Нужны ли школьные обеды

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,82 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нужны ли школьные обеды














Исследовательская работа на тему:

Нужны ли школьные обеды

Подготовил: ученик 6 класса

Даутов Азат

Учитель - куратор:

Симкина Оксана Геннадьевна







Уфа - 2010 г.

Актуальность темы:

школьник питание калорийность продукт

- снижение успеваемости;

снижение умственной работоспособности;

снижение общего количества обедающих детей в школьной столовой.

Цель проекта: исследовать принципиальную необходимость школьного питания.

Гипотеза: четырехразовое питание школьника - обязательное условие его развития.

Методы исследования:

изучение литературы по теме;

собственные наблюдения;

опрос;

анкетирование;

эксперимент;

химический опыт;

математический расчет.

Нужны ли школьные обеды?

Научно-исследовательской и проектной деятельностью я занимаюсь не первый год: в первой работе я исследовал влияние солнца на распорядок дня и режим школьника, во второй - влияние окружающей среды на человека, так или иначе исследования и проекты касались экологии человека. Я решил продолжить в этом направлении и проследить, как на нас влияет питание.

Уроки, футбол на перемене, прогулки на свежем воздухе, подготовка домашнего задания, домашние обязанности - вот неполный список того, что мы успеваем за целый день. Но после школы испытываешь такое чувство голода, что ходишь за мамой по пятам. Так у меня возник вопрос: как часто и что надо есть, чтобы не испытывать такое нестерпимое чувство голода?

Вначале я обратился к медицинским источникам. Оказалось, что по медицинской статистике по Республике Башкортостан на первом месте по распространенности детских болезней (0-14 лет) - болезни органов дыхания, на втором месте - болезни органов пищеварения: хронический гастрит, холецистит, дискинезия желчных путей и другие. Причина - в неправильном питании. На третьем месте - болезни глаз.

По данным исследований, около 80% учеников недополучают витаминов и минералов и, как следствие, хуже успевают, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию школы приходят с целым букетом различных заболеваний.

О том, как и чем следует питаться подросткам, известно давно, а я решил изучить: так ли важно питаться в школе?

Каким же должен быть «умный» рацион учащегося, чтобы, с одной стороны, мы получали все необходимые организму вещества, выдерживали ежедневные физические и умственные нагрузки и учились на пятерки. А с другой, пища приносила бы не только пользу, но и удовольствие?

Наш организм работает непрерывно, даже во время глубокого сна постоянно расходуется энергия. Источник её - химическая энергия. Она выделяется из тех веществ, которые человек получает вместе с пищей.

Таким образом, пища является источником «строительного материала», без которого не мог бы происходить рост организма, а также источником энергии, необходимой для поддержки жизнедеятельности. Поэтому, по мнению медиков, школьникам рекомендуется 4-разовое питание. При этом на завтрак, обед и ужин в обязательном порядке должно быть горячее блюдо. Для растущего организма важно получать в достаточном количестве белок, кальций, фосфор и витамины. Так, в школе при обучении в 1-ю смену режим питания школьников следующий: 1-й завтрак - в 8.00 утра (20% общей суточной калорийности пищи); 2-й завтрак-в 11.00 утра (20% общей калорийности суточного рациона); обед и ужин-соответственно в 15.00 (35%) и в 20.00 (25%). На рисунке это представлено:

 

Общая калорийность питания школьника составляет в течение дня 1900-2400 для детей в возрасте от 7 до 11 лет, 2400-3000ккал для подростков от 11 до 15 лет, если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Вместе с учителем мы провели опрос одноклассников: чем они питаются утром дома. Итоги опроса вы можете увидеть в таблице:

Количество учащихся

Не успевают завтракать

Едят на бегу

Пьют чай с печеньем

Чай с бутербродами

Горячий завтрак дома

22

2

5

9

5

1


Таким образом, в лучшем случае завтрак школьника сельской школы состоит из печенья и чая. Понятно, что рацион сельского школьника зависит от доходов родителей и после сна абсолютно не хочется есть - организм еще не проснулся. Поэтому часто стараемся включить в завтрак как можно больше углеводов, то есть сладостей, (например, печенье), которые «отвечают» за умственную деятельность. Но готовясь к конференции, я узнал, что после обильного углеводного завтрака содержание глюкозы в крови резко повышается и через 1,5 - 2 часа резко снижается, а это может привести к появлению ярко выраженного ощущения умственной усталости.

