История поселка Чупа Республики Карелии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,98 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История поселка Чупа Республики Карелии

Содержание:

Введение

Глава I. История возникновения посёлка Чупа

Глава II. Посёлок Чупа в XX веке

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Посёлок Чупа сравнительно молодой посёлок. Посёлок расположен на Карельском Берегу фиорда Чупинская губа Лоухского района Республики Карелии.

В историческом прошлом территорию района занимали первобытнообщинные племена саамов (лопарей), карелов. В ХII веке начинается заселение территории русскими. Осваивая новые богатые рыбой и зверем территории, вновь прибывшее население развивало земледелие. В XVI веке в Поморье ведущим промыслом стало солеварение, добыча слюды и жемчуга. В XVI - XVII вв. на территории Лоухского района проходил торговый путь из Поморья в Остербонию (Швеция). Во второй половине XIX века большой размах получили лесозаготовки и лесопиление. Так купцы братья Савины основали в с. Кереть лесопильный завод. В Лоухском районе соединялись морские пути из Мурманска и Архангельска, речные пути летом и санные зимой с Финляндией через Кестеньгу до конца XIX века.

Поморье относилось к Архангельской губернии Кемского уезда до 1917 года. До Октябрьской революции на месте Лоухского района находилось несколько волостей: Керетская, Кестеньгская, Олангская, Вычетайбольская, Тихтозерская, Ухтинская. С началом строительства Мурманской железной дороги в 1914 году была основана станция Лоухи. В 1920 годы на Севере Карелии развернулись изыскательные работы. 1922 году в Чупино-Лоухском районе началась систематическая добыча полевошпатового сырья, кварца, слюды. Открылись Чупинские горные разработки «Чупгоры».

В 1923 году образовался Чупинский леспромхоз, который в год создания заготовил 170 тысяч кубометров леса.

По новой административной реформе 29 августа 1927 года в Карелии вместо 7 уездов и 55 волостей было образовано 26 районов, в том числе Лоухский и Кестеньгский. Они, главным образом, и составили территорию нынешнего Лоухского района.

Актуальность темы.

В современное время вызывает интерес изучение истории Карелии в рамках отдельных населённых пунктов. Посёлок Чупа расположен в крае, имеющим богатую историю и традицию. К сожалению отдельных исследований по истории Чупа несуществует. В данной работе будет сделана попытка изучить материал по истории посёлка Чупа с древнейших времён до наших дней.

Цель исследования. Осветить историю историю посёлка Чупа с древнейших времён до наших дней.

Задачи исследования.

. Рассмотреть историю возникновения посёлка Чупа.

. Показать влияние основных социально-экономических преобразований в стране на развитие посёлка Чупа.

. Охарактеризовать быт и жизнь населения посёлка Чупа.

Хронологические и территориальные рамки. В данной работе рассматривается история посёлка Чупа от первого упоминания о Чупинском погосте в актах Соловецкого монастыря от1520г. до 1990-х гг. Территориальные рамки курсовой работы включает в себя фиорд Чупинскую губу Карельского Берега Белого моря.

Историографический обзор.

Как упоминалось выше обобщающих работ по истории Чупа не существует. В исторической литературе исследуются особенности социально-экономического развития поморского края. Большое внимание Карельскому Поморью уделили Я.А. Балагуров, М.В. Витов, И.В. Власова в своих работах по географии сельского расселения Карельского Поморья, социального устройства, быте, лесопильного производства. Е.С. Сизовым была описана организация труда на северных слюдяных копях. Его работа была мною использована при описании и добычи слюды-мусковита в Керети. Особо следует выделить сотрудника Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Н.А. Кораблёва написавшего монографию «Социально-экономическая история Карельского Поморья во второй половине XIX века», одного из соавторов «Истории экономики Карелии» изданной в 3-х книгах. Первая книга этого издания охватывающая историю от вхождения края в состав единого Русского государства (конец XV в.) до Февральской революции (начало XX в.) был использован в работе в частности при описании постройки Мурманской (Октябрьской) железной дороги. В этой книге даётся хроника основных экономических событий, приводятся подлинные документы, биографии ряда известных государственных деятелей, служащих-управленцев, карельских предпринимателей (лесопромышленники Савины). В XX веке в послевоенное время центром местной промышленности становится п. Чупа. В становлении механизированного лесозаготовительного производства на севере Карелии много внимания было уделено в работах И.В. Первозванского. Развитие горнорудного и обогатительного производства в регионе подробно описано Г.В. Малышевым в его публикации «Лоухи» из серии «Города и районы Карелии». Описывая, подвижнический подвиг Варлаама Керетского использовалась публикация игумена Митрофана (Боданина) в журнале «Север».Научные исследования проводимые на Белом море неразрывно связанные с описываемым регионом изложены в работах учёных В.Я. Бергера, В.Ф. Брязгина, В.В. Хлебовича.

Источниковедческий обзор.

Источниковедческая база представлена двумя группами источников:

.архивные материалы.

.сборники документов.

Архивные источники представлены материалами бывших промышленных предприятий горно-обогатительного предприятия «Карелслюда» и комплексного леспромхоза ОАО «Чупалес». Они представляют документы инвентаризации разных лет, сводные ведомости, бухгалтерская отчётность, внутрипроизводственные распоряжения. Архивы поселковой администрации представлены документами местных партийных, профсоюзных организаций, писем, распоряжений. Архивы частного пользования большей частью представлены фотодокументами с описанием, дневниками, письмами прошлых лет.

Вторая группа источников - документальные сборники представлены актами социально-экономической истории Северо-Запада России XV-XVI вв. и материалами научно-производственной конференции по проблеме производительных сил Лоухского района. В последнем источнике приводятся статистические данные производственной деятельности промышленных предприятий, их состояния, планов перевооружения основных фондов, рационального использования природных ресурсов, перспектив развития ифраструктуры и другие данные.

Глава I. История возникновения посёлка Чупа

Первые упоминания о Чупе

Много столетий назад Север Карелии населяли первобытнообщинные племена саамов (лопарей), карелов и вепсов. В конце IХ века сюда начали проникать славяне, а в ХII веке русские заселили будущую Керетскую и Кестеньгскую волости, осваивая новые богатые рыбой и зверем территории. Развивалось земледелие. Карелы не позднее XIV века освоили территорию от устья реки Выг до реки Сон, что неподалёку от нынешней Керети (с 1968 года заброшенное селение), а на западе примерно до границы с Финляндией. В ХVI веке ведущим промыслом в Поморье стало солеварение и впервые в истории в это же время упоминается о добыче слюды и жемчуга. В ХVI-ХVII веках именно здесь проходил торговый путь из Поморья в Остербонию (Швеция).

Чупа входила в состав Керетской волости до 1917 г и первое упоминание о ней относится к началу XVI века. В актах Соловецкого монастыря 1520 года от 12 октября имеется купчая Семёна Андреева, где упоминается о деревне Кереть «… в Керети реки промеж волощане куда топор ходил и коса, и с пешьшими и с водяными угодьи. А взял есми у Василия у Синицы на своём посильи сорок алтын денег московским числом». Там же имеется купчая Ивана Маковеева от четвёртого октября 1540 года где упоминается погост Чупа: «В Керетской же волости погостишко Чюпа и Чюпской губы над ручьем, а на погостье дворы тяглые. Всего в Чюпе 7 дворов, а людей -10 человек».

