чумы, бруцеллеза).
С1992 года стала наблюдаться крайне отрицательная демографическая тенденция. Изменения численности населения прежде всего связано с особенностями естественного движения населения - разницей между числом родившихся и числом умерших.
Среди инфекционных заболеваний ведущее место занимают кишечные инфекции, рост хронического вирусного гепатита группы В и Е. И хотя в Калганском районе отмечается недоукомплектованность медицинским персоналом, медицинские работники Калганского района продолжают выполнять свои профессиональные обязанности.
Графическим методом были построены графики заболеваемости населения по различным видам заболеваний.
На основе материалов исследования была разработана викторина и фрагмент проблемного урока.
Список литературы
1. Арсеньев А.А., Буфф Л.С., Лейтес А.М. Геологическое строение Читинской области. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1958.- 102 с.
. Атлас Забайкалья. - Москва - Иркутск: ГУКК, 1967.
. Атлас Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. - М.: Федер. служба геод. и карт. России, 1997.
. Боенко Т.Д., Козлов В.А. Влияние климата Забайкалья на организм человека. - Чита: Чит. кн.изд., 2009 - 79 с.
. Бутин Г.П. Вазингер А.В. Агропроизводственная характеристика почв Читинской области. - Иркутск.- Чита: Восточно-Сибирское кн. изд. Читинское отделение, 1965 - 168 с.
. География Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа: Учебное пособие. - Чита: Поиск, 2007 - 328 с.: ил.
. Дегтев А.В. Задорожный В.Ф. География Читинской области: Учебное пособие. - Иркутск, 1986.
.Котельников А.М., Вотах О.А., Ворошилов А.М. Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области.- Новосибирск: Наука, 2007 - 248 с.
. Кощеев А.К., КаретниковП.В., Кощеев А.А. Зеленая кладовая Сибири.- Улан-Удэ, Бурят.кн.изд., 1983. - 240 с.
. Лаженцев В.Н. Экомико-географический анализ специализации района (на примере Восточного Забайкалья). - Новосибирск: Наука, 1972. - 94 с.
. Недешев А.А. Забайкалье: экономика, ресурсы, достижения, проблемы. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн.изд., 1981. - 158 с.
. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. Учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд. перераб. и доп.: Высш. шк., 1986- 415 с.: ил.
. Ногина Н.А. Почвы Забайкалья. - М.: Наука, 1964.
. Основные показатели здоровья и медицинского обслуживания населения Читинской области в 1994-2001 гг. Информационный центр. - Чита, 1998.
. Островский А.П. Региональные проблемы устойчивого развития. Учебное пособие. - Чита: Поиск, 2008 - 508 с.
. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
. Сердцев М.И., Горлачев В.П. - Природно-климат. условия среды обитания и здоровья населения Восточного Забайкалья // Чита,изд-во Чит. пед. институт, 1995.
. Энциклопедия Забайкалья. Читинская обл., том 1. - Новосибирск: Наука, 2008 - 300 с.