Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,98 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

казахский литература духовный нравственный школа

Нравственно-этические ценности являются важнейшей составляющей культуры, вне которой невозможно развитие современного общества. Поэтому задачи, стоящие перед современной школой, становятся приоритетными. Эта общепедагогическая задача в той или иной степени в настоящее время решается средствами всех учебных предметов, всей системой воспитательной работы школы.

В Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан записано, что возрождение и развитие самобытной культуры, традиций языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, является одной из важных задач.

Изменившаяся общественно-политическая обстановка служит основанием оздоровления школы, формирования нового мировоззрения, утверждения в сознании учащихся значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества и своего народа.

Предмету литература присуща ведущая роль в гуманизации образования. Отсюда ее главное направление, действенная функция и конечная цель: силами искусства слова в живой взаимосвязи всех средств воспитания растить настоящего Человека.

Уроки литературы один из многих аспектов воспитания, которые могут влиять на души наших детей, противостоять тем разрушительным воздействиям среды, которые ожесточают. Хотя изучению казахского языка сейчас уделяется большое внимание, недостаточно используется огромный потенциал казахской литературы. Это обусловлено тем, что обучение казахской литературе как в содержательном, так и в организационном плане было таким, что привело к пренебрежительному отношению учащихся к культуре казахского народа, глубоким пробелам в их знаниях, а отсюда к неполноценному развитию личности, к необъективной оценке исторического пути, пройденного Казахстаном. Известный ученый-фольклорист А. Затаевич говорил, что "не зная песен и кюев казахского народа, его разнообразного фольклорного богатства невозможно постичь глубину его души, специфику его мироощущения".

Не зная языка, обычаев, нравов коренного населения, всей красоты и духовного богатства казахской земли, нельзя суметь в себе выработать глубокое сознание принадлежности к этому краю, чувство высокого гражданского и патриотического долга.

В современных условиях на казахскую литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином Республики Казахстан. В общественной атмосфере сегодняшнего дня духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее республики.

Казахская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову.

Казахская литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса жырау, акынов, писателей исторических эпох.

В ней отразились основные знаменательные вехи истории народа, развитие его духовной и материальной культуры.

Изучение и освоение исторического опыта народа, сокровищ его духовной культуры, литературного наследия, пронесенных сквозь века и тысячелетия имеют первостепенное значение для современного молодого поколения.

Казахи, ровно как и другие народы мира, обладают неповторимой, самобытной материальной и духовной культурой, имеющей древнейшие истоки развития.

Наш народ внес свою лепту в мировую эпоху, искусство и литературу, вывел на историческую арену ученых, писателей и поэтов мировой величины.

Одной из важнейших граней богатой, веками складывавшейся духовной культуры казахского народа является его литература. Она рассматривается литературоведческой наукой в качестве составной части истории народа. Именно с этих позиций познается создание художественных произведений, литературный процесс в целом многообразие и этапы развития литературных направлений и изобразительных средств, творчество мастеров, оказавших непосредственное внимание на литературный процесс. История казахской литературы охватывает художественные творения, созданные казахским народом, с глубокой древности вплоть до настоящего времени.

В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, но самое главное - проблема души и духа отдельного человека и целого народа. Эта проблема стала центральной, доминирующей в курсе изучения казахской литературы в русской школе, а для этого сам курс по своему целеполаганию, содержанию, структуре предстает единым, целостным, подчиненным определенной идее, освещающей национальную самобытность, идеалы своего народа и родной литературы.

Современный школьник сейчас находится в таких жизненных условиях, стремительный динамизм и вопиющие противоречия окружающей действительности, какофония голосов различных религиозных учений и сект, агрессивный напор потока информации, компьютеризация, меняющая и расширяющая взгляд человека на мир, деятельность людей и нравственные ценности, которые, заставляя его бороться с деконструктивизмом собственных взглядов и мышления, интуитивно приводят к стремлению дойти до сути того или иного явления и в то же время охватить его в целостности.

Вместе с этим формируется мотивация к преодолению деперсонализации собственной личности. Все это вместе взятое создает предпосылки для формирования философского склада мышления. Поэтому стоит вопрос о диалектическом подходе и к школьному преподаванию литературы, приобщающего школьников к процессу развития художественной мысли родного народа.