Также в материалах Игумена Митрофана (Боданина) исследователя подвижнечества Преподобного Варлаама Керетского написано «...Если посмотреть на современную карту, в двадцати верстах от Керети, в глубине Чупской губы ныне находится поселок Чупа. Однако надо сразу оговориться: теперешний поселок Чупа - новый, он не связан с древнейшей волосткой Чупой. Современный посёлок Чупа возник в 1916 году, в связи со строительством Мурманской железной дороги. Во времена Варлаама в XV веке здесь были Керетцкой волости отхожие дворы, то есть выселки, отдельные дворы людей, поселившихся в стороне от основного Керетского поселения».

Та древнейшая волостка Чупа, скорее всего, находилась ближе к вершине Чупской губы, в районе устья ручья, в настоящее время носит название Средний. Ясно, что это не историческое название: оно дано ручью недавно. Составители жития преподобного Варлаама, изданного в 1908 году, видимо, имея какие-то нам неизвестные материалы, указывают на, якобы, впадающую в Чупскую губу реку Чаваньгу (или Чеваньгу ), вытекающую из Чупского ( или Чуповского ) озера. Но при этом местом нахождения Чупской губы указывают Терский берег Белого моря, что на Кольском полуострове, чем вносят в свое сообщение некоторую путанницу. Если же отбросить эту последнюю неточность, можно предположить, что упомянутая Чеваньга и есть древнее название ручья, у которого расположилась волостка Чупа в Чупской губе над ручьем.

В источниках помимо упоминания Чупинского погоста и количества его первых жителей мы можем увидеть что уже в XVI веке на территории погоста существовала часовня. В Писцовой книге 1563 года сообщается, что «…в Чюпской губе над ручьем волостка Чюпа, а в ней погост, на погосте часовня, а у нее дьячек». Мы не знаем, кто был этот упомянутый при часовне "дьячек". Возможно это Варлаам Керетский местный пономарь, но в таком случае эта информация свидетельствует о лишении Варлаама священного сана, и мы имеем удивительное историческое свидетельство о его жизни в Чупской губе в это время. Во всяком случае, из предания известно, что именно Варлаам при Чупской губе поставил часовню.

Спустя ещё 12 лет эти места вновь были описаны в Поморских писцовых книгах 1575 года. "В волости Керети, что на реке Кереть" к тому времени служил уже белый "поп Микула, да черной пономарь старец Парфирей".

Что же касается "погостишка Чюпы в Чюпской губе над ручьем", то дворов и людей там стало меньше, а про "часовне на погосте и дьячка" при ней уже неупоминается. Конечно, это не является свидетельством их отсутствия вообще, - скорее, речь идет об общем запустении этих мест, и соответственно, о падении интереса к нему у сборщиков царских податей. Причина такой перемены в жизни вскользь упоминается в том же документе: "а запустели те дворы от Босоргина правежу и от голоду". Басаргин правеж - это опричный погром Беломорья который был в конце 1560-х годов.

Керетская волость на территории которой располагался Чупинский погост в XVI веке представляла собой своеобразный промышленно-экономический центр на территории современного Лоухского района. В 1563 году Керетская волость, до того платившая только оброк с некоторых угодий, была положена в тягло. В это время здесь было 60 крестьянских дворов с населением в 80 человек, 8 мельниц, 1 торговый амбар и как указывалось 44 соляных варницы. Однако через пять лет «… запустели Керецкой волости дворы и места дворовые пустые и тони и варницы и всякие угодья…от лихова поветрья и от голоду, и от Басаргина правежу, и от Двинского иску». В конце 1560-х годов между опричниками из Холмогор и жителями Варзуги (на Двине), которые обязаны были отдавать десятину от полученной на откуп рыбной ловли, произошла стычка. Двинян поддержало также недовольное поборами население керетских помор. В ответ власти послали карательный поход под командованием Басарги Леонтьева. Лихой опричник жестоко расправился с непокорными. Он не только взыскал «двинской иск» и другие налоги, но буквально опустошил поморье. Голландский купец Симон ван Салинген, проживший в Керети несколько лет, писал, что Басарга с этого набега собрал несколько тысяч рублей. В результате этого набега в Керетской волости запустел 41 двор, погасли 28 варниц, остановились три мельницы.

Таким образом ко времени описываемых событий, к концу XVI века, Керетская волость, это некогда обширное и богатейшее поморское поселение, пришло в крайний упадок. В самих же Чупинских выселках скорее всего никто не селился.

Другая печальная ситуация, наступившая на поморье через двадцать пять лет в 90-х годах XVI столетия, обусловлена походом Пеккой Весайненом. "7098, Сентября в 7 день, грех наших ради, приходили немецкие люди рекою Ковдою к морю на поморские места в волость Ковду, а из Ковды в волость Умбу, а из Умбы в волость Кереть и в иные мелкие волости заморские. И те волости повоевали, церкви и дворы пожгли и людей побили, и, воевав, пошли Кемью рекою вверх. А приходило тех немецких людей 700 человек".

Руководил тем походом Пекка Весайнен - историческая личность, весьма популярная в Финляндии. Он хорошо известен каждому финну как борец за независимость и национальный герой.. Пекка родился около 1550 года и жил на хуторе Весала, недалеко от Оулу. Он же возглавлял разбойное войско.

Не дожидаясь формирования регулярного шведско - финского войска и обьявления войны Весайнен с весны 1589 года начал личные боевые действия - кровавые рейды по селениям Белого моря, безнаказанно разоряя их. Тогда же были уничтожены и Чупинские выселки, Кандалакшский и Трифоно-Печенгский монастыри.

В декабре 1589 года Пекка Весайнен был убит, а регулярное русское войско вышедшее на защиту Беломорья уничтожило его столицу и родственников.

Едва успело население Керетской волости оправится, восстановить своё хозяйство как обрушились другие беды. Бедствия, вызываемые внутренней грабительской политикой власть имущих и практически бесконтрольной опричниной, усугублялись опустошительными набегами извне, прежде всего со стороны шведов. Начиная с XII века они систематически вторгались на территорию Карелии. Поначалу эти походы носили чисто грабительский характер. Затем главной целью агрессивной Швеции стал захват русских земель - Карельского перешейка и восточной Карелии с тем, чтобы прочно закрыть выход Русского государства к Балтийскому морю. В 1611 году Швеция, одновременно с военными действиями на Карельском перешейке, организовала несколько новых походов и на северные волости Карелии: в феврале шведы предприняли безуспешную попытку захватить и уничтожить Колу, а весной и летом совершили разбойничьи набеги по Белому морю. Из сказанного понятно, что такая обстановка никак не способствовала стабильному развитию экономики края. Хозяйственная жизнь поморья шла скачками: некоторый подъём-резкий спад, снова подъём-и снова спад.

В XVIII веке возродилось село Кереть, но Чупа к сожалению так и не восстановилась до начала XX-го столетия.