Проведем простой химический опыт, чтобы выявить энергетическую ценность углеводного завтрака. Возьмем сахарозу и растворим в теплой воде, сахароза быстро растворяется и действительно повышает энергетический баланс. Проследим насколько усваивается он. Действительно, сахароза легко усваивается, но так же стремительно рассасывается, «сгорает», вызывая при этом резкое энергетическое снижение, а у человека это-упадок сил и даже плохое настроение. Таким образом, углеводный завтрак не навредит, но и не принесет вам необходимые килокалория завтрака.

Теперь, зная необходимое общее количество килокалорий и процентное соотношение завтрака, попробуем рассчитать: сколько мы должны получать килокалорий: оказалось, 625 за домашний завтрак. Сейчас посчитаем, сколько в среднем получает школьник килокалорий за домашний завтрак по проведенному опросу. Возьмем обычное печенье, на пачке которого указано: 100 грамм - 342 килокалорий. В пачке 10 печеней, мы съедаем в лучшем случае 6 штук плюс чай, получается около (55,4 чай плюс 205,2 печенье) 260,6 килокалорий, что почти на 360 килокалорий меньше положенных. А ведь школьник должен получать такое количество пищи, которое обеспечивало бы все энергетические затраты организма, правильный рост и развитие. Мыслительная, физическая деятельность забирает много энергии. При нашей активности домашний завтрак в 260 килокалорий расходуется быстро. Существует специальная таблица расхода калорий в зависимости от работы. Если сложить все, чем занимаемся, то получится в школе мы расходуем около 1800 килокалорий. А на завтрак организм получил лишь 260 килокалорий. Это приводит к возникновению различных школьных болезней: от задержки роста, анемии и дефицита массы тела до заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Таким образом, пища должна быть не только полезной и разнообразной, но и калорийной, ведь напряженная умственная и физическая деятельность детей школьного возраста предполагает существенные энергетические затраты.

Мы в школе должны учиться, это требует высокой умственной активности. Какая же учеба идет в голову, если хочется есть?

Дальнейшим этапом исследования стал эксперимент: мы с другом Самиром с разрешения родителей и под присмотром учителя два дня не обедали в школе. За эти два дня мы получили на двоих две оценки. Через неделю по тому же расписанию, но уже со школьным обедом мы получили на двоих пять оценок. В эксперимент включился весь наш класс. Во вторник с расписанием в пять уроков 22 ученика нашего класса получили 34 оценки: 22 - четверок и пятерок, 12 троек. Через неделю без школьного обеда мы с одноклассниками получили только 18 оценок: 12 - четверок и пятерок и 6 троек.

Вторник 5 уроков

Количество участников эксперимента

Общее количество оценок

«4» и «5»

«3»

С обедом

22

34

22

12

Без обеда

22

18

12

6


Эксперимент наглядно показал, что успеваемость класса снижается, и отказ от питания может стать одной из причин снижения умственной работоспособности и ухудшения восприятия учебного материала.

А если взять и посчитать в целом по школе?

Согласно постановлению главного санитарного врача Российской Федерации Геннадия Онищенко, в ежедневном рационе школьных обедов в обязательном порядке должны присутствовать 4 основных вида продуктов: молоко (или молочные продукты), сливочное масло, подсолнечное масло и мясные продукты. При этом здоровое питание школьника предполагает полное отсутствие жаренных горячих блюд, приблизительно 80% от общего числа мясных блюд должна приготавливаться непосредственно из мяса, а оставшиеся 20% из прочих мясных изделий либо колбасы.

Необходимые продукты для полноценного питания школьников.

Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем - белок растительного происхождения.

Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.

В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты: молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.

Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника. Норма потребления жиров - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.

Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: сливочное масло, растительное масло, сметану.

Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна.

Необходимые продукты в меню школьника: хлеб, крупы, картофель, мед, сухофрукты, сахар.

Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать для правильного функционирования и развития детского организма.

Витамин А содержится в таких продуктах: морковь, сладкий перец, зеленый лук, щавель, шпинат, зелень и др.

Витамин С содержится в таких продуктах: зелень петрушки и укропа, помидоры, красный болгарский перец, цитрусовые, картофель.