Известный современный философ Е. Яковлев в своем выступлении "Искусство и религия" специально отмечает: как заметил известный английский философ, эстетик и искусствовед Герберт Рид, искусство и религия рука об руку выходят из темных времен предыстории и идут вместе на протяжении всей истории человеческой культуры. И мы видим, как в процессе функционирования человеческой культуры органически взаимодействуют художественное и религиозное сознание. Здесь существует художественно-религиозная целостность, причем в каждой культуре она приобретает своеобразные национальные, этические черты. Возникает система, художественно-религиозная система искусства создают неповторимую атмосферу бытия художественно-религиозной целостности данной культуры.

Исходя из этих взглядов, приходишь к выводу, что необходимо расширить представление учащихся об истоках литературы, как вида искусства.

Факт зарождения и развития казахской литературы с незапамятных времен несомненен, хотя известно, что казахи как этнос сложились в XIV-XV веках, материальное и духовное наследие, складывавшиеся в течение предшествовавших пятнадцати и более веков, не чуждо казахскому народу и имеет отношение к нему.

Известный казахский ученый Б. Кенжебаев, рассматривая историю казахской литературы, делит ее на этапы в следующей последовательности:

. Древняя литература (VI-XV века). Это литература древних исторических родоплеменных союзов и сообществ, частично вошедших в состав казахского этноса, общая и единая в своей основе для всех тюрков.

. Литература эпохи Казахского ханства (XV-XIX века). Собственно-казахская литература.

. Новая критическая, реалистическая казахская литература XIX века.

. Казахская литература начала XX века (1900 - 1920 г.г.).

. Литература казахского народа после 1917 года.

Именно эта периодизация легла в основу современных учебников по казахской литературе для школ с русским языком обучения.

Содержанием учебника 5-6 классов являются произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, сказки, обрядовую поэзию, эпос, легенды), поэтов, писателей XIX-XX веков, которые раскрывают перед учащимися в общем плане мысль о творческом, созидающем начале народа и отдельно человеческой личности.

Работая в такой системе, учащиеся разного звена привыкают к мысли, что истинно прекрасное не может кануть в Лету, оно вечно и живет с нами сегодня. Начиная с пословиц о труде, о Родине, о добре и зле, продолжая сказками о животных, волшебными и бытовыми, заканчивая легендами о Кожанасыре, стыдящим хозяина за его гостеприимство только по внешнему виду, или об Алдаре-Косе, проучившему баев за жадность и глупость и Жиренше, заставившего смутиться даже хана за свою глупость, учащиеся убеждаются, что добро побеждает зло, богатство человека создается его трудом, сохраняется благодаря уму, милосердие и человеколюбие украшает человека.

Произведения Абая, М. Дулатова, А. Байтурсынова, Б. Момыш-улы и других убеждает учащихся в том, что древность не дряхлеет, а дает новые импульсы для художественного творчества, есть "вечные" сюжеты и "вечные" образы.

Программа 6-7 классов построена по проблемно-тематическому принципу соблюдения хронологии. Скрытой "пружиной" шестого и седьмого классов является идея "изображение в литературе взаимоотношений человека с окружающим миром". Здесь важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром; как писатель в силу своего художественного таланта умеет передать неотвратимость действий этих законов, необходимость следования им, если человек хочет быть человеком, с осознанием своей самоценности как личности и с чувством самоуважения.

В учебниках хрестоматиях для 5-7 классов включены небольшие произведения, помогающие разобраться в нравственных проблемах взаимоотношений людей. Это ораторское искусство: Жиренше: "Д¿ниеде не ´лмейдi?" (Что вечное в мире?), Толе би Суд на вором, Что сладко, Суюнбай Аронов Жа¢сы мен жаман адамны ¢асиеттері (Качество плохих и хороших людей), С. Торайгыров Шыºамын тірі болсам адам болып (Стану настоящим человеком), М.Ауэзов К´ксерек (Серый лютый), М. Магауин Бір атаны баласы (Дети одного отца) и других.

Каждое из этих произведений раскрывает духовно-нравственное значение общечеловеческих законов. В результате изучения этих материалов учащиеся приходят к пониманию, что из всего сущего на земле только человек обладает даром слова, отсюда возникает особая моральная ответственность за произнесенные или написанные слова.