Ведущим промыслом в XVI веке в поморье стало солеварение. Это обусловливалось всевозрастающим спросом на соль, причём не только для собственных нужд-заготовки рыбы, морского и лесного зверя, но и на продажу во многие места страны. К середине столетия по берегам Белого моря дымили 116 варниц, 44 из них в Керетской волости. Соль выпаривалась в цренах-огромных квадратных сковородах, достигавших восьми метров в длину и ширину.

Заметное место среди поморских промыслов и прежде всего в Керети, занимала добыча слюды-мусковита. К сожалению неизвестно когда и кем был открыт здешний минерал, но что дело было поставлено вполне основательно-несомненно.

Опричник Генрих Штаден, в середине XVI веке побывавший на Севере, отмечал: «Кереть-река и незащищённый посад. Люди кормятся там от стекла, которое добывается из земли. Оно разрывается на тонкие листы, а потом из него делают окна, на русском языке это называется слюда».

Другое свидетельство-запись в Писцовой книге датированное 1574 годом:

« В Керетской же волости на Пулонгском озере тутошние жильцы и прихожие люди промышляют, слуду бьют в каменных горах».

Добывался в волости и жемчуг, но в незначительных количествах, причём каждое «десятое зерно лутчее» шло в казну великого князя.

К середине XVIII века основные промыслы поморья постепенно приходят в упадок. Вызвано это было разными причинами.

В солеварении первым толчком к свёртыванию крестьянских промыслов послужило введение казённой монополии и установление высоких цен на соль. Это в свою очередь сказалось на рыбных промыслах: поморам стало невыгодно заготавливать солёную рыбу. Свёртыванию поморского солеварения также способствовало открытие богатых соляных месторождений на Урале. К концу столетия промысел прекратил своё существование.

С середины XVIII века практически прекратилась и добыча слюды. К этому времени резко возросло производство стекла. Мусковит, который ещё недавно пользовался огромным спросом в богатых купеческих домах в России и за рубежом оказался ненужным. Потребуется почти двести лет, чтобы он снова стал ценнейшим сырьём.

Таким образом, основные крестьянские промыслы северной Карелии были подорваны. Соль, слюда, железо давали населению хоть и скудные, но достаточно надёжные средства на покупку хлеба.

Таким образом первые упоминания о посёлке Чупа относятся к XVI веку, но после Басаргина Правежа, пришла в запустение и по всей видимости, в связи, с отсутствием летописных и документальных упоминаний вовсе прекратила свое существование, пока в начале XX века Российская империя не приняла решение о постройке Мурманской железной дороги.

Роль мурманской железной дороги в становлении и развитии посёлка Чупа

История посёлка Чупа неразрывно связана со строительством Мурманской (Октябрьской) железной дороги на которой расположен посёлок. Строительство дороги началось в 1914 году. Необходимость строительства железной дороги российским правительством рассматривалось раньше: «Северный Ледовитый океан настоятельно нуждается в соединении его рельсовым путем с внутренней Россией. Только так возможна надлежащим образом эксплуатация северных рыбных и звериных богатств, которые могли бы тогда служить для местного населения предметом не случайной, как ныне, а постоянной деятельности.

С открытием постоянного сообщения с внутренними рынками добыча рыбы, без сомнения, увеличится во много раз, и рыбные продукты, представляя собою здоровую и питательную пищу, могли бы находить обширный сбыт среди населения внутренних губерний.

Кроме того, железная дорога на Мурманский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана в течение всего года, могла бы служить целям нашего военного флота и иметь значение важного стратегического пути».

Тем не менее толчком к строительству дороги послужила Первая мировая война, в которую Россия вступила в1914-м году.

Проблема снабжения стройки, кроме условий военного времени, осложнялась ещё и тем, что трасса проходила по практически безлюдной и неосвоенной области Архангельской губернии. Почти всё население жило в прибрежной зоне, внутренняя территория была лишена сухопутных дорог, речное судоходство отсутствовало, а связь с внешним миром осуществлялась только по морю. Ближайшие порты и железнодорожные узлы - Петроград, станция Званка Олонецкой железной дороги, железнодорожный перегон Улеаборг-Сердоболь (современная Сортавала) - расположены от Петрозаводска на 300-400 верст. Ещё дальше находился Архангельск, а также Вологда и Котлас. На западном же берегу Белого моря, вдоль которого пролегла трасса, не имелось ни одного порта, оборудованного для приема морских судов.

В этой сложнейшей ситуации впервые в практике отечественного железнодорожного строительства были разработаны смешанные и поэтапные схемы доставки грузов по принципу "море-река-трасса" с несколькими перегрузками или "море-трасса". Одновременно с прокладкой пути началось обустройство портов в нескольких узловых пунктах - в Сороке, Кеми, Кандалакше, Чупе и на Мурмане.

На южном участке от станции Сорока провели железнодорожную ветку к пристани на берег Сорокской бухты, куда могли подходить только небольшие суда с малой осадкой. Для приема морских судов от станции Сорока по берегу пришлось прокладывать ветку длиной в 6 верст до Раз-Наволока, где оборудовали морской порт с молом длиной около 250 сажен, эстакадой и кранами. В результате в местной бухте смогли швартоваться морские суда с осадкой до 16 футов (около 5 метров). В Кемском порту соорудили эстакаду, причалы и от станции Кемь протянули узкоколейку длиной около 9 верст до острова Попова, где затем разместили основные службы железной дороги.

Железнодорожными ветками были соединены с трассой и другие пункты, узловые с точки зрения доставки грузов: Чупа, Княжая, Хибины.

Город, порт и непосредственно станцию - Романов-на-Мурмане (современный Мурманск) - заложили 21 сентября 1916 года. Под всё это было отведено две тысячи квадратных десятин казенной земли.

Мурманская железная дорога была построена в срок. 3 ноября 1916 года был заложен последний серебряный костыль на 537 версте от Петрозаводска - между станцией Боярская и поселком Амбарный. Здесь установлен обелиск с памятной доской.

После укладки последних рельсов по всей трассе открылось сквозное движение поездов. Однако законченным считался только первый этап работы: проложенный путь и сооруженные из дерева инженерные постройки числились в категории временных, и по проекту их следовало заменить капитальными. Вскоре на отдельных участках начались работы второго этапа. Сложный профиль дороги с обилием крутых поворотов, в два раза ограничивающий проектную скорость прохождения составов, приводился к стандарту магистрального пути: деревянные мосты заменяли стальными, каменными или железобетонными, оборудовались постоянные и запасные пункты водоснабжения, на крупных узловых станциях возводились депо и ремонтные мастерские, увеличивалось число станций. Уже к 1 марту 1917 года пропускная способность Мурмана увеличилась до 200 эшелонов.

По воспоминаниям о посёлке Чупа Власова П.З. приехавшего работать на строительство, обслуживание железной дороги началось в 1916 году, было построено несколько железнодорожных домов. На месте поселка Чупа тогда был непроходимый лес. Шло строительство железной дороги. Начальником строительства был Карганов Иван Игнатьевич. Под его руководством также была построена площадка для камней на пристани. На строительстве железной дороги работали китайцы и военнопленные из Германии. В 1918 году были английские войска.