Витамин Е содержится в таких продуктах: печень, яйца, овсяная и гречневая крупы.

Витамин В содержится в таких продуктах: хлеб грубого помола, молоко, творог, печень, сыр, яйца, капуста, помидоры, бобовые.

В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

Теперь рассчитаем энергетическую ценность блюд школьных завтраков. 15 % суточного рациона приходится на школьные завтраки, осталось рассчитать по пропорции - должно быть 375 килокалорий.

Я попросил десятидневное меню школьной столовой. Так вот, если в понедельник меню: каша гречневая с маслом, чай с сахаром и хлеб, то в сумме это составляет 439,16 килокалорий.

При меню с макаронными изделиями, чаем и хлебом сумма килокалорий составляет 392. При пшенной каше на молоке, компоте из сухофруктов и хлебе - 500 килокалорий. Получается, что школьное питание значительно помогает нашему организму восполнять энергию, помогает бороться с нагрузками в школе.

Вот я и ответил на вопрос: так ли важны школьные обеды?

Да, важны, они подпитывают растущий организм питательными веществами, чтобы мы могли учиться и вести активную жизнь, а также повышают успеваемость. К вопросам питания детей во всех странах, во всем мире относятся очень и очень серьезно. Европейский союз Всемирной организации здравоохранения объявил к обязательному исполнению: каждому школьнику в школе завтрак!

Школьники, начиная с 6-х классов и старше, столовую не посещают. Причины здесь разные:

кто-то не в состоянии оплатить полную стоимость горячего питания - есть семьи с очень низким достатком, но они не попадают в разряд малообеспеченных;

кому-то из школьников не нравится меню, состоящее из определенных блюд, которые могут быть не всегда по вкусу;

может не нравится качество приготовления блюд или их оформление;

некоторым детям вследствие определенных заболеваний необходимо диетическое питание;

есть просто сладкоежки, они вместо горячего обеда потратят деньги на шоколадки в буфете, не задумываясь о пользе горячего питания.

Что же нужно, чтобы завлечь школьников в столовую?

) учитывать мнения учащихся при составлении меню;

) наряду с комплексными завтраками и обедами обслуживать школьников по меню со свободным выбором;

) организовать диетическое питание;

) можно организовать шведский стол;

) принимать комплексные заявки от классов;

) организовать учебу школьников по вопросам правильного питания;

) периодически вносить какие-то обновления в интерьер столовой (например, цветы, картинки).

Мое исследование к тому же имеет практическое применение. Я в ходе работы узнал, что с помощью правильного подхода к питанию, можно помочь организму справляться с нагрузками. Результаты моей работы можно использовать для проведения разъяснительной работы с родителями на собраниях и обучающимися, например, на тему «Польза горячего питания». С помощью данных занятий можно значительно увеличить количество учащихся, которые питаются правильно.

Опираясь на источники, я собрал Рекомендации «Помоги себе сам», которые сейчас вам с удовольствием дарю, потому что считаю, что любое исследование или проект должен быть полезен окружающим.

Рекомендации « Помоги себе сам»

1.      Если тебе предстоит трудная и нервная неделя, то лучше перейти на каши из овсянки, геркулеса и гречки.

2.      Если ты начинаешь замечать, что отчего-то вдруг стал вспыльчивым по поводу и без такового, то попробуй начинать утро с яиц, творога, котлет или бифштекса.

.        Если тебе трудно усваивать материал, ты все время все забываешь и никак не можешь сосредоточиться, то завтракать лучше молочными и кисломолочными продуктами, такими как молоко, кефир, творог, сыр. А употребление этих продуктов после овсяной каши и яйца всмятку можно считать идеальным.

.        Если же у тебя упорно портится настроение с утра пораньше или в течение дня, тогда поможет завтрак из яиц, салата из тертой моркови с курагой или абрикосами, можно съедать каждое утро одну веточку сельдерея.

.        А вот если у тебя совершенно нет сил подниматься по утрам, кружится голова в школе, и ты еле-еле доплетаешься домой, и чувствуешь постоянную вялость, тогда тебе подойдет завтрак из смеси орехов (грецкий орех, миндаль, фундук), кураги, изюма и меда. Можно добавить еще лимонный сок и мякоть кокосового ореха. Через сутки на морозе или в холодильнике, и твой завтрак готов!


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!