Читая и сравнивая различные произведения, учащиеся приходят к выводу, что устное творчество народа, открыло человеку правила его поведения и внутренней жизни, дала моральные и нравственные критерии оценки мысли и поступков, показало в своих героях идеал человека в его внешних проявлениях, а художественная литература заглянула в таинственный закрытый для других внутренний мир чувств и переживаний личности дало им авторскую оценку.

Поэтому перед учащимися стоит задача: увидеть, какие художественные способы и средства находит автор, чтобы высветить разнообразие душевных состояний героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое авторское видение сложной нравственной проблемы и характера персонажей.

С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирался на фундаментальный материал средних классов, но в отличии от них строился строго по хронологическому принципу: древнетюркская литература, литература XV-XVIII веков, литература XIX-XX веков.

Для 8-9 классов отобраны произведения "Большая надпись в честь Кюльтегина", "Книга отца нашего Коркута", "Огуз-наме", "Об искусстве поэзии" Абу Насыр аль-Фараби, Юсуф Баласагуни "Благодатное знание", Ахмед Югинеки "Подарок истин", Ахмад Яссави "Книга изречений", Асан Кайгы, Казтуган-жырау, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау, Тлеуке Кулеке¾лы (Шал акын), Махамбет Утемисов, Дулат Бабатайлы и другие.

Древнетюркская литература объединяет в себе религиозное фольклорное начало, поэтому изучение ее в предполагаемой системе является, с одной стороны, серьезным завершением и обобщением изученного в средних классах и, с другой стороны, подготавливая учащихся к более глубокому восприятию литературы Нового времени.

Использование материала уроков литературы в духовно-нравственном воспитании старшеклассников возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по казахской литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач.

Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и казахской литературы в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям.

Целенаправленная работа на уроках литературы и внеурочной деятельности по изучению традиций как социально значимого, ценностного ориентира для школьников является основной предпосылкой оптимального использования воспитательного духовно-нравственного потенциала литературы как школьного предмета.

Педагогическими условиями, способствующими активизации процесса духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов на уроках и во внеурочной деятельности, являются: опора на ценностный потенциал содержания образования, сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания литературы как предмета, формирующего духовную сферу человека.

Воспитательные возможности уроков литературы увеличиваются пропорционально тому, насколько учитель способствует организации и развитию реального жизненного, духовно-нравственного опыта старшеклассников на основе чтения, обучения, деятельности, творчества во взаимодействии и координации усилий с учителями других учебных предметов, родителями, общественными, культурно-просветительскими организациями, учреждениями дополнительного образования.

В современном обществе отсутствие нравственных ориентиров и принципов в воспитании, насаждение средствами массовой информации чуждого и аморального образа жизни, отсутствие воспитания благочестия, целомудрия, праведности, любви, уважения к честному труду - вот далеко не полный перечень, свидетельствующий о духовно-нравственном состоянии детей и молодежи. Поэтому ведущее значение в содержании современного духовно-нравственного просвещения и образования детей и молодежи должны иметь общенациональные ценности народной культуры. Такие общенациональные гражданские идеалы и ценности, составляя основу семейного и общественного духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи, присутствуют в любом динамично развивающемся социуме, придают ему мобильность, обеспечивают расширенное воспроизводство демографического, культурного потенциалов.

Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что в содержании учебников по казахской литературе для учащихся 10-11 классов наряду с произведениями поэтов эпохи Зар Заман, XIX века, Ш. Уалиханова, Ы. Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Жамбыла Жабаева введены впервые произведения нашего замечательного поэта, ученого, лингвиста, публициста Машхура Жусупа Копеева.

Творчество Машхура Жусупа недостаточно изучено в литературоведении. То, что мы знаем сегодня о поэте благодаря внуку и правнукам Машхура Жусупа Копеева, которым удалось сберечь бесценное наследие великого предка.

Стоящий на одном ряду с Абаем, Шакаримом, Машхур был поэтом, мыслителем, ученым. Он обладал глубокими знаниями не только в области религии, но и астрономии, истории, медицине, прекрасно знал восточную литературу, собрал и оставил нам, потомкам, наряду со своими произведениями, многие редкие образцы казахской устной литературы и восточной литературы.