Жизнь строителей была очень тяжелой. Разработки камня для дороги выполнялись вручную. Их возили в больших лодках на веслах. Разгружали из лодок лебедкой при помощи рукоятки. В 1923 году образовался Карелгранит. 2 мая 1922 г. - В Лоухском районе вступили в строй Чупинские горные разработки месторождений кварца и полевого шпата. С появлением железной дороги появились и первые жители поселка Чупа, которые работали на сплаве, на погрузке камней.

Основываясь на этих данных, годом основания Чупы можно считать 1916-й, точную дату можно было бы узнать в архивах РЖД.

Описав историю строительства Мурманской железной дороги проложенную через Лоухский район и посёлок Чупа следует указать не только на большое её значение для Северо-Запада страны, но и для района в частности. Была заложена основа сообщения с другими районами страны, произошло повышение роли лесной, горнорудной промышленности Лоухского района, более эффективного использования природных богатств. Для Чупы Мурманская железная дорога была и остаётся главным путём сообщения.

Глава II. Посёлок Чупа в XX веке

Развитие Чупы в 1920-1930 гг.

Начало XX века в России было отмечено революционными событиями февральской революции. Восторженно было встречено сообщение о ней в Поморье. На станциях Кемь, Энгозеро состоялись демонстрации, были приняты резолюции о поддержке революции. Образовались завкомы на лесозаводах Керети и Ковды. Летом 1917 года развернула свою деятельность большевистская энгозерская группа во главе с М. Пархиным. В 1918 году в поселке Кестеньга был создан революционный комитет.

После начала гражданской войны, интервенции подвергся Лоухский район.В 1918 году в Чупе под руководством большевика О.А. Спрогиса начала работать подпольная ячейка. В феврале 1920 года эта группа помогала Красной Армии освобождать Чупу и другие посёлки от иностранных интервентов. В феврале 1922 года территория Лоухского района была полностью очищена от белофиннов. Граница на Западе Карелии была закрыта. С этого времени началось восстановление района, развитие промышленности.

«В 1922 году в Чупино-Лоухском районе началась добыча полевошпатового сырья, кварца, слюды. Открылись Чупинские горные разработки. В 1923 году был образован Чупинский леспромхоз, который в год создания заготовил 170 тысяч кубометров леса. В 1930 году по рыбодобыче колхозный сектор района давал государству больше рыбы, чем частный. Социальный состав района в 1930 году был таков: 556 крестьянских и рыбацких хозяйств, из них бедняцких - 214, середняцких - 346, кулацких - 6».

«В 1935 году в Чупе проживало 1228 жителей. Было около 300 домов, улицы были покрыты досками, дома двухэтажные, двухъярусные амбары с огромными колёсами - воротами для поднятия клади».

Период 1922-й - 1930-й - годы первого советского строительства. В Чупу приезжают переселенцы желающими работать на железной дороге. В этот период в северную Карелию в большом количестве пребывают граждане Финляндии.

В это же время так же организовывался рыбколхоз, расширялся леспромхоз, работали партии геологов, разведывая залежи пегматитов и слюды, расширялась железная дорога, появляется школа. Чупа строит социализм и модернизирует железную дорогу. 1935 год.10 лет Карело-Финской АССР.

В 1934 году в селе Кереть был создан Лоухский рыбозавод. Его организатором и директором стал житель этого села Леонтий Григорьевич Ладин. Завод просуществовал один год и был передан Кандалакшскому рыбокомбинату. Однако в 1939 году в селе Кереть вновь был создан самостоятельный рыбозавод, проработавший всю Великую Отечественную войну.

В 1935 году в стране зародилось Стахановское движение. На рудниках Чупинского рудоуправления молодые стахановцы давали по четыре дневные нормы. Многие работали на пару со своими жёнами и выдавали по 40 тонн.

В конце 1920-х годов Чупа становится местом ссылки и заключения, в поселке Чупа - пристань образуется лагпункт подчиненный, УСЛОН (Управлению Соловецкими лагерями особого назначения). Другой лагерь, находился в конце Чупинского залива у ручья Средний. Рядом с тем местом, где согласно исследованиям игумена Митрофана Боданина , в конце 16-го века, нашёл свое последнее земное пристанище покровитель моряков и рыбаков Преподобный Варлаам Керетский.

Места заключения продолжали работать, только подчинение было передано Белбалтлагу, все силы были и энергия брошены на обеспечение работы Беломоро-Балтийского канала и фарфоровой промышленности, стране развивающей энергетику по плану ГОЭЛРО нужны были хорошие электроизоляторы и лес.

Гражданская война, интервенция не могли не повлиять отрицательно на состояние Лоухского района, посёлка Чупы. Трудное экономическое положение, разруха привели производство, ремёсла, морской промысел в состояние полного упадка. К началу 1920-х годов несмотря на экономический упадок происходит становление горнорудной, лесозаготовительной промышленности на качественно новый уровень. К концу 1920-х годов в районе организуются рыбколхозы. По плану ГОЭЛРО осуществляется электрофикация Лоухского района и Чупы. С других регионов страны приезжают переселенцы. В соответствии с административной реформой в 1927 году образуется Лоухский район Рассматриваемый период 1920-1930 годы развитие посёлка Чупа можно назвать основопологающим. Был сделан экономический, административный задел сохранившийся на протяжении всего советского периода.

Чупа в период Великой отечественной войны и послевоенного времени.

В 1941 году началась война. Наступление на Кестеньгском направлении эсесовской дивизии «Эдельвейс» стремящейся перерезать тонкую нитку теперь уже Кировской железной дороги было остановлено в нескольких километрах от Лоух и Чупы. Заключенных, как не благонадежных перевели в центральные области страны и судьба многих из них осталась неизвестна. А все старинные карельские деревни находящиеся между Белым морем и Финской границей были выжжены отступающими частями Красной армии, чтобы лишить врага опорных баз, население эвакуировали в Чупу. В этот период Чупа - Пристань, и Чупа - Станция (тогда ещё разные поселки) оказались практически на передовой и жители отдавали все силы на помощь фронту. Мужчины ушли на фронт, а в забои шахт, за руль судов и в рыболовецкие артели встали женщины и дети.

О войне из первых уст мы можем узнать из сохранившихся комментариев к фотоальбому безвестного автора (по всей видимости старшего школьника в тот период) в честь семилетки 50-х годов. «…В 1941 году началась Великая Отечественная война. Враги не оставили в стороне и нашу Карелию. Но в Чупу они не прорвались. В начале войны население было эвакуировано в Архангельскую область. Эвакуация проходила в ноябре месяце.

С развязыванием войны в Лоухах началась постройка аэродрома. Этот аэродром построен силами детей, стариков и домохозяек. Мужчины на постройке аэродрома участия почти не принимали, т.к. все были мобилизованы на фронт. Но, несмотря на то, что мужских рук было очень мало, работа в посёлке не прекращалась. Женщины занимались заготовкой дров для топки паровозов, ловлей рыбы и т.д.».

Правда, в первое время войны не работали шахты и рудники. Рудники начали работать с января 1942 года. В шахтах также работали женщины.

Все работали усиленными темпами. Создавались бригады, которые вступали между собой в соревнования. Все население всеми силами помогали фронту: собирали теплую одежду, вязали рукавицы и носки; девушки обвязывали бойцам носовые платочки, вышивали кисеты. Все эти подарки высылали на фронт.

В Чупе и Лоухах были организованы истребительные батальоны. Они патрулировали посёлки, проверяли документы.

В Чупе два года находился районный центр. Райком размещался в доме № 6 по ул. Слюдяная. Райком комсомола - ул. Советская дом 61. Суд прокурора - за речкой. Райторготдел - в доме № 63 по ул. Советская.

Больших налётов на Чупу не было. Было сброшено две бомбы на баржу без особых разрушений.

Четыре бомбы сбросили на посёлок, но жертв ни населению, ни помещениям они не принесли.

По сравнению с Чупой посёлок Лоухи подвергали сильной бомбардировке. Весь посёлок был сожжен. Осталось лишь незначительное количество домов.

В 1941 году в Чупе была закрыта школа, учить было некого и учиться некому.

В 1942 году школа уже работала. Насчитывалось около 300 учащихся. Учиться было трудно, столового пайка не хватало, у большинства не было теплой зимней одежды.

Но никто не жаловался на трудности. Во время войны особенно был нужен металлолом, поэтому ни один ученик не мог пройти мимо валяющейся консервной банки, не прихватив её.

В 1943 году был разработан пришкольный участок силами учащихся и учеников. Ни лошадей, ни машин не выделяли, навоз возили на санках из конюшни ранним утром, пока был наст, из лесу таскали жерди.

В школе была создана дружина из учащихся старших классов, которая во время воздушных налетов руководила эвакуацией учащихся из школы, дежурили на постах, чтобы в случае, если сбросят зажигательные бомбы, вовремя принять необходимые меры.

Если тревога была объявлена заранее, до появления вражеских самолетов, все учащиеся под руководством учителя и дружинников быстро уходили в лес. Но случалось и так, что гудят сирены, объявляя тревогу, и уже слышится рёв моторов в воздухе. В таких случаях учащиеся забирались под парты, а учитель под стол, чтобы уберечься от пулеметной очереди. Накануне праздников на общешкольном собрании избиралась делегация для поездки на фронт к шефам.

чупа поселок карелия промышленность

В школу часто приезжали гости с передовых позиций, рассказывали о фронтовой жизни. Нашими шефами были бойцы из батальона капитана Юсупова. Все бойцы этого батальона проявляли мужество, героизм в боях с белофиннами, в батальоне не было ни одного не награжденного бойца.

Учащиеся показывали им небольшие концерты. Школьные вечера устраивались самими учащимися, на вечера приглашали учителей. Таким образом, школьная жизнь не останавливалась.

С питанием было не очень туго. Население ловило рыбу, собирали ягоды и грибы. Мяса было очень мало. Все продукты отправлялись к бойцам на фронт.

Завершилась война, большая часть мужского населения Чупы не вернулась с фронта и опять женщинам и подросткам пришлось осваивать взрослые мужские профессии проходчиков, шахтеров, рыбаков, бульдозеристов, лесорубов и строителей. После войны в Чупу начали приезжать переселенцы из центральных регионов страны, возвращались эвакуированные. На рубеже 40 -х 50-х годов был дан новый старт развитию Чупы. Страна стала вкладывать средства в Чупинскую горную промышленность. В 1949 году объем добычи забойного сырца превысил довоенный уровень и достиг 1633 тонны. В период с 1949 по 1953 годы Чупинское рудоуправление было передано в ведение МВД, что позволило в сравнительно короткие сроки создать материально-техническую базу, осуществить развитие рудников и перейти с открытых работ по добыче слюды на подземные.

Тем временем об обычной жизни 50-х годов и труде чупинцев рассказывает безвестный автор нашего фотоальбома:

«… В результате упорной борьбы за выполнение взятых на себя обязательств, рабочие Рудоуправления достигли высоких показателей в первом году семилетки:

Производственный план выполнен на 114,01 %

Валовая продукция 105,3 %

Товарная продукция 109,2 %

Горная масса 109,6 %

Проходка 105,9 %

Промышленный сырец 104,1 %

Керамическое сырье 82 %

Итоги выполнения плана первого года семилетки по рыбозаводу:

Добыча рыбы-сырца 82,3 %

Выпуск готовой продукции в натуральном выражении 131,2 %

Выполнение плана по валовойпродукции 102 %

Выполнение плана по товарной продукции 110 %

Колхоз «Красная армия» - передовой. Бригада Богданова Григория Петровича - лучшая в рыбозаводе».

Военный и послевоенный период в истории посёлка Чупы не рассматривается как особо сложный. Посёлка война непосредственно не коснулась, не было разрушений. Само население испытало все сложности войны. Мужское население было на фронте. Женщины, люди старшего поколения продолжали работать, заготавливая лес, морепродукты, всё что шло на нужды страны. Школьники также помогали бойцам местного фронта. По окончании войны началось восстановление хозяйства района, получившее своё дальнейшее развитие в 1950-1960 годы.

Чупа в 1950-1990 годы.

Период послевоенного времени посёлка Чупа отмечен быстрым восстановлением хозяйства района. Этому способствовало увеличение численности населения за счёт переселенцев, бывших заключённых. В производство внедрялись новые технологии, расширялось использование машин и механизмов. В местной промышленности особо выделяется своими темпами развития лесозаготовка и деревообработка. Как указывалось в выдержке из воспоминаний о поселке Чупа П. Власова леспромхоз в Чупе организовался в 1923 г., и особое развитие он получил в послевоенное время. Так как леспромхоз был градообразующим предприятием, уделим внимание его развитию в послевоенное время. Валка леса производилась до 1957 года одними электропилами "К-5". В течение 1957 года заготовка лесоматериалов ведется электропилами, питающимися от передвижных электростанций "ПЭС12-200", половина заготовок ведется бензопилой "Дружба". В дальнейшем скоро весь леспромхоз будет переведен на "Дружбу". Так на лесопункте Амбарный заготовки ведутся уже полностью "Дружбой". Её преимущества - не требует для питания отдельной электростанции, так как имеет двигатель внутреннего сгорания, не надо кабеля, поэтому вальщик может быстро и свободно передвигаться по лесу, что очень удобно при лесосечных работах. До 1957 года Чупинский лесопункт был гужевым, вывозка на сплав производилась лошадьми. Лесопункт с годовыми заданиями не справлялся. В 1956 году было начато строительство грунтовой автомобильной дороги круглогодового действия в западном направлении от посёлка Чупа, где запас древесины составлял около 1 млн. куб. м. Было подсчитано, что если вырубать каждый год по 100 тысяч куб. м., то лесопункт может существовать 10 лет. В 1957 году лесопункт перешёл к вывозке древесины автомашинами "ЗИЛ-150"и"ЗИЛ-151". А в конце 1957 года в леспромхоз стали поступать первые автомашины "МАЗ-501", имевшие мощные дизельные моторы, с двумя ведущими мостами, высокой проходимостью, грузоподъемностью около 20 куб. м."МАЗ-501" работает на дешёвом дизельном топливе, в отличие от "ЗИЛ-150", который работает на дорогостоящем бензине. Грузоподъемность "МАЗ-501" была в 2 раза выше, чем у "ЗИЛ-150", в результате - было достигнуто снижение себестоимости материалов. В Чупинском лесопункте числилось около 400 человек рабочих. В 1960 г. в лесопункте имелись следующие автомашины: «…7-"МАЗ-501", 6-"ЗИЛ-150", и "ЗИЛ-151", 4 кузовные машины для перевозки рабочих, 21 трелевочный трактор "ТДТ-40" производства онежского тракторного завода (г.Петрозаводск), 4 автокрана "К-7"».

В Чупинском лесопункте и во всем леспромхозе уже в это время трелевка производилась по современной технологии производства: необработанными кронами-комлями вперед, что значительно сокращала количество обрубщиков сучьев, увеличивала их производительность и облегчала труд.

Вывозка леса производилась в хлыстах (деревья с не обрубленной кроной). Преимущества хлыстовой вывозки: сокращение расстояния трелевки, использование отходов, улучшение качества разделки древесины. Хлысты доставлялись на нижний склад который находился в Чупе. Раньше нижний склад принимал только древесину, сплавленную по морскому заливу; древесина на рейде сортировалась, выкатывалась при помощи механизмов на берег для последующей разделки и отгружалась для отправки потребителям. С организацией автомашиной вывозки построены разделочные эстакады, где хлысты разделывались на нужные сортименты, потом укладывались в штабеля и отгружались в вагоны. На лесобирже работа в основном была механизирована; разделка древесины производилась электропилами "К-5", погрузка долготья - автокранами и лебедками. Был произведён монтаж на нижнем складе секционных цепных транспортеров для погрузки сортаментов древесины, прежде погрузка производилась вручную.

В Чупе на нижнем складе было организовано шпалопиление. Шпалозавод выпускал до 350 шпал в смену. Шпалы шли для широколинейных железных дорог. Раньше здесь были механизмы: лебедки, электропилы и др., - питались они от передвижных электростанций "ПЭС12-200",что требовалось много механиков, расходовалось много горючего. В 1958 году перешли полностью на централизованное электроснабжение, что удешевляло и упрощало обслуживание механизмов. До 1958 года лесопункт не имел базы для обслуживания машин, они ремонтировались под открытым небом. В 1958 году была построена механизированная мастерская с централизованным отоплением. В мастерской были установлены различные станки: 2 токарных, 1 строгальный, 1 сверлильный, 1 фрезерный, 1 точильный. Была построена механизированная кузница, гараж и другие подсобно-вспомогательные помещения для обслуживания механизмов. Это ускоряло и улучшало ремонт механизмов, создавая нормальные условия для рабочих-ремонтников.

Лес Чупинского лесопункта шёл почти во все безлесные области Европейской части СССР. Крепёж шёл на шахты Донбасса, Подмосковья, пиловочник - в Латвию, Эстонию, Литву, Молдавию, Украину, в Москву, Ленинград, Мурманскую область, Якутию. Строительный лес использовался как для промышленности, так и для сельского хозяйства.

«Баланс, который был нужен для выработки бумаги, - еловый и сосновый, направлялся на Кондопожский и Сегежский бумкомбинаты, в Харлу (Сортавальский район) для выработки вискозной целлюлозы, - для капрона, искусственного шёлка».

Достаточно взглянуть на рапорты и старые газеты и становиться видно какой действительно не приписной и не показной подъем охватил жителей Чупы на рубеже 50-х - 60-х годов XX века. Экономика стала развиваться, и за труд стали платить настоящие деньги. Шахты стали разрастаться в глубину и ширь, требовалось всё больше рабочих рук. В течении нескольких лет было буквально уничтожено старинное село Кереть с 600-т летней историей, как бесперспективное (лесозавод был закрыт в 1968 г.), а так же многие сотни поморских сёл и деревень на берегах Белого моря в которых ещё хранились остатки поморского быта и культуры, только поляны заросшие травами напоминают сейчас о былом величии Новгородской вотчины. Шахтам нужны были шахтёры, леспромхозу трактористы и пильщики с вальщиками. И они нашлись. Чупа стала промышленным центром. В 1967 году была введена в эксплуатацию помольно-эксплуатационная фабрика (в дальнейшем переименованная в помольно-обогатительную фабрику) мощностью 50 тысяч тонн обогащённого молотого пегматита в год. В 1973 году в районе стал действовать Пяозерский леспромхоз. В 1984 году вновь создан Кестеньгский леспромхоз.

Чупа расцвела, превращаясь в столицу горной и лесной промышленности северной Карелии и одновременно становясь заложником созданного в ней промышленного центра - ГОКа (горно-обогатительного комбината) «Карелслюда».

В 70-е годы XX века в связи с программой строительства возникают новые дома, школы, магазины, смежные производства, открываются новые шахты с посёлками, наращивается производство, растет благосостояние жителей, появляются асфальтовые дороги, снабжение по 1-му разряду, большие зарплаты, приезжают в Чупу специалисты со всего союза, появляются личные автомобили. К началу 1980-х годов Чупа вступает посёлком городского типа, с населением в 7000 человек.

-е годы-это спокойная жизнь процветающего городка, видимо самое счастливое время для жителей Чупы, лучшее время за сотни тысяч лет этого региона. Богатейшее предприятие, развитая социальная сфера, свой пионерлагерь на Черном море, планы открытия бассейнов, строительства крупного яхт-клуба, горячего водоснабжения жилфонда.

В 1985 году в стране объявляется курс на социально-экономическое ускорение. Образуются первые кооперативы, предприятия переводятся на самоуправление, самофинансирование, хозрасчёт. Для крупных предприятий долгое время работавших за счёт государственного финансирования, снабжения нововведения получившие более широкое распространение в годы перестройки не оправдались. Выявлялись слабые звенья на производстве которые становились нерентабельными, в частности подсобные хозяйства. С началом оптимизации горнодобывающего и лесозаготовительного производства на рубеже 1980-1990-х годов начался упадок предприятий.

С наступлением девяностых годов на основе Чупинского ГОК «Карелслюда» было образовано несколько предприятий не раз менявшие свои названия. Фактически предприятие прекратило своё существование подкосившись как и страна с которой он был неразрывно связан. С благополучием градообразующего предприятия, рухнула экономика Чупы и быт жителей.

Слюда стала не нужна экономике в очередной раз, как и в XVIII веке. Закрылись и затоплены шахты. Остались многомесячные долги по зарплате. Талоны на всё. В Белом море стремительно падают уловы и закрывается до этого успешный рыбозавод. Окрестные леса вырублены, закрыт леспромхоз. Недоконченные и брошенные ГОКом стройки, разваливающиеся бараки напоминали посёлок после бомбардировки, как и другие закрытые поселки на рудниках. Дети поселенцев второй волны 50-х - 60 -х гг. начинают уезжать из шахтерского городка.

Кто не смог найти себя в другом месте попробовал стать предпринимателем, у кого-то получилось, кто-то не вписался в новые рыночные условия.

В советское время история Чупы неразрывно связана со становлениями научных объектов на побережье Белого моря. Наиболее крупным из них является Беломорская биологическая станция Зоологического института РАН (ББС) г. Санкт-Петербурга. История становления и развития в сокращении, по имеющимся материалам указанные в списке приведено в данной курсовой работе.

«Белое море начали изучать довольно давно, но первое время это были лишь экспедиционные работы преимущественно в летнее время. Стационарные исследования связаны с деятельностью биологических станций, первой из которых была Соловецкая биостанция Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, к сожалению, просуществовавшая на Белом море недолго: с 1882 по 1899 гг. В ХХ веке возникло ещё несколько биостанций, три из которых действуют по сей день: Беломорская биологическая станция МГУ, Морская биологическая станция СПбГУ и Беломорская биологическая станция Зоологического института РАН (ББС)».

Коллектив сотрудников был небольшим К.А. Алтухов, Л.А. Кудерский, В.М. Надежин, А.П. Николаев, М.Н. Русанова, Б.М. Тамбовцев, Л.М. Эпштейн и др.

Материалы собирали в весенне-осеннее время с судов «Испытатель» и «Профессор Месяцев» (с 1952 г.), а обрабатывали их зимой в Петрозаводске и Беломорске».

«Основными направлениями работы были: изучение гидрологических и гидрохимических характеристик моря, исследование видового состава, обилия и распределения беломорских организмов, а также анализ пищевых взаимоотношений различных обитателей моря (в основном рыб)».

Строительство станции началось в 1957 году. Несмотря на успехи экспедиционных работ, были необходимы мониторинговые круглогодичные исследования, которые можно осуществлять только при наличии стационара. С идеей его создания выступил В.В. Кузнецов. Его поддержали Карело-финский филиал и Зоологический институт АН СССР. В июне 1957 г. члены комиссии, возглавляемой А.Н. Световидовым, обошли на судне побережье моря, остановив выбор на Кривозерской бухте, расположенной вблизи мыса Картеш на выходе из губы Чупа Кандалакшского залива. Место было выбрано по ряду причин: достаточно глубокая бухта, прикрытая скалистыми берегами и островом от ветра и волн; значительное биотопическое разнообразие, обеспечивающее возможность сбора различных животных и водорослей; удаленность от промышленных предприятий и населенных пунктов; источник воды в виде глубокого и чистого озера. 17 июля 1957 г. Президиум АН СССР постановил создать ББС на новом месте и определил направление работ:

. изучение биологии и жизненных циклов основных представителей фауны и флоры Белого моря и их отличий от тех же видов населяющих другие морские водоемы;

. изучение сезонных, годовых и многолетних колебаний и изменений в характере основных биологических свойств и, в особенности, динамики численности ведущих представителей фауны и флоры Белого моря;

. изучение сезонных, годовых и многолетних колебаний в изменении условий жизни в Белом море для различных групп его населения.

Директором ББС был назначен В.В.Кузнецов, к сожалению, вскоре оставивший этот пост из-за болезни. 6 июля 1961 г. он скончался. Имя профессора Владимира Кузнецова присвоено новому научно-исследовательскому судну ББС. С 1962 по 1965 годы станцией руководила З.Г. Паленичко.

июля 1957 г. (через 2 дня после Постановления Президиума АН СССР) были начаты сборы гидрологических данных и проб планктона на разных глубинах от 0 до 65 м в стандартной точке вблизи мыса Картеш. С тех пор этот день считается датой второго рождения биостанции. Мониторинг экосистем пелагиали моря, начатый более 50 лет назад, продолжается до настоящего времени. Летом материалы собирают с борта судна один раз в декаду, а зимой - раз в месяц через прорубь во льду.

В 60-х годах на судах ББС были начаты комплексные съемки в Онежском и Кандалакшском заливах, значительно пополнившие фаунистические списки и выявившие сезонные и многолетние особенности распределения гидробионтов. В 70-80х годах начались многолетние мониторинговые исследования бентосных организмов, изучены жизненные циклы массовых беспозвоночных, а также запасы, распределение и динамика поселений мидий. Ихтиологи ББС Д.К. Дирин, П.Н. Ершов, О.Ф. Иванченко, Л.П. Криулин, Д.Л. Лайус, Ф.Б. Мухомедьяров и др. исследовали жизненные циклы, миграции, характер питания, структуру популяций и динамику численности многих рыб. Одновременно с этим проводились ихтиопаразитологические исследования Т.А. Гроздилова, В.Г. Кулачкова. В это же время были развернуты эксперименты по изучению соленостных и температурных адаптаций и процессов люминисценции. Этими работами руководил В.В. Хлебович, ставший в 1965 г директором вместо З.Г. Паленичко, а после передачи ББС в 1968 г. Зоологическому институту АН СССР - её заведующим, поскольку станция перестала быть самостоятельной организацией и была преобразована в лабораторию института.

Строительство жилого корпуса на ББС начали в 1965 году. В этот период были построены новый лабораторный корпус, ряд жилых зданий и линия электропередач, получены различное оборудование и новые научно-исследовательские суда «Картеш», «Ладога» и «Онега».

С середины 70-х по конец 90-х годов на станции развернулись научно-прикладные работы. «Опираясь на результаты фундаментальных исследований, сотрудники ББС (Э.Е. Кулаковский, Б.Л. Кунин, А.А. Сухотин, В.В. Халаман и др.) разработали и апробировали на практике биотехнологию культивирования двустворчатых моллюсков мидий, благодаря которой за 4-летний цикл выращивания можно получать от 100 до 300 т мидии с 1 га акватории. На основании этих работ были организованы хозяйства по выращиванию мидий на площади в 32 га». В эти же годы были разработаны и внедрены в практику методы повышения эффективности воспроизводства беломорской сельди с помощью искусственных нерестилищ и ловушек-нерестилищ. Результаты работ по марикультуре получили высокую оценку на выставках ВДНХ и ИНРЫБПРОМ.

В последнее десятилетие к ранее проводившимся работам добавились паразитологические исследования и изучение личинок беспозвоночных животных. В 1978 г. заведующим ББС была В.Г. Кулачкова, с 1982 по 2008 гг. - В.Я. Бергер.

В советское время беломорскую биологическую станцию Зоологического института (мыс Картеш) посетили многие отечественные и зарубежные учёные, преимущественно из соцстран. В начале 1970-х годов в планы посещения на ББС входил несостоявшийся визит тогдашнего президента АН СССР М.В. Келдыша.

В 80-х годах коллектив станции достиг максимума (62 человека), а затем начал сокращаться в соответствии с изменением отношения к науке в стране. На данное время в штате ББС, которой с 2008 г. руководит А.А. Сухотин, состоит из 37 человек.

В данном параграфе на примере Чупинского леспромхоза можно увидеть как развивалась лесозаготовительная промышленность. Возросла роль механизации производства, что облегчило условия труда рабочих. Такие же темпы развития наблюдались в горнорудном производстве. Строились новые шахты, разрабатывались карьеры. Всё это без машин и механизмов сделать было бы невозможно. В 1967 году была введена в эксплуатацию помольно-обогатительная фабрика ставшая центральным звеном горнорудного производства. С Чупой как с местом пребывания, шефством предприятий неразрывно связаны биологические станции Чупинской губы Белого моря научно-исследовательских институтов. Об одной из них Беломорской биологической станции Зоологического института РАН (г.Санкт-Петербург) было подробно рассказано в данном параграфе. Несмотря на изменившуюся экономическую ситуацию в стране в 1990 годы отразившуюся на Лоухский район и посёлок Чупа, главным фактором развития производства, улучшения жизни остаётся человек. От численности населения, образовательного уровня, трудовых способностей зависит успешное будущее района.

Заключение

В рамках поставленных задач исследования, в целом была рассмотрена история возникновения посёлка Чупа по которой можно судить о медленном, экстенсивном развитии первых поселений в Чупинской губе главным ремесленным центром которого было село Кереть, особенно когда во второй половине 19 в. развивалось лесопильное производство. Переломным этапом в истории региона (Чупинская губа) стало строительство Мурманской(Октябрьской) железной дороги до станции Кола, и как следствие развитие промышленного производства, лесозаготовительного и горнорудного. Центр производства переместился ближе к железной дороге. Вновь возродилась Чупа.

Выполняя поставленные задачи исследования было показано влияние основных социально-экономических преобразований на развитие Чупы. Так изучая имеющийся источниковедческий материал и литературу было установлено, что в XVIII веке в солеварении первым толчком к свёртыванию крестьянских промыслов в поморье послужило введение казённой монополии и установление высоких цен на соль. Это в свою очередь сказалось на рыбных промыслах: поморам стало невыгодно заготавливать солёную рыбу. Свёртыванию поморского солеварения также способствовало открытие богатых соляных месторождений на Урале.

К концу столетия промысел прекратил своё существование. С середины XVIII века практически прекратилась и добыча слюды, так как к этому времени резко возросло производство стекла в России.

Было установлено, что население проживая в трудных климатических условиях при отсутствии перспектив развития сельского хозяйства не имело возможности выращивания сельскохозяйственных культур, но имея определённые запасы полезных ископаемых в первую очередь слюды-мусковита, морских ресурсов и больших лесных массивов в регионе, производство специализировалось на слюдодобыче, промысле морского зверя и добыче морепродуктов, заготовки деловой древесины.

Характеризуя быт и жизнь народа населяющего Карельский берег в 18-19 века, что особенно характерно для рассмотренного времени когда не было развитого регионального разделения труда, централизации экономики, средств коммуникаций в стране (не считая водных путей) было сказано выше, что в первую очередь они находились в зависимости от климатических условий и уровня развития местной экономики, как правило патриархальной. Не последнюю роль имело и общественно-экономическое положение в стране на формирование сознания поморского населения. Была создана своеобразная поморская культура.

Был установлен вклад региона в экономическое развитие Карелии и страны в целом. Так поселение русских в северной Карелии сыграло положительную роль: осваивались новые, богатые рыбой и зверем территории, развивалось земледелие, зверобойный промысел, железоделание и солеварение. Усиливались экономические, торговые, культурные связи между русскими и карелами. Ведущим промыслом в XVI веке в поморье стало солеварение. Заметное место среди поморских промыслов и прежде всего в Керети, занимала добыча слюды-мусковита. В конце XIX века было организованно поставлено производство лесозаготовок и лесопиления, получившее особое развитие в советское время в период индустриализации страны и в послевоенное время. В новейшее время важное значение для экономики страны имела добыча слюды-мусковита и полевого шпата, из которого изготовлялись высококачественные керамические изделия, в том числе электротехнические. Особое развитие для экономики региона, его вклад в развитие республики и северо-запада страны в целом, было строительство Мурманской (Октябрьской) железной дороги. Развивались в регионе и научные исследования Белого моря. Первые научные изыскания относились к восьмидесятым годам XIX века, но особое развитие они получили во второй половине XX века когда были созданы Беломорская биологическая станция МГУ, Морская биологическая станция ЛГУ (СПбГУ) и Беломорская биологическая станция Зоологического института АН СССР. В этой работе была раскрыта история Беломорской биологической станции Зоологического института РАН (ББС) г. Санкт-Петербург.

Список источников и литературы:

I. Источники.

Архивные источники:

1. Архив ГОК «Карелслюда».

. Архив ОАО «Чупалес».

. Архив администрации п. Чупа.

. Архивы частного пользования (фотодокументы).

Документальные сборники:

. Акты социально-экономической истории Северо-Запада России XV-XVI века. Акты Соловецкого монастыря. Кн.1.1479-1571гг. -Л.: Изд-во АН СССР, Ленинградское отделение,1988.-577с.; Кн.2. 1572-1584гг. -Л.: Изд-во АН СССР, Ленинградское отделение,1990.-733с.

. Проблемы развития производительных сил Лоухского района Карельской АССР//Материал научно-практической конференции 28 апреля 1988г.(для служебного пользования) - Петрозаводск: Карельский филиал АН СССР, отдел экономики, 1988.-110 с.

II. Литература.

.Балагуров Я.А. Лесопильное производство Карелии в XVIII-XIX вв./Я.А. Балагуров//Учёные записки Карело-Финского ун-та. Т.3. Вып.1. Петрозаводск: Карело-Финский ун-т, 1949. С.3-25.

2. Бергер В.Я. Беломорская биологическая станция Зоологического института АН СССР. История возникновения и итоги научно-исследовательской деятельности за период с 1949 по 1987 гг./ В.Я. Бергер// Гидробиологические и ихтиологические исследования на Белом море. - Л.: ЗИН АН СССР. 1987. С.4-22.

. Бергер В.Я., Брязгин В.Ф. Об истории Беломорской биологической станции, созданной учёными Петрозаводска и Санкт-Петербурга/ В.Я. Бергер, В.Ф. Брязгин//. История Петербурга. 2007. № 3 (37). С. 27-31.

4. Боданин В. Северная «Фиваида»/В. Боданин. Север.2008.№3 -Петрозаводск. С.37-38.

. Витов М.В., Власова И.В. География сельского расселении Западного Поморья в XVI-XVII веках/М.В. Витов, И.В. Власова -М: Наука, 1974. -390с.

. История экономики Карелии: в 3-х кн. Кн.1. Экономика Карелии со времени вхождения края в состав единого Русского государства до Февральской революции. Конец XV- начало XX веков/ В.Г. Баданов, Н.А. Кораблёв, А.Ю. Жуков. -Петрозаводск: ПетроПресс, 2005. -192с.

. Кораблёв Н.А. Социально-экономическая история Карельского поморья во второй половине XIX века/Н.А. Кораблёв -Петрозаводск: изд-во «Карелия»,1981г. -391с.

. Кораблёв Н.А. Экономическое развитие Беломорской Карелии во второй половине XIX века/Н.А. Кораблёв//Исторические судьбы Беломорской Карелии -Петрозаводск: ПетроПресс, 2000г. -417с.

9. Малышев Г.В. Города и районы Карелии. Лоухи/Г.В. Малышев-Петрозаводск: изд-во «Карелия», 1981.-135с.

10. Первозванский И.В. Очерки по развитию лесного хозяйства и лесной промышленности Карелии/И.В. Первозванский// Вопросы рационального использования лесов Карелии -Петрозаводск: Карельский филиал АН СССР, отдел экономики,1981г. -372с.

. Сизов Е.С. Организация труда на северных слюдяных копях на рубеже XVII-XVIII вв. (По материалам Керетской волости Соловецкого монастыря)/Е.С. Сизов// Труды Московского историко-архивного ин-та. Т.16. М.: МИАИ, 1961. С.389-395.

12. Хлебович В.В. Картеш и около/ В.В. Хлебович - М.:WWF России, 2007. -72 с.

Похожие работы на - История поселка Чупа Республики Карелии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!