Что волновало Машхура, о чем он писал? Будучи глубоко религиозным человеком недюжинными способностями воздействия на окружающих, а его считали святым - к нему приезжали со всех мест лечиться, послушать, прикоснуться, Машхур писал стихи, в первую очередь религиозного толка. Он распространял ислам через свою поэзию, его слушали часами, у него учились пониманию мира, восприятию Вселенной через призму религии. Но его волновало и другое - социальная несправедливость, неграмотность, бездействие власть имущих. Популярны в народе были его стихи ("Разница днем и ночью") "К¿ндіз бен т¿нні айырмасы", где содержится критика общества: днем кто - беден, кто - богат, кто - насильник, люди равны только ночью, ибо все спят, равенство - только во сне, а не наяву. Показательна в этом плане для старшеклассников притча о слепом, глухом, и голом в книге "Хал-ахуал", которые видят, слышат и прикрывают одеждой только, то что, им выгодно, обнажая при этом свое нутро. Очень поучительны его "Чудо долгожительство", "Кому принадлежит Сарыарка?" и другие произведения.

В годы советской власти были попытки арестовать Машхура за религиозность произведений, разгромили в 1952 году его мавзолей, где тело поэта не подвергалось тлению в течение 21 года. Его произведения то издавались, то запрещались. Вновь печататься он стал только в последние полвека - труды Машхура вошли в Вузовские учебники в 1959. Его "Шайтанны саудасы, ("Торг чертей") вошел в школьную программу 10 класса "Встречает пророк Гайса (Иисус) на ярмарке сатану и спрашивает: "Люди привезли сюда товары. А чем ты будешь торговать?" Сатана отвечает: "У меня товар - на пяти ишаках и десяти мулах. В цене сейчас - алчность, зависть, высокомерие, насилие..." - "Но кто же их купит?" - "Алчность купят богачи, зависть - муллы, высокомерие - властители..."

Машхура Жусупа волновали социальная несправедливость, неграмотность, бездействие власть имущих. Противоречивость творчества Машхура Жусупа выразилась в обличении ханжества мулл, с одной стороны, и проповедование идеологии ислама, с другой стороны, а так же в негативном отношении к социально политическим переменам, происшедшим после присоединения Казахстана к России. "Машхура смело можно назвать классиком, - говорит доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой казахской филологии ПГУ Куандык Жусiп, внук Машхура Жусіпа К´пейлы, - от рядовых поэтов классиков отличают образность, емкость, бесценное содержание их произведений, благодаря чему они становятся незабвенными". В двустишьях и четверостишьях Машхура целая философия. Глубоко философичны, назидательны следующие четыре строчки:

"Жаяу ¢ыл нпсiндi ат¢а мiгiзбей ба¢,

Мiне ¢алса жорт¢ызып желгiзбей ба¢.

¥зiн ´зi баºуºа к´п, ³л керек,

К´з соынан конiлдi жiргiзбей ба¢."

Мораль такова: не иди на поводу у своих желаний, уж если что - знай меру. Найди в себе силы, что бы побороть тягу к тленному (чужому, запрещенному и прочее) и ограничиться его созерцанием... Тут предостережение от алчности - не красть, не брать взятки, не гоняться за выгодой, не покушаться на чужое, а сохранять достоинство, честь.

Вообще Машхур Жусуп был прекрасным знатоком фольклора, он перевел и сохранил для нас много образцов казахской устной литературы. Весьма интересны его астрономические наблюдения, суждения по медицине. Сегодня творчество поэта активно исследуется филологами лингвистами, философами и историками. Произведения, созданные литератором, имеют огромную духовную ценность.

В заключении хочется сказать, что в основе духовно-нравственного воспитания школьников на уроках казахской литературы лежит единая образовательная система, строящаяся на широкой культурологической базе, предусматривающая отбор материала, доступного детям, имеющая четкую структуру, отвечающая современным дидактическим требованиям. Уроки литературы, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствуют их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру.


1. Н.К. Сариева. Методика преподавания казахской литературы в школах с русским языком обучения. - Алматы. 2002.

. Нравственное воспитание. - Москва. "Мысль". 1979.

. Адамгершілік саба¢тары. - Алматы. 2001.

. М.Ж. К´пеев. Тандамалы. 1 том. - Алматы. 1990.

. Г.К. Жесіпова. Машhуртану белестері. - Павлодар. 2005.

. Е. Жесіпов. Машhур-Ж¿сіп ж³не шыºыс руханияты. - Павлодар. 2003.

. Е.Т. Яковлев. Искусство и религия. // Вопросы философии. - 1996. - №2

. Н. Килимбетов. Древний период истории казахской литературы. - Алматы. "Санат". 1998.